Published in the Russian Federation
Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute
for Humanities of the Russian Academy of Sciences)
Has been issued as a journal since 2008
ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008
Vol. 14, Is. 5, pp. 888-899, 2021
Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru
УДК / UDC 94(517)
DOI: 10.22162/2619-0990-2021-57-5-888-899
Россия — Монголия: век дружбы и сотрудничества (к 100-летнему юбилею установления дипломатических отношений)
Кеемя Владимировна Орлова1
1 Институт востоковедения РАН (д. 12, ул. Рождественка, 107031 Москва, Российская Федерация)
доктор исторических наук, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник 0000-0003-4951-0063. E-mail: orlovnk@mail.ru
© КалмНЦ РАН, 2021 © Орлова К. В., 2021
Аннотация. Введение. В 2021 г. Россия и Монголия отмечают 100-летие установления дипломатических отношений. Этот год ознаменован сразу несколькими юбилейными датами: 100-летием образования Монгольской народной партии, первой политической партии в Монголии; 100-летием национально-демократической революции; 100-летием создания Монгольской народно-революционной армии; 100-летием основания Ученого комитета, прообраза Академии наук Монголии; 60-летием принятия Монгольской Народной Республики в члены ООН; 40-летием совместного полета в космос российско-монгольского космического экипажа. Все эти даты тесно связаны со знаковым событием в истории двух стран — подписанием Соглашения между правительством РСФСР и Народным правительством Монголии об установлении дружественных отношений (05.11.1921), заложившего правовые основы двусторонних отношений. В рамках одной статьи трудно охватить все знаковые и значимые события и даты в советско/российско-монгольских отношениях, однако важно выделить важнейшие события российско-монгольских отношений в XX — начале XXI в. Цель статьи — представить основные этапы и наиболее важные даты и события в истории советско/российско-монголь-ских отношений в XX — начале XXI вв., а также определить роль и значение тех документов, которые имели ключевое значение для российско-монгольских отношений. Материалы. В статье использованы архивные документы, публикации, научная литература. Заключение. За прошедшее столетие взаимоотношения наших стран, история которых полна драматических событий (революционные потрясения, Вторая мировая война, распад Советского Союза), развивались порой противоречиво: от дружбы и особых союзнических связей, сменившихся в 1990-е гг. некоторым охлаждением, до отказа от прежних идеологизированных установок, обновления традиционного сотрудничества, приведших к современному всеобъемлющему стратегического партнерству. Однако всегда превалировало понимание, что наши страны связаны особыми отношениями, обусловленными историческими, геополитическими, культурно-ци-вилизационными факторами. Через 100 лет можно констатировать, что основные принципы
российско-монгольских отношений, заложенные Соглашением 1921 г., выдержали испытание временем. Сегодня Россия и Монголия вступили на качественно новую ступень взаимоотношений, базирующуюся на общей заинтересованности развивать всеобъемлющее стратегическое партнерство.
Ключевые слова: Россия, Монголия, XX век, сотрудничество
Для цитирования: Орлова К. В. Россия—Монголия: век дружбы и сотрудничества (к 100-летнему юбилею установления дипломатических отношений) // Oriental Studies. 2021. Т. 14 (5). С. 888-899. DOI: 10.22162/2619-0990-2021-57-5-888-899
Russia — Mongolia: A Century of Friendship and Cooperation (Celebrating the 100th Anniversary of Diplomatic Relations)
Keemya V. Orlova1
1 Institute of Oriental Studies of the RAS (12, Rozhdestvenka St., 107031 Moscow, Russian Federation) Dr. Sc. (History), Cand. Sc. (Philology), Leading Research Associate 0000-0003-4951-0063. E-mail: orlovnk@mail.ru
© KalmSC RAS, 2021 © Orlova K. V., 2021
Abstract. Introduction. In 2021, Russia and Mongolia are celebrating the 100th anniversary of the establishment of diplomatic relations. In fact, this year is remarkable for a number of anniversaries: the 100th anniversary of the formation of the Mongolian People's Party, the first political party in Mongolia; the 100th anniversary of the national democratic revolution; the 100th anniversary of the organization of the Mongolian People's Revolutionary Army; the 100th anniversary of the Scientific Committee, which served as the prototype of the Mongolian Academy of Sciences; the 60th anniversary of the UN membership of Mongolian People's Republic; and the 40th anniversary of the joint space flight of the Russian-Mongolian space crew. These anniversaries are closely related to a significant event in the history of the two countries — the Agreement between the Government of the RSFSR and the People's Government of Mongolia on the establishment of friendly relations signed on 5 November 1921, which laid the legal basis for bilateral relations. It is certainly beyond the scope of this article to cover every significant and remarkable event and date in Soviet / Russian-Mongolian relations, but it intends to highlight the most important events in Russian-Mongolian relations in the 20th and early 21st centuries. The article aims to focus on the principal stages and most important dates and events, as well as to underline the role and relevance of the documents of key importance in the history of these relations. Materials. The study is based on archival records, published materials, and scientific literature. Conclusions. Over the past century, the relations between the countries, whose histories are full of dramatic events (revolutionary upheavals, World War II, the collapse of the Soviet Union), have seen both high and low points: friendship and special relations of allies, which changed to a certain degree of distancing from each other; then, rejection of the previous ideologized attitudes and renewal of traditional cooperation, leading to a current comprehensive strategic partnership. However, there has always been an understanding that there is a special closeness of the countries for historical, geopolitical, and cultural factors in play. A hundred years is a sufficiently long period to conclude that the key principles of Russian-Mongolian relations established by the 1921 Agreement have stood the test of time. Presently, there is a new stage to these relations based on both parties' interests in promoting their comprehensive strategic partnership. Keywords: Russia, Mongolia, 20th century, cooperation
For citation: Orlova K. V. Russia — Mongolia: A Century of Friendship and Cooperation (Celebrating the 100th Anniversary of Diplomatic Relations). Oriental Studies. 2021. Vol. 14 (5): 888-899. (In Russ.). DOI: 10.22162/2619-0990-2021-57-5-888-899
Введение
2021-й год, год столетия установления дипломатических отношений между РСФСР и Монгольской Народной Республикой (далее — МНР), в истории Монголии и советско/российско-монгольских отношений ознаменован сразу несколькими юбилейными датами: 100-летием образования Монгольской народной партии, первой политической партии в Монголии; 100-летием национально-демократической революции; 100-летием создания Монгольской народно-революционной армии; 100-летием основания Ученого комитета, прообраза Академии наук Монголии; 60-летием принятия МНР в члены ООН; 40-летием совместного полета в космос российско-монгольского космического экипажа.
Все эти даты тесно связаны со знаковым событием в истории двух стран — подписанием Соглашения между правительством РСФСР и Народным правительством Монголии об установлении дружественных отношений (05.11.1921), заложившего правовые основы двусторонних отношений. История подготовки и заключения Соглашения хорошо исследована в трудах советских/российских, монгольских и западных ученых [История МНР 1983; Ширендыб 1963; История Монголии 2007; Рощин 1999; Лузянин 2000; Грайворонский 2017: 74-82; и др.]. В статье использованы архивные документы, публикации, научная литература.
От Соглашения 1921 г. до Халхин-го-ла 1939 г.
В соответствии с Соглашением взаимно признаны законными правительства обоих государств, установлены официальные дипломатические отношения и обмен полномочными представителями и консулами. Правительство РСФСР заявило об отказе от всех экономических привилегий, полученных царским правительством от правительства Автономной Монголии. Дополнительно к Соглашению были подписаны Протоколы, согласно которым прежние заключенные договоры и соглашения между Российской империей и Автономной Мон-
голией и долги были аннулированы, правительство РСФСР безвозмездно передало правительству Монголии часть имущества и предоставило кредит [Советско-монгольские отношения 1975: 58-63; История МНР 1983: 332, 339]. Соглашение сыграло исключительно важную роль для двустороннего политического и экономического взаимодействия на долгие годы. Впервые в новых исторических условиях, сложившихся после октябрьской революции 1917 г. в России и национально-демократической революции в Монголии, были установлены равноправные добрососедские взаимоотношения.
В Монголии преобразования начались с ограничения и упразднения прав, титулов и званий привилегированных слоев общества, поиска путей строительства светского, республиканского государства, создания новых отраслей экономики и культуры [История МНР 1983: 335]. Представители новой власти, приступая к модернизации традиционного кочевого общества, опирались на опыт и всестороннюю поддержку СССР и Коминтерна.
Традиционное кочевое и буддийское общество подверглось коренному реформированию политических и социально-экономических институтов. Руководители правящей Монгольской народной партии (с 1924 г. — Монгольская народно-революционная партия, МНРП) и правительства страны избрали главным направлением развития государства обеспечение политических и экономических условий для построения нового общества. Внутри самой МНРП развернулась борьба между сторонниками постепенного, умеренного развития общественной системы, преодоления международной изоляции страны, установления связей не только с СССР, но и другими странами Европы и Азии с одной стороны, и приверженцами социалистической ориентации, ликвидации «светских и духовных феодалов», модернизации монгольского общества по советскому образцу, строительства социализма, с другой [Рощин 1999: 141-218; История Монголии 2007: 77-96].
Межгосударственные отношения СССР и МНР определялись тесными связями и доверительностью. Советский Союз придавал важное политическое, экономическое, геополитическое и стратегическое значение отношениям со своим ближайшим соседом и союзником Монголией, оказывал ей всестороннюю помощь, стремясь сохранить ее в сфере своего идейно-политического, экономического, военного и культурного влияния.
Этот период характеризуется значительными событиями в экономической сфере. Из главных: в 1929 г. учреждено советско-монгольское акционерное дорожно-транспортное общество «Монголтранс»1. В декабре
1933 г. введена в эксплуатацию механизированная шерстомойная фабрика в Хатгале. В 1934 г. в Улан-Баторе при помощи СССР построен первый крупный промышленный комбинат легкой промышленности, где обрабатывалась кожа, выпускались сапоги и гутулы, овчинные шубы, войлок, сукно2. В
1934 г. создано советско-монгольское акционерное общество оптовой торговли «Сов-монбунер» [История МНР 1983: 377]. В гуманитарной области следует выделить подписание первого соглашения о научном сотрудничестве между Академией наук СССР и Ученым комитетом МНР (октябрь 1929), учреждение Монгольской комиссии СНК СССР по научному исследованию Монгольской, Танну-Тувинской и Бурят-Монгольской Народных республик (1925-1953), организация Наркомздравом РСФСР четы-
1 Правительство СССР на льготных условиях обеспечило всем необходимым для автомобильного и гужевого транспорта, а также материалами для строительства дорог, складов и других сооружений. При «Монголтрансе» были созданы первые в Монголии курсы профессионально-технического образования. В январе 1936 г. советское правительство передало МНР свою долю участия, ставшей основой создания национальной автотранспортной организации [История МНР 1983: 377].
2 В настоящее время Улан-Баторский промкомбинат — это комплекс заводов и фабрик: шерстомойная, суконная, камвольная, валяль-но-войлочная, обувная, шорная и текстильная фабрики, овчинно-шубный, кожевенный, хромовый заводы и другие производства, изделия которых стали важной статьей экспорта.
рех медико-санитарных экспедиций (1926; 1927-1928; 1929-1931; 1933-1936), ставших эффективной помощью здравоохранению Монголии и своеобразной «кузницей кадров и кадрового резерва» для здравоохранения МНР [Советско-монгольские отношения 1975; Юсупова 2006; Башкуев 2016: 256-304].
Важнейшими событиями в двусторонних взаимоотношениях стало заключение джентльменского (устного) соглашения (27.11.1934) и подписание Протокола о взаимной помощи между правительствами СССР и МНР (12.03.1936), в котором стороны обозначили принципиальные договоренности: оказание взаимной поддержки в предотвращении и предупреждении угрозы военного нападения какой-либо третьей стороны; в случае военного нападения на одну из сторон они обязывались оказывать всяческую помощь, в том числе военную. Подписание Протокола было вполне обосновано и своевременно: приграничные конфликты на восточной границе МНР в 1935 г. создали напряженную обстановку, которые, в конечном счете, вылились в военные действия на р. Халхин-гол (1939). Возникла реальная угроза существования страны и ее независимости. Молниеносная война (с мая по сентябрь 1939 г.) с Японией и Маньчжоу-го на территории Монголии завершилась полной победой советско-монгольских войск. На встрече 15 сентября 1939 г. нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов и посол Японии в СССР Того Сигэнори договорились, оставаясь на позициях, зафиксированных на 15 сентября, прекратить боевые действия с 16 сентября, произвести обмен пленными и создать четырехстороннюю комиссию (СССР, МНР, Япония и Маньчжо-у-го) для урегулирования спорных вопросов. В тот же день (16.09.1939) было подписано Соглашение между СССР и Японией о прекращении военных действий на границе с Монголией. Победа на Халхин-го-ле убедительно подтвердила надежность и незыблемость советско-монгольского военно-политического союза, эффективность советско-монгольской системы безопасности. Победа в войне на восточной границе Монголии имеет колоссальное международное значение: МНР отстояла свою неза-
висимость, для СССР исход войны на Хал-хин-голе стал одной из причин, по которым Япония отказалась от нападения на СССР во время Второй мировой войны.
Сотрудничество и взаимная помощь в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны сотрудничество между странами не прерывалось. Однако СССР вынужден был сократить общий объем экспорта. Тем не менее за 1941-1945 гг. Монголия для укрепления обороны своей страны получила от СССР помощь в размере 100 млн руб. [История Монголии 2007: 171]. За эти годы в Монголии при помощи СССР построены новая биофабрика, цех по производству алебастра, спичечная фабрика, деревообрабатывающий завод, шоссейные дороги Улан-Батор — Улза, Улан-Батор — Алтан Булак, Улан-Батор — Сайн Шанда, кожевенный завод, шерстомойная фабрика и многое другое [История МНР 1983: 430, 438]. В октябре 1942 г. при содействии Советского Союза в Улан-Баторе было открыто первое высшее учебное заведение — Монгольский государственный университет. В качестве помощи Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР направил семерых преподавателей различных специальностей, оборудование для учебных лабораторий. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова оказал поддержку в организации и проведении научно-исследовательских работ, обеспечении научной литературой, консультациями, методической помощью [Советско-монгольские отношения, т. 2, ч. 1 1979: 19-20].
В день начала войны нацистской Германии против Советского Союза, 22 июня 1941 г., на совместном заседании президиума Малого Хурала, Совета министров МНР и ЦК МНРП принято специальное постановление о полной поддержке Советского Союза как в морально-политическом, так и в материальном отношении. В первые дни войны часть военнослужащих Монгольской народно-революционной армии (МНРА) изъявила желание добровольцами отправиться на фронт. За годы войны Монголия поставляла СССР не только полушубки, валенки, продовольствие, пушнину, скот, но и на средства, собранные монгольским наро-
дом, были построены танковая колонна «Революционная Монголия», авиаэскадрилья «Монгольский арат». Уже в январе 1942 г. по решению Малого Хурала Советскому Союзу были переданы 300 кг золота, 100 тыс. долл., 2 млн 500 тыс. тугриков, Монголия передала Красной Армии 11 эшелонов с подарками на сумму 60 млн тугриков (подробнее см.: [Базаров, Курас 2015; Монголия 2011; и др.]). Совокупная безвозмездная помощь Монголии Советскому государству и Красной Армии составила два годовых бюджета страны1. Особой формой помощи Красной Армии явились поставки на фронт монгольских лошадей — более 500 тыс.: на фронте каждая пятая лошадь была «монголкой». По свидетельству генерала армии, дважды героя Советского Союза (1944, 1945), героя МНР (1971) И. А. Плиева, «неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина» [Ахан дуусийн захидал 1985: 12]. Монгольская лошадь увековечена в виде скульптуры «По дорогам войны»: пара лошадей тянет артиллерийское оружие по фронтовой дороге (авторы: монгольский скульптор А. Очир-болд и российские архитекторы А. Тихонов и В. Перфильев). Памятник передан в дар России от монгольского народа в год 70-летия Победы над фашизмом и установлен
5 мая 2015 г. на Поклонной горе.
В июле 1945 г. в ходе визита в Москву премьер-министра Монголии Х. Чойбал-сана было принято решение о совместном участии советских и монгольских войск в военной кампании на Дальнем Востоке. 10 августа 1945 г. Малый Хурал и правительство МНР, согласно Протоколу о взаимной помощи (12.03.1936), приняли решение
06 объявлении войны Японии. Для участия в военных действиях Монголия выставила армию численностью 21 318 воинов2, более 20 тыс. лошадей. Военная кампания на Дальнем Востоке завершилась подписани-
1 Выражаю благодарность д-ру ист. наук, проф., главному научному сотруднику Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Л. В. Курасу за устную информацию.
2 Благодарю за устную информацию д-ра ист. наук, проф., ведущего научного сотрудника Института истории и этнологии Академии наук Монголии Н. Хишигт.
ем 2 сентября 1945 г. акта о безоговорочной капитуляции Японии. За участие в боевых действиях командиры и бойцы МНРА были удостоены высших наград СССР, советские воины — государственных наград Монголии. Однако международно-правовое положение Монголии оставалось неопределенным, de jure — страна оставалась частью Республики Китай. На заключительном этапе Второй мировой войны встал вопрос международного статуса Монголии, который обсуждался главами трех держав — СССР, США, Великобритании на Ялтинской конференции (11.02.1945). Советский Союз обусловил свое участие в войне против Японии сохранением status quo Монголии (в документе — Внешней Монголии) как независимого государства (это условие стояло первым пунктом). Так, Монголия получила признание de facto со стороны США и Великобритании и de jure — Китая. 20 октября 1945 г. в МНР по предложению китайского правительства был проведен плебисцит о государственной независимости. В голосовании приняли участие граждане страны, имевшие право голоса, за независимость страны проголосовали 100 % монгольских граждан. 5 января 1946 г. Китай признал государственную независимость Монголии в существующих границах, 7 октября 1949 г. между МНР и КНР были установлены дипломатические отношения [История МНР 1983: 448-450; Лузянин 2000: 214-216; История Монголии 2007: 175-178].
Сотрудничество в послевоенное время
В послевоенный период советско-монгольские отношения получили дальнейшее развитие. По истечении срока действия Протокола о взаимной помощи (12.03.1936) подписаны Договор о дружбе и взаимопомощи сроком на 10 лет (27.02.1946) [Советско-монгольские отношения, т. 2, ч. 1 1979: 134-136], а также Соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве между правительствами СССР и МНР (27.02.1946) [Советско-монгольские отношения, т. 2, ч. 1 1979: 136-137]. Эти документы сыграли важнейшую роль в развитии Монголии в послевоенный период. Главным направлением советско-монгольских связей стал курс на укрепление дружбы и развитие все-
стороннего сотрудничества. Основу этих отношений, как и в предыдущие годы, составляли национально-государственные интересы обеих стран. В 1949 г. СССР и МНР заключили целый ряд соглашений, сыгравших существенную роль в экономическом и научно-техническом развитии Монголии. Ярким примером тесного советско-монгольского экономического сотрудничества стало создание акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога» (1949), треста «Монголнефть» (1949) [История Монголии 2007: 189]. В 1974 г. подписано межправительственное соглашение об учреждении монголо-советского медно-мо-либденового горно-обогатительного комбината «Эрдэнэт» (ГОК «Эрдэнэт»), в мае 1978 г. введена в эксплуатацию первая очередь комбината, пуск второй очереди состоялся в июне 1980 г., завершилось строительство в мае 1981 г. [История МНР 1983: 539; История Монголии 2007: 377].
ГОК «Эрдэнэт» как одно из крупнейших предприятий в Азии по добыче и обогащению меди и молибдена стал своего рода визитной карточкой и символом тесного двустороннего взаимодействия. В июне 2016 г. госкорпорация «Ростех» продала 49 % акций ГОК «Эрдэнэт» и Монголросцветмет Монгольской медной корпорации («Монгол зэс»)1 [Алтай 2017: 19].
Из значимых событий этого периода следует назвать вступление МНР в ООН (27.10.1961) на XVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в июне 1962 г. — в Совет экономической взаимопомощи. Важное значение имели регулярные встречи руководителей двух стран, на которых обсуждались актуальные вопросы советско-монгольского сотрудничества в сфере экономики и культуры.
Особо тесные связи развиваются между Академией наук СССР и Комитетом наук МНР (с 1961 г. АН Монголии). Согласно соглашению, заключенному между АН СССР и АН МНР в 1967 г., в Монголии начали работать совместные научно-исследовательские экспедиции: геологическая, ком-
1 М. Менхбаатар: «Эрдэнэт»-ийн 49 хувийг буцаана гэвэл ОХУ-ын «Ростех» компани руу буцна [электронный ресурс] // URL: http://eagle. mn/r/23465 (дата обращения: 10.06.2021).
плексная биологическая, палеонтологическая, историко-культурная и геофизическая [История Монголии 2007: 291].
Советско/российско-монгольские отношения: 1980-2000-е гг.
Спад российско-монгольского сотрудничества пришелся на конец 1980-х — начало 1990-х гг. Оба государства в этот период прошли серьезный политический и экономический кризис. Перестройка в СССР, последовавший вскоре распад Советского Союза и социалистической системы «привели к коренному изменению характера российско-монгольских отношений» [Гольман 2011: 20; Алтай 2017: 16]. В самой Монголии также бурно развивались события, приведшие к кризису политической системы. Изменения коснулись, прежде всего, идеологических установок, «патронажных связей КПСС и МНРП», «разрыва интеграционных связей» в экономиках СССР и МНР1 [Гольман 2011: 20-21; История Монголии 2007: 323]. Однако, несмотря на объективные трудности, страны смогли преодолеть сложности во взаимоотношениях. 12 февраля 1991 г. РСФСР и Монголия подписали Декларацию о дружбе и сотрудничестве, в которой одним из важных положений стал отказ от идеологически ориентированных взаимоотношений, декларировалось продолжать отношения на основе дружбы, добрососедства, взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства в дела друг друга. В тот же день подписано Межправительственное соглашение между РСФСР и Монголией о торгово-экономическом сотрудничестве, согласно которому достигнута договоренность проводить все расчеты в свободно конвертируемой валюте по текущим ценам основных мировых рынков на соответствующие товары и услуги, создавать благоприятные условия для установления прямых контактов между регионами двух стран. Этот этап ознаменован заключением ряда значимых межправительственных документов: о торгово-экономическом сотрудничестве (1991), о создании монголо-российской
1 М. И. Гольман считает, что произошел «обвал отношений России и Монголии по всем направлениям» [Гольман 2011: 21].
межправительственной комиссии (1991), о взаимных платежах (1992), о деятельности монголо-советского совместного горно-обогатительного комбината «Эрдэнэт» (05.06.1991), о сотрудничестве в области окружающей среды (15.02.1994), по охране и использованию трансграничных вод
(11.02.1995), о сотрудничестве в области геологического изучения и освоения недр
(02.11.1996). Однако, по мнению экспертов, подписанные документы «фактически не были переведены в активную фазу». Ситуация начала меняться после заключения Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве (20.01.1993), подписанного президентом РФ Б. Н. Ельциным и президентом Монголии П. Очирбатом в Москве в ходе официального визита монгольского руководителя. В Договоре, заключенном на 20 лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды, существенным и принципиальным определялись незамедлительные консультации и возможные пути их урегулирования в случае возникновения ситуаций, представляющих угрозу международному миру и безопасности и повлекших международные осложнения; неучастия в каких-либо военно-политических союзах, направленных друг против друга; недопущения использования территории третьим государством в целях агрессии или иных насильственных действий. Стороны договорились о взаимном уважении, разрешать любые спорные вопросы в духе доброй воли, на регулярной основе обмениваться мнениями по вопросам развития и углубления двусторонних отношений, а также о сотрудничестве в гуманитарной области на основе уважения своеобразия истории, культур и обычаев двух стран [Россия и Монголия 2011: 362367]. Знаковым событием стало совместное заявление президентов РФ и Монголии об имевших место массовых репрессиях 19301940-х гг., в ходе которых пострадало много невинных людей в обеих странах, нанесен колоссальный моральный и материальный ущерб. Президенты осудили репрессии и заявили, что примут все меры по восстановлению исторической правды и недопущению впредь повторения трагических событий [Россия и Монголия 2011: 368].
Стратегическое партнерство
Реальным прорывом во взаимоотношениях двух стран стал визит президента РФ В. В. Путина по приглашению президента Монголии Н. Багабанди (13-14.11.2000). По мнению исследователей, этот визит «дал сильный толчок для выведения всего комплекса двусторонних отношений из состояния вялотекущего развития, не соответствовавшего коренным национальным интересам и потенциалам обеих стран» [Россия и Монголия 2011: 89]. Основные направления сотрудничества нашли отражение в Улан-Баторской декларации, подписанной президентами двух стран 14 ноября 2000 г. Стороны подтвердили приверженность Договору о дружественных отношениях и сотрудничестве (20.01.1993), а также «единое понимание о поступательном продвижении российско-монгольского сотрудничества» в различных сферах в соответствии с уставом ООН, нормами международного права, на принципах уважения суверенитета, равноправия и взаимной выгоды. Стороны вновь подтвердили, что не будут участвовать в каких-либо военно-политических союзах, если они противоречат интересам суверенитета и независимости одной из стран, важное значение придавалось приграничным контактам [Россия и Монголия 2011: 369375]. В ходе визита заключены межправительственные соглашения, в качестве приоритетных направлений определены: развитие топливно-энергетического комплекса в Монголии, транспорта, туризма, торговли, образования, культуры и науки. В этот период была решена проблема долга Монголии перед Российской Федерацией как правопреемницей СССР. Переговоры по этой проблеме велись с 1988 г., только в конце 2003 г. вопрос был решен [История Монголии 2007: 385; Россия и Монголия 2011: 377]. Важным событием сотрудничества между странами стало подписание межправительственного Соглашения о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (2003)1.
1 Постановление Правительства РФ от 12 мая 2003 г. № 272 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых
Основные направления дальнейшего российско-монгольского сотрудничества нашли отражение в Московской декларации (2006), подписанной президентом РФ В. В. Путиным и президентом Монголии Н. Энхбаяром во время его официального визита в Москву (04-09.12.2006).
Курс на развитие стратегического партнерства между странами официально закреплен в Декларации о развитии стратегического партнерства между РФ и Монголией (25.08.2009) [Россия и Монголия 2011: 382-389], подписанной в ходе визита президента РФ Д. А. Медведева в Улан-Батор по приглашению президента Монголии Ц. Элбэгдоржа. По своему содержанию Декларация о развитии стратегического партнерства формулирует основные направления сотрудничества в форме политических диалогов на высшем уровне, совместное празднование юбилейных дат и событий. В соответствии с задачами развития стратегического партнерства была достигнута договоренность возобновить работу по обновлению договорно-правовой базы двусторонних отношений. По итогам переговоров была разработана новая среднесрочная программа торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также достигнута договоренность о проведении российско-монгольских деловых форумов под патронажем президентов обеих стран. Не менее важной представляется и договоренность глав государств о сотрудничестве по линии научных учреждений и исторических обществ.
Новый импульс активизации двустороннего взаимодействия, развития стратегического партнерства придал визит президента РФ В. В. Путина 3 сентября 2014 г. в Улан-Батор по приглашению президента Монголии Ц. Элбэгдоржа. Во время визита было подписано 15 документов. Знаковым событием в жизни двух стран стало установление для граждан безвизового режима (с ноября 2014 г.). Произошли существенные сдвиги в гуманитарном направлении: увеличилось число квот (до 500 мест) для обучения монгольских студентов в россий-
степенях и ученых званиях» [электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/2562297/ (дата обращения: 10.06.2021).
ских вузах. Так, во время визита подписано соглашение между Министерством образования, культуры и науки Монголии и ОАО НК «Роснефть» о предоставлении монгольским гражданам стипендий в вузах-партнерах компании1. Интенсивно развивается сотрудничество между Академиями наук России и Монголии: проводятся научные исследования в рамках совместных экспедиций, реализация научных проектов, участие в конференциях, семинарах, симпозиумах. В области гуманитарных наук АН Монголии сотрудничает со многими научными академическими учреждениями России: Институтом востоковедения РАН, Калмыцким научным центром РАН, Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Институтом восточных рукописей РАН, научными учреждениями Республики Тыва и др. Исследовательские коллективы институтов РАН и АН Монголии занимаются совместными поисками путей и механизмов взаимодействия России и Монголии в контексте научной дипломатии. Традиционным партнером АН Монголии является Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна), со дня образования (1956 г.) которого Монголия является одной из стран-участниц. На протяжении уже более полувека сотрудничество монгольских и российских ученых осуществляется по ряду научных тем и проектов Института. Важным результатом многолетнего научного содружества стало подписание Меморандума о намерениях в рамках российско-монгольской межправительственной комиссии о сотрудничестве в области создания центра ядерной науки и технологии (ЦЯНТ) в Монголии. Целью меморандума является развитие взаимовыгодного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии и разработки проекта сооружения ЦЯНТ на территории Монголии2. Важным направлением
1 «Роснефть» и Монголия подписали соглашение об организации обучения граждан страны в вузах-партнерах компании [электронный ресурс] // URL: https://kng.rosneft.ru/press/releases/ item/153680/ (дата обращения: 10.06.2021).
2 В Объединенном институте ядерных ис-
следований в Дубне работают 11 научных сотрудников из Монголии [электронный ресурс]
сотрудничества стало участие Монголии в международной программе «Интеркосмос», в результате которого был осуществлен советско-монгольский космический полет в марте 1981 г. гражданина МНР Ж. Гуррагчи в составе международного экипажа. В июне 2021 г. в ходе официального визита в Россию министра иностранных дел Монголии Б. Батцэцэг в торжественной обстановке Герою МНР и Герою Советского Союза, летчику-космонавту Ж. Гуррагче был вручен орден Александра Невского3.
В ходе визита президента России В. В. Путина 3 сентября 2019 г. в Монголию подписан «Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Монголией» (бессрочный, ратифицирован 21 сентября 2019 г.). В рамках всеобъемлющего стратегического партнерства стороны договорились развивать на стабильной и долговременной основе равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в области политики, обороны, безопасности, экономики, торговли, финансов и инвестиций, инфраструктуры, гуманитарных отношений и других сферах, представляющих взаимный интерес. Договор закрепил качественно новый уровень российско-монгольского взаимодействия и открыл перспективы для его расширения по самым разным направлениям.
5 декабря 2019 г. российская транснациональная энергетическая компания ПАО «Газпром» и правительство Монголии подписали Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий строительство магистрального газопровода «Союз Восток» в Китай через территорию Монголии. Газопровод станет продолжением газопровода «Сила Сибири-2». В апреле 2021 г. утверждено технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства магистрального газопровода, в рамках которого проработаны основные технико-технологические параметры проекта. В частности, определен оп-
// URL: https://montsame.mn/ru/read/167839 (дата обращения: 10.06.2021).
3 В Москве прошли переговоры глав МИД Монголии и России [электронный ресурс] // URL: https://montsame.mn/ru/read/265692 (дата обращения: 10.06.2021).
тимальный маршрут прохождения трассы газопровода по территории Монголии, его протяженность, количество компрессорных станций и др.1. В октябре этого года в Монголии состоялось совместное заседание рабочей группы Газпрома и правительства Монголии по проекту поставок газа из России через Монголию в Китай. В ходе переговоров достигнуты договоренности о квотах на привлечение иностранной рабочей силы, предоставлении таможенных льгот на поставку оборудования, завершении ТЭО в течение этого года, а также о проведении детальных инженерных изысканий и реализации проектных строительных работ2.
В 2019 г. Монголия широко отметила 80-летие окончания войны на Халхин-голе. В рамках юбилейных мероприятий в России и Монголии прошли научные конференции, организована экспедиция «По дорогам боевого братства», «Вахты памяти» у памятников и мемориалов советским и монгольским воинам. На полях Восточного экономического форума во Владивостоке президент Монголии Х. Баттулга пригласил на торжества президента России В. В. Путина и представил проект модернизации сомона Халхин-гол.
Важным направлением российско-монгольского сотрудничества стало участие Монголии в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в качестве наблюдателя с 2004 г. В последние годы особенно значимой и перспективной сферой взаимодействия стали трехсторонние встречи глав государств, внешнеполитических ведомств и министерств РФ, Монголии и КНР на полях ШОС. Первая встреча в трехстороннем формате прошла в Душанбе (12.09.2014), тем самым был запущен механизм встреч на высшем уровне. В Душанбе председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею
1 Правительство Монголии и «Газпром» подписали Меморандум о создании компании спецназначения [электронный ресурс] // URL: https://montsame.mn/ru/read/234551 (дата обращения: 10.06.2021).
2 Сайнбуянгийн Амарсайхан и Виталий Маркелов обсудили ход разработки ТЭО проекта строительства газопровода [электронный ресурс] // URL: https://montsame.mn/ru/read/278951
(дата обращения: 22.10.2021).
строительства Экономического коридора Китай — Россия — Монголия. По итогам второй встречи в Уфе (09.07.2015) была одобрена Дорожная карта развития трехстороннего сотрудничества стран на среднесрочную перспективу. В 2016 г. в Ташкенте на полях ШОС между тремя странами была подписана Программа создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия, которая включает 32 проекта. Проекты призваны объединить и усилить сотрудничество трех стран, прежде всего, в торгово-экономической, гуманитарной и туристической сферах.
9 июня 2021 г. в Монголии прошли очередные выборы президента, шестым президентом страны избран кандидат от правящей Монгольской народной партии У. Хурэл-сух. В тот же день в телефонном разговоре президент РФ В. В. Путин поздравил У. Хурэлсуха. В беседе лидеры двух стран договорились продолжить тесные деловые связи, подтвердили дальнейшее развитие дружественных связей и всеобъемлющего стратегического партнерства, подчеркнули важность продолжения координации по актуальным международным и региональным вопросам. В рамках повышения уровня торгово-экономического сотрудничества главы государств сошлись во мнении активизировать реализацию крупных проектов: реконструкция совместного АО «УБЖД», строительство новых железных дорог, энергетические проекты. Президент РФ пригласил президента Монголии принять участие в Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре 2021 г.3.
Заключение
За прошедшее столетие взаимоотношения наших стран, история которых полна драматических событий (революционные потрясения, Вторая мировая война, распад Советского Союза), развивались порой противоречиво: от дружбы и особых союзнических связей, сменившихся в 1990-е гг. некоторым охлаждением, до отказа от прежних идеологизированных установок, обновле-
3 Телефонный разговор с Президентом Монголии Ухнагийн Хурэлсухом [электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/66168 (дата обращения: 10.06.2021).
ния традиционного сотрудничества, приведших к современному всеобъемлющему стратегического партнерству. Однако всегда превалировало понимание, что наши страны связаны особыми отношениями, обусловленными историческими, геополитическими, культурно-цивилизационными факторами. Через 100 лет можно конста-
Литература
Алтай 2017 — Алтай Д. Стратегическое партнерство между Россией и Монголией: вызовы XXI века // Россия — Монголия: история, вызовы XXI века, перспективы. Сб. научных статей. Улан-Батор: ИВ РАН, ИИА АН Монголии, ИС РАН, 2017. С. 15-22. Базаров, Курас 2015 — Базаров Б. В., Ку-рас Л. В. Монголия во Второй мировой войне // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2015. Т. 12. С. 30-39.
Башкуев 2016 — Башкуев В. Ю. Российская медицина и монгольский мир: исторический опыт взаимодействия (конец XIX — первая половина XX вв.) / науч. ред. Л. В. Курас. Иркутск: Оттиск, 2016. 436 с. Гольман 2011 — Гольман М. И. От спада до стратегического партнерства: российско-монгольские отношения 1990-2010 гг. // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. 2011. № 1. С. 20-26. Грайворонский 2017 — Грайворонский В. В. Россия — Монголия: 95 лет установления дипломатических отношений, стратегическое партнерство, новые вызовы // Россия — Монголия: история, вызовы XXI века, перспективы. Сб. науч. ст. Улан-Батор: ИВ РАН, ИИА АН Монголии, ИС РАН, 2017. С. 74-82. История МНР 1983 — История МНР. Изд. третье, перераб. и доп. М.: ГРВЛ, 1983. 661 с. Лузянин 2000 — Лузянин С. Г. Россия — Монголия — Китай в первой половине XX в. Политические взаимоотношения в 1911-1946 гг. М.: ИДВ РАН, 2000. 268 с. Монголия 2011 — Монголия во Второй мировой
References
Altai D. Stratégie partnership between Russia and Mongolia: Challenges of the 21st century. In: Russia — Mongolia. History, Challenges of the 21st Century, Prospects. Collected scholarly papers. Institute of Oriental Studies (RAS), Institute of History and Archaeology (Mong.
тировать, что основные принципы российско-монгольских отношений, заложенные Соглашением 1921 г., выдержали испытание временем. Сегодня Россия и Монголия вступили на качественно новую ступень взаимоотношений, базирующуюся на общей заинтересованности развивать всеобъемлющее стратегическое партнерство.
войне: Фотоальбом / науч. ред. Ч. Дашдаваа, Л. В. Курас. Иркутск: Оттиск, 2011. 96 с. История Монголии 2007 — История Монголии.
XX век. М.: ИВ РАН, 2007. 448 с. Россия и Монголия 2011 — Россия и Монголия на пути стратегического партнерства / коллективная монография. М.: ИВ РАН, 2011. 440 с.
Рощин 1999 — Рощин С. К. Политическая история Монголии (1921-1940 гг.). М.: ИВ РАН, 1999. 327 с.
Советско-монгольские отношения, 1 1975 — Советско-монгольские отношения. 19211974. Документы и материалы в 2-х томах. Т. 1. 1921-1940. М.; Улан-Батор: Международные отношения, Улсын хэвлэлийн газар, 1975. 589 с.
Советско-монгольские отношения, 2 1979 — Советско-монгольские отношения. 1921-1974. Документы и материалы в 2-х томах. Т. 2. Ч. 2. М.; Улан-Батор: Международные отношения, Улсын хэвлэлийн газар, 1979. 616 с. Ширендыб 1963 — Ширендыб Б. Монголия на рубеже XIX-XX вв.: История социально-экономического развития. Улан-Батор: Комитет по делам печати, 1963. 518 с. Юсупова 2006 — Юсупова Т. Ю. Монгольская комиссия Академии наук. История создания и деятельности (1925-1957). СПб.: Нестор-История, 2006. 280 с. Ахан дуусийн захидал 1985 — Ахан дуусийн захидал (Монголоос фронтод, фронтоос Монголд) [= Братские письма (из Монголии фронту, с фронта — в Монголию). Сборник фронтовых писем]. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1985. 223 х.
Acad. of S.), Institute of Sociology (RAS). Ulaanbaatar: Admon, 2017. Pp. 15-22. (In Russ.)
Bashkuev V. Yu. Russian Medicine and Mongolian World: The Historical Experiences of Interaction, Late 19th - Mid 20th Centuries. L. Kuras (ed.). Irkutsk: Ottisk, 2016. 436 p. (In Russ.)
Bazarov B. V., Kuras L. V. Mongolia in the Second World War. Izvestiya Irkutskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya «Istoriya». 2015. Vol. 12. Pp. 30-39. (In Russ.)
Dashdavaa Ch., Kuras L. V. (eds.) Mongolia in World War II. Photo book. Irkutsk: Ottisk, 2011. 96 p. (In Russ.)
Golman M. I. From decline to strategic partnership: Russian-Mongolian relations, 1990-2010. Bulletin of the Buryat Scientific Center of SB RAS. 2011. No. 1. Pp. 20-26. (In Russ.)
Graivoronsky V. V. Russia — Mongolia: 95th anniversary of diplomatic relations, strategic partnership, new challenges. In: Russia — Mongolia. History, Challenges of the 21st Century, Prospects. Collected scholarly papers. Institute of Oriental Studies (RAS), Institute of History and Archaeology (Mong. Acad. of S.), Institute of Sociology (RAS). Ulaanbaatar: Admon, 2017. Pp. 74-82. (In Russ.)
Luzyanin S. G. Russia — Mongolia — China, Early to Mid-Twentieth Century: Political Relations, 1911-1946. Moscow: Institute of Far Eastern Studies (RAS), 2000. 268 p. (In Russ.)
Okladnikov A. P. et al. (eds.) History of the Mongolian People's Republic. 3rd ed., rev. and suppl. Moscow: Nauka — GRVL, 1983. 661 p. (In Russ.)
Panin L. I., Tsedevsuren D. et al. (comps.) Soviet-Mongolian Relations, 1921-1974. Docu-
ments and materials. In 2 vols. Vol. 1: 1921— 1940. Moscow, Ulaanbaatar: Mezhdunarodnye Otnosheniya, State Publ. House of Mongolia, 1975. 589 p. Vol. 2. Part 2. Moscow, Ulaan-baatar: Mezhdunarodnye Otnosheniya, State Publ. House of Mongolia, 1979. 616 p. (In Russ.)
Roshchin S. K. Political History of Mongolia, 1921-1940. Moscow: Institute of Oriental Studies (RAS), 1999. 327 p. (In Russ.)
Rybakov R. B., Khaisandai L. (eds.) Russia and Mongolia: Towards Strategic Partnership. Collective monograph. Moscow: Institute of Oriental Studies (RAS), 2011. 440 p. (In Russ.)
Shirendyb B. Mongolia at the Turn of the 20th Century: History of Socioeconomic Development. Ulaanbaatar: Publishing Affairs Committee, 1963. 518 p. (In Russ.)
The Letters of Brotherhood: Correspondence between Mongolia's Civilians and Front Line Soldiers. Collected letters. Ulaanbaatar: State Publ. House of Mongolia, 1985. 223 p. (In Russ.)
Yaskina G. S. (ed.) A History of 20th Century Mongolia. Moscow: Institute of Oriental Studies (RAS), 2007. 448 p. (In Russ.)
Yusupova T. Yu. Mongolian Commission at the USSR Academy of Sciences: History of Creation and Activities, 1925-1957. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2006. 280 p. (In Russ.)
Ф