АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Международный опыт привлечения бизнеса к программам содействия международному развитию
Исследовательская группа Фонда «Наследие Евразии» (под ред. Е.В. Козиевской, Е.Б. Яценко)
Борисенко Александр Игоревич - старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права (РИЭПП); E-mail: alx.borisenko@gmail.com
Емельянов Алексей Леонидович - к.псх.н., ведущий аналитик Коммуникационной группы «Актив-Медиа»; E-mail: ae2003@inbox.ru
Козиевская Елена Валерьевна - к.псх.н., директор по развитию Фонда «Наследие Евразии»; E-mail: elenavk@fundeh.org
Яценко Елена Борисовна - к.т.н., президент Фонда «Наследие Евразии»; E-mail: elenaby@fundeh.org
Ключевые слова: содействие международному развитию, официальная помощь развитию, новые доноры, международные
многосторонние институты, эффективность содействия развитию, привлечение бизнеса к программам СМР.
Key words: international development assistance, new donors, multilateral international institutions, aid effectiveness, IDA business
opportunities.
В рамках исследования «Перспективы участия российского бизнеса в содействии международному развитию в странах СНГ (на примере Киргизии и Таджикистана)», проведенного Фондом «Наследие Евразии»»* в 2009 г., дан обзор наиболее эффективных практик взаимодействия национальных структур международного развития с бизнесом, что позволило выявить основные приоритеты, особенности статуса СМР в странах и формы сотрудничества государств с бизнес-структурами и НПО ведущих стран-доноров. Сопоставление данных статистики участия частного сектора в помощи развивающимся странам дает представление об объемах и степени вовлеченности бизнеса в национальные и международные программы СМР.
Введение
Анализируя глобальные процессы, развитые страны мира пришли к выводу, что их благополучие зависит не только от уровня развития их собственных экономик, но и от того, в каком состоянии находятся экономики и социально-политические системы других стран и регионов. Различия в уровне экономического развития, государственных и общественных институтов в отдельных странах приводят к глобальной напряженности и угрозе для мирного развития человечества. Одним из способов снижения напряженности является создание глобальной системы содействия международному развитию (СМР).
Частный сектор оказывает значительное влияние на международное развитие. Многие члены ОЭСР и «новые доноры» с каждым годом наращивают объемы официальной помощи, создавая механизмы привлечения к программам СМР частного капитала и поощряя деятельность неправительственных организаций.
Правительства стран-доноров активно взаимодействуют с частным сектором по вопросам СМР. Общей практикой является постоянный диалог с благотворительными организациями и фондами, совместное финансирование отдельных проектов развития, правительственные гранты исследователям, занимающимся данной проблематикой.
Представители иностранного бизнеса также пришли к пониманию того, что в современном мире устойчивое развитие бедных государств является неотъемлемым условием глобальной экономической стабильности и финансового благополучия. Значительная часть средств в целях содействия развитию поступает от частного капитала в виде грантов и гуманитарной помощи.
Формы сотрудничества органов государственной власти с бизнесом существенно различаются в зависимости от практики, принятой в отдельно взятой стране. Эффективность каждого из этих подходов трудно оценить однозначно.
* Исследовательский проект по Контракту с ПРООН 00070881 «Содействие международному развитию. Подготовительный этап». URL: http://www.fundeh.org/projects/41/ (дата обращения: 16.03.2011).
Статистика участия частного сектора в помощи развивающимся странам, собираемая международными организациями, часто фрагментарна. Кроме того, в ней обычно учитываются только финансовые вложения бизнеса, в то время как вариантов его вовлечения в СМР гораздо больше. По оценкам экспертов, а также согласно информации, опубликованной в открытых источниках, участие бизнеса в реализации проектов национальных программ СМР можно охарактеризовать следующим образом: в Великобритании, Франции, Турции степень участия бизнеса в реализации проектов национальной СМР низкая, в Германии, Канаде, Швеции - средняя. Высокой степенью участия бизнеса отличаются Япония, США и Китай, которые развивают бизнес-ориентированные национальные системы СМР (Табл. 1).
В Японии крупные корпорации и предпринимательские союзы оказывают существенное влияние на все этапы оказания помощи развитию. С одной стороны, правительство использует богатый опыт работы частного сектора в развивающихся странах и обширную сеть филиалов японских фирм в них, что позволяет поддерживать прямой контакт с непосредственными получателями помощи на локальном уровне. С другой стороны, проекты СМР фактически ориентированы на интересы бизнеса и его продвижение в стратегически важные для страны регионы. Таким образом, японский опыт взаимодействия государства и бизнеса в СМР позволяет аккумулировать значительные ресурсы и эффективно продвигать национально значимые интересы.
В последнее время наблюдаются значительные успехи так называемых «новых» стран-доноров из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Примерно по такой же схеме развивается система Китая, лишь относительно недавно начавшего активно оказывать помощь развивающимся странам. Китай не публикует данных о своих затратах на СМР, однако, согласно экспертным данным1, он является одним из самых крупных доноров в мире, оказывая помощь в размере от 11 до 25 млрд долл. США в год (из них от 2 до 4,5 млрд долл. США приходится на ОПР). При этом суммарный объем помощи в 2009 г. составил 121 млрд долл. США2. Китайскую политику в сфере СМР характеризуют
1 Данные экспертного опроса, проведенного в рамках данного исследования.
2 Выступление министра финансов РФ А.Л. Кудрина на международной конференции «Новые партнерства в области финансирования мирового развития». Москва, 17-18 февраля 2010 г.
коммерческая направленность и стремление к достижению конкретных целей.
Китай идет через расширение присутствия, но не подавление. Отмечается, что Китай работает абсолютно в закрытом режиме, по принципу создания колониальных анклавов на территории тех стран, которые имеют минеральные ресурсы, критически важные для развития национальной экономики. Минусом данного подхода является то, что страны, не представляющие интереса для бизнеса в силу скудности природных ресурсов или иных причин, но остро нуждающиеся в помощи, могут быть обойдены вниманием.
В США и Канаде частный сектор меньше участвует в формировании общей политики ОПР и выборе реципиентов, однако активно привлекается в качестве поставщиков и исполнителей проектов. Такая практика часто подвергается критике из-за того, что привязка помощи к подрядчикам стран-доноров ведет к уменьшению эффективности использования выделяемых средств. Однако это несколько компенсируется тем, что компании, получающие прибыль за счет участия в ОПР, часто сами ведут благотворительные проекты в развивающихся странах.
Для большинства стран Европы в последнее время характерно стремление к несвязанной ОПР (Табл. 2). Взаимодействие с бизнесом проявляется прежде всего в широком распространении частно-государственного финансирования проектов развития, информационной поддержке благотворительной деятельности компаний, использовании ресурсов частного сектора для подготовки волонтеров и специалистов для развивающихся стран.
Наиболее ярким примером частно-государственного партнерства в СМР является национальная система, созданная в Германии. В этой стране нет единого агентства развития, его полномочия распределены между двумя государственными учреждениями и рядом неправительственных организаций, а политику СМР определяет Министерство экономического сотрудничества и развития. В 1999 г. с целью повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса в стране был создан Фонд партнерства государственного и частного сектора (Public-private partnerships facility), который софинансирует небольшие проекты германских компаний в развивающихся странах.
Основными условиями софинансирова-ния являются соответствие критериям содействия развитию и собственная доля бизнеса в проектах не менее 50%. Частный капитал, как
Таблица 1. Структура управления, приоритеты и степень вовлеченности бизнеса в программы ОПР девяти ведущих стран-доноров
Страна Определяют политику ОПР Занимаются реализацией ОПР Приоритетные регионы Оказание помощи странам СНГ Степень вовлечения частного сектора Степень участия бизнеса в проектах ОПР
Великобритания Департамент международного развития (DFID) Департамент международного развития (DFID) Бывшие британские колонии, Африка Да Низкая Низкая
Германия Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития KfW - государственная банковская группа, GTZ - государственная корпорация, ряд мелких НГО Африка Да Низкая Средняя
Канада Канадское агентство по международному развитию(CIDA) Канадское агентство по международному развитию (CIDA) Африка Да Низкая Средняя
Китай Государственный совет Министерство коммерции, Министерство финансов Южная и Юго-Восточная Азия, Африка Да Низкая Высокая
США Государственный департамент Агентство США по международному развитию (USAID); Корпорация вызовов тысячелетия (MCC) Африка, Ирак, Афганистан Да Низкая Высокая
Турция Министерство иностранных дел Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (TIKA), министерства Центральная Азия Да Низкая Низкая
Франция Межминистерский комитет по международному сотрудничеству и развитию Французское агентство по развитию (AFD) Африка, бывшие французские колонии Да Средняя Низкая
Швеция Министерство иностранных дел Шведское агентство по международному развитию и сотрудничеству (SIDA) Африка, Восточная Европа Да Средняя Средняя
Япония Министерство иностранных дел Государственное Агентство по международному сотрудничеству (JICA) Южная и Юго-Восточная Азия Да Высокая Высокая
Примечание. Здесь и в Табл. 2 использованы результаты экспертного опроса, проведенного в рамках исследования «Перспективы участия российского бизнеса в содействии международному развитию в странах СНГ (на примере Киргизии и Таджикистана)», проведенного Фондом «Наследие Евразии», данные статистического ресурса ОЭСР [1], а также официальных сайтов международных организаций помощи развитию [2-9].
правило, привлекается Фондом в крупные двусторонние проекты СМР Германии. Представители бизнеса имеют возможность участвовать в проектах на каждой стадии их реализации, что позволяет контролировать эффективность вложения средств и через взаимодействие с элитой в стране-партнере расширять свое присутствие. Такая форма работы мотивирует бизнес к участию в программах СМР.
В Великобритании формирование политики и осуществление ОПР входит в компетен-
цию одного ведомства - Независимого правительственного Департамента международного развития (ДМР). ДМР имеет особую форму взаимодействия с бизнесом - программу грантов частным компаниям, начинающим бизнес в развивающихся странах (обычно в бывших британских колониях), что стимулирует частные компании работать в этих странах. Фактически это одна из форм страхования инвестиций от нестабильной политической обстановки в странах ведения бизнеса.
Таблица 2. Объемы национальной ОПР и частных вложений девяти ведущих стран-доноров
Страна Объем ОПР в 2008 г., млн долл. США % от национального дохода Доля многосторонних проектов, % Частные финансовые потоки в развивающиеся страны, млн долл. США Из них в форме грантов, млн долл. США
Великобритания 11408 0,43 34,80 47846 667
Германия 13910 0,38 35,61 28302 1271
Канада 4725 0,32 30,02 11731 1355
Китай Н. д. Н. д. Н. д. Н. д. Н. д.
США 26008 0,18 11,09 97545 12161
Турция 792 0,1 5,63% 730 46
Франция 10956 0,39 40,43% 34422 Н. д.
Швеция 4729 0,98 31,68% 2541 78
Япония 9362 0,18 29,06% 21979 446
Примечание. В 2008 г., согласно официальным данным ОЭСР, общий бюджет ОПР восьми ведущих доноров (без Китая) составил 81890 млрд долл. США.
Не все страны имеют специальное агентство развития. Из девяти описываемых крупнейших стран-доноров только в Великобритании и Канаде функции формирования и осуществления политики в области СМР входят в компетенцию одного ведомства. В зависимости от идеологии конкретной страны в области СМР, там, где есть специализированные агентства развития, они подчинены разным министерствам. В США, Японии, Турции, Швеции функции формирования национальной политики СМР возложены на ведомство, ответственное за международные отношения (Государственный департамент, МИД). В Китае общая стратегия ОПР определяется Государственным советом, в который входят премьер-министр, его заместители, министры, председатели госкомитетов, председатель Народного банка Китая и начальник Государственного ревизионного управления. Функции реализации ОПР возложены на Министерство коммерции и Министерство финансов (Табл. 3).
Из всех стран-доноров в настоящее время только Швеция выделяет на ОПР более 0,98% от национального дохода. Великобритания, Германия, Канада и Франция объявили, что достигнут поставленной международным сообществом цели - 0,7% - к 2015 г., в остальных странах-донорах, в том числе США, данный показатель не превышает 0,2%.
Идеологические платформы национальных программ ОПР также разные. В Японии и
Китае система преимущественно работает на продвижение товаров, экспансию экспорта. В США тоже сильна линия на продвижение бизнеса, хотя в качестве основной цели СМР декларируется развитие демократии, управления, политической системы, институтов и проч.
По мнению экспертов, СМР может быть использована для непубличного манипулятив-ного продвижения национального бизнеса. При этом участие бизнеса с точки зрения проведения каких-либо государственных интересов обычно не афишируется, проекты могут реа-лизовываться как благотворительность в чистом виде или как социальная корпоративная ответственность при транснациональной деятельности. В результате путем участия в СМР национальный бизнес страны-донора получает конкурентные преимущества перед бизнесом из других стран.
Мировой опыт привлечения бизнеса к национальным программам СМР имеет свою историю и в последнее время активно развивается «новыми донорами». Если Россия предполагает стать значимым игроком на этом поле, ей необходимо учитывать, а возможно, и применять его в целях взаимовыгодного сотрудничества с российским бизнесом. Для этого важно формировать механизмы подключения бизнеса к национальной системе СМР, а также разрабатывать объективную систему оценки эффективности участия российского бизнеса в помощи развивающимся странам.
Таблица. 3. Основные приоритеты, особенности статуса СМР и формы взаимодействия государства с бизнес-структурами и НПО ведущих стран-доноров*
Основные приоритеты Особенности статуса СМР в стране Формы взаимодействия государства с частными структурами и НПО
Великобритания
Бывшие британские колонии и страны со слабой государственностью, в том числе страны СНГ Формирование политики и осуществление ОПР входит в компетенцию одного ведомства - Независимого правительственного Департамента международного развития (ДМР). Госсекретарь по международному развитию входит в состав кабинета министров Великобритании и подотчетен парламенту страны Британская ОПР является несвязанной, бизнес практически не вовлечен ни в формирование политики, ни в ее осуществление в качестве подрядчика. ДМР: имеет программу грантов частным компаниям, начинающим бизнес в развивающихся странах. Гранты призваны компенсировать возможные инвестиционные риски, связанные с нестабильной обстановкой в этих странах; оказывает информационную поддержку международных инициатив, связанных с разработкой инновационных бизнес-моделей для работы в развивающихся странах; внедряет идеи «честной торговли», которые устанавливают справедливые стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования
Германия
Африка как наиболее экономически отсталый континент планеты. в 2008 г. страна оказывала двустороннюю помощь 58 странам, а также вела ряд региональных проектов. в список стран-получателей помощи входят бывшие советские республики: Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Украина СМР является независимой сферой внешней политики страны. Все проекты ведутся уполномоченными Министерством экономического сотрудничества и развития государственными и частными организациями: KfW Bankengruppe, Deutsche Gesellschaft für Technische Zusammenarbeit, Deutscher Entwicklungsdienst, InWEnt, BGR, PTB, CIM. Сотрудничество осуществляется на постоянной основе, так как эти организации официально являются частью германской системы ОПР Бизнес активно вовлекается в проведение консультаций, тренингов, подготовку высококвалифицированных специалистов для стран - получателей помощи, а также передачу им производственных технологий. С 1999 г. действует специальный Фонд партнерства государственного и частного сектора (Public-private partnerships facility), который призван реализовывать потребность частных компаний в оперативной, небюрокра-тизированной и гибкой кооперации. Фонд занимается софинансированием сравнительно мелких проектов германских компаний в развивающихся странах, если они отвечают критериям содействия развитию. Доля частного капитала в этих проектах должна составлять не менее 50%. Частный капитал привлекается Фондом в крупные двусторонние проекты ОПР Германии. Представителям частного сектора предоставляется возможность участия в финансируемых проектах на всех стадиях их реализации, что позволяет им не только контролировать расходование средств, но и налаживать необходимые связи в стране-партнере
Канада
80% ОПР предоставляются 20 «фокусным странам». в основном это страны исхода наиболее значимых диаспор. Приоритетным регионом является Африка. Среди стран СНГ - только Украина Канадская ОПР - проектно-ориентированная. Формирование политики и осуществление ОПР входят в компетенцию одного ведомства - Канадского агентства по международному развитию (СЮА)** Полномочия СЮА: софинансирование проектов частного бизнеса; привлечение частного бизнеса в форме подряда; вложения Агентства в проекты могут превышать 500 тыс. долл. США; поддержка программ общественной поддержки ОПР, подготовка волонтеров, исследований, образовательной миграции
Китай
Приоритетный регион - Африка, получающая до половины объема ОПР Китая. Нередко страна подвергается критике за то, что при определении получателей помощи она часто руководствуется экономическими соображениями, в частности доступом к природным ресурсам. Кроме того, осуждение стран Запада вызывает сосредоточенность Китая на инфраструктурных проектах и слабое внимание к ЦРТ Общая стратегия предоставления Китаем ОПР определяется непосредственно руководством страны в лице Государственного совета, включающего премьер-министра, его заместителей, министров, председателей госкомитетов, председателя Народного банка Китая и начальника Государственного ревизионного управления. Государство не предоставляет официальную информацию о размерах ОПР Ориентация Китая на доступ к природным ресурсам в развивающихся странах находится в интересах частного сектора. Бизнес активно вовлекается в СМР, в качестве подрядчиков и поставщиков. Китайские корпорации нередко принимают непосредственное участие в подготовке запросов по интересным для них проектам, становясь впоследствии одновременно их соинвесторами и исполнителями
Основные приоритеты Особенности статуса СМР в стране Формы взаимодействия государства с частными структурами и НПО
США
В Стратегии национальной безопасности указано, что ОПР США должна служить достижению внешнеполитических целей страны. Лидеры получения помощи - Ирак, Афганистан и другие политически значимые для США страны Общая стратегия определяется Государственным департаментом США. Осуществление ОПР - компетенция Агентства по международному развитию, Государственной Корпорации вызовов тысячелетия, 20% распоряжаются другие ведомства США. Базовые положения Общей стратегии СМР прописаны в Стратегии национальной безопасности страны. Большая часть проектов помощи связана с американскими поставщиками и подрядчиками Привлечение частного бизнеса к ОПР на конкурсной основе; поддержка инициативных проектов частного бизнеса и НПО; консультации и информационная поддержка; постоянная связь с американскими НПО и НПО стран проведения проектов
Турция
Приоритетными реципиентами являются страны, в которых часть населения говорит на турецком языке, а также государства-соседи, особенно постсоветские республики -Киргизия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан входят в первую десятку реципиентов. Около 95% турецкой ОПР является двусторонней Турция не входит в Комитет ОЭСР, находится в списке стран-реципиентов, получая помощь от других стран. Система ОПР Турции децентрализована. Общую стратегию определяет МИД. Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию - институт, созданный в 1992 г. непосредственно для осуществления ОПР. Т1КА с 1999 г. напрямую подчиняется премьер-министру. Агентство отвечает за техническое сотрудничество, координирует действия других правительственных учреждений, вовлеченных в ОПР Система взаимодействия с бизнесом в Турции разработана пока слабо, что связано с относительно небольшим опытом оказания официальной помощи другим странам, а также с недостаточным развитием частного сектора. Частный сектор Турции является объектом помощи многих международных программ, в частности инициатив ПРООН. Турецкое правительство заявляет о намерении как можно скорее вовлечь бизнес страны в СМР
Франция
Основное внимание уделяется бывшим французским колониям и Ближнему Востоку, откуда во Францию едут мигранты. Общее число стран-получателей французской ОПР превышает 60. Страны СНГ в этот список не входят Общая стратегия оказания Францией ОПР определяется Межминистерским комитетом по международному сотрудничеству и развитию (СЮЮ), возглавляемым премьер-министром. Наибольшее влияние в Комитете имеют Министерство иностранных дел и Министерство экономики, финансов и промышленности Гранты и софинансирование частных проектов, направленных на помощь развивающимся странам. Бизнес имеет налаженную систему взаимодействия и финансирования французских и международных фондов развития. Французские НПО ведут активную деятельность по содействию СМР независимо от правительства. Совместная деятельность бизнеса и НПО помогает влиять на политику правительства, касающуюся ОПР
Швеция
С целью увеличения эффективности помощи, количество стран ее получателей сокращается, к 2011 г. в приоритете у страны будет около 30 государств Африки и Восточной Европы, объемы помощи странам Юго-Восточной Азии и Латинской Америки сокращаются. Швеция оказывает официальную помощь развитию ряду стран СНГ. Значительное внимание уделяется региональной программе по развитию демократии, правам человека и частному сектору в странах Центральной Азии Национальная политика ОПР определяется Министерством иностранных дел Швеции. Больше половины средств, выделяемых на международное развитие, распределяется Национальным агентством по международному развитию и сотрудничеству (SIDA). Меньшая часть помощи реализуется через иные непрофильные правительственные ведомства. SIDA подотчетна правительству и контролируется Национальным финансово-ревизионным управлением и Агентством оценки развития*** В 2007 г. SIDA разработало четыре направления плана по взаимодействию с частным сектором: выработка новых форм сотрудничества и финансирования, позволяющих компаниям выступать в проектах в качестве партнеров; создание форумов для диалога с представителями частного сектора; улучшение информирования о процессе закупок для целей ОПР; консультации для представителей частного сектора по вопросам содействия международному развитию. SIDA может софинансировать проекты частных компаний в развивающихся странах двумя способами: прямое финансирование проекта: за распределение и администрирование средств отвечает компания-подрядчик; предоставление гранта или займа клиенту частной компании, выполняющей связанный с развитием проект. SIDA: поощряет корпорации, ведущие «этичный» бизнес в развивающихся странах. в 2009 г. инициирована разработка новой программы взаимодействия, включающей гранты и другие стимулы; организует встречи представителей шведского бизнеса с членами местных правительств; активно привлекает фирмы, работающие в конкретной стране, к обсуждению и разработке стратегии официальной помощи развитию
Примечания.
* Таблица основана на информации официальных сайтов международных организаций помощи развитию. См. [2-9].
** Льготные займы развивающимся странам и списание старых долгов - компетенция Министерства финансов, но доля этой ОПР невелика.
*** Агентство оценки развития - государственная структура, созданная в 2006 г. для проведения статистических исследований и анализа проблем, связанных с международным развитием.
Основные приоритеты Особенности статуса СМР в стране Формы взаимодействия государства с частными структурами и НПО
Япония
Поддержка стран Восточной и Юго-Восточной Азии, с 2003 г. - стран Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, СНГ В 2003 г. создано независимое правительственное Агентство по международному сотрудничеству (ЛСА). в 2008 г. присоединяется часть Банка международного сотрудничества Японии. Агентство администрирует три основные сферы ОПР: техническое сотрудничество, грантовую поддержку и предоставление ссуд. Имеет ярко выраженную бизнес-ориентацию. в формировании общего бюджета ОПР участвуют бизнес-ассоциации как посредники между государством и бизнесом Бизнес оказывает влияние на политику ОПР через консультации органов государственной власти и частного сектора; при необходимости поддержка проектов японских компаний, особенно связанных с развитием инфраструктуры в странах присутствия японского бизнеса; бизнес может быть как соинвестором, так и подрядчиком
Электронные источники информации
1. Статистические данные ОЭСР. URL: http://ststs. oecd.org (date of access: 16.03.2011).
2. Веб-сайт Департамента международного развития Великобритании (DFID). URL: http://www.dfid. gov.uk/ (date of access: 16.03.2011).
3. Веб-сайт Министерства сотрудничества и развития Германии (BMZ). URL: http://www.bmz.de/en/ (date of access: 16.03.2011).
4. Веб-сайт Агентства Канады по международному развитию (CIDA). URL: http://www.acdi-cida.gc.ca/ index-e.htm (date of access: 16.03.2011).
5. Веб-сайт USAID. URL: http://www.usaid.gov/ (date of access: 16.03.2011).
6. Веб-сайт Агентства Турции по международному сотрудничеству и развитию (TIKA). URL: http://www. tika.gov.tr (date of access: 16.03.2011).
7. Веб-сайт Агентства Франции по развитию. URL: http://www.afd.fr (date of access: 16.03.2011).
8. Веб-сайт Шведского агентства по международному развитию и сотрудничеству (SIDA). URL: http:// www.sida.se/English/ (date of access: 03.03.2011).
9. Веб-сайт Агентства Японии по международному сотрудничеству (JICA). URL: http://www.jica.go.jp (date of access: 03.03.2011).