Научная статья на тему 'РОССИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: СТРАТЕГИЯ ПРОРЫВА И ТРЕВОГИ ГРАЖДАН'

РОССИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: СТРАТЕГИЯ ПРОРЫВА И ТРЕВОГИ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРОРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОТНОШЕНИЕ К ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ / ПОСТПРАВДА / ДОВЕРИЕ / ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левашов В. К., Шушпанова И. С., Афанасьев В. А., Новоженина О. П.

Российская власть, сосредоточенная на проблемах внешней политики, продолжает проводить непопулярные среди гражданского общества реформы, ухудшающие, по мнению россиян, их социально-экономическое положение. В сознании граждан продолжает формироватьсямнение об ухудшении своего социально-экономического положения, несмотря на позитивную картину будущего, прорывные цели и задачи по достижению которого зафиксированы в Указе Президента от 7 мая 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AFTER THE ELECTIONS: STRATEGY OF BREAKTHROUGH AND ANXIETIES OF CITIZENS

The Russian government, focused on problems in foreign policy, carries out unpopular reforms among civil society, worsening, in the opinion of Russians, their socio-economic position in Russian society. In the minds of citizens, the installation is gradually forming that officials live in a different reality, different from the life of ordinary people.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: СТРАТЕГИЯ ПРОРЫВА И ТРЕВОГИ ГРАЖДАН»

Социология

5

УДК 316

Левашов В.К., Шушпанова И.С., Афанасьев В.А., Новоженина О.П.

РОССИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: СТРАТЕГИЯ ПРОРЫВА И ТРЕВОГИ ГРАЖДАН

RUSSIA AFTER THE ELECTIONS: STRATEGY OF BREAKTHROUGH AND ANXIETIES OF CITIZENS

Левашов В.К., доктор социологических наук, руководитель Центра стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН (г. Москва, Россия) e-mail: [email protected]

Victor K. Levashov, Doctor of sociological sciences, Head of the Center for Strategic social and socio-political research of the Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) e-mail: [email protected]

Шушпанова И.С., кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН (г. Москва, Россия) e-mail: [email protected]

Irina S. Shushpanova, Candidate of sociological sciences, Assistant Professor, Leading Researcher of the Center for Strategic social and socio-political research of the Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) e-mail: [email protected]

Афанасьев В.А., старший научный сотрудник Центра стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН (г. Москва, Россия) e-mail: [email protected]

Vladimir A. Afanasyev, Senior Researcher of the Center for Strategic social and socio-political research of the Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences(Moscow, Russia) e-mail: [email protected]

Новоженина О.П., старший научный сотрудник Центра стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН (г. Москва, Россия) e-mail: [email protected]

Olga P. Novozhenina, Senior Researcher of the Center for Strategic social and socio-political research of the Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences(Moscow, Russia) e-mail: [email protected]

Аннотация. Российская власть, сосредоточенная на проблемах внешней политики, продолжает проводить непопулярные среди гражданского общества реформы, ухудшающие, по мнению россиян, их социально-экономическое положение. В сознании граждан продолжает формироватьсямнение об ухудшении своего социально-экономического положения, несмотря на позитивную картину будущего, прорывные цели и задачи по достижению которого зафиксированы в Указе Президента от 7 мая 2018 года. Abstract. The Russian government, focused on problems in foreign policy, carries out unpopular reforms among civil society, worsening, in the opinion of Russians, their socio-economic position in Russian society. In the minds of citizens, the installation is gradually forming that officials live in a different reality, different from the life of ordinary people.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, прорывное развитие, благосостояние населения, политическая система, отношение к институтам власти, постправда, доверие, достоверная информация.

Keywords: civil society, state of law, breakthrough development, welfare of the population, political system, attitude to the institutions of power, post-truth, trust, reliable information.

Публикация подготовлена на основе исследований, проведенных при поддержке РФФИ (отделение гуманитарных и общественных наук), грант №17-03-00557-ОГН.

В первой половине 2018 г самочувствие российского гражданского общества было обусловлено оптимистическими настроениями в связи с избранием В.В. Путина на пост Президента РФ. Позитивные ожидания и надежды граждан на повышение уровня социального благополучия были связаны, в первую очередь, с предвыборными обещаниями В.В. Путина и его команды. В мае прошла его инаугурация на высший пост и был утвержден новый состав Правительства РФ, деятельность которого должна быть направлена на выполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В основу данного Указа положены социально значимые для гражданского общества цели: осуществление научно-технологического и социально-экономического развития России, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания и развития возможностей для самореализации и раскрытия талантов. В обращении к гражданам по случаю своего избрания на высший государственный пост в стране В.В. Путин обозначил наше время как годы «настоящего прорыва» и «перемен»: «Нам нужны последовательные, глубокие перемены, продуманные шаги, которые будут приносить устойчивый, позитивный результат — и сегодня, и в перспективе. Мы будем создавать новые рабочие места и нара-

щивать эффективность нашей экономики, повышать реальные доходы граждан и снижать уровень бедности, развивать инфраструктуру и социальную сферу — образование, здравоохранение, решать экологические и жилищные проблемы, обновлять, благоустраивать наши города и поселки. И всё это — на базе мощного технологического рывка, который нам предстоит совершить».[4].

Однако цели и задачи прорывного развития к лучшему будущему не смогли переломить тренда роста негативных настроений и тревог, который проявился в обществе в связи с ухудшающимся в последние четыре года благосостоянием граждан и резко усилился после принятия пенсионной реформы.1 В декабре 2018 г доминирующей тревогой массового сознания являлась «дороговизна жизни» (51%). За ней со значительным отрывом следовали «произвол чиновников» (33%), «повышение тарифов на услуги ЖКХ» (32%), «экологическая обстановка» (30%), «разделение общества на богатых и бедных» (29%), «повышение цен на продукты питания» (26%), «безработица» (25%), «страх перед будущим» (25%). Далее структура тревожности сложилась следующим образом: «безопасность близких» (21%), «падение нравов, культуры» (20%), «ухудшение положения пенсионеров в обществе» (20%), «закрытие, простой предприятий» (16%), «терроризм» (15%), «алкоголизм» (15%), «преступность» (14%), «высокая инфляция» (12%), «экономические санкции против России» (12%), «обострение межнациональных отношений» (11%), «наркомания» (9%), «задержка выплаты зарплаты, пенсий» (9%), «ухудшение отношений с США и Европой» (9%), «мировой экономический кризис» (4%) [1].

За полгода со времени подписания майского указа выросли значения следующих индикаторов тревожности: «повышение тарифов на услуги ЖКХ» (рост на 6 п.п.), «страх перед будущим» (на 5 п.п.), «ухудшение положения пенсионеров в стране» (на 4 п.п.), «закрытие и простой предприятий» (на 4 п.п.). Снижение уровня жизни граждан, вызванное повышением тарифов на ряд услуг, ухудшением положения пенсионеров в стране и другими факторами, способно привести к усилению социального неравенства в обществе.

В тоже время россиян стали меньше волновать проблемы, связанные с «ухудшением отношений с США и Европой» (снижение

1 Здесь и далее приводятся результаты социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», который проводится Центром стратегических социальных и социально-политических исследований ФГБУН ИСПИ РАН с 1992 г. Научный руководитель мониторинга д.соц.н. В.К. Левашов. В исследовании использована квотно-пропорциональная всероссийская выборка с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, местожительства. В основу территориального размещения выборки легло экономико-географическое районирование страны при соблюдении пропорции численности населения и пропорций между городским и сельским населением. Объем выборочной совокупности составлял на различных этапах 1312-1866 респондентов. Эмпирическим объектом исследования выступает население России.

на 8 п.п.) и «экономическими санкциями против России» (снижение на 7 п.п.). Социальная терапия, проводимая государством в виде апелляции к внешним факторам, ухудшающим состояние экономики, больше не оказывает успокаивающего воздействия на российское общество. Внутренние социально-экономические проблемы, связанные с возможным ухудшением своего социального положения в результате проводимых реформ стали больше волновать россиян.

В декабре 2018 г положительно относились к курсу проводимых экономических реформ 17% респондентов, отрицательно — 36%, безразлично — 19%, и 28% затруднились ответить. Позитивное отношение граждан к проводимому властями курсу экономических реформ, наблюдавшееся вплоть до конца 2015 г, сменилось негативным. С мая по декабрь 2018 г с 27% до 36% увеличилось количество граждан, отрицательно относящихся к курсу экономических преобразований, ачисло россиян, имеющих противоположное мнение,снизилось с 29% до 17%. В итоге к концу 2018 г количество противников экономических реформ, проводимых государством, превысило число их сторонников более чем в два раза. Более того, в декабре 2018 г каждый второй россиянин считал, что экономические преобразования не отвечают интересам большинства населения (53%). За полгода численность данной группы выросла почти в полтора раза, с 39% до 53%. Таким образом, в конце 2018 г. более трети российского социума отрицательно относились к выбранному властями курсу преобразований в экономической сфере, и более половины считали, что экономические преобразования не отвечают интересам большинства населения.

В декабре 2018 года 58% граждан оценивали материальное положение своей семьи как «среднее», 20% — как «плохое», 6% — как «очень плохое». За шесть лет эти оценки увеличились за счет снижения респондентами оценки материального положения своей семьи как «хорошего» с 19% в 2012 году до 11% в 2018 году.В декабре 2018 г. каждый четвертый гражданин считал себя «бедным» (28%), каждый второй — «ограниченным в средствах» (54%), а 12% «обеспеченными». За пять лет число «обеспеченных» сократилось с 19% до 12%, а число «бедных» выросло с 17% до 28%.

Качество жизни граждан зависит не только от уровня материального положения. Разочарование и социальный пессимизм все чаще находят свое отражение в настроениях российского гражданского общества. В декабре 2018 г. в российском гражданском обществе доминировала точка зрения о том, что в результате изменений, происходящих в стране, жизнь «стала хуже».Число тех,

кто считает, что их жизнь «стала хуже», выросло с 2012 года на 12 п.п.Только 8% респондентов считали, что их жизнь в результате изменений, происходящих в стране, «стала лучше», а 40% утверждали, что их жизнь «не изменилась». Таким образом, в результате проводимых государством преобразований у подавляющего большинства граждан жизнь к лучшему не изменилась.

Социальный оптимизм российского гражданского общества постепенно перерастает в пессимизм. Через 5 лет по оценкам россиян, у 14% респондентов материальное положение «улучшится», а у 22% — «ухудшится». При этом 28% россиян полагали, что их финансовое положение в будущем «не изменится». В итоге у половины населения России, по самооценке, уровень благосостояния через 5 лет не станет лучше. Начиная с декабря 2012 г., постепенно ухудшались ожидания граждан в отношении их уровня жизни в будущем. С 26% до 14% сократилось число россиян, считающих, что через 5 лет их материальное положение «существенно улучшится» или «улучшится», и с 14% до 22% увеличилось количество граждан, предполагающих, что их финансовое состояние «ухудшится» или «значительно ухудшится». Таким образом, по мнению граждан, в результате проводимых государством реформ и преобразований, за ближайшую пятилетку российское гражданское общество обеднеет почти на четверть.

В декабре 2018 г. большинство россиян наиболее остро воспринимали социальное неравенство и считали значительной неприязнь между «бедными и богатыми» (74%), «низшими и высшими классами» (67%) и «народом и властью» (60%). Российское государство, по мнению респондентов, все больше дистанцируется от гражданского общества: за три года уровень противоречий между «народом и властью», по данным опросов, вырос в 1,4 раза. В сфере труда социальное неравенство и значительно выраженную неприязнь между «работодателями и работниками», «начальниками и подчиненными» отметили соответственно 46% и 43% граждан. Каждый третий россиянин отмечал важность сложившихся в стране противоречий между «предпринимателями и чиновниками» (32%). За 3 года значение данного индикатора возросло с 28% до 32%. Этот факт отражает усиление нагрузки и давления на бизнес со стороны властных органов, что ухудшает состояние предпринимательского климата.

Российское общество демонстрирует толерантность по отношению к людям различных национальностей, верующими различных религий, а также верующим и атеистам. За четыре года снизились уровни социальной напряженности по индикаторам «сегодня

значительны противоречия, неприязнь в современном российском обществе» между «людьми различных национальностей» на 19 п.п., «верующими различных религий» на 12 п.п. и «верующими и неверующими»на 7 п.п. [1].

Проводимые в течение 6 месяцев государством социально-экономические преобразования привели к резкому снижению уровней доверия граждан общественным структурам и институтам власти. В декабре 2018 года армии доверяли 61% россиян, Президенту РФ — 57%, Совету Безопасности — 33%, Правительству РФ — 32%, Администрации Президента РФ — 29%, руководителям регионов — 25%, Совету Федерации — 23%, Государственной Думе — 15%, полиции, суду и прокуратуре — 13%. За полгода снизился уровень доверия гражданского общества ко всем институтам государства. Наибольшее снижение значений уровня доверия россиян зафиксировано к Президенту РФ: с 68% в мае 2018 года до 57% в декабре 2018 года. На 9 п.п. уменьшилось число россиян, доверяющих Правительству РФ, Совету Федерации и армии. Уровень доверия граждан Администрации Президента РФ снизился на 8 п.п., а Совету Безопасности — на 6 п.п. В декабре 2018 г. наблюдались самые низкие уровни доверия россиян большинству властных структурза последние 6 лет. В целом снижению доверия россиян государственным институтам способствовали непопулярные среди гражданского общества реформы и проводимая властью внутренняя политика, которая, по ожиданиям граждан, в будущем ухудшит их жизнь и материальное положение.

Институты гражданского общества в целом пользовались у граждан еще меньшим доверием. В декабре 2018 г. церкви доверяли 38% россиян, общественным организациям — 20%, профсоюзам — 18%, Общественной палате — 16%, СМИ — 16%, банковским, предпринимательским кругам — 11%, партиям и политическим движениям — 10%.

Российское гражданское общество скептически относится к политическим объединениям: наибольшее число россиян не поддерживали ни одну из существующих партий (41%), а восьмая часть социума затруднились определить свои партийные предпочтения (12%). С конца 2014 г. уровень поддержки гражданами лидера рейтинга партии «Единая Россия» постепенно падал с 26% до 13% в декабре 2018 г. В тоже время уровень поддержки Общероссийского народного фронта находился в границах 10-14%. Партии КПРФ и ЛДПР поддерживали 9% и 8% граждан соответственно. Низкая социальная результативность работы партий привела к снижению

уровня доверия граждан и к росту числа россиян, не поддерживающих никакую политическую организацию: за 4 года с 31% до 41%.

В декабре 2018 года наибольшее число респондентов определили свои политические взгляды как «патриотические» (28%) и «демократические» (28%). Коммунистические и социалистические взгляды поддерживали по 10% граждан, сторонников либеральных и социал-демократических взглядов насчитывалось по 7%. К консерваторам относили себя 6% россиян, к националистам — 3%. Пятая часть российского социума затруднились ответить на вопрос о своих политических взглядах (20%). Наиболее популярными среди гражданского общества взглядамибыли демократические в ноябре 2008 г. (36%), и патриотические — в декабре 2015 г. (34%).

Эффективность антикризисных мер и результативность анти-санкционной политики, проводимых руководством РФ, постепенно ставятся гражданами под сомнение. В рейтинге политиков и партийных лидеров, способных вывести Россию из кризиса,с 2000 года лидирует В.В.Путин. Конкуренцию ему в 2000-2005 годах смог составлять только показатель «нет такого лидера».За все годы наблюдений наименьшее значение рейтинга В.В.Путина было в 2002 и 2005 годах — 31%, наибольшее при замере в декабре 2015 года — 67%.В декабре 2018 г. .47% россиян, считали, что В.В. Путин способен вывести Россию из кризиса.За последние три года его рейтинг как антикризисного лидера снизился на 20 п.п., а за полгода — на 10 п.п.Наибольший рейтинг Д.А. Медведева за годы наблюдений был в 2008-2011 годах (18% — 36%) с максимальным значением при замере в ноябре 2008 года.В декабре 2018 года его рейтинг составил 4%. Рейтинг С.К. Шойгу в 2013 — мае 2018 годов составлял от 19% до 23% с максимумом в декабре 2015 года. В декабре 2018 года он снизился до 13%.Более четверти российского социума разделяли точку зрения о том, что нет лидера, способного вывести Россию из кризиса (28%).

Изменение оценок гражданами деятельности В.В. Путина и Д.А. Медведева на постах Президента и Председателя правительства подтверждает наличие тенденции снижения уровня поддержки проводимой государством политики. Оценка россиян деятельности президента РФ, измеряемая по 10-ти балльной шкале, уменьшилась с 7,81 балла в декабре 2015 года до 6,48 баллов в декабре 2018 года. Замеры показали, что работа Д.А. Медведева была оценена россиянами в декабре 2018 года на уровне 3,94 баллов из 10-ти максимально возможных. За 3 года оценка гражданами его деятельности снизилась с 5,68 до 3,94 баллов.

Достоверность и качество информации становится все более актуальной проблемой в гражданском обществе. В последние годы в мире взросла угроза культуры и политики «постправды», а также широкого распространения лживых фактов, влияющих на мнение и трансформирующих сознание граждан. Российское гражданское общество в различные годы по-разному оценивало качество информации, получаемой из СМИ. Тем не менее, на протяжении более двух десятилетий в российском социуме доминировала точка зрения о том, что на российских радио и телевидении достоверных и недостоверных передач почти поровну. В апреле 2012 г. их число составляло 45%,и оно постепенно росло: вдекабре 2018 года так считало большинство граждан (51%).

В декабре 2018 г. «в основном недостоверно, предвзято показывают события» — такую точку зрения имели почти треть граждан (30%). Противоположного мнения «в основном достоверно, правдиво показывают события» придерживалась десятая часть россиян (10%). Такое соотношение ответов примерно сохранялось практически во все годы наблюдений.

В рейтинге достоверности и точности предлагаемой гражданам информацииоб обстановке в нашей стране лидировал интернет (41%). Третья часть российских граждан считали источником достоверной информации центральное телевидение (32%). Затруднились ответить 34% респондентов. Меньшие значения уровня достоверности информации наблюдались у центральной печати (10%), центрального радио (9%), местного радио (5%), местной печати (5%), зарубежного телевидения (4%), зарубежного радио (2%) и зарубежной печати (2%). За 5,5 лет наибольшее снижение значений уровня достоверности информации зафиксировано у местного телевидения (на 10 п.п.). За данный период рейтинг центрального телевидения снизился на 8 п.п., местной печати — на 5 п.п., а интернета — на 4 п.п. При этом в 1,5 раза увеличилось число россиян, затруднившихся ответить на вопрос.

На протяжении многих лет в сознании граждан складывался противоречивый образ СМИ как источника достоверной, недостоверной или отчасти недостоверной информации. Анализ мнений респондентов о причинах распространения недостоверной информации через СМИ поможет понять низкие значения оценок достоверности и снижение уровня оценок. До середины 2008 г. респонденты наиболее часто причиной распространения недостоверной информации называли «зависимость журналистов от «денежных мешков» (33%). В июне 2013 г. на первый план вышел фактор «преднамеренное искажение информации властью, негласная цензура» (29%).

В декабре 2018 г. граждане считали причинами распространения недостоверной информации «замалчивание событий в СМИ» (39%), «преднамеренное искажение информации властью» (38%) и «зависимость журналистов от «денежных мешков» (34%). «Неискренность политиков» считали значимой причиной 31% россиян, а «искажение информации журналистами» — 29%. Затруднились ответить 15% респондентов.

Российские граждане далеко не всегда позитивно относятся к работе современных российских СМИ и видят в их работе много существенных недостатков. В условиях информационного общества потенциальные возможности СМИ и их востребованность огромны. Однако без изменения направленности и характера их деятельности в борьбе против политики «постправды» повышение доверия к ним в России оказывается весьма проблематичным. За 5,5 лет возросли значения всех индикаторов: «искажение информации журналистами» (19 п.п.), «замалчивание событий в СМИ» (17 п.п.), «неискренность политиков» (14 п.п.), «зависимость журналистов от «денежных мешков» (11 п.п.) и «преднамеренное искажение информации властью, негласная цензура» (9 п.п.).

С целью противостояния политике «постправды» как внешнего фактора и информационного целенаправленного воздействия на гражданское общество российское государство, чтобы сформировать «правильную» для нее реальность, задействует рычаги контрпропаганды через СМИ. В декабре 2018 г. большинство россиян считали, что на радио и телевидении, которые они слушают и смотрят, жизнь показывают лучше, чем она есть на самом деле (55%). Противоположной точки зрения придерживались 4% россиян, а считали, что СМИ показывают жизнь такой, какая она есть, 24% граждан. Затруднились ответить 17% респондентов.

Показывая в СМИ жизнь лучше, чем она есть на самом деле, журналисты провоцируют социальный конфликт, когда нарисованная «картина жизни» не соответствует действительности.Однако чрезмерное и непрофессиональное увлечение такими мерамипобужда-ет граждан искать альтернативные источники информации, которые отражают реальную, действительную картину событий. В такой ситуации выбора в декабре 2018 г. 19% россиян предпочли верить родственникам, друзьям, знакомым и сослуживцам, 17% — интернету (новостным, аналитическим, официальным сайтам), 13% — телевидению, 9% — социальным сетям и блогам в интернете, 3%- газетам, 2% — радио. Никому из перечисленных источников не поверят 27% граждан. Затруднились ответить 10% респондентов. Сталкиваясь с противоречивой информацией, россияне предпочли не ве-

рить полностью ни одному источнику и обсудить ситуацию с близким окружением. Интернет остается для граждан источником, предоставляющим наиболее достоверную и точную информацию.

На фоне снижения уровня доверия власти и лояльности общества к проводимой государством социально-экономической политике, с июля 2015 г. в стране постепенно растет доля граждан, желающих изменить существующую политическую систему радикальным образом (рост на 10 п.п.). В декабре 2018 г. так считала четверть российского социума (26%). Тем не менее, доминирующей точкой зрения остается возможность устранения недостатков в политической системе с помощью реформ (45%). За 2,5 года число граждан с таким мнением выросло на 5 п.п., а за полгода — на 4 п.п. Количество россиян, которых полностью устраивала политическая система общества, за 4 года снизилось на 4 п.п., а за полгода — на 7 п.п. В декабре 2018 г. их число было зафиксировано на уровне 19%.

В декабре 2018 г. большинство граждан считали, что государство обеспечивало «свободу политического выбора» (62%), «свободу слова» (54%) и «терпимость к чужому мнению» (50%). От трети до половины россиян утверждали, что государство обеспечивало такие нормы жизни демократического общества, как «социальные гарантии» (43%), «соблюдение прав человека» (33%) и «личная безопасность» (32%). Хуже всего власти заботились о «равенстве всех граждан перед законом» (19%).

Несмотря на рост числа граждан, не поддерживающих политику государства и не доверяющих институтам власти, уровень прожек-тивной протестной активности отразил практическое отсутствие радикальных настроений в российском обществе. В декабре 2018 г. россиянев защиту своих интересов выбрали такой вариант ответа как «ничего из перечисленного не буду делать» (28%). За 4 года их число возросло почти в 1,5 раза с 19% до 28%. «Интересы достаточно защищены» у 13% россиян. С середины 2014 г. число граждан с данным мнением постепенно снижалось с 19% до 13%. В защиту своих интересов «подпишут обращение к властям» 12% россиян, «выйдут на митинг, демонстрацию» 11% респондентов и «будут участвовать в забастовках, акциях протеста» 10% граждан. Наиболее радикальный метод защиты своих интересов выбрали 7% граждан: «если надо, возьмут оружие». За 5 лет число россиян с данным мнением снизилось с 11% до 7%.Всего в разных видах протестов готовы участвовать 40% россиян. Затруднились ответить 19% респондентов. Таким образом, разочаровавшись во власти и сосредоточившись на самостоятельном решении

своих проблем, более четверти гражданского общества не склонны предпринимать опрометчивые действия в защиту своих интересов. Российский социум постепенно осознает, что ни демократические, ни радикальные формы протеста не решат их проблем и ничего не изменят в стране. По мнению респондентов, власть самостоятельно, без консультаций с обществом принимает решение о необходимости преобразований. Граждане смотрят на происходящие в стране события «со стороны», не участвуя в «действиях». Именно такая форма демократии больше устраивает государство.

Консолидация гражданского общества и власти проявлялась в поддержке и одобрении большинством граждан политики российского государства по урегулированию кризиса на Украине на территории Донецка и Луганска. В декабре 2018 г. такую точку зрения имели 50% россиян. Неправильными сочли действия нашей страны 15% граждан, 35% затруднились определить свою позицию. Усталость россиян от сложных отношений с Украиной повлияли на изменение оценок гражданского общества по данному вопросу. За 3,5 года с 66% до 50% снизилось количество граждан, считавших, что Россия, поддерживая население Донецка и Луганска в их борьбе с вооруженным насилием со стороны киевских властей, поступает правильно. С 11% до 15% возросло число граждан, утверждавших, что Россия поступает неправильно. С 23% до 35% выросло количество респондентов, затруднившихся ответить.

Гипотеза об усталости гражданского общества и активном влиянии информационной политики со стороны ряда стран подтверждается характером динамики распределения ответов респондентов на вопрос: «Должна ли Россия признать независимость Донецкой и Луганской народных республик?» В декабре 2018 г. наибольшее число респондентов — 52% затруднились ответить на этот вопрос. О необходимости признания независимости говорили 37% россиян. Десятая часть российского социума имела противоположное мнение (11%). Отметим, что в июне 2015 г. в российском обществе доминировала точка зрения о необходимости признания независимости этих республик. За 3,5 года доля сторонников этой позиции снизилась с 49% до 37%, а количество затруднившихся ответить респондентов увеличилось с 40% до 52%.

В декабре 2018 г. трудовая мотивация большинства россиян характеризовалась суждением «сколько ни работай, материального благополучия себе не обеспечишь». Так считал каждый второй опрошенный (50%). Более трети граждан утверждали, что «сейчас каждый, кто может и хочет работать, способен обеспечить свое материальное благополучие» (36%). Седьмая часть респонден-

тов затруднились ответить (14%). С июня 2015 г. зафиксирована тенденция роста числа россиян, считавших, что «сколько ни работай, материального благополучия себе не обеспечишь», (с 42% до 50%) и снижения количество россиян с противоположным мнением (с 42% до 36%). Таким образом, для граждан труд обесценивается быстрее, чем растет заработная плата, получаемая за него.

Создание благоприятных условий для работы и развития своих граждан — важное направление деятельности социального государства. Однако, по мнению большинства граждан, в России «людям у власти нет никакого дела до простых людей» (74%). Только 7% россиян согласились с суждением «власти заботятся о жизни простых людей». На протяжении всех лет проведения мониторинга численность первой группы превышала количество второй, достигая наибольшей разницы с 2004 по 2006 гг. Пятая часть респондентов затруднились ответить (19%). С середины 2014 г. количество граждан, считавших, что «людям у власти нет никакого дела до простых людей» постепенно росло (с 64% до 74%), а число россиян с противоположным мнением — снижалось (с 11% до 7%).

Отчуждение российской власти и гражданского общества также проявлялось в невозможности граждан повлиять на политические процессы в стране. Данную точку зренияв декабре 2018 года имели 75% россиян. Восьмая часть гражданского общества считали, что «большинство из нас могут повлиять на политические процессы в стране» (12%). За годы мониторинга в третий раз число затруднившихся ответить граждан достигло наименьшего значения (13%). С ноября 2012 г. постепенно увеличивалось количество россиян, утверждавших, что «большинство из нас не могут повлиять на политические процессы в стране» (с 65% до 75%). За полгода рост числа таких граждан составил 4 п.п. За 6 лет количество респондентов, имевших противоположное мнение, снизилось с 18% до 12%. В декабре 2018 г. уровень отчужденности власти и гражданского общества в контексте невозможности влияния на политические процессы в стране достиг наибольшего значения за годы мониторинга. Такая ситуация также была зафиксирована в июне 2011 г., июне 2008 г. и июне 2004 г.

Политика центральной власти в отношении регионов была непонятной для российского гражданского общества. В декабре 2018 г. число граждан, затруднившихся ответить, зафиксировано на уровне 43%. Столько же россиян считали, что «главное для центральной власти в Москве — это решить свои проблемы за счет областей и республик России» (42%). С июня 2015 г. число граждан с данным мнением постепенно росло (с 37% до 42%). Примерно шестая часть

граждан, утверждала, что «центр проводит политику в интересах регионов» (15%). За 2 года их численность возросла с 11% до 15%.

В последние годы российское государство делало ставку на цифровое развитие страны. В период с 2019 по 2024 гг. на реализацию национальной программы «Цифровая экономика РФ» будет потрачено более 1,8 трлн. рублей. Измерения, проведенные в декабре 2018 г., показали, что наибольшее число россиян по ряду вопросов затруднились оценить результаты от внедрения цифровых технологий. Относительно положительная оценка россиян зафиксирована по вопросу изменения уровня и качества жизни граждан после внедрения цифровых технологий в их жизнь. Наибольшее число респондентов затруднились оценить данные изменения (42%). Тем не менее, 37% россиян считали, что в результате внедрения цифровых технологий в жизнь общества «уровень и качество жизни всех граждан страны повысится». Пятая часть российского социума утверждала, что внедрение цифровых технологий приведет «к снижению уровня и качества жизни, увеличению количества бедных граждан» (21%).

Половина россиян не имела четкого ответа на вопрос о перспективах изменения качества демократических отношений между гражданским обществом и государством (50%). В качестве результата после внедрения цифровых технологий в жизнь граждан 26% респондентов видели «участие граждан в управлении обществом и государством». По мнению 24% россиян, внедрение цифровых технологий в их жизнь приведет «к снижению уровня прав, свобод и безопасности граждан».

Как изменится уровень безопасности страны после внедрения цифровых технологий, затруднились ответить 53% респондентов. Четвертая часть общества считала, что после внедрения цифровых технологий «ослабится суверенитет и вырастет зависимость извне» (26%), а пятая часть полагала, что «суверенитет и безопасность страны укрепятся» (21%).

Неоднозначное мнение россиян зафиксировано по вопросу изменения уровня культуры и потребления в российском социуме. По 34% россиян считали, что внедрение цифровых технологий в их жизнь приведет к «расширению свободного доступа к мировому культурному наследию, научному знанию и сохранению природы» и к «навязыванию стандартов и ценностей массового потребления товаров и услуг, к деградации природы». Затруднились ответить на вопрос 32% респондентов.

Изменение нравственности и уровня здорового образа жизни после внедрения цифровых технологий в их жизнь затруднились

оценить 50% россиян. Тем не менее, по данному вопросу зафиксирована относительно отрицательная оценка граждан. По мнению общества, внедрение цифровых технологий в их жизнь приведет «к разрушению нравственности и моральной деградации» (33%). А 17% россиян считали, что после внедрения цифровых технологий повысится уровень «здорового образа жизни и укрепится нравственность». Таким образом, гражданское общество не имело четкой позиции по оценке результатов от внедрения цифровых технологий в их жизнь. У россиян не сформировалась потребность в данных технологиях. Тем не менее, россияне видели угрозу от внедрения цифровых технологий в их жизнь, проявляющуюся в ослаблении суверенитета и росте зависимости извне, а также в разрушении нравственности и моральной деградации. Наибольшие надежды от внедрения цифровых технологий в жизнь гражданского общества россияневозлагают на возможное повышение уровня и качества жизни всех граждан страны.

Индекс социополитической устойчивости отражает изменение общественного сознания по ключевым вопросам развития российского общества. В целом за 4,5 года значение индекса социополитической устойчивости снизилось с 0,57 до -14,34, только за последние полгода — на 7,66 пунктов, отражая падение значений всех индикаторов устойчивого развития общества. Россияне стали хуже относится к курсу проводимых государством экономических реформ, усилилась социальная отчужденность общества и власти, меньшее число граждан устраивала сложившаяся в стране политическая система, снизился уровень доверия граждан социальным и политическим институтам, государство стало хуже обеспечивать нормы демократического общества.

Уровень развития гражданского общества можно измерить, используя модель, в состав которой входит ряд сущностных характеристик. Ее основу составляют базисные фундаментальные признаки, без проявления и наличия которых гражданское общество не может возникнуть. Все социологические измерения производятся на основе мнений населения о различных сторонах жизнедеятельности гражданского общества [2].

Эмпирическую модель измеренияпотенциала развития гражданского общества в России составляют совокупность измерений ядра и оболочек. Ядро эмпирической модели — Индекс гражданского потенциала общества формируют семь признаков: совокупность мнений граждан, которые считают, что государство проводит экономическую политику в интересах большинства граждан; совокупность мнений респондентов о том, что государство выра-

жает интересы большинства граждан в стране; совокупность мнений граждан, которые считают, что приватизация в стране проведена в интересах всего общества;самоидентификация среднего класса по семи характеристикам: образование, профессия квалификация, работа, доход, качество жизни, участие в политике; прямая самоидентификация среднего класса; самооценка денежных доходов населения; оценка выполнения государством своих обязательств по охране прав и свобод граждан.

Сущностное ядро вокруг дополняют другие характеристики, стороны жизнедеятельности гражданского общества. Это Индекс обеспечения государством норм демократической жизни в обществе, Индекс выполнения государством своих основных обязанностей перед обществом, Индекс обеспечения государством прав и свобод человека и гражданина, Индекс развития гражданского общества. По данным исследования, в декабре 2018 года значения Индекса гражданского потенциала общества — ядра эмпирической модели, а также Индексов обеспечения государством норм демократической жизни в обществе и выполнения государством своих основных обязанностей перед обществом показали значительное снижение.

Российское гражданское общество постепенно расширяет свои социальные границы. Резервы строительства гражданского общества значительны — 75,9%. К современному историческому моменту развития пройдено приблизительно четверть пути к идеальному гражданскому обществу. Конечно, абсолютное гражданское общество в 100% значении всех признаков вряд ли когда-либо и кому-нибудь удастся построить. Но социально-политический гражданский процесс в своем развитии всегда будет стремиться к пространству идеального гражданского общества.

Библиографический список

1. Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Экспресс-информация. Как живешь, Россия? XLVIII этап социологического мониторинга, ноябрь-декабрь 2018 года. Под общей редакцией В.К. Левашова. [Электронное издание] — М.: Перспектива, 2019. — 59 с. — Элек-трон.данн. — Режим доступа: https://goo.gl/2ZAze1

2. Левашов, В. К. Российское государство и общество в период либеральных реформ: монография / В. К. Левашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. :Издательство Юрайт, 2017. — 455 с. — (Серия : Актуальные монографии). —ISBN 978-5-534-06091-1.

3. Официальный сайт Администрации Президента РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/57121. (1ата обращения 11.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.