Перспективы участия России в содействии развитию
Е.А. Морозова
Морозова Елена Анатольевна - студентка 4-го курса Института туризма и социальных технологий Поволжского государственного университета сервиса, победитель конкурса творческих эссе «Россия - ответственный участник международного развития»*; E-mail: [email protected]
Ключевые слова: содействие международному развитию, официальная помощь развитию, социальные проблемы, Цели развития тысячелетия, ЦРТ, Российская Федерация
Key words: international development assistance, official development assistance, social problems, millennium development goals, MDGs, Russian Federation
Эссе обращается к вопросам участия России в процессах содействия международному развитию. Исходя из представлений о России как акторе, ответственном за преодоление проблем социального развития в глобальном контексте, автор рассматривает важные достижения страны в содействии развитию с 2006 г. - года председательства в «Группе восьми». Намерение России не только не сокращать, но и усиливать потоки финансовой поддержки развивающихся стран в кризисный период оценивается автором как важный показатель реализации страны в качестве ответственного донора в кратко- и долгосрочной перспективе.
С момента председательства России в саммите «Группы восьми» в 2006 г. заметно возрос интерес страны к вопросам оказания помощи в целях международного развития. В 2004 г. Россия инвестировала около 50 млн долл. США на поддержку СМР, к 2006 г. ее вклад увеличился до 215 млн долл. США. После проведения саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге российское правительство приняло обязательства по выделению около 500 млн долл. ежегодно в качестве СМР. В рамках расширенного саммита «восьмерки» на острове Хоккайдо в Японии в июле 2008 г. президент Российской Федерации Дмитрий Медведев пообещал, что Россия выделит «более 2 млрд долл. США для оказания помощи странам Африки в ближайшие несколько лет» [1].
Время диктует свои законы. Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует всеобщего осмысления и объединения усилий всех государств. Их особенность заключается в комплексном и всеобъемлющем характере каждой из проблем, что обусловлено растущей целостностью современного мира.
Все глобальные проблемы, стоящие перед мировой общественностью, возникают по не-
скольким причинам. С одной стороны, современный мир - это совокупность сложившихся эпохальных пластов развития общества. Все происходящее в настоящий момент закономерно и поддается анализу и осмыслению. С другой стороны, человечество несет ответственность за приверженность урбанистическому мировоззрению, пагубно влияющему на биологическое разнообразие планеты. Существующее глобальное разрушение общественных устоев подвело человечество к некой грани, переступать которую нельзя.
В сложившейся тяжелой для общемирового сообщества ситуации вклад в решение основных проблем со стороны каждой страны является значимым и бесценным. Для решения глобальных проблем в первую очередь необходимо взаимное сотрудничество государств на доверительной основе. Несмотря на глобальный экономический спад, российское правительство не объявляло о намерении сократить какие-либо из своих обязательств по СМР. Это означает, что Россия разделяет ответственность в формировании нового миропорядка.
С момента председательства в Санкт-Петербурге и до настоящего времени Россия:
• разработала Концепцию участия в СМР и план мероприятий, отражающий на-
* Конкурс творческих эссе «Россия - ответственный участник международного развития» - совместная инициатива Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики, Российской коалиции против бедности и Представительства «Оксфам» в Российской Федерации, осуществленная в рамках проекта «Разделяя ответственность за развитие: изучение опыта для достижения результатов». Конкурс проводился с 7 по 18 апреля 2010 г., объединив более 40 участников из более чем 10 российских вузов. Об условиях и результатах конкурса более подробно см. сайт Научно-исследовательского центра содействия международному развитию (НИЦ СМР) Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики. URL: http://www.rcicd.org/news/konkurs-tvorcheskih-esse/; http://www.rcicd.org/news/konkurs-tvorcheskih-esse/ (дата обращения: 05.05.2010).
ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ
мерения России по оказанию СМР, одобренные президентом;
• приняла обязательства по удвоению объема СМР - с 200 до 500 млн долл. США в год;
• объявила о намерении создать службу по оказанию СМР;
• выразила интерес к более интенсивной совместной работе с КСР ОЭСР по гармонизации программ и политики СМР;
• направила в 2007 г. специалистов в Великобританию, США и Германию для изучения опыта реализации политики СМР в этих странах;
• обратилась к Всемирному банку за оказанием консультаций по ключевым вопросам менеджмента в сфере СМР.
Концепция участия в СМР - базовый документ политики РФ по содействию развитию, утверждена президентом В. Путиным в июне 2007 г., ключевые положения этого документа во многом совпадают с принципами стран-доноров в оказании помощи в целях развития: в числе приоритетных задач, сформулированных Концепцией, ликвидация бедности и достижение ЦРТ ООН. Отмечается также важность координации предпринимаемых РФ усилий в области СМР с действиями других стран-доноров, а также сотрудничества на многосторонней и двусторонней основе. Предполагается, что правительство РФ будет привлекать к мероприятиям, проводимым в сфере СМР, представителей научных кругов, общественности и частного сектора.
Основными целями политики России в области СМР на сегодняшний день являются формирование демократического миропорядка, базирующегося на нормах международного права и партнерских отношениях; искоренение нищеты и обеспечение устойчивой экономики развивающихся стран; преодоление последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций; развитие разносторонних связей со странами и межгосударственными объединениями на основе укрепления авторитета России; формирование добрососедских отношений с государствами; развитие торгово-экономического сотрудничества со странами-партнерами [2].
Потенциал России по оказанию содействия сокращению уровня бедности был по достоинству оценен многими странами. Россия до сих пор имеет большое влияние в странах Центральной Азии. Благодаря тому что Россия является третьей страной в мире по количеству выбросов углерода, и при этом ее леса составляют четверть всего лесного покрова Земли,
участие РФ в глобальных усилиях по решению проблем, связанных с климатическими изменениями, является ключевым. Помощь развитию предоставляется как через многосторонние организации, так и на двусторонней и трехсторонней основе. Осуществляемое через международные организации СМР дает возможность России воспользоваться отлаженными институциональными механизмами доведения помощи до получателей и дополнительными возможностями по ее координации и гармонизации, использовать систему финансового контроля, технического (экспертного) потенциала и знаний.
Россия активно участвует в реализации проектов совместно с Всемирным банком и другими международными организациями. Предоставление помощи на двусторонней основе важно для России с точки зрения развития стратегического партнерства со странами-реципиентами и укрепления позиций в регионе.
СМР РФ на трехсторонней основе предполагает использование финансовых и организационно-технических возможностей «традиционных» стран-доноров, а также международных институтов. Такая помощь предоставляется через уже существующие или вновь создаваемые трастовые фонды Всемирного банка, ООН и ее специализированные учреждения и другие институты.
Недавними примерами СМР, реализованного РФ в рамках фондов Всемирного банка, могут служить выделенные Россией:
• 32 млн долл. США для улучшения качества начального образования в странах Центральной Азии, Африки и Юго-Восточной Азии;
• 30 млн долл. США для оказания помощи в доступе к энергоносителям на уровне деревень в некоторых странах Африки;
• 20 млн долл. США для предоставления финансовой и технической помощи по усилению служб контроля над малярией в Замбии и Мозамбике;
• 15 млн долл. США для совместной работы Всемирного банка и ОЭСР по повышению финансовой грамотности в развивающихся странах [3].
Россия оказывает помощь беднейшим странам, пострадавшим в результате кризиса, осуществляя взнос в 2009-2011 гг. в Трастовый фонд Программы Всемирного банка по поддержке уязвимых стран и отраслей в размере до 50 млн долл. США.
Россия планирует осуществить следующие добровольные взносы в программы и фон-
ды ООН в 2010 г.: Программа развития ООН (ПРООН) - 1,1 млн долл. США; Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - 1 млн долл. США; Фонд управления ООН по наркотикам и преступности - 500 тыс. долл. США; Фонд Программы ООН «Хабитат» - 400 тыс. долл. США; Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА) - 300 тыс. долл. США.
По оценкам Министерства финансов России, объем средств федерального бюджета, предоставленных в 2009 г. Россией развивающимся странам на двусторонней и многосторонней основах, которые в соответствии с критериями КСР ОЭСР классифицируются как ОПР, составил около 800 млн долл. США по сравнению с 220 млн долл. США годом ранее.
Однако следует отметить, что ответственность за разрешение проблем неравенства, бедности, образования, здравоохранения лежит, прежде всего, на самих развивающихся государствах. Россия понимает необходимость фиксированных обязательств. В 2009 г. она выделила около 800 млн долл. США на СМР.
Учитывая экономическое положение в России, данная цифра достаточно высока. Это дает основание предполагать, что обязательства по СМР выполняются Россией в полном объеме.
Литература и источники
1. Восемь вопросов о «Большой восьмерке» // Российская коалиция против бедности. URL: http://protivbed.ru/G8questions/ (дата обращения: 05.05.2010).
2. Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию // МИД России. URL: http://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/0e9272b efa34209743256c630042d1aa/00cc9154529e1c7fc32 575bc002c6bb5?0penDocument (дата обращения: 05.05.2010).
3. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/9B6D03B7DC 298E37C325741000339BEC?0penDocument (дата обращения: 05.05.2010).