Научная статья на тему 'Антиномия «Российское (русское) / западное» в представлениях постсоветской молодежи'

Антиномия «Российское (русское) / западное» в представлениях постсоветской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постсоветская молодежь / антиномия «российское – западное» / социальные ценности. / post-Soviet youth / «Russian – Western» antinomy / social values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ядова М. А.

В статье на основе анализа результатов массовых опросов и авторских исследований выявляется специфика отношения постсоветской молодежи к антиномии «российское / западное». Рассматривается то, каким образом текущая конфликтная ситуация между Россией и странами Запада повлияла на представления молодежи о западном обществе и его ценностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The antinomy «Russian / Western» in the representations of post-Soviet youth

The paper is based on the analysis of the results of mass surveys and the author’s research. It reveals the attitude of post-Soviet youth to the «Russian / Western» antinomy. The paper reveals the impact of the current conflict situation between Russia and Western countries on the young people’s views on Western society and its values.

Текст научной работы на тему «Антиномия «Российское (русское) / западное» в представлениях постсоветской молодежи»

УДК: 316.65

Ядова М.А.

АНТИНОМИЯ «РОССИЙСКОЕ (РУССКОЕ) / ЗАПАДНОЕ»

В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОСТСОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ1

Институт научной информации по общественным наукам РАН Москва, Россия, m.yadova@mail.ru

Аннотация. В статье на основе анализа результатов массовых опросов и авторских исследований выявляется специфика отношения постсоветской молодежи к антиномии «российское / западное». Рассматривается то, каким образом текущая конфликтная ситуация между Россией и странами Запада повлияла на представления молодежи о западном обществе и его ценностях.

Ключевые слова: постсоветская молодежь; антиномия «российское -западное»; социальные ценности.

Поступила: 30.09.2017 Принята к печати: 04.09.2018

Yadova M.A. The antinomy «Russian / Western» in the representations of post-Soviet youth

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences Moscow, Russia, m.yadova@mail.ru

Abstract. The paper is based on the analysis of the results of mass surveys and the author's research. It reveals the attitude of post-Soviet youth to the «Russian / Western» antinomy. The paper reveals the impact of the current conflict situation between Russia and Western countries on the young people's views on Western society and its values.

Keywords: post-Soviet youth; «Russian - Western» antinomy; social values.

Received: 30.09.2017 Accepted: 04.09.2018

1 © М.А. Ядова, 2019.

На протяжении нескольких столетий одной из наиболее обсуждаемых в кругах интеллигенции тем стала проблема исторического пути и социокультурной самобытности нашей страны. В подобных дискуссиях особую важность приобретает вопрос взаимоотношений российской и западной цивилизаций. Крымский кризис усилил напряженность отношений между Россией и Западом, которые дошли практически до уровня противостояния времен холодной войны, что не могло не отразиться на оценках и умонастроениях граждан РФ. Согласно данным социологических исследований, в последние годы в массовом сознании россиян значительно повысился градус «западофобии», и участники опросов все чаще противопоставляют себя европейцам и американцам [«Запад»: Восприятие и стремление..., 2015]. Между тем очевидно, что изоляционизм как государственная стратегия может помешать успешному развитию нашей страны и ее интеграции в мировое сообщество.

Обществоведы заметили, что получившая широкое распространение в СМИ антизападная риторика затронула российскую молодежь в значительно меньшей степени, чем представителей старших возрастных когорт. Видимо, это связано с принципиальными различиями в социальном опыте советского и постсоветского поколений. Негативное отношение среднего и старшего поколений россиян к Западу, прежде всего, можно считать наследием холодной войны, тогда как молодежь, не испытывающая ностальгии по СССР, более открыта западным ценностям и поведенческим практикам.

Цель данной работы - выявить на основе анализа данных массовых социологических опросов и авторских исследований специфику отношения постсоветской молодежи к понятиям «российское (русское)» / «западное»1, а также проанализировать то, каким образом рост уровня напряженности между РФ и странами

1 В настоящей работе мы (хотя и понимаем грубость подобного смешения [Тишков, 2009]) решили не разделять понятия «российский» и «русский», поскольку, как показывают результаты многих социологических и этнопсихологических исследований, в обыденном сознании россиян категория «российское» наравне с «русским» приобретает статус противоположности «западному». Вспомним, например, какой смысл обычно имеют ставшие невероятно популярными в связи с недавними событиями в Крыму выражения «Русский мир» и «Русская весна».

Запада повлиял на представления молодежи о западном обществе и его ценностях.

По данным проведенного весной 2015 г. массового опроса «Левада-центра», большая часть юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет, хотя и относится к Западу прохладно, верит в постепенную нормализацию российско-западных отношений и не опасается новой холодной войны [Горбачев, 2015]. Результаты опроса показали, что российская молодежь, не воспринимая Запад в качестве противника, ощущает его «чуждость» России. Для большинства респондентов (44,4%) Запад - «другая цивилизация, чужой мир со своими законами и отношениями между людьми». Пятая часть опрошенных считает Запад не более чем элементом географического обозначения (19,3%); столько же подразумевают под этим термином «враждебные государства и политические силы» (19,1%). Четверть респондентов словом «Запад» именует «самые обеспеченные и благополучные страны». Примечательно, что среди опрошенной молодежи только 12,2% крайне негативно отзываются о странах Европы и США, называя их «холодным миром с формальными, эгоистичными отношениями между людьми». В других возрастных категориях этот вариант ответа, как правило, выбирают не менее 20% респондентов. Вместе с тем мнения молодежи совпадают со взглядами респондентов других возрастных групп в отношении «жесткого» политического курса, выбранного российской властью в последнее время: 70,7% респондентов считают, что Россия должна продолжать начатую политику, несмотря на санкции; на поиск компромиссов нацелена лишь пятая часть опрошенных (22,3%) [там же].

По результатам опроса Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, молодые россияне причисляют себя в большей степени к западной (европейской) культурно-исторической традиции, нежели к восточной (азиатской). Исследование проводилось в четырех городах: Казани, Ульяновске, Махачкале и в Санкт-Петербурге. Так, в самом «европейском городе России» частью западного мира считают себя 64,2% опрошенных, за восточный путь высказались 24,2%, затруднились с ответом 11,6%. В Махачкале эти показатели, соответственно, составили 40,2%, 34,5 и 25,3%. В Ульяновске предпочтения молодежи распределились так: 43,7%, 41,4 и 14,9%. Самой «прозападной» оказалась молодежь Казани - европейцами

здесь себя считают 65% опрошенных, наследниками азиатских традиций - 21,2%, не определились с выбором 13,8% [Плотникова, 2016].

Примечательно, что данные проведенных автором задолго до украинских событий исследований также демонстрируют достаточно толерантное отношение молодых россиян к западному миру. Кратко остановимся на результатах этих работ.

В 2007 г. было проведено исследование, в ходе которого анализировались представления отечественной молодежи об особенностях национальных характеров жителей России и стран Запада [Ядова, 2008]. Объектом исследования стали учащиеся 8-11 классов российских школ (К = 155 + 155). Отметим, что когорта рожденных в 1990-е годы, прежде всего, интересна тем, что на сегодняшний день это пока первое поколение, не заставшее советской жизни и выросшее в действительно «новой» России. Исследование проводилось в Москве и Северске (Томская обл.), что дало возможность сравнить взгляды москвичей и жителей «глубинки». Другим критерием отбора послужил тип образовательного учреждения, в котором обучаются респонденты. В Москве опрашивались учащиеся образовательных учреждений с интенсивной интеллектуальной подготовкой (гимназий, гимназических классов и т.п.), а в Северске - ученики средних общеобразовательных школ. Мы исходили из того, что учащиеся московских гимназий как представители своеобразной «опережающей группы» обладают менее мифологизированными и более прогрессивными взглядами, чем их сверстники из небольшого «закрытого» городка.

Достаточно эффективным социологическим методом, позволяющим изучать настроения в подростковой среде, является анализ школьных сочинений. По мнению специалистов, сочинение, будучи, «по сути, документальным источником информации, <...> представляет собой хороший материал для изучения структуры индивидуального сознания» [Моисеева, 2005, с. 129]. Эмпирической базой исследования послужили школьные сочинения на тему «Как я представляю себе типичного россиянина и типичного западного человека»1. В инструкции к сочинению предлагалось опи-

1 Под «типичным россиянином (или западным человеком)» в данном случае понимается человек, тип поведения, образ мыслей которого наиболее распространен сегодня в России (или на Западе).

сать наиболее яркие черты характеров жителей России и стран Запада, особенности их поведения, основные интересы, любимые и нелюбимые занятия, их положительные и отрицательные качества.

Контент-анализ текстов не выявил существенных различий во взглядах москвичей и жителей Северска. Удивил высокий уровень самокритичности школьников, особенно московских. Описывая россиян, авторы не скупились на нелестные эпитеты. Для москвичей типичный россиянин - это, прежде всего, «хам и грубиян», нередко «с агрессивными замашками» (грубость как характерную черту российского менталитета отметила треть опрошенных - 29%, тогда как северчане в первую очередь указали на доброту и высокие духовные качества своего народа (41,9%)). Многие юноши и девушки замечали, что типичный россиянин ничем не отличается от жителя стран Запада, по своему мировоззрению он такой же современный и деловой, как большинство европейцев и американцев. На западные черты сограждан указали 27,1% опрошенных москвичей и 20% жителей Северска. Кроме того, московские школьники характеризовали типичного россиянина как «задавленного, измученного проблемами» (22,6%) и «равнодушного» человека (21,3%). Школьники Северска в числе наиболее ярких черт россиян называли пьянство (20,6%) и - опять же - «измученность житейскими трудностями» (10,3%).

Судя по высказанным в письменных работах мнениям, в сознании российских подростков сформировался далеко не однозначный образ западного человека. Значительная часть авторов (27,1% - в Москве и 24,5% - в Северске) продемонстрировала резко отрицательное отношение к «западному миру» и не смогла припомнить ни одного положительного качества, присущего европейцам и американцам. Антизападно настроенные юноши и девушки не пытались подкрепить свою позицию какими-либо аргументами - данные ими характеристики «человека Запада» в большинстве своем содержали необоснованные оскорбления, подчас нецензурные («Они все твари», «Все американцы - тупые зажравшиеся дауны, идиоты, полудурки...!», «Буржуи поганые»). За исключением «антизападников» остальные участники исследования проявили теплое и доброжелательное отношение к жителям Запада, причем многие ссылались на собственные впечатления от общения с иностранцами.

Схожие результаты показали четыре фокус-группы (ФГ), которые были проведены автором со старшеклассниками и учащимися колледжей г. Москвы в 2009 г. [Ядова, 2012]. Участниками ФГ стали молодые люди с полярными - модернистскими и традиционалистскими - мировоззренческими позициями1. Две ФГ проводились в традиционной форме, две - были виртуальными (в формате чата); общее число участников - 22 человека2. В ходе беседы были подняты вопросы об исконно традиционных и новых, распространившихся сравнительно недавно, ценностях российского общества. Участникам ФГ предлагалось выделить среди традиционно российских ценностей позитивные, т. е. такие, которые сегодня представляются важными и нужными, и негативные - те, которые мешают нормальному развитию страны. Схожий анализ проводился в отношении позитивных и негативных современных ценностей нашего общества.

В качестве позитивных традиционных ценностей российского общества и «модернисты», и «традиционалисты» называли, прежде всего, нестяжательство, трудолюбие, особую духовность российского народа.

1 Остановимся подробнее на процедуре отбора участников ФГ. Поиск «модернистов» и «традиционалистов» осуществлялся по результатам анкетирования 15-18-летних учащихся колледжей и школ (N = 800 + 800) по специально созданной методике, фиксирующей традиционное и современное в ценностных ориентациях и поведенческих установках молодежи. За основу современного типа поведения был принят тип действий, отвечающий основным характеристикам разработанной американским социологом А. Инкелесом модели «современной личности» [Inkeles, Smith, 1974, с. 289-302]. Современными признавались такие качества, как чувство социальной ответственности, толерантность, законопослушность, независимость и развитые достижительные установки; в свою очередь, традиционными считались характеристики, противоречащие современным.

2 Время проведения фокус-групп - май 2009 г. Со школьниками и учащимися колледжей проводилось по две фокус-группы: одна - в традиционной форме, другая - виртуальная - в формате чата. Участниками реальных ФГ в той и другой подвыборке стали 6 человек (3 «модерниста» + 3 «традиционалиста»). В каждой онлайновой дискуссии приняли участие 5 человек (в группе старшеклассников: 3 «модерниста» + 2 «традиционалиста»; в группе студентов колледжей: 2 «модерниста» + 3 «традиционалиста»).

Трудолюбие нам было свойственно - люди любили работать, любили труд, добропорядочность, деньги для нас значили не главное.

Школьник, 15 лет (М)

Русский лишь старается выжить. В основном бессребреники, т.е. люди, которым не особо нужно быть богатыми.

Школьник, 17 лет (М)

Давно утраченные честь и долг исконно российские.

Студентка колледжа, 16 лет (Т)

Раньше все были душевнее.

Школьница, 16 лет (Т)

Основной негативной чертой российского народа, по единодушному мнению «модернистов» и «традиционалистов», является печально известное «веселие Руси» - пьянство.

А мешают - пьянство. Вот точно: пьянству - бой.

Студент колледжа, 15 лет (М)

Рассуждая о новых ценностях российского общества, участники ФГ отмечали то серьезное влияние, которое оказала на ценностно-нормативный «облик» нашей страны западная культура. Вызывает оптимизм достаточно взвешенное отношение к России и Западу представителей постсоветского поколения: участники ФГ склонны смотреть на Россию и западные страны весьма критично, трезво оценивая достоинства и недостатки обоих «миров». Многие «модернисты» и «традиционалисты» отмечали дурную склонность российского общества перенимать негативные ценности западного общества и игнорировать то хорошее, что есть в США и странах Европы. По их словам, в нашей стране с легкостью прижились «фастфуды», «тупые голливудские фильмы», традиция празднования Хеллоуина, но с трудом усваиваются любовь к чистоте и порядку, законопослушность, уважительное отношение к старшему поколению и забота власти о народе.

Прижились, например, фастфуды, не приживутся, наверное, это правильность законов, чтобы люди достойно жили, как за границей, и государство не плевало на них.

Студент колледжа, 16 лет (Т)

... там у них старшее поколение живет просто прекрасно, и уважение к ним огромное. А у нас сплошное бескультурье, старики живут, как бомжи, и никто с этим не хочет ничего сделать.

Студент колледжа, 15 лет (М)

У нас точно не приживется любовь к порядку, к чистоте.

Школьница, 17 лет (М)

Главной положительной ценностью, которую Россия переняла от Запада, «модернисты» и «традиционалисты» в основном называли свободу во всех ее проявлениях - мыслить, жить, выбирать.

Свобода выбора во всем. Раньше не было этого. И магазины и вообще во всем.

Школьница, 16 лет (Т)

Сейчас общество стало более или менее полиберальнее, свободнее порядки стали. Сейчас хотя бы нет каких-то особых норм поведения - хотя это иногда вредит, а иногда очень облегчает жизнь - что не надо ходить ровно, строем и так далее. Что не так консервативно, как в старой России или в Советском Союзе. Если, например, на работу или в школу прийти в неформальной одежде, там сразу был скандал, собрание или выговор.

Школьник, 15 лет (М)

...хорошо, что стали говорить на разные темы, свобода появилась.

Школьница, 18 лет (М)

В то же время некоторые отмечали обратную сторону долгожданной свободы - вседозволенность, плоды которой российское общество вкусило сполна. Впрочем, по мнению участников ФГ, восприятие свободы как вседозволенности свойственно в большей степени россиянам, чем жителям «развращенного Запада».

Грань преступили уже мы, на радостях, как бы, что нам все можно.

Школьница, 17 лет (М)

Интересно, что подобная интерпретация «свободы по-российски» имеет отношение к более популярному на Руси понятию воли (кстати, именно этим словом до XIX в. в нашей стране обозначали свободу). Если на Западе свобода - это своеобразный институциональный феномен, предполагающий у индивида наличие обязанностей по отношению к социуму и окружающим1, то воля как российский вариант свободы касается только отдельного субъекта и лишена какой-либо социальной нагрузки [Журавлев и др., 2002, с. 66]. Говоря словами философа Г. Федотова, «воля есть прежде всего возможность жить, или пожить, по своей воле, не стесняясь никакими социальными узами, не только цепями» [там же]. Например, экономист Л. Мясникова отмечает, что российскому человеку чужда императивность: он не привык жестко требовать ни от себя, ни от других [Мясникова, 2000]. В этом смысле весьма показателен разговор с крестьянином, описанный И. Буниным в статье «Великий дурман»: «Мы, батюшка, не можем себе воли давать. Я хорош, добр, пока мне воли не даешь. А то я первым разбойником, первым грабителем, первым вором, первым пьяницей окажусь» [Бунин, 1997, с. 20]. А Иван Грозный оправдывал свое поведение словами: «Аз есмь зверь, но над зверьми и царствую» [Барулин, 2000, с. 199]. Не это ли отсутствие самоконтроля заставляет россиян настороженно относиться к свободе?

Подводя итоги, отметим, что на основе сопоставления результатов социологических исследований (2007, 2009, 2015) выявлено, что периоды «похолодания» в российско-западных отношениях менее всего затрагивают молодое поколение россиян. Что касается нынешних сложностей во взаимодействиях со странами Запада, большая часть постсоветской молодежи считает их временными и не имеющими глобальных последствий. Сравнивая российский и западный «миры» и понимая, что наши общества «в сущности, столь же похожи друг на друга, сколь и непохожи» [Подвойский, 2005, с. 280], молодежь нацелена на рассуждения в

1 Вспомним основную «заповедь» индивидуализма: «Каждый человек от рождения свободен, но ограничен свободой другого» [Журавлев и др., 2002, с. 70].

рамках бесконфликтного дискурса. Это, по нашему мнению, делает новое поколение россиян силой, способной в будущем сгладить существующие политические противоречия и наладить полноценный диалог со странами Запада.

Список литературы

Барулин В.С. Российский человек в XX веке: Потери и обретение себя: Монография. - СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с. Бунин И. Великий дурман. - М.: Совершенно секретно, 1997. - 352 с. Горбачев А. Молодежь к Западу относится сдержанно // Независимая газета. -2015. - 16 апр. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2015-04-16/1_ west.html (дата обращения: 13.05.2016). Журавлев В.В., Родионов В.А., Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: Состояние, динамика, направленность / Под ред. Б.А. Ручкина. - М.: Социум, 2002. - 123 с. «Запад»: Восприятие и стремление эмигрировать. Пресс-выпуск Левада-Центра от 13.10.2015. - Режим доступа: http://www.levada.ru/old/13-10-2015/zapad-vospriyatie-i-stremlenie-emigrirovat (дата обращения: 13.05.2016). Моисеева В.В. Школьное сочинение как источник социальных представлений о

наркотиках // Социология: 4 М. - М., 2005. - № 21. - С. 128-149. Мясникова Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. -

2000. - № 8. - С. 38-44. Плотникова А. Российская молодежь: между Западом и Востоком // Голос Америки. - 2016. - 29.11. - Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a7ai-russia-youth-survey/3615936.html (дата обращения: 10.05.2017). Подвойский Д.Г. Антиномия «Россия - Запад» и проблема социокультурной самобытности. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 299 с. Тишков В.А. И русский, и российский // Вестник Российской нации. - 2009. -№ 2. - С. 85-97.

Ядова М.А. Жители России и стран Запада в представлениях российских школьников // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: ИС РАН: РОС, 2008 (на CD-ROM). Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи.

Социологические исследования. - 2012. - № 1. - С. 114-125. Inkeles A., Smith D.H. Becoming modern: Individual changes in six developing countries. - Cambridge (MA): Harvard University Press, 1974. - 437 p.

References

«Zapad»: Vosprijatie i stremlenie jemigrirovat' (2015) http://www.levada.ru/old/13-10-2015/zapad-vospriyatie-i-stremlenie-emigrirovat

Barulin, V.S. (2000) Rossijskij chelovek v XX veke: Poteri i obretenie sebja: Mono-grafija. Aletejja, Saint-Petersburg.

Bunin, I. (1997) Velikij durman. Sovershenno sekretno, Moscow.

Gorbachev, A. (2015) Molodezh' k Zapadu otnositsja sderzhanno. Nezavisimaja gazeta. 16 aprelja. http://www.ng.ru/politics/2015-04-16/1_west.html

Inkeles, A., Smith, D.H. (1974) Becoming modern: Individual changes in six developing countries. Harvard University Press, Cambridge (MA).

Jadova, M.A. (2008) Zhiteli Rossii i stran Zapada v predstavlenijah rossijskih shkol'nikov. Materialy III Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa. Institut soci-ologii RAN, Rossijskoe obshhestvo sociologov, Moscow (on CD-ROM).

Jadova, M.A. (2012) Sovremennoe i tradicionnoe v cennostjah postsovetskoj molodezhi. Sociologicheskie issledovanija, vol. 1, pp. 114-125.

Mjasnikova, L. (2000) Rossijskij mentalitet i upravlenie. Voprosy jekonomiki, vol. 8, pp. 38-44.

Moiseeva, V.V. (2005) Shkol'noe sochinenie kak istochnik social'nyh predstavlenij o narkotikah. Sociologija: 4 M, vol. 21, pp. 128-149.

Plotnikova, A. (2016) Rossijskaja molodezh': mezhdu Zapadom i Vostokom. Golos Ameriki. 29 nojabrja. https://www.golos-ameriki.ru/a/ai-russia-youth-survey/ 3615936.html

Podvojskij, D.G. (2005) Antinomija «Rossija - Zapad» i problema sociokul'turnoj samobytnosti. Izd-vo RUDN, Moscow.

Tishkov, V.A. (2009) I russkij, i rossijskij. Vestnik Rossijskoj nacii, vol. 2, pp. 85-97.

Zhuravlev, V.V., Rodionov, V.A., Cepljaev, A.N. (2002) Social'nye cennosti sovremen-noj rossijskoj molodezhi: Sostojanie, dinamika, napravlennost'. Socium, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.