Научная статья на тему 'Израиль и Иран во внешней политике Словакии'

Израиль и Иран во внешней политике Словакии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
198
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗРАИЛЬ / ИРАН / СЛОВАКИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ISRAEL / IRAN / SLOVAKIA / FOREIGN POLICY / BILATERAL RELATIONS / COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гопта И.

В последнее время регион Ближнего Востока является предметом пристального внимания не только международного общества в целом, но и отдельных государств, к числу которых можно отнести и Словацкую Республику. Данная статья анализирует роль и место Государства Израиль и Исламской Республики Иран во внешней политике Словацкой Республики. Основное внимание автора уделяется политическому и экономическому аспектам. В рамках политического измерения определяется современное состояние двусторонних словацко-израильских и словацко-иранских отношений. Кроме того, рассматриваются внешнеполитические позиции Словацкой Республики на актуальные вопросы и проблемы, непосредственно касающиеся Государства Израиль и Исламской Республики Иран, среди которых израильско-палестинский конфликт, статус Иерусалима, иранская ядерная программа и другие. В рамках экономического измерения подробно изучается текущее состояние торгово-экономических связей Словацкой Республики с Исламской Республикой Иран и Государством Израиль. Детально рассматривается внешняя торговля (включая экспорт, импорт и их товарная структура), которая является важным элементом развития и одновременно показателем уровня двусторонних экономических отношений Словацкой Республики с вышеприведенными государствами. В статье также выявлены перспективные области взаимного словацко-израильского и словацко-иранского сотрудничества. Анализ опирается не только на важные документы и источники центральных органов государственной власти Словацкой Республики, прежде всего Министерства иностранных и европейских дел Словацкой Республики, Министерства экономики Словацкой Республики, словацких дипломатических представительств в Государстве Израиль и Исламской Республике Иран, но и на цитаты ее высоких политических представителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Israel and Iran in Slovakia’s Foreign Policy

This article analyzes the role and place of the State of Israel and the Islamic Republic of Iran in the foreign policy of the Slovak Republic. The author focuses on the political and economic aspects. Within the framework of the political dimension, the current state of bilateral Slovak-Israeli and Slovak-Iranian relations is determined. In addition, the foreign policy positions of the Slovak Republic on topical issues and problems directly relating to the State of Israel and the Islamic Republic of Iran, including the Israeli-Palestinian conflict, the status of Jerusalem, the Iranian nuclear program, etc., are considered. In the framework of the economic dimension, the current state of trade and economic relations of Slovakia with Iran and Israel is studied in detail. Foreign trade (including export, import and their commodity structure), which is an important element of development, and at the same time an indicator of the level of bilateral economic relations of the Slovak Republic with the above states, is considered in detail. The article also identifies promising areas of mutual Slovak-Israeli and Slovak-Iranian cooperation. The analysis is based not only on important documents and sources of the central state authorities of Slovakia, first of all, the Ministry of Foreign and European Affairs of the Slovak Republic, the Ministry of Economy of the Slovak Republic, Slovak diplomatic missions in the State of Israel and the Islamic Republic of Iran, but also on the quotes of its high political representatives.

Текст научной работы на тему «Израиль и Иран во внешней политике Словакии»

УДК 327

DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-2-117-124

Израиль и Иран во внешней политике Словакии И. Гопта

Дипломатическая академия МИД России, г. Москва

В последнее время регион Ближнего Востока является предметом пристального внимания не только международного общества в целом, но и отдельных государств, к числу которых можно отнести и Словацкую Республику. Данная статья анализирует роль и место Государства Израиль и Исламской Республики Иран во внешней политике Словацкой Республики. Основное внимание автора уделяется политическому и экономическому аспектам. В рамках политического измерения определяется современное состояние двусторонних словацко-израильских и словацко-иранских отношений. Кроме того, рассматриваются внешнеполитические позиции Словацкой Республики на актуальные вопросы и проблемы, непосредственно касающиеся Государства Израиль и Исламской Республики Иран, среди которых израильско-палестинский конфликт, статус Иерусалима, иранская ядерная программа и другие. В рамках экономического измерения подробно изучается текущее состояние торгово-экономических связей Словацкой Республики с Исламской Республикой Иран и Государством Израиль. Детально рассматривается внешняя торговля (включая экспорт, импорт и их товарная структура), которая является важным элементом развития и одновременно показателем уровня двусторонних экономических отношений Словацкой Республики с вышеприведенными государствами. В статье также выявлены перспективные области взаимного словацко-израильского и словацко-иранского сотрудничества. Анализ опирается не только на важные документы и источники центральных органов государственной власти Словацкой Республики, прежде всего Министерства иностранных и европейских дел Словацкой Республики, Министерства экономики Словацкой Республики, словацких дипломатических представительств в Государстве Израиль и Исламской Республике Иран, но и на цитаты ее высоких политических представителей.

Ключевые слова: Израиль, Иран, Словакия, внешняя политика, двусторонние отношения, сотрудничество.

Israel and Iran in Slovakia's Foreign Policy I. Hopta

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow

This article analyzes the role and place of the State of Israel and the Islamic Republic of Iran in the foreign policy of the Slovak Republic. The author focuses on the political and economic aspects. Within the framework of the political dimension, the current state of bilateral Slovak-Israeli and Slovak-Iranian relations is determined. In addition, the foreign policy positions of the Slovak Republic on topical issues and problems directly relating to the State of Israel and the Islamic Republic of Iran, including the Israeli-Palestinian conflict, the status of Jerusalem, the Iranian nuclear program, etc., are considered. In the framework of the economic dimension, the current state of trade and economic relations of Slovakia with Iran and Israel is studied in detail. Foreign trade (including export, import and their commodity structure), which is an important element of development, and at the same time an indicator of the level of bilateral economic relations of the Slovak Republic with the above states, is considered in detail. The article also identifies promising areas of mutual Slovak-Israeli and Slovak-Iranian cooperation. The analysis is based not only on important documents and sources of the central state authorities of Slovakia, first of all, the Ministry of Foreign and European Affairs of the Slovak Republic, the Ministry of Economy of the Slovak Republic, Slovak diplomatic missions in the State of Israel and the Islamic Republic of Iran, but also on the quotes of its high political representatives.

Keywords: Israel, Iran, Slovakia, foreign policy, bilateral relations, cooperation.

Введение степенью конфликтности, политической неста-

Ближний Восток, который на протяжении мно- бильностью, социально-этническим напряжени-гих десятилетий характеризуется крайне высокой ем и разобщенностью региональных субъектов,

© Гопта И., 2019

вызывает беспокойство у международного сообщества. Этнические и религиозные вооруженные конфликты, гражданские войны, международный терроризм, наркоторговля, нелегальная миграция [1, с. 3-15] - все эти факторы оказывают влияние на военно политическую обстановку не только в конкретном регионе, но и в мире в целом, поэтому неудивительно, что страны данного региона (включая Израиль и Иран) становятся предметом пристального внимания многих внешнеполитических концепций государств, в том числе и Словакии.

Словакия и Израиль: история, диалог,

сотрудничество, перспективы

Одной из стран, которой внешнеполитическое ведомство Словацкой Республики (далее СР) уделяет пристальное внимание в регионе Ближнего Востока, является Государство Израиль (далее ГИ). Взаимные словацко-израильские отношения, которые основываются на богатой истории словацкого еврейства, важных исторических вехах, а также на актуальных темах и вопросах, представляющих для обеих сторон общий интерес, характеризовались на протяжении своего существования разным уровнем качества и интенсивности. 9 сентября 1941 г. Словацкое госу-дарство1, как политический и военный союзник нацистской Германии, приняло дискриминационное Постановление № 198/1941 о статусе евреев, известное как «Еврейский кодекс». Принятие данного документа, которое было одним из самых жестоких в Европе, а также проводимая авторитарная политика пронацистски ориентированного президента Словацкого государства Й. Тиса, способствовали тому, что во время Второй мировой войны, согласно данным Управления полномочного представителя правительства СР по делам национальных меньшинств, погибло около 100 тысяч словацких евреев. В процентном выражении это представляло 73 % от общего числа евреев, проживающих на территории Словакии2. После окончания Второй мировой войны правительство Чехословакии 19 мая 1948 г. признало суверенитет и независимость ГИ [3, с. 1]. С приходом коммунистической власти к

1 В исторической научной литературе также используются названия «Словацкая Республика» и «Первая Словацкая Республика».

2 Zidovska narodnostna mensina. URL: www. narodnostnemensiny.gov.sk//zidovska-narodnostna-mensina/ (дата обращения: 02.04.2019).

правлению в Чехословакии отношения с Израилем постепенно охлаждались, что негативно отразилось и на словацком еврейском меньшинстве. Данную действительность подтверждает эмиграция более чем 11 тысяч словацких евреев в ГИ в период 1948-1949 годов. Ситуация значительно ухудшилась в 1967 г., когда Чехословакия, реализуемая внешняя политика которой была ориентированная, прежде всего, на активное сотрудничество с СССР, полностью расторгла дипломатические отношения с Израилем [10, с. 81]. Возрождение взаимоотношений началось лишь в 1990 г., после «бархатной революции», когда чехословацкое правительство наладило дипломатические контакты с ГИ [6, с. 96]. Падение коммунистического режима так способствовало восстановлению религиозной, социальной и культурной жизни словацких евреев3. В 1993 году после мирного разделения единого государства братских народов чехов и словаков - Чехословацкой Федеративной Республики начал писаться новый этап словацко-израильских отношений.

Сегодня словацко-израильские отношения находятся на устойчивом и стабильном уровне. Они не обременены трагическими страницами своего исторического прошлого. ГИ высоко ценит усилия СР по увековечиванию памяти жертв холокоста. Ежегодные проведения памятных мероприятий, в которых участвуют высокие представители государственной власти СР, но и репрезентанты словацкой еврейской общины, свидетельствуют, что Словакия «со всем достоинством и покаянием упоминает тех, кто был унижен, лишен человеческого достоинства и, в конечном счете, самого существования. Почтение памяти жертв холокоста является одновременно и обязательством активизировать борьбу против всех проявлений расизма, нетерпимости, ксенофобии и любых форм угнетения и дискриминации»4.

Следует, однако, отметить, что политические словацко-израильские контакты носят сегодня асимметричный характер. Для Словакии они имеют гораздо большее значение, чем для Израиля. Это отражается и на интенсивности официальных и рабочих визитов словацких политических представителей в ГИ, количество которых значительно превышает количество визитов израильских коллег в СР, поэтому неудивительно,

3 Там же.

4 Vyhlasenie ku dnu holokaustu. URL: www.vlada.gov.sk// vyhlasenie-ku-dnu-holokaustu/ (дата обращения: 02.04.2019).

что одним из видов внешнеполитической деятельности Словакии по отношению к Израилю является преодоление асимметричного распределения заинтересованности в развитии двусторонних политических словацко-израильских контактов путем официальных поездок и рабочих визитов израильских высокопоставленных лиц в регион Центральной Европы. Несмотря на это, СР в рамках словацко-израильских отношений выступает за сохранение и укрепление двусторонних контактов, обеспечение мира на Ближнем Востоке, а также за установление стабильности в более широком регионе, за борьбу против международного терроризма, экстремизма и военных режимов1.

Не менее важной темой в политических словацко-израильских переговорах является и израильско-палестинский вопрос. В рамках его внешнеполитическая позиция Словакии тождественна позиции ЕС. СР продолжает рассматривать возобновление прямых переговоров между Израилем и Палестиной на самом высоком политическом уровне как лучший способ достижения перспективного и долгосрочного урегулирования конфликта, на основе которого будет гарантирована безопасность ГИ и одновременно будут воплощены убеждения палестинской нации в отношении собственной государственности. С этим тесно связан и вопрос о статусе Иерусалима. Согласно официальной позиции Словакии, которая опирается на Резолюцию СБ ООН №. 478/19802 и общую позицию ЕС, Иерусалим, как столица обоих государств, должна быть «результатом прямых переговоров между израильскими и палестинскими сторонами, а не односторонних политических решений»3.

Несмотря на вышеприведенные факты, некоторые внешнеполитические шаги Словакии не соответствуют заявленным позициям. Одним из таких противоречивых решений СР является и ее инициатива открыть культурно-информационный центр в Иерусалиме. Данное решение было принято 2 июля 2018 во время официального

1 Zameranie cinnosti Vel'vyslanectva Slovenskej republiky v Izraelskom State. URL: www.mzv.sk/documents/725147/ 786826/Zameranie+%C4%8Dinnosti+Ve%C4%BEvyslanectva+S R+v+Izraeli.pdf/b7056e97-2cfe-40c9-b909-ff34ff9ab954 (дата обращения: 04.04.2019).

2 Резолюция 478 (1980) от 20 августа 1980 года. URL: https:// undocs.org/ru/S/RES/478 (1980) (дата обращения: 06.04.2019).

3 Vyhlasenie rezortu diplomacie k statuta Jeruzalema. URL: www.mzv.sk/aktuality/detail/-/asset_publisher/Iw1ppvnScIPx/ content/vyhlasenie-rezortu-diplomacie-k-statutu-jeruzalema?p_ p_auth=v6MM9i4Q (дата обращения: 04.04.2019).

визита председателя Национального Совета СР4 А. Данка и главы Сената парламента Чешской Республики5 (ЧР) М. Штеха в ГИ, приуроченному не только к 70-летию основания ГИ, 100-летию создания Чехословацкой Республики, но и 25-летию независимости и суверенитета СР и ЧР. Словакия своей инициативой открыть культурную дипломатическую миссию в Иерусалиме де-факто присоединилась к числу государств (например, США, Гватемала, Парагвай), которые перенесли либо официально заявили о переносе либо открытии своих дипломатических представительств в Иерусалим6.

Бесспорный вклад в развитие политических словацко-израильских отношений вносит и Посольство СР в ГИ. Это, помимо вышеприведенной внешнеполитической деятельности Словакии, не только оказывает сотрудничество в обеспечении межведомственных консультаций обоих государств на всех уровнях, поддерживает развитие парламентского измерения двусторонних отношений в тесном сотрудничестве с Группой дружбы с ГИ в Национальном Совете СР, с клубом-партнером в Кнессете7, но и активно предлагает возможность создания Межведомственной комиссии, основная задача которой бы заключалась в регулярной оценке текущего сотрудничества министерств, а также в поиске возможностей в двусторонних контактах. Кроме того, несомненное усилие оказывает и в установлении контактов между культурными, академическими и научными учреждениями, которые способствуют борьбе с ксенофобией и антисемитизмом8.

В рамках экономического измерения СР положительно вдохновлена экономической силой ГИ и его достижениями в данной области. Ведь именно «Израиль, как маленькая страна в постоянном военном конфликте, в сложных климатических условиях, с минимальными минеральными ресурсами

4 Официальное название словацкого парламента.

5 Официальное название верхней палаты чешского парламента.

6 Nová etapa slovensko-izraelskych vzt'ahov? URL: www. iir.cz/article/nova-etapa-slovensko-izraelskych-vztahov (дата обращения: 04.04.2019)

7 Однопалатный представительный и законодательный орган ГИ.

8 Zameranie cinnosti Vel'vyslanectva Slovenskej republiky v Izraelskom státe. URL: www.mzv.sk/documents/725147/ 786826/Zameranie+%C4%8Dinnosti+Ve%C4%BEvyslanectva+ SR+v+Izraeli.pdf/b7056e97-2cfe-40c9-b909-ff34ff9ab954 (дата обращения: 04.04.2019).

и дефицитом воды, менее чем за 70 лет превратился в одну из самых сильных экономик мира. Для Словакии это должно быть сильным положительным вдохновением для упорства и настойчивости, приправленных успехом»1. Напротив, для Израиля Словакия является важной экономической платформой в центрально-европейском регионе. Учитывая вышеприведенные факты, внешнеполитическая деятельность СР в рамках экономических словацко-израильских отношений направлена, прежде всего, на:

- укрепление двусторонней торговли и поддержку увеличения прямых инвестиций Израиля в Словакию с акцентом на инновации, новые технологии, здравоохранение и, в частности, создание условий для регионального кластера кибернетической безопасности;

- оказание поддержки по созданию новых и реализации существующих контактов между государственными, академическими, исследовательскими и предпринимательскими субъектами в области инноваций и стартапов;

- содействие по использованию израильского опыта в создании, управлении и финансировании эффективной экономики;

- активизацию двусторонней торговой палаты в Израиле в направлении четко определенных секторов (центры развития крупных экспортеров, кибернетическая безопасность и т. д.), а также использование отраслевых ассоциаций в СР (например, Словацкого альянса для интернет-экономики) и специализированные торгового-инвестици-онные агентства и других2.

Объем внешней торговли между СР и ГИ за 2018 г., согласно данным Министерства хозяйства СР, составил 306,7 млн €, что по сравнению с 2017 г. представляет сокращение на 62,6 млн €. При этом экспорт словацких товаров и услуг в Израиль в 2018 г. достиг 247,9 млн €, а напротив, импорт Израиля в Словакию составил 58,8 млн €. Динамику внешней торговли между СР и ГИ за последние два года можно подробно рассмотреть в нижеприведенной таблице 13.

1 Zameranie cinnosti Vel'vyslanectva Slovenskej republiky v Izraelskom State. URL: www.mzv.sk/documents/725147/ 786826/Zamerame+%C4%8Dimosti+Ve%C4%BEvyslanectva+S R+v+Izraeli.pdf/b7056e97-2cfe-40c9-b909-ff34f£9ab954 (дата обращения: 04.04.2019).

2 Там же.

3 Zahranicny obchod SR - januar az december 2018 (a

rovnake obdobie roku 2017). URL: www.mhsr.sk/uploads/files/

v6A37K3a.pdf (дата обращения: 04.04.2019).

С точки зрения товарной структуры словацкого экспорта в Израиль, основная доля поставок приходится на: легковые автомобили и другие моторные транспортные средства, предназначенные преимущественно для перевозки людей; мониторы и проекторы, телевизионные и радиоприемники; военное оружие; средства для ухода за полостью рта и зубами; медицинские, хирургические, стоматологические и ветеринарные инструменты и устройства; подъемное и погру-зочно-разгрузочное оборудование (например, лифты, канатные дороги, эскалаторы, конвейеры); немелованная бумага и картон; кондиционеры

4

и вентиляционные аппараты и другое .

Таблица 1 / Table 1 Динамика внешней торговли между СР и ГИ с 2017 по 2018 гг., млн € / Dynamics of foreign trade between Slovakia and Israel from 2017 to 2018, million €

Импорт / Import Экспорт/ Export Товарооборот/ Trade turnover

2017 г. 55,9 313,4 369,3

2018 г. 58,8 247,9 306,7

Напротив, в израильском импорте в Словакию преобладают: лекарства; колодки, палочки, наконечники и тому подобные части инструментов; инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, средства против прорастания и регуляторы роста растений, дезинфицирующие средства и аналогичные продукты, расфасованные или упакованные для розничной продажи или в виде препаратов или изделий (например, сульфидные полоски, фитили, свечи и мухоловка); медицинские, хирургические, стоматологические и ветеринарные инструменты и устройства, включая сцинтиграфические устройства, и другое электромедицинское и испытательное оборудование; шины и резины и другое5.

К перспективным областям экономического словацко-израильского сотрудничества, согласно Министерству иностранных и европейских дел СР,

4 Vyvoz podl'a krajin. URL: https://slovak.statistics.sk/wps/ wcm/connect/659ea3c9-f62a-46f6-82cd-98cc07b3cc0e/201812_ EXPORT_by_Countries_slov_eng.zip?MOD=AJPERES&CVID= mBX2CCX&CVID=mBX2CCX&CVID=mBX2CCX (дата обращения: 04.04.2019).

5 Dovoz podl'a krajin. URL: https://slovak.statistics.sk/wps/ wcm/connect/2953e8e7-4199-406d-b989-75fd116247da/201812_ IMPORT_by_Countries_slov_eng.zip?MOD=AJPERES&CVID= mBX2xO2&CVD=mBX2xO2&CVID=mBX2xO2 (дата обращения: 04.04.2019).

можно отнести: информационные технологии (ИТ), информационно--коммуникационные технологии (ИКТ), кибербезопасность, автомобилестроение, военная промышленность, энергетика, здравоохранение и фармацевтика1.

Развитие двусторонних словацко-израильских экономических отношений реализуется и благодаря принятой договорно-правовой базе между обоими государствами о сотрудничестве и взаимодействии в области таможенной деятельности, промышленного исследования и развития, предотвращения двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов, а также в сфере обороны, сельского хозяйства, воздушного транспорта и другое2.

На состояние и укрепление двусторонних словацко-израильских отношений прямо или косвенно влияет и деятельность Израильско-словацкой торгово-промышленной палаты, Израильской торговой палаты в Словакии, Словацкого агентства по развитию инвестиций и торговли, различных предпринимательских и бизнес ассоциаций обеих государств, посольств, консульств (в том числе и почетных) обоих государств, действующих на территории друг друга, и другое.

Политическое и экономическое измерение

словацко-иранских отношений

Согласно действующей внешнеполитической концепции СР, Министерство иностранных и европейских дел СР обращает тщательное внимание и на такого ключевого актора Ближнего Востока, как Исламскую Республику Иран (ИРИ). Несмотря на то, что словацко-иранские отношения восходят к 1929 г., когда Чехословакия и Персия подписали Торговое, таможенное и судоходственное соглашение3, взаимные дипломатические отношения между Словакией и Ираном были официально установлены 1 января 1993 г. - в день не-

1 Ekonomicka informacia o teritoiiu. Izrael. URL: www.mzv.sk/ documents/10182/620840/Izrael++ekonomick%C3%A9+inform %C3%A1cie+o+terit%C3%B3riu+2018 (дата обращения: 04.04.2019).

2 Там же.

3 Medzinarodne zmluvy. URL: www.mzv.sk/zahranicna_ politika/medzinarodne_zmluv-rozsirene_vyhladavanie?p_p_id= mzvzmluvy3_WAR_MzvZmluvyPortlet&p_p_lifecycle=0&p_p_st ate=normal&p_p_mode=view&p_p_col_id=column-3&p_p_col_ pos= 1 &p_p_col_count=2&_mzvzmluvy3_WAR_MzvZmluvyPortlet _page=1&_mzvzmluvy3_WAR_MzvZmluvyPortlet_fsstaty=33574 &_mzvzmluvy3_WAR_MzvZmluvyPortlet_rb_typzmluvy=DZ (дата обращения: 04.04.2019).

зависимости словацкого государства. С того момента СР ведет продуктивный и конструктивный диалог с Ираном по вопросам прагматического и взаимовыгодного сотрудничества. К наиболее важным областям двустороннего словацко-иранского сотрудничества, в которых заинтересована Словакия, можно отнести сферу политики, экономики, культуры, и туризма.

В политическом измерении Словакия воспринимает Иран как крупного регионального партнера, способного оказать существенное влияние на трансформационные процессы на Ближнем и Среднем Востоке, прежде всего, на политические решения конфликтов в Сирии, Ираке и Йемене. Кроме того, существует также ряд политических кризисов в регионе (ИГИЛ, миграция, итд.), где достижение решения без участия Ирана будет для международного общества излишне дорогостоящим или почти невозможным [7, с. 2].

Принимая во внимание эти условия, внешняя политика СР по отношению к Ирану, в первую очередь, направлена на сохранение и укрепление двустороннего словацко-иранского диалога на высшем политическом уровне. Несмотря на то, что уровень и интенсивность политических контактов Словакии и Ирана не достигают таких показателей, как контакты СР с государствами ЕС или трансатлантическими партнерами, как словацкое, так и иранское государство, заинтересованы в важности ведения активного взаимного двустороннего диалога. Данную действительность подтверждает и подписание Меморандума о взаимопонимании между Министерством иностранных и европейских дел СР и МИДом ИРИ об укреплении политических консультаций (2016 г.). В данном документе обе стороны задекларировали заинтересованность в двусторонних переговорах и обмене информацией в областях, представляющих взаимный интерес, с целью укрепить хорошие

4

взаимоотношения .

Словакия также высоко оценивает положительный прогресс диалога «ЕС - Иран», что подтверждает словацкий президент А. Киска, согласно которому, данные отношения находятся на правильном пути, постоянно углубляются

4 SR-Irän: Vyznamne posilnenie vzäjomnej spolupräce. URL: www.mzv.sk/web/teheran/detail//asset_publisher/

bZtjMy3iNwbo/content/sr-iran-vyznamne-posilnenie-vzajomnej-spoluprace/10182?p_p_auth=ZpOjidmG (дата обращения: 04.04.2019).

и развиваются1. Беспокойство Словакии, однако, вызывает вопрос о ядерной программе Ирана. СР, как ЕС, и ряд других государств мира, заинтересована в соблюдении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), который направлен на контроль и ограничение иранской ядерной про-граммы2. Несмотря на обострившуюся ситуацию, возникшую после одностороннего выхода США из «ядерной сделки» с Ираном, Словакия придерживается единой внешнеполитической линии ЕС и выступает за сохранение данного соглашения, а также за продолжение выполнения его условий. Свидетельствуют об этом слова бывшего государственного секретаря Министерства иностранных и европейских дел СР, нынешнего посла СР в США И. Корчока: «Мы считаем, что ядерное соглашение с Ираном является подтверждением важности эффективного международного сотрудничества. Это вопрос взаимного доверия. Соглашение выполняется, что подтвердили и результаты последней инспекции Международного агентства по атомной энергии. Словакия убеждена, что соглашение в том виде, в котором оно было заключено, выполняет свою задачу и является наилучшим соглашением, которое можно было заключить в сложившихся обстоятельствах»3.

Следует, однако, отметить, что в случае обострения военно-политического диалога между США и Ираном, грозит региону Ближнего Востока значительное повышение уровня конфликтогенно-сти и нестабильности. Ведь если Тегеран начнет увеличение обогащения урана на уровне выше 3,67 %, предусмотренного ядерной сделкой, и впоследствии ему удастся сконструировать ядерное оружие, то в данном регионе, прежде всего, между Ираном и Израилем, по словам чешского эксперта Й. Шнайдра, возникнет весьма напряженная обстановка. «Ядерные государства, которые не общаются напрямую друг с другом и не имеют точной

1 Iransky minister zahranicnych veci, Dr. Zarif sa stretol so slovenskym prezidentom Andrejom Kiskom. URL: www. sk.vienna.mfa.ir/index.aspx?fkeyid=&siteid=485&pageid=33139 &newsview=424933 (дата обращения: 04.04.2019).

2 Sprava o plneni uloh zahranicnej a euröpskej politiky SR v roku 2017 a jej zameranie na rok 2018. URL: www.mzv.sk/ documents/10182/2686701/2017+Spr%C3%A1 va+o+plnen%C3%A D+%C3%BAloh+zahrani%C4%8Dnej+a+eur%C3%B3pskej+politik y+SR+v+roku+2017+a+jej+zameranie+na+rok+2018 (дата обращения: 04.04.2019).

3 I. Korcok: Jadrova dohoda s Iranom je aj otazkou vzajomnej dovery. URL: www.teraz.sk/spravy/i-korcok-jadrova-dohoda-s-iranom-je/286645-clanok.html (дата обращения: 04.04.2019).

информации о намерениях и поведении друг друга, открывают путь к фатальному недоразумению» [9, с. 23]. Поэтому в интересах международного общества, в том числе ЕС и СР, всевозможным уислием не допустить такого развития сценария.

Таким образом, на фоне региональной напряженности на Ближнем Востоке и международных последствий одностороннего выхода администрации Трампа из «ядерной сделки» с Ираном, взаимодействие ЕС и Ирана оказывается сложным, но важность его поддержания крайне важна [4, с. 7].

С точки зрения экономического измерения, Иран, экономика которого занимает 18-е место среди стран мира, является крупным рынком, значимым транспортным узлом и важным источником нефти (4-е место в мире) и природного газа (2-е место в мире) [2, с. 612], способным не только диверсифицировать энергетические источники Европы, но и повысить уровень ее энергетической безопасности в целом. Ведь, согласно Стратегии европейской энергетической безопасности Европейской комиссии, «процветание и безопасность Европейского Союза зависят от стабильных и обильных поставок энергии» [5, с. 3]. И в этом Иран может сыграть огромную роль.

Словакия уделяла данной проблеме пристальное внимание, о чем свидетельствовало и прошедшее председательство СР в Совете ЕС в 2016 г., в рамках которого словацкое государство создало пространство для возобновления диалога и сотрудничества между ЕС и Ираном по данному вопросу.

В рамках двусторонних словацко-иранских отношений экономические контакты представляют большое значение. Благоприятная политическая обстановка и диалог партнерства создают хорошие условия для реализации взаимовыгодного экономического сотрудничества. Значительное влияние на укрепление данного сотрудничества оказало подписание двух важных экономических документов - Договора между СР и ИРИ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в области подоходного налога, и Соглашения между СР и ИРИ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Как отмечает министр иностранных и европейских дел СР М. Лайчак, «за относительно короткое время мы многое сделали в наших отношениях, подписали основные экономические соглашения, и теперь важно продолжать в подвижной динамике и в полной

мере использовать потенциал, существующий для сотрудничества в нескольких областях»1.

Несомненный вклад в расширение словацко-иранских экономических связей вносят - прямо или косвенно - и другие министерские ведомства Словакии и Ирана, Тегеранская торговая палата, Словацкое агентство по развитию инвестиций и торговли, Чешско-Словацко-Иранская торговая палата, Организация по атомной энергии Ирана, Экспортно-импортный банк СР, Организация по промышленному развитию и реконструкции Ирана, Табризская палата торговли, промышленности и горного дела, Организация по инвестициям, экономической и технической помощи Ирану. Основной целью данных структур в рамках словацко-иранских экономических контактов является содействие в устойчивом развитии активного, плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия между Словакией и Ираном.

Важным элементом развития и одновременно показателем уровня двусторонних словацко-иранских экономических отношений является внешняя торговля. Та, согласно данным Министерства иностранных и европейских дел СР, носила в период 2012-2017 гг. двуликий характер. С одной стороны, за выбранный период (5 лет) вырос не только экспорт словацких товаров и услуг в Иран на 6,7 млн € (65 %), иранский импорт в Словакию на 5,7 млн € (150 %), но, соответственно, увеличился и взаимный товарооборот на 12,4 млн € (89 %). С другой стороны, принимая во внимание каждый год по отдельности, можно наблюдать неустойчивый характер основных показателей внешней торговли, который был обусловлен как внутренними, так и внешними факторами. Динамику внешней торговли с 2012 по 2017 гг. между словацким и иранским государствами можно подробно рассмотреть в нижеприведенной таблице 22.

С точки зрения товарной структуры словацкого экспорта в Иран, основная доля поставок приходится на: ядерные реакторы, котлы, машины и механические устройства; оптическое, фото-

1 SR-Irän: Minister M. Lajcäk rokoval s viceprezidentom Salehim. URL: www.mzv.sk/web/teheran/detail/-/asset_publisher/ bZtjMy3iNwbo/content/sr-iran-minister-m-lajcak-rokoval-s-viceprezidentom-salehim/10182?p_p_auth=gCg2fgEb&_101_ INSTANCE_bZtjMy3iNwbo_redirect=%2Fweb%2Fteheran%2Fsp ravy (дата обращения: 04.04.2019).

2 Ekonomickä informäcia o teritöriu. Iränska islämska republika. URL: www.mzv.sk/documents/10182/620840/Ir% C3%A 1 n+ekonomick %C3%A9+inform %C3%A1cie+o+terit% C3%B3riu+2018 (дата обращения: 04.04.2019).

графическое, измерительное и медицинское оборудование; продукты органической химии; самолеты, космические аппараты и их части; соль; серу; землю и камни; гипс, известь и цемент; различные пищевые препараты; электрические машины и оборудование; устройства для записи звука, телевизионных изображений и их части; стекло и стеклянный товар; фотографические и кинематографические товары; транспортные средства и их принадлежности; удобрения3.

Таблица 2 / Table 2

Динамика внешней торговли между СР и ИРИ с 2012 по 2017 гг., млн € / Dynamics of foreign trade between Slovakia and Iran from 2012 to 2017, million €

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Экспорт 10,3 6,2 12,6 18,5 21,1 17,0

Импорт 3,8 4,5 4,6 5,5 10,2 9,5

Товарооборот 14,1 10,7 17,2 24,0 31,3 26,5

Напротив, в иранском импорте в Словакию преобладают: съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых; железо и сталь; пластмассы и изделия из них; фармацевтическая продукция; препараты из овощей, плодов орехов или других частей растений; каучук и изделия из него; шеллак, резины, смолы и другие растительные соки и экстракты; игрушки, игры и спортивное снаряжение; мясо и съедобные мясные субпродукты; искусственные штапельные волокна; кофе, чай, мате и специи4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках совместной словацко-иранской экономической деятельности Словакия считает наиболее перспективными областями сотрудничества следующие отрасли: энергетику, нефтяную и газовую промышленность, возобновляемые ресурсы; машиностроение и автомобильную промышленность; строительную инфраструктуру; управление водными ресурсами; информационные технологии; инженерную и геологическую деятельность. К ближайшим запланированным проектам словацких компаний и предпринимателей в Иране можно отнести: экологические хранилища нефти (70 млн €), совместное производство легких винтовых самолетов (30 млн €), а также нефтепроводы, трубопроводы (100 млн €)5.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

Литература

1. Аксенёнок А.Г., Звягельская, И.Д., Кузнецов, В.А., Наумкин, В.В., Сухов, Н.В. Ближний Восток: тьма перед новым рассветом? Региональные конфликты и будущее глобального мира. М. : Международный дискуссионный клуб «Валдай», 2017. 28 с.

2. Abbaszadeh P. et al. Iran's oil development scenarios by 2025 // Energy Policy. 2013. Vol. 56. P. 612-622.

3. CSR uznala zidovsky stát Izrael // Pravda. 1948. No. 116. 8 p.

4. Europe and Iran in a fast-changing Middle East // Foundation for European Progressive Studies, Istituto Affari Internazionali / ed. A. Dessi, V. Ntousas. Brussels, Rome : Foundation for European Progressive Studies, Istituto Affari Internazionali, 2019. 145 p.

5. Hellman A., Khajehpour B. Shouldering the Sanctions: A Future for EU-Iran Energy Cooperation. London : European Leadership Network, 2018. 13 p.

6. Kalhousová I. Relations between Israel and the Czech Republic: From Sentiment to Pragmatism? // Strategic Assessment. 2015. No. 3. P. 93-i04.

7. Parsi R., Esfandiary D. An EU Strategy for relations with Iran after the nuclear deal. Brussel : Policy Department, Directorate-General for External Policies, 2016. 23 p.

8. Ponízilová M. Delimitation of regional powers in the Middle East in the 20th and 21st century // Journal of International Relations. 2016. No. 2. P. 157-185.

9. Schneider J. Mohou byt Izrael a Irán (opèt) spojenci? // Medzinárodní politika. 2010. No. 4. P. 22-24.

10. Taterová E. Ceskoslovenská diplomacie a Izrael v letech 1948-1967. Brno : Mendelova univerzita v Brnè, 2017. 120 p.

References

1. Aksenyonok A.G., Zvyagelskaya I.D., Kuznetsov V.A., Naumkin V.V., Sukhov N.V. Blizhnii Vostok: t'ma pered novym rassvetom? Regional'nye konflikty i budushchee global'nogo mira [Middle East: darkness before a new dawn? Regional conflicts and the future of global peace]. Moscow, Valdai Discussion Club, 2017, 28 p. (In Russ.).

2. Abbaszadeh P. et al. Iran's oil development scenarios by 2025. Energy Policy, 2013, vol. 56, pp. 612-622.

3. CSR uznala zidovsky stát Izrael [Czechoslovakia recognized the Jewish State ofIsrael]. Pravda, 1948, no. 116, 8 p.

4. Europe and Iran in a fast-changing Middle East / Foundation for European Progressive Studies, Istituto Affari Internazionali. Ed. by A. Dessi, V. Ntousas. Brussels, Rome, Foundation for European Progressive Studies, Istituto Affari Internazionali, 2019, 145 p.

5. Hellman A. Khajehpour, B. Shouldering the Sanctions: A Future for EU-Iran Energy Cooperation. London, European Leadership Network, 2018, 13 p.

6. Kalhousová I. Relations between Israel and the Czech Republic: From Sentiment to Pragmatism? Strategic Assessment, 2015, no. 3, pp. 93-104.

7. Parsi R. Esfandiary D. An EU Strategy for relations with Iran after the nuclear deal. Brussel, Policy Department, Directorate-General for External Policies, 2016, 23 p.

8. Ponízilová M. Delimitation of regional powers in the Middle East in the 20th and 21st century. Journal of International Relations, 2016, no. 2, pp. 157-185.

9. Schneider J. Mohou byt Izrael a Irán (opèt) spojenci? [Can Israel and Iran be (again) allies?]. Medzinárodní politika, 2010, no. 4, pp. 22-24.

10. Taterová E. Ceskoslovenská diplomacie a Izrael v letech 1948-1967 [Czechoslovak diplomacy and Israel in 1948-1967]. Brno, Mendelova univerzita v Brnè, 2017, 120 p.

Статья поступила в редакцию 5.05.2019 г.; принята к публикации 1.06.2019 г.

Submitted5.05.2019; revised 1.06.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Гопта И. Израиль и Иран во внешней политике Словакии // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 2. С. 117-124. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-2-117-124

Об авторе Гопта Иво

выпускник аспирантуры Дипломатической академии МИД России по специальности «Политические науки и регионоведение», г. Москва,

ivohopta@gmail. com

Citation for an article:

HoptaI. Israel and Iran in Slovakia's Foreign Policy. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 2, pp. 117-124. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-2-117-124 (In Russ.).

About the author Ivo Hopta

Graduate of Postgraduate Studies of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia in "Political Sciences and Regional Studies", Moscow, ivohopta@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.