ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ И РАЗВИТИЕ
Россия как партнер в содействии международному развитию в области здравоохранения
Д.В. Корепанов, Ю.А. Комагаева
Статья освещает различные аспекты участия России в области содействия международному развитию. В ней рассматриваются как советский, так и современный российский опыт оказания содействия развивающимся странам с точки зрения задач, механизмов, приоритетов и объемов помощи. Особое внимание уделяется сектору здравоохранения, который является одним из приоритетов российской помощи зарубежным странам. Статья базируется на анализе официальных документов, выступлений официальныхлиц, отчетов международных организаций, доступных статистических источников.
Международная архитектура иностранной помощи стремительно меняется по мере появления на сцене новых стран-доноров. Эти новые доноры содействию международному развитию (СМР), хотя и не являются членами клуба традиционных доноров, вносят существенный вклад как в финансовой, так и натуральной форме в решение ключевых проблем мирового развития. Значение новых доноров СМР (страны БРИКС, Турция, Южная Корея, Саудовская Аравия) обусловлено не только их финансовыми или человеческими ресурсами, но и тем фактом, что они являются региональными лидерами. Оценивая их роль, необходимо принимать во внимание как объем ресурсов, которые они привносят в общий пул помощи развивающемуся миру, способствуя тем самым его росту, так и их собственный уникальный и успешный опыт в решении проблем развития и сотрудничества с традиционными странами-донорами.
Новые доноры имеют свои собственные взгляды на то, что и как нужно делать. Хотя им есть чему поучиться у традиционных доноров - членов Комитета содействия развитию (КСР) Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), особенно в плане «правил игры», тем не менее их свежий взгляд и подходы к решению застарелых проблем может ускорить реформу международной архитектуры иностранной помощи и способствовать повышению ее эффективности. Однако и новые, и традиционные доноры должны решить проблему координации усилий. Если обе группы доноров найдут способ координировать свои действия, несмотря на системные различия, выиграют все заинтересованные стороны.
Среди стран-доноров России принадлежит особое место в силу исторического наследования одной из крупнейших стран-доноров помощи развитию - СССР. Поэтому более правильно квалифицировать Россию не как нового донора, а скорее как страны, восстанавливающей свой статус донора СМР. К сожалению, Россия избрала путь строительства своего потенциала как донора, в основном начав с нуля, не уделяя достаточного внимания экспертизе и опыту, накопленным в годы существования СССР. Между тем современная Россия обладает целым рядом преимуществ, которые позволяют ей стать одним из наиболее важных игроков в области СМР:
Корепанов Денис Валерьевич - к.э.н.,старший советник Миссии ЮСЭЙД в России. E-mail: [email protected] Комагаева Юлия Александровна - аналитик Московского офиса Всемирного банка. E-mail: [email protected]
- Россия обладает выдающимся человеческим капиталом; ее высококвалифицированные профессиональные кадры способны внести ощутимый вклад в области образования, здравоохранения, развития инфраструктуры и других сфер, жизненно важных для развивающегося мира;
- будучи одним из крупнейших производителей продовольствия и экспортеров зерна, Россия может оказать большое влияние на решение таких проблем, как: дефицит продовольствия, волатильность цен на продовольствие и глобальный голод1;
- являясь важным производителем и экспортером энергии, Россия может оказать содействие развивающимся странам в решении их проблемы дефицита энергии;
- как региональный лидер и страна, обладающая авторитетом и в других уголках планеты, Россия имеет достаточный политический вес, чтобы способствовать ускорению процесса развития и решению глобальных гуманитарных проблем;
- возможности и опыт России в области ликвидации последствий природных и антропогенных катастроф получили международное признание, что делает ее важным партнером в области гуманитарной помощи. Российские аварийно-спасательные службы внесли огромный вклад в усилия по ликвидации последствий недавних глобальных катастроф, включая цунами в Японии 2011 г., землетрясение на Гаити в 2010 г. и др. Российские аварийно-спасательные службы с их собственными мощными воздушно-транспортными силами и возможностями задействовать российские запасы продовольствия делают Россию серьезным партнером в доставке продовольственной помощи в зоны конфликта или районы, подвергшиеся природным катаклизмам.
Несмотря на названные преимущества, которые могли бы способствовать превращению России в одного из самых влиятельных доноров, и на тот факт, что российское население в целом положительно относится к международной помощи, все же интерес Москвы к проблемам СМР в настоящее время незначителен2. Индифферентное отношение находит свое отражение в низком объеме российской официальной помощи, особенно в сравнении с ее партнерами по БРИКС и «Большой восьмерке». Россия, будучи членом «08» с 1998 г., тем не менее является единственной из восьми стран, не входящей в КСР ОЭСР. Ее интерес и вклад в международную помощь, как и других новых доноров, тем не менее постоянно возрастает.
В 2008 г. официальная помощь международному развитию (ОПР) новых доноров составила 12-15 млрд долл., то есть примерно 10-15% общего объема помощи всех стран-членов КСР ОЭСР. По сравнению с объемом ОПР 2003 г. это на 3,4 млрд долл. больше. Вместе с тем внутри России консенсуса по вопросу российского участия в помощи нет. Межведомственные дебаты относительно будущей структуры управления, объема и каналов передачи помощи международ-
ному развитию продолжаются. В определенной степени ход дискуссии, противоречия и вопросы, обсуждаемые во время межведомственных дебатов, включают определение приоритетов и основных направлений российской ОПР. Согласно «Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию», одним из возможных приоритетных направлений российской помощи может стать сфера здравоохранения.
Советское наследие: участие СССР в содействии международному развитию. С момента избрания Н.С. Хрущева в качестве Генерального секретаря КПСС в середине 1950-х гг. СССР начинает активно наращивать свое участие в оказании помощи развивающимся странам, исходя главным образом из идеологических и военно-политических соображений. Эта тенденция продолжалась вплоть до окончания «холодной войны» и была резко оборвана в начале 1990-х гг. Больший объем своей экономической помощи, поставлявшейся под рубрикой «экономическое сотрудничество», Советский Союз направлял в те развивающиеся страны, которые брали «на вооружение» марксистско-ленинские воззрения.
Предоставляя помощь развивающимся странам, СССР расширял возможности выбора ориентации молодых национальных государств и способствовал ослаблению их зависимости от бывших колониальных метрополий. Основной стратегической задачей Советского Союза в развивающемся мире было расширение сферы мировой социалистической системы, имея в виду вовлечение молодых национальных государств на путь некапиталистического развития. Эта цель реализовывалась главным образом путем инвестирования в индустриальное развитие молодых национальных государств, что должно было способствовать их «мирному переходу» из докапиталистической в социалистическую стадию развития, минуя капитализм.
Деятельность Советского Союза, направленная на реализацию задач «экономического сотрудничества», координировалась Государственным комитетом СССР по внешним экономическим связям, созданным в 1957 г. Строительство промышленных объектов за рубежом осуществлялось рядом входящих в структуру Министерства внешней торговли СССР торгово-промышленных объединений, а также отраслевыми министерствами. Все обязательства СССР по оказанию экономической помощи были юридически закреплены в двусторонних межгосударственных соглашениях (как правило, долгосрочных) по научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
Инструменты экономического сотрудничества. Согласно списку, представленным представителем СССР в 1982 г. в ответ на просьбу Группы 77 в ЮНКТАД, Советский Союз оказывал содействие в развитии молодых национальных государств в следующих формах3:
- льготные кредиты (с элементом грантов более 25%);
- гранты;
- услуги советских специалистов;
- обучение студентов и подготовка и переподготовка среднетехнических и высокопрофессиональных кадров (аспирантура и докторантура);
- передача технологии и ноу-хау;
- субсидирование цен на экспортные товары развивающихся стран (включая закупки по фиксированным ценам);
- субсидирование морских перевозок.
Согласно новым критериям КСР ОЭСР в
определении помощи развитию, только около 50% объема средств, предоставлявшихся СССР развивающимся странам в рамках двустороннего экономического сотрудничества, можно квалифицировать как официальную помощь развитию.
Приоритетные направления советской экономической помощи. Доминирующей формой экономического сотрудничества СССР с развивающимися странами было сооружение крупнейших объектов национального хозяйственного значения. Например, металлургических заводов в Индии, Иране, Египте, Алжире; бокситоглиноземного комплекса в Киндии (Гвинея), машиностроительных предприятий, электростанций (Асуанский гидроэнергетический комплекс в Египте и Ефратский гидроэнергетический комплекс в Сирии), предприятий по добыче и переработке топливных и других сырьевых ресурсов, и т.д. СССР внес значительный вклад и в развитие инфраструктуры развивающихся стран. В частности, он оказал помощь в строительстве автомобильных трасс в Йемене и Афганистане, железных дорог в Сирии, Ираке и Гвинее, морских и речных портов в Йемене, Сомали и Афганистане. В целом, к 1 январю 1991 г. было завершено строительство 907 крупных объектов, включая 379 промышленных.
В помощи СССР развивающимся странам особое внимание уделялось образованию. Она осуществлялась преимущественно в двух формах: образование студентов, подготовка профессиональных технических кадров, направление советских учителей и преподавателей в развивающиеся страны. Символом советской помощи молодым национальным государствам в области образования стал Институт дружбы народов им. Патриса Лумумбы4. Накануне распада СССР численность иностранных студентов достигла 126 500 человек, что составляло около 11% всех иностранных студентов в мире. Почти 80% иностранных студентов, обучавшихся в СССР, были выходцами из Азии, Африки и Латинской Аме-рики5.
Региональные приоритеты и объем помощи. Советская помощь отличалась высокой географической концентрацией и была сфокусирована на трех группах стран-получателей:
- ряд стран-членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Куба, Монголия, Вьетнам и страна-наблюдатель СЭВ - КНДР. На эту группу стран приходилось более 75% всей помощи;
- страны социалистической ориентации: Афганистан, Лаос, Народная Демократическая Республика Йемен, Ангола, Эфиопия, Никарагуа, Мозамбик и Сомали (до 1976 г.), а также ряд арабских государств (Сирия, Ирак, Египет и др.);
- развивающиеся страны, имевшие стратегическое значение в противостоянии Востока и Запада: Индия, Пакистан, Иран и Турция6.
Основными критериями для выбора страны-реципиента советской помощи служили главным образом геополитические соображения. Экономические интересы имели вторичное значение. Как видно из рис. 1, свыше 35% советской помощи развивающимся странам приходилось на страны Ближнего Востока, второе место занимали страны Южной Азии.
Латинская
Америка; Восточная
6% г—' ’ Азия; 1%
Рис.1. Региональная структура советской помощи.
Исключая Кубу, Вьетнам и Монголию.
Согласно советским официальным данным, представленным на VII сессии ЮНКТАД представителем СССР в 1987 г., объем экономической нетто-помощи СССР развивающимся странам составил:
- в 1976-1980 гг. - 30 млрд руб.;
- в 1981-1985 гг. - 48 млрд руб.;
- в 1981-1986 гг. объем советской нетто-помощи наименее развитым странам составил 6 млрд руб.7
Если в 1980 г. объем помощи был равен 1,3% валового национального продукта СССР, то в 1985 г. этот показатель достиг 1,5%. В 1986 г. чистая помощь СССР развивающимся странам составила 15,1 млрд руб.
«Экономическое сотрудничество» с развивающимися странами в 1980-х гг. По мере нарастания негативных тенденций в экономике с начала 1980-х гг. советское руководство стало сомневаться в необходимости расходования столь огромных ресурсов на оказание экономической помощи зарубежным странам. Более того, политические и экономические дивиденды, приносимые этими инвестициями в экономическое развитие молодых национальных государств, оказались слишком низкими по сравнению с ожиданиями. Развитие многих стран-получателей происходило слишком медленно, и они нуждались в постоянном притоке внешних ресурсов, которые СССР не хотел, да и не мог больше предоставлять в прежних объемах8.
С приходом к власти М.С. Горбачева стало ясно, что СССР будет проводить курс на сближение с Западом. Это наряду с другими факторами привело к сокращению отношений с традиционными партнерами Советского Союза в развивающемся мире. К 1991 г. помощь развивающимся странам, включая Афганистан, Кубу, Никарагуа, Анголу, Эфиопию и др., была полностью прекра-щена9.
1990-х гг. стали свидетельством превращения страны, некогда одного из крупнейших доноров СМР, в страну-реципиента. В эти же годы и все бывшие советские республики, и социалистические страны Центральной и Восточной Европы оказались в идентичном положении. В условиях возникшего дефицита международной помощи это вызвало некоторую напряженность в отношениях между развивающимися странами и странами бывшего социалистического лагеря10.
Современная Россия как донор. Возвращение: от реципиента к донору. Россия стала получателем международной помощи в 1991 г. Однако даже в наиболее тяжелый для нее период она продолжала вносить свой вклад в содействие международному развитию. РФ принимала участие в международных гуманитарных операциях, регулярно вносила свой взнос в международные организации. Она пошла на значительное облегчение/списание задолженности своих бывших партнеров из развивающихся стран, заняв лидирующее место среди стран-доноров по объему «списанного долга» в процентах к ВНД, а также по объему грантов, предоставленных иностранным студентам. Но в плане общего объема вновь предоставляемой помощи ее участие оставалось скромным.
Ситуация начала меняться с начала 2000-х гг. По мере того как формировались новые приоритеты и направления внешнеэкономической политики, российская помощь международному развитию не только начала расти, но и диверсифицироваться. В свете этого возникла необходимость создания и новой национальной системы содействия международному развитию. Относительное улучшение экономической ситуации благодаря институциональной консолидации и выгодных для российского экспорта условий международной торговли позволили России отказаться от экономической помощи стран-членов КСР ОЭСР. В 2005 г. страны-члены КСР исключили из списка получателей помощи так называемые «более развитые» страны-получатели. В него были включены Россия, а также страны Центральной и Восточной Европы.
Рост российской помощи происходил главным образом за счет списания долгов развивающихся государств. На саммите «Большой восьмерки» в Глениглсе в 2005 г. Россия взяла на себя обязательство аннулировать долги африканских стран, составлявшие на тот момент 11,3 млрд долл., включая 2,2 млрд долл. в рамках Инициативы по облегчению долгового бремени бедных стран с высоким уровнем задолженности (страны
HIPC). Российская Федерация также обязалась списать фактически весь долг по коммерческим кредитам стран HIPC в размере 750 млн долл.
На саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 г. Россия и Всемирный банк договорились о сотрудничестве в разработке свопа «долг-развитие»: 4,2 млрд руб., высвобождавшиеся в результате аннулирования платежей по внешней задолженности стран HIPC, переориентировались на финансирование приоритетных мероприятий в социально-экономическом развитии африканских стран, расположенных южнее Сахары. В целом весь объем списанных Россией долгов развивающихся стран составил свыше 80 млрд долл.11
На возвращение России в ряды доноров содействия международному развитию повлияло несколько факторов, в первую очередь укрепление финансового положения в результате устойчивого роста и макроэкономической стабильности. В 2000-2009 гг. российский федеральный бюджет был профицитным, а платежный баланс - устойчивым. Это позволило России увеличить объем бюджетных средств, выделяемых на финансирование международного развития, и увеличить свой взнос в различные международные программы и фонды, поддерживающие развивающиеся страны. Немаловажную роль сыграло также изменение акцентов во внешней политике России.
После избрания В.В. Путина на пост Президента РФ в 2000 г. Россия сфокусировала усилия на укреплении своих позиций на международной арене, в том числе и посредством активизации своего участия в международных организациях. Правительство РФ стало позиционировать Россию как «возрождающуюся» страну и как ответственного и надежного международного партнера. Председательство на саммите «Большой восьмерки» в 2006 г. способствовало укреплению тенденции к возрождению России как мировой державы и как важного донора международного развития. Следуя новому курсу, Россия выдвинула целый ряд новых инициатив и приняла участие в совместных мероприятиях стран «восьмерки» в области содействия международному развитию.
«Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию». Ключевым документом, определяющим параметры деятельности России в области помощи развивающимся странам, является «Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию». Это пока единственный опубликованный официальный документ, в котором изложены цели, принципы и приоритетные направления российской политики помощи международному развитию. Концепция была утверждена Президентом РФ 14 июня 2007 г. Документ выдвигал в качестве основной цели российской помощи международному развитию сокращение бедности в мире и достижение целей и задач, провозглашенных Саммитом тысячелетия. При этом подчеркивалась важность координации действий с действиями других стран-доноров
и международных организаций. Правительству поручалась разработка программ российской помощи и создание механизмов, позволяющих привлечь к участию в реализации этих программ заинтересованные круги российского общества, включая представителей академических кругов, гражданского общества и частного сектора.
Концепция призывала правительство принять во внимание возможные риски, которые несет в себе помощь как для страны-донора, так и для стран-получателей. Документ постулировал: «Процесс оказания помощи зарубежным странам является весьма сложным и комплексным, так как предполагает учет многочисленных интересов и факторов развития... Этот процесс несет в себе определенные, а в некоторых случаях значительные риски, связанные с опасностью «подпитки» коррупции, нецелевым использованием получаемых средств, сохранением и даже консервацией иждивенческого, неэффективного государственного управления»12.
Для обеспечения эффективности концепция рекомендовала учитывать при разработке программ российской помощи:
- права собственности и национальные приоритеты развития стран-получателей;
- взаимную дополняемость программ помощи России и других стран-доноров;
- предсказуемость и прозрачность распределения помощи;
- отчетность и мониторинг процесса реализации программ и проектов помощи.
Согласно концепции, основными целями российского участия в содействии международному развитию являются:
- «воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права и партнерских отношениях между государствами;
- ликвидация бедности и обеспечение устойчивого экономического развития в развивающихся и постконфликтных странах;
- преодоление последствий гуманитарных, природных, экологических, техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций;
- содействие процессам демократизации в странах-получателях помощи, а также процессам построения рыночно-ориентированной экономики и соблюдения прав человека;
- развитие политических, экономических, образовательных, общественных, культурных и научных связей с зарубежными странами и межгосударственными объединениями;
- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ; противодействие возникновению и содействие устранению очагов напряженности и конфликтов, источников незаконного оборота наркотиков, международного терроризма и преступности, прежде всего в прилегающих к Российской Федерации регионах;
- развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами-партнерами;
- стимулирование процессов интеграции национальных рынков стран-получателей с российскими рынками капитала, товаров, услуг и рабочей силы;
- укрепление авторитета и содействие объективному восприятию Российской Федерации в мировом сообществе»13.
Концепция также формулировала принципы, на базе которых должна осуществляться российская помощь, «за исключением случаев предоставления продовольственной и гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях и при стихийных бедствиях»:
- «наличие в странах-получателях национальных программ и стратегий борьбы с бедностью и обеспечения устойчивого экономического развития, их реализация в соответствии с принципом взаимной ответственности стран-доноров и получателей в рамках глобального партнерства в целях достижения устойчивого развития и ликвидации нищеты»;
- наличие в странах-получателях политических тенденций или проведение ими реформ, направленных на развитие в них общественных институтов в сфере образования, здравоохранения, социальной поддержки малоимущих и т.п.;
- реализация странами-партнерами национальных программ в области борьбы с коррупцией;
- прозрачность процесса принятия решений о предоставлении и использовании помощи; стабильность и предсказуемость расходов федерального бюджета, ассигнуемых на цели СМР;
- координация принимаемых Россией мер в области содействия развитию с действиями других двусторонних и многосторонних доноров;
- учет экологических и социальных последствий соответствующих проектов и мер;
- демонстрация государством-получателем заинтересованности в поступательном развитии двусторонних отношений сотрудничества с Рос-сией»14.
Концепция предусматривала, что реализация целей и принципов содействия международному развитию будет осуществляться в различных формах (двусторонняя, многосторонняя, трехсторонняя помощь) с использованием всего многообразия инструментов:
- «содействие международному развитию будет осуществляться Российской Федерацией, главным образом в форме помощи, предоставляемой на многосторонней основе, то есть путем внесения добровольных и целевых взносов в международные финансовые и экономические организации, прежде всего в программы, фонды, спецучреждения ООН, региональные экономические комиссии и другие организации, реализующее программы развития»;
- помощь на двусторонней основе будет оказываться в следующих формах:
- «целевые финансовые гранты или безвозмездные поставки товаров и/или оказание услуг;
- предоставление кредитов, соответствующих по классификации ОЭСР «официальной помощи развитию», для финансирования поставок промышленной продукции в страны-получатели или реализация на их территории инвестиционных проектов на условиях срочности, платности и возвратности;
- оказание технического содействия путем передачи странам-получателям знаний и опыта в целях развития национальных институтов в области здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, борьбы со стихийными бедствиями, противодействия терроризму;
- облегчение долгового бремени, в том числе путем использования схемы «долг в обмен на программы развития»;
- оказание продовольственной и гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях и при стихийных бедствиях;
- содействие в упрощении и удешевлении, а также поддержке безопасности и эффективности национальных и международных систем денежных переводов;
- предоставление развивающимся странам тарифных преференций и иных льгот в целях облегчения доступа производимых ими товаров и услуг на российские рынки»;
- «содействие международному развитию будет оказываться Россией и на трехсторонней основе, предполагающей использование финансовых и организационно-технических возможностей «традиционных» стран-доноров, а также международных организаций. Такая помощь будет предоставляться через уже существующие или вновь создаваемые трастовые фонды Всемирного банка, ООН, ее специализированных учреждений и других институтов. При этом за Россией останется выбор страны-получателя, направления оказания помощи и возможность использования российских специалистов при оказании технического содействия»15.
В июле 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев одобрил обновленный вариант «Концепции внешней политики Российской Федерации», в которой были также затронуты следующие аспекты СМР в рамках региональных приоритетов внешней политики России16:
- «работать над дальнейшей реализацией потенциала СНГ как региональной организации, форума для многостороннего политического диалога и механизма многопланового сотрудничества с приоритетами в сферах экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными и новыми вызовами и угрозами;
- принимать меры по дальнейшему укреплению ЕврАзЭС как ядра экономической интеграции, механизма содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и иных совместных проектов»;
- «продолжится активное участие России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона - форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество», меха-
низмах партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включая региональный форум АСЕАН;
- особое место отводится дальнейшему укреплению ШОС, продвижению ее инициативы по созданию сети партнерских связей между всеми интеграционными объединениями в Азиатско-Тихоокеанском регионе»;
- «в целях дальнейшего расширения взаимодействия с государствами мусульманского мира Россия будет проводить активную линию в рамках реализации Инициативы партнерства «Группы восьми» с регионом Ближнего Востока и Северной Африки. Приоритетное внимание будет уделено развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества, в том числе в энергетике, с государствами этого стратегически важного для российских национальных интересов района мира»;
- «Россия будет расширять разноплановое взаимодействие с африканскими государствами на двусторонней и многосторонней основе, включая диалог и сотрудничество в рамках «Группы восьми», содействовать скорейшему урегулированию региональных конфликтов и кризисных ситуаций в Африке. Будет развиваться политический диалог с Африканским союзом и субрегиональными организациями, будут использоваться их возможности для подключения России к экономическим проектам на континенте»;
- «Россия будет стремиться к налаживанию стратегического партнерства с Бразилией, наращивать политическое и экономическое сотрудничество с Аргентиной, Мексикой, Кубой, Венесуэлой и другими странами Латинской Америки и Карибского бассейна и их объединениями, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях с государствами этого региона за последние годы, расширять взаимодействие с этими государствами в международных организациях, поощрять экспорт в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамках планов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях».
Приоритетными направлениями российской помощи, как явствует из концепции внешней политики России, являются:
- борьба с энергетической бедностью;
- создание и укрепление национальных систем здравоохранения и борьба с распространением инфекционных заболеваний;
- улучшение доступа к образованию и улучшение качества образовательных услуг, в первую очередь начального и профессионально-технического образования.
Объем российской помощи международному развитию. В течение последних десяти лет объем российской помощи международному развитию неуклонно возрастал. Среднегодовые расходы на помощь (исключая списание долгов)
выросли в два раза в период 2002-2006 гг. - от 50 млн долл. в 2002-2003 гг. до более 100 млн долл. в 2004-2006 гг. (см. табл. 1). К моменту принятия концепции помощи международному развитию объем помощи опять удвоился и составил свыше 200 млн долл. в год. С принятием концепции российское правительство заявило о своем намерении увеличить объем помощи международному развитию до 400-500 млн долл. в год, а в более отдаленной перспективе - поднять уровень предоставляемой помощи до 0,7 % ВНД.
Таблица 1
Суммарный объем распределенной ОПР России17.
2004 100,00 млн долл.
2005 101,30 млн долл.
2006 101,80 млн долл.
2007 210,78 млн долл.
2008 220,00 млн долл.
2009 785,02 млн долл.
2010 472,32 млн долл.
Сведения о состоянии российской помощи международному развитию, представленные Министерством финансов РФ в Отчетном докладе 2011 г. «Большой восьмерке» показывает, что Россия успешно выполняет взятые на себя международные обязательства по оказанию помощи. Хотя, конечно, до достижения уровня помощи в 0,7% ВНД, или 10 млрд долл. в год в ценах 2010 г., еще весьма далеко.
В 2009 г., несмотря на серьезные трудности, вызванные мировым экономическим кризисом и дефицитом госбюджета, объем помощи России достиг 785 млн долл. В географическом плане российская помощь была сосредоточена на странах СНГ, Восточной Африки и Юго-Восточной Азии. Она направлялась на поддержку образования, борьбу с инфекционными заболеваниями и обеспечение доступа домашних хозяйств к энергии.
Большая часть российской помощи международному развитию распределяется через многосторонние институты, включая систему ООН, Всемирный банк, а также через структуры, созданные для реализации глобальных инициатив, и специальные фонды. Использование многосторонних каналов распределения помощи позволяет России добиться эффективного использования ее ресурсов и стать активным и признанным игроком в этой области, аккумулируя одновременно международный опыт и экспертизу, необходимые для развертывания эффективных программ помощи в рамках двусторонних отношений.
Наряду с изучением опыта содействия международному развитию на многостороннем уровне, ряд российский министерств и государственных агентств предприняли шаги по наращиванию своей собственной экспертной базы. Основными российскими государственными участниками в области оказания помощи международному развитию являются: Министерство финансов,
Министерство иностранных дел, Федеральное агентство «Россотрудничество», Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России), Министерство здравоохранения, Федеральное агентство «Роспотребнадзор», Министерство экономического развития и Министерство сельского хозяйства. Каждое из перечисленных ведомств имеет свои сильные стороны: уникальный экспертный потенциал, материальные возможности и мощности, человеческие ресурсы, которые могут быть использованы в рамках развития России как страны-донора.
Все перечисленные государственные ведомства вошли в состав Межведомственной рабочей группы, созданной в рамках Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (см. справку). Межведомственная рабочая группа функционирует под председательством Министерства финансов и Министерства иностранных дел. В ее задачу входит координация деятельности российских правительственных организаций и взаимодействия с международными организациями и другими странами-донорами.
Справка: Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти и взаимодействие с представителями научных и общественных организаций, предпринимательского сообщества при разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики, отдельных отраслей финансового и реального секторов, защиту внутреннего рынка, а также осуществление ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные действия со стороны других государств.
Комиссия готовит предложения по определению приоритетных направлений дальнейшего развития отраслей экономики (в том числе выявление основных ограничений их развития), разрабатывает мероприятия по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, обеспечению устойчивости денежного, финансового и валютного рынков. К основным задачам Комиссии также относится поддержка отраслей экономики в целях стимулирования производства конкурентоспособных отечественных товаров (работ, услуг) и создание российским экспортерам товаров (работ, услуг) благоприятных условий для продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на внешние рынки.
Председатель Комиссии Шувалов Игорь Иванович - первый заместитель Председателя Правительства РФ18.
Целями Межведомственной рабочей группы являются:
1) создание государственного механизма взаимодействия федеральных исполнительных органов власти;
2) разработка российской политики в области содействия международному развитию;
3) формулирование приоритетных направлений российской помощи;
4) определение основных получателей и каналов распределения помощи.
Следующим шагом в направлении развития национальной системы международной помощи станет создание национального агентства. В задачу такого агентства будет входить организационно-административное управление российскими программами двусторонней помощи. Несомненно, что создание такого национального агентства помощи придаст российским усилиям более организованный, систематичный и целенаправленный характер.
Региональные приоритеты российской помощи. Одним из географических приоритетов российской помощи международному развитию являются страны-члены СНГ. В 2008-2010 гг. российская помощь этим странам была существенно увеличена, включая предоставление льготных кредитов Армении и Кыргызстану. В июне 2009 г. Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества принял решение о проведении совместной антикризисной стратегии и создании Антикризисного фонда (АКФ). Взнос Российской Федерации в АКФ составил 7,5 млрд долларов США. Средства фонда могут быть использованы для предоставления суверенных займов и стабилизационных кредитов, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. Учредителями фонда стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Армения. Суммарный вклад государств-участников в Антикризисный фонд составляет 8,513 млрд долларов США. Размер взноса каждого из государств-учредителей в фонд, определенный Договором об учреждении фонда, составляет:
Армения - эквивалент 1 млн долл.;
Беларусь - эквивалент 10 млн долл.;
Казахстан - эквивалент 1 млрд долл.;
Киргизия - эквивалент 1 млн долл.;
Российская Федерация - эквивалент 7,5 млрд долл.;
Таджикистан - эквивалент 1 млн долл. США
Функции управляющего средствами фонда выполняет Евразийский банк развития (ЕАБР). Фонд открыт для вступления новых государств СНГ. Получателями помощи от ЕврАзЭС-фонда станут государства, где наиболее пагубно сказываются последствия кризиса и где одновременно наименьший уровень госбюджетных доходов или дохода на душу населения. В основе условий выделения антикризисных денег - принципы платности, срочности и возвратности.
В августе 2010 г. ЕАБР по решению Совета фонда предоставил первый финансовый (стабилизационный) кредит фонда объемом 70 млн долл. Республике Таджикистан. Основная цель кредита - поддержание бюджетного финансирования социальных секторов (образование,
здравоохранение, социальная защита) на уровне не ниже докризисного. Указанный финансовый кредит также поддержал реформы в области управления государственными финансами и госслужбой, включенные в Антикризисную программу Правительства Таджикистана19. По предварительным данным, ВВП Таджикистана в 2010 г. вырос на 6,5% (против 3,4% в 2009 г.), что благотворно сказалось на уровне сборов внутренних доходов. Вместе с тем ввиду проблем с транзитом таджикского импорта через узбекскую границу выпадение бюджетных доходов от внешнеторговых операций составило около 35 млн долл. Кроме того, бюджет страны не получил около 20 млн долл. грантовых средств от АзБР. В сложившейся ситуации своевременное поступление кредита АКФ позволило компенсировать выпавшие доходы и профинансировать основной объем запланированных расходов без увеличения дефицита бюджета, уровень которого, по предварительным данным, составил по итогам года 1% ВВП (без учета иностранных кредитов в рамках Программы государственных инвестиций - ПГИ)20.
Взаимодействие России с другими страна-ми-донорами. Россия предпринимает шаги по налаживанию диалога между традиционными и новыми донорами. В феврале 2010 г. Министерство финансов РФ при поддержке Всемирного банка и ОЭСР провело международную конференцию в Москве «Новые партнерства в глобальной системе финансирования развития». В этой конференции приняли участие 150 человек из 34 стран, представлявших как традиционных, так и новых доноров, страны-реципиенты, а также 12 международных организаций и российские академические круги.
К положительным итогам конференции следует отнести не только признание важной роли России как глобального донора и укрепление ее международного авторитета, но и целый ряд других положительных результатов. Конференция способствовала:
- лучшему пониманию роли новых доноров в реализации глобальных инициатив в области развития;
- продвижению идей сотрудничества и координации действий стран-доноров в целях усиления эффекта помощи международному развитию;
- выстраиванию общей платформы для ведения диалога и обмена мнениями между донорами и реципиентами по текущим и новым проблемам в области финансирования международного развития.
В октябре 2011 г. в России имели место еще два важных мероприятия по вопросам международного сотрудничества в области международного развития:
- организованный Министерством здравоохранения и социального развития РФ 11-13 октября 2011 г. в Москве международный форум «Пути сокращения младенческой смертности:
российский опыт». На нем обсуждались проблемы, препятствующие реализации четвертой («Сокращение детской смертности») и пятой («Улучшение охраны материнства») целей Декларации тысячелетия и пути их преодоления.
Основная цель форума по младенческой смертности - разработка стратегии по снижению младенческой смертности в странах-участницах проекта с учетом их национальных особенностей. В работе форума принимали участие министры здравоохранения стран Азии, Африки, Латинской Америки, Армении, Киргизии, Узбекистана, Молдовы и других государств, где проблема младенческой смертности стоит особенно остро. Для разработки научно обоснованных рекомендаций на форум были приглашены представители стран с развитой экономикой, эксперты международных организаций - ЮНЕЙДС, ВОЗ, ЮНИСЕФ, Совета Европы. Основное внимание участников форума было сосредоточено на разработке эффективных медицинских технологий, направленных на обеспечение безопасных родов.
В этой связи следует напомнить, что Российская Федерация за последние несколько лет добилась почти трехкратного снижения младенческой смертности и исполнена решимости внести свой вклад в осуществление Мускокской декларации, принятой "восьмеркой" по итогам саммита в Канаде в июне 2010 г. В этих целях российской стороной на основе тесного партнерства с правительствами заинтересованных стран будет реализована пятилетняя научнообучающая программа, призванная представить российский и международный опыт снижения младенческой смертности, усовершенствовать профессиональные навыки медицинских кадров в сфере акушерства и педиатрии, установить долгосрочные партнерские связи между профильными медицинскими учреждениями России и стран-партнеров. С целью обеспечения высокой эффективности образовательных мероприятий в рамках программы предусмотрено проведение научно-практических семинаров и тренингов для передачи практического опыта российских и зарубежных специалистов. Октябрьская конференция по младенческой смертности в Москве была первой из пяти, предусмотренных вышеназванной программой;
- проведенный при поддержке Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), Всемирного банка, Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, а также «шерпов» РФ в «Группе восьми», «Группе двадцати» и Министерства финансов России трехдневный международный форум «ЦРТ-6 в Восточной Европе и Центральной Азии» (10 - 12 октября 2011 г.). На этом форуме обсуждалась стратегия помощи странам Восточной Европы и Центральной Азии, направленной на достижение к 2015 г. показателей в данной сфере, определенных Генеральной Ассамблеей ООН. За последние годы страны
Восточной Европы и Центральной Азии добились заметных успехов в противодействии ВИЧ-инфекции. Во всем регионе в настоящее время более 90% беременных женщин, живущих с ВИЧ, получают услуги для предотвращения передачи ВИЧ от матери ребенку. В регионе быстро расширяется доступ людей, живущих с ВИЧ, к антиретровирусной терапии. Например, в Российской Федерации в 2010 г. такую жизненно важную терапию получали около 80 000 человек - почти в шестнадцать раз больше, чем в 2005 г. Вместе с тем темпы роста эпидемии ВИЧ в Восточной Европе и Центральной Азии продолжают оставаться самыми высокими в мире. За последнее десятилетие число людей, живущих с ВИЧ, в регионе выросло почти втрое: с 530 000 человек в 2000 г. до 1,4 млн человек в 2009 г. Около половины всех новых случаев ВИЧ-инфицирования, регистрируемых в регионе, связаны с употреблением инъекционных наркотиков21.
Акцент на глобальные проблемы здравоохранения. Проблемы здравоохранения вместе с проблемами образования, а также поддержание мира и гуманитарное сотрудничество всегда были среди приоритетов российской помощи зарубежным странам. В период своего председательства в «Большой восьмерке» Россия взяла на себя целый ряд серьезных обязательств в следующих областях международного развития:
- борьбе с инфекционными заболеваниями в мире;
- повышении качества образования в беднейших странах мира;
- борьбе с энергетической бедностью.
На саммите в Санкт-Петербурге Россия выдвинула предложение, поддержанное другими странами «Большой восьмерки», сформулировать общую позицию по проблеме распространения инфекционных заболеваний, включая ВИЧ-инфекцию, малярию, полиомиелит, туберкулез, птичий грипп и атипичную пневмонию, и глобальную стратегию борьбы с этими угрозами здоровью человека. Страны-члены также договорились о мониторинге процесса реализации своих международных обязательств в области здоровья человека.
Региональный подход России к вопросам здравоохранения. Реализуя свои инициативы в области здравоохранения на региональном уровне, Россия концентрирует свои усилия на борьбе с инфекционными заболеваниями, в частности на создании вакцин и противовирусных препаратов. Помощь странам СНГ в области здоровья осуществляется в различных формах:
- осуществлении мониторинга эпидемий;
- подготовке медицинского персонала разного уровня в российских университетах и научно-исследовательских центрах;
- создании лабораторий и профилактических центров для предотвращения распространения инфекционных заболеваний и т.д.
В период между 2005-2010 гг. Россия организовала и провела 12 научных конференций, посвященных созданию вакцин и противовирусных препаратов22. РФ также оказала поддержку международным усилиям по сдерживанию распространения птичьего гриппа и предоставила около 46 млн долл. на финансирование программы по укреплению системы здравоохранения в странах СНГ. Будучи председателем Координационного совета по проблемам ВИЧ/ СПИД государств-участников СНГ, Россия уделяет особое внимание проблеме распространения ВИЧ инфекции и СПИД. С 2008 по 2010 г. она предоставила 38 млн долл. на поддержку исследовательской работы по созданию вакцины против ВИЧ. При поддержке России были разработаны и приняты лидерами стран СНГ две важные программы совместных действий государств - участников СНГ по борьбе с ВИЧ/ СПИД на 2002-2006 гг. и 2009-2013 гг.
Россия также организовала и возглавила крупнейший региональный форум по проблеме ВИЧ/СПИД в партнерстве с Глобальным фондом по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией и ЮНЕЙДС. В III конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии (ЕЕСААС-2009) приняли участие 2642 представителя государственных структур, неправительственных организаций и научного сообщества, прибывшие из 59 стран мира. Они три дня обсуждали вопросы, связанные с эпидемией ВИЧ и ответными мерами, профилактикой вируса иммунодефицита среди наиболее уязвимых групп населения, а также сферой лечения, ухода и поддержки ВИЧ-по-ложительных людей.
В рамках конференции прошло три пленарных, 27 параллельных и четыре специальные сессии, Российско-американский научный семинар, было показано 126 презентаций. Кроме того, работали диалоговые пространства «Беседка» и «Молодежная деревня» для гражданского общества и молодых лидеров. Более 40 организаций из стран региона представили свою деятельность на выставке, 26 - на сателлитных мероприятиях.
Следует заметить, что сходство систем здравоохранения стран СНГ в определенной мере облегчает задачу России по оказанию им помощи в области здравоохранения. Более того, многие из молодых специалистов из стран СНГ обучались в российских вузах, что облегчает профессиональные контакты между ними. Кроме того, русский язык по-прежнему остается языком общения на территории постсоветского пространства, что, наряду с другими факторами, способствует повышению эффективности российской помощи. Многие специалисты в области медицины также отмечают, что для стран СНГ российская модель системы здравоохранения, ориентированная на предупреждение болезней, является более приемлемой, чем, скажем, модели стран-членов КСР ОЭСР,
с которыми научно-технологический разрыв слишком велик.
Помощь России зарубежным странам в области здравоохранения, однако, не ограничивается странами СНГ. В 2009 г. Россия выделила 21 млн долл. на финансирование программы по борьбе с «забытыми тропическими болезнями» (группа инфекционных и паразитарных тропических заболеваний, поражающих преимущественно беднейшие и маргинальные слои населения в наиболее отсталых регионах Азии, Африки и Латинской Америки). В список «забытых тропических заболеваний» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) входит 13 заболеваний, из которых семь вызываются паразитирующими червями, три - протозой-ными паразитами и еще три - бактериями. Это болезни с наиболее высокой заболеваемостью. Еще двадцать болезней, также относящихся к «забытым», вызываются грибками, вирусами и эктопаразитами. Согласно данным ВОЗ, около миллиарда людей из названных регионов мира страдают этими болезнями.
Программа по борьбе с «забытыми тропическими болезнями» реализуется через пилотные проекты в ряде стран, включая Эфиопию, Анголу, Танзанию, Таджикистан и Узбекистан. Она нацелена на усиление мощности национальных санитарно-эпидемиологических служб по контролю за заболеваемостью и мониторингу эпидемий, подготовку медицинских кадров, а также на развитие системы диагностики «забытых тропических болезней» и поставки лабораторного оборудования23.
Финансирование глобальных инициатив в области здоровья человека.
Таблица 2
Суммарный объем российской помощи, предоставленной на цели развития здравоохранения 24.
22006 20,35 млн долл.
22007 104,17 млн долл.
22008 110,29 млн долл.
22009 129,13 млн долл.
22010 Более 80 млн долл. (оценка)
С 2000 г. участие России в финансировании различных глобальных инициатив в области здоровья стремительно возрастало. Если в период 2000-2005 гг. общий объем предоставленных финансовых средств составил 52,03 млн долл., то только за один 2006 г. - 20,35 млн долл.
Официальная помощь России в области здоровья человека продолжала расти и в последующие годы, составив 104,17 млн долл. в 2007 г. и 110,29 млн долл. в 2008 (см. табл. 2). К
2009 г. объем финансовых средств, выделенных Россией на помощь в области здоровья человека, достигла 129,13 млн долл. По предварительным оценкам, объем помощи России в данной области в 2010 г. был свыше 80 млн долл.
Российская официальная помощь в области здоровья человека, как в случае с другими глобальными инициативами, осуществлялась преимущественно через каналы многосторонних институтов. После объявления на саммите «Большой восьмерки» в 2006 г. о своем намерении стать одним из доноров Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией Россия фактически начала возврат гранта (217 млн долл.), полученного ею от фонда на борьбу с указанными заболеваниями. К концу 2010 г. кумулятивный взнос России в фонд составил 257 млн долл. Если добавить к этой сумме еще 60 млн долл., выделенных Россией в 2010 г. на финансирование программ фонда в 2011-2012 гг., то общий объем финансовых средств, внесенных РФ в Глобальный фонд с 2001 г., составит 316,99 млн долл.
Россия также принимает участие в Глобальной Инициативе по ликвидации полиомиелита. ГИЛП возглавляют Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Ротари Интернэшнл, Центры США по борьбе с болезнями и профилактике болезней (ЦББ) и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). Вклад России в борьбу против этого заболевания в период с 2004 по 2008 г. составил 18 млн долл.25 Ликвидация полиомиелита затрагивает вопросы справедливости в отношении здоровья и морального долга по обеспечению охвата всех детей имеющимися в распоряжении здравоохранения мерами.
С 2007 г. Россия совместно с Италией, Канадой и Великобританией, а также Норвегией и Фондом Билла и Мелинды Гейтс принимает участие в другой международной Инициативе по авансовым закупкам вакцин, которая значительно расширяет доступ беднейших стран к массовой вакцинации населения. Страны «Большой восьмерки» взяли на себя обязательства предоставить 93% необходимого объема ресурсов (1,5 млрд долл.) на финансирование этой инициативы, из которых 321,5 млн долл. уже были распределены через Всемирный банк. Российский взнос в реализацию данной инициативы составит 80 млн долл. в течение 2010-2018 гг. Ожидается, что данная инициатива окажет значительное влияние на разработку и производство пневмококковой вакцины благодаря которой жизнь 5,4 млн детей будет спасена к 2030 г.26.
Значительный финансовый, научный и технический вклад оказывает Россия в международные усилия по борьбе против малярии. Наряду с финансовой поддержкой (4 млн долл.)
по разработке тренинг-модулей и организации обучающих курсов в Африке и на Ближнем Востоке в рамках Глобальной программы по борьбе с малярией ВОЗ, Россия также внесла 15 млн долл. на финансирование программы Всемирного банка «Стимулированию усилий по контролю за малярией» в развивающихся странах Африки, в частности в Замбии и Мозамбике. Успех данной программы в Замбии был впечатляющий:
- проведена обработка пестицидами 1,5 млн домашних хозяйств;
- поставлены противомоскитные сетки, которые позволили снизить риск заболевания малярией у 50% детей;
- 70% беременных женщин получили превентивное лечение;
- общий показатель смертности от малярии был сокращен на 29%, а смертность среди детей в возрасте до 5 лет - на 26%.
Вдохновленная этим успехом, Россия решила продолжить свое участие в борьбе против малярии, в частности в программе ВОЗ стоимостью в 4,5 млн долл. по подготовке медицинского персонала для стран Африки и СНГ.
Наряду с вышеназванными глобальными инициативами, Россия также взяла на себя обязательства внести свой вклад в реализацию инициативы «Большой восьмерки» в области охраны здоровья матерей, новорожденных и детей, принятых в рамках Мускокской декларации
2010 г. Основные средства, предоставленные Россией в рамках указанной инициативы, пойдут на оказание помощи странам Центральной Азии и странам Африки южнее Сахары, включая Эфиопию, Замбию, Мозамбик, Анголу, Кению и Намибию.
KorepanovD.V., Komagaeva J.A. Russia as a partner in Development Assistance. International cooperation in Health care.
Summary: The article considers different aspect of Russia participation in international development assistance. This covers both Soviet and modern Russian experience of development assistance provision in developing countries with respect to key objectives, mechanisms, priorities and financial volumes. Special attention is paid to healthcare sector which is among the priorities of Russian development assistance to foreign countries. The article is based on official documents analysis, speeches of officials, reports of international organizations, available statistics sources.
------------ Ключевые слова ----------------
СССР, Россия, экономическое сотрудничество, Официальная помощь развитию (ОПР), здравоохранение, содействие международному развитию.
-------------- Keywords --------
USSR, Russia, economic cooperation, Official Development Aid (ODA), health care, international development assistance.
Примечания
1. Россия утроила свой экспорт зерна с 11151,6 тонн в 2006 г. до 27778, 5 тонн в 2009 г.
2. Население России о международной помощи развитию, Национальное исследование //Всемирный Банк/Левада - Центр, 2010.
3. Bach Q., A Note on Soviet Statistics on Their Economic Aid, 1985.
4. Патрис Лумумба - выдающийся деятель национально- освободительного движения Республики Конго (ныне Демократической Республики Конго). В 1961 имя П. Лумумбы было присвоено Университету дружбы народов в Москве.
5. Грибанова В.В., Жерлицына Н.А. Подготовка студентов из африканских стран в вузах России: проблемы и перспективы.// Официальный сайт Института Африки РАН. URL:www.inafran.ru/ru/content/view/77/51/
6. Machowski H, Shultz S., "Soviet Economic Policy in the Third World”, International Studies, Vol.24, 1987.
7. По материалам «Экономическое и техническое содействие СССР развивающимся странам», распространенным советской делегацией на VII сессии ЮНКТАД (Женева, 1987 г.); по материалам выступления секретаря СЭВ В. Сычева на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи//Экономическое сотрудничество стран — членов СЭВ. 1986. № 1; Экономическое совещание стран — членов СЭВ на высшем уровне, 12—14 июня 1984 г. Документы и материалы. М.: Политиздат. 1984. С. 38.
8. Kanet, R.E., Four Decades of Soviet Economic Assistance: Superpower Economic Competition in the Developing World, ACDIS Occasional Paper, July 2010.
9. Там же
10. Официальный сайт ОЭСР: www.oecd.org/document/55/0,3746,en_2649_34447_35832055_1_1_1_1,00.html
11. Бокарев А. Формирование глобального партнерства в целях развития // Доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2010.
12. Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию. Утверждена Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г. С. 8.
13. Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию. Утверждена Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г. С. 7-9.
14. Там же. С. 8-9
15. Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию. Утверждена Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г. С. 11-13.
16. Концепция внешней политики Российской Федерации. Пр-1440, 12 июля 2008 г. (Источник: http://archive.kremlin.ru/text/ docs/2008/07/204108/shtm)
17. Довильский доклад по отчетности. Оценка выполнения решений «Группы восьми» в области содействия международному развитию и их результатов. Вклад Российской Федерации, 2010//Министерство финансов РФ.
18. Интернет-портал Правительства РФ; http://xn--80aealotwbjpid2k.xn--p1ai/gov/agencies/130/base.html
19. ВБ поможет Таджикистану укрепить систему социальной защиты, Азия-Плюс: Ежедневные новости, 05.12.2011 (http://acf.eabr. org/rus/about/regnews/index.wbp?article-id=95D44483-F322-4DAA-B73C-A415624C6FAD).
20. Краткий обзор промежуточных результатов выполнения финансового кредита АКФ Республикой Таджикистан. Управляющий средствами Антикризисного фонда ЕВРАЗЭС, ЕАБР (http://www.eabr.org/)
21. Официальный сайт Форума ЦРТ 6 http://mdg6forum.org/en
22. Бокарев А. Указ. раб.
23. Довильский доклад по отчетности. Оценка выполнения решений «Группы восьми» в области содействия международному развитию и их результатов. Вклад Российской Федерации. 2010.//Министерство финансов РФ.
24. Довильский доклад по отчетности. Оценка выполнения решений «Группы восьми» в области содействия международному развитию и их результатов. Вклад Российской Федерации. 2011.//Министерство финансов РФ.
25. Бокарев А. Указ. раб.
26. По информации официального сайта Инициативы по авансовым закупка вакцин; http:/www.gavialliance.org