Научная статья на тему 'Новые приоритеты России в содействии международному развитию'

Новые приоритеты России в содействии международному развитию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ / ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / INTERNATIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE / OFFICIAL DEVELOPMENT ASSISTANCE / SOCIAL PROBLEMS / MILLENNIUM DEVELOPMENT GOALS / COMMUNITY OF INDEPENDENCE STATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Мария Викторовна

В эссе представлена характеристика ситуации, сложившаяся к началу XXI в. в мировом сообществе в отношении содействия международному развитию (СМР), подчеркивается ответственность каждой страны за достижение целей развития тысячелетия. Россия как одна из крупнейших экономик мира должна активно участвовать в СМР. Однако на данном этапе национальная система СМР находится лишь на стадии формирования. В статье оцениваются основные проблемы, достижения и перспективы России как активного участника СМР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Priorities of Russia's International Development Assistance Policy

The paper analyses the process of establishment and development of the national system of international development assistance in Russia. The analysis covers the period starting from 2005 when key national priorities for international development assistance (IDA) were set and amounts of foreign aid were substantially increased in the threshold of the Russia's G8 summitry preparations. The establishing structure of governance, the aid flows and amounts of allocated ODA, as well as basic and new funding priorities in the sphere of IDA are described on basis of analysis of official documentaries, statements and speeches of officials, and statistics available for public access. The focus is also given to the Russia's participation in multilateral international organizations and institutions in the sphere of development cooperation. Basing on the results from the analysis the author came up with recommendations to adjust the Concept of Participation of the Russian Federation in International Development Assistance, in particular its certain statements, as well as on more active cooperation with national and international NGOs active in the field

Текст научной работы на тему «Новые приоритеты России в содействии международному развитию»

Результаты творческого конкурса

Новые приоритеты России в содействии международному развитию

М.В. Ефремова

Ефремова Мария Викторовна - студентка 4-го курса Ульяновского государственного университета, победитель конкурса творческих эссе «Россия - ответственный участник международного развития»*; E-mail: m_efremova@

Ключевые слова: содействие международному развитию, официальная помощь развитию, социальные проблемы, цели в области развития, Содружество Независимых Государств, Российская Федерация

Key words: international development assistance, official development assistance, social problems, Millennium Development Goals, Community of Independence States, Russian Federation

В эссе представлена характеристика ситуации, сложившейся к началу XXI в. в мировом сообществе в отношении содействия международному развитию (СМР). Подчеркивается ответственность каждой страны за достижение Целей развития тысячелетия. Россия как одна из крупнейших экономик мира должна активно участвовать в СМР. Однако на данном этапе национальная система СМР находится в стадии формирования. В статье рассматриваются основные проблемы, достижения и перспективы России как активного участника СМР.

XXI в. стал временем стремительного технического прогресса, развития процессов глобализации и взаимозависимости экономик, а также роста глобальной конкуренции. Однако его характеризуют и обострившиеся проблемы неравномерности социально-экономического развития, углубление разрыва между развитыми и развивающимися регионами, обострение социальных проблем в наименее развитых странах и странах с низким уровнем доходов.

Мировое сообщество в начале XXI в. стремится объединить усилия для помощи беднейшим странам и улучшения социально-экономической ситуации в мире. Международными организациями создано множество программ, определены различные формы оказания помощи, сформулирована Декларация тысячелетия, определившая основные цели в области развития. Решение проблем, поставленных в данной программе, создает необходимый базис, фундамент для дальнейшего развития беднейших стран. Борьба с нищетой и голодом, обе-

спечение всеобщего начального образования, сокращение детской смертности - все это необходимые условия, без осуществления которых успешное развитие невозможно. Однако при сегодняшних темпах достижение этих целей к 2015 г. вызывает сомнение, а вследствие экономического кризиса снижаются и темпы их достижения, демонстрировавшиеся ранее. По данным Доклада об осуществлении целей в области развития за 2009 г., сегодня в мире 1,5 млрд человек живут за чертой бедности [1, с. 4], в развивающихся регионах 17% населения страдают от недоедания [1, с. 11], более 72 млн детей не имеют доступа к начальному образованию [1, с. 15].

Помощь мирового сообщества в такой ситуации является необходимым условием улучшения социально-экономического положения развивающихся стран. По оценкам Центра глобального развития, каждый доллар помощи вызывает увеличение доходов в беднейших странах на 1,64 долл. США [2, с. 92]. Сегодня

* Конкурс творческих эссе «Россия - ответственный участник международного развития» - совместная инициатива Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики, Российской коалиции против бедности и Представительства «Оксфам» в Российской Федерации, осуществленная в рамках проекта «Разделяя ответственность за развитие: изучение опыта для достижения результатов». Конкурс проводился с 7 по 18 апреля 2010 г., объединив более 40 участников из более чем 10 российских вузов. Об условиях и результатах конкурса более подробно см. сайт Научно-исследовательского центра содействия международному развитию (НИЦ СМР) Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики. URL: http://www.rcicd.org/news/konkurs-tvorcheskih-esse/; http://www.rcicd.org/news/konkurs-tvorcheskih-esse/ (дата обращения: 05.05.2010).

степень развития страны определяется не только объемами ее ВВП и экспорта, но и объемом тех обязательств по помощи отстающим странам, которые она готова принять. Не случайно более 90% всей ОПР предоставляется сегодня развитыми странами - членами КСР ОЭСР. В 2008 г. объем ОПР составил 119,8 млрд долл. США [1, с. 48], вклад России - 220 млн. долл. США (0,18% ВВП) [3].

К началу XXI в. Россия в значительной степени преодолела внутренние проблемы, связанные с последствиями распада СССР, периодом политической и экономической нестабильности в стране. Сегодня Российская Федерация играет заметную роль в системе международных экономических отношений, являясь одной из наиболее быстроразвивающихся экономик мира. Следовательно, Россия не может оставаться в стороне от решения острейших проблем мирового сообщества - международного развития и помощи развивающимся странам.

Участие России в СМР до последнего времени было весьма пассивным, что являлось следствием преодоления внутренних трудностей. Основной формой СМР было списание задолженности по предоставленным СССР кредитам, в частности в рамках «Инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран» Всемирного банка. До сих пор Российская Федерация - единственная страна «Группы восьми», в которой нет специализированного органа, занимающегося вопросами СМР, в полной мере не сформирована правовая основа проблемы предоставления помощи. В российском законодательстве нет как такового определения понятия «официальная помощь развитию», что в значительной степени затрудняет сотрудничество с другими странами, а также мониторинг объемов предоставления помощи и ее эффективности.

Однако ситуация стремительно меняется. Сегодня Россия, наряду с Индией, Китаем и ЮАР, относится к так называемой группе формирующихся доноров (emerging donors), роль которых в СМР в последние годы заметно возросла. Россия вовлечена в процессы СМР через участие в международных программах, оказание гуманитарной помощи, предоставление грантов, торговых преференций и др. Развита в России и система подготовки специалистов для наименее развитых стран в рамках обучения иностранных студентов. В категорию помощи попадает значительная часть деятельности России в рамках ООН, Между-

народного валютного фонда, Всемирного банка, участие в ряде инициатив стран «Группы восьми». Эти расходы обусловлены политико-экономическим статусом России как одной из наиболее динамично развивающихся экономик мира, а также целенаправленной политикой по усилению экономического влияния нашей страны в мире. Если в 2003 г. размер принятых Россией обязательств по оказанию СМР составил около 50 млн долл. США, то к 2008 г. он вырос до 220 млн долл. США. В 2009 г., несмотря на экономический кризис, объемы помощи России составили 800 млн долл. США, что в 3,5 раза превышает показатель предыдущего года [3]. Однако система СМР в России только начинает формироваться.

Положительным моментом является принятие в 2007 г. «Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию». Это на данный момент единственный документ, характеризующий позицию России как участника содействия международному развитию. Основными целями России являются:

• ликвидация бедности и обеспечение устойчивого развития в развивающихся и постконфликтных странах;

• содействие процессам демократизации в странах - получателях помощи;

• укрепление авторитета и содействие объективному восприятию Российской Федерации в мировом сообществе;

• формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;

• развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами-партнерами;

• стимулирование процессов интеграции национальных рынков стран - получателей помощи с российскими рынками капитала, товаров, услуг и рабочей силы [4, с. 7].

Цели, выделенные в концепции, дублируют соответствующие цели в области СМР других стран. Однако специфическим для России моментом является особое внимание к региональному компоненту в данной программе. Фактически выполнение последних четырех целей зависит от интенсивности политики помощи России странам - партнерам по СНГ.

Для России преодоление неравенства в рамках СНГ, решение социальных проблем региона является не просто вопросом «укрепления авторитета» страны, а необходимым условием углубления и развития интеграци-

онных процессов в регионе, что отвечает национальным интересам. Уровень достижения Целей развития тысячелетия отдельными странами СНГ на сегодняшний день позволяет говорить о невозможности выполнения намеченных показателей к 2015 г. при сохранении существующей тенденции. В особенности это касается уровня бедности. Ряд стран региона образовал на карте мира «новую зону бедности». В первую очередь это так называемая группа СНГ-7: Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан. В Узбекистане, Таджикистане и Киргизии ВНД на душу населения по текущему курсу составляет менее 1000 долл. США. Если в европейской части Содружества менее чем на 1,25 долл. США в день проживает 0,3% населения, то в азиатской - в среднем 19%. Причем в отдельных странах (Узбекистан, Киргизия) доля беднейшего населения не только не снижается, но и увеличилась к 2005 г. почти в 2 раза по сравнению с уровнем 2000 г. (Табл. 1).

Таблица 1. Доля населения,

проживающего менее чем на 1,25 долл. США в день, 1990-2005 гг., %

Источник: данные World Bank on-line database: Millennium Development Goals - country tables.

В отдельных источниках упоминается создание Антикризисного фонда ЕврАзЭс объемом 10 млрд долл. США как инструмент СМР. Однако данная мера является лишь ответом на экономический кризис, вызванный циклическими колебаниями экономики, в то время как

помощь в целях развития должна оказываться нуждающимся странам вне зависимости от экономической конъюнктуры. Только в этом случае она может действительно изменить ситуацию и помочь решить наиболее острые проблемы. Таким образом, участие России в СМР в приоритетном для нее регионе - СНГ - требует принятия специальной целевой программы, которая бы систематизировала потоки помощи и отслеживала эффективность ее использования. Такая программа в настоящее время разрабатывается (программа «Партнерство и развитие»).

Таким образом, современное положение России как мировой державы и одной из крупнейших экономик мира обязывает нашу страну решать не только внутренние проблемы, но и брать на себя часть обязательств по оказанию помощи, СМР. Сегодня Россия при поддержке Программы развития ООН продвигается по пути становления национальной системы СМР, создает основу для ее успешного функционирования. Растут объемы оказания финансовой и гуманитарной помощи, увеличивается количество студентов из развивающихся стран, обучающихся в российских вузах. Однако существует и ряд проблем, среди них:

• отсутствие в законодательстве Российской Федерации определения понятия «официальная помощь развитию»;

• нехватка квалифицированных кадров;

• не всегда достаточный потенциал различных исполнительных агентств, различия в уровне их осведомленности об инструментах СМР;

• отсутствие правил и процедур оценки эффективности ОПР;

• отсутствие специальной программы по оказанию помощи в целях развития странам СНГ.

Преодоление указанных трудностей, неизбежных на начальном этапе, позволит России сформировать национальную систему оказания помощи и занять заметное место в СМР.

Литература и источники

1. Доклад об осуществлении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Нью-Йорк: ООН, 2009.

2. Human Development Report 2005. International Cooperation at a Crossroads: Aid, Trade and Security in an Unequal World. N. Y.: UNCTAD, 2005.

3. Выступление А.Л. Кудрина на международной конференции «Новые партнерства в области

Страна 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г.

Армения - 17,5 18,0 10,6

Азербайджан 15,6 6,3 2,0 -

Белоруссия 2,0 2,0 2,0 2,0

Казахстан 2,0 5,0 2,0 3,1

Киргизия 2,0 18,6 15,5 31,8

Молдавия 15,3 15,1 44,2 8,1

Россия 2,0 3,5 2,3 2,0

Таджикистан - - 44,5 21,2

Туркменистан 14,4 63,5 24,8 -

Украина 2,0 2,0 2,0 2,0

Узбекистан 2,0 - 32,1 46,3

финансирования мирового развития» // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru/ru/press/transcripts/index. php?month41=8-1990&pg56=1&id4=9278 (дата обращения: 01.07.2010).

4. Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию от 14 июня 2007 г. // Министерство финансов РФ. URL: http:// www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/ 2007/07/ concept_rus.pdf (дата обращения: 01.07.2010).

5. World Bank on-line database: Millennium Development Goals - country tables // Всемирный банк. URL: http://ddp-ext.worldbank.org/ext/GMIS/ gdmis.do?siteId=2&menuId=LNAV01 (дата обращения: 01.07.2010).

6. Содействие международному развитию. Подготовительный этап // Программа развития ООН в России. URL: http://www.undp.ru/index.phtml?iso=R U&lid=2&cmd=programs&id=204 (дата обращения: 01.07.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.