Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2015. Вып. 2
УДК 327 Д. О. Рябов
РОССИЯ КАК ДРУГАЯ ЕВРОПА В АНТИИММИГРАЦИОННОЙ РИТОРИКЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРАВЫХ ПОПУЛИСТСКИХ ПАРТИЙ
Статья посвящена проблеме репрезентации образа России как по-настоящему европейской страны в антииммиграционной риторике европейских правых популистских партий. Анализируя заявления представителей правых популистов, автор приходит к выводу, что существующий в их дискурсе образ России как последней защитницы национального суверенитета, христианских ценностей и европейской культуры, противостоящей транснациональной европейской бюрократии, глобалистской экономике, с одной стороны, включается в традиционную повестку дня правых партий, с другой — может выступать фактором ослабления политической идентичности ЕС. Библиогр. 34 назв.
Ключевые слова: образ России, европейская идентичность, правый популизм, иммиграция, идентичность ЕС.
D. O. Riabov
RUSSIA AS OTHER EUROPE IN THE ANTI-IMMIGRATION DISCOURSE OF EUROPEAN RIGHT POPULIST PARTIES
The article studies the problem of representing Russia as truly European country by European right populist parties. Basing on the analysis of statements of representatives of such parties, the author comes to the conclusion that their image of Russia as the last defender of national sovereignty, Christian values and European culture, on the one hand, is traditional to the right-wing parties agenda, on the other hand, might serve as a destabilizing factor, weakening the European EU identity. Refs 34.
Keywords: Image of Russia, European identity, right-wing populism, immigration, EU identity.
В европейском политическом дискурсе присутствует образ России как европейской страны, борющейся с иммиграцией. Насколько такой образ востребован? Кем и с какой целью он используется? Каким образом он оказывает влияние на формирование европейской идентичности? Наконец, почему он стал востребован прежде всего в дискурсе европейских правых популистских партий?
Ответам на эти вопросы посвящена данная статья. Материалами для анализа стали суждения о России в антиимммиграционной риторике представителей европейских правых популистских партий после так называемого консервативного поворота российской политики в 2012 г.
Проблема государственной идентичности стала рассматриваться как ключевой фактор международных отношений начиная с работ А. Вендта. Вендт указал, что формирование идентичности государств происходит во взаимодействии с другими участниками международных отношений, в ходе которого государство приписывает себе набор значений, принимая во внимание действия других акторов международных отношений [1]. Т. Хопф, другой представитель конструктивизма, подчеркивал, что политика не только государств, но и других акторов международных отношений
Рябов Дмитрий Олегович — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]
Riabov Dmitriy О. — post graduate student, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
77
(в том числе политической элиты, политический партий, широких масс) зависит от уже существующих у них образов Себя и Других [2, p. 5-8].
Европейская политическая идентичность, как и государственная идентичность, является, с одной стороны, результатом как целенаправленной политики, проводимой Европейским Союзом (ЕС), так и «побочным продуктом» социально-экономической деятельности его институтов [3]. С другой стороны, процесс формирования европейской политической идентичности происходит за счет противопоставления ЕС значимым внешним Другим, одним из которых является Россия [4].
Роль образа России в процессе формирования европейской идентичности активно изучается в исследовательской литературе, особенно в последние два десятилетия, после публикации монографии И. Нойманна «Использование "Другого": Образы Востока в формировании европейской идентичности». Опираясь на идеи о конструировании образа Востока в западном дискурсе, высказанные Э. Саидом [5], И. Нойманн показал, что репрезентация России является необходимым условием для формирования европейской идентичности и включает в себя преимущественно негативные черты, позволяющие легитимировать евроатлантическую интеграцию [6]. При этом политические различия между Россией и европейскими странами преувеличиваются; Европе и России сегодня приписываются характеристики, традиционно соотносимые, соответственно, с Западом и Востоком; такие как цивилизация и варварство или свобода и угнетение [4]. Данная интерпретация образа России остается ведущей в течение последних лет. Она проявляется в европейской прессе при обсуждении российско-грузинского конфликта в 2008 г., запрещения в России пропаганды нетрадиционных семейных отношений среди несовершеннолетних, процесса над «Pussy Riot», дела Сноудена или украинского кризиса.
Существует и другая тенденция европейского дискурса о России. Она заметна в риторике представителей европейских правых популистских партий. Россия изображается страной, разделяющей и отстаивающей подлинные европейские ценности, находящиеся под угрозой со стороны транснациональных элит. Важным представляется то, что европейский образ России становится востребованным и используется в борьбе как на муниципальных и национальных парламентских выборах, так и на выборах в Европарламент.
Стоит также отметить, что обозначенная альтернативная тенденция изображения России существует не только в Европе, но и в США. Взгляда на Россию как на неотъемлемую часть европейской цивилизации, воплощающую традиционные ценности, забытые Западом, придерживаются представители палеоконсервативного движения (см.: [7]).
Прежде всего, кратко обозначим истоки взглядов на Россию в современном европейском правом популизме.
Устойчивый европейский дискурс о России исследователи датируют началом XVIII в. С одной стороны, произошло формирование представления о Европе как сообществе стран, объединенных религией, правом и происхождением. С другой стороны, Россия становится участником европейской системы международных отношений. В этот период Россия не рассматривалась принципиально отличной от европейских монархий [8].
Отношение к России в европейских странах начало меняться после Великой французской революции, когда Россию стали представлять защитницей «Старого
78
порядка». Царскую Россию начали идеализировать представители консервативной мысли, критиковавшие либеральные идеи Просвещения и противопоставлявшие им русский традиционализм. Для них не тронутая модернизацией Россия воплощала «детство Европы» и утраченную европейцами культуру [9]. В начале XX в. русо-филия становится популярной в радикальном направлении консерватизма. Представители немецкого консервативно-революционного движения критиковали европейское «дегенеративное настоящее» и ориентировались на такие ценности, как нация, семья и религия, которые они видели в современной им России [10]. Так, один из основных представителей движения, А. М. ван дер Брук разделял тезис Ф. М. Достоевского о том, что русские как «юный народ» являются необходимым духовным союзником Германии в ее вечном противостоянии с европейским Западом [9; 11, с. 73-77]. Во второй половине XX в. идея о том, что советская Россия является геополитическим противовесом либеральной и проамериканской Европе, «мондиализ-му», высказывалась представителями правой мысли Ж. Тириаром и А. де Бенуа [11].
Традиция подобных воззрений на Россию сегодня находит воплощение в риторике европейских правых популистских партий, демонстрировавших электоральные успехи на муниципальных и парламентских выборах в Австрии, Венгрии, Франции и набравших на выборах в Европарламент в мае 2014 г. от 20 до 25% голосов [12]. Популистские партии апеллируют к народу и обещают удовлетворить массовые требования. Рассматриваемые нами правые популистские партии можно отнести к «популизму идентичности», они выступают против транснациональной проамериканской политической элиты своих государств, разрушающей традиционные национальные ценности, в том числе с помощью поощрения иммиграции из неевропейских стран [13; 14].
Представители многих европейских правых популистских партий заявляли в исследуемый период о своей поддержке политики России. В свою очередь Россия видит в них союзников: лидеров европейских правых принимают на высоком уровне и приглашают читать лекции в МГИМО и МГУ [15; 16]. При анализе публичных выступлений, интервью, публицистических статей представителей этих партий становится очевидным, что образ России регулярно появляется в их риторике, преимущественно при обсуждении таких тем, как национальные и семейные ценности, роль религии в обществе, но также и при обсуждении иммиграции. Борьба с иммиграцией — одна из ключевых тем для европейских правых популистских партий [17; 18].
Рассмотрим подробнее, как именно востребуется образ России в антииммиграционной риторике правых популистов.
Одним из важных поводов для включения образа России в политический дискурс о Европе является вопрос о защите национального суверенитета, подрываемого неконтролируемой иммиграцией, стоящий на повестке дня практически всех правых популистских партий Европы [19]. В выступлениях правых политиков увязываются мультикультурализм, иммиграция и передача национального суверенитета на общеевропейский уровень. Как отмечает В. А. Ачкасов, европейская интеграция интерпретируется ими как антинациональный и недемократичный проект, управляемый элитой [13].
Россия как суверенное государство, проводящее независимую политику, противопоставляется ЕС, чья транснациональная бюрократия антидемократична [20; 21]
79
и действует вразрез с основополагающими европейскими идеями [22]. Критически оценивая политическую структуру ЕС, которая способствует эрозии национального суверенитета за счет трудовой миграции из неевропейских стран, правопопулист-ские партии выступают за полное преобразование Европы и демонтаж ограничивающих национальный суверенитет структур ЕС [23].
По мнению европейских правых, массовая миграция ведет и к невозможности защищать свои интересы в международных отношениях: «Массовая миграция из мусульманского мира привела к тому, что мы постоянно живем в страхе: как бы наши геополитические или геостратегические интересы не вошли в противоречие с ценностями новых граждан» [24].
Одним из направлений критики европейских правых является неолиберальная экономическая глобализация [25]. Российскую модель экономики европейские правопопулистские партии считают способной ограничить иммиграцию, поскольку видят, что Россия может сопротивляться навязываемой ей экономической глобализации. Либеральная «англосаксонская» экономическая модель, навязываемая США всему миру, противопоставляется российской экономической модели «стратегического государства», свободной от влияния проамериканской финансовой элиты и идеологии консьюмеризма [26; 27]. По мнению Марин Ле Пен, лидера французского Национального фронта, глобалисты пытаются превратить мир в огромный безликий рынок и уничтожают все преграды на своем пути, в том числе национальное государство, а глобальная экономика способствует массовой миграции, которая ведет не только к экономическим, но и к социальным проблемам во Франции, подрывая французскую национальную идентичность. Европейские правые критикуют ценностные основы глобализма — мультикультурализм и толерантность [24].
Антииммиграционный дискурс европейских правых тесно связан с темой защиты Европы от ислама [28]; образ исламского Другого вообще играет важную роль в процессе формирования европейской идентичности, по мнению Дж. Дилэнти [6, р. 34; см. также: 29, р. 205-208]. Е. Кереши и М. Селлс приводят распространенное европейское представление о том, что сущность ислама как религии чужда, неприемлема для базовых западных ценностей [30, р. 2]. Россия же обозначается в европейской (и американской) правопопулистской риторике как последняя защитница христианства в Европе, следовательно, единственная по-настоящему европейская страна [20; 31-33]. Некоторые комментаторы противопоставляют европейскую и российскую культуру, подчеркивая, что именно в последней «сохраняется чувство божественного начала церкви и ее священного пространства» [34], и даже сторонница светского государства М. Ле Пен называет В. В. Путина единомышленником в защите ценностей традиционного христианства и христианского наследия, так как именно они являются основой европейской цивилизации [24].
Подведем итоги. Образ России как восточного Другого был необходимым условием для формирования европейской идентичности и включал в себя по преимуществу негативные черты. Однако в современном европейском политическом дискурсе можно наблюдать другую тенденцию. Представители европейских правых популистских партий в своей антииммиграционной риторике репрезентируют Россию как по-настоящему европейскую страну, защищающую национальные, религиозные и семейные ценности.
80
Российский Другой, таким образом, может выступать не только как фактор формирования европейской идентичности, но и ее разрушения в условиях усиления влияния правого популизма на европейскую политику в ближайшие годы.
Литература
1. Wendt A. Collective Identity Formation and the International State // American Political Science Review. 1994. Vol. 88, N 2. P. 384-396.
2. Hopf T. Reconstructing the Cold War: The Early Years, 1945-1958. Oxford: Oxford University Press, 2012. 305 p.
3. Risse T., Engelmann-Martin D. Identity Politics and European Integration: The Case of Germany // The Idea of Europe. From Antiquity to the European Union / ed. by A. Pagden. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. P. 287-316.
4. Нойманн И. Использование «Другого»: образы Востока в формировании европейской идентичности. М.: Новое изд-во, 2004. 335 с.
5. Саид Э. Ориентализм. М.: Русский мир, 2006. 637 с.
6. Delanty G. Redefining Political Culture in Europe Today: from Ideology to the Politics of Identity and Beyond // Political Symbols, Symbolic Politics: European identities in transformation / ed. by Ulf Hedetoft. Aldershot, 1998. Р. 23-43.
7. Введение в проблематику российского консерватизма / под ред. Ю. Н. Солонина, Н. В. Поляковой. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 415 с.
8. Malia M. Russia under Western Eyes: From the Bronze Horseman to the Lenin Mausoleum. Cambridge (MA): The Belknap Press of Harvard University, 2000. 528 p.
9. Алленов С. Г. Русофильство немецких консерваторов начала XX века // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер. 1. Гуманитарные науки. 1997. № 1. С. 36-51.
10. Кустарев А. Консерватизм и... консерватизм // Неприкосновенный запас. 2010. № 1. С. 12-18.
11. Дугин А. Консервативная революция. М.: Арктогея, 1994. 352 с.
12. Hartleb F., Grabow K. Europa — Nein Danke? Studie zum Aufstieg Rechts- und Nationalpopulistischer Parteien in Europa. Konrad-Adenauer-Stiftung e. V., Sankt Augustin/Berlin, 2013. URL: http://www.kas.de/ wf/doc/kas_36200-544-2-30.pdf?140217121045 (дата обращения: 20.11.2014).
13. Ачкасов В. А. Политика идентичности мультиэтничных государств в контексте решения проблемы безопасности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 232 с.
14. Вайнштейн Г. Популизм в современной Европе: Новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 12. С. 24-33.
15. Jauvert V. Le Raspoutine de Poutine // L'Obs. 03.05.2014. URL: http://tempsreel.nouvelobs.com/ ukraine-la-revolte/20140503.0BS6009/le-raspoutine-de-poutine.html (дата обращения: 20.11.2014).
16. Odehnal B. Gipfeltreffen mit Putins Fuenfter Kolonne // Tages Anzeiger. 03.06.2014. URL: http:// www.tagesanzeiger.ch/ausland/europa/gipfeltreffen-mit-putins-fuenfter-kolonne/story/30542701 (дата обращения: 20.11.2014).
17. Левин А. Влияние миграционного фактора на электоральные процессы во Франции XXI века // Научный диалог. 2013. № 1(13): История. Социология. Экономика. С. 126-131.
18. Lubbers M., Peer S. French Front National Voting: A Micro and Macro Perspective // Ethnic and Racial Studies. 2002. Vol. 25, N 1. Р. 120-149.
19. Ziller C, Schuebel T. "The Pure People" versus "the Corrupt Elite"? Political Corruption, Political Trust and the Success of Radical Right Parties in Europe // Journal of Elections, Public Opinion and Parties. 2015. 28 Jan. (D0I:10.1080/17457289.2014.1002792).
20. Hitchens P. If not Putin, who? It's because I love my own country that I can see the point of this sinister tyrant who so ruthlessly stands up for Russia // Daily Mail. 27.02.2012. URL: http://www.dailymail.co.uk/ news/article-2106406/Vladimir-Putin-I-point-sinister-tyrant-ruthlessly-stands-Russia.html (дата обращения: 20.11.2014).
21. Rohr M. von Interview with Marine Le Pen: 'I Don't Want this European Soviet Union' // Der Spiegel. 03.06.2014. URL: http://www.spiegel.de/international/europe/interview-with-french-front-national-leader-marine-le-pen-a-972925.html (дата обращения: 20.11.2014).
22. Viktor Orban na Uniwersytecie Warszawskim 6 marca 2013 — debata Q&A [Video] // YouTube, 6.03.2013. URL: http://youtu.be/LXr-YZ_L8WE (дата обращения: 20.11.2014).
81
23. Réclamez la fin de l'union européenne! // Le site officiel du Front National. URL: http://www. frontnational.com/reclamez-la-fin-de-lunion-europeenne (дата обращения: 20.11.2014).
24. Quand Marine Le Pen courtise Vladimir Poutine // Le Point. 18.05.2014. URL: http://www.lepoint.fr/ politique/quand-marine-le-pen-courtise-vladimir-poutine-18-05-2014-1824895_20.php (дата обращения: 20.11.2014).
25. Saull R. Capitalism, Crisis and the Far-Right in the Neoliberal Era // Journal of International Relations and Development. 2015. N 18. P. 25-51 (D0I:10.1057/jird.2013.14).
26. Suruge L. French far-right's Le Pen says she admires Putin // The Local. 05.09.2014. URL: http://www. thelocal.fr/20140905/le-pen-says-she-admires-vladimir-putin (дата обращения: 20.11.2014).
27. Higgins A. Far-Right Fever for a Europe Tied to Russia // New York Times. 20.05.2014. URL: http:// www.nytimes.com/2014/05/21/world/europe/europes-far-right-looks-to-russia-as-a-guiding-force.html (дата обращения: 20.11.2014).
28. Shore Z. Breeding Bin Ladens: America, Islam, and the Future of Europe. Baltimore, 2006. 233 p.
29. Mastnak T. Europe and the Muslims: The Permanent Crusade? // The New Crusades: Constructing the Muslim Enemy / ed. by E. Qureshi, M. Sells. New York: Columbia University Press, 2003. 400 p.
30. Qureshi E., Sells M. Introduction // The New Crusades: Constructing the Muslim Enemy / ed. by E. Qureshi, M. Sells. New York: Columbia University Press, 2003. Р. 1-50.
31. Larison D. Persecuting Putin // Taki's Magazine. 14.02.2007. URL: http://takimag.com/article/ persecuting_putin (дата обращения: 20.11.2014).
32. Matthews O. Vladimir Putin's new plan for world domination // The Spectator. 22.02. 2014. URL: http://www.spectator.co.uk/features/9142182/putins-masterplan (дата обращения: 20.11.2014).
33. Speciale A. Benedetto XVI ha incontrato il metropolita Hilarion a margine del Sinodo. "Uniamo gli sforzi delle nostre chiese" // Vatican Insider. 17.10.2012. URL: http://vaticaninsider.lastampa.it/vaticano/ dettaglio-articolo/articolo/russia-rusia-ortodossi-orthodox-christians-ortodoxos-19000 (дата обращения: 20.11.2014).
34. Jones N. Pussy Riot's protests threaten more than just the Putin regime // New Statesman. 31.07.2012. URL: http://www.newstatesman.com/blogs/world-affairs/2012/07/pussy-riots-protests-threaten-more-just-putin-regime (дата обращения: 20.11.2014).
Статья поступила в редакцию 20 января 2015 г.
82