Научная статья на тему 'Россия метагосударство'

Россия метагосударство Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
284
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Поздняков А. В.

Впервые дается характеристика метагосударства, отмечаются его отличия от обычных государств: развитие метагосударства должно осуществляться на основе научного анализа социально-экономической ситуации. Рассматриваются особенности функционирования и организации публично-политической власти; отмечаются недостатки демократии, меритократии, политического инфантилизма; доказывается необходимость организации государственной власти на основе высшей формы демократии ноократии. Формулируются основные ноократические принципы организации государственной власти в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia as a metastate

For the first time the characteristic of metastate is given. Its distinctions from ordinary states are shown, i.e. the metastate should develop on the basis of the scientific analysis of the socioeconomic situation. The features of public-and-political power functioning and organization are considered. The drawbacks of democracy, meritocracy and political infantilism are shown. The necessity of organizing the state power on the basis of noocracy as the superior form of democracy is proved. The basic noocratic principles of Russian state power organization are formulated.

Текст научной работы на тему «Россия метагосударство»

УДК 342.5 А.В. Поздняков ИМКЭС СО РАН, Томск

РОССИЯ - МЕТАГОСУДАРСТВО

Впервые дается характеристика метагосударства, отмечаются его отличия от обычных государств: развитие метагосударства должно осуществляться на основе научного анализа социально-экономической ситуации. Рассматриваются особенности функционирования и организации публично-политической власти; отмечаются недостатки демократии, меритократии, политического инфантилизма; доказывается необходимость организации государственной власти на основе высшей формы демократии - ноократии. Формулируются основные ноократические принципы организации государственной власти в России.

A.V Pozdnyakov

Institute of Monitoring of Climatic and Ecological Systems SB RAS, Tomsk, Russia RUSSIA AS A METASTATE

For the first time the characteristic of metastate is given. Its distinctions from ordinary states are shown, i.e. the metastate should develop on the basis of the scientific analysis of the socioeconomic situation. The features of public-and-political power functioning and organization are considered. The drawbacks of democracy, meritocracy and political infantilism are shown. The necessity of organizing the state power on the basis of noocracy as the superior form of democracy is proved. The basic noocratic principles of Russian state power organization are formulated.

Современный этап развития цивилизации

Существует предел промышленно-индустриального развития цивилизации, диктуемый глобальной экологической емкостью, ресурсно-территориальным рубежом, по мере приближения к которому противоречия между обществом и средой обостряются. Суть этих противоречий состоит в том, что для экосистем оптимальным состоянием является динамическое равновесие, тогда как для социально-экономических систем - удаление от него, с нарастающими расходами вещества и энергии. Затраты энергии на поддержание достигнутого в настоящее время состояния неравновесности колоссальны: суммарное потребление

энергии человечеством оценивается, по разным источникам, величиной от 2.7 до

20

3.3*10 Дж в год [1] и продолжает возрастать. Но именно такое, все более удаляющееся от равновесия социально-экономическое развитие считается прогрессивным.

Среди естественных природных систем нет таких, которые могли бы переносить на будущее действие отрицательных обратных связей. Такой способностью, на отдельных фиксированных этапах развития, обладает лишь Человек, и только благодаря накопленным в Земле источникам энергии. В отличие от экосистем, в социально-экономических структурах энергия, вещество и информация (МЕ1 ) накапливаются в различных формах капитала (K(t)), причем при условии K(t)=0 объективно необходимо увеличение затрат МЕ.: Затраты энергии E(t) на обслуживание капитала с течением времени растут, стремясь к максимуму: E(t)^max, а прирост прибыли q(t)^0. С приближением к балансу E(t)=q(t), дальнейшая эксплуатация средств производства становится нерентабельной. Необходимо постоянно производить замену физически и морально стареющего оборудования, но при этом достигается новое, еще большее удаление от равновесия, и суммарная диссипация энергии возрастает.

Из указанной закономерности следует, что ни одно государство из вступивших на путь индустриального развития не может остановиться на достигнутом уровне. Даже поддержание режима экономической стагнации объективно предполагает возрастание затрат энергии. Данное обстоятельство диктует необходимость расширяющейся эксплуатации ресурсов в экстенсивном и интенсивном плане.

Заключительная бифуркационная стадия развития цивилизации

В конце XIX в. и в в ХХ столетии были открыты и технически освоены новые геологические запасы энергии - нефть, а затем и газ. Научнотехнические достижения предполагали интенсивное саморазвитие промышленности, перешедшее в закономерное продолжение - индустриальноинформационные технологии. Начался новый этап удаления от равновесия, который требовал кратного увеличения затрат энергии вещества и информации. Анализ современного состояния цивилизации позволяет считать, что пройдена середина пути в данном движении, и можно подводить его итоги. Главный из них, исходя из контекста рассматриваемой проблемы, состоит в том, что в текущем столетии цивилизация выйдет на новое плато бифуркационной, на наш взгляд заключительной, стадии развития. По крайней мере, на этом временном отрезке закончатся основные запасы углеводородных источников энергии, которые позволили так высоко подняться над базисным уровнем равновесия. Факты подтверждают данный вывод. К началу XX в. мировой валовой продукт (МВП) составлял около 60 млрд дол. в год [1], в настоящее же время такой величины МВП создается менее чем за один день. За 100 лет мировое

потребление энергии увеличилось в 14 раз. Суммарное потребление первичных

22

энергоресурсов превысило 380 млрд т условного топлива (> 10 Дж). При этом за такой же период времени, согласно данным ООН [2], произошло удвоение количества бедных (ООН). Рост затрат энергии для поддержания неравновесного состояния системы поистине гигантский, и он продолжает увеличиваться, но теперь преимущественно в бывших странах-аутсайдерах - в Китае и Индии, других странах Юго-Восточной Азии, странах Южной Америки.

Появились симптомы перехода процесса к заключительной части его развития. Ежегодный прирост общего потребления энергии в мире сократился. Глобальный валовой доход растет, а запасы базисных ресурсов уменьшаются. Глобальный валовой экономический ущерб, по оценке экономической комиссии ЮНЕП, за последние 30 лет возрос с 53 млрд дол. в год (3,2 % ВМП - 1972 г.) до 2100 млрд дол. в год (6,4 % ВМП - 2002 г.). Одновременно растет количество военных конфликтов, терроризм; а производство вооружений по количеству, разнообразию, затратам достигло поистине колоссальной величины. Общие расходы на вооружение всех стран превышают 2 млрд дол. в день.

И все это сопровождается принципиальной невозможностью сокращения загрязнителей. Ежегодный прирост загрязнений и отходов опережает производство полезной продукции. Глобальная очистка Земли от загрязнений потребовала бы не меньших затрат энергии, чем на производство полезной продукции. Вместе с тем она неизбежно сопровождалась бы производством новых загрязнителей.

В течение данной стадии будут практически полностью исчерпаны запасы чистой пресной воды, плодородных земель (в настоящее время до непригодности доведено 29,3% всей площади плодородных земель). На заключительной стадии развития цивилизации завершится переход через точку равновесия между текущими затратами энергии на поддержание функций системы и приростом наличных (геологических) ее запасов, т.е. запасов энергии будет недостаточно для поддержания равновесного состояния между расходом энергии и приращением ее за счет открытия новых месторождений. И в такой ситуации окажутся все промышленные страны. Однако глубина кризиса в странах будет пропорциональна их удаленности от базисного уровня равновесия и численности населения.

Россия - метагосударство

Понятие "государство" не имеет четкого определения. В учебнике «Общая теория права и государства» [3] читаем: государство - это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой государство определяется так: «Основная политическая организация общества,

осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» [4]. В таком же смысле, но более ярко, эмоционально определяет это понятие В. В. Путин: "Государство - это не нянька. Государство - это, прежде всего, аппарат принуждения, который создается для того, чтобы обеспечить равные условия для всех граждан страны, равные условия развития и достижения успехов".

В целом общепринятым является представление о государстве [5] как об особой организации публичной власти; организации, имеющей свою территорию, суверенитет; она издает законы, взимает налоги - с целью нормального функционирования общества, выступает как субъект международных отношений и выражает интересы всего народа или господствующего класса (социальных групп).

Что отличает метагосударство от государства? Согласно нашим представлениям, метагосударство - это особая политическая организация общества на территории, обладающей экологической емкостью, достаточной для свободной социально-экономической самоорганизации и развития. Малые государства, и даже такие, как Франция или Германия, такими свойствами не обладают. Они не имеют возможности для свободной самоорганизации, в силу дефицита экологической емкости они не могут развиваться без привлечения энергетических ресурсов со стороны и потому обладают скрытой экспансионистской потенцией. Управление метагосударством - сложнейший процесс, в котором должны сочетаться научные методы с демократическими, а забота о сохранении экологической емкости должна являться прерогативой государства.

Публично-политическая власть в метагосударстве. Управляя делами общества, современное государство, тем не менее, отделяется от него. Опираясь на организованные ею законы, власть сохраняет себя, свою сущность. Власть демпфирует (ингибирует) развитие новых форм организации государства; сохраняя существующие на данный момент властные структуры, создает условия для своего воспроизводства. Этим социально-экономический и, в конечном счете, политический процессы направляются к состоянию, когда низы не хотят жить по-старому, верхи не могут управлять по-новому. Поэтому в современных государствах изменения властных структур происходят дискретно, по существу - в результате охлократической революции или в виде дворцовых переворотов. Различия существуют лишь в глубине политических кризисов или в длительности промежутков между сменой власти.

В метагосударстве публичная политика осуществляется через системный анализ социально-экономической ситуации в стране и в мире и на этой основе определяется направленность политических действий на ближайшую и длительную перспективу, совершенствование властной структуры. Благодаря этому сохраняется и развивается суверенитет государственной власти (он расширяется, и не только по пространству, но и в убеждениях преобладающей части народа, психологически).

Таким образом, в управлении метагосударством роль научного анализа имеет определяющее значение. В государстве наука - служанка в решении прикладных задач; она, вообще говоря, не допускается к политическому управлению социально-экономическими процессами. Прежде всего, она не участвует в системном анализе политической ситуации и в укреплении суверенитета государственной власти.

В метагосударстве системный анализ его состояния является непрерывным, он выполняется совместно с политическими деятелями и доводится до сознания народа. В основе совершенствования власти лежит научная методология. Наука - это единственный из всех видов искусств, который не может отражать интересы ни большинства, ни меньшинства, ни тем более личности. Она призвана выделять реально существующие системы,

строить абстрактные системы - аналоги реальных, с тем, чтобы выявить закономерности их строения и динамики. Поняв сущность функционирования природных систем, наука призвана учиться целесообразно действовать самой и учить этому других. Только наука может и должна быть надпартийной.

Всеобъемлемость государственной власти в метагосударстве, таким образом, осуществляется через научную интерпретацию политических событий, происходящих в обществе, через поиск и объяснение причин их появления с позиций самоорганизации и определение направленности изменений в обществе и государстве.

Метагосударство и территория. Государство властвует на строго ограниченной территории, обладающей определенными видами природных ресурсов - материальной основы его существования. К сожалению, до сих пор безраздельно действует антропоцентрический подход к территории (природе), как будто человеку дано свыше право управления ею ради достижения утилитарных целей.

Территория, с позиции экологической емкости, является критерием иерархической классификации государств. Территория (включая все жизненные ресурсы) эволюционирует в соответствии с собственными законами, определяет специфику исторического социально-экономического и политического развития самого государства.

Большие размеры территории и, как следствие, разнообразие и богатство природных ресурсов предполагают образование и развитие государства, переходящего в категорию метагосударства. От территориально-ресурсной (экологической) емкости прямо зависит длительность свободной самоорганизации государства и, следовательно, разнообразие видов хозяйственной деятельности. Экологическая емкость непосредственно сказывается на менталитете народа, его традициях, культуре, на психологических особенностях характера и даже на обличии людей.

Метагосударство, как властная структура, должно относиться к территории как к динамической самоорганизующейся коэволюционной системе. Поэтому в метагосударстве должен постоянно действовать властный орган, следящий за изменением территории, вырабатывающий соответствующие законы, направляющие коэволюцию к наиболее оптимальному состоянию для территории, для общества и государства.

Таким образом, субъектом и объектом власти в метагосударстве являются народ, как саморазвивающаяся социальная система, и территория, как самоорганизующаяся экологическая система, находящиеся во взаимообусловливаемом развитии. В метагосударстве основной целью в отношении народа является повышение его образовательного уровня, поощрительные и властные санкции, предполагающие развитие знания и сознания, как объективной необходимости в длительном диалектически коэволюционном развитии природы (территории) и общества (государства).

Аппарат управления

Государство - это властная структура, представляющая аппарат управления, предполагающий безусловное выполнение выносимых им законов,

касающихся практически всех сторон жизнедеятельности. Аппарат управления может быть демократическим и меритократическим, охлократическим, диктатурой. Ни один из перечисленных видов власти не предполагает длительного и устойчивого развития государства. Кроме того, ни один из них, по большому счету, не предполагает в своих управляющих функциях соучастие в управлении природными процессами.

Аппарат управления, по существу, олицетворяет государственную власть -которая практически закономерно переходит в категорию саморазвивающейся структуры.

Демократия и меритократия. О демократии говорят как о наивысшей форме организации власти и управления государством, не замечая или прощая все ее недостатки. Самый главный из них - демократическую власть невозможно организовать в бедной стране. В экономически же богатой стране власть может быть представлена абсолютной монархией или даже феодальной, но при этом государство может оставаться экономически и социально устойчивым.

Общественный выбор власти не всегда гарантирует прогрессивное социально-экономическое развитие государства. Практически же демократия замещается меритократией, так называемой властью профессионалов, призванных проводить в жизнь ни научно, ни практически не обоснованные цели и задачи демократически избранной власти [6]. В конечном результате создается лишь видимость того, что органы государственной власти служат обществу.

Демократия не является наиболее совершенной формой политической организации государств и управления социально-экономическими процессами. Демократические процедуры формирования государственной власти, как показывает исторический опыт, не только не предупреждают, но даже предполагают развитие политического кризиса.

Совершенно верно заметил М. Ремезов [7] в своем интервью на Ярославском форуме-2010: "Не только Россия...., но и развитые страны испытывают определенный кризис демократии". Ремезов связывает его с несколькими объективными факторами. "Это прежде всего передача функций управления социально-экономическими процессами крупным корпорациям, ...зачастую мультинациональным, транснациональным, находящимся вне зоны демократического контроля. Соответственно, чем меньше сфера ответственности демократически формируемого правительства и чем больше фактическая власть, фактическое влияние крупного бизнеса, тем меньше демократии в обществе, просто потому что крупный бизнес не избирается, он не подотчетен избирателю, он, в лучшем случае, подотчетен акционерам" [1]. Это как раз является примером результатов привлечения в условиях демократии к управлению меритократов, надежду на которых так возлагает М. Ю. Барщевский.

Демократия и политический инфантилизм. М. Ю. Барщевский [8] совершенно прав, утверждая, что "нужна власть, которая способна уже сегодня ответить на завтрашние вызовы, то есть обладающая интеллектом............

Интеллектуализация власти, возрастание роли интеллектуальной составляющей - наиважнейшая черта политической эволюции передового мира". Да, разумеется. Однако формированию такой власти препятствуют демократические законы ее организации.

Демократические принципы, по существу заложенных в них правовых оснований, не всегда ведут к положительным результатам. Более того, в некоторые периоды исторического развития они могут предполагать разрушение государства, создавать тенденции деления его на части, экономического ослабления и подчинения другим государствам. Демократические методы не защищают от проникновения к власти политических авантюристов. Демократические методы не препятствуют избранию на высший государственный пост слабого, не способного к управлению государством человека, избираемого всенародным голосованием за обещания в кратчайшие сроки решить все насущные государственные проблемы. Демократические методы иногда предполагают развитие в государственном аппарате политического инфантилизма, в психологии называемого пуерилизмом и симплификацией (ребячество, мальчишество как желаемое состояние души и духа; примитивизация всех духовных проблем; недопустимое упрощение в постановке проблемы, создаваемое тем, что отбрасываются решающие, наиболее важные нюансы, а отдельные частные проблемы объявляются наиболее важными [9].

Характерными чертами политического инфантилизма являются эмоциональная неустойчивость, капризность, поверхностность суждений, подчиняемость мнениям ближайшего окружения и пр. В тяжелой, запущенной форме - практически полностью теряется способность отделять главные, решающие проблемы от второстепенных [6, 9].

В определенных условиях получает развитие коллективная форма инфантилизма. Страдающие политическим инфантилизмом государственные деятели и возглавляемые ими правительства в качестве главной цели, как правило, выдвигают утопические идеи государственного развития, обещают в кратчайшие сроки выиграть сражения, разрешить все социально-экономические проблемы и т.д. Ярким примером всей пагубности политического инфантилизма в развитии государства и даже цивилизации являлся фашизм. А возглавлял тогда Германию демократически избранный человек, но страдавший и пуерилизмом и симплификацией.

Политический инфантилизм в государственном аппарате России проявился в деятельности Н. Хрущева и Б. Ельцина, хотя в возглавляемых ими государственных аппаратах было немало профессионалов (меритократов), видевших недостатки проводимой политики, но вынужденных доказывать ее непогрешимость, правильность и объективную необходимость [9]. Вот так привлекаемые к управлению государством профессионалы-меритократы становятся талантливыми бюрократами.

Демократия и охлократия. Как показывает современный и исторический опыт, перестройка властных структур закономерно начинается с охлократии -так называлось еще в III в. до н.э. Аристотелем состояние общества, когда

действующая власть в кратчайшие сроки меняется самоорганизующейся частью народа (толпой).

Охлократия - крайнее выражение слабости власти, в латентной форме формирующейся ее деградации. Охлократия кратковременна, но именно она дает начало коренной перестройке государственной власти. Затем процесс повторяется, по существу - он циклический. И если в некоторых странах охлократия себя не проявляет, то только потому, что не созрела социальноэкономическая ситуация, выводящая людей на улицу.

Ноократия и принципы организации государственной власти

Тренд развития цивилизации на современном этапе направлен на все более возрастающее разнообразие индустриальных форм преобразования вещества, энергии и информации и сопровождается нелинейным усложнением

социальных противоречий и экологических проблем. В решении социальноэкономических проблем во взаимоотношениях социосистем, государств, эксплуатации природной среды игнорируются законы всеобщего развития, прежде всего такие, как начала термодинамики и законы сохранения,

закономерности изменения энтропии и др. В социально-экономических отношениях мерой стоимости ресурсов, труда, производимой продукции служат деньги; эта мера не отражает объективно действительных затрат на

производство товара, она меняет свой номинал в зависимости от конъюнктуры рынка, соотношений спроса, предложения и цены. Причем сама эта мера -деньги - является товаром и продается по цене, определяемой рыночным спросом и предложением. Она же лежит в основе возникновения

неопределенности отношений в социально-экономических системах, ею, прежде всего, предрасполагаются глобальные кризисы в экономике. В этих условиях однажды принятые ошибочные решения в управлении государством, на основе даже самых совершенных демократических процедур формирования государственной власти, могут привести к отрицательным последствиям для народа, страны, государства.

Поэтому переход к новым, ноократическим формам организации власти и управления - закономерное явление, веление времени [6, 9, 10]. А для России, являющейся метагосударством, изменение принципов формирования государственной власти относится к числу наиважнейших ближайших задач прогрессивного развития.

Анализируя современные процессы развития цивилизации и опыт реорганизации России, можно констатировать, что на смену демократическим формам социально-экономической политики выходят ноократические формы управления, когда методы научного анализа приобретают определяющее значение.

В связи с вышеизложенным предлагается более действенная, научно обоснованная и отвечающая интересам России процедура формирования государственной власти. Необходима организация на конституционной основе постоянно действующей структуры, не находящейся в прямом подчинении ни Президента и Правительства, ни Парламента, например - Центрального Государственного Совета [6, 9], призванного проводить на основе научной

методологии стратегические исследования проблем управления государством. Выводы ЦГС не являются обязательными для исполнения действующей властью. Эта политическая структура не ведет борьбу за власть, она призвана теоретически и на основе опыта совершенствовать принципы ее функциональных отношений и совместно с конституционным собранием доводить их до государственного закона.

Персональный состав такого ЦГС должен быть представлен известными учеными - специалистами по теории управления сложными системами, кибернетической экономики, учеными-правоведами, людьми, имеющими опыт управления крупными производственными предприятиями и достигшими высоких практических результатов. В состав этого органа предлагается вводить и экспрезидентов, как политических деятелей, обладающих опытом управления государством.

ЦГС может вносить свои предложения, касающиеся законов государственного устройства, принципов социально-экономического функционирования, Конституционному собранию, Парламенту, Президенту и Правительству.

К компетенции Центрального Государственного Совета могла бы относиться научная экспертиза программ кандидатов на пост Президента страны; периодически, например через 3 года, проведение Всероссийских форумов (Конгрессов), подобных экономическим, на которых проводилось бы обсуждение современных проблем развития цивилизации, различные представления о путях развития России на перспективу и на ближайшие 3-5 лет. Особое внимание при этом следовало бы обратить на такие моменты:

а) Механизмы саморегуляции и самоорганизации социально-экономических процессов в условиях дефицита ресурсов и деградации среды, когда на свободу рыночных отношений ограничения накладываются самой природой;

б) Государственное регулирование рыночных отношений по количеству используемых ресурсов, в т.ч. Энергетических, по объему производимой продукции, раздельно полезной и загрязняющей среду; регулирование цен; обмен ресурсами с другими странами;

в) Проблемы частной и государственной собственности на природные ресурсы; ничейные ресурсы;

г) Внешняя политика, проблемы мондиализма, необходимость создания парламента мира;

д) Системный анализ причин, обусловливающих сложившуюся политическую и социально-экономическую ситуацию;

е) Оценка социально-экономической деятельности государства должна проводиться на основе энергетической единицы измерения.

Заключение. Наступает завершающаяся часть цикла свободной, стихийно происходящей самоорганизации социально-экономических отношений. На пороге новая эпоха развития человечества, в основе экономических отношений которой лежит научно обоснованное прогнозирование событий, планирование и управление социально-экономическими и экологическими процессами.

Россия - метагосударство, решение государственных проблем в котором необходимо выполнять на научной основе. Волею объективных законов самоорганизации мировое сообщество интегрируется в единую глобальную структуру, в которой демократические методы формирования власти и управления государствами приходят в несоответствие с изменяющимися условиями и в скрытой форме, опосредованно несут опасность и для самих государств, и для цивилизации в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Акимова, Т. А. Хаскин, В. В. Экономика Природы и Человека [Текст]. -М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2006.

2 Speth, J. G. Time for a Reunion: The UN, the US, and Development Cooperation. - N.-Y, 1996.

3 Общая теория права и государства [Текст]: Учебник / Под ред. Лазарева

В. В. - М., 1994. - С .23

4 Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка (онлайн версия - http://www.classes.ru/all-mssian/russian-dictionary-Ozhegov-term-5955.htm).

5 Глобалистика: Энциклопедия [Текст] / ЦНИИ "Диалог". - М.: ОАО Изд-во "Радуга", 2003.

6 Поздняков, А. В. Демократия, меритократия и ноократия в решении общегосударственных проблем [Текст] // Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации: Материалы 3-й Межд. науч.-практ. конф. - М., 2010. - С. 106-122

7 Ремезов, М. Проблемы с демократией в современном мире носят

глобальный характер // Ярославский форум-2010. - Интернет:

http: //rus .ruvr.ru/2010/08/31/18136052. html

8 Барщевский, М. Ю. На пороге меритократии. Пробуждение разума

прогоняет чудовищ. - Интернет: http://www.ng.ru/tribune/2008-03-

12/15_meritokratia.html

9 Поздняков, А. В. Стратегия Российских реформ [Текст]. - Томск: Спектр, 1998. - 272 с.

10 Pozdnyakov, А. Self-organisation of Holistic Monopolar World. Noocracy

and the World Parliament. - University of the Aegean. Mytilene, Greece. 2008. Режим достyпа:http: //www.aegean. gr/geography/earth-

conference2008/papers/papers/C04ID063.pdf

© А.В. Поздняков, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.