Научная статья на тему 'Россия на периферии шелкового пути'

Россия на периферии шелкового пути Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / RUSSIA / CHINA / NEW SILK ROAD / TRANSPORT CORRIDORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петрова Дарья Анатольевна

При выполнении исследования автор взял за основу утверждение: при помощи инициативы по возрождению Шелкового пути (Один пояс один путь, ОБОР) Пекин использует мягкую экономическую силу для укрепления своего влияния в различных регионах мира, бросая вызов устоявшимся политическим отношениям. Настоящая статья посвящена раскрытию этого утверждения, также рассмотрено сотрудничество Китая со странами Центральной Азии региона, традиционно входящего в зону интересов Российской Федерации. Анализ статистических данных и совместных проектов, выполняемых странами ЕАЭС и Китаем в рамках ОБОР, позволяет говорить об активной роли Китая в экономических отношениях Центральной Азии. Пекин изменяет традиционное представление о влиянии в регионе и теснит Москву с позиций ключевого игрока. Принимая во внимание Послания Президента Федеральному Собранию в 2018 и 2019 гг., в которых говорится о сотрудничестве России и Китая в реализации стратегии ОБОР, автор статьи анализирует реальное сотрудничество Москвы и Пекина. На основании воплощенных в жизнь совместных проектов формулируется вывод о том, что Россия не рассматривается Китаем в качестве партнера по продвижению проекта ОБОР. В лучшем случае России отведена роль транспортного коридора на некоторых участках Шелкового пути. Такое положение дел не должно пониматься как проигрыш или какое-то негативное явление для России, поскольку проект ОБОР изначально направлен на продвижение китайских товаров и, соответственно, усиления Китая в мире. В статье обосновывается мнение о том, что участие России в указанном проекте поставило бы страну в невыгодное положение, отвлекая от развития собственного производства и инфраструктуры для своих нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia on the periphery of the Silk road

With the help of the silk road revival initiative (One belt one road, OBOR), Beijing is using soft economic power to strengthen its influence in various regions of the world, challenging established political relations. This article examines China's cooperation with the countries of Central Asia-a region traditionally included in the zone of interests of the Russian Federation. The analysis of statistical data, joint projects carried out by the EAEU countries and China within the framework of the OBOR, allows us to speak about the active role of China in economic relations in Central Asia. Beijing is changing the traditional perception of influence in the region and is pushing Moscow from the position of a key player. Taking into account The President's Address to the Federal Assembly of 2018 and 2019, which refers to cooperation between Russia and China in the implementation of the OBOR strategy, the author analyzes the real cooperation between Moscow and Beijing. On the basis of the implemented joint projects, the author comes to the conclusion that Russia is not considered by China as a partner in promoting the OBOR project. At best, Russia plays the role of a transport corridor on some sections of the silk road. This state of Affairs should not be seen as a loss or a negative phenomenon for Russia, since the OBOR project is initially aimed at promoting Chinese goods, and thus strengthening China in the world. The article substantiates the position that Russia's participation in this project would put the country at a disadvantage, distracting from the development of its own production and infrastructure for its needs.

Текст научной работы на тему «Россия на периферии шелкового пути»

Политические науки

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/120-127

УДК 327.39 Д.А. Петрова

Дальневосточный федеральный университет

Владивосток. Россия

Россия на периферии Шелкового пути

При выполнении исследования автор взял за основу утверждение: при помощи инициативы по возрождению Шелкового пути (Один пояс - один путь, ОБОР) Пекин использует мягкую экономическую силу для укрепления своего влияния в различных регионах мира, бросая вызов устоявшимся политическим отношениям. Настоящая статья посвящена раскрытию этого утверждения, также рассмотрено сотрудничество Китая со странами Центральной Азии - региона, традиционно входящего в зону интересов Российской Федерации. Анализ статистических данных и совместных проектов, выполняемых странами ЕАЭС и Китаем в рамках ОБОР, позволяет говорить об активной роли Китая в экономических отношениях Центральной Азии. Пекин изменяет традиционное представление о влиянии в регионе и теснит Москву с позиций ключевого игрока.

Принимая во внимание Послания Президента Федеральному Собранию в 2018 и 2019 гг., в которых говорится о сотрудничестве России и Китая в реализации стратегии ОБОР, автор статьи анализирует реальное сотрудничество Москвы и Пекина. На основании воплощенных в жизнь совместных проектов формулируется вывод о том, что Россия не рассматривается Китаем в качестве партнера по продвижению проекта ОБОР. В лучшем случае России отведена роль транспортного коридора на некоторых участках Шелкового пути. Такое положение дел не должно пониматься как проигрыш или какое-то негативное явление для России, поскольку проект ОБОР изначально направлен на продвижение китайских товаров и, соответственно, усиления Китая в мире. В статье обосновывается мнение о том, что участие России в указанном проекте поставило бы страну в невыгодное положение, отвлекая от развития собственного производства и инфраструктуры для своих нужд.

Ключевые слова и словосочетания: Россия, Китай, Новый шелковый путь, транспортные коридоры.

D.A. Petrova

Far Eastern Federal University

Vladivostok. Russia

Петрова Дарья Анатольевна - канд. полит. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридической школы ДВФУ; e-mail: sukhovey.da@dvfu.ru 120

Russia on the periphery of the Silk road

With the help of the silk road revival initiative (One belt - one road, OBOR), Beijing is using soft economic power to strengthen its influence in various regions of the world, challenging established political relations. This article examines China's cooperation with the countries of Central Asia-a region traditionally included in the zone of interests of the Russian Federation. The analysis of statistical data, joint projects carried out by the EAEU countries and China within the framework of the OBOR, allows us to speak about the active role of China in economic relations in Central Asia. Beijing is changing the traditional perception of influence in the region and is pushing Moscow from the position of a key player.

Taking into account The President's Address to the Federal Assembly of 2018 and 2019, which refers to cooperation between Russia and China in the implementation of the OBOR strategy, the author analyzes the real cooperation between Moscow and Beijing. On the basis of the implemented joint projects, the author comes to the conclusion that Russia is not considered by China as a partner in promoting the OBOR project. At best, Russia plays the role of a transport corridor on some sections of the silk road. This state of Affairs should not be seen as a loss or a negative phenomenon for Russia, since the OBOR project is initially aimed at promoting Chinese goods, and thus strengthening China in the world. The article substantiates the position that Russia's participation in this project would put the country at a disadvantage, distracting from the development of its own production and infrastructure for its needs.

Keywords: Russia, China, New silk road, transport corridors.

Введение. Возрождение Великого шелкового пути - масштабный проект Китая, затрагивающий практически всю Азию. Важная транспортная артерия Нового шелкового пути проходит через страны Центральной Азии, которые связаны с Россией не только общим историческим прошлым, но и настоящими обязательствами в рамках ЕАЭС и ШОС. Актуальность и важность сотрудничества между странами ЕАЭС и Китаем подчеркнул Президент России [16; 17]. Однако является ли Россия ключевым партнером Китая? И более важный вопрос, на который предстоит ответить в данной статье: так ли необходимо это сотрудничество?

Проблемным вопросам, связанным с участием России и стран Центральной Азии в реализации стратегии Нового шелкового пути, посвящены работы В.И. Курилова и Ю.Ю. Поповой [11], Л.А. Кравченко [10], А.Г. Ларина [12], Н И. Рыбас [19], А.А. Амребаева [6] и др.

Цель настоящего исследования - на основе сопоставления масштабов сотрудничества Китая и стран Центральной Азии, с одной стороны, и России и Китая - с другой, дать оценку роли России в проекте «Один пояс - одна дорога». Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть проекты, реализуемые Китаем совместно со странами Центральной Азии в рамках проекта «Один пояс - одна дорога»;

- сравнить масштабы сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии и Россией;

- дать рекомендации относительно роли России в реализации стратегии Шелкового пути.

121

Предмет исследования - роль России в реализации стратегии Нового шелкового пути в сопоставлении со странами Центральной Азии.

Методами исследования послужили методы общенаучного познания - системный и статистический анализ.

Основная часть. Лично отправившись в Астану в 2013 г. и предложив странам Центральной Азии объединить усилия в возрождении древнего торгового пути, лидер КНР Си Цзиньпин очертил круг основных партнеров по реализации инициативы «Один пояс, один путь». Астана также не случайно была выбрана в качестве места артикуляции намерений Поднебесной - Казахстан занимает особое место в планах Пекина. Исследования показывают, что Казахстан является наиболее перспективным транспортным коридором из Китая в Европу [21, с. 88]. Расчеты исследователей подтвердила практика: так, в 2018 г. более 56% контейнерных перевозок из Китая в Европу прошли через территорию Казахстана [16].

С 2013 г. в Казахстане совместно с Китаем уже успешно воплощены в жизнь 12 проектов, а в 2019 г. заявлено о работе еще над 55-тью запланированных мероприятий [16].

Не обделены вниманием Китая и иные страны региона. Пекин вкладывает миллионы долларов посредством прямых инвестиций в инфраструктуру стран ЦА, не считая создания обширных транспортных магистралей: строительство ТЭЦ «Душанбе-2», нефтеперерабатывающего завода в Кыргызстане, узбекско-китайского индустриального парка Peng Sheng и многие другие проекты.

Помимо развития реальной, осязаемой инфраструктуры в 2017 году лидер КНР заявил о формировании Цифрового шелкового пути [13]. Предполагается, что реальная транспортная инфраструктура будет оснащена новейшими системами отслеживания, дополнена электронными рынками, системой контроля на основе искусственного интеллекта.

Китайская Народная Республика активно работает над формированием будущих кадров из стран ЦА, которые в будущем будут задействованы в работе Электронного шелкового пути. Так, увеличилось количество студентов из Центральной Азии, обучающихся за счет грантовых средств в КНР. С 2008 г. компания Huawei реализует глобальную программу «Семена будущего», благодаря которой талантливые студенты технических специальностей могут пройти стажировку в штаб-квартире компании в Китае. По словам представителя Huawei, в Центральной Азии и на Кавказе только в 2017 г. по программе «Семена для будущего» прошли обучение 2000 человек [9], в то время как в России с 2012 года прошло обучение немногим более 100 человек [3].

Между компанией Huawei и крупными государственными университетами Узбекистана и Таджикистана подписаны меморандумы, направленные на подготовку кадров в сфере цифровых технологий. Меморандумы предусматривают прохождение стажировок студентов в лабораториях крупнейшего современного цифрового оператора Китая.

Поднебесная не случайно создает положительный образ своей страны в сознании молодых перспективных кадров, привлекая талантливую молодежь. Такая

122

политика, возможно, позволит преодолеть настороженность, с которой, как показывают исследования, население ЦА относится к Китаю [6].

Китай становится крупным игроком в регионе, где после развала Советского Союза Россия лидировала в отношениях со странами ЦА. На настоящий момент Россия все еще остается ключевым торговым партнером для стран ЦА, в частности Казахстан и Таджикистан зависят от российских импортных товаров. Однако общий внешнеторговый оборот стран ЦА с Китаем обгоняет Москву [4].

Пекин признает влияние России в регионе, этот тезис подтверждается тем, что по настоянию Москвы Пекин переключился (или создал видимость) на сотрудничество в рамках ЕАЭС, хотя предпочитает контакты напрямую со странами Центральной Азии. Однако думается, что проект «Один пояс - один путь» станет переломным в распределении влияния в регионе. В свете новых тенденций показателен отказ Узбекистана от приглашения российских учителей для работы в местных школах. У России пока нет альтернативного варианта ОБОР, который устроил бы все страны ЦА.

После шести лет существования ОБОР можно говорить о том, что Россия не рассматривается Китаем в качестве основного партнера по продвижению Нового шелкового пути. О непростом ходе сотрудничества России и Китая можно проследить по тексту обращения Президента России Федеральному Собранию. Так, в 2018 г. предполагалось, что «объём транзитных контейнерных перевозок по нашим железным дорогам должен увеличиться почти в четыре раза. Это значит, что наша страна будет одним из мировых лидеров по транзиту контейнеров между Европой и Азией... Россия должна стать не только ключевым логистическим, транспортным узлом планеты, но и, подчеркну, одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надёжной защиты информационных массивов, так называемых больших данных» [16].

В 2019 году Президент подчеркивает, что хотелось бы закончить уже обозначенные проекты: «.предстоит воплотить в жизнь уже принятые решения о сопряжении ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс - один путь» как пролог к созданию большого евразийского партнерства» [17].Так, строительство заявленного проекта в рамках ОБОР скоростной железной дороги Москва-Казань, анонсированного еще в 2013 г., до сих пор не начато. Реализованными проектами с Россией в рамках ОБОР можно считать только два проекта: Китайский фонд шелкового пути выкупил по 10% акций в российских проектах «Ямал СПГ» [8] и «Сибур» [15]. Полноценно считать указанные проекты в рамках инициативы «Один пояс - один путь» все же затруднительно.

Председатель Внешэкономбанка назвал Китай и Россию ключевыми партнерами [21]. Однако, несмотря на декларируемое сотрудничество, России в настоящий момент предлагается только роль транспортного коридора на некоторых небольших участках Шелкового пути. С точки зрения развития экономики помимо прибыли от эксплуатации транспортной инфраструктуры выгода российских компаний может быть рассмотрена лишь в контексте сокращения времени на транспортировку импортируемого товара из Китая.

123

Олицетворением не совсем удачного российско-китайского сотрудничества является ситуация с построенным в 2015 г. высокотехнологичным транспортно-логистическом комплексом (ТЛК) «Южноуральский» в Челябинске. Комплекс преподносился как часть Шелкового пути с заявленным грузопотоком в 2,5 тонны в год. Однако в 2019 году врио губернатора Челябинской области, отвечая на вопросы журналистов о проблемах области, указал, что на настоящий момент загруженность ТЛК «Южноуральский» составляет всего 20% [7].

90% всех поставок ТЛК «Южноуральский» ведется из Китая, что не приносит прибыли российским компаниям. В относительном выигрыше осталась компания «Детский мир», которая в 2017 г. подписала договор аренды помещений комплекса, где будет располагаться распределительный центр компании, и будет получать товары из Китая быстрее благодаря более современной транспортной системе. Для сравнения оборот сухого порта Хоргос на границе Китая и Казахстана только в 1 квартале 2019 года составил 8,65 млн тонн [14]. На такой грузопоток даже не рассчитывали в Челябинске и к 2020 году.

Заключение. Китай продвигает на мировом рынке свои товары и свои интересы, однако инициатива «Один пояс - один путь» не заканчивается для ключевых партнеров только обслуживанием и предоставлением транспортной инфраструктуры. Так, в Центральной Азии на протяженности Шелкового пути создаются совместные с Китаем проекты по созданию общего товарооборота, переработки сырья, преобразуется инфраструктура с учетом последних цифровых изменений. Расширяется культурное взаимодействие, налаживается политическая коммуникация, можно говорить о том, что китайская инициатива вдохнула новую жизнь в развитие экономических и политических процессов в Центральной Азии. Вместе с тем приходится говорить об угасании влияния Москвы в регионе и незаинтересованности Пекина в партнерстве с Россией по созданию Нового шелкового пути. На наш взгляд, эта ситуация не должна вредить нашей стране, поскольку инициатива Шелковый путь направлена на усиление Китая, а России в лучшем случае уготована роль транспортного узла на пути становления Китая как мировой экономической державы. Нужна ли нам такая роль? Возможно, стоит заняться внутренними проблемами?

1. Measuring the Information Society Report 2017 // International Telecommunication Union. URL : https://www.itu. int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/misr2017/ MISR2017_Volume1.pdf

2. Measuring the Information Society Report 2018 // International Telecommunication Union. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/misr2018/MISR-2018-Vol-2-E.pdf

3. Seeds for future // Huawei. URL:https://www.huawei.com/minisite/russia/seeds-for-future.html

4. Trade map [Электронный ресурс] // International trade center. URL: www.trademap.org

5. UN E-government knowledgedatabase // Сайт Организации Объединенных наций. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data/Country-Information/id/87-Kazakhstan

6. Амребаев А. Китаефилия сверху и китаефобия снизу: новые вызовы для нового руководства Казахстана // Central Asia analytical network. URL: https://caa-

124

network.org/archives/17910?fbclid=IwAR27qhioDFlxkr_cXK5IvDATOIDjFdFB9OHs3CY LUgSJF2DHsgLdmIxcfyw

7. Интервью врио губернатора Челябинской области Алексея Текслера [Электронный ресурс] // Деловой квартал. URL:https://chel.dk.ru/news/ya-ne-ponimayu-chto-proishodit-kak-proshla-pervaya-press-konferentsiya-alekseya-tekslera-237119933

8. Китайский фонд «Шелковый путь» приобрел 9,9% «Ямал СПГ» [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/56728a699a794774a520c9e6

9. Компания Huawei подписала меморандум, направленный на подготовку кадров в сфере ИКТ, с China Campus Network и Университетом Сидиан [Электронный ресурс] // Huawei. URL: https://www.huawei.com/uz/press-events/news/uz/2019/MoU-Huawei-CCN-Xidian

10. Кравченко Л. А. Шанхайская организация сотрудничества: Новый шелковый путь в контексте национальных интересов России // Современные парадигмы научных воззрений, 2016. С. 120-126.

11. Курилов В.И., Попова Ю.Ю. Экономическая стратегия КНР «Новый Шёлковый Путь» и основные транспортные коридоры России // АТР: экономика, политика, право. 2016. Т.18, № 3. С. 9-23.

12. Ларин А.Г. Сопряжение ЕАЭС и Нового шелкового пути: шансы и вызовы для России // Новый Шелковый путь и его значение для России, 2016. С. 109-130.

13. О выступлении Си Цзиньпина: Цифровой Шелковый путь 21-го века становится новой яркой точкой строительства «Одного пояса - одного пути» [Электронный ресурс] // Russian.China.org.cn. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-05/16/content_40826412.htm

14. Оборот Хоргос-Алтынколь за 1 квартал 2019 [Электронный ресурс] // InfraNews. URL: http://infranews.ru/logistika/zheleznaya-doroga/54078-oborot-xorgos-altynkol-za-1-kv-2019/

15. Подписано соглашение о продаже 10% акций СИБУРа китайскому Фонду шелкового пути [Электронный ресурс] // Сибур. URL: https://www.sibur.ru/press-center/news/Podpisanosoglashenieoprodazhe10aktsiySIBURakitayskomuFondushelkovogop uti/

16. Послание Президента России Федеральному Собранию от 01 марта 2018 г. [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/56957

17. Послание Президента России Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/59863

18. Пример взаимовыгодного и эффективного взаимодействия - интервью с послом Казахстана в Китае [Электронный ресурс] // Посольство Республики Казахстан в Китайской Народной Республике. URL: http://www.mfa.kz/ru/beijing/content-view/primer-vzaimovygodnogo-i-effektivnogo-vzaimodejstvia-intervu-s-poslom-kazahstana-v-kitae

19. Рыбас Н.И. «Экономический пояс Шелкового пути: интересы и противоречия Китая и России [Электронный ресурс] // Журнал Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ eko-nomicheskiy-poyas-shelkovogo-puti-interesy-i-protivorechiya-kitaya-i-rossii

20. Экономический пояс Евразийской интеграции: доклад о путях реализации проекта сопряжения интеграции Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шёлкового пути» / Т.М. Алиев и др. - М.: ITI, 2016. 200 с.

125

21. Шувалов И. Эксклюзив: Строительство экономических отношений России и Китая в рамках ШОС играет крайне важную роль // Синьхуа новости. URL: http://russian.news.cn/2018-06/09/c_137242315.htm

22. «Я бы избегал термина колонизация»: глава коллегии ЕЭК о новом Шелковом пути [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/373401-kak-nam-postroit-shelkovyy-put-intervyu-s-predsedatelem-kollegii-eek

Транслитерация

1. Amrebaev A. Kitaefiliya sverhu i kitaefobiya snizu: novye vyzovy dlya novogo rukovodstva

Kazahstana // Central Asia analytical network. URL: https://caa-network.org/archives/17910?fbclid= IwAR27qhioDFlxkr_

cXK5IvDATOIDjFdFB9OHs3CYLUgSJF2DHsgLdmIxcfyw

2. Interv'yu vrio gubernatora CHelyabinskoj oblasti Alekseya Tekslera [Elektronnyj resurs] //

Delovoj kvartal. URL: https://chel.dk.ru/news/ya-ne-ponimayu-chto-proishodit-kak-proshla-pervaya-press-konferentsiya-alekseya-tekslera-237119933

3. Kitajskij fond «Shelkovyj put'» priobrel 9,9% «Yamal SPG» [Elektronnyj resurs] // RBK.

URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/56728a699a794774a520c9e6

4. Kompaniya Huawei podpisala memorandum, napravlennyj na podgotovku kadrov v sfere

IKT, s China Campus Network i Universitetom Sidian [Elektronnyj resurs] // Huawei. URL:https://www.huawei.com/uz/press-events/news/uz/2019/MoU-Huawei-CCN-Xidian

5. Kravchenko L.A. Shanhajskaya organizaciya sotrudnichestva: Novyj shelkovyj put' v kon-

tekste nacional'nyh interesov Rossii // Sovremennye paradigmy nauchnyh vozzrenij, 2016. P. 120-126.

6. Kurilov V.I., Popova Yu.Yu. Ekonomicheskaya strategiya KNR «Novyj SHyolkovyj Put'» i

osnovnye transportnye koridory Rossii // ATR: ekonomika, politika, pravo. 2016. T.18, № 3. P. 9-23.

7. Larin A.G. Sopryazhenie EAES i Novogo shelkovogo puti: shansy i vyzovy dlya Rossii //

Novyj Shelkovyj put' i ego znachenie dlya Rossii. 2016. P. 109-130.

8. O vystuplenii Si Czin'pina: Cifrovoj Shelkovyj put' 21-go veka stanovitsya novoj yarkoj tochkoj stroitel'stva «Odnogo poyasa - odnogo puti» [Elektronnyj resurs] // Russian. China.org.cn. URL : http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-05/16/content_40826412.htm

9. Oborot Horgos-Altynkol' za 1 kvartal 2019 [Elektronnyj resurs] // InfraNews. URL: http://infranews.ru/logistika/zheleznaya-doroga/54078-oborot-xorgos-altynkol-za-1-kv-2019/

10. Podpisano soglashenie o prodazhe 10% akcij SIBURa kitajskomu Fondu shelkovogo puti [Elektronnyj resurs] // Sibur. URL: https://www.sibur.ru/press-center/news/ Podpisanoso-glashenieoprodazhe10aktsiy SIBURakitayskomuFondushelkovogoputi/

11. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu Sobraniyu ot 01 marta 2018 g. [Elektronnyj resurs] // Sajt Prezidenta Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957

12. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu Sobraniyu ot 20 fevralya 2019 [Elektronnyj resurs] // Sajt Prezidenta Rossii. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863

13. Primer vzaimovygodnogo i effektivnogo vzaimodejstviya — interv'yu s poslom Kazahstana v Kitae [Elektronnyj resurs] // Posol'stvo Respubliki Kazahstan v Kitajskoj Narodnoj Respublike. URL: http://www.mfa.kz/ru/beijing/content-view/primer-vzaimovygodnogo-i-effektivnogo-vzaimodejstvia-intervu-s-poslom-kazahstana-v-kitae

14. Rybas N.I. «Ekonomicheskij poyas SHelkovogo puti: interesy i protivorechiya Kitaya i Rossii [Elektronnyj resurs] // ZHurnal Aktual'nye problemy sovremennyh mezhdunarodnyh

126

otnoshenij. 2015. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7ekonomicheskiy-poyas-shelkovogo-puti-interesy-i-protivorechiya-kitaya-i-rossii

15. Ekonomicheskij poyas Evrazijskoj integracii: doklad o putyah realizacii proekta sopryaz-heniya integracii Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza i Ekonomicheskogo poyasa «Shyolkovogo puti» / T.M. Aliev i dr. - M.: ITI, 2016. 200 p.

16. Shuvalov I. Eksklyuziv: Stroitel'stvo ekonomicheskih otnoshenij Rossii i Kitaya v ramkah SHOS igraet krajne vazhnuyu rol' // Sin'hua novosti. URL: http://russian.news.cn/2018-06/09/c_137242315.htm

17. «Ya by izbegal termina kolonizaciya»: glava kollegii EEK o novom SHelkovom puti [Elek-tronnyj resurs] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/373401-kak-nam-postroit-shelkovyy-put-intervyu-s-predsedatelem-kollegii-eek

© Д.А. Петрова, 2019

Для цитирования: Петрова Д.А. Россия на периферии Шелкового пути // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11, № 4. С. 120-127.

For citation: Petrova D.A. Russia on the periphery of the Silk road, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2019, Vol. 11, № 4, pp. 120-127.

DOI dx. doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/120-127 Дата поступления: 11.11.2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.