Матрица развития формальных и неформальных институтов
Скорость институциональных изменений Векторы институциональных изменений
однонаправлены разнонаправлены
Совпадают Формальные и неформальные институты эффективны. Ловушки маловероятны Вероятность появления институциональных ловушек высока
Различны Вероятность появления институциональных ловушек присутствует Вероятность появления институциональных ловушек высока
экономической культуры, базирующейся на либеральных ценностях. Возможность сгладить противоречия между экономической культурой восточного типа и стремлением приблизиться к Западу на макроуровне появится при максимальной открытости российского общества, интенсивных экономических и культурных контактах с индустриально развитыми странами Запада. Такое «культуртрегерство» позволит привить нормы и ценности западной экономической культуры не только элите, но и массовым слоям населения. Таким образом, экономическая культура является своего рода мостом между религией, историей и географией страны, с одной стороны, и предпочтениями и неформальными институтами, с другой стороны.
Не исключено, что имеет смысл поиск возможностей формирования и изменения ментальных моделей православных принципов миропонимания. При этом эффективный способ формирования и корректировки ментальных моделей - образование. Необходимо формирование негативного образа теневой экономики, осуждение занятия теми видами хозяйственной деятельности, которые связаны с нарушением закона.
Таким образом, культура выступает неким внутреннем «стражем порядка» в каждом человека. Этот «страж порядка» обретается в течение жизни. Общество должно взращивать его в каждом человеке, знакомя со всем сводом «правил игры» социокультурного бытия и обозначая границы нормального и маргинального поведения. Только такое общество является безопасным с точки зрения теневой экономики.
1. Агарков Г.А. Бизнес и государство: актуальные проблемы взаимодействия // Экономика региона. 2010. № 1.
2. Барсукова С.Ю. Теневые правила взаимоотношений политиков и предпринимателей // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011. Т. 3. № 3.
3. Бренделева Е.А. QWERTY-эффекты, институциональные ловушки с точки зрения теории трансакционных издержек // Экономика, социология, менеджмент: федеральный образовательный портал. URL: http://www.ecsocman.edu.ru.
4. Войтов И.В. Экономическая культура как фактор стабильности современного российского общества (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук. М., 2011.
5. Восканян М. Русская ментальность в организационной культуре: алгебра и гармония // Живой футурологический журнал «Золотая утопия». URL: zolutopia.ru.
6. Глазьев С.Ю. Конкурентные преимущества российской культуры хозяйствования // Личный сайт С.Ю. Глазьева. URL: http://www. glazev.ru.
7. Каткова М.А. Оценка измерения параметров институциональной недостаточности неравновесной экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (54). С. 12-16.
8. Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999.
9. Лукин А.С., Кублин И.М. Основные теоретические подходы к организации взаимодействия властных и предпринимательских структур // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 5 (53). С. 18-24.
10. ПолищукЛ. Нецелевое использование институтов: причины и следствия // Вопросы экономики. 2008. № 8.
11. Предборский В.А., Кунцевич В.П. Кризисное, дисфункциональное развитие как объект теории теневой экономики // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2013. Т. 4. № 4.
12. Сухарев О.С. Институциональное планирование, траектории институционального развития и трансакционные издержки // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2012. Т. 4. № 3.
13. Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации / под ред. А.И. Татаркина, В.Ф. Яковлева. М., 2004.
14. Теория и практика институциональных преобразований в России: сб. науч. тр. / под ред. Б.А. Ерзнкяна. Вып. 21. М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
15. Цветкова Г.С. Диалектика формализованных и неформализованных институтов рынка // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2011. № 4.
[email protected] Марина Николаевна Яшина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338(100) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКО-СЛОВАЦКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Исследование направлено на изучение торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Словацкой Республики, анализ и оценку перспектив дальнейшего сотрудничества. В начале 1990-х гг. словацкая эко-
номика пережила период значительного спада и успешно перешла к новой модели развития, что позволило стране стать одним из ведущих производителей автомобильной промышленности на текущий момент. В современных условиях для национальной экономики России данный опыт является крайне интересным и может способствовать развитию как национальных предприятий, так и межгосударственного сотрудничества и кооперации. Определены перспективные направления для развития торговых отношений, что предполагает активное развитие и наращивание потенциала и конкурентоспособности страны.
Ключевые слова: Российская Федерация, Словацкая Республика, экспорт, импорт, конкурентоспособность, товарооборот, кластеры.
M.N. Yashina
PROSPECTS OF RUSSIAN-SLOVAK ECONOMIC
COOPERATION
The paper studies trade and economic cooperation between the Russian Federation and the Slovak Republic and analyzes and assesses the prospects for further cooperation. At the beginning of the 1990s the Slovak economy experienced a significant decline and later successfully moved to a new economic development model that has allowed the country to become one of the leading manufacturers in the car industry at the moment. The Slovak experience is highly relevant and interesting for the Russian economy and can be used for the development of domestic industries as well as international cooperation. The author identifies promising areas for the development of trade relations which implies realizing the potential and competitiveness of the Russian economy.
Keywords: Russian Federation, Slovak Republic, export, import, competitiveness, trade turnover, clusters.
В современных условиях функционирования глобального рынка, мировой конъюнктуры, достаточно сложной международной политической обстановки очень важно поддерживать и развивать связи с историческими партнерами, соседями. Российская Федерация и Словацкая Республика являются такими партнерами, и для обеих стран сейчас очень важно и нужно сохранить существующий уровень взаимодействия, а также продолжать работу по развитию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в традиционных сферах взаимодействия. Сюда следует отнести сферу энергетики, машиностроения, пищевой и химической промышленности. Кроме того, Россия и Словакия активно взаимодействуют в сферах фармацевтики, металлообработки, образования.
Надо отметить, что сейчас сложилась достаточно неоднозначная ситуация с точки зрения политических и экономических взаимоотношений указанных стран. Словакия, как член Европейского союза, придерживается общеевропейской политики, разрабатываемой Брюсселем. Это значит, что формально Словакия должна поддерживать экономические санкции, введенные Европейским союзом. Однако географическое положение Словакии, давние и высокоразвитые взаимоотношения с Россией делают это достаточно сложным. Более того, для Словакии, да и в целом для всего Европейского союза, сотрудничество России и Словакии является стратегически важным с точки зрения транзита нефти и газа в Западную Европу непосредственно через территорию Словакии.
Для определения перспективных направлений взаимодействия России и Словакии необходимо провести анализ основных отраслей промышленности Словакии, проанализировать динамику товарооборота двух стран и на основе полученных данных сделать соответствующие выводы.
В настоящее время в Словакии активно развиваются автомобиле- и машиностроение, сфера производства
электроники, химическая промышленность и сфера информационных технологий. Это обусловлено наличием хорошей инфраструктуры, квалифицированной и недорогой рабочей силы, относительно низким уровнем бюрократии. Безусловно, важную роль сыграла и государственная политика. Так, инвесторы на текущий момент освобождены от уплаты части налогов, для них разработана ускоренная процедура оформления необходимых документов, предоставляются государственные гарантии, а также возможность инфраструктурных инвестиций. Данные факторы позволили стране привлечь значительные инвестиции и сделать тяжелую промышленность и машиностроение основными и быстро развивающимися секторами экономики. В структуре экспорта Словакии продукция данных отраслей занимает более 50%. По данным статистики, на сегодняшний день Словакия является крупнейшим в мире производителем автомобилей на душу населения.
С целью привлечения инвесторов в Словакии организовано 37 промышленных парков, включающих необходимые технические и логистические элементы инфраструктуры и готовых к приходу инвесторов, а также активно функционирует порядка 14 кластерных организаций (табл. 1). Из них 9 кластерных организаций функционируют в технологической сфере и 5 в сфере туризма. Все кластерные организации были созданы по инициативе региональных муниципалитетов, администраций краевых центров и предпринимателей без участия правительства Словакии.
На сегодняшний день в Словакии работают такие мировые гиганты, как немецкий Volkswagen, корейская Kia Motors, французский Peugeot, которые производят около 500 000 единиц продукции в год. Кроме того, ядро экономики составляют американская корпорация USSteel, производитель бытовой техники Whirlpool, норвежский алюминиевый холдинг, а также компании Sony и Samsung.
Таблица 1
Кластерные организации Словакии
№ Кластерная организация Сфера деятельности Месторасположение Дата создания
1 Первый Словацкий машиностроительный кластер (1st Slovak Engineering Cluster) Машиностроение Банскобистрицкий край, г. Детва 04.11.2008
2 Автомобильный кластер (Западная Словакия) Автомобилестроение Трнавский край, г. Трнава 07.12.2007
3 BITERAP 1Т Кошицкий край, г. Кошице 30.11.2004
4 Кластер электроники (Западная Словакия) Электротехническое машиностроение Трнавский край, г. Галанта 23.05.2008
5 Энергетический кластер (Западная Словакия) Электроэнергетика Трнавский край, г. Трнава 02.12.2009
6 Кластер передовых технологий и исследований (ClusterAT+R) Автоматизация, роботостроение Кошицкий край, г. Кошице 14.08.2010
7 Кошицкая IT долина 1Т Кошицкий край, г. Кошице 06.03.2007
8 Словацкий кластер пластмассы Полимерные технологии Нитранский край, г. Нитра 23.03.2009
9 Z@ict 1Т Жилинский край, г. Жилин 30.06.2008
10 Туристический кластер (Западная Словакия) Туризм Трнавский край, г. Трнава 01.12.2008
11 Кластер Липтов Туризм Жилинский край, г. Липтовский-Микулаш 08.08.2008
12 Кластер Орава Туризм Жилинский край, г. Долный-Кубин 05.08.2008
13 Кластер Туриек Туризм Жилинский край, г. Мартин 07.07.2009
14 Балнеа Кластер Дубинце Туризм Банскобистрицкий край, г. Дубинце 06.06.2008
Сост. на основе данных [22]
Традиционным сектором экономики Словакии является сельское хозяйство, на которое приходится в среднем 3,5% ВВП. Основу данного сектора составляет производство пшеницы, кукурузы, картофеля, сахарной свеклы, фруктов и подсолнечника. Также разводится крупнорогатый скот, птица, овцы и свинина [15].
Российская Федерация занимает 3-е место среди торговых партнеров Словацкой Республики после Германии и Чехии. Словакия, в свою очередь, входит в двадцатку основных торговых партнеров России.
По данным российской таможенной статистики, российско-словацкий товарооборот по итогам января-декабря 2014 г. составил 8 059 млн долл. (что на 14,2% меньше показателя за аналогичный период 2013 г.).
Динамика товарооборота России и Словакии представлена на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что начиная с 2012 г. идет постепенное снижение товарооборота России и Словакии. На данный процесс, безусловно, повлияла общемировая ситуация и последний экономический кризис, который привел к снижению общемирового товарооборота. Однако, прежде чем делать детальные выводы, необходимо посмотреть на динамику и структуру российско-словацкого экспорта и импорта. Экспорт российских товаров в Словакию за январь-декабрь 2014 г. составил 5195,8 млн долл. (что на 11,3% меньше, чем за аналогичный период 2013 г.). Динамика экспорта российских товаров в Словакию с 2008 по 2014 гг. представлена на рис. 2.
Рис. 1. Товарооборот России и Словакии в 2008-2014 гг., млрд долл. Источник: данные ФТС РФ. URL: http://customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=20494&Itemid=1976
Рис. 2. Экспорт России и Словакии в 2008-2014 гг., млрд долл. Источник: данные ФТС РФ. URL: http://customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=20494&Itemid=1976.
Из рис. 2 видна определенная динамика изменения стоимостных объемов экспорта из России в Словакию. Однако данная динамика обусловлена прежде всего изменениями мировых цен на энергоресурсы, а также снижением объемов поставок. Основными товарами, поставляемыми из России в Словакию, являются энергоносители и минеральное сырье, в том числе природный газ, нефть, ядерное топливо, каменный уголь, железная руда (рис. 3). Российские поставки энергоресурсов покрывают 90% потребности Словакии.
Традиционно основу российского экспорта в Словакию составляет поставка российского газа и нефти в/через Словакию. В ноябре 2008 г. были подписаны долгосрочные контракты на период до 2029 г., предусматривающие поставки газа в объеме до 6,5 млрд куб. м в год. Объем поставок 2013 г. составил 5,4 млрд куб. м, (в 2012 г. -3,6 млрд куб. м), транзит - 39,9 млрд куб. м (в 2012 г. -36,3 млрд м) (рис. 4) [12; 16]. Транзитные поставки российской нефти через территорию Словакии осуществляются начиная с 1999 г. и составляют до 6 млн т ежегодно.
В Минеральные продукты
В Продукция химической промышленности
В Металлы и изделия из них
У Машины. Оборудование. Транспортные средства
Рис. 3. Товарная структура российского экспорта в Словакию январь-сентябрь 2014 г., % Источник: Центральный банк России. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/sk/sk_ru_relations/sk_ru_trade/
Рис. 4. Объем поставок российского газа в Словакию в 2002-2013, млрд куб. м Источник: URL: http://slovakia.mid.ru/torgovo-ekonomiceskoe-sotrudnicestvo.
Очень интенсивным и перспективным является российско-словацкое сотрудничество в области атомной энергетики. В ноябре 2014 г. словацкая компания ЭЬуепБке Е!ейгагпе подтвердила свои намерения о продлении контракта с российской ОАО «ТВЭЛ» на поставку ядерного топлива для словацких АЭС «Ясловске Богунице» и «Моховце». В 2012 г. ОАО «ТВЭЛ» осуществил поставку ядерного топлива в Словакию на сумму 123 млн евро, что стало рекордной цифрой [12; 18]. Кроме того, компания ЗАО «Атомстройэкспорт» принимает участие в сооружении реакторной части и достройке 3-й и 4-й АЭС «Моховце», а также продолжает со-
трудничество по выводу из эксплуатации остановленных энергоблоков АЭС «Ясловске Богунице» [3].
Рассмотрим структуру товарного импорта с территории Словацкой Республики в Российскую Федерацию. Импорт товаров за январь-декабрь 2014 г. составил 2863,6 млн долл. (что на 19% меньше, чем за аналогичный период 2013 г.). Динамика импорта словацких товаров с 2008 по 2014 гг. представлена на рис. 5.
Основу товарного импорта из Словакии в Россию составляют продовольственные товары, машины, оборудование, транспортные средства, минеральные продукты, древесины, металлы и др. (рис. 6).
Рис. 5. Импорт в Россию из Словакии в 2008-2014 гг. Источник: данные ФТС РФ. URL: http://customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=20494&Itemid=1976
Минеральные продукты; 0,5
Древесина и целлюлозно-
бумажные .изделия; 0,6
Продовольственные товары и с/х сырье; 0,8
Машины. Оборудование. Транспортные средства; 82,5
Текстиль,
Рис. 6. Товарная структура импорта словацкой продукции в Россию за январь-сентябрь 2014 г., % Источник: Центральный банк России. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/sk/sk_ru_relations/sk_ru_trade/
В 2014 г. произошло достаточно серьезное снижение импорта из Словакии на территорию Российской Федерации. Прежде всего это связано с введением продовольственного эмбарго Российской Федерацией в ответ на экономические санкции. Под действие санкций попали такие товарные позиции, как мясная, молочная, а также рыбная продукция, которые ранее закупались в Словацкой Республике [23]. В результате закупка продовольственных товаров сократилась на 21,98%, в том числе живых животных - на 92,7%. Кроме того, отмечается сокращение закупки древесины и целлюлозно-бумажных изделий на 39,4%, текстиля - на 15,8%, машин и оборудования - на 13,2%. В то же время Российская Федерация увеличила закупку минеральных продуктов, металлов и изделий их них в среднем на 50% за аналогичный период [21].
Российская Федерация и Словацкая Республика активно развивают сотрудничество в области промышленности, что для нас является крайне интересным и перспективным аспектом взаимодействия стран.
Начиная с 2011 г. идет успешное взаимодействие ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» и словацкой компании Tatravagonka по производству тележек BarberS-2-R моделей 18-9810 (с осевой нагрузкой 23,5 тс) и 18-9855 (с осевой нагрузкой 25 тс) [9]. Первые вагоны нового типа были выпущены в начале 2012 г., а в 2013 г. Объединенная Вагонная Компани и АО Tatravagonka запустили совместное предприятие АО Railway Casted Components по производству крупного литья тележек Barber для подвижного состава колеи 1520 мм. Данное производство расположено в городе Праковце (Словакия) и обладает производственной мощностью в 3 600 ваго-нокомплектов в год. То есть данный проект сможет обеспечить более эффективную работу российских производителей на пространстве стран СНГ, а также Балтии, Монголии и Финляндии и комплектацию подвижного состава, предназначенного для эксплуатации на пространстве колеи 1520 мм [11; 13].
Интересным примером взаимодействия России и Словакии является сотрудничество словацкой компании Konstrukta-Industry с российским ОАО «Нижнекамскши-на». Так, в период с 2006 по 2013 гг. был реализован ряд инвестиционных проектов по поставке, монтажу и пуску в эксплуатацию оборудования для производства герметизирующих слоев, протекторов, боковин, оборудования для разбрызгивания смазки на невулканизированные шины, а также проведена модернизация линии раскроя и стыковки металлокорда [21].
Крупнейшим совместным российско-словацким проектом является запуск в 2005 г. совместного предприятия «Матадор-Омскшина» с уставным капиталом более 101 млн руб., распределенного между российской и словацкой сторонами в долях 50/50. Продукция предприятия пользуется большим спросом на рынках России, стран СНГ, Казахстана и стран Балтии. Кроме того, совместное предприятие стало первой в истории российской компанией по производству резино-технической продукции, получившей сертификат качества ISO 9002-94. ЗАО «Матадор-Омскшина» сотрудничает со многими представителями автостроительной промышленности, в частности поставляет свою продукцию АО «АвтоВАЗ». С 2005 г. входит в состав холдинга « Кордиант» [10; 17].
Сотрудничество группы «Матадор» с российскими предприятиями продолжилось в 2012 г. с приходом на территорию Нижнего Новгорода компании Volkswagen. Между ООО «Матадор Аутомотив Рус» и ОАО «Группа ГАЗ» был подписан договор аренды производственного корпуса. Данный корпус был реконструирован и в мае 2013 г. введен в эксплуатацию, начат выпуск первой продукции. В настоящее время предприятие производит каркасы панелей приборов для автомобилей Skoda Yeti, Skoda Rapid, Skoda Octavia, Volkswagen Jetta и Mercedes Sprinter [21].
На территориях Российской Федерации и Словацкой Республики реализуется еще более 40 совместных инвестиционных проектов, в том числе: проект запуска производства автобусов компании ООО TROLIGA BUS (Свердловская область); проект продления широкой железнодорожной колеи от Кошице (Словакия) до Братиславы и Вены (Австрия) компанией ОАО РЖД; проекты сотрудничества в сфере производства продукции военного назначения для нужд Словакии и др.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о достаточно прочном и налаженном экономическом взаимодействии России и Словакии. Для словацкой экономики характерна развитость отрасли тяжелой промышленности и машиностроения, что проявляется в высокой степени конкурентоспособности данной продукции на мировом рынке. В текущей ситуации для российской экономики сфера машиностроения является наиболее уязвимой, и в то же время именно машиностроение должно стать основной движущей силой развития российской экономики в будущем.
Безусловным плюсом инвестиционной привлекательности Словакии для западных инвесторов является членство страны в Европейском союзе, НАТО, а также переход в 2009 г. на евро. Однако этому предшествовали достаточно успешные внутренние реформы, которые с определенной адаптацией могли бы быть использованы для реформирования российской национальной экономики.
С 2000 г. правительство Словакии приняло закон, способствующий привлечению иностранных инвестиций. Согласно данному закону срок корпоративного освобождения от налогов был увеличен с пяти до десяти лет, начиная с первого года получения прибыли. Кроме того, был отменен закон о стратегической приватизации. Данный закон запрещал приватизацию ряда государственных компаний, включая банки, монопольные газовые компании, а также компании в сфере страхования, телекоммуникаций и энергетики. Новый закон запрещал приватизацию данных компаний и допускал участие до 49% иностранного капитала в их деятельности. Надо отметить, что на сегодняшний день приватизация большинства компаний указанных секторов завершена, а, например, банковский сектор находится практически полностью в руках иностранных инвесторов. Данные меры позволили привлечь огромные инвестиции, которые поступают и увеличиваются до сих пор [20].
Следует заметить, что данные реформы не совсем соответствуют текущей национальной политике Российской Федерации, что нельзя сказать о словацком опыте создания производственных кластеров, позволяющих объединить все производственные процессы, от научных разработок до сбыта продукции, потенциальным потре-
бителям. Данный опыт, безусловно, очень интересен для нас с точки зрения поддержания и развития отечественного машиностроения, а также повышения его конкурентоспособности на национальном и международном уровне. Кроме того, в контексте взаимодействия будет интересен опыт участия словацкий кластерных организаций в международных проектах, которые стимулируют обмен технологий, ноу-хау, интенсификацию предпринимательской деятельности, увеличение занятости населения и т.д. В дальнейшем даже возможно говорить и о международном сотрудничестве кластерных организаций России и Словакии в профильных сферах деятельности. Такого вида сотрудничество обеспечит экономический рост регионов размещения кластерных организаций стран, повышение благосостояния населения, ускорение научно-технического прогресса и совершенствование региональных инновационных систем.
1. Аксёнов П. «Матадор-Омскшина» получит нового акционера - «СИБУР - Русские шины» // КоммерсантЪ. 2005. 26 апр. URL: http://www.omsktyre.ru/publish/cats79.htm (дата обращения: 21.02.2015).
2. Аналитический обзор о состоянии и перспективах торгово-экономических связей субъектов Российской Федерации со Словацкой Республикой // Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/sk/sk_ru_ relations/sk_ru_trade/sk_ru_trade_subjects/ (дата обращения: 21.02.2015).
3. АЭС «Моховце» (Словакия). Информация компании Атомстройэкспорт. URL: http://www.atomstroyexport.ru/about/ projects/current/mohovce/ (дата обращения: 21.02.2015).
4. В Свердловской области появится производство автобусов под маркой TROLIGA // Информационно-аналитическое агентство УралБизнесКонсалтинг. URL: http://urbc.ru/1068012260-v-sverdlovskoy-oblasti-poyavitsya-proizvodstvo-avtobusov-pod-markoy-troliga.html (дата обращения: 21.02.2015).
5. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-декабрь 2014 года // Федеральная таможенная служба. URL: http://customs.ru/index2.php?option=com_content&v iew=article&id=20494&Itemid=1976 (дата обращения: 21.02.2015).
6. ЗАО «Автомобили и моторы Урала» организует совместное производство с TroligaBus // Информационный портал «Повестка дня». URL: http://agenda-u.org/zao-%C2%ABavtomobili-i-motoryi-urala%C2%BB-organizuet-sovmestnoe-proizvodstvo-s-troliga-bus.html (дата обращения: 21.02.2015).
7. Запуск совместного российско-словацкого предприятия «RCC Railway Casted Components» // Информационный дайджест. URL: http://www.rzd-expo.ru/developments/detail.php?ID= 122767 (дата обращения: 21.02.2015).
8. Инновационные кластеры в Словацкой Республике. URL: http://gossmi.ru/page/gos1_210.htm (дата обращения: 21.02.2015).
9. Крупнейший европейский производитель вагонов Tatrava-gonka выбрал стандарт тележки BarberS-2-R // Новости Тихвинского вагоностроительного завода. URL: http://www.tvsz.ru/
press_center/news/687.html?sphrase_id=10421 (дата обращения: 21.02.2015).
10. Матадор-Омскшина. URL: http://www.findparts.ru/manu-facturers/view_producer/matador-omskshina/103/ (дата обращения: 21.02.2015).
11. О колее 1520 мм. 1520 стратегическое партнерство. URL: http://forum1520.com/ru/2012/about/gauge/ (дата обращения: 21.02.2015).
12. О российско-словацких торгово-экономических отношениях. Посольство Российской Федерации в Словацкой Республике. URL: http://slovakia.mid.ru/torgovo-ekonomiceskoe-sotrudni cestvo (дата обращения: 21.02.2015).
13. Объединенная Вагонная Компания и Tatravagonka запустили завод по выпуску вагонного литья // СОЮЗ-ЛИТЬЕ. Информационный ресурс по литейному производству. URL: http://lityo.com.ua/5635-ob-edinennaya-vagonnaya-kompaniya-i-tatravagonka-zapustili-zavod-po-vypusku-vagonnogo-litya (дата обращения: 21.02.2015).
14. Объединенная Вагонная Компания и Tatravagonka запустили завод по выпуску вагонного литья // Новости Тихвинского вагоностроительного завода. URL: http://www.tvsz.ru/ press_center/news/1373.html?sphrase_id=10421 (дата обращения: 21.02.2015).
15. Основные показатели экономического развития // Страноведческий каталог «ECONRUS». URL: http://catalog.fmb.ru/ slovakia2010-5.shtml (дата обращения: 21.02.2015).
16. Официальный сайт компании «Газпромэкспорт». URL: http://www.gazpromexport.com/partners/slovakia/ (дата обращения: 14.12.2014).
17. Официальный сайт компании ОАО «Кордиант». URL: http://www.cordiant.ru/about/info/ (дата обращения: 21.02.2015).
18. Официальный сайт топливной компании РОСАТОМА «ТВЭЛ». URL: http://www.tvel.ru/wps/wcm/connect/tvel/tvelsite/ presscentre/smi/ceb0dc80463314de961bd6d490c073ed (дата обращения: 21.02.2015).
19. Первые грузовые вагоны на тележках BarberS-2-R вышли на сеть // Новости Тихвинского вагоностроительного завода. URL: http://www.tvsz.ru/press_center/news/999.html?sphrase_ id=10421 (дата обращения: 21.02.2015).
20. Сахно А. Экономическое чудо по-словацки: все дело в приватизации и инвестициях. URL: http://podrobnosti.ua/178311-ekonomicheskoe-chudo-po-slovatski-vse-delo-v-privatizatsii-i-inves-titsijah.html (дата обращения: 21.02.2015).
21. Словакия. Обзор торговых отношений с РФ. Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/ exportcountries/sk/sk_ru_relations/sk_ru_trade/ (дата обращения: 23.02.2015).
22. Balog M., Spirková D., Ivanicka K. (2011). Slovak Business Cluster Initiatives. Balancing Corporate Success & Social Good // Building Capabilities for Sustainable Global Business: 12th intern. conference (July 21 - 23. 2011, Singapore). Singapore: Singapore Management University, 2011. S. 1563-1573.
23. SPPK does not fear Russian ban on food imports. The Slovak Spectator. URL: http://spectator.sme.sk/cZ20051622/sppk-does-not-fear-russian-ban-on-food-imports.html (дата обращения: 21.02.2015).