Научная статья на тему 'Россия - Китай - Центральная Азия: транспортные и энергетические интересы'

Россия - Китай - Центральная Азия: транспортные и энергетические интересы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРАНСПОРТНЫЕ МАРШРУТЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лузянин Сергей Геннадьевич, Семёнова Нелли Кимовна

В статье анализируются проблемы развития транспортных и энергетических коридоров в регионе Центральной Азии в рамках китайского проекта «Один пояс - Один путь». Особое внимание уделяется проблемам и рискам в энергетической и транспортной сферах в свете российских интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия - Китай - Центральная Азия: транспортные и энергетические интересы»

Россия - Китай -Центральная Азия: транспортные и энергетические интересы

Сергей ЛУЗЯНИН Нелли СЕМЁНОВА

Китайский мегапроект: чем наполнять и за счёт кого?

На страницах журнала «Обозрева-тель-ОЪБегуег» проблему «Экономического пояса Шёлкового пути» (ЭПШП) одними из первых в контексте российских интересов подняли С. Г. Лузянин и С. Л. Сазонов [1]. Данная статья - это более углублённое изучение противоречий и поиск возможностей их купирования, особенно между Россией, Китаем и странами региона в транспортно-энергетических сферах. Возможно,

что статья не даст ответы на все волнующие вопросы, но совершенно точно то, что авторы стимулируют экспертный дискурс на страницах ведущих аналитических журналов.

Проблематика китайского мега-проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» с каждым днём стремительно набирает обороты. Россию это ускорение пока затрагивает лишь частично. В основном, несмотря на небольшое замедление эконо-

ЛУЗЯНИН Сергей Геннадьевич - доктор исторических наук, профессор, исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока РАН. E-mail: lousianin@ifes-ras.ru; SPIN-код: 2864-9951.

СЕМЁНОВА Нелли Кимовна - научный сотрудник Центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН. E-mail: semenovanelli-2011@mail.ru; SPIN-код: 1136-3359.

Ключевые слова: Китай, Россия, Центральная Азия, энергетическое сотрудничество, транспортные маршруты, безопасность, терроризм, Шёлковый путь.

1 Лузянин С. Г., Сазонов С. Л. Экономический пояс Шёлкового пути: модель 2015 года // Обозреватель-Observer. 2015. № 5. С. 35-46.

мического роста, бурлит и фонтанирует идеями, деньгами и проектами сам Китай, перепадающие, частично, «первоочередным» центральноа-зиатским государствам, через которые и начинается собственно «Великий путь» в регионе.

Россия не стремится попасть в эту «очередь», предлагая свой вариант «сопряжения» трёх проектов: ЭПШП, Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Российский проект политически был официально принят лидерами двух стран - В. В. Путиным и Си Цзинь-пином в форме Совместного заявления (8 мая 2015 г. в Москве) [2]. Другое дело, что за формальной стороной подписанных документов кроется масса нерешённых вопросов как на двустороннем (российско-китайском), так и многостороннем уровне с участием государств региона Центральной Азии (ЦА). Причём большинство из них касается в основном двух тем - транспорта и углеводородов.

Возникает необходимость диверсифицировать тематику китайского мегапроекта и попытаться её как-то структурировать. Явно просматриваются два ключевых компонента -транспорт и углеводородная энергетика в региональном (центральноа-зиатском) измерении. Мы имеем треугольник «Россия - Центральная Азия - Китай», содержание которого видится в основном как транспорт-

но-энергетическое (плюс совместные предприятия по переработке сырья, развитие местной (лёгкой) промышленности, освоение гидроресурсов и пр.). Причём пока всё это в идеале, так как до практической реализации и полноценного наполнения реальными проектами данного контента ещё очень далеко.

Намерение России расширить сферу сотрудничества в области создания транзитных коридоров с Китаем и другими центральноазиат-скими странами наталкивается на желание стран ЦА использовать собственную и китайскую территории для формирования нового («своего») евразийского коридора, который бы стал источником поступления валюты за счёт перевозки транзитных грузов.

Но эти новые коридоры, включая коммуникацию с государствами -членами ШОС составят реальную конкуренцию Транссибу, в первую очередь за счёт сравнительно низкого тарифа на перевозки.

Нельзя не учитывать и более высокую рентабельность работы железнодорожного транспорта в КНР, которая является аргументом в пользу китайских маршрутов и технологий доставки.

Как отмечал бывший глава ОАО «РЖД» В. Якунин, «на сегодняшний день подвижной состав в Китае в два с лишним раза дешевле российского и подготовлен для работы в скоростном режиме вплоть до 160 км/ч» [3].

2 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути 8 мая 2015 г. // URL: http://kremlin.ru/supplement/4971

3 Якунин В. И. Проблемы международной гармонизации железнодорожного права России. М.: Научный эксперт, 2008. С. 141.

Китайские коллеги и формально, и неформально поддерживают идею создания Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Пекин - Москва. Возможно, что этот проект теоретически может дать взаимную выгоду: он расширяет экспортный рынок китайской высокотехнологичной продукции, оптимизирует структуру товарооборота между Китаем и Россией, а Россия приобретает уникальный опыт и технологии строительства и модернизации высокоскоростных железных дорог.

По мнению некоторых отечественных экспертов [4], в действительности Россия становится всё менее

важным партнёром для Азиатско-Тихоокеанского региона, тогда как значение последнего для нашей страны по мере смещения сюда центра мировой экономической активности неизбежно возрастает.

При этом большинство российских учёных всё-таки считают, что перспективы полноценного включения Российской Федерации в экономические и интеграционные процессы как в регионе АТР, так и Центральной Азии чрезвычайно важны и необходимы. Это даёт шанс начать создание высокотехнологичной транзитно-транспортной системы и использование всех тех возможностей, которые имеются.

КНР: «Укрепиться на севере» -шанс, вызов или угроза для РФ?

Специфика российско-китайского и центральноазиатского «сопряжения» содержит чёткие экономико-географические контуры и при этом достаточно подробные указания задач отдельных регионов Китая в реализации проекта.

Например, провинциям верхнего и среднего течения Янцзы рекомендуется сотрудничать с их партнёрами в Поволжье.

В целом же внутренние районы страны ориентируются на сотрудничество с центральной, южной и западной частями Азии, роль «окна и авангарда» на западном сухопутном направлении («поясе») отводится Синьцзян-Уйгурскому автономному району [5].

Если структурировать основные маршруты ЭПШП, можно выделить как минимум 6 «коридоров»:

- высокоскоростной железнодорожный коридор Пекин - Москва;

- связка Китай -Монголия -Россия;

- Китай - Центральная Азия - Западная Азия;

- Китай - Индокитайский полуостров;

- Китай - Пакистан;

- Бангладеш - Китай - Индия -Мьянма.

Хотя среди российских и китайских учёных существуют и иные маршрутные «расклады» [1, с. 40-43],

4 Сазонов С. Л. Россия - Китай: сотрудничество в области транспорта. ИДВ РАН. М.: Кругъ. 2012. С. 220.

5 Салицкий А. И., Семёнова Н. К. Шёлковое наступление Китая // peгspektivy.info/oykumena/azia/shelkovqje_nastuplenije_kitaja_2016-01-11.htm

в целом логистика и общая направленность маршрутов в принципе совпадают. Причём данная сеть в КНР получила уже некую концептуализацию: «стабилизироваться на востоке - укрепляться на севере -спускаться на юге - продвигаться на западе». Пока эта формула не является официальной доктриной и её можно интерпретировать как долговременную стратагему транспортного выхода за пределы Поднебес-

ной, активно реализуемую председателем Си Цзиньпином.

Очевидно, что для России актуальным представляется фраза «укрепляться на севере», что означает, скорее всего, желание Пекина постепенно, но надолго создавать в России транспортно-логистиче-ские центры, инвестировать капиталы в инфраструктурные проекты. Это отвечает и российским интересам.

Кем остаются Россия и страны Центральной Азии

для Китая?

Отдельный разговор - китайская энергетическая (углеводородная) концепция в системе Россия -Китай - Центральная Азия и возможности её реализации.

Концепция учитывает интересы не только собственно КНР, но и стран со сложившейся сырьевой (энергетической) специализацией. Предлага-

ется, в частности, сотрудничество в области глубокой переработки сырья вблизи мест их добычи. Для китайских компаний сформулированы рекомендации по локализации производства, увеличения занятости местного населения, социальной и экологической ответственности и т. п.

Внешняя торговля КНР с отдельными партнёрами (9 месяцев 2015 г.) *

Страны Экспорт Импорт

млрд долл. % к 2014 г. млрд долл. % к 2014 г.

Россия 25,1 -35,9 24,7 -20,7

Казахстан 6,5 -31,2 4,4 -43,3

Туркмения 0,7 -7,2 6,2 -14,6

Киргизия 3,1 -17,4 0,05 +22,1

Узбекистан 1,7 -11,8 1,0 -14,6

Таджикистан 1,2 -31,2 0,04 -6,2

АСЕАН 202,5 +5,8 138,3 -9,5

ЕС 261,0 -4,1 167,6 -13,5

Австралия 29,0 +3,7 55,8 -34,2

Всего 1 664,1 -1,9 1240,0 -15,3

* Составлено авторами по: http://www.customs.gov.cn/publish/portal0/tab49564/ info774878.htm; http://www.haiguan.info/CustomData/MonthReport.aspx?guid=2888& currency=usd

Снижение цен на сырьё и топливо в 2014-2015 гг. отбросило назад количественные показатели торговли (табл.).

Как видно, Россия и страны ЦА продолжают в целом оставаться для Китая в роли второстепенных экономических партнёров: в совокупности 2,3% по экспорту и 2,9% по импорту КНР. Чувствительным для экономики Китая компонентом оста-

ются поставки из России и стран ЦА углеводородов. По нефти их доля в суммарном потреблении составляет 10%, по природному газу - 15 % [5].

Очевиден немалый потенциал роста поставок в КНР природного газа, что, конечно же, сохраняет актуальность для Пекина всего комплекса проблем, связанных с энергетической безопасностью.

Ахиллесова пята «Великого пояса». Смогут ли китайцы убедить исламских экстремистов

жить дружно?

Возвышение Китая объективно выгодно России. Именно на глобальном уровне (в сфере безопасности, координации позиции в Совете Безопасности ООН и др.) у нас с Китаем образовалось больше точек совпадения и общих интересов, чем на достаточно узком торгово-экономическом (двустороннем) пространстве. Исключение могут составить только большие энергетические («Сила Сибири» и др.) и сухопутные транспортные проекты, которые способны вывести наш формат с нынешнего периферийного уровня. К этому следует добавить и перспективные для всех сторон проекты производственной кооперации в регионе Центральной Азии.

С разворотом России на Восток, и отчасти Север (возрождение Северного морского пути можно представить и как часть «пояса и пути»),

ситуация также несколько улучшилась: растёт число сфер, в которых сотрудничество двух стран выглядит современным, технологически насыщенным и соответствующим лучшим мировым стандартам. Теоретически существует возможность организации в Центральной Евразии (Алтай, Западная Сибирь, Северный Казахстан) «азиатской житницы» - как компонента «пояса» и элемента коллективной продовольственной безопасности [5.]

Начиная с 90-х годов странами Центральной Азии неоднократно делались попытки создания региональных объединений [6] и расширение транспортных коммуникаций. Но исторические факторы, политические риски [7] и однотипность экономик стран региона затрудняли их сотрудничество для создания единого экономического

6 Дадабаева З. А., КузьминаЕ. М. Процессы регионализации в Центральной Азии: проблемы и противоречия. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2014. С. 29.

7 Семёнова Н. К. Энергетическая стратегия Китая: угрозы и риски безопасности в Центральной Азии // Вестник НГУ. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2013. Вып. 4: Востоковедение. С. 124-132.

региона. Китай в рамках известного проекта «пояса и пути», исходя из мощных финансовых и политических ресурсов, дал общий импульс, притянув большую часть стран под своё крыло («один пояс - один путь»), которые до этого не могли договориться, особенно по транспортно-энергетическому блоку.

Однако на сегодняшний день и китайских ресурсов явно недостаточно, чтобы полностью нейтрализовать потенциальные вызовы и угрозы, исходящие, в частности, от международного терроризма, особенно с учётом проникновения боевиков ИГИЛ* в Афганистан, и потенциальные зоны прохождения «пути».

Аспект безопасности в транспортной сфере в Евразии, по словам эксперта-синолога И. Е. Денисова, является самым непроработанным, причём именно с этой стороны и возможны наибольшие риски. Они связаны не только с неопределённостью вокруг будущего Афганистана, активностью в регионе экстремистских сил, наркотрафиком и трансграничной преступностью, но и со сложными отношениями между самими государствами, лежащими вдоль ЭПШП, а также с политической нестабильностью в ряде этих стран. Данный набор узких мест, похоже, многими не принимается во внимание, хотя одного взгляда на линии маршрута транспортных коридоров, пересекающих почти весь евразий-

ский материк, включая Центральную Азию и Ближний Восток, достаточно, чтобы стало ясно, что авторы проекта должны были в первую очередь подумать о риск-менеджменте [8].

Долгосрочность действующих и осуществление перспективных проектов «пояса и пути» находится в прямой зависимости от обеспечения их безопасности.

Каким образом Китай гарантирует безопасность своих проектов?

Причём если сами риски китайская экспертиза оценивает вполне адекватно, то способы управления ими пока видятся в полуфантастическом ключе. Примерно так: поскольку концепция «Шёлкового пути» основана на равноправии, уважении интересов и стремлении к всеобщему выигрышу, отвергая мышление холодной войны, то это автоматически приведёт к возникновению новых правил и стандартов. А механизм конфронтации и конкуренции сменится механизмом долгосрочного сотрудничества, считают китайские аналитики [9]. Конечно, такой упрощённый взгляд очень далёк от действительности и может быть условно применён только, как говорится, в «мирное время». Но в современных сложных условиях, когда менее чем за два года экстремистская ИГИЛ стала главной террористической угрозой, организацией, противопоставившей себя традиционному миропорядку

8 Денисов И. Е. Пекин выйдет из тени по Шёлковому пути // URL: http:// www.globalaffairs. ru/number/Puteshestvie-na-zapad-17315

9 Денисов И. Е. Путешествие на запад. Экономический пояс Шёлкового пути - воплощение «китайской мечты» в международном формате // URL: http://www.centrasia.ru/news2. php?st=1427186400

* Деятельность ИГИЛ законодательно запрещена на территории Российской Федерации.

последних десятилетий, наблюдается накал общей обстановки и усиление беспорядков на Ближнем Востоке, что стало благодатной почвой для расширения террористических угроз [10]. Китайское руководство вынуждено идти по «российскому пути», т. е. издать ряд законов [11] о борьбе с внешними террористическими угрозами *, по которым китайские специальные вооружённые силы будут иметь право действовать за пределами границ Поднебесной, упреждая возможные террористические акты ИГИЛ и других экстремистов для защиты наиболее уязвимых зон ЭПШП и других важных экономических объектов.

Россию и Китай также беспокоят скрытые конфликты в отношениях ряда государств ЦА, вопросы территориального размежевания Каспийского моря, распределение воды и гидроэнергетических ресурсов [12].

Ключевой дестабилизирующий фактор для всех - рост религиозного экстремизма, фундаментализма и международного терроризма (Афганистан), повышение активности зарубежных исламских экстремистских организаций и движений в ЦА и как следствие - диверсионно-тер-рористическая активность в ЦА и непосредственно граничащих с ней регионах (Кавказ, Ближний Восток, Южная Азия, СУАР) [13-18].

10 Ли Вэй. Международная борьба с терроризмом должна стать более действенной и эффективной // Жэньминь жибао - онлайн. 2016. 11 января.

11 Китай впервые принял закон о борьбе с терроризмом // URL: http://izvestia.ru/news/ 600625#ixzz3y9yhK581

12 Аристова Л. Б., Семёнова Н. К. Энергетические (углеводородные) проекты в Центральной Азии: потенциальные риски и возможности усиления конкуренции России и Китая / отв. ред. А. И. Салицкий. Институт востоковедения РАН. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. С. 41-71.

13 Звягельская И. Д. К вопросу об угрозах безопасности в Центральной Азии // URL: http:// viperson.ru/wind.php?ID=277297

14 Ханбабаев К. М. Исламский радикализм на Северном Кавказе // URL: http://i-r-p.ru/page/ stream-exchange/index-12914.html

15 Доклад Центра антитеррористических программ «Специфика проявлений терроризма и экстремизма в Центральной Азии» // URL: http://www.terrorunet.ru/analitic/64.html

16 Вихрев М. Исламские организации и их влияние на существование и распространение исламистского экстремизма // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1122192600

17 Шохзода С. Проблемы региональной безопасности Центральной Азии: внутренние аспекты в теории и на практике // URL: http://centralasia.narod.ru/ articles/1.htm

18 Казанцев А. А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия // URL: http://www.fundeh.org/files/publications/132/kazancev_a_a_ bolshaya_igra_s_neizvestnymi_pravilam.pdf

* В конце 2015 г. в Китае был принят Закон «О борьбе с терроризмом КНР», в котором закреплено, что в соответствии с принципом верховенства закона и неотвратимости наказания за совершённые преступления, решимость Китая в борьбе с терроризмом была и остаётся непоколебимой. Китай будет не только продолжать придерживаться курса противостояния и искоренения терроризма, представляющего угрозу национальной и региональной безопасности, но и активно участвовать в международной борьбе с терроризмом исходя из общих интересов всего международного сообщества // URL: http://russian.cri.cn/841/2016/01/12/1s571475.htm

В этой связи для Центральной Азии подтверждается гипотеза А. Д. Богатурова о том, что в современных условиях масштабные энергетические (вероятно, и транспортные) проекты будут перманентно провоцировать международные конфликты, чью географическую конфигурацию будет сложно прогнозиро-

вать в отрыве от анализа политических рисков вдоль маршрутов пролегания трубопроводов. Не исключено, что новые газо- и нефтетрубопрово-ды дополнительно обострят и без того нестабильную ситуацию в регионе Центральной Азии и других зонах пролегания трубопроводов и новых транспортных маршрутов [19].

Энергетические и транспортные «поля» 2016 года

В условиях экономических трудностей (западных санкций, неустойчивости валют и др.) для России чрезвычайно важным остаются транспортный и энергетический ресурсы (несмотря на низкие цены на углеводороды и другие негативные факторы) для своего развития и взаимодействия со странами-потребителями. Энергетическое измерение в системе Россия - Китай -Центральная Азия объективно на 2016 г. сохраняет для всех сторон определённые шансы и выгоды. При этом следует учитывать и возможные осложнения на энергетических треках (особенно газовом) как в регионе Центральной Азии, так и в российско-китайском двустороннем формате по причинам резкого снижения уровня потребления энергоносителей и ценовых режимов. 2016 г. на энергетическом (углеводородном) направлении будет непростым для всех. Однако традиции добрососедства и объективные потребности развития двусторонней и многосторонней (ШОС, ЕАЭС)

энергетической кооперации должны позволить преодолеть барьеры и отдельные нестыковки.

Транспортное поле России, Китая и региона Ца в 2016 г. будет, скорее всего, развиваться более интенсивно в связи с наличием мощного китайского финансово-политического ресурса (открытие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и др.). Мегапроект «Один пояс - один путь» так или иначе будет стимулировать развитие транспортного трека по всем азимутам и направлениям, включая прежде всего евразийское. Хотя и здесь возможны технологические и маршрутные «нестыковки» - от ширины планируемой китайской «колеи» до географических направлений, большинство которых пойдёт либо полностью минуя Россию, либо проходя лишь половину её территории (модернизация железной дороги Москва-Пекин через Казахстан).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном случае речь, конечно, не может идти об объявлении со стороны Москвы какой-либо «транс-

19 Богатуров А. Д. Россия в глобальной системе обеспечения энергетической безопасности // Южный фланг СНГ. Вып. 2. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: возможности и вызовы для России / под ред. М. М. Наринского, А. В. Мальгина. М., 2005. С. 12.

портной войны» Пекину или попыток создать некую свою альтернативу «Русского Шёлкового пути». Это невозможно ни по политическим, ни по финансово-техническим причинам. Китай представил соседним государствам, включая Россию, достаточно большой набор (от 6 до 8) транспортных коридоров, из которых практически каждый может выбрать себе достаточно выгодный и приемлемый вариант [20].

России необходимо использовать возможность адаптации и применения к своим условиям и сложному рельефу китайских технологий строительства высокоскоростных железных дорог. Причём транспортное измерение может стать центральным в практической реализации стратегии сопряжения региона Центральной Азии, России и Китая, связав новыми дорогами пока малоподвижные структуры ЕАЭС, ШОС и ЭПШП.

20 Материалы Silk Road Forum in Madrid, 28-29 октября 2015 г. Development Research Center of the State Council of China (DRC) // URL: http://en.drc.gov.cn/silkroadforum.htm

Библиография • References

Аристова Л. Б., Семёнова H. К. Энергетические (углеводородные) проекты в Центральной Азии: потенциальные риски и возможности усиления конкуренции России и Китая/ отв. ред. А. И. Салицкий. Институт востоковедения РАН. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 108 с.

[ArstovaL. В., SemjonovaN. K. Jenergeticheskie (uglevodorodnye) proekty v Central'noj Azii: potencial'nye riski i vozmozhnosti usilenija konkurencii Rossii i Kitaja/ otv. red. A. I. Salickij. Institut vostokovedenija RAN. M.: Centr strategicheskoj kon#junktury, 2014. - 108 s.|

Богатуров А. Д. Россия в глобальной системе обеспечения энергетической безопасности // Южный фланг СНГ. Вып. 2. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: возможности и вызовы для России/ под ред. М. М. Наринского, А. В. Мальгина. М.: Навона, 2005. С. 7-17.

[Bogaturov A. D. Rossija v global'noj sisteme obespechenija jenergeticheskoj bezopasnosti // Juzhnyj flang SNG. Vyp. 2. Central'naja Azija - Kaspij - Kavkaz: vozmozhnosti i vyzovy dlja Rossii/ pod red. M. M. Narinskogo, A. V. Mal'gina. M.: Navona, 2005. S. 7-17]

Вихрев M. Исламские организации и их влияние на существование и распространение исламистского экстремизма // URL: http://www.centrasia.ru/newsA. php?st=1122192600

[Vihrev M. Islamskie organizacii i ih vlijanie na sushhestvovanie i rasprostranenie islamistskogo jekstremizma // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php? st=1122192600]

Дадабаева З. А., КузьминаE. M. Процессы регионализации в Центральной Азии: проблемы и противоречия. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2014. - 55 с.

[DadabaevaZ. A., Kuz'mina E. M. Processy regionalizacii v Central'noj Azii: problemy i protivorechija. Nauchnyj doklad. M.: Institut jekonomiki RAN, 2014. - 55 s.]

Денисов И. E. Пекин выйдет из тени по Шёлковому пути // URL: http://www. globalaffairs.ru/number/Puteshestvie-na-zapad-17315

[Denisov I. E. Pekin vyjdet iz teni po Shjolkovomu puti // URL: http://www. globalaffairs.ru/number/Puteshestvie-na-zapad-17315]

Денисов И. Е. Путешествие на запад. Экономический пояс Шёлкового пути - воплощение «китайской мечты» в международном формате // URL: http://www. centrasia.ru/news2.php?st=1427186400 [Denisov I. E. Puteshestvie na zapad. Jekonomicheskij pojas Shjolkovogo puti -voploshhenie «kitajskoj mechty» v mezhdunarodnom formate // URL: http://www. centrasia.ru/news2.php?st=1427186400| Доклад Центра антитеррористических программ «Специфика проявлений терроризма и экстремизма в Центральной Азии» // URL: http://www.terrorunet.ru/ analitic/64.html

[Doklad Centra antiterroristicheskih programm «Specifika projavlenij terrorizma ijekstremizma v Central'noj Azii» // URL: http:||www.terrorunet.ru|ana¡itic|64.htшl| Звягельская И. Д. К вопросу об угрозах безопасности в Центральной Азии // URL:

http://viperson.ru/wind.php? 1D=277297 [Zvjagel'skaja I. D. K voprosu ob ugrozah bezopasnosti v Central'noj Azii // URL:

http://viperson.ru/wind.php? 1D=277297| Казанцев А. А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия // URL: http://www.fundeh.org/files/publications/132/ kazancev_a_a_bolshaya_igra_s_neizvestnymi_pravilam.pdf [Kazancev A. A. «Bol'shaja igra» s neizvestnymi pravilami: mirovaja politika i Central'naja Azija // URL: http://www.fundeh.org/files/publications/132/ kazancev_a_a_bolshaya_igra_s_neizvestnymi_pravilam.pdf| Китай впервые принял закон о борьбе с терроризмом // URL: http://izvestia.ru/

news/600625#ixzz3y9yhK581 [Kitaj vpervye prinjal zakon o bor'be s terrorizmom // URL: http://izvestia.ru/

news/600625#ixzz3y9yhK581| Ли Вэй. Международная борьба с терроризмом должна стать более действенной

и эффективной/Жэньминь жибао - онлайн. 2016. 11 января. [Li Vjej. Mezhdunarodnaja bor'ba s terrorizmom dolzhna stat' bolee dejstvennoj

i jeffektivnoj/Zhjen'min' zhibao - onlajn. 2016. 11 janvarja| Лузянин С. Г., Сазонов С. Л. Экономический пояс Шёлкового пути: модель

2015 года // Обозреватель-Observer. 2015. № 5. С. 35-46. [Luzjanin S. G., Sazonov S. L. Jekonomicheskij pojas Shjolkovogo puti: model' 2015

goda // Obozrevatel'-Observer. 2015. № 5. S. 35-46| Материалы Silk Road Forum in Madrid. 28-29 октября 2015 г. Development Research Center of the State Council of China (DRC) // URL: http://en.drc.gov. cn/silkroadforum.htm [Materialy «Silk Road Forum in Madrid» 28-29 oktjabrja 2015 g. Development Research Center of the State Council of China (DRC) // URL: http://en.drc.gov.cn/ silkroadforum.htm|

Сазонов С. Л. Россия - Китай: сотрудничество в области транспорта. ИДВ РАН.

М.: Кругъ. 2012. - 332 с. [Sazonov S. L. Rossija - Kitaj: sotrudnichestvo v oblasti transporta. 1DV RAN. M.:

Krug#. 2012. - 332 s.| Салицкий А. И., Семёнова H. К. Шёлковое наступление Китая // URL: http://www.

perspektivy.info/oykumena/azia/shelkovoje_nastuplenije_kitaja_2016-01-11.htm [Salickj A. I., SemjonovaN. K. Shjolkovoe nastuplenie Kitaja // URL: http://www.

perspektivy.info/oykumena/azia/shelkovoje_nastuplenije_kitaja_2016-01-11.htm| Семёнова H. К. Энергетическая стратегия Китая: угрозы и риски безопасности в Центральной Азии // Вестник НГУ. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2013. Вып. 4: Востоковедение. С. 124-132. [Semjonova N. K. Jenergeticheskaja strategija Kitaja: ugrozy i riski bezopasnosti v Central'noj Azii // Vestnik NGU. Novosibirsk: 1zd. SO RAN, 2013. Vyp. 4: Vostokovedenie.S. 124-132.|

Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути 8 мая 2015 г. // URL: http://kremlin.ru/supplement/4971 [Sovmestnoe zajavlenie Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respubliki o sotrudnichestve po soprjazheniju stroitel'stva Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza i Jekonomicheskogo pojasa Shjolkovogo puti 8 maja 2015 g. // URL: http:// kremlin.ru/supplement/4971] Ханбабаев К. M. Исламский радикализм на Северном Кавказе // URL: http://i-r-p.

ru/page/stream-exchange/index-12914.html [HanbabaevK. M. Islamskij radikalizm na Severnom Kavkaze // URL: http://i-r-p.

ru/page/stream-exchange/index-12914.html| Шохзода С. Проблемы региональной безопасности Центральной Азии: внутренние аспекты в теории и на практике // URL: http://centralasia.narod.ru/ articles/1.htm

[Shohzoda S. Problemy regional'noj bezopasnosti Central'noj Azii: vnutrennie aspekty

v teorii i na praktike // URL: http://centralasia.narod.ru/articles/1.htm] Якунин B. И. Проблемы международной гармонизации железнодорожного права

России. М.: Научный эксперт, 2008. - 224 с. [Jakunin V. I. Problemy mezhdunarodnoj garmonizacii zheleznodorozhnogo prava

Rossii. M.: Nauchnyj jekspert, 2008. - 224 s.] General Administration of the Customs of the People's Republic of China // URL:

http://www.customs.gov.cn/publish/portal0/tab49564/info774878.htm Website Analysis (Review) // URL: http://www.haiguan.info/CustomData/

MonthReport.aspx?guid=2888&currency=usd http://russian.cri.cn/841/2016/01/12/1s571475.htm http://www.customs.gov.cn/publish/portal0/tab49564/info774878.htm

АБОЗРЕВАТЕЛЬ ^^ VfB SERVER

66 обозреватель-observer 2/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.