Научная статья на тему 'Россия как «Другая Европа» в дискурсе европейских правых популистских партий'

Россия как «Другая Европа» в дискурсе европейских правых популистских партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
425
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ РОССИИ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАВЫЕ ПОПУЛИСТСКИЕ ПАРТИИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ ЕС / IMAGE OF RUSSIA / EUROPEAN IDENTITY / EUROPEAN RIGHT POPULIST PARTIES / EU IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рябов Дмитрий Олегович

Статья посвящена проблеме репрезентации образа России как по-настоящему европейской страны в дискурсе европейских правых популистских партий. Анализируя заявления представителей правых популистов, автор приходит к выводу о том, что существующий в их дискурсе образ России как последней защитницы национального суверенитета и традиционных европейских семейных и христианских ценностей может выступать фактором ослабления европейской идентичности ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia as Other Europe in the Discourse of European Right Populist Parties

The article studies the problem of representing Russia as truly European country in European right populist parties’ discourse. Basing on the analysis of representatives of such parties, the author comes to the conclusion, that the image of Russia as the last defender of traditional European values of family, Christian religion and national sovereignty in their discourse weakens European EU identity.

Текст научной работы на тему «Россия как «Другая Европа» в дискурсе европейских правых популистских партий»

УДК 327

д. о.Рябов

РОССИЯ КАК «ДРУГАЯ ЕВРОПА» В ДИСКУРСЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРАВЫХ ПОПУЛИСТСКИХ ПАРТИЙ

Статья посвящена проблеме репрезентации образа России как по-настоящему европейской страны в дискурсе европейских правых популистских партий. Анализируя заявления представителей правых популистов, автор приходит к выводу о том, что существующий в их дискурсе образ России как последней защитницы национального суверенитета и традиционных европейских семейных и христианских ценностей может выступать фактором ослабления европейской идентичности ЕС.

Ключевые слова: образ России, европейская идентичность, европейские правые популистские партии, идентичность ЕС.

«Гораздо больший европейский смысл сохраняется в России и благодаря России», — это заявление лидера крайне правой венгерской партии «Йоббик» Г Воны во время встречи со студентами в МГУ демонстрирует, что в европейском политическом дискурсе присутствует образ европейской России (Уничтожение Европы, www.warandpeace.ru). Насколько он востребован? Кем и с какой целью он используется? Каким образом он оказывает влияние на формирование европейской идентичности? Наконец, почему он стал востребован прежде всего в дискурсе европейских правых популистских партий?

Ответам на эти вопросы посвящена данная статья. Материалами для анализа являются суждения о России представителей европейских правых популистских партий после так называемого консервативного поворота российской политики в 2012 г

Проблема государственной идентичности стала рассматриваться как ключевой фактор международных отношений, начиная с работ А. Вендта. Он указал, что формирование идентичности государств происходит во взаимодействии с другими участниками международных отношений, в ходе которого государство приписывает себе набор значений, принимая во внимание действия других акторов международных отношений (Wendt, 1994). Т.Хопф, другой представитель конструктивизма, подчеркивал, что политика не только государств, но и других акторов международных отношений (в том числе политической элиты, политических партий, широких масс) зависит от уже существующих у них образов Себя и Других (Hopf, 2012, p. 5, 8, 14; о взаимообусловленности образов Своих и Чужих см. подробнее: Jenkins, 2008).

С одной стороны, европейская политическая идентичность, как и государственная идентичность, — результат целенаправленной политики, проводимой Европейским Союзом (далее — ЕС), и «побочный продукт» социально-экономической деятельности его институтов (Risse, Engelmann-Martin, 2002). С другой стороны, процесс формирования европейской политической идентичности

© Д. О. Рябов, 2014

Рябов Д. О. Россия каКч^Ругая Европа» в дискурсе европешщхпРавЪ1Хпопули£тских.партий

происходит за счет противопоставления ЕС значимым внешним Другим, одним из которых является Россия (Нойманн, 2004).

Роль образа России в процессе формирования европейской идентичности активно изучается, особенно в последние два десятилетия, после публикации монографии И. Нойманна «Использование "Другого": Образы Востока в формировании европейской идентичности». Опираясь на идеи о конструировании образа Востока в западном дискурсе, высказанные Э. Саидом (Саид, 2006), И. Нойманн показал, что репрезентация России является необходимым условием для формирования европейской идентичности и включает в себя преимущественно негативные черты, позволяющие легитимировать евроатлантическую интеграцию (Delanty, 1998, p. 6-7). При этом политические различия между Россией и европейскими странами преувеличиваются; Европе и России сегодня приписываются характеристики, традиционно соотносимые соответственно с Западом и Востоком, такие как «цивилизованность» и «варварство» или «свобода» и «угнетение» (Нойманн, 2004). Эта интерпретация образа России доминирует в последние годы. Она проявляется в европейской прессе при обсуждении российско-грузинского конфликта в 2008 г., запрещения в России пропаганды нетрадиционных семейных отношений среди несовершеннолетних, процесса над Pussy Riot, дела Сноудена или украинского кризиса.

Существует и другая тенденция европейского дискурса о России. Она заметна в риторике представителей европейских правых популистских партий. Россия представляется страной, разделяющей и отстаивающей подлинные европейские ценности, находящиеся под угрозой со стороны транснациональных элит1. Европейский образ России становится востребованным и используется в борьбе как на муниципальных и национальных парламентских выборах, так и на выборах в Европарламент.

Альтернативная тенденция изображения России существует не только в Европе, но и в США. Взгляда на Россию как на неотъемлемую часть европейской цивилизации, воплощающую традиционные ценности, забытые Западом, придерживаются представители палеоконсервативного движения (Введение в проблематику российского консерватизма, 2007, с. 85).

Кратко обозначим истоки взглядов на Россию в современном европейском правом популизме.

Формирование устойчивого европейского дискурса о России исследователи относят к началу XVIII в. С одной стороны, сложилось представление о Европе как сообществе стран, объединенных религией, правом и происхождением, с другой — Россия в первой половине века становится участником европейской системы международных отношений. В этот период она не рассматривалась принципиально отличной от европейских монархий (Malia, 2000). Ситуация стала меняться после Великой французской революции, когда Россию стали представлять защитницей «старого порядка»; ее начали идеализировать представи-

1 Этот тезис о существовании Европы мнимой и Европы подлинной, к которой и принадлежит Россия, восходящий к идее «двух Европ», сформулированной еще Ф. Достоевским, становится популярным и в российском публичном дискурсе.

тели консервативной мысли, критиковавшие либеральные идеи Просвещения и противопоставлявшие им русский традиционализм. Для них не тронутая модернизацией Россия воплощала «детство Европы» и утраченную европейцами культуру (Алленов, 1997). В начале XX в. русофилия становится популярной в радикальном направлении консерватизма. Представители немецкого консервативно-революционного движения критиковали европейское «дегенеративное настоящее» и ориентировались на такие ценности, как нация, семья и религия, которые они видели в современной им России (Кустарев, 2010). Так, один из основных представителей движения, А. Мёллер ван дер Брук разделял тезис Достоевского о том, что русские как «юный народ» являются необходимым духовным союзником Германии в ее вечном противостоянии с европейским Западом (Алленов, 1997; Дугин, 1994, с. 73, 77). Во второй половине XX в. идея о том, что советская Россия является геополитическим противовесом либеральной и проамериканской Европе, «мондиализму», высказывалась представителями французской правой мысли Ж. Тириаром и А. де Бенуа (Дугин, 1994).

Традиция подобных воззрений на Россию сегодня воплощается в риторике европейских правых популистских партий, демонстрировавших электоральные успехи на муниципальных и парламентских выборах в Австрии, Венгрии, Франции и набравших на выборах в Европарламент в мае 2014 г. от 20 до 25 % голосов (Hartleb, Grabow, 2013). Популистские партии апеллируют к народу и обещают выполнить массовые требования (Ачкасов, 2012). Эти партии можно отнести к «популизму идентичности», они выступают против транснациональной проамериканской политической элиты своих государств, разрушающей традиционные семейные и религиозные ценности.

Представители многих европейских правых популистских партий заявляли в последнее время о поддержке политики России. В свою очередь, Россия видит в них союзников: лидеров европейских правых принимают на высоком уровне и приглашают читать лекции в московских университетах (Jauvert, 2014; Odehnal, 2014). При анализе публичных выступлений, интервью, публицистических статей представителей этих партий становится очевидным, что образ России регулярно появляется в их риторике, преимущественно при обсуждении таких тем, как национальный суверенитет, роль религии и семейных ценностей в жизни общества.

Рассмотрим подробнее, как именно востребован образ России в политической риторике правых популистов.

Главным поводом для включения образа России в европейский политический дискурс является вопрос о защите национального суверенитета от давления наднациональных структур ЕС, стоящий на повестке дня практически всех правых популистских партий Европы. В. Ачкасов отмечает, что европейская интеграция интерпретируется ими как антинациональный и недемократичный проект, управляемый элитой (Ачкасов, 2012, с. 105). При этом национальный суверенитет выступает для них безусловной европейской ценностью, а главным защитником данного принципа представляется Россия (Putin verteidigt Europas Zivilisation, 2014).

Рябов Д. О. Россия как««другая Европа» в дискурсе европешскихправыхпопулшстскихпартий

Россия как суверенное государство, проводящее независимую политику, противопоставляется ЕС, чья транснациональная бюрократия антидемократична (Rohr, 2014; Hitchens, 2012) и действует вразрез с основополагающими европейскими идеями (Viktor Orbán na Uniwersytecie Warszawskim 6 marca 2013, http://youtu.be/LXr-YZ_LBWE). Критически оценивая политическую структуру ЕС, европейские правопопулистские партии выступают за полное преобразование Европы и демонтаж ограничивающих национальный суверенитет структур ЕС (Réclamez la fin de l'union européenne, www.frontnational.com).

Поэтому правые партии не случайно выдвигают идеи создания союза суверенных европейских государств, который включал бы в себя среди прочих государств и Россию (Odehnal, 2014), и присоединения к Евразийскому союзу (Orenstein, 2014). На протяжении XX в. эти идеи поддерживались как правыми политиками, так и мыслителями: о необходимости объединения Европы и России на основе антилиберальной идеологии писал Ж. Тириар (Дугин, 1994, с. 31, 73-77); президент Франции Ш. де Голль полагал, что Европа должна быть построена вместе с СССР от Атлантики до Урала (и дальше) (Дубинин, 2007). Руководители французского Национального фронта представляли разные варианты европейской интеграции: и союз Парижа, Берлина и Москвы, и блок наций от Бреста до Владивостока (Prze+omiec, 2013).

Европейские правые популистские партии придают большое значение «непосредственной демократии» и отрицанию стандартных демократических процедур (Ачкасов, Линецкий, 200B; Вершинина, 2013; Ачкасов, 2012). Именно это объясняет их внимание к крымскому референдуму об отделении, по итогам которого наблюдатели от этих партий заявили о признании его результатов и поддержке волеизъявления народа Крыма (Orenstein, 2014; Semka, 2014).

Причина репрезентации России как «лучшей» Европы — представление о способности России противостоять влиянию США на интеграционные процессы в Европе. Россия, как полагают представители правых сил, может помочь в борьбе с американским глобализмом, стремящимся заменить независимые европейские государства провинциями нового мирового порядка (Hitchens, 2012).

Европейские правые популисты упрекают политическую элиту в зависимости от США. М. Ле Пен, критикуя президента Ф. Олланда во время предвыборной кампании, ставит ему в пример Россию, которая действует в своих интересах вопреки воле США (Ukraine. De Mélenchon à Le Pen, qu'en disent les politiques français, http://tempsreel.nouvelobs.com). Важным союзником в борьбе с влиянием США на европейские дела представляет Россию Х. К. Штрахе, лидер австрийской «Партии Свободы» (Rohr, 2014).

Негативное отношение европейские правые популисты высказывают и к блоку НАТО; по их словам, он делит Европу на «новую» и «старую», которые по-разному относятся к российской военной угрозе (Dempsey, 2014).

Наконец, суверенитет России в международных отношениях европейские правопопулистские партии видят в возможности и способности России сопротивляться навязываемой ей экономической глобализации. Ультралиберальная экономическая модель, навязываемая США всему миру, противопоставляется

российской «патриотической» модели экономики, свободной от влияния проамериканской финансовой элиты и идеологии консьюмеризма (Surugue, 2014; Higgins, 2014).

Европейских правых популистов в их репрезентации России как защитницы традиционных европейских ценностей поддерживают американские правые популисты. По их мнению, Россия в лице своего президента защищает не только национальный суверенитет, но и национальные, семейные и религиозные ценности, «которые сделали Америку великой, до того, как ее изменили космополитизм и мультикультурализм» (Buchanan, 2014a; 2014b; Kirchick, 2014).

Защита семейных и религиозных ценностей как основы общества — следующая значимая проблема, при обсуждении которой европейские правые популисты используют образ России: российского президента В. Путина европейские правые называют единомышленником в отстаивании семьи и христианства как традиционных европейских ценностей (Vinocur, 2014).

Тезис о России как хранительнице семейных ценностей вписывается в авторитарную социально-культурную риторику об упадке общества из-за разложения института семьи, которую используют европейские правые популистские партии. Так, во время избирательной кампании в Европарламент в мае 2014 г. французский политик Э. Шопрад использовал в своей агитации пример победы на конкурсе «Евровидения» трансвестита К. Вурст в качестве доказательства тезиса о том, что «европейцы стали массой потребителей, оторванных от своих естественных корней — семьи, нации и Бога» (приводится по: Higgins, 2014).

Не случайно в дискуссиях о будущем европейской семьи и Европы в целом консервативные европейские политики и пресса ссылаются на российский опыт защиты семейных ценностей (Memches, 2013; Magni, 2013). О поддержке принятых в России законов о запрещении пропаганды нетрадиционных семейных отношений среди несовершеннолетних и запрете усыновления однополыми парами заявила М. Ле Пен, и консервативные испанские медиа, в том числе телевидение, обсуждали, что в условиях демографического кризиса подобная политика защиты семьи может быть инструментом национального выживания (Эспарса, 2013).

В контексте обсуждения влияния образа России на европейскую идентичность важно, что российский запрет на пропаганду гомосексуализма в правой прессе нередко обсуждался как ответ на серьезный кризис западной культуры, сексуальную революцию и противоречащее природе сексуальное поведение как их следствие (Ryba, 2013; Semka, 2014). Европа сравнивается с мотыльком, стремящимся к пламени свечи культурного марксизма в публикации представителя ультраправой «Партии шведов» (Soederman, 2013).

Одним из защитников традиционных ценностей, таких как Бог, семья и нация, выступает венгерский премьер-министр В. Орбан, противопоставляющий их в публичных выступлениях светскому, транснациональному, не основанному на семье обществу современной западной Европы (Orban, 2013).

Наконец, солидарность с Россией в защите христианства от ложных ценностей в одном из своих коммюнике отмечал глава Римской католической церкви Папа Бенедикт XVI (Speciale, 2012).

Рябов Д. О. Россия как««другая Европа» в дискурсе европейскихправъхпопулистскихпартий

Американские консерваторы также видят Россию единственной, последней защитницей христианства в Европе, следовательно, единственной по-настоящему европейской страной. По мнению палеоконсерваторов, современный Запад стал «постхристианским», и только Россия, великая консервативная держава, воплощает его забытые традиционные ценности (Hitchens, 2012; Larison, 2007). Выступления российского президента, посвященные борьбе с западным моральным релятивизмом, сравниваются с заявлениями Папы Римского Иоанна Павла II о замене христианских ценностей ценностями Голливуда. В таком контексте не кажется удивительным то, что один из представителей движения назвал В. Путина «львом христианства» за его поддержку религии и традиционных ценностей (Matthews, 2014; Buchanan, 2013). Образ России как защитницы христианства легитимирует для палеоконсерваторов и присоединение к России Крыма, поскольку Крым можно считать колыбелью христианства для России, ведь именно там князь Владимир принял крещение (Buchanan, 2014c).

Неудивительно, что американские палеоконсерваторы также с одобрением относятся к консервативной российской политике в сфере семейных отношений. П. Бьюкенен, один из наиболее известных представителей движения, в ряде статей одобрительно высказывается о запрещении пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Он присоединился к В. Путину в критике доступности абортов, гомосексуальных браков и порнографии (Prze+omiec, 2014) в западных странах и отметил тенденцию превращения России в лидера борьбы за сохранение семьи. По мнению П. Бью-кенена, эта тенденция и демографический подъем могут привести к тому, что Россия снова станет сверхдержавой (Duke, 2014).

Подведем итоги. Образ России как восточного Другого был необходимым условием формирования европейской идентичности и включал в себя по преимуществу негативные черты. Однако в современном европейском политическом дискурсе можно наблюдать другую тенденцию. Представители европейских правых популистских партий репрезентируют Россию как одну из последних европейских стран, отстаивающих традиционные ценности нации, семьи и религии.

Таким образом, российский Другой может выступать как фактор не только формирования европейской идентичности, но и ее разрушения в условиях усиления влияния правого популизма на европейскую политику в последнее десятилетие.

Литература

Алленов С. Г. Русофильство немецких консерваторов начала XX в. // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. 1. Гуманитарные науки. 1997. № 1. С. 36-51 (AllenovS. G. Russophilia of German Conservators in the Beginning of XX c. // Voronezh State University Herald. 1997. N 1. P. 36-51).

Ачкасов В. А., Линецкий А. В. Ложная альтернатива: «Третий путь» крайне правых популистских партий // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2008. Т. 4, № 1. С. 5-22 (Achkasov V. A., Linetskiy A. V. The False Alternative: "The Third Way" of Ultra-Rightist Populist Political Parties // Political expertise: POLITEX. 2008. Vol. 4, N 1. P. 5-22).

Ачкасов В. А. Политика идентичности мультиэтничных государств в контексте решения проблемы безопасности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 232 с. (Achkasov V. A. Politics of Identity in Multiethnic States in the Context of Security Problem Solution. St. Petersburg: SPbGU Publishing House, 2012. 232 p.).

Введение в проблематику российского консерватизма / под ред. Ю. Н. Солонина, Н. В. Поляковой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 415 с. (Introduction to the Problems of Russian Conservatism / еd. by Yu. N. Solonin, N. V. Polyakova. St. Petersburg, SPbGU Publishing House, 2007. 415 p.).

Вершинина Д. Б. Французский консерватизм в начале XXI века: новые вызовы и новые лидеры // Вестник Пермского ун-та. Сер. История. 2013. № 3 (23). С. 243-255. {Vershinina D. B. French Conservatism in the Beginning of XXI c.: New Challenges and New Leaders // Perm University Herald. Series History. 2013. N 3 (23). P. 243-255).

Дубинин Ю. О «Европе от Атлантики до Урала» // Россия в глобальной политике. 2007. № 5. С. 155-160 (Dubinin Yu. About "Europe from Atlantic to Urals" // Russia in Global Affairs. 2007. N 5. P. 155-160).

Дугин А. Консервативная революция. М.: Арктогея, 1994. 352 с. (Dugin A. Conservative Revolution. Moscow: Arctogeia, 1994. 352 p.).

КустаревА. Консерватизм и... консерватизм // Неприкосновенный запас. 2010. № 1. С. 1218 (KustarevA. Conservatism. and Conservatism // Neprikosnovenny Zapas. 2010. N 1. P. 12-18).

Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейской идентичности. М.: Новое изд-во, 2004. 335 с. (Neumann I. B. Uses of the Other: "The East" in European Identity Formation. M., New Publishing House, 2004. 335 p.).

Саид Э. Ориентализм. СПб.: Русский мир, 2006. 637 с. (Said E. Orientalism. St. Petersburg, 2006. 637 p.).

Уничтожение Европы. Габор Вона и Бела Ковач о Венгрии, Европе и России // Война и мир. 04.07.2013 (www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/81521 (дата доступа: 20.11.2014)) (Destruction of Europe: Gabor Vona and Bela Kovacs on Hugary, Europe and Russia // Voina i Mir.

04.07.2013 (www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/81521 (date of access: 20.11.2014)). Эспарса Х. Антигейский закон в России — инструмент национального выживания // ИноС-

МИ. (http://inosmi.ru/world/20130826/212264304.html (дата обращения: 20.11.2014)) (Esparza J. The Anti-Gay Law in Russia is an Instrument of National Survival // InoSMI (http://inosmi.ru/ world/20130826/212264304.html (date of access: 20.11.2014))).

Buchanan P. Is Putin One of Us? // Patrick J. Buchanan Official Website. 17.12.2013 (http:// buchanan.org/blog/putin-one-us-6071 (date of access: 20.11.2014)).

Buchanan P. (2014а). The Specter Haunting Europe // Patrick Buchanan Official Website.

23.05.2014 (http://buchanan.org/blog/specter-haunting-europe-6416 (date of access: 20.11.2014)). Buchanan P. (2014b). Vladimir Putin, Christian Crusader? // The American Conservative.

04.04.2014 (www.theamericanconservative.com/vladimir-putin-christian-crusader (date of access: 20.11.2014)).

Delanty G. Redefining Political Culture in Europe Today: from Ideology to the Politics of Identity and Beyond // Political Symbols, Symbolic Politics: European identities in transformation / ed. by U. Hedetoft. Aldershot, 1998. P. 23-43.

Dempsey J. Putin Revives Old and New Europe // Carnegie Europe. 07.03.2014 (http:// carnegieeurope.eu/strategiceurope/?fa=54811 (date of access: 20.11.2014)).

Duke S. Vladimir Putin Caesar and Our Great Geo-political Turning Point // American Thinker. 25.04.2014 (www.americanthinker.com/articles/2014/04/vladimir_putin_caesar_and_our_great_ geopolitical_turning_point.html (date of access: 20.11.2014)).

Hartleb F., GrabowK. Europa — Nein Danke? Studie zum Aufstieg Rechts- und Nationalpopulistischer Parteien in Europa. KAS, 2013. 52 S.

Higgins A. Far-Right Fever for a Europe Tied to Russia // New York Times. 20.05.2014 (www. nytimes.com/2014/05/21/world/europe/europes-far-right-looks-to-russia-as-a-guiding-force.html (date of access: 20.11.2014)).

Psißoe D. O. Poccun K&KJ<<dpylail Eeporn» e ducKypce eeponeücKUXnPae^iXnonyAucmcKUXnapmuü

Hitchens P. If not Putin, Who? It's because I Love my Own Country that I Can See the Point of This Sinister Tyrant Who so Ruthlessly Stands up for Russia // Daily Mail. 27.02.2012 (www.dailymail. co.uk/news/article-2106406/Vladimir-Putin-I-point-sinister-tyrant-ruthlessly-stands-Russia.html (date of access: 20.11.2014)).

Hopf T. Reconstructing the Cold War: The Early Years, 1945-1958. Oxford University Press, 2012. 305 p.

Jauvert V. Le Raspoutine de Poutine // L'Obs. 03.05.2014 (http://tempsreel.nouvelobs.com/ ukraine-la-revolte/20140503.0BS6009/le-raspoutine-de-poutine.html (date of access: 20.11.2014)).

Jenkins R. Social Identity. New York: Routledge, 2008. 232 p.

Kirchick J. Paleocons for Putin // The Daily Beast. 13.01.2014 (www.thedailybeast.com/ articles/2014/01/13/paleocons-for-putin.html (date of access: 20.11.2014)).

Larison D. Persecuting Putin // Taki's Magazine. 14.02.2007 (http://takimag.com/article/ persecuting_putin (date of access: 20.11.2014)).

Magni S. Un grande vuoto colmato da Putin // L'Opinione. 27.11.2013 (www.opinione.it/ esteri/2013/11/27/magni_esteri-27-11.aspx (date of access: 20.11.2014)).

Malia M. Russia under Western Eyes: From the Bronze Horseman to the Lenin Mausoleum. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University, 2000. 528 p.

Matthews O. Vladimir Putin's New Plan for World Domination // The Spectator. 22.02.2014 (www. spectator.co.uk/features/9142182/putins-masterplan (date of access: 17.03.2014)).

Memches F. Marine-jedzie-do-Moskwy // Rzeczpospolita. 27.06.2013 (www.rp.pl/ artykul/9158,1023843-Memches %E2 %80 %94Marine-jedzie-do-Moskwy.html (date of access: 20.11.2014)).

Odehnal B. Gipfeltreffen mit Putins Fuenfter Kolonne // Tages Anzeiger. 03.06.2014 (www. tagesanzeiger.ch/ausland/europa/gipfeltreffen-mit-putins-fuenfter-kolonne/story/30542701 (date of access: 20.11.2014)).

Orban V. The Role of Traditional Values in Europe's Future // Chatham House. The Royal Institute of International Affairs. 09.10.2013 (www.chathamhouse.org/events/view/194086 (date of access: 20.11.2014)).

Orenstein M. Putin's Western Allies // Foreign Affairs. 25.03.2014 (www.foreignaffairs.com/ articles/141067/mitchell-a-orenstein/putins-western-allies (date of access: 20.11.2014)).

Przetomiec M. Ostatnia nadzieja zachodniego konserwatyzmu? // Polonia Christiana. 2013. № 37 (www.pch24.pl/ostatnia-nadzieja-zachodniego-konserwatyzmu-,31186,pch.html (date of access: 20.11.2014)).

Putin verteidigt Europas Zivilisation // Kurier. 17.05.2014 (http://kurier.at/politik/eu/marine-le-pen-putin-verteidigt-die-werte-der-europaeischen-zivilisation/65.991.041 (date of access: 20.11.2014)).

Réclamez la fin de l'union européenne! // Le site officiel du Front National (www.frontnational. com/reclamez-la-fin-de-lunion-europeenne (date of access: 20.11.2014)).

Risse T., Engelmann-Martin D. Identity Politics and European Integration: The Case of Germany // The Idea of Europe. From Antiquity to the European Union / ed. by A. Pagden. Cambridge University Press, 2002. P. 287-316.

Rohr M. von. Interview with Marine Le Pen: "I Don't Want this European Soviet Union" // Der Spiegel. 03.06.2014 (www.spiegel.de/international/europe/interview-with-french-front-national-leader-marine-le-pen-a-972925.html (date of access: 20.11.2014)).

Ryba M. Sprawa zakazu propagandy homoseksualnej w Rosji // Nasz Dziennik. 01.10.2013 (http://naszdziennik.pl/polska-kraj/55534,sprawa-zakazu-propagandy-homoseksualnej-w-rosji. html (date of access: 20.11.2014)).

Semka P. Rosja kusi prawicç // Do rzeczy. 26.05.2014 (http://semka.dorzeczy.pl/id,3361/Rosja-kusi-prawice.html (date of access: 20.11.2014)).

Soederman M. Jag applâderar den ryska lagen // Realisten. 30.07.2013 (www.realisten. se/2013/07/30/jag-appladerar-den-ryska-lagen (date of access: 20.11.2014)).

Speciale A. Benedetto XVI ha incontrato il metropolita Hilarion a margine del Sinodo. "Uniamo gli sforzi delle nostre chiese" // Vatican Insider. 17.10.2012 (http://vaticaninsider.lastampa.it/vaticano/

dettaglio-articolo/articolo/russia-rusia-ortodossi-orthodox-christians-ortodoxos-19000 (date of access: 20.11.2014)).

Surugue L. French far-right's Le Pen says she admires Putin // The Local. 05.09.2014 (www. thelocal.fr/20140905/le-pen-says-she-admires-vladimir-putin (date of access: 20.11.2014)).

Ukraine. De Mélenchon à Le Pen, qu'en disent les politiques français? // L'Obs. 05.03.2014 (http://tempsreel.nouvelobs.com/ukraine-la-revolte/20140304.0BS8508/ukraine-de-melenchon-a-le-pen-qu-en-disent-les-politiques-francais.html (date of access: 20.11.2014)).

Viktor Orban na Uniwersytecie Warszawskim 6 marca 2013 — debata Q&A [Video] // YouTube. 6.03.2013 (http://youtu.be/LXr-YZ_L8WE (date of access: 20.11.2014)).

Vinocur J. Vladimir Putin's Woman in Paris // Wall Street Journal. 26.05.2014 (http://online.wsj. com/articles/SB10001424052702303903304579585792206384568 (date of access: 20.11.2014)).

Wendt A. Collective Identity Formation and the International State // American Political Science Review. 1994. Vol. 88, N 2. P. 384-396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.