Научная статья на тему 'Развитие российско-словацкого экономического сотрудничества'

Развитие российско-словацкого экономического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ЕС / СЛОВАКИЯ / ТОРГОВЛЯ / ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КРИЗИС / ECONOMIC SANCTIONS / EU / SLOVAKIA / TRADE / BILATERAL COOPERATION / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телушкин Андрей Александрович

В последнее время на фоне новых глобальных вызовов и усиливающихся кризисных явлений внутри ЕС возросла активность стран ЦВЕ, в том числе Словакии, по поиску вариантов дальнейшего развития организации. Устойчивое экономическое положение Словакии и дружественный настрой создают хорошие предпосылки для углубления взаимовыгодного партнерства с Россией, однако главной проблемой для этого являются экономические санкций. В статье оценивается санкционный ущерб словацкой экономики, усилия и меры руководства страны по защите и поддержке отраслей. В заключении делает прогноз в отношении перспектив развития двусторонних отношений, которые во многом будут зависеть как от общей политики ЕС, так и готовности словацких партнеров к совместной работе по реализации взаимовыгодных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of economic cooperation between Russia and Slovakia

Given the new global challenges and escalating crisis inside the EU, the CEE countries including Slovakia have intensified recently their efforts on searching options for further development of cooperation. Slovakia’s stable economic situation and friendly mood provide good conditions for extending mutually profitable partnership with Russia. However, economic sanctions are the main obstacle to this.The article assesses the impact of sanctions on the Slovak economy, efforts and measures of the government to protect and support the industries. In conclusion, the author estimates the prospects for the development of bilateral relations that the will depend in many ways both on the general EU policy and Slovak leaders’ willingness to implement mutually beneficial projects.

Текст научной работы на тему «Развитие российско-словацкого экономического сотрудничества»

Развитие российско-словацкого экономического сотрудничества

А.А.Телушкин,

МГИМО(У) МИД России, кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей - соискатель

УДК 339.9 + 332 ББК 65.5 + 65.9 Т-317

Аннотация

В последнее время на фоне новых глобальных вызовов и усиливающихся кризисных явлений внутри ЕС возросла активность стран ЦВЕ, в том числе Словакии, по поиску вариантов дальнейшего развития организации. Устойчивое экономическое положение Словакии и дружественный настрой создают хорошие предпосылки для углубления взаимовыгодного партнерства с Россией, однако главной проблемой для этого являются экономические санкций.

В статье оценивается санкционный ущерб словацкой экономики, усилия и меры руководства страны по защите и поддержке отраслей. В заключении делает прогноз в отношении перспектив развития двусторонних отношений, которые во многом будут зависеть как от общей политики ЕС, так и готовности словацких партнеров к совместной работе по реализации взаимовыгодных проектов.

Ключевые слова: экономические санкции, ЕС, Словакия, торговля, двустороннее сотрудничество, кризис.

Development of economic cooperation between Russia and Slovakia

A.A. Telushkin,

Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of International Economic Relations and Foreign Relations - Competitor

Given the new global challenges and escalating crisis inside the EU, the CEE countries including Slovakia have intensified recently their efforts on searching options for further development of cooperation. Slovakia's stable economic situation and friendly mood provide good conditions for extending mutually profitable partnership with Russia. However, economic sanctions are the main obstacle to this.

The article assesses the impact of sanctions on the Slovak economy, efforts and measures of the government to protect and support the industries. In conclusion, the author estimates the prospects for the development of bilateral relations that the will depend in many ways both on the general EU policy and Slovak leaders' willingness to implement mutually beneficial projects.

Keywords: economic sanctions, the EU, Slovakia, trade, bilateral cooperation, crisis.

Abstract

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

События последних лет свидетельствуют о том, что Евросоюз вплотную подошел к очередному переломному рубежу в своем развитии. Организация столкнулась с серьезными вызовами сразу в нескольких областях, эффективно справиться с которыми ему пока не удается. Среди них на первое место вышли проблемы в сфере безопасности, связанные с притоком нелегальных мигрантов и повышением террористической угрозы, которые оказывают дополнительное негативное влияние на текущую экономическую ситуацию в ЕС.

Ведущиеся переговоры и консультации внутри Евросоюза демонстрируют наличие серьезных расхождений во взглядах руководства стран-членов на будущее организации. Высказываются мнения «за» и «против» дальнейшего углубления ев-роинтеграции, а среди сторонников расширения взаимодействия в рамках ЕС нет единства в вопросе о том, насколько амбициозными должны быть конечные цели. В этих условиях обостряется групповое соперничество, а выработка компромиссных решений идет с большим трудом.

Поиск путей выхода из системного кризиса затрудняется также отвлечением внимания властей стран-членов на противодействие укрепляющим свои позиции внесистемным силам, как правого, так и левого толка, оказывающим все более заметное влияние на национальные политические расклады и настроения обще-ственности1. Эти тенденции уже проявились в Венгрии, Польше, Хорватии, а также в Словакии, где согласно социологическим опросам декабря 2016 г. каждый четвертый предпочел бы нынешней демократии диктатуру, а 28% хотели бы вернуться к «социализму до 1989 года». В Брюсселе также опасаются усиления про-российского вектора во внешней политике ряда стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), как в традиционно лояльных к нашей стране Болгарии, Словакии и Сербии, так и в «прагматиках» - Венгрии, Чехии и Словении. В этих условиях за последний год заметно увеличилась активность стран ЦВЕ и согласованность их действий в рамках ЕС по поиску взаимоприемлемых вариантов дальнейшего развития организации. Это позволило восточноевропейцам сформировать повестку и успешно провести два ключевых форума - саммит НАТО в Варшаве в июле и саммит ЕС в Братиславе в сентябре 2016 г.

Скоординированные многосторонние усилия государств ЦВЕ способствовали повышению их веса в политической и экономической реконструкции ЕС в условиях новых глобальных вызовов и угроз. Прежде всего это касается стран Вишеград-ской группы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия - В-4), предложения которых по усилению роли национальных парламентов и правительств, а также «новых стран» ЕС в целом существенно повлияли на тональность запущенного Братис-лавского процесса, призванного повысить роль стран ЦВЕ в принятии решений по

1 Тищенко Г.Г., Воробьёва Л.М., Калинкин В.А. ЕС: испытание кризисом. Проблемы национальной стратегии №5 (32). Доклады РИСИ. М. 2015. С.9-45

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

121 ^

развитию интеграции в рамках ЕС и обезопасить их от превращения в постоянную периферию этой интеграции2.

Кроме этого, «вишеградцы» сильно обеспокоены перспективой сокращения своего влияния в Евросоюзе в связи с утратой поддержки идеологического союзника - Великобритании. Как заявил в этой связи глава польского МИДа В.Ващиковский, «младоевропейцам» следует активнее консолидироваться с тем, чтобы не допустить урезания получаемых ими субсидий из есовских фондов в результате намечаемого сокращения бюджета ЕС после выхода из него Лондона3.

Возросшая активность действий стран Вишеградской группы помимо политической мотивации, союзнических обязательств и национальных интересов также опирается на их реальные экономические достижения. На фоне медленного посткризисного восстановления экономики зоны евро и сохранения острых социально-политических проблем внутри ЕС (безработица среди молодежи, значительная доля бедных и т.д.) экономическая ситуация в странах Вишеградской группы в целом показывает стабильно положительную динамику. Они сумели использовать низкие цены на топливно-энергетические ресурсы и политику количественного смягчения в еврозоне для обеспечения благоприятных денежно-кредитных условий и наращивания внутреннего спроса.

Для примера в таблице 1 представлены значения ВВП с темпами прироста по странам Вишеградской группы и Германии, как главного экономического локомотива ЕС, за 2015 г.

Таблица 14

Значение и прирост ВВП стран Вишеградской группы и Германии за 2015 г.

(в млрд. долларов США)

Страны Венгрия Польша Словакия Чехия Германия

ВВП за 2015 г. 137 566 82 177 3020

Темпы прироста к 2014 г. 2,9% 3,6% 3,5% 4,5% 1,7%

По прогнозам Еврокомиссии, в 2016 г. средний по ЕС прирост ВВП составит 1,8%, в то время как по странам В-4 он ожидается в диапозоне 2,1-3,4% (в Словакии 3,2%, а в Чехии - 2,2%), а в 2017 г. прогнозируется 2,6-3,4%. При этом значение превышения прироста ВВП стран Вишеградской группы над показателем ФРГ не стоит преувеличивать в связи с тем, что экономическая доля объединения четы-

2 Дынкин А.А., Барановский В.Г., под ред. Мачавариани Г.И. Россия и мир. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз 2017. ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН. М. 2016. С.59-64

3 Грановский Г. На примере Польши Брюссель указал «младоевропейцам» на их место в Евросоюзе. // https://topwar.ru/n0989-na-primere-polshi-bryussel-ukazal-mladoevropeycam-na-ih-mesto-v-evrosoyuze.html

4 General and regional statistics Eurostat // http://ec.europa.eu/eurostat/ data/database

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

рех стран в совокупном ВВП Евросоюза составляет менее 6%, а в экспорте - около 10%. Общий ВВП «вишеградцев» в 4 раза, а экспорт - в 2,5 раза меньше, чем у одной Германии. Среди других макроэкономических показателей стоит выделить инфляцию, которая по всем рассматриваемым странам практически одинакова и находится ниже 1%. Однако при этом сильно различаются показатели безработицы: в Польше и Словакии она 10,3% и 8,6% соответственно, в Венгрии - 6,8%, а в Чехии уже около 4%. В Германии уровень безработицы составляет 7,1%.

Стабильно развивается внешнеторговая деятельность. За прошлый год товарооборот Словакии увеличился более чем на 3%, достигнув 136,5 млрд евро, в Чехии его прирост составил 2,2%, что приблизительно равняется 290 млрд евро. У Венгрии внешнеторговый оборот в 2015 г. составил 173,3 млрд евро, показав рост на 6,6% по сравнению с 2014 г. В процентном соотношении результаты более чем достойные, однако в количественном - скромные, с учетом 2,02 трлн евро внешнеторгового оборота Германии.

Высоких оценок Брюсселя заслужило руководство стран Вишеградской группы за составление и исполнение госбюджетов. По итогам 2016 г. профицит чешского бюджета составил 62 млрд крон, притом что ожидался дефицит в 70 млрд крон. Бюджет Словакии на 2017 г. по своей сбалансированности был признан одним из пяти лучших в ЕС: дефицит 1,93% ВВП, а госдолг планируется снизить до 52,1% ВВП. Не отстает Венгрия с дефицитом госбюджета на уровне 1,95% ВВП5.

По оценкам западных аналитиков, достаточно устойчивое положение стран ЦВЕ, их возросшая активность в решении общеевропейских вопросов, а также буксующие в Брюсселе переговоры о будущем ЕС и испытываемый в связи с этим дискомфорт в европейских столицам создают дополнительные предпосылки для наращивания взаимодействия России с рядом европейских стран. В их числе среди первых называют Словакию. Однако главным камнем преткновения на пути гармоничного и поступательного развития двусторонних отношений остается вопрос экономических санкций.

К настоящему моменту уже стали привычными заявления ряда руководителей западных стран о том, что предел эффективности санкционного давления на Россию в связи с ситуацией на Украине практически достигнут. Текущая ситуация свидетельствует, что политика санкций оказалась несостоятельной, так как не привела к изменению внешнеполитического курса Российской Федерации и, фактически себя исчерпав, наносит больший вред экономике ЕС6.

По подсчетам экспертов из Австрийского института экономических исследований, чистые убытки ЕС от введенных санкций против России и её ответных мер к началу 2016 г. достигли 17,6 млрд евро, а сокращения рабочих мест по всему

5 General and regional statistics Eurostat // http://ec.europa.eu/eurostat/ data/database

6 Исаченко Т.М. Экономическая дипломатия в условиях политического кризиса. Вестник СПбГУ Серия 5. 2015. Выпуск 3. С.46-64

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

Евросоюзу оцениваются в 400 тысяч. В страновом разрезе больше всего пострадала экономика Германии: потери немецкого ВВП превысили 6 млрд евро, а число закрытых рабочих мест составило 97 тысяч. В то же время в Минэкономразвития России приводят несколько иные данные об убытках от взаимных санкционных ограничений: потери нашей страны к концу 2015 г. достигли 25 млрд евро, потери стран ЕС составили порядка 50 млрд евро7.

Отдельный акцент в опубликованном исследовании сделан на анализе причин сокращения двустороннего товарооборота. Как утверждают эксперты, им впервые удалось отделить последствия санкций от других факторов, прежде всего снижения мировых цен на нефть, что ранее сильно затрудняло подсчет убытков8. Вывод австрийских экспертов сводится к тому, что основная причина экономического сокращения торговли между Россией и ЕС - ухудшение ситуации в экономике самой России, в частности девальвация рубля, а на долю санкций приходится лишь 44% потерь. При этом внутри Евросоюза бремя экономических потерь, включая последствия российских контрсанкций, распределяется неравномерно. Зачастую страны, занимающие наиболее жесткую позицию, такие как Германия и Польша, имеют и наибольшие объемы торговли с Россией и, следовательно, теряют больше других.

Подтверждением этой парадоксальной с экономической точки зрения ситуации и доказательством заметной разобщенности по вопросу сохранения санкций в рядах стран-членов ЕС является позиция Словацкой Республики, которая в лице своего руководства традиционно выступает за налаживание конструктивного диалога с Москвой и отмену или смягчение антироссийских рестрикций, но при этом на практике исправно следует в общем есовском русле и стабильно голосует за их пролонгацию в интересах «поддержания единства» ЕС.

В частности, председатель словацкого правительства Р.Фицо расценивает санкции как реальную угрозу для роста словацкой экономики. По его мнению, в европейских столицах пока до конца не осознают, насколько тяжело потом будет «отвоевывать» компаниям из ЕС потерянные позиции на российском рынке9.

И его заявления все больше находят поддержку среди европейского бизнес-сообщества. В последнее время наблюдается заметная активизация контактов

7 МЭР: Ущерб России от санкций ЕС в 2015 году составил 25 млрд евро // http://vz.ru/ news/2016/1/13/788410.html

8 Убытки Евросоюза от антироссийских санкций достигли 17,6 млрд евро // http://svodka. net/index.php?option=com_content&view=artide&id=15657:uMtki-evrosoza-ot-antirossiyskih-sankciy-dostigli-176-mlrd-evro—dw&catid=м236: obshestvoekonomika

9 Kern М., Dugovic М. Smer je za aj proti sankciam, podl'a Blahu nemözeme vyhrat' // https:// ekonomika.sme.sk/c/7310286/smer-je-za-aj-proti-sankciam-podla-blahu-nemozeme-vyhrat.html

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

представителей ряда иностранных деловых кругов с руководством субъектов Российской Федерации и ведущих отечественных предприятий. Предприниматели постепенно «прощупывают почву» для возможного возвращения на российский рынок в случае ослабления санкционного давления на отдельные секторы нашей экономики. Кроме этого, европейские промышленники пристально следят за их заокеанскими коллегами, опасаясь, что с приходом Д.Трампа в Белый дом крупный американский бизнес на определенном этапе самостоятельно пролоббирует отмену торговых ограничений и опередит своих коллег из Европы на российском рынке.

В настоящее же время последствия антироссийских санкций Брюсселя и ответных мер Москвы продолжают приносить вполне осязаемые потери для российско-словацкого торгово-экономического взаимодействия. Согласно статистическим данным, за 2016 г. двусторонний товарооборот сократился на 22% по сравнению с предыдущим годом и составил 4,1 млрд долларов США, при этом российский экспорт упал на 30,2% до 2,5 млрд долларов США, а импорт - на 5,3% до 1,6 млрд долларов США. И это при том, что в 2014 г. он превышал 8,06 млрд долларов США, а в 2011 г. - 10 млрд долларов США. В таблице 2 приведены данные по двусторонней торговле между Россией и Словакией за последние три года, в течение которых действуют санкционные ограничения10.

Таблица 2

Российско-словацкий товарооборот за 2014-2016 гг. (в млн долларов США)

2014 2015 2016

Товарооборот России -Словакии 8,0 5,3 4,1

Экспорт 5,2 3,6 2,5

Импорт 2,8 1,8 1,6

Для сравнения в таблице 3 приведены данные Федеральной таможенной службы по двусторонней торговли России со странами Вишеградской группы, Австрией, Германией и ЕС за последние два года.

10 Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран за январь-декабрь 2016 г. // http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=articl e&id=13858&Itemid=2095

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

Таблица 3"

Двусторонняя торговля России с отдельными странами ЕС

(в млн долларов США)

2015 г. 2016 г. Темпы прироста за 2016 г., %

Оборот Экспорт Импорт Доля в обороте (%) Оборот Экспорт Импорт Доля в обороте (%) Оборот Экспорт Импорт

ЕС 235827,5 165635,8 70191,7 44,8 200391,6 130491,0 69900,6 42,8 -15,0 -21,2 -0,4

Австрия 3175,2 1162,6 2012,5 0,6 2886,7 1051,9 1834,7 0,6 -9,1 -9,5 -8,8

Венгрия 4745,1 3030,2 1715,0 0,9 4306,7 2649,9 1656,8 0,9 -9,2 -12,6 -3,4

Германия 45791,9 25351,4 20440,5 8,7 40709,4 21258,5 19451,0 8,7 -11,1 -16,1 -4,8

Польша 13762,9 9665,5 4097,4 2,6 13057,2 9098,7 3958,5 2,8 -5,1 -5,9 -3,4

Словакия 5336,7 3577,2 1759,5 1,0 4162,4 2497,0 1665,4 0,9 -22,0 -30,2 -5,3

Чехия 6106,0 3259,8 2846,1 1,2 5460,0 2693,5 2766,5 1,2 -10,6 -17,4 -2,8

Из таблицы 3 видно, что проблема сокращения двустороннего товарооборота характерна как для ЕС в целом, так и для его отдельных стран-членов. Разница в темпах падения связана с различной структурой торговли и колебаниях мировых цен на основные экспортно-импортные товары.

Несмотря на значительное падение двусторонней торговли со Словакией за последние 6 лет, прямое воздействие санкций на общее экономическое состояние страны не стоит слишком преувеличивать. Согласно данным Статистического управления СР, на Россию приходится около 4% от всего словацкого экспорта. В стоимостном выражении за 2016 г. экспорт в Россию составил чуть менее 2,5 млрд долларов США, притом что одну треть его представляли продукты автомобильной отрасли (автомобили и автозапчасти). В Россию из Словакии поставляют также машины и электротехническое оборудование. Согласно данным Союза машиностроительной промышленности, это в основном спецтехника (экскаваторы), арматурная сетка и железнодорожные платформы.

Что касается российского экспорта (1,6 млрд долларов США в 2016 г., 10% от общего объема импорта), то почти на 90% это природный газ, нефть и железная руда, поставляемые на основании долгосрочных контрактов. За счет этого его стоимостное выражение сильно зависит от колебания цен на мировых сырьевых бир-

11 Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран за 2015 и 2016 г. // http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=artide&id=13 858&Itemid=2095

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

жах12. В отличие от словацкого импорта, сокращение объемов которого - результат снижения физических объемов поставок.

Основные экономические сложности Братиславы обусловлены, главным образом, косвенными потерями, вызванные снижением темпов роста и инвестиционной активности ее ключевого торгового партнера - Германии. Согласно проведенным исследованиям, около 10% всех немецких компаний имеют устойчивые торговые связи с Россией. Многие из них, в особенности предприятия машиностроительного комплекса, имеют тесные производственные связи и дочерние фирмы в Словакии. Возникшие экономические трудности, обусловленные как санкционными ограничениями, снижением двусторонней торговли, так и спадом в экономике России, сопровождавшимся волатильностью валютного курса, ухудшением экономического положения российских контрагентов и, как следствие, существенным снижением спроса на импортную продукцию, за последние 3 года привели к снижению германского экспорта машин и оборудования в Россию почти на 50%, что сильно ударило по словацкому машиностроительному комплексу.

Больше всех пострадало словацкое автомобилестроение, занимающее более 30% в промышленном секторе экономики Словакии с совокупным торговым оборотом около 18,6 млрд долларов США. В частности, только в 2015 г. вследствие двухкратной девальвации рубля и резкого увеличения стоимости импортных товаров более чем на 40% упал объем продаж автомобилей на российском рынке концерна Volkswagen, разместившего крупнейшие в Европе заводы по сборке автомобилей в Словакии13. Аналогичную проблему со сбытом на российском рынке имеют другие «локомотивы» словацкого машиностроения - автозаводы французского PSA Peugeot Citroen и южнокорейской Kia Motors, экспортирующие свыше 20% всей продукции в Россию. Благодаря большому выпуску автомобилей и комплектующих Словакия является общемировым лидером по количеству произведенных автомобилей на тысячу жителей14.

Спад в производстве ведущих словацких автоконцернов также серьезно ударил и по производителям автомобильных комплектующих, некоторые из которых впоследствии обанкротились. Кроме этого, косвенный негативны эффект испытывают смешные отрасли: электротехническая, кабельная, оптическая, стекольная, резинотехническая, химическая и металлургическая.

12 Телушкин А.А. Российско-словацкие торгово-экономические отношения. Материалы международной конференции «Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы - 2014». СПбГУ 2014. С.251-259

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Телушкина Е.К., Телушкин А.А. Экономика автомобилестроения Словакии. Научно-аналитический сборник «Сегодня и завтра российской экономики», N° 66. М. 2014. С.41-45

14 Vyroba automobilov na Slovensku vlani medzirocne stùpla // https://www.webnoviny.sk/ vyroba-automobilov-na-slovensku-vlani-medzirocne-stupla/

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

127 Q

Что касается банковского сектора, то словацкие банки в прошлом мало покупали российские долговые обязательства и европейские санкции их практические не затронули. Размер российских инвестиций в словацкие пенсионные фонды к концу 2013 г. не превышал 5%. Введенные ЕС санкции лишь косвенно способствовали уходу из Словакии российского Сбербанка, для учреждения которого на местном рынке официальная Братислава приложила немало усилий, а сделка по приобретению российской «Альфа Групп» действующего на словацкой территории австрийского онлайн-банка ZUNO так и не состоялась15. Незначительное сокращение сотрудничества в финансовой сфере объясняется падением объемов двусторонней торговли и инвестиционной активности, а также отсутствием в силу санкций возможности развивать межбанковское кредитование.

В отношении Вооруженных Сил Словакии можно отметить, что, несмотря на их большую зависимость от российского ВПК, санкции существенным образом не повлияли на обороноспособность страны. В настоящее время на вооружении Словакии стоят истребители МиГ-29, вертолеты Ми-17 и правительственные самолеты «Ту-154М» и «Як-40». Противовоздушная оборона СР также практически полностью оснащена российскими системами, в частности радарными комплексами, ракетными комплексами С-300 и 2К12 «Куб», а также ПЗРК «Игла».

Фактическое «замораживание» военно-технического сотрудничества с Россией касается в основном заключения новых договоров, а действующие долгосрочные контракты на сервисное обслуживание военной и специальной техники продолжают выполняться без каких-либо ограничений. Это существенный момент, так как с учетом устаревающего парка военной техники и продолжающихся уж не один год разговоров о возможном перевооружении, которые пока остаются только разговорами вследствие серьезного недофинансирования словацкой армии (расходы СР на оборону около 1% ВВП), в случае полного прекращения военно-технического сотрудничества с нашей страной западные компании могут быстро воспользоваться ситуацией и пролоббировать поставки новой западной военной техники. По оценкам руководителя Центра по вопросам европейских и североатлантических отношений Р.Ондрейчака, в случае введения сплошных санкций существенно пострадает ВВС Словакии, для которых регулярно поставляются запчасти из России. Что касается остальной военной техники, то текущее техническое обслуживание в многих случаях осуществляется словаками самостоятельно.

В отношении запрета на поставку в Россию вооружений, в частности передовых разработок военного или двойного назначения, то в настоящее время из Словакии подобной военной техники в Россию не завозится16.

15 «Альфа-групп» отказалась от планов по покупке банка Zuno у RBI. https://ria.ru/ economy/20160301/ 1382698794.html

16 Kern М. Armadu a obranny priemysel sankcie voci Rusku zatial' neohrozujü. // https:// domov.sme.sk/c/7310295/armadu-a-obranny-priemysel-sankcie-voci-rusku-zatial-neohrozuju. html

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

С учетом существенной доли агропромышленного комплекса в структуре словацкой экономики повышенное внимание уделяется последствиям российских ответных ограничений на ввоз агросырья и продовольствия из стран ЕС. Для оценки ситуации Министерство сельского хозяйства и развития села Словакии провело специальное исследование, на основе которого подготовило комплекс мер по минимизации воздействия российского продовольственного эмбарго на словацкий сельскохозяйственный и продовольственный сектор.

Согласно словацким подсчетам, размер прямого ущерба сельскохозяйственному комплексу страны от российских контрмер оставил около 6,2 млн евро. Его небольшую величину эксперты объясняют незначительностью объемов двусторонней торговли в этой сфере. К примеру, за первые 4 месяца 2014 г. словаки поставили в Россию продуктов питания лишь на 7,3 млн евро. В основном это мясные полуфабрикаты, молочные продукты, вино и спиртные напитки, кондитерские изделия. По оценкам Минсельхоз СР, «продовольственная война» затронула в большей степени три относительно крупных мясомолочных предприятия (Rajo, Tauris и Mecom), а также шесть более мелких17.

Гораздо более серьезную обеспокоенность вызывают косвенные последствия, прежде всего от перепроизводства сельхозпродукции и обострения конкурентной борьбы внутри Евросоюза в сфере продуктов питания. Словакия импортирует для внутреннего рынка 37% продовольствия и боится массового ввоза в страну недоброкачественной продукции, прежде всего из Германии и Польши, по демпинговым ценам, что уже поставило местные сельскохозяйственные предприятия на грань выживания. Наиболее уязвимыми оказались плодоовощной и молочный сектора, а также производство птицы.

Кроме того, складывающаяся ситуация означает потенциальное закрытие европейского рынка для словацкой сельхозпродукции. Более 96% своего агроэкспорта Словакия поставляет в страны ЕС, которые после потери российского направления будут заботиться прежде всего о поддержке местных производителей. Это уже привело к ужесточению борьбы и «выдавливанию» словацких конкурентов. Таким образом, по оценкам специалистов, предпринятые Россией контрмеры способствуют удешевлению продуктов питания в связи с появлением излишков у крупных европейских производителей, а также ужесточению конкурентной борьбы в долгосрочной перспективе, что неминуемо приведет к банкротству ряда словацких агропредприятий.

В число одобренных словацким правительством мер, призванных минимизировать вышеописанные негативные тенденции, включено создание в Минсельхо-зе СР специального комитета по мониторингу ситуации на сельскохозяйственном рынке. В 2014 г. по его линии было выделено более 72 тыс. евро для обеспечения

17 Rajo, Tauris, Mecom, Gmermilk a d'alsie firmy majú problém: Stop do Ruska. // http:// strategie.hnonline.sk/media/780658-rajo-tauris-mecom-gmermilk-a-dalsie-firmy-maju-problem-stop-do-ruska (дата обращения 13.03.2017).

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

129 Q

контроля над качеством продовольствия и деятельностью фирм-посредников. По возможности также планируется увеличивать поддержку национального производителя. В частности, с крупными торговыми сетями достигнута договоренность об увеличении в них доли словацких продуктов, а государственные и детские учреждения обязали закупать для собственных нужд продукцию исключительно национальных производителей. Тем не менее, по мнению Минсельхоза СР, несмотря на предпринимаемые меры, Словакия самостоятельно не способна полностью справиться с последствиями российского эмбарго: в бюджете не хватает средств для компенсации понесенного ущерба. При этом обещанную Еврокомиссией помощь в Братиславе считают недостаточной.

По мнению премьера-министра Словакии Р.Фицо и ряда ведущих представителей словацкой общественности, к настоящему моменту уже назрела необходимость критически переосмыслить эффективность санкций в контексте урегулирования конфликта на Украине и не допустить введения новых ограничений на почве сирийского досье. В целом Братислава рассчитывает на скорый переход в практическую плоскость дискуссии в ЕС о возможности поэтапного смягчения антироссийских рестрикций, в том числе с учетом «фактора Д.Трампа»18.

Как заявил мининдел СР М.Лайчак на одном из заседаний Совета ЕС по иностранным делам в Брюсселе, все понимают, что «новые окна» в сотрудничестве с Россией открывать пока рано, но говорить о возможностях и путях сближения необходимо. В частности, новой интересной темой в двусторонней повестке могло бы стать сотрудничество между ЕС и Евразийским экономическим союзом, хотя вопреки обещаниям в период «евровахты» 2016 г. Словакия не предприняла практических шагов по налаживанию этого взаимодействия19.

Дальнейшее развитие сотрудничества между Россией и Словакии будет во многом зависеть от готовности ЕС к совместной выработке нового двустороннего алгоритма взаимоотношений - по сути, нового базового соглашения между Россией и Евросоюзом, которое обеспечило бы реальный, а не номинальный учет интересов его участников и расположенных в регионе стран, явилось бы инструментом углубления и расширения общего взаимодействия, а также учитывало бы вопросы сопряжения европейской и евразийской интеграций20.

Что касается двусторонней повестки дня, во многом искусственно суженной санкционными и иными директивами Брюсселя, то Братислава заинтересована в дальнейшем развитии национальной атомной энергетики, сохранении статус-кво в газовой и нефтяной сферах, а также прорабатывает планы (с учетом своего выгод-

18 Fico ^Мо odsйdil sankcie ргай Rusku: Коти ГО prospieva? // http://www.topky.sk/ d/100535/1590397/Fico-tvrdo-odsudil-sanktie-proti-Rusku--Komu-to-prospieva-

19 Там же.

20 Краткий обзор отношений // https://russiaeu.ru/ru/kratkii-obzor-otшshenii#sthash. MLHSwf.dpuf

^ 130

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

ного географического положения) по участию в крупных инфраструктурных проектах, в первую очередь в рамках реализации программы «Экономический пояс Шелкового пути» - евразийского транспортного коридора, который, по расчетам экспертов, сократит время доставки товаров из Азию в Европу с нынешних 45 дней до 10 дней. В его рамках должен быть осуществлен проект продления ширококолейной железной дороги (шириной 1520 мм) от г. Кошице до Братиславы с выходом на Вену и создания в районе Вены-Братиславы международного логистического центра21.

Перспективными также видятся совместное развитие наукоемкой медицины на базе военного госпиталя в словацком г. Ружомберок и дальнейшее углубление сотрудничества между ОАО «ТрансКонтейнер» и АО «Татравагонка» по поставкам в Россию железнодорожных вагонов-платформ сочлененного типа для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Помимо этого, словацкие компании заинтересованы в инвестировании в развитие полиграфической, химической и табачной промышленности. Что касается автомобильной промышленности, то с учетом санкционных ограничений и налогово-таможенной политики российских властей по локализации иностранных автопроизводств в России хорошие возможности открыты для словацкого среднего и малого бизнеса по расширению как прямой, так и совместной с немецкими, французскими и южнокорейскими партнерами кооперации по поставкам комплектующих и запчастей на заводы мировых автоконцернов в России.

В целом кооперация, в первую очередь с немецким бизнесом, сулит большие перспективы для словацких компаний на российском рынке. С учетом высококвалифицированной рабочей силы, небольшого в сравнении с другими европейскими странами размера заработной платы и накопленного опыта компании из Словакии могут успешно действовать в качестве субподрядчиков, к примеру, при строительстве немецким Simens высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань» и Амурского газоперерабатывающего завода, сооружении фирмой Claas завода по производству сельхоз техники в Краснодаре, создании компанией Bionorica фармацевтического производства в Воронеже и других проектах.

Кроме этого, большой интерес к развитию сотрудничества с российскими партнерами проявляют также словацкие регионы. Летом 2016 г. в Братиславе была организована первая встреча городов-побратимов и партнерских регионов России и Словакии. Были подписаны соглашения о сотрудничестве по линии регионального малого и среднего бизнеса, с успехом прошел «круглый стол» с участием руководителей учреждений культуры и туризма регионов двух стран22.

21 Словакия заинтересована в продлении ширококолейной железной дороги до Братиславы // http://press.rzd.ru /smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id= 5050&id=290294

22 Международная конференция «Встреча городов-побратимов и партнерских регионов России и Словакии» // http://slovakia.mid.rU/glavnaya/-/asset_publisher/Y1nEDA33VF6s/ content/id/22857845

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

131 Q

Подводя итог, можно констатировать, что в настоящий момент санкции являются главным сдерживающим фактором для развития российско-словацкого двустороннего сотрудничества, негативно влияют на общую экономическую ситуацию внутри Евросоюза. С учетом хода политических дискуссий, сигнализирующих о нескором снятии санкционного режима, в среднесрочной перспективе повода для оптимизма в оценке дальнейшего развития двусторонних связей пока нет. Тем не менее проведенный анализ показывает, что варианты углубления взаимовыгодного сотрудничества существуют и ими необходимо пользоваться, подспудно ослабляя санкционное давление. К сожалению, уровень взаимодействия со Словакией не позволяет напрямую решать одни из главных санкционных задач, стоящих перед Россией: получения доступа к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию (в том числе в интересах разработки новых труднодоступных нефтегазовых месторождений), а также к дешевым международным финансовым ресурсам. Однако Словакия вполне могла бы выступать негласным посредником, стратегическим союзником и проводником российских предложений и интересов на переговорах в Брюсселе. Общими усилиями можно было бы если не снять, то активно поспособствовать фактической дискредитации и смягчению санкционно-го режима.

БИБЛИОГРАФИЯ:

«Альфа-групп» отказалась от планов по покупке банка Zuno у RBI // https://ria.ru/ economy/20160301/1382698794.html («Al'fa-grupp» otkazalas' ot planov po pokupke banka Zuno u RBI)

Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран за январь-декабрь 2016 г. // http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=artic le&id=13858&Itemid=2095 (Vneshnjaja torgovlja Rossijskoj Federacii po osnovnym stranam i gruppam stran za janvar'-dekabr' 2016 g.)

Грановский Г. На примере Польши Брюссель указал «младоевропейцам» на их место в Евросоюзе // https://topwar.ru/110989-na-primere-polshi-bryussel-ukazal-mladoevropeycam-na-ih-mesto-v-evrosoyuze.html (Granovskij G. Na primere Pol'shi Brjussel' ukazal «mladoevropejcam» na ih mesto v Evrosojuze)

Дынкин А.А., Барановский В.Г. Россия и мир. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз 2017. Под ред. Мачавариани Г.И. ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН. М. 2016. С.59-64 (Dynkin A.A., Baranovskij VG. Rossija i mir. Jekonomika i vneshnjaja politika. Ezhegodnyj prognoz 2017. Pod red. Machavariani G.I. IMJeMO im. E.M.Primakova RAN. M. 2016. S.59-64)

Исаченко Т.М. Экономическая дипломатия в условиях политического кризиса. //Вестник СПбГУ Серия 5. 2015. Выпуск 3. С.46-64 (Isachenko T.M. Jekonomicheskaja diplomatija v uslovijah politicheskogo krizisa. //Vestnik SPbGU. Serija 5. 2015. Vypusk 3. S.46-64)

Краткий обзор отношений // https://russiaeu.ru/ru/kratkii-obzor-otnoshenii#sthash. fnILHSwf.dpuf (Kratkij obzor otnoshenij)

^ 132

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

Международная конференция «Встреча городов-побратимов и партнерских регионов России и Словакии» // http://slovakia.mid.ru/glavnaya7-/asset_publisher/Y1nEDA33VF6s/ content/id/22857845 (Mezhdunarodnaja konferencija «Vstrecha gorodov-pobratimov i partnerskih regionov Rossii i Slovakii»)

МЭР: Ущерб России от санкций ЕС в 2015 году составил 25 млрд евро // http://vz.ru/ news/2016/1/13/788410.html (MJeR: Ushherb Rossii ot sankcij ES v 2015 godu sostavil 25 mlrd evro)

Словакия заинтересована в продлении ширококолейной железной дороги до Братиславы // http://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ro= 2&layer_id=5050 &id=290294 (Slovakija zainteresovana v prodlenii shirokokolejnoj zheleznoj dorogi do Bratislavy)

Телушкина Е.К., Телушкин А.А. Экономика автомобилестроения Словакии. /Научно-аналитический сборник «Сегодня и завтра российской экономики», № 66. М. 2014. С.41-45 (Telushkina E.K., Telushkin A.A. Jekonomika avtomobilestroenija Slovakii. /Nauchno-analiticheskij sbornik «Segodnja i zavtra rossijskoj jekonomiki», № 66. M. 2014. S.41-45)

Телушкин А.А. Российско-словацкие торгово-экономические отношения. Материалы международной конференции «Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы - 2014». СПбГУ 2014. С.251-259 (Telushkin A.A. Rossijsko-slovackie torgovo-jekonomicheskie otnoshenija. Materialy mezhdunarodnoj konferencii «Jevoljucija mezhdunarodnoj torgovoj sistemy: problemy i perspektivy - 2014». SPbGU. 2014. S.251-259)

Тищенко Г.Г., Воробьёва Л.М., Калинкин В.А. ЕС: испытание кризисом. Проблемы национальной стратегии №5 (32). Доклады РИСИ. М. 2015. С.9-45 (Tishhenko G.G., Vorob'jova L.M., Kalinkin V.A. ES: ispytanie krizisom. Problemy nacional'noj strategii №5 (32). Doklady RISI. M. 2015. S.9-45)

Убытки Евросоюза от антироссийских санкций достигли 17,6 млрд евро // http://svod-ka.net/index.php?option=com_content&view=article&id= 15657:ubitki-evrosoza-ot-antirossi-yskih-sankciy-dostigli-176-mlrd-evro—dw&catid=м236: obshestvoekonomika (Ubytki Evroso-juza ot antirossijskih sankcij dostigli 17,6 mlrd evro)

Fico tvrdo odsúdil sankcie proti Rusku: Komu to prospieva? // http://www.topky.sk/ cl/100535/1590397/Fico-tvrdo-odsudil-sankcie-proti-Rusku--Komu-to-prospieva-General and regional statistics Eurostat // http://ec.europa.eu/eurostat/ data/database Kern М., Dugovic М. Smer je za aj proti sankciám, podl'a Blahu nemozeme vyhrat' // https:// ekonomika.sme.sk/c/7310286/smer-je-za-aj-proti-sankciam-podla-blahu-nemozeme-vyhrat.html Kern М. Armádu a obranny priemysel sankcie voci Rusku zatial' neohrozujú // https://domov. sme.skc/7310295/armadu-a-obranny-priemysel-sankcie-voci-rusku-zatial-neohrozuju.html

Rajo, Tauris, Mecom, Gmermilk a d'alsie firmy majú problém: Stop do Ruska. // http://strate-gie.hnonline.sk7media7780658-rajo-tauris-mecom-gmermilk-a-dalsie-firmy-maju-problem-stop-do-ruska

Vyroba automobilov na Slovensku vlani medzirocne // https://www.webnoviny.sk/vyroba-automobilov-na-slovensku-vlani-medzirocne-stupla/

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

133 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.