ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
2019.02.014. М.А. ЯДОВА. РОССИЯ И ЗАПАД В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОСТСОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ.
M.A. YADOVA. Russia and the West in the representations of postSoviet youth. DOI: 10.31249/rsoc/2019.02.02
Аннотация. В статье на основе анализа результатов социологических исследований рассматриваются особенности отношения постсоветской молодежи к понятиям «Россия» / «Запад».
Abstract. The paper is based on an analysis of the results of sociological studies. We consider the specific character of the attitude of post-Soviet youth towards the concepts «Russia» / «the West».
Ключевые слова: постсоветская молодежь; Россия и Запад; западные страны; ценности.
Keywords: post-Soviet youth; Russia and the West; Western countries; values.
Тема выбора исторического пути является для нашей страны не только острой, но и вечной. В связи с этим особую важность приобретает вопрос взаимоотношений российской и западной цивилизаций. Крымский кризис усилил напряженность отношений между Россией и Западом, что не могло не отразиться на оценках и умонастроениях граждан РФ. По данным социологических опросов, в последние годы в массовом сознании россиян значительно повысился градус «западофобии» [«Запад»: Восприятие и стремление.., 2015].
Необходимо отметить, что получившая широкое распространение в СМИ антизападная риторика затронула российскую моло-
дежь в значительно меньшей степени, чем представителей старших возрастных когорт. Видимо, это можно объяснить принципиальными различиями в социальном опыте советского и постсоветского поколений.
Например, по данным проведенного весной 2015 г. массового опроса Левада-Центра, значительная часть юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет не воспринимает Запад в качестве противника и верит в постепенную нормализацию российско-западных отношений [Горбачев, 2015]. Однако для большинства респондентов (44,4%) Запад - «другая цивилизация, чужой мир со своими законами и отношениями между людьми». Пятая часть опрошенных считает Запад не более чем элементом географического обозначения (19,3%); столько же подразумевают под этим термином «враждебные государства и политические силы» (19,1%). Четверть респондентов словом «Запад» именует «самые обеспеченные и благополучные страны». Примечательно, что среди опрошенной молодежи только 12,2% крайне негативно отзываются о странах Европы и США, называя их «холодным миром с формальными, эгоистичными отношениями между людьми». В других возрастных категориях этот вариант ответа, как правило, выбирают не менее 20% респондентов. Вместе с тем мнения молодежи совпадают со взглядами респондентов других возрастных групп в отношении «жесткого» политического курса, выбранного российской властью в последнее время: 70,7% респондентов считают, что Россия должна продолжать начатую политику, несмотря на санкции; на поиск компромиссов нацелена лишь пятая часть опрошенных (22,3%) [там же].
По результатам опроса Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, молодые россияне причисляют себя в большей степени к западной (европейской) культурно-исторической традиции, нежели к восточной (азиатской). Исследование проводилось в четырех городах: Казани, Ульяновске, Махачкале и в Санкт-Петербурге. Так, в самом «европейском городе России» частью западного мира считают себя 64,2% опрошенных, за восточный путь высказались 24,2%, затруднились с ответом 11,6%. В Махачкале эти показатели, соответственно, составили 40,2%, 34,5 и 25,3%. В Ульяновске предпочтения молодежи распределились так: 43,7%, 41,4 и 14,9%. Самой «проза-
падной» оказалась молодежь Казани: европейцами здесь себя считают 65% опрошенных, наследниками азиатских традиций - 21,2%, не определились с выбором 13,8% [Плотникова, 2016].
Примечательно, что данные исследований, проведенных задолго до крымских событий, также демонстрируют достаточно толерантное отношение молодых россиян к западному миру. Кратко остановимся на результатах нескольких работ на эту тему.
Схожие результаты показали четыре фокус-группы (ФГ), которые были проведены автором настоящей работы со старшеклассниками и учащимися колледжей г. Москвы в 2009 г. [Ядова, 2012]. Участниками ФГ стали молодые люди с контрастными - модернистскими и традиционалистскими - мировоззренческими позициями1. Две ФГ проводились в традиционной форме, две - были виртуальными (в формате чата); общее число участников - 22 человека2. В ходе беседы были подняты вопросы об исконно традиционных и новых, распространившихся сравнительно недавно, ценностях российского общества. Участникам ФГ предлагалось выделить среди традиционно российских ценностей позитивные, т.е. такие, которые сегодня представляются важными и нужными, и негативные -те, что мешают нормальному развитию страны. Схожий анализ проводился в отношении позитивных и негативных современных ценностей нашего общества.
1 Поиск «модернистов» и «традиционалистов» осуществлялся в результате анкетирования 15-18-летних учащихся колледжей и школ (N=800+800) по оригинальной методике, фиксирующей традиционное и современное в поведенческих установках молодежи. За основу современного типа поведения был принят тип действий, отвечающий основным характеристикам разработанной американским социологом А. Инкелесом модели «современной личности» [Inkeles, Smith, 1974, p. 289-302]. Современными признавались такие качества, как чувство социальной ответственности, толерантность, законопослушность, независимость и развитые достижительные установки; в свою очередь, традиционными считались характеристики, противоречащие современным.
2 Со школьниками и учащимися колледжей проводилось по две фокус-
группы: одна - в традиционной форме, другая - виртуальная - в формате чата.
Участниками реальных ФГ в той и другой подвыборке стали 6 человек (3 «модерниста» и 3 «традиционалиста»). В каждой онлайновой дискуссии приняли участие
5 человек (в группе старшеклассников: 3 «модерниста» и 2 «традиционалиста»; в группе студентов колледжей: 2 «модерниста» и 3 «традиционалиста»).
В качестве позитивных традиционных ценностей российского общества информанты называли прежде всего нестяжательство, трудолюбие, особую духовность российского народа.
Трудолюбие нам было свойственно - люди любили работать, любили труд, добропорядочность, деньги для нас значили не главное.
Школьник, 15 лет (М)1 В основном бессребреники, т.е. люди, которым не особо нужно быть богатыми.
Школьник, 17 лет (М) Давно утраченные честь и долг исконно российские.
Студентка колледжа, 16 лет (Т) Основной негативной чертой россиян, по единодушному мнению «модернистов» и «традиционалистов», является печально известное «веселие Руси» - пьянство.
А мешают - пьянство. Вот точно: пьянству - бой.
Студент колледжа, 15 лет (М) Рассуждая о новых ценностях российского общества, участники ФГ отмечали то серьезное влияние, которое оказала на ценностно-нормативный «облик» нашей страны западная культура. Вызывает оптимизм достаточно взвешенное отношение к России и Западу представителей постсоветского поколения: участники ФГ склонны смотреть на Россию и западные страны весьма критично, трезво оценивая достоинства и недостатки обоих «миров». Многие «модернисты» и «традиционалисты» отмечали дурную склонность российского общества перенимать негативные ценности западного общества и игнорировать то хорошее, что есть в США и странах Европы. По их словам, в нашей стране с легкостью прижились «фастфуды», «тупые голливудские фильмы», традиция празднования Хэллоуина, но с трудом усваиваются любовь к чистоте и порядку, законопослушность, уважительное отношение к старшему поколению и забота власти о народе.
Прижились, например, фастфуды, не приживутся, наверное, это правильность законов, чтобы люди достойно жили, как за границей, и государство не плевало на них.
Студент колледжа, 16 лет (Т)
1 Здесь и далее: (М) - «модернист (ка)», (Т) - «традиционалист (ка)».
У нас точно не приживется любовь к порядку, к чистоте.
Школьница, 17 лет (М) ... там у них старшее поколение живет просто прекрасно, и уважение к ним огромное. А у нас сплошное бескультурье, старики живут, как бомжи, и никто с этим не хочет ничего сделать.
Студент колледжа, 15 лет (М) Главной положительной ценностью, которую Россия переняла от Запада, «модернисты» и «традиционалисты» в основном называли свободу во всех ее проявлениях - мыслить, жить, выбирать.
Свобода выбора во всем. Раньше не было этого. И магазины и вообще во всем.
Школьница, 16 лет (Т)
Сейчас общество стало более или менее полиберальнее, свободнее порядки стали. Сейчас хотя бы нет каких-то особых норм поведения - хотя это иногда вредит, а иногда очень облегчает жизнь - что не надо ходить ровно, строем и так далее. Что не так консервативно, как в старой России или в Советском Союзе. Если, например, на работу или в школу прийти в неформальной одежде, там сразу был скандал, собрание или выговор.
Школьник, 15 лет (М) ...хорошо, что стали говорить на разные темы, свобода появилась.
Школьница, 18 лет (М) В то же время некоторые отмечали обратную сторону долгожданной свободы - вседозволенность, плоды которой российское общество вкусило сполна. Впрочем, по мнению участников ФГ, восприятие свободы как вседозволенности свойственно в большей степени россиянам, чем жителям «развращенного Запада».
Грань преступили уже мы, на радостях, как бы, что нам все можно.
Школьница, 17 лет (М) Примечательно, что подобная интерпретация «свободы по-российски» раскрывает содержание популярного на Руси понятия воли: кстати, именно этим словом до XIX в. в нашей стране обозначали свободу. Если на Западе свобода - институциональный феномен, предполагающий у индивида наличие обязанностей по отношению к социуму и окружающим, то воля как российский вариант свободы касается только отдельного субъекта и лишена ка-
кой-либо социальной нагрузки [Журавлев и др., 2002, с. 66]. Говоря словами философа Г. Федотова, «воля есть прежде всего возможность жить, или пожить, по своей воле, не стесняясь никакими социальными узами, не только цепями» [цит. по: там же]. Например, экономист Л. Мясникова отмечает, что российскому человеку чужда императивность: он не привык жестко требовать ни от себя, ни от других [Мясникова, 2000].
А как воспринимают молодые россияне различные страны и народы Запада? Например, данные опроса, проведенного исследователями из Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта (2007), вполне отражают официальную позицию Кремля, коррелируя с общей направленностью внешней политики РФ [Молодежь новой России... 2007]. Участникам исследования было предложено дать оценку отношениям России с более чем 50 государствами, в том числе со странами Европы и США. Наиболее позитивно оценивались отношения России с лидерами «старой Европы» - Францией и Германией. Их оценили как дружественные 61-63% участвовавших в анкетировании юношей и девушек в возрасте до 26 лет. Это выше, чем даже с дружественной Белоруссией. Следующую позицию по итогам опроса заняли отношения с государствами, с которыми у нашего государства давно не было каких-либо серьезных политических конфликтов. Это Италия, Финляндия, Швеция, Болгария (52-55%). Ниже расположились такие государства, как Англия, Испания, Венгрия, Чехия, Словакия, Сербия (40-49%). С некоторыми из них российская дипломатия имела и имеет проблемы. Довольно низкую позицию в рейтинге заняли взаимодействия между Россией и Польшей (их оценили как дружественные около 37%, а как недружественные - 25%). Наиболее враждебными в глазах молодых россиян выглядят страны Прибалтики. Лишь пятая часть респондентов (от 18 до 22%) видит в них друзей [Молодежь новой России. с. 93]. Что касается российско-американских отношений, дружественными их считает около четверти, а недружественными - примерно 45%; в то же время 30% затруднились с ответом [там же, с. 98].
Резюмируя, отметим, что сопоставление результатов социологических исследований последнего десятилетия показало достаточно терпимое отношение молодого поколения россиян к Европе
и США. Что касается нынешних сложностей во взаимодействиях со странами Запада, большая часть молодежи считает их временными. Сравнивая российский и западный «миры», их сходства и различия, молодежь преимущественно ориентирована на рассуждения в рамках бесконфликтного дискурса. Это, по нашему мнению, делает новое поколение россиян силой, способной в будущем преодолеть существующее политическое противостояние и наладить полноценный диалог со странами Запада.
Список литературы
Горбачев А. Молодежь к Западу относится сдержанно // Независимая газета. - 2015. - 16 апреля. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2015-04-16/1_west.html [Дата обращения: 10.02.2019.]
Журавлев В.В., Родионов В.А., Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: Состояние, динамика, направленность / Под ред. Б. А. Ручкина. - М.: Социум, 2002. - 123 с.
«Запад»: Восприятие и стремление эмигрировать: Пресс-выпуск Левада-Центра. - 2015. - 13.10. - Режим доступа: http://www.levada.ru/old/13-10-2015/ zapad-vospriyatie-i-stremlenie-emigrirovat [Дата обращения: 10.02.2019.]
Молодежь новой России: Образ жизни и ценностные приоритеты: Аналитический доклад / Под. ред. М.К. Горшкова. - М.: ИС РАН, 2007. - 95 с.
Мясникова Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. -М., 2000. - № 8. - С. 38-44.
Плотникова А. Российская молодежь: Между Западом и Востоком // Голос Америки. - 2016. - 29.11. - Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/ai-russia-youth-survey/3615936.html [Дата обращения: 10.02.2019.]
Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. - М., 2012. - № 1. - С. 114-125.
Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern: Individual changes in six developing countries. - Cambridge (MA): Harvard univ. press, 1974. - 437 p.
2019.02.015. ИВАЛЬДИ Ж. ИСПЫТАНИЕ ЕВРОСОЮЗА В КРИЗИСНЫЕ ВРЕМЕНА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ И ПОЛИТИКА ЕВРОСКЕПТИЦИЗМА ВО ФРАНЦИИ.
IVALDI G. Contesting the EU in times of crisis: The Front National and politics of euroscepticism in France // Politics. - L., 2018. - Vol. 38, N 3. - P. 278-294.
Ключевые слова: кризисы ЕС; евроскептицизм; Национальный фронт; популизм; правые радикалы.