Научная статья на тему 'Особенности политического сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией в 1990-х - начале 2000-х гг'

Особенности политического сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией в 1990-х - начале 2000-х гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МОНГОЛИЯ / РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ДОГОВОР / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / RUSSIAN FEDERATION / MONGOLIA / DISINTEGRATION OF THE SOVIET UNION / ECONOMIC CRISIS / INTERNATIONAL RELATIONS / POLITICAL COOPERATION / FOREIGN POLICY / LEGAL ACTS / CONTRACT / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джагаева Ольга Александровна

В статье анализируются особенности политического сотрудничества Российской Федерации и Монголии в 1990-х начале 2000-х гг. Распад Советского Союза и изменение политических систем двух стран потребовал внесения изменений в концепции их внешнеполитических действий на международной арене. После некоторого периода охлаждения в двусторонних отношениях в 1990-е гг., с началом 2000-х гг. вновь наметилась тенденция к восстановлению политического партнерства. Показано значение экономических факторов в общем контексте российско монгольского взаимодействия. На основе комплексного изучения международных нормативно правовых документов, подписанных правительствами России и Монголии, делается вывод об особенностях политического сотрудничества двух стран в 1990-х начале 2000-х гг. в постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF POLITICAL COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND MONGOLIA IN THE 1990s - AT THE BEGINNING OF THE 2000s

The article analyzes the features of political cooperation between the Russian Federation and Mongolia in the 1990s the beginning of the 2000s. The disintegration of the Soviet Union and some changes in the political systems of the two countries led to different concepts of their foreign policy in the international arena. After a period of cooling in bilateral relations in the 1990s, the restoration of political partnership began in the first part of the 2000s. The article describes the importance of economic factors in the general context of Russian-Mongolian interaction. The authors studied international legal documents signed by the governments of Russia and Mongolia and made the conclusion about the features of political cooperation between the two countries in the 1990s the beginning of the 2000s in the post-Soviet period.

Текст научной работы на тему «Особенности политического сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией в 1990-х - начале 2000-х гг»

УДК 94(470):94(57) ББК 63.3(2Рос.):63.3(5)

О.А. Джагаева

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И МОНГОЛИЕЙ В 1990-х - НАЧАЛЕ 2000-х гг.

В статье анализируются особенности политического сотрудничества Российской Федерации и Монголии в 1990-х - начале 2000-х гг. Распад Советского Союза и изменение политических систем двух стран потребовал внесения изменений в концепции их внешнеполитических действий на международной арене. После некоторого периода охлаждения в двусторонних отношениях в 1990-е гг., с началом 2000-х гг. вновь наметилась тенденция к восстановлению политического партнерства. Показано значение экономических факторов в общем контексте российско-монгольского взаимодействия. На основе комплексного изучения международных нормативно-правовых документов, подписанных правительствами России и Монголии, делается вывод об особенностях политического сотрудничества двух стран в 1990-х - начале 2000-х гг. в постсоветский период.

Ключевые слова: Российская Федерация, Монголия, распад Советского Союза, экономический кризис, международные отношения, политическое сотрудничество, внешняя политика, нормативно-правовые акты, договор, рыночная экономика.

O.A. Dzhagaeva

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

THE PECULIARITIES OF POLITICAL COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND MONGOLIA IN THE 1990s - AT THE BEGINNING OF THE 2000s

The article analyzes the features of political cooperation between the Russian Federation and Mongolia in the 1990s - the beginning of the 2000s. The disintegration of the Soviet Union and some changes in the political systems of the two countries led to different concepts of their foreign policy in the international arena. After a period of cooling in bilateral relations in the 1990s, the restoration of political partnership began in the first part of the 2000s. The article describes the importance of economic factors in the general context of Russian-Mongolian interaction. The authors studied international legal documents signed by the governments of Russia and Mongolia and made the conclusion about the features of political cooperation between the two countries in the 1990s - the beginning of the 2000s in the post-Soviet period.

Key words: the Russian Federation, Mongolia, disintegration of the Soviet Union, economic crisis, international relations, political cooperation, foreign policy, legal acts, contract, market economy.

1990-е гг. стали периодом кардинальных изменений в развитии Российской Федерации и Монголии, которые с начала 1920-х гг. были связаны прочными отношениями политического, военного, экономического и гуманитарного сотрудничества, развивавшегося в жестких рамках коммунистической идеологии [8, с. 30]. Советский Союз на протяжении семи десятилетий оказывал значительную экономическую, техническую и гуманитарную помощь Монголии, осуществлял кредитование промышленного сектора экономики Республики, направлял своих специалистов для строительства технологически сложных объектов и передачи опыта национальным кадрам. Недовольство МНР

советской политикой стало проявляться в конце 1980-х - начале 1990-х гг., когда Советский Союз столкнулся с серьезными экономическими трудностями, что, в свою очередь, привело к сокращению инвестиций и торговли с Монголией. Именно тогда часть политических сил Республики стала акцентировать внимание на негативные стороны советско-монгольского сотрудничества. Такие, например, как фактическое превращение Монголии в сырьевой придаток советской экономики, бездумное следование в фарватере советской внешней политики в ущерб международному престижу страны и т.д. Положение в монгольской экономике в этот период усугублялось внутренними демографическими причинами. Быстрый прирост населения требовал создания новых рабочих мест, роста благосостояния монгольских семей, что не могла обеспечить экономика страны. Имевшийся же экономический рост достигался путем привлечения иностранных капиталовложений, основным источником которых был Советский Союз [9, с. 343]. Снижение советских инвестиций привело к застою на предприятиях по добыче каменного угля, что в совокупности с сокращением поставок энергоресурсов из Советского Союза привело к энергетическому кризису в Монголии, перебоям в поставках электроэнергии отдельным городам и поселкам.

В 1990 г. в Монголии произошла демократическая революция, результатом которой стали отставка правительства Монгольской народно-революционной партии, введение многопартийной выборной системы, принятие в феврале 1992 г. новой Конституции, юридически оформившей переход Монголии к рыночным отношениям. В 1993 г. прошли выборы первого Президента. Отличительной особенностью революции в Монголии был ее мирный характер, однако страна вступила в тяжелый экономический кризис. Для экономики Республики начала 1990-х гг. были характерны такие известные нам процессы, как приватизация государственной и кооперативной собственности, либерализация цен. Рыночные реформы совпали по времени с прекращением потока инвестиций Советского Союза в экономику Монголии и проходили в условиях инфляции и массового банкротства и закрытия предприятий [2, с. 43].

Перед Россией, приступившей в этот же период к смене модели своего социально-экономического развития и переходу к рыночной экономике, неизбежно встала задача радикального обновления внешней политики по всем ее направлениям. В первую очередь отметим, что становление и развитие внешней политики новой России началось в сложной обстановке, которая стала результатом крупных геополитических сдвигов, изменивших облик Европы и мира, коренной перестройки самого российского общества. Россия оказалась отодвинутой от мировых центров экономического и политического развития Европы, Южной и Юго-Восточной Азии [1, с. 84]. Ситуация осложнялась также достаточно частым противостоянием российских законодательной и исполнительной ветвей власти, использовавших международный фактор как аргумент в разрешении противоречий. Необходимо также отметить, что российская внешняя политика в 1990-х - начале 2000-х гг. прошла несколько этапов. Так, после известных событий октября 1993 г. в Москве внешняя политика РФ практически едва ли не полностью превратилась в функцию Президента и его администрации, несмотря на то что за аппаратом Государственной думы все же сохранялись некоторые функции: назначение послов, ратификация международных договоров и т.п. Но это давало не так уж много возможностей для Государственной думы серьезно влиять на внешнюю политику государства. На этом этапе Россия начала все острее испытывать потребность в усилении роли Министерства иностранных дел как координирующего внешнюю политику органа. С целью исправить положение Президент РФ Б.Н. Ельцин

14 марта 1995 г. утвердил Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации [17]. Но идея, заложенная в Положении, реализовалась слабо - на внешнюю политику РФ все еще влияли разные политические силы и российские ведомства, что лишало внешнеполитические действия России на мировой арене определенности и даже логики.

Порождением такой нестабильности, например, был резкий крен российской политики в сторону Запада - Европейского союза и Соединенных Штатов Америки в ущерб восточному направлению, в том числе и в отношении Монголии. Министр иностранных дел А.В. Козырев, разделявший мнение тех российских интеллектуалов, которые были убеждены, что Россия с помощью Запада быстро сможет оторваться от прошлого и войти в круг западных стран с развитой экономикой, выступал последовательным сторонником прозападной направленности внешней политики России. Его подход хорошо известен не только по практическим делам, но и по многочисленным публичным выступлениям, опубликованным в российских и зарубежных средствах массовой информации. Так, отвечая на вопросы журнала «Международная жизнь», А.В. Козырев пояснял, что «партнерско-союзнические отношения» России с Соединенными Штатами Америки - «не прихоть, не романтизм, а необходимое условие для того, чтобы Россия могла самостоятельно включиться в азиатско-тихоокеанское и европейское, да и в мировое сообщество, в качестве партнера, балансира, конкурента» [10, с.5]. Затем, выступая на страницах издания «Независимая газета» в июле 1993 г., министр объявил страны Запада «естественными союзниками России, считая возможным превратить ее из «опасно больного гиганта Европы в участника западной зоны сопроцветания». Однако исключительно западная направленность внешнеполитических ориентиров показала свою несостоятельность и заставила РФ обращаться к восстановлению и развитию не только политических, но и экономических отношений со странами, входившими ранее в блок «стран социалистического лагеря» [13].

В связи с политическими и социально-экономическими сложностями внутри самой России в 1990-х гг., ее возможности оказывать развивающимся странам безвозмездную помощь полностью исчезли. Монголии же требовались значительные экономические ресурсы для осуществления взятого курса рыночных преобразований. 12 февраля 1991 г. РСФСР и Монгольская республика подписали Декларацию о дружбе и сотрудничестве, в числе положений которой был взаимный отказ стран от идеологически ориентированных взаимоотношений [5]. Для Монголии это означало свободу в выстраивании внешнеполитического курса, для России снимало необходимость крупномасштабных поставок продовольствия, энергоресурсов, промтоваров, выдачи льготных ссуд и займов и т.п. С начала 1991 г. Россия и Монголия начали осуществлять переход к торговле по мировым ценам и с использованием свободно конвертируемых мировых валют. Координировать торгово-экономические и научно-технические вопросы сотрудничества двух стран была призвана созданная в 1991 г. Монголо-Российская межправительственная комиссия [9, с. 377].

Новая концепция внешней политики страны была сформулирована и закреплена в Конституции Монголии 1992 г., в Концепции внешней политики и Концепции национальной безопасности, принятых Парламентом в 1994 г. [12, с. 161]. Основные положения данных документов зафиксировали выход Монголии из зоны советского влияния, оформление курса на открытость внешней политики страны и ее много-векторность. Все это должно было позволить Монголии интегрироваться в мировое международное пространство. Немаловажное место в документах, определяющих

внешнеполитическую стратегию Монголии, заняла ориентация на поддержание дружественных отношений с двумя ближайшими соседями - Россией и особенно Китаем, отношения с которым прошли непростой путь и были закреплены дипломатически только в 1949 г.

Положения Декларации о дружбе и сотрудничестве между РСФСР и МНР были закреплены на уровне правительств двух новых стран - Российской Федерации и Монголии - в Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве от 20 января 1993 г. Документ был подписан во время официального визита первого монгольского Президента П. Очирбата в Россию [4, с. 23], ратифицирован постановлением Верховного Совета РФ 3 июня 1993 г., вступил документ в силу с 9 декабря 1993 г. Договор открыл новый этап российско-монгольских отношений и гарантировал такие общеполитические принципы, как признание странами «суверенного равенства, нерушимости границ и территориальной целостности», закреплялось сотрудничество в области политики, экономики, транспортных коммуникаций, экологической безопасности, культуры и искусства и др. на основе взаимной выгоды и равноправия [7].

Монголия вступила в систему глобальной экономики, однако выгоды от глобализации, в первую очередь, получали высокоразвитые страны, ведь в их руках были сосредоточены источники инвестиций, международные капиталы и другие мощные каналы влияния. Монголия, хотя она и называла себя таковой, являлась страной с развивающейся экономикой. Лишь отдельные развивающиеся страны смогли вырваться вперед и вплотную приблизиться к уровню развития промышленных стран. В первую очередь в Азии ими стали Сингапур, Южная Корея, Тайвань и Гонконг. Наращивание совокупной экономической мощи дало возможность странам Восточной Азии оказывать влияние на международные дела, стремиться к соблюдению мира и безопасности в этом регионе. Монголия также внесла свой вклад в политику безопасности, объявив свою территорию безъядерной зоной, отказалась от размещения на своей территории иностранных военных баз и вооруженных сил, призывая другие государства последовать ее примеру, в чем она получила одобрение ООН, поддержку многих стран, включая Россию и Соединенные Штаты.

В июле 2000 г. в Монголии состоялись выборы в Великий государственный хурал, победу на которых одержала Монгольская народно-революционная партия. Экономическая политика нового кабинета министров, возглавляемого с июля 2000 г. премьер-министром, председателем Монгольской народно-революционной партии Намбарыном Энхбаяром (в 2005-2009 гг. - Президентом Монголии), была направлена на обеспечение стабильного роста экономики путем закрепления макроэкономической стабилизации и продолжения реструктуризации экономики, развития частного сектора с экспортной ориентацией. Задачи внешней политики и обороны нашли отражение в Программе деятельности правительства Монголии, рассчитанной на выборный срок -2000-2004 гг. Программой были предусмотрены шаги по совершенствованию пограничного режима с Россией и Китаем, проведению новой оценки пограничной концепции, закона о государственной границе и т. д.

В области внешней политики в Программе были выдвинуты такие задачи, как последовательное проведение в жизнь принципов и направлений, определенных в Концепции внешней политики, осуществление многовекторной политики. Что касается конкретно взаимоотношений с Россией, то в Программе указано: «...развивать добрососедское, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с Российской Федерацией во всех областях и по всем направлениям, в соответствии с духом и указаниями Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между РФ и Монголией» [11, с. 12].

На начало 2000-х гг. приходится дальнейшее укрепление российско-монгольских отношений. Трудности по погашению долга Монгольской Народной республики заключались в несогласованности методологии пересчета переводного рубля в долларах США, разногласия сторон в окончательном установлении общего объема задолженности, в сроках выплаты, а главное - в масштабе самой задолженности. Визит М.М. Касьянова в Улан-Батор 26-27 марта 2002 г., призванный решить проблему преодоления застоя в сфере торгово-экономического сотрудничества, сдвинул вопрос о задолженности с мертвой точки, хотя договоренность об условиях возврата так называемого «большого долга», то есть возникшего до 1991 г., окончательно достигнута не была. Но предложения в этой области были сделаны. Так, в ходе переговоров между главами двух государств выяснилось, что российских предпринимателей могут заинтересовать объекты, которые будут предложены для приватизации монгольской стороной. Россия, учитывая потребности Монголии в газификации, предполагала развивать сотрудничество с нею в этой области и поручить разработку проекта дочернему предприятию Газпрома - Восток-Газпрому.

Иностранные наблюдатели отмечали, что именно государственный визит президента В. В. Путина в Монголию в 2000 г. привел к заметному оживлению в двусторонних отношениях. Улан-Баторская декларация была подписана президентами Российской Федерации и Монголии 14 ноября 2000 г. [18, с. 27-29]. Она закрепила широкий круг двусторонних отношений и международных проблем, требовавших совместного решения. Затем последовали визиты председателей правительства РФ М.М. Касьянова и Совета Федерации Федерального собрания РФ С. Смирнова, а также ряд визитов губернаторов приграничных субъектов РФ в Монголию. Было принято решение о приватизации жилья, принадлежащего совместному предприятию УБЖД. Начала работать совместная рабочая группа по обновлению соглашения о совместном предприятии ГОК «Эрдэнэт». Основные направления российско-монгольского сотрудничества, выработанные в ходе визита В.В. Путина в Улан-Батор осенью 2000 г., приобрели характер программы совместных действий двух стран [3, с. 26]. Они нашли дальнейшее подтверждение во время переговоров на уровне министров иностранных дел двух стран в ходе официального визита министра внешних сношений Монголии Л. Эрдэнэчулуна, посетившего Москву 30 октября - 4 ноября 2001 г. с официальным визитом, приуроченным к 80-летию установления дипломатических отношений между Россией и Монголией [6]. Официальный визит Л. Эрдэнэчулуна подтвердил общий настрой сторон активно развивать сотрудничество в различных областях, учитывая, что у отношений между Россией и Монголией богатая история, значительный опыт сотрудничества на всех направлениях, обоюдное стремление согласованно и эффективно взаимодействовать на международной арене.

В феврале 2002 г. состоялся официальный визит в Москву делегации Великого государственного хурала во главе с председателем С. Тумур-Очиром. В июле 2002 г. последовал визит российской делегации, возглавляемой председателем Совета Федерации РФ. В мае 2002 г. Монголию посетил министр по чрезвычайным ситуациям РФ С.К Шойгу, в июне того же года министр внутренних дел Б.В. Грызлов, а в сентябре -министр юстиции Ю.Я. Чайка. В результате тесных внешнеполитических контактов к началу 2000-х гг. взаимоотношения России и Монголии опирались на солидную правовую базу, которую, помимо рассмотренных договоров, составляли более 100 межправительственных и межведомственных документов по всем вопросам сотрудничества. Приграничные субъекты Российской Федерации получили возможность устанавливать договорные отношения путем заключения соглашений между органами

исполнительной власти субъектов РФ и местными администрациями Монголии по вопросам развития мирного приграничного сотрудничества. Помимо развития политических и экономических взаимоотношений активизировались традиционные связи в области культуры, науки и искусства между Монголией и Россией. Ежегодно для Монголии Россией выделялись 150 государственных стипендий для студентов и аспирантов. В России проходили обучение сотни монгольских граждан за свой счет или по направлению хозяйственных единиц. В Улан-Баторе успешно функционировали филиалы ряда вузов Российской Федерации [14, с. 7; 16, с. 18], начальные, средние школы и детские сады с обучением на русском языке. Значимым событием стало подписание в Москве 1 июля 2003 г. Соглашения между Правительством РФ и Правительством Монголии о взаимном признании документов о высшем образовании, ученых степенях и ученых званиях [15]. Свой вклад в активизацию монгольско-российских отношений и сотрудничества вносили неправительственные и общественные организации.

Таким образом, с начала 1990-х гг. Монголия и Россия вступили в новый этап своего развития, характеризующийся развитием рыночных отношений и видов собственности, становлением многопартийной политической системы, открытостью внешней политики. Российско-монгольские взаимоотношения претерпели изменения и стали основываться на новой политико-правовой базе, ориентированной на взаимовыгодное сотрудничество двух суверенных государств.

Список литературы

1. Базаров В.Б. Российско-монгольские отношения в постсоветский период: углубление сотрудничества // Власть. - 2016. - Т. 24. - № 6. - С. 81-85.

2. Борисова И. Д. Российско-монгольские отношения и государственная трансформация Монголии в начале XX в. // История государства и права. - 2010.- №16. - С. 41-45.

3. Выступление В.В. Путина в Великом государственном хурале Монголии 14 ноября 2000 г. // Дипломатический вестник. - 2000. - № 12.

4. Гольман М.И. От спада до стратегического партнерства: российско-монгольские отношения 1990-2010 гг. // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. - 2011. - № 1. - С. 20-26.

5. Декларация о дружбе и добрососедском сотрудничестве между РСФСР и МНР от 12 февраля 1991 г. // Российская газета. - 1991. - 27 февраля.

6. Дипломатический вестник. - 2001. - № 12.

7. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 г. // Дипломатический вестник. -1994. - № 3-4.

8. Дружба навеки: очерки истории сотрудничества Советского Союза и Китайской Народной Республики (1949-1960 гг.). - М., 2018.

9. История Монголии. ХХ в. / отв. ред. Г.С. Яскина. - М., 2007.

10. Министр иностранных дел России Андрей Козырев - читателям «Международной жизни» // Международная жизнь. 1993. № 1. - С. 5.

11. Монгол Улсын засгийн газрын уйл ажиллаганы хотолбор (Программа деятельности Правительства Монголии). - Улан-Батор, 2000.

12. Наран-Оюун Г. Российско-монгольское сотрудничество (1990-2000-е гг.) // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 7. - С. 159-162.

13. Независимая газета. 1993. 16 июля.

14. Параскева С.Б., Попов М.А. Новые горизонты экономической интеграции и инновационного развития (российско-монгольское сотрудничество в сфере бизнеса и образования) // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 14. - С. 3-10.

15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признание документов о высшем образовании, ученых степенях и ученых званиях от 1 июля 2003 г. // Международные соглашения по признанию документов об образовании / сост. Департамент международного сотрудничества в образовании и науки Минобрнауки России. - М., 2009. - С. 94-98.

16. Суходолов А.П. Российско-монгольское сотрудничество: предпосылки и направления развития // Россия и Монголия в начале XX века: дипломатия, экономика, наука. - Иркутск, 2014. - С. 15-19.

17. Указ Президента Российской Федерации от 14.03.1995 № 271 «Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» // Российская газета. - 1995. - 31 марта.

18. Улан-Баторская декларация от 14 ноября 2000 г. // Дипломатический вестник. -2000. - № 12. - С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.