УДК 327
д. о.Рябов
РОССИЯ КАК «ДРУГАЯ ЕВРОПА» В ДИСКУРСЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРАВЫХ ПОПУЛИСТСКИХ ПАРТИЙ
Статья посвящена проблеме репрезентации образа России как по-настоящему европейской страны в дискурсе европейских правых популистских партий. Анализируя заявления представителей правых популистов, автор приходит к выводу о том, что существующий в их дискурсе образ России как последней защитницы национального суверенитета и традиционных европейских семейных и христианских ценностей может выступать фактором ослабления европейской идентичности ЕС.
Ключевые слова: образ России, европейская идентичность, европейские правые популистские партии, идентичность ЕС.
«Гораздо больший европейский смысл сохраняется в России и благодаря России», — это заявление лидера крайне правой венгерской партии «Йоббик» Г Воны во время встречи со студентами в МГУ демонстрирует, что в европейском политическом дискурсе присутствует образ европейской России (Уничтожение Европы, www.warandpeace.ru). Насколько он востребован? Кем и с какой целью он используется? Каким образом он оказывает влияние на формирование европейской идентичности? Наконец, почему он стал востребован прежде всего в дискурсе европейских правых популистских партий?
Ответам на эти вопросы посвящена данная статья. Материалами для анализа являются суждения о России представителей европейских правых популистских партий после так называемого консервативного поворота российской политики в 2012 г
Проблема государственной идентичности стала рассматриваться как ключевой фактор международных отношений, начиная с работ А. Вендта. Он указал, что формирование идентичности государств происходит во взаимодействии с другими участниками международных отношений, в ходе которого государство приписывает себе набор значений, принимая во внимание действия других акторов международных отношений (Wendt, 1994). Т.Хопф, другой представитель конструктивизма, подчеркивал, что политика не только государств, но и других акторов международных отношений (в том числе политической элиты, политических партий, широких масс) зависит от уже существующих у них образов Себя и Других (Hopf, 2012, p. 5, 8, 14; о взаимообусловленности образов Своих и Чужих см. подробнее: Jenkins, 2008).
С одной стороны, европейская политическая идентичность, как и государственная идентичность, — результат целенаправленной политики, проводимой Европейским Союзом (далее — ЕС), и «побочный продукт» социально-экономической деятельности его институтов (Risse, Engelmann-Martin, 2002). С другой стороны, процесс формирования европейской политической идентичности
© Д. О. Рябов, 2014
Рябов Д. О. Россия каКч^Ругая Европа» в дискурсе европешщхпРавЪ1Хпопули£тских.партий
происходит за счет противопоставления ЕС значимым внешним Другим, одним из которых является Россия (Нойманн, 2004).
Роль образа России в процессе формирования европейской идентичности активно изучается, особенно в последние два десятилетия, после публикации монографии И. Нойманна «Использование "Другого": Образы Востока в формировании европейской идентичности». Опираясь на идеи о конструировании образа Востока в западном дискурсе, высказанные Э. Саидом (Саид, 2006), И. Нойманн показал, что репрезентация России является необходимым условием для формирования европейской идентичности и включает в себя преимущественно негативные черты, позволяющие легитимировать евроатлантическую интеграцию (Delanty, 1998, p. 6-7). При этом политические различия между Россией и европейскими странами преувеличиваются; Европе и России сегодня приписываются характеристики, традиционно соотносимые соответственно с Западом и Востоком, такие как «цивилизованность» и «варварство» или «свобода» и «угнетение» (Нойманн, 2004). Эта интерпретация образа России доминирует в последние годы. Она проявляется в европейской прессе при обсуждении российско-грузинского конфликта в 2008 г., запрещения в России пропаганды нетрадиционных семейных отношений среди несовершеннолетних, процесса над Pussy Riot, дела Сноудена или украинского кризиса.
Существует и другая тенденция европейского дискурса о России. Она заметна в риторике представителей европейских правых популистских партий. Россия представляется страной, разделяющей и отстаивающей подлинные европейские ценности, находящиеся под угрозой со стороны транснациональных элит1. Европейский образ России становится востребованным и используется в борьбе как на муниципальных и национальных парламентских выборах, так и на выборах в Европарламент.
Альтернативная тенденция изображения России существует не только в Европе, но и в США. Взгляда на Россию как на неотъемлемую часть европейской цивилизации, воплощающую традиционные ценности, забытые Западом, придерживаются представители палеоконсервативного движения (Введение в проблематику российского консерватизма, 2007, с. 85).
Кратко обозначим истоки взглядов на Россию в современном европейском правом популизме.
Формирование устойчивого европейского дискурса о России исследователи относят к началу XVIII в. С одной стороны, сложилось представление о Европе как сообществе стран, объединенных религией, правом и происхождением, с другой — Россия в первой половине века становится участником европейской системы международных отношений. В этот период она не рассматривалась принципиально отличной от европейских монархий (Malia, 2000). Ситуация стала меняться после Великой французской революции, когда Россию стали представлять защитницей «старого порядка»; ее начали идеализировать представи-
1 Этот тезис о существовании Европы мнимой и Европы подлинной, к которой и принадлежит Россия, восходящий к идее «двух Европ», сформулированной еще Ф. Достоевским, становится популярным и в российском публичном дискурсе.
тели консервативной мысли, критиковавшие либеральные идеи Просвещения и противопоставлявшие им русский традиционализм. Для них не тронутая модернизацией Россия воплощала «детство Европы» и утраченную европейцами культуру (Алленов, 1997). В начале XX в. русофилия становится популярной в радикальном направлении консерватизма. Представители немецкого консервативно-революционного движения критиковали европейское «дегенеративное настоящее» и ориентировались на такие ценности, как нация, семья и религия, которые они видели в современной им России (Кустарев, 2010). Так, один из основных представителей движения, А. Мёллер ван дер Брук разделял тезис Достоевского о том, что русские как «юный народ» являются необходимым духовным союзником Германии в ее вечном противостоянии с европейским Западом (Алленов, 1997; Дугин, 1994, с. 73, 77). Во второй половине XX в. идея о том, что советская Россия является геополитическим противовесом либеральной и проамериканской Европе, «мондиализму», высказывалась представителями французской правой мысли Ж. Тириаром и А. де Бенуа (Дугин, 1994).
Традиция подобных воззрений на Россию сегодня воплощается в риторике европейских правых популистских партий, демонстрировавших электоральные успехи на муниципальных и парламентских выборах в Австрии, Венгрии, Франции и набравших на выборах в Европарламент в мае 2014 г. от 20 до 25 % голосов (Hartleb, Grabow, 2013). Популистские партии апеллируют к народу и обещают выполнить массовые требования (Ачкасов, 2012). Эти партии можно отнести к «популизму идентичности», они выступают против транснациональной проамериканской политической элиты своих государств, разрушающей традиционные семейные и религиозные ценности.
Представители многих европейских правых популистских партий заявляли в последнее время о поддержке политики России. В свою очередь, Россия видит в них союзников: лидеров европейских правых принимают на высоком уровне и приглашают читать лекции в московских университетах (Jauvert, 2014; Odehnal, 2014). При анализе публичных выступлений, интервью, публицистических статей представителей этих партий становится очевидным, что образ России регулярно появляется в их риторике, преимущественно при обсуждении таких тем, как национальный суверенитет, роль религии и семейных ценностей в жизни общества.
Рассмотрим подробнее, как именно востребован образ России в политической риторике правых популистов.
Главным поводом для включения образа России в европейский политический дискурс является вопрос о защите национального суверенитета от давления наднациональных структур ЕС, стоящий на повестке дня практически всех правых популистских партий Европы. В. Ачкасов отмечает, что европейская интеграция интерпретируется ими как антинациональный и недемократичный проект, управляемый элитой (Ачкасов, 2012, с. 105). При этом национальный суверенитет выступает для них безусловной европейской ценностью, а главным защитником данного принципа представляется Россия (Putin verteidigt Europas Zivilisation, 2014).
Рябов Д. О. Россия как««другая Европа» в дискурсе европешскихправыхпопулшстскихпартий
Россия как суверенное государство, проводящее независимую политику, противопоставляется ЕС, чья транснациональная бюрократия антидемократична (Rohr, 2014; Hitchens, 2012) и действует вразрез с основополагающими европейскими идеями (Viktor Orbán na Uniwersytecie Warszawskim 6 marca 2013, http://youtu.be/LXr-YZ_LBWE). Критически оценивая политическую структуру ЕС, европейские правопопулистские партии выступают за полное преобразование Европы и демонтаж ограничивающих национальный суверенитет структур ЕС (Réclamez la fin de l'union européenne, www.frontnational.com).
Поэтому правые партии не случайно выдвигают идеи создания союза суверенных европейских государств, который включал бы в себя среди прочих государств и Россию (Odehnal, 2014), и присоединения к Евразийскому союзу (Orenstein, 2014). На протяжении XX в. эти идеи поддерживались как правыми политиками, так и мыслителями: о необходимости объединения Европы и России на основе антилиберальной идеологии писал Ж. Тириар (Дугин, 1994, с. 31, 73-77); президент Франции Ш. де Голль полагал, что Европа должна быть построена вместе с СССР от Атлантики до Урала (и дальше) (Дубинин, 2007). Руководители французского Национального фронта представляли разные варианты европейской интеграции: и союз Парижа, Берлина и Москвы, и блок наций от Бреста до Владивостока (Prze+omiec, 2013).
Европейские правые популистские партии придают большое значение «непосредственной демократии» и отрицанию стандартных демократических процедур (Ачкасов, Линецкий, 200B; Вершинина, 2013; Ачкасов, 2012). Именно это объясняет их внимание к крымскому референдуму об отделении, по итогам которого наблюдатели от этих партий заявили о признании его результатов и поддержке волеизъявления народа Крыма (Orenstein, 2014; Semka, 2014).
Причина репрезентации России как «лучшей» Европы — представление о способности России противостоять влиянию США на интеграционные процессы в Европе. Россия, как полагают представители правых сил, может помочь в борьбе с американским глобализмом, стремящимся заменить независимые европейские государства провинциями нового мирового порядка (Hitchens, 2012).
Европейские правые популисты упрекают политическую элиту в зависимости от США. М. Ле Пен, критикуя президента Ф. Олланда во время предвыборной кампании, ставит ему в пример Россию, которая действует в своих интересах вопреки воле США (Ukraine. De Mélenchon à Le Pen, qu'en disent les politiques français, http://tempsreel.nouvelobs.com). Важным союзником в борьбе с влиянием США на европейские дела представляет Россию Х. К. Штрахе, лидер австрийской «Партии Свободы» (Rohr, 2014).
Негативное отношение европейские правые популисты высказывают и к блоку НАТО; по их словам, он делит Европу на «новую» и «старую», которые по-разному относятся к российской военной угрозе (Dempsey, 2014).
Наконец, суверенитет России в международных отношениях европейские правопопулистские партии видят в возможности и способности России сопротивляться навязываемой ей экономической глобализации. Ультралиберальная экономическая модель, навязываемая США всему миру, противопоставляется
российской «патриотической» модели экономики, свободной от влияния проамериканской финансовой элиты и идеологии консьюмеризма (Surugue, 2014; Higgins, 2014).
Европейских правых популистов в их репрезентации России как защитницы традиционных европейских ценностей поддерживают американские правые популисты. По их мнению, Россия в лице своего президента защищает не только национальный суверенитет, но и национальные, семейные и религиозные ценности, «которые сделали Америку великой, до того, как ее изменили космополитизм и мультикультурализм» (Buchanan, 2014a; 2014b; Kirchick, 2014).
Защита семейных и религиозных ценностей как основы общества — следующая значимая проблема, при обсуждении которой европейские правые популисты используют образ России: российского президента В. Путина европейские правые называют единомышленником в отстаивании семьи и христианства как традиционных европейских ценностей (Vinocur, 2014).
Тезис о России как хранительнице семейных ценностей вписывается в авторитарную социально-культурную риторику об упадке общества из-за разложения института семьи, которую используют европейские правые популистские партии. Так, во время избирательной кампании в Европарламент в мае 2014 г. французский политик Э. Шопрад использовал в своей агитации пример победы на конкурсе «Евровидения» трансвестита К. Вурст в качестве доказательства тезиса о том, что «европейцы стали массой потребителей, оторванных от своих естественных корней — семьи, нации и Бога» (приводится по: Higgins, 2014).
Не случайно в дискуссиях о будущем европейской семьи и Европы в целом консервативные европейские политики и пресса ссылаются на российский опыт защиты семейных ценностей (Memches, 2013; Magni, 2013). О поддержке принятых в России законов о запрещении пропаганды нетрадиционных семейных отношений среди несовершеннолетних и запрете усыновления однополыми парами заявила М. Ле Пен, и консервативные испанские медиа, в том числе телевидение, обсуждали, что в условиях демографического кризиса подобная политика защиты семьи может быть инструментом национального выживания (Эспарса, 2013).
В контексте обсуждения влияния образа России на европейскую идентичность важно, что российский запрет на пропаганду гомосексуализма в правой прессе нередко обсуждался как ответ на серьезный кризис западной культуры, сексуальную революцию и противоречащее природе сексуальное поведение как их следствие (Ryba, 2013; Semka, 2014). Европа сравнивается с мотыльком, стремящимся к пламени свечи культурного марксизма в публикации представителя ультраправой «Партии шведов» (Soederman, 2013).
Одним из защитников традиционных ценностей, таких как Бог, семья и нация, выступает венгерский премьер-министр В. Орбан, противопоставляющий их в публичных выступлениях светскому, транснациональному, не основанному на семье обществу современной западной Европы (Orban, 2013).
Наконец, солидарность с Россией в защите христианства от ложных ценностей в одном из своих коммюнике отмечал глава Римской католической церкви Папа Бенедикт XVI (Speciale, 2012).
Рябов Д. О. Россия как««другая Европа» в дискурсе европейскихправъхпопулистскихпартий
Американские консерваторы также видят Россию единственной, последней защитницей христианства в Европе, следовательно, единственной по-настоящему европейской страной. По мнению палеоконсерваторов, современный Запад стал «постхристианским», и только Россия, великая консервативная держава, воплощает его забытые традиционные ценности (Hitchens, 2012; Larison, 2007). Выступления российского президента, посвященные борьбе с западным моральным релятивизмом, сравниваются с заявлениями Папы Римского Иоанна Павла II о замене христианских ценностей ценностями Голливуда. В таком контексте не кажется удивительным то, что один из представителей движения назвал В. Путина «львом христианства» за его поддержку религии и традиционных ценностей (Matthews, 2014; Buchanan, 2013). Образ России как защитницы христианства легитимирует для палеоконсерваторов и присоединение к России Крыма, поскольку Крым можно считать колыбелью христианства для России, ведь именно там князь Владимир принял крещение (Buchanan, 2014c).
Неудивительно, что американские палеоконсерваторы также с одобрением относятся к консервативной российской политике в сфере семейных отношений. П. Бьюкенен, один из наиболее известных представителей движения, в ряде статей одобрительно высказывается о запрещении пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Он присоединился к В. Путину в критике доступности абортов, гомосексуальных браков и порнографии (Prze+omiec, 2014) в западных странах и отметил тенденцию превращения России в лидера борьбы за сохранение семьи. По мнению П. Бью-кенена, эта тенденция и демографический подъем могут привести к тому, что Россия снова станет сверхдержавой (Duke, 2014).
Подведем итоги. Образ России как восточного Другого был необходимым условием формирования европейской идентичности и включал в себя по преимуществу негативные черты. Однако в современном европейском политическом дискурсе можно наблюдать другую тенденцию. Представители европейских правых популистских партий репрезентируют Россию как одну из последних европейских стран, отстаивающих традиционные ценности нации, семьи и религии.
Таким образом, российский Другой может выступать как фактор не только формирования европейской идентичности, но и ее разрушения в условиях усиления влияния правого популизма на европейскую политику в последнее десятилетие.
Литература
Алленов С. Г. Русофильство немецких консерваторов начала XX в. // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. 1. Гуманитарные науки. 1997. № 1. С. 36-51 (AllenovS. G. Russophilia of German Conservators in the Beginning of XX c. // Voronezh State University Herald. 1997. N 1. P. 36-51).
Ачкасов В. А., Линецкий А. В. Ложная альтернатива: «Третий путь» крайне правых популистских партий // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2008. Т. 4, № 1. С. 5-22 (Achkasov V. A., Linetskiy A. V. The False Alternative: "The Third Way" of Ultra-Rightist Populist Political Parties // Political expertise: POLITEX. 2008. Vol. 4, N 1. P. 5-22).
Ачкасов В. А. Политика идентичности мультиэтничных государств в контексте решения проблемы безопасности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 232 с. (Achkasov V. A. Politics of Identity in Multiethnic States in the Context of Security Problem Solution. St. Petersburg: SPbGU Publishing House, 2012. 232 p.).
Введение в проблематику российского консерватизма / под ред. Ю. Н. Солонина, Н. В. Поляковой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 415 с. (Introduction to the Problems of Russian Conservatism / еd. by Yu. N. Solonin, N. V. Polyakova. St. Petersburg, SPbGU Publishing House, 2007. 415 p.).
Вершинина Д. Б. Французский консерватизм в начале XXI века: новые вызовы и новые лидеры // Вестник Пермского ун-та. Сер. История. 2013. № 3 (23). С. 243-255. {Vershinina D. B. French Conservatism in the Beginning of XXI c.: New Challenges and New Leaders // Perm University Herald. Series History. 2013. N 3 (23). P. 243-255).
Дубинин Ю. О «Европе от Атлантики до Урала» // Россия в глобальной политике. 2007. № 5. С. 155-160 (Dubinin Yu. About "Europe from Atlantic to Urals" // Russia in Global Affairs. 2007. N 5. P. 155-160).
Дугин А. Консервативная революция. М.: Арктогея, 1994. 352 с. (Dugin A. Conservative Revolution. Moscow: Arctogeia, 1994. 352 p.).
КустаревА. Консерватизм и... консерватизм // Неприкосновенный запас. 2010. № 1. С. 1218 (KustarevA. Conservatism. and Conservatism // Neprikosnovenny Zapas. 2010. N 1. P. 12-18).
Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейской идентичности. М.: Новое изд-во, 2004. 335 с. (Neumann I. B. Uses of the Other: "The East" in European Identity Formation. M., New Publishing House, 2004. 335 p.).
Саид Э. Ориентализм. СПб.: Русский мир, 2006. 637 с. (Said E. Orientalism. St. Petersburg, 2006. 637 p.).
Уничтожение Европы. Габор Вона и Бела Ковач о Венгрии, Европе и России // Война и мир. 04.07.2013 (www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/81521 (дата доступа: 20.11.2014)) (Destruction of Europe: Gabor Vona and Bela Kovacs on Hugary, Europe and Russia // Voina i Mir.
04.07.2013 (www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/81521 (date of access: 20.11.2014)). Эспарса Х. Антигейский закон в России — инструмент национального выживания // ИноС-
МИ. (http://inosmi.ru/world/20130826/212264304.html (дата обращения: 20.11.2014)) (Esparza J. The Anti-Gay Law in Russia is an Instrument of National Survival // InoSMI (http://inosmi.ru/ world/20130826/212264304.html (date of access: 20.11.2014))).
Buchanan P. Is Putin One of Us? // Patrick J. Buchanan Official Website. 17.12.2013 (http:// buchanan.org/blog/putin-one-us-6071 (date of access: 20.11.2014)).
Buchanan P. (2014а). The Specter Haunting Europe // Patrick Buchanan Official Website.
23.05.2014 (http://buchanan.org/blog/specter-haunting-europe-6416 (date of access: 20.11.2014)). Buchanan P. (2014b). Vladimir Putin, Christian Crusader? // The American Conservative.
04.04.2014 (www.theamericanconservative.com/vladimir-putin-christian-crusader (date of access: 20.11.2014)).
Delanty G. Redefining Political Culture in Europe Today: from Ideology to the Politics of Identity and Beyond // Political Symbols, Symbolic Politics: European identities in transformation / ed. by U. Hedetoft. Aldershot, 1998. P. 23-43.
Dempsey J. Putin Revives Old and New Europe // Carnegie Europe. 07.03.2014 (http:// carnegieeurope.eu/strategiceurope/?fa=54811 (date of access: 20.11.2014)).
Duke S. Vladimir Putin Caesar and Our Great Geo-political Turning Point // American Thinker. 25.04.2014 (www.americanthinker.com/articles/2014/04/vladimir_putin_caesar_and_our_great_ geopolitical_turning_point.html (date of access: 20.11.2014)).
Hartleb F., GrabowK. Europa — Nein Danke? Studie zum Aufstieg Rechts- und Nationalpopulistischer Parteien in Europa. KAS, 2013. 52 S.
Higgins A. Far-Right Fever for a Europe Tied to Russia // New York Times. 20.05.2014 (www. nytimes.com/2014/05/21/world/europe/europes-far-right-looks-to-russia-as-a-guiding-force.html (date of access: 20.11.2014)).
Psißoe D. O. Poccun K&KJ<<dpylail Eeporn» e ducKypce eeponeücKUXnPae^iXnonyAucmcKUXnapmuü
Hitchens P. If not Putin, Who? It's because I Love my Own Country that I Can See the Point of This Sinister Tyrant Who so Ruthlessly Stands up for Russia // Daily Mail. 27.02.2012 (www.dailymail. co.uk/news/article-2106406/Vladimir-Putin-I-point-sinister-tyrant-ruthlessly-stands-Russia.html (date of access: 20.11.2014)).
Hopf T. Reconstructing the Cold War: The Early Years, 1945-1958. Oxford University Press, 2012. 305 p.
Jauvert V. Le Raspoutine de Poutine // L'Obs. 03.05.2014 (http://tempsreel.nouvelobs.com/ ukraine-la-revolte/20140503.0BS6009/le-raspoutine-de-poutine.html (date of access: 20.11.2014)).
Jenkins R. Social Identity. New York: Routledge, 2008. 232 p.
Kirchick J. Paleocons for Putin // The Daily Beast. 13.01.2014 (www.thedailybeast.com/ articles/2014/01/13/paleocons-for-putin.html (date of access: 20.11.2014)).
Larison D. Persecuting Putin // Taki's Magazine. 14.02.2007 (http://takimag.com/article/ persecuting_putin (date of access: 20.11.2014)).
Magni S. Un grande vuoto colmato da Putin // L'Opinione. 27.11.2013 (www.opinione.it/ esteri/2013/11/27/magni_esteri-27-11.aspx (date of access: 20.11.2014)).
Malia M. Russia under Western Eyes: From the Bronze Horseman to the Lenin Mausoleum. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University, 2000. 528 p.
Matthews O. Vladimir Putin's New Plan for World Domination // The Spectator. 22.02.2014 (www. spectator.co.uk/features/9142182/putins-masterplan (date of access: 17.03.2014)).
Memches F. Marine-jedzie-do-Moskwy // Rzeczpospolita. 27.06.2013 (www.rp.pl/ artykul/9158,1023843-Memches %E2 %80 %94Marine-jedzie-do-Moskwy.html (date of access: 20.11.2014)).
Odehnal B. Gipfeltreffen mit Putins Fuenfter Kolonne // Tages Anzeiger. 03.06.2014 (www. tagesanzeiger.ch/ausland/europa/gipfeltreffen-mit-putins-fuenfter-kolonne/story/30542701 (date of access: 20.11.2014)).
Orban V. The Role of Traditional Values in Europe's Future // Chatham House. The Royal Institute of International Affairs. 09.10.2013 (www.chathamhouse.org/events/view/194086 (date of access: 20.11.2014)).
Orenstein M. Putin's Western Allies // Foreign Affairs. 25.03.2014 (www.foreignaffairs.com/ articles/141067/mitchell-a-orenstein/putins-western-allies (date of access: 20.11.2014)).
Przetomiec M. Ostatnia nadzieja zachodniego konserwatyzmu? // Polonia Christiana. 2013. № 37 (www.pch24.pl/ostatnia-nadzieja-zachodniego-konserwatyzmu-,31186,pch.html (date of access: 20.11.2014)).
Putin verteidigt Europas Zivilisation // Kurier. 17.05.2014 (http://kurier.at/politik/eu/marine-le-pen-putin-verteidigt-die-werte-der-europaeischen-zivilisation/65.991.041 (date of access: 20.11.2014)).
Réclamez la fin de l'union européenne! // Le site officiel du Front National (www.frontnational. com/reclamez-la-fin-de-lunion-europeenne (date of access: 20.11.2014)).
Risse T., Engelmann-Martin D. Identity Politics and European Integration: The Case of Germany // The Idea of Europe. From Antiquity to the European Union / ed. by A. Pagden. Cambridge University Press, 2002. P. 287-316.
Rohr M. von. Interview with Marine Le Pen: "I Don't Want this European Soviet Union" // Der Spiegel. 03.06.2014 (www.spiegel.de/international/europe/interview-with-french-front-national-leader-marine-le-pen-a-972925.html (date of access: 20.11.2014)).
Ryba M. Sprawa zakazu propagandy homoseksualnej w Rosji // Nasz Dziennik. 01.10.2013 (http://naszdziennik.pl/polska-kraj/55534,sprawa-zakazu-propagandy-homoseksualnej-w-rosji. html (date of access: 20.11.2014)).
Semka P. Rosja kusi prawicç // Do rzeczy. 26.05.2014 (http://semka.dorzeczy.pl/id,3361/Rosja-kusi-prawice.html (date of access: 20.11.2014)).
Soederman M. Jag applâderar den ryska lagen // Realisten. 30.07.2013 (www.realisten. se/2013/07/30/jag-appladerar-den-ryska-lagen (date of access: 20.11.2014)).
Speciale A. Benedetto XVI ha incontrato il metropolita Hilarion a margine del Sinodo. "Uniamo gli sforzi delle nostre chiese" // Vatican Insider. 17.10.2012 (http://vaticaninsider.lastampa.it/vaticano/
dettaglio-articolo/articolo/russia-rusia-ortodossi-orthodox-christians-ortodoxos-19000 (date of access: 20.11.2014)).
Surugue L. French far-right's Le Pen says she admires Putin // The Local. 05.09.2014 (www. thelocal.fr/20140905/le-pen-says-she-admires-vladimir-putin (date of access: 20.11.2014)).
Ukraine. De Mélenchon à Le Pen, qu'en disent les politiques français? // L'Obs. 05.03.2014 (http://tempsreel.nouvelobs.com/ukraine-la-revolte/20140304.0BS8508/ukraine-de-melenchon-a-le-pen-qu-en-disent-les-politiques-francais.html (date of access: 20.11.2014)).
Viktor Orban na Uniwersytecie Warszawskim 6 marca 2013 — debata Q&A [Video] // YouTube. 6.03.2013 (http://youtu.be/LXr-YZ_L8WE (date of access: 20.11.2014)).
Vinocur J. Vladimir Putin's Woman in Paris // Wall Street Journal. 26.05.2014 (http://online.wsj. com/articles/SB10001424052702303903304579585792206384568 (date of access: 20.11.2014)).
Wendt A. Collective Identity Formation and the International State // American Political Science Review. 1994. Vol. 88, N 2. P. 384-396.