Научная статья на тему 'Перспективы участия России в содействии развитию'

Перспективы участия России в содействии развитию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ / ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / ЦРТ / INTERNATIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE / OFFICIAL DEVELOPMENT ASSISTANCE / SOCIAL PROBLEMS / MILLENNIUM DEVELOPMENT GOALS / MDGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозова Елена Анатольевна

Эссе обращается к вопросам участия России в процессах содействия международному развитию. Исходя из представлений о России как акторе, ответственном за преодоление проблем социального развития в глобальном контексте, автор рассматривает важные достижения страны в содействии развитию с 2006 г., года председательства в «Группе восьми». Намерение России не только не сокращать, но и усиливать потоки финансовой поддержки развивающихся стран в кризисный период оценивается автором как важный показатель реализации страны в качестве ответственного донора в краткосрочной и долгосрочной перспективе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives for Russia's Participation in International Development Assistance

The essay examines the issues of Russia's participation in the processes of international development assistance. Bearing in mind Russia's active participation and responsibility to overcome the limits of social and economic development in the global context, the author examines the main achievement of the Russian Federation in the sphere of development assistance since 2006, the year of the Russia's G8 presidency. The author highly estimates the intention of the country to continue to provide assistance to developing countries by means of fostering the aid flows in times of a crisis, and considers it as an important indicator of country's responsibility for development in mid-term and long-term perspective.

Текст научной работы на тему «Перспективы участия России в содействии развитию»

Перспективы участия России в содействии развитию

Е.А. Морозова

Морозова Елена Анатольевна - студентка 4-го курса Института туризма и социальных технологий Поволжского государственного университета сервиса, победитель конкурса творческих эссе «Россия - ответственный участник международного развития»*; E-mail: [email protected]

Ключевые слова: содействие международному развитию, официальная помощь развитию, социальные проблемы, Цели развития тысячелетия, ЦРТ, Российская Федерация

Key words: international development assistance, official development assistance, social problems, millennium development goals, MDGs, Russian Federation

Эссе обращается к вопросам участия России в процессах содействия международному развитию. Исходя из представлений о России как акторе, ответственном за преодоление проблем социального развития в глобальном контексте, автор рассматривает важные достижения страны в содействии развитию с 2006 г. - года председательства в «Группе восьми». Намерение России не только не сокращать, но и усиливать потоки финансовой поддержки развивающихся стран в кризисный период оценивается автором как важный показатель реализации страны в качестве ответственного донора в кратко- и долгосрочной перспективе.

С момента председательства России в саммите «Группы восьми» в 2006 г. заметно возрос интерес страны к вопросам оказания помощи в целях международного развития. В 2004 г. Россия инвестировала около 50 млн долл. США на поддержку СМР, к 2006 г. ее вклад увеличился до 215 млн долл. США. После проведения саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге российское правительство приняло обязательства по выделению около 500 млн долл. ежегодно в качестве СМР. В рамках расширенного саммита «восьмерки» на острове Хоккайдо в Японии в июле 2008 г. президент Российской Федерации Дмитрий Медведев пообещал, что Россия выделит «более 2 млрд долл. США для оказания помощи странам Африки в ближайшие несколько лет» [1].

Время диктует свои законы. Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует всеобщего осмысления и объединения усилий всех государств. Их особенность заключается в комплексном и всеобъемлющем характере каждой из проблем, что обусловлено растущей целостностью современного мира.

Все глобальные проблемы, стоящие перед мировой общественностью, возникают по не-

скольким причинам. С одной стороны, современный мир - это совокупность сложившихся эпохальных пластов развития общества. Все происходящее в настоящий момент закономерно и поддается анализу и осмыслению. С другой стороны, человечество несет ответственность за приверженность урбанистическому мировоззрению, пагубно влияющему на биологическое разнообразие планеты. Существующее глобальное разрушение общественных устоев подвело человечество к некой грани, переступать которую нельзя.

В сложившейся тяжелой для общемирового сообщества ситуации вклад в решение основных проблем со стороны каждой страны является значимым и бесценным. Для решения глобальных проблем в первую очередь необходимо взаимное сотрудничество государств на доверительной основе. Несмотря на глобальный экономический спад, российское правительство не объявляло о намерении сократить какие-либо из своих обязательств по СМР. Это означает, что Россия разделяет ответственность в формировании нового миропорядка.

С момента председательства в Санкт-Петербурге и до настоящего времени Россия:

• разработала Концепцию участия в СМР и план мероприятий, отражающий на-

* Конкурс творческих эссе «Россия - ответственный участник международного развития» - совместная инициатива Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики, Российской коалиции против бедности и Представительства «Оксфам» в Российской Федерации, осуществленная в рамках проекта «Разделяя ответственность за развитие: изучение опыта для достижения результатов». Конкурс проводился с 7 по 18 апреля 2010 г., объединив более 40 участников из более чем 10 российских вузов. Об условиях и результатах конкурса более подробно см. сайт Научно-исследовательского центра содействия международному развитию (НИЦ СМР) Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики. URL: http://www.rcicd.org/news/konkurs-tvorcheskih-esse/; http://www.rcicd.org/news/konkurs-tvorcheskih-esse/ (дата обращения: 05.05.2010).

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

мерения России по оказанию СМР, одобренные президентом;

• приняла обязательства по удвоению объема СМР - с 200 до 500 млн долл. США в год;

• объявила о намерении создать службу по оказанию СМР;

• выразила интерес к более интенсивной совместной работе с КСР ОЭСР по гармонизации программ и политики СМР;

• направила в 2007 г. специалистов в Великобританию, США и Германию для изучения опыта реализации политики СМР в этих странах;

• обратилась к Всемирному банку за оказанием консультаций по ключевым вопросам менеджмента в сфере СМР.

Концепция участия в СМР - базовый документ политики РФ по содействию развитию, утверждена президентом В. Путиным в июне 2007 г., ключевые положения этого документа во многом совпадают с принципами стран-доноров в оказании помощи в целях развития: в числе приоритетных задач, сформулированных Концепцией, ликвидация бедности и достижение ЦРТ ООН. Отмечается также важность координации предпринимаемых РФ усилий в области СМР с действиями других стран-доноров, а также сотрудничества на многосторонней и двусторонней основе. Предполагается, что правительство РФ будет привлекать к мероприятиям, проводимым в сфере СМР, представителей научных кругов, общественности и частного сектора.

Основными целями политики России в области СМР на сегодняшний день являются формирование демократического миропорядка, базирующегося на нормах международного права и партнерских отношениях; искоренение нищеты и обеспечение устойчивой экономики развивающихся стран; преодоление последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций; развитие разносторонних связей со странами и межгосударственными объединениями на основе укрепления авторитета России; формирование добрососедских отношений с государствами; развитие торгово-экономического сотрудничества со странами-партнерами [2].

Потенциал России по оказанию содействия сокращению уровня бедности был по достоинству оценен многими странами. Россия до сих пор имеет большое влияние в странах Центральной Азии. Благодаря тому что Россия является третьей страной в мире по количеству выбросов углерода, и при этом ее леса составляют четверть всего лесного покрова Земли,

участие РФ в глобальных усилиях по решению проблем, связанных с климатическими изменениями, является ключевым. Помощь развитию предоставляется как через многосторонние организации, так и на двусторонней и трехсторонней основе. Осуществляемое через международные организации СМР дает возможность России воспользоваться отлаженными институциональными механизмами доведения помощи до получателей и дополнительными возможностями по ее координации и гармонизации, использовать систему финансового контроля, технического (экспертного) потенциала и знаний.

Россия активно участвует в реализации проектов совместно с Всемирным банком и другими международными организациями. Предоставление помощи на двусторонней основе важно для России с точки зрения развития стратегического партнерства со странами-реципиентами и укрепления позиций в регионе.

СМР РФ на трехсторонней основе предполагает использование финансовых и организационно-технических возможностей «традиционных» стран-доноров, а также международных институтов. Такая помощь предоставляется через уже существующие или вновь создаваемые трастовые фонды Всемирного банка, ООН и ее специализированные учреждения и другие институты.

Недавними примерами СМР, реализованного РФ в рамках фондов Всемирного банка, могут служить выделенные Россией:

• 32 млн долл. США для улучшения качества начального образования в странах Центральной Азии, Африки и Юго-Восточной Азии;

• 30 млн долл. США для оказания помощи в доступе к энергоносителям на уровне деревень в некоторых странах Африки;

• 20 млн долл. США для предоставления финансовой и технической помощи по усилению служб контроля над малярией в Замбии и Мозамбике;

• 15 млн долл. США для совместной работы Всемирного банка и ОЭСР по повышению финансовой грамотности в развивающихся странах [3].

Россия оказывает помощь беднейшим странам, пострадавшим в результате кризиса, осуществляя взнос в 2009-2011 гг. в Трастовый фонд Программы Всемирного банка по поддержке уязвимых стран и отраслей в размере до 50 млн долл. США.

Россия планирует осуществить следующие добровольные взносы в программы и фон-

ды ООН в 2010 г.: Программа развития ООН (ПРООН) - 1,1 млн долл. США; Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - 1 млн долл. США; Фонд управления ООН по наркотикам и преступности - 500 тыс. долл. США; Фонд Программы ООН «Хабитат» - 400 тыс. долл. США; Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА) - 300 тыс. долл. США.

По оценкам Министерства финансов России, объем средств федерального бюджета, предоставленных в 2009 г. Россией развивающимся странам на двусторонней и многосторонней основах, которые в соответствии с критериями КСР ОЭСР классифицируются как ОПР, составил около 800 млн долл. США по сравнению с 220 млн долл. США годом ранее.

Однако следует отметить, что ответственность за разрешение проблем неравенства, бедности, образования, здравоохранения лежит, прежде всего, на самих развивающихся государствах. Россия понимает необходимость фиксированных обязательств. В 2009 г. она выделила около 800 млн долл. США на СМР.

Учитывая экономическое положение в России, данная цифра достаточно высока. Это дает основание предполагать, что обязательства по СМР выполняются Россией в полном объеме.

Литература и источники

1. Восемь вопросов о «Большой восьмерке» // Российская коалиция против бедности. URL: http://protivbed.ru/G8questions/ (дата обращения: 05.05.2010).

2. Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию // МИД России. URL: http://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/0e9272b efa34209743256c630042d1aa/00cc9154529e1c7fc32 575bc002c6bb5?0penDocument (дата обращения: 05.05.2010).

3. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/9B6D03B7DC 298E37C325741000339BEC?0penDocument (дата обращения: 05.05.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.