Научная статья на тему 'Россия и Запад: картина будущего в контексте преодоления вызовов управляемого псевдоморфоза'

Россия и Запад: картина будущего в контексте преодоления вызовов управляемого псевдоморфоза Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балагуров О. А.

Статья посвящена проблеме прогнозирования картины будущего Запада и России в контексте вызовов фаустовской цивилизации Запада традиционной культуре России. Решение видится в обращении к святоотеческой традиции, имманентно присущей фундирующим основам русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Запад: картина будущего в контексте преодоления вызовов управляемого псевдоморфоза»

вузе МО РФ дал нам возможность выделить организационно-педагогические условия успешности реализации разработанной педагогической системы:

1. Осуществление развития политической культуры офицера в профессионально ориентированной обучающей среде военного вуза.

2. Высокий уровень политической культуры достигается, если обеспечиваются профессиональная направленность внеучебной деятельности и субъектная позиция курсанта в процессе ее осуществления, а также включение курсантов в активную общественную деятельность.

3. Эффективными педагогическими средствами формирования политической культуры являются дискуссии, дебаты, имитационные игры, которые обеспечивают проблемность, дискуссионность, диало-гичность в процессе внеучебной деятельности и формирование субъектной позиции курсанта.

Список литературы:

1. Гутнер Г.Б. Моделирование // Новая философская энциклопедия. В IV т. Т. 2. Е-М. - М.: Мысль, 2010. - 640 с.

2. Колесникова М.В., Маврина И.А. Ресурсное обеспечение развития социальной активности молодежи в системе социальной работы: монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ 2011. - 88 с.

3. Маврина И.А. Социальность современного образования: монография. -Омск, 2000. - 181 с.

4. Монахов О.Н. Формирование политической культуры у курсантов военных вузов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2004. - 23 с.

РОССИЯ И ЗАПАД: КАРТИНА БУДУЩЕГО В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫЗОВОВ УПРАВЛЯЕМОГО ПСЕВДОМОРФОЗА

© Балагуров О.А.*

Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя

Статья посвящена проблеме прогнозирования картины будущего Запада и России в контексте вызовов фаустовской цивилизации Запада традиционной культуре России. Решение видится в обращении к святоотеческой традиции, имманентно присущей фундирующим основам русской культуры.

Современное человечество, развивающееся в контексте интеграционных процессов, тем не менее, не преодолело конфронтацию, а потому, с тре-

* Аспирант кафедры Культурологии и литературы.

вогой всматривается в будущее, все чаще придаваясь апокалипсическим настроениям. Насколько это закономерно? И каковы перспективы развития мира, живущего предчувствием катастрофы?

Еще в начале XX века выдающийся немецкий мыслитель Освальд Шпенглер заговорил о закате Западного мира. Во многом гибель западной цивилизации виделась мыслителем в оторванности от духовной традиции, предельном сциентизме западного человека, затронувшем и его духовную составляющую.

«Осень Европы», безусловно, не может устроить носителей «фаустовской» цивилизации Запада. Элементарный инстинкт самосохранения, вероятно, присущий каждой культуре, заставляет ее если не бороться за выживание, то хотя бы агонизировать. Попытки продлить свое цивилизационное существование нашли выражение и в политике, и в культуре. В обоих случаях они прошли под знаком экспансии идеологии, морали, базовых жизненных принципов.

Прошедшее столетие стало временем окончательного оформления и попыток реализации подобных «экспортных» продуктов: социализм, фашизм и либерализм. И если первые два общепризнанны как исторически несостоявшиеся, то третий по-прежнему претендует на некоторую не только идеологическую, но и культурную универсальность.

Эти три порожденные Западом идеологии являются, в известной степени, выражением неоязыческого взгляда западного человека на мир. С характерным крайним антропоцентризмом, выносящим Бога, религию, традицию, что называется, «за скобки».

Между тем, как никогда прав Роберт Уоррен, заметивший как-то, что «только из прошлого ты можешь построить будущее». Подобная преемственность на Западе оказалась прервана. Эпоха Возрождения и последующая за ней секулярная революция эпохи Просвещения провели некий водораздел между христианским Средневековьем и светски гуманистическим Новым временем.

Секулярно развивающийся мир неизбежно оказался ввергнутым в катастрофы мировых войн и кризисы «потерянных поколений». Появились мысли о «закате Европы» и конфликте цивилизаций, порожденных имманентной антагонистичностью Запада иным культурам [3].

Необходимо подчеркнуть, что глобальная причина конфликта именно в инаковости нефаустовских культур, дающей тот жизненный потенциал, который у Запада исчерпан.

В известном смысле, это вызов Западу. И его ответ лежит в сфере своего вызова. Вызова глобальной ассимиляции нефаустовских культур посредством модернизационно-интеграционных процессов всеобщей унификации по западным лекалам.

Шпенглер О. назвал данный процесс псевдоморфозом [4, с. 647]. Впрочем, он недостаточно развил свою мысль о нем, ибо у него это естествен-

ный процесс, возникающий в силу некой внутренней логики развития исторического процесса.

Реалии современности позволяют говорить об «управляемом псевдоморфозе», то есть о сознательной культурной интервенции с целью деформации автохтонной культуры с последующей ее унификацией по единому навязываемому извне шаблону.

Для Запада подобный управляемый псевдоморфоз - технология (как политическая, так и культурологическая), которая имеет точно прогнозируемый ожидаемый результат. Именно такой результат делает всматривание в будущее безмятежным. Ведь ожидается, что мир будет развиваться по понятному сценарию.

Для любой нефаустовской культуры подобная интервенция сродни инфекции. Тот же О. Шпенглер расценивал их как «отраву и ложь» [4, с. 651]. Проблема в том, что борьба с подобного рода заболеванием крайне болезненна и не всегда успешна.

Вирус, зачастую одолевает, но не окончательно побеждает. Подобную ситуацию современный российский философ А. Дугин назвал археомодер-ном, введя этот новый термин в научный оборот [2, с. 4-5].

Под археомодерном ученый понимает, вслед за П. Сорокиным, некую культуру-свалку, причем не постепенно образующуюся, а изначально «искусственно организованное место сброса отходов более органичных культур» [2, с. 45].

При этом автор также не ставит акцента на рукотворности этой свалки, хотя она и подразумевается, ибо создана искусственно. Исследователь призывает излечить археомодерн, то есть, в терминологии Шпенглера, преодолеть псевдоморфоз [2, с. 121-122].

Тем не менее, поставлен верный акцент - существующее положение дел требует излечения. Методы, успешность этого лечения определит будущее России, поэтому для нее, как и для фаустовского Запада на сегодняшний день также характерно всматривание вперед, в еще только формирующиеся исторические горизонты.

Картина будущего фаустовского Запада вполне очевидна: светский гуманизм с выхолощенной до уровня социальной традиции религией, антропоцентризм, помноженный на веру в прогресс и всеобщую толерантность. При этом в центре мира стоит не просто человек, а человек англо-саксонского типа. Остальные подлежат постепенному растворению, читай - культурной аннигиляции.

А вот картина будущего России в условиях археомодерна не так однозначна. Ибо часть общества вполне солидарна с западными чаяниями, часть же вообще не конкретизирует образ будущего, ибо лишена традиционных ориентиров, через призму которых и можно это будущее прогнозировать. Еще раз можно согласиться с формулой Уоррена!

Даже наша власть, которая в настоящее время испытывает некий дрейф от западных футуристических шаблонов, отмечает дефицит духовности в современном российском обществе.

Под духовностью здесь однозначно понимается православная традиция. Именно она является не только духовным, но и культурным конститутивом российского общества и государства.

Именно поэтому, Православная Церковь оказывается под прицелом различного рода «технологических решений» управляемого псевдоморфоза. Цель которых - десакрализация статуса Церкви, с последующим ее низведение в разряд привычки. В контексте преодоления археомодерна необходимо не допустить успешной реализации подобных попыток.

Так какая же, все-таки, картина будущего может быть выстроена, исходя из логики противостояния управляемому псевдоморфозу? Безусловно, она не может быть столь оптимистичной как построения фаустовского Запада (при допущении возможности своей культурной гегемонии).

Фундаментальной традицией России является Православие, культурные коды которого сокрыты в Священном Писании и Священном Предании, и предельно конкретизированы в святоотеческом наследии.

Будущее этой традиции эсхатологично. История человечества на Земле имеет конец, причем перед Вторым Пришествием Христа будет кратковременное, но кровавое правление Антихриста, чье царство вполне согласовывается со многими принципами фаустовских футуристических чаяний.

Иными словами, святоотеческая традиция не предполагает всемирной победы православного культурного кода. Скорее, наоборот.

При это есть одно большое «но». Часть людей - православных христиан в условиях гонений выстоят. Сохранят свою идентичность. Говоря языком Православия - спасутся.

Их образ жизни, диссонирующий глобальным принципам англо-саксонской цивилизации, сам по себе станет вызовом всему фаустовскому. Иными словами, псевдоморфозом для него, который, в конце концов, положит подлинный «конец истории» фаустовского мира. В этом контексте, можно говорить о феномене субпсевдоморфоза.

Впрочем, для приобретения культурой такой способности недостаточно просто обратиться к традиции, припасть к источникам духовности. Необходимо традицию сделать реальностью, осмыслить современность в контексте святоотческого мировидения.

Для этого необходима определенная работа, которую наиболее точно определил отец Георгий Флоровский, обозначив ее термином «неопатристиче-ский синтез», под которым мыслитель понимал как «творческую переоценку прозрений, ниспосланных святым людям древности», приспособленную к новому веку, но остающуюся верной духу и созерцанию Отцов [1, с. 155].

Таким образом, совершенно очевидно, что картина будущего России, как впрочем, и Запада, зависит от ее (России) мировоззренческого выбора,

ее обращения или игнорирования святоотеческой традиции, пожалуй, единственной, предложившей реальную картину будущего, в котором угроза вызова управляемого псевдоморфоза снимается ответом субпсевдоморфоза, который есть следование путем Христа, согласно главному культурному коду святоотеческого наследия.

Список литературы:

1. Георгий Флоровский: Священнослужитель, богослов, философ / Под ред. Э. Блейн. - М.: Прогресс-Культура, 1995.

2. Дугин А.Г. Археомодерн. - М.: Арктогея, 2011. - 142 с.

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - Режим доступа: www.gtmarket.ru/labora-tory/expertize/2007/2498 (дата обращения: 15.05.12).

4. Шпенглер О. Закат Западного мира; Очерки мифологии мировой истории. Полное издание в одном томе / Пер. с нем. - М.: Альфа-Книга, 2010. -1085 с.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОСНОВАНИЯМ

© Гончаров В.Н.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Политические процессы происходят в рамках всего пространства социума, поэтому они содержат не только конвенциональные (договорные, нормативные, легальные) изменения, но и те, которые обусловлены результатами деятельности субъектов, не разделяющих идеологические установки и политические цели государственной власти. Как и любое сложное явление, политические процессы могут быть сгруппированы по различным основаниям.

К политическим процессам относятся политические партии, находящиеся на нелегальном положении, террористические организации, криминальная деятельность легальных политиков в сфере влияния на государственную власть. Отражая, таким образом, реальные изменения политической жизни, а не только происходящие в рамках планируемой деятельности легальных органов власти, политические процессы обладают ненормативным характером. Их параметры, как и масштабы, не могут быть однозначно определены и спрогнозированы. Это первая важнейшая особенность политических процессов.

* Заведующий кафедрой Андрагогики, профессор кафедры Философии и культурологии, доктор философских наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.