Научная статья на тему 'РОССИЯ – РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (30 ЛЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ)'

РОССИЯ – РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (30 ЛЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1332
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
Россия / Республика Корея / дипломатические отношения / торговля / экономические связи / промышленность / взаимодействие / соглашение / гуманитарное сотрудничество / культура / спорт / Russia / Republic of Korea / diplomatic relations / trade / economic relations / industry / interaction / agreement / humanitarian cooperation / culture / sports

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Олег Геннадьевич Карпович, Любовь Александровна Смагина

Республика Корея является одним из приоритетных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2020 году страны отмечают 30-летие установления дипломатических отношений. За последние годы страны сделали значительные шаги в сторону укрепления торгово-экономического взаимодействия. В феврале 2019 года страны подписали план действий по реализации 9 приоритетных направлений сотрудничества – природный газ, энергетика, железные дороги, морские порты, Северный морской путь (СМП), судостроение, промышленные комплексы, сельское хозяйство и рыболовство. Открыт Российско-корейский центр инноваций, а в сентябре 2020 состоялось подписание соглашения о намерениях по созданию южнокорейского индустриального парка в Приморье, также в конце 2019 года Москвой и Сеулом было принято решение объявить 2020 год Годом взаимных обменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA – REPUBLIC OF KOREA: RESULTS AND PROSPECTS (30 YEARS OF DIPLOMATIC RELATIONS)

The Republic of Korea is one of Russia's priority partners in the Asia-Pacific region. In 2020, the countries celebrate the 30th anniversary of the establishment of diplomatic relations. In recent years, the countries have made significant steps towards strengthening trade and economic cooperation. In February 2019, the countries signed an action plan for implementing 9 priority areas of cooperation – natural gas, energy, Railways, seaports, the Northern sea route (NSR), shipbuilding, industrial complexes, agriculture and fi shing. The Russian-Korean innovation center was opened, and in September 2020 an agreement of intent was signed to create a So uth Korean industrial Park in Primorsky kray. At the end of 2019, Moscow and Seoul decided to declare 2020 “The year of mutual exchanges”.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ – РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (30 ЛЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ)»

йО!: 10.24411/2221-3279-2021-10023

РОССИЯ - РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (30 ЛЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ)

Олег Геннадьевич Карпович

Дипломатическая академия МИД России,

Москва, Россия

Любовь Александровна Смагина

Дипломатическая академия МИД России,

Москва, Россия

Информация о статье:

Поступила в редакцию:

Принята к печати:

29 сентября 2020 16 апреля 2021

Об авторах:

Карпович О.Г., д.ю.н., д.полит.н., профессор, директор Института актуальных международных проблем, Дипломатическая академия МИД России

e-mail: iamp@dipacademy.ru

Смагина Л.А., к.полит.н., научный сотрудник Института актуальных международных проблем, Дипломатическая академия МИД России

e-mail: iamp@dipacademy.ru

Аннотация: Республика Корея является одним из приоритетных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2020 году страны отмечают 30-летие установления дипломатических отношений. За последние годы страны сделали значительные шаги в сторону укрепления торгово-экономического взаимодействия. В феврале 2019 года страны подписали план действий по реализации 9 приоритетных направлений сотрудничества - природный газ, энергетика, железные дороги, морские порты, Северный морской путь (СМП), судостроение, промышленные комплексы, сельское хозяйство и рыболовство. Открыт Российско-корейский центр инноваций, а в сентябре 2020 состоялось подписание соглашения о намерениях по созданию южнокорейского индустриального парка в Приморье, также в конце 2019 года Москвой и Сеулом было принято решение объявить 2020 год Годом взаимных обменов.

Ключевые слова:

Россия; Республика Корея; дипломатические отношения; торговля; экономические связи; промышленность; взаимодействие; соглашение; гуманитарное сотрудничество; культура; спорт

Двусторонние отношения России и Кореи имеют длительную историю1, а дипло-

1 Первые контакты между странами имели место еще в XVII веке. В середине XIX века между ними появилась общая граница по реке Туманган, вследствие чего увеличилось количество контактов между корейцами и населением российского Дальнего Востока, что, однако, еще не означало заключение официальных дипломатических отношений. Первый официальный договор между Российской

империей и Кореей, который стал основой дипломатических отношений двух стран, был подписан 7 июля 1884 года. Как утверждают историки, период 1896-1898 годов можно считать наиболее тесным в отношениях между Россией и Кореей. Так, весной 1896 года корейские представители были официально приглашены на коронацию императора Николая II, а после торжеств в Москве в Петербурге состоялись специальные переговоры с правительством России, касающиеся оказания

матические - тридцатилетнюю со дня их установления между Российской Федерацией и Республикой Корея. За это время развитие двусторонних российско-корейских отношений переживало периоды подъема и спада.

После освобождения Кореи от японского колониального господства в 1945 году, формирования в 1948 году двух корейских государств (Республики Корея и Корейской Народной Демократической Республики), Корейской войны 1950-1953 годов и раздела Корейского полуострова отношения с новыми корейскими государствами развивались по-разному. В условиях ведения «холодной войны» Советский Союз, страны Варшавского договора и КНР игнорировали существование Республики Корея, избравшей капиталистический путь развития, и признавали КНДР, вставшую на путь построения социализма, в то время как США и их союзники не признавали КНДР.

Со второй половины 80-х годов ХХ века в рамках перестройки и внедрения «нового мышления» в советской внешней политике произошел поворот в отношении Корейского полуострова, а именно, наша страна отказывается от безусловной поддержки КНДР в ее противостоянии с Южной Кореей и США и налаживает более тесные отношения с Республикой Корея.

Новым витком в развитии двустороннего сотрудничества стало подписание 30 сентября 1990 года в Нью-Йорке министрами иностранных дел двух государств соглашения об установлении дипломатических от-

гуманитарной и экономической помощи корейской стороне. По их итогам в августе 1896 года Россия начала строительство телеграфных линий, а также помогла Корее решить ряд финансовых вопросов: в декабре 1897 года был открыт первый российско-корейский банк. Что касается культурных отношений между Россией и Кореей, то в 1897 году на факультете восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета началось преподавание корейского языка. После установления в Корее японского колониального господства в 1910 году Корея прекратила свое существование как независимое государство. Российская миссия просуществовала до 1925 года как институт Генерального консульства России в Сеуле.

ношений. Намерение развивать дружественные связи было закреплено подписанием Договора об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея в 1992 году в ходе официальной встречи президентов двух стран Б.Н. Ельцина и Ро Дэ У

Расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между двумя странами было закреплено в декларации о содействии развитию двустороннего сотрудничества, содержащей солидный перечень направлений, программ и проектов возможного взаимодействия в будущем, подписанной в сентябре 1995 года премьер-министрами В.С. Черномырдиным и Ли Хон Ку2. Это событие стало толчком для подписания целого ряда документов по экономическим, научно-техническим и культурным вопросам. Ряд соглашений, включая соглашения о сотрудничестве в области уголовного правосудия и ядерной сферы, были подписаны в мае 1999 года президентом Ким Дэ Чжуном в ходе его визита в Россию. Однако несмотря на это ведущим военно-политическим союзником и экономическим партнером Южной Кореи оставались США.

Двусторонние контакты между Россией и Кореей привели к последовательному расширению взаимодействия в сфере торговли, инвестиций, рыболовства, военно-технического сотрудничества, мирного использования атомной энергии, культуры с учетом интересов и возможностей партнеров. Страны сумели выйти на высокий уровень экономического взаимодействия, доведя объем двусторонней торговли почти до 20 млрд долларов. Менее успешно развивалось инвестиционное сотрудничество. Российские инвестиции в Республику Корея были крайне незначительны, как и южнокорейские капиталовложения, которые длительное время были также невелики. Однако в последний период наметилась позитивная тенденция, прежде всего, относительно южнокорейских капиталовложений в автомобилестроение, производство потребительских товаров, гостиничного бизнеса и ряда других отраслей.

2 Не остались без внимания Сибирь, Дальний Восток, освоение которых В. Черномырдин назвал перспективным направлением развития двустороннего сотрудничества.

Разительные перемены за это время произошли в сфере политики. Консультации между лидерами двух стран по широкому кругу вопросов стали регулярными, при этом двусторонний политический диалог превратился в важный элемент дипломатии России и Республики Корея. Важное значение для наращивания потенциала российско-южнокорейского сотрудничества имел визит в Москву в 2004 году президента РК Но Му Хёна. В совместном коммюнике была записана новая формулировка двусторонних отношений, которые характеризовались как «многогранное доверительное партнерство».

Договоренность поднять отношения до уровня стратегического партнерства активизировать диалог и сотрудничество на всех уровнях была зафиксирована в Совместном заявлении президентов двух стран Д. Медведева и Ли Мён Бака по итогам встречи в Москве в 2008 году. Это событие придало стимул к формированию условий для устойчивого роста двусторонних экономических связей между Россией и Республикой Корея. Речь шла о создании надлежащего инвестиционного климата, обеспечении информационной и правовой поддержки инвесторов, содействии расширению научно-технического сотрудничества.

Отношения с Республикой Корея являются одним из приоритетных направлений азиатско-тихоокеанской политики современной России и характеризуются конструктивным и взаимодополняющим партнерством. В настоящее время создана разветвленная договорно-правовая база двустороннего взаимодействия: заключено более 50 соглашений, охватывающих торговлю, инвестиции, рыболовство, военно-техническое сотрудничество, мирное использование атомной энергии, культуру и другие сферы.

О развитии отношений между нашими странами свидетельствует и увеличение числа встреч на высшем уровне. В июне 2018 года по приглашению Президента Российской Федерации В.В. Путина Россию с государственным визитом посетил Мун Чжэ Ин. По итогам переговоров было принято Совместное заявление РФ и РК о подписании пакета межведомственных и корпоративных

документов. На встрече был обсужден широкий спектр проблем, касающихся денуклеа-ризации Корейского полуострова, терроризма, зон свободной торговли, бизнеса и т.д. В ходе визита обе страны подтвердили, что являются эффективными партнерами. Предметами обсуждения также стали пути развития стратегий государств в трех направлениях: увеличение количества точек роста, развитие Дальнего Востока в Евразии и содействие общественному благосостоянию.

Значимое место в российско-корейских отношениях отводится межпарламентским контактам, о чем свидетельствует официальный визит председателя Государственной Думы В. Володина в Сеул в июле 2017 года. В декабре того же года с ответным визитом в Москву прибыл лидер Совместной демократической партии Чху Миэ как глава парламентского комитета по внешнеполитическому сотрудничеству между Кореей и Россией. Продолжением межпарламентских контактов стало посещение Председателем Национального собрания РК Мун Хи Саном в мае 2018 года Москвы, следствием чего стало формирование двусторонней межпарламентской комиссии по сотрудничеству Государственной Думы РФ и Национального собрания Республики Корея. В рамках данной комиссии обсуждаются вопросы развития отношений между Россией и Кореей как в области экономики, так и образования, развития гуманитарных связей и культуры.

Поддерживаются контакты на уровне министерств и ведомств обоих государств. В 2018 году министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров и министр иностранных дел Республики Корея Кан Ген Хва провели встречи на полях министерских мероприятий по линии АСЕАН в Сингапуре, а в 2019 году - на Мюнхенской конференции по безопасности в Германии (февраль) и в Москве (июнь).

Россия и Республика Корея плодотворно взаимодействуют по линии правительств и Советов безопасности, постоянно контактируя на уровне руководителей профильных ведомств. Между странами налажен активный диалог в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ), а в целях обмена

мнениями по актуальным вопросам двустороннего взаимодействия и сотрудничества на международной арене ежегодно проводятся межведомственные консультации по данной проблематике.

Очередные раунды российско-южнокорейских межведомственных консультаций состоялись в соответствии с договоренностями российско-южнокорейского саммита в Москве 22 июня 2018 года, а также 31 января 2019 года. Следствием данных событий стало начало переговоров о подготовке к заключению соглашения о свободной торговле услугами и инвестициями профильных ведомств двух стран в июне 2019 года3. На данный момент проведено три раунда консультаций -последний в январе 2020 года. Заданный переговорный темп дает основания надеяться, что Россия и Республика Корея вскоре смогут выйти на конкретные договоренности в этой области.

Особый интерес в рамках сотрудничества России и Южной Кореи представляют сферы освоения космоса и атомной энергетики. Об этом свидетельствует привлечение Роскосмоса к сооружению Национального космического центра Республики Корея «Наро», совместный полет российских и южнокорейских космонавтов на российском космическом корабле «Союз ТМА-12» (апрель 2008 г.), запуск корейской ракеты-носителя К8ЬУ-1 (январь 2013 г.), импорт Южной Кореи российского топлива для атомных электростанций, российских вертолетов и отдельных видов вооружений и боевой техники.

Одним из наиболее значимых направлений в экономическом сотрудничестве является область энергетики, транспорта и логистики. Богатая энергоресурсами Россия, которая в рамках своей стратегии диверсификации рынка сосредоточена в Европе, расширяет свой экспорт энергоресурсов в страны Азии и Тихого океана, включая Южную Корею. Корея также использует свою ресурсную дипломатию в качестве важной

3 Андрей Кулик: Москва и Сеул прорабатывают вопрос горячей линии для ВВС (Andrey Kulik: Moscow and Seoul are working on a hotline for the Air Force) / РИА Новости. 17.02.2020. Режим доступа: https://ria.ru/20200217/1564797141.html

дипломатической стратегии с Россией и Центральной Азией4.

Российско-южнокорейское сотрудничество опирается на прочную договорно-правовую базу. Речь идет о межгосударственных соглашениях в сфере торговли, гарантиях инвестиций, предотвращении двойного налогообложения, а также в военно-технической сфере, сотрудничестве в области мирного использования атомной энергетики, культурном обмене, предупреждении незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла морских живых ресурсов и других.

Несмотря на готовность к активному сотрудничеству, многие эксперты утверждают, что за прошедшие тридцать лет радикальных перемен не произошло, что отражается в структуре взаимного товарооборота. В российском экспорте по-прежнему более 80% приходится на минеральные ресурсы, другие же экспортные статьи включают в себя продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы, продукцию химической промышленности, а также древесину и целлюлозно-бумажные изделия, т.е. в основном сырьевые товары или товары с низкой добавленной стоимостью. В свою очередь, российский импорт более чем на 60% представлен автомобилями, высокотехнологичной техникой и оборудованием5.

Сегодня РК является одним из основных приоритетных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несмотря на то, что по данным ФТС России наблюдается спад товарооборота между странами. Так, в 2018 году товарооборот составил 24,841 млрд долларов США, а по итогам на январь-апрель 2019 года - 8,471 млрд долларов США. Тенденции к снижению наблюдаются в экспорте и импорте товаров. Например, в 2018 году экспорт России составил 17,832 млрд долла-

4 Major Challenges and Direction for the Revitalization of Far East and Siberia Development Cooperation. Korea Institute for International Economic Policy. Government report. Seoul. 2014. P. 194-195.

5 Итоги внешней торговли России. Аналитика за 2019 год (Results of Russia's Foreign Trade. Analytics for 2019). Режим доступа: https://ru-stat.com/analytics/6556

ров, а импорт южнокорейских товаров - 7,009 млрд долларов. На январь-апрель 2019 года российский экспорт 5,834 млрд долларов, а импорт - 2,637 млрд долларов6.

Однако инвестиционная политика южнокорейских партнеров специфична. Несмотря на то, что сегодня на российском рынке представлено более 150 крупнейших компаний из Южной Кореи, инвестиции вкладываются нашими партнерами неравномерно. Например, энергетика продолжает оставаться ключевой сферой, нежели промышленность, сельское хозяйство и гостиничный бизнес. Прямые инвестиции Кореи в Россию достигли максимума в 430 млн долларов США в 2009 году и с 2011 г. оказались в стагнации, дойдя до около 100 млн долларов США7. Согласно данным ЦБ России, к октябрю 2015 года объем накопленных прямых инвестиций из Республики Корея в российскую экономику составил 1,25 млрд долларов США8.

В начале 2019 года общий приток прямых инвестиций из Республики Корея в Россию составил 2,679 млрд долларов США. Их распределение по отраслям экономики России составляет около 70% от всего объема инвестируемого в обрабатывающей промышленности, 16% - в торговле и ремонте автотранспорта, 3% - финансово-страховой сфере, 3% - в сельском хозяйстве, лесоводстве и рыболовстве9.

6 Аналитическая справка, включая оперативные данные по статистике внешней торговли Республики Корея с Россией за 1-2 кв. 2018 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. http:// www.ved.gov.ru.

7 Оськин В.В. Структура прямых инвестиций из Республики Корея в Россию // Молодой ученый. 2020. № 29 (319). С. 235-237. [Os'kin, V. V. Struktura pryamykh investitsiy iz Respubliki Koreya v Rossiyu //Molodoy uchenyy, 2020, No. 29 (319), pp. 235-237.]

8 Экономические отношения России и Республики Корея. Режим доступа: https:// tass.ru// info/ 3331211

9 Оськин В.В. Структура прямых инвестиций

из Республики Корея в Россию // Молодой ученый. 2020. № 29 (319). С. 235-237. [Os'kin, V. V. Struktura pryamykh investitsiy iz Respubliki Koreya v Rossiyu //Molodoy uchenyy, 2020, No. 29 (319), pp. 235-237.]

Усилия российского руководства повысить инвестиционную привлекательность не привели к прорыву. Процесс институциа-лизации инвестиционного сотрудничества идет медленно. Формирование структур для реализации проектов требует больших финансовых инвестиций и координации их обеспечения. Например, планы развития регионов Сибири и Дальнего Востока, являющиеся приоритетными в экономическом сотрудничестве России и Республики Корея, к сожалению, ограничиваются проработкой вопросов участия южнокорейских компаний в данных проектах, реализуемых на территориях опережающего развития России и в свободном порту Владивосток (СПВ). И это несмотря на то, что Дальневосточный регион - географически самый близкий к Корее, является одним из основных районов расселения русских и корейцев, более активной зоной обмена между двумя странами. Он не только тесно связан с Кореей исторически, но в нем есть та часть, которая может сформировать эмоциональный консенсус с Кореей как одной из областей, где живут два народа.

Дальневосточная Сибирь России является также важным регионом с точки зрения логистики, возможностью связаться с Евразией и частью развития арктического маршрута. Таким образом, данный регион является базой бизнес-проектов не только Южной Кореи и России, но и в будущем трехстороннего сотрудничества между Южной Кореей, нами и Северной Кореей.

На Восточном экономическом форуме, состоявшемся во Владивостоке в 2017 году, президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин выступил с инициативой навести с Россией «девять мостов». Она легла в основу концепции взаимодействия в разных областях: железные дороги, морские порты, энергетика, природный газ, арктическое судоходство, судостроение, сельское хозяйство, рыболовство, создание промышленных комплексов, экология, образование и здравоохранение10.

10 Андрей Кулик: Москва и Сеул прорабатывают вопрос горячей линии для ВВС (Andrey Kulik: Moscow and Seoul are working on a hotline for the Air Force) / РИА Новости. 17.02.2020. Режим доступа: https://ria.ru/20200217/1564797141.html

Это хорошее предложение, которое органично вписывается в российское видение эффективного сотрудничества в формате Россия - Республика Корея - Корейская Народно-Демократическая Республика. Реализация трехсторонних экономических проектов с участием России, РК и КНДР, включая интеграцию корейских железных дорог с Транссибом и транзитные поставки трубопроводного газа и электроэнергии через КНДР в Республику Корея будет способствовать развитию межкорейских отношений, укреплению мира и стабильности на Корейском полуострове и в СевероВосточной Азии в целом.

Трехсторонние экономические проекты в формате РФ-КНДР-РК во многом зависят от межкорейских отношений и военно-политической ситуации на Корейском полуострове. Экономические выгоды от масштабных проектов соединения железных дорог трех стран, прокладки газопровода из России в РК через территорию КНДР, поставки электроэнергии с Дальнего Востока России на Корейский полуостров невозможны без укрепления мира в регионе.

Переговоры о строительстве газопровода через Северную Корею, проект которого был разработан еще в 2011 году, периодически ведутся после «потепления отношений» между Пхеньяном и Сеулом. С экономической точки зрения наиболее целесообразным было признано строительство трубопровода через Северную Корею. Однако отношения Сеула и Пхеньяна периодически осложняются, что замораживает строительство газопровода, хотя данный проект крайне важен как для Сеула, так и для Пхеньяна как источник транзитных доходов. В перспективе нельзя исключить переход Северной Кореи на российский газ. А это уже будет иметь политический эффект - способствовать объединению корейского полуострова и усилению влияния РФ на КНДР. Наряду с созданием транскорейской железной дороги с выходом на Транссиб и соединением электросетей этот проект для России является одним из важнейших на корейском направлении.

В сентябре 2019 года, выступая на Восточном экономическом форуме во Вла-

дивостоке, президент России В. Путин подчеркнул важность «втягивания» КНДР во взаимовыгодные проекты, поскольку у нашей страны есть «конкретные предложения». Речь шла о совместной дороге, связывающей Транссиб и корейские железные дороги через Северную Корею, трубопроводном транспорте, освоении портов Северной Кореи. Поскольку Владивосток является зоной интересов Южной Кореи, то предложенный корейской стороной проект строительства рыбоперерабатывающего и логистического комплекса в этой зоне обретает особую значимость для развития сельского хозяйства.

Сегодня огромное внимание уделяется региональным проектам, предусматривающим строительство автомобильных дорог и электростанций. Планируется задействовать Республику Корея в проектах сотрудничества в рамках Арктического совета, а в освоении Северного морского пути - привлечь южнокорейские судоходные компании. Поскольку Южная Корея обладает высоким уровнем технологического развития, богатым опытом в сфере специализированного судостроения и развития портовой инфраструктуры, то привлечение южнокорейского бизнеса на этом направлении крайне важно. Более того, привлечение южнокорейских компаний возможно в освоении арктических российских месторождений углеводородов. В этой связи в целях транспортировки газа с предприятия «Ямал СПГ» на южнокорейских верфях строятся 15 танкеров-газовозов ледового класса. В перспективе возможно участие корейских партнеров в российском проекте по добыче и сжижению газа «Арктик СПГ-2».

Между странами сформированы и совместные информационные научно-технические площадки. Примером может стать открытый в южнокорейском городе Инчхон Российско-корейский инновационный центр, содействующий сотрудничеству в сфере передовых технологий, совместным исследованиям и разработкам, обмену между странами малыми, средними и венчурными предприятиями.

В последние годы особое внимание уделяется развитию высокотехнологичных отраслей, таких как медицина и биотехно-

логии, страны взаимодействуют в топливно-энергетической сфере: это касается и углеводородов, и электроэнергии, и атомной энергии. Россия обеспечивает более 20% потребностей атомных электростанций Южной Кореи в обогащенном уране. Южнокорейские компании обеспечивают энергетические российские проекты соответствующим оборудованием - современными танкерами, перевозящими нефть и сжиженный газ. С российской стороны на торгово-экономическое сотрудничество с Южной Кореей замкнуты как ведущие государственные предприятия, так и крупные частные фирмы, такие как «Русал» и «Мечел».

Энергетический диалог в российско-южнокорейских экономических связях преследует определенную цель: совместную работу в энергетическом секторе и укреплении прочного регионального энергетического сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Кроме того, особое значение обретает политика преференций для южнокорейских инвестиций. Перспективными областями, в которых возможно инвестиционное сотрудничество, могут быть предприятия нефтехимии и газохимии, лесоперерабатывающие комплексы, целлюлозно-бумажная промышленность, переработка рыбы и морепродуктов.

Яркими примерами успешного инвестиционного сотрудничества являются автосборочное предприятие «Хендэ Мотор» в Санкт-Петербурге, завод по производству бытовой техники «Самсунг Электро-никс» в Калужской области, завод «Эл Джи Электроникс» в г. Руза Московской области, гостинично-торговый комплексе «Лоттэ Групп» в Москве и др. Вместе с тем Корея не смогла сыграть свою роль в области инвестиций и экономического сотрудничества в той мере, в какой это ожидалось.

В целях создания «платформы для инноваций», способствующей проведению совместных исследований в области промышленности, Министерства науки и образования России и экономики и знаний Республики Корея заключили соответствующий меморандум. Подобный меморандум о сотрудничестве в области социальной защиты был подписан между Министерства-

ми труда и социальной защиты Российской Федерации и здравоохранения и благосостояния Республики Корея. Стороны определили следующие сферы для сотрудничества и проведения совместных мероприятий:

- развитие системы социального страхования, включая пенсионное обеспечение;

- обеспечение гарантированного дохода граждан, включая государственную поддержку семей с детьми, лиц пожилого возраста и инвалидов;

- проведение политики, направленной на улучшение демографической ситуации, повышение уровня рождаемости и решение проблем, обусловленных старением населения11.

Две страны развивают тесное сотрудничество в области медицины, о чем свидетельствует подписанный между южнокорейской клиникой и правительством Москвы меморандум о взаимопонимании12.

Социокультурные отношения между Россией и Южной Кореей переживают этап стремительного роста. В целях развития людских ресурсов и содействия взаимопониманию и дружбе между корейской и российской молодежью был разработан проект - Международная программа Молодежного культурного обмена, в рамках которой активно сотрудничают уезд Ванджу и Фонд развития сельской молодежи. Обменные программы молодежи можно рассматривать как возможность для молодого поколения обеих стран поделиться культурой и взаимопониманием, а также быть ближе друг к другу.

Социокультурному развитию способствуют и взаимные визиты представителей местных органов власти и государственных учреждений, Министерств культуры РФ и культуры, спорта и туризма Южной Кореи. В 2020 году был подписан Меморандум о

11 Министры России и Южной Кореи подписали меморандум о сотрудничестве в области социальной защиты. Минтруд России. Рос-минтруд. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ social/social/1171

12 Сергей Собянин и Джон Сан Хун подписали Меморандум о взаимопонимании между Правительством Москвы и южнокорейской клиникой. Мос.ру, Режим доступа: https://www. mos.rU/mayor/themes/11299/4833050/

проведении в этом году Года культурных обменов, посвященного 30-летию установления дипломатических отношений между двумя странами. Девиз «Дружить, доверять, действовать» стал его девизом. В 2021 году эстафета культурного обмена будет передана международному фестивалю «Русские сезоны», который планируется провести на корейском полуострове.

В марте 2018 года между Министерствами спорта РФ и культуры Республики Корея был заключен меморандум в области развития спорта.

Налажена практика подготовки кадров в сфере искусства, обменов творческими коллективами, проведения выставок и культурных мероприятий. Также по линии министерств двух стран регулярно проводятся фестивали корейской культуры в России и российской - в Корее.

Все эти мероприятия, связанные с национальным и региональным медицинским туризмом, искусством, культурой, спортом и историческими достопримечательностями свидетельствуют о росте сотрудничества между нашими странами.

Таким образом, взаимодействие между Российской Федерацией и Республикой Корея основано на взаимных долгосрочных стратегических интересах и отличается наличием высокого уровня взаимопонимания и доверия. И все же без проблем и трудностей двустороннее сотрудничество не обходится. Примерами могут являться необходимость в привлечении иностранных инвестиций, преодолении языковых барьеров и национальные особенности ведения бизнеса. Инструментами преодоления этих препятствий могут стать мониторинг и более свободный доступ к деловой информации.

Зрелое российско-корейское сотрудничество предполагает расширение рамок взаимодействия на основе общего понимания важнейших проблем мирового развития и сотрудничества через различные многосторонние организации. Для их решения Россия и Корея поддерживают активные контакты в ООН и с региональными и глобальными партнерами, такими как АТЭС, «Большая двадцатка», АСЕМ и АСЕАН.

Между Россией и Кореей происходит постоянный обмен информацией и мнениями по таким глобальным вопросам, как охрана окружающей среды, борьба с терроризмом, пиратством, незаконным оборотом наркотиков, киберпреступностью, транснациональной преступностью, энергетической и финансовой безопасностью.

С 1990-х годов ХХ века дипломатические отношения между Россией и Республикой Корея нормализовались, сформировав платформу для дружбы и сотрудничества. Векторами совместной дипломатии и дальнейшего развития двусторонних отношений стали экономика, энергетика, туризм, спорт и другие отрасли. Все это требует нормализации отношений между Южной Кореей и КНДР, поскольку реализация крупных трансграничных проектов возможна только в трехстороннем формате. Синергетический эффект объединения усилий трех стран будет отражен в реализации проектов, направленных, к примеру, на соединение Транскорейской железной дороги с Транссибирской магистралью или освоение Сибири и Дальнего Востока.

И Россия, и Южная Корея тесно сотрудничают в различных форматах, включая и шестисторонние переговоры, нацеленные на денуклеаризацию Северной Кореи. Самым главным для развития двусторонних отношений между Россией и Республикой Корея является расширение границ взаимопонимания между двумя народами, укрепление основ дружбы, нацеленной на будущее13. Необходимы меры и усилия по максимизации национальных интересов обеих стран в Северо-Восточной Азии и Евразии, где происходят геополитические изменения.

Оглядываясь на прошлую историю российско-корейских отношений и рассматривая нынешний уровень сотрудничества между двумя странами, необходимо отметить, что нужно добиваться взаимопонимания путем более тесного диалога. В экономической сфере необхо-

13 Cooperation Projects of Three South Korea-North Korea-Russia in Russian Far East. Korea Institute for Industrial Economics & Trade / I-KIET reportSeoul, 2019, Vol. 61, pp. 7-8.

димо расширять взаимный обмен инвестициями, выявлять трудности, в том числе связанные с санкциями. Здесь, однако, действуют внешние ограничения в виде стратегического военного альянса между Сеулом и Вашингтоном. Несмотря на то, что Южная Корея не присоединилась к санкциям в отношении России, де-факто корейские банки не готовы выделять финансирование корейским компаниям для участия в дальневосточных проектах из опасений реакции США.

Таким образом, перспективными направлениями развития отношений между Россией и Кореей являются следующие:

- во-первых, политическое сотрудничество в области безопасности СевероВосточной Азии. Принципиальные подходы России и Республики Корея к вопросам, связанным с поддержанием мира и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии, частично совпадают. Политика России позитивна в отношении политического диалога двух корейских государств, а также расширения межкорейских экономических связей, в рамках которых могут создаться условия для перспективных многосторонних проектов, в том числе с российским участием, тем более что региональная обстановка в Северо-Восточной Азии такова, что Москве и Сеулу выгоднее сохранять диалог в настоящее время;

- во-вторых, многостороннее экономическое сотрудничество между Китаем, Северной Кореей, Россией и Южной Кореей выгодно всем странам. По данным внешнеэкономической статистики, российско-южнокорейская торговля переживает рост на протяжении последних лет, что в целом оправдывает заявленные ожидания;

- в-третьих, развитие в области науки, образования, культуры и туризма. Владивосток стал одним из популярных направлений зарубежного туризма для многих граждан Республики Корея, более того, для посещения нашей страны не нужно соблюдать никаких формальностей - сохраняется безвизовый режим;

- в-четвертых, геополитика. Республика Корея демонстрирует большой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интерес к российским внешнеполитическим инициативам, включая обновленную версию российско-китайской дорожной карты по комплексному урегулированию проблем Корейского полуострова и готова к диалогу с нашей страной. Более того, на фоне постоянных мелких конфликтов с Японией и определенных сложностей в диалоге с Китаем и США отношения Южной Кореи и России оказываются более благожелательными, наполненными конструктивной повесткой;

- в-пятых, сотрудничество по важнейшим проблемам современного мирового развития. Международный терроризм и пиратство, глобальное изменение климата, загрязнение морской среды, проблемы международного здравоохранения, проблемы использования ядерной энергии - значимые векторы сотрудничества.

В настоящее время стратегическое партнерство становится возможным, так как сложились определенные условия:

- общее стремление России и РК участвовать в интеграционных процессах;

- реализация российской концепции «Евразийского сообщества». В то время как на Западе идеи интеграции теряют свою привлекательность, на Востоке в них видят залог концентрации усилий для инновационного скачка в развитии;

- совместная работа в регионе Дальнего Востока России (ТОР, СПВ, бывшая СЭЗ Находка), а также в рамках трехстороннего взаимодействия: сотрудничество в пограничных районах России и КНДР, специальных экономических зонах КНДР (Расон, Кэсон) или проекты с наймом северокорейской рабочей силы, привлечение и других участников для многосторонних проектов (например, Китая, Японии).

Переход к формату Евразийского сотрудничества представляется перспективным для Республики Корея и России, поскольку обеспечит устойчивый экономический рост за счет выхода на новые рынки, облегчит процесс сближения с КНДР, укрепит доверие между странами.

Литература:

Оськин В.В. Структура прямых инвестиций из Республики Корея в Россию // Молодой ученый. 2020. № 29 (319). С. 235-237.

Cooperation Projects of Three South Korea-North Korea-Russia in Russian Far East. Korea Institute for Industrial Economics & Trade / I-KIET report-Seoul, 2019, Vol. 61.

References:

Cooperation Projects of Three South Korea-North Korea-Russia in Russian Far East. Korea Institute for Industrial Economics & Trade / I-KIET report-Seoul, 2019, Vol. 61.

Os 'kin, V.V Struktura pryamykh investitsiy iz Respubliki Koreya v Rossiyu (), //Molodoy uchenyy, 2020, No. 29 (319), pp. 235-237.

DOI: 10.24411/2221-3279-2021-10023

RUSSIA - REPUBLIC OF KOREA: RESULTS AND PROSPECTS (30 YEARS OF DIPLOMATIC RELATIONS)

Oleg G. Karpovich

Diplomatic Academy of the Russian Federation, Moscow, Russia

Luybov A. Smagina

Diplomatic Academy of the Russian Federation, Moscow, Russia

Article history:

Received:

Accepted:

18.02.2021

16.04.2021

About the authors:

Oleg G.Karpovich,

Director, the Institute for Contemporary International Studies, the Diplomatic Academy of the Russian Federation

e-mail: iamp@dipacademy.ru

Luybov A. Smagina, Scientific Researcher, the Institute for Contemporary International Studies, the Diplomatic Academy of the Russian Federation

e-mail: iamp@dipacademy.ru

Key words:

Russia; Republic of Korea; diplomatic relations; trade; economic relations; industry; interaction; agreement; humanitarian cooperation; culture; sports

Abstract: The Republic of Korea is one of Russia's priority partners in the Asia-Pacific region. In 2020, the countries celebrate the 30th anniversary of the establishment of diplomatic relations. In recent years, the countries have made significant steps towards strengthening trade and economic cooperation. In February 2019, the countries signed an action plan for implementing 9 priority areas of cooperation - natural gas, energy, Railways, seaports, the Northern sea route (NSR), shipbuilding, industrial complexes, agriculture and fishing. The Russian-Korean innovation center was opened, and in September 2020 an agreement of intent was signed to create a South Korean industrial Park in Primorsky kray. At the end of 2019, Moscow and Seoul decided to declare 2020 "The year of mutual exchanges".

Для цитирования: Карпович О.Г., Смагина Л.А. Россия - Республика Корея: итоги и перспективы (30 лет установления дипломатических отношений // Сравнительная политика. 2021. № 2. С. 111-120.

БОТ: 10.24411/2221-3279-2021-10023

For citation: Karpovich, Oleg G.; Smagina, Luybov A. Russia - Republic of Korea: Results and Prospects (30 Years of Diplomatic Relations) // Comparative Politics Russia, 2021, No. 2, pp. 111-120.

DOI: 10.24411/2221-3279-2021-10023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.