А. Ткаченко,
историк
РОССИЯ И СТРАНЫ МАГРИБА: ВЗГЛЯД В XXI ВЕК
История возникновения и развития разносторонних связей между Россией и странами Магриба насчитывает несколько веков: первые контакты и отношения имели место еще на заре российской государственности. Но прошла целая историческая полоса в становлении российского государства и стран Северной Африки, прежде чем были установлены дипломатические отношения, а межгосударственные связи приобрели устойчивый характер и получили разностороннее развитие. Заметный импульс этому был дан во времена царствования Екатерины II, когда установились консульские отношения с Марокко. Тем не менее вплоть до обретения политической независимости государствами Магриба в 50-60-е годы XX в. отношения между Россией (СССР) и странами региона носили ограниченный характер и в основном сводились к скромной по своему объему взаимной торговле и консульской деятельности. Во второй половине XX в., когда СССР и государства Магриба установили полномасштабные дипломатические отношения, межгосударственные связи приобрели разносторонний характер. СССР -один из полюсов биполярной системы периода «холодной войны», стремился расширить и укрепить свои позиции в Средиземноморье -стратегически важном для него регионе мира, через который пролегали мирового значения коммуникации, в том числе Суэцкий канал и Гибралтар. В свою очередь, страны Магриба были заинтересованы в расширении торгово-экономических связей с СССР и получении экономической помощи, в военно-политическом сотрудничестве, в дипломатической и политической поддержке.
В то время основной объем торгово-экономического сотрудничества приходился на поставки советской военной техники (в частности, на поставки советской военной техники в Алжир приходилось до 4/5 всего товарооборота между двумя странами). Шло обучение военных специалистов, главным образом, из Алжира и Ливии. Значительные масштабы приобрело участие советских внешнеэкономических организаций в сооружении различных объектов народнохозяйственного и культурного назначения, прежде всего в отраслях черной и цветной металлургии, электроэнергетике, сельском хозяйстве, добывающей промышленности, в сфере образования и медицины, а также в сооружении объектов инфра-
134
структуры (морские порты, линии электропередач, мосты и дороги). Заметное развитие получило сотрудничество в политической области. По многим ключевым проблемам международных отношений позиции СССР и стран Магриба были близки или совпадали: по вопросам ограничения оружия массового уничтожения, сдерживания гонки вооружений, создания безъядерных зон, ликвидации военных иностранных баз, роспуска военных блоков и другим вопросам. Вместе с тем они несли на себе печать «холодной войны»: с одной стороны, внешнеполитический курс Алжира и Ливии имел «антиимпериалистическую» окраску, главным образом в идеологической области, с использованием антиимпериалистической риторики; с другой - Марокко, Тунис, Мавритания в основном ориентировались на политические и экономические связи с Западной Европой, Соединенными Штатами.
Несмотря на определенные различия в масштабах и характере межгосударственных отношений, сложившихся у СССР с отдельными странами региона, в целом они носили дружественный характер и стабильно развивались. Этому способствовали не только постоянно растущие связи в сфере экономики и культуры, но и носившие устойчивый характер консультации по ключевым проблемам двусторонних и международных отношений, обмен делегациями, включая визиты руководителей государств. Заключение межгосударственных соглашений о торгово-экономическом, культурном, научном сотрудничестве между РФ и странами Магриба придавало большую надежность и динамизм в двусторонних отношениях. Вместе с тем сверхэтатизация хозяйственной и общественной жизни сдерживала вплоть до 90-х годов XX в. более полное использование значительного потенциала развития разностороннего взаимодействия. Особенно это негативно отразилось на экономическом сотрудничестве. Почти не использовались возможности производственной кооперации, взаимное инвестирование в перспективные сферы национальных экономик партнеров, современные формы взаимных расчетов в торгово-экономической сфере и т. д.
После окончания «холодной войны» и развала СССР в отношениях между Россией и государствами Магриба произошел спад. Кризисное состояние российско-магрибских отношений пришлось главным образом на первую половину 90-х годов. Спад затронул практически все основные сферы сотрудничества, но главным образом - экономические связи и сферу культуры. Так, товарооборот
135
между Россией и Алжиром упал примерно с 0,5 млрд. долл. в самом начале последнего десятилетия прошлого века до нескольких десятков млн. долл., с Ливией - практически до нуля. Во многом это было вызвано сокращением сотрудничества в военно-технической области, на которую приходилась львиная доля торгово-экономического оборота. После трансформации СССР и под влиянием происходящей в последние десятилетия глубокой перестройки международных экономических отношений был утрачен ряд важных позиций в двустороннем экономическом сотрудничестве. Среди других причин спада следует назвать переориентацию внешнеэкономических связей партнеров на промышленно развитые страны, переход на новую, современную систему расчетов в СКВ, перестройку всей системы внешнеэкономических связей, обострение проблемы финансовых долгов и т.д. Высокая степень заинтересованности РФ и государств Магриба в продолжении разностороннего сотрудничества позволила в основном сохранить политические связи и контакты, опираясь на которые Россия и страны региона постепенно выводят двусторонние отношения из состояния «комы». Уже с середины 90-х годов партнеры предприняли достаточно энергичные меры для решения проблемы, которая блокировала восстановление и рост сотрудничества: многомиллиардная задолженность арабских стран России как правопреемницы СССР (по некоторым оценкам, суммарный долг только Алжира и Ливии составил 6-8, а по другим оценкам, - 10-12 млрд. долл.). Были созданы необходимые условия для обновления правовой базы торгово-экономического сотрудничества, налаживания партнерских связей между российскими и арабскими компаниями и фирмами, действующими в сфере делового партнерства, в стадии становления находятся новые структуры и институты - банки, страховые, консалтинговые, транспортные компании, ориентируемые на поддержку торгово-экономических связей между Россией и странами Магриба. В интересах ускорения восстановления и развития торгово-экономических отношений партнеры пришли к соглашениям о поэтапном снижении таможенных пошлин и других ограничений на пути роста взаимного товарообмена, а в перспективе - на переход к свободной взаимной торговле. Страны Магриба и Россия постепенно снимают имеющиеся ограничения на пути свободного перемещения рабочей силы и капиталов и таким образом закладывают основы для возникновения единого экономического пространства - как это имеет место в отношениях стран Магриба с ЕС.
136
Характеризуя особенности российско-африканских отношений на современном этапе, в том числе со странами Магриба, заместитель министра иностранных дел РФ А.В. Салтанов отмечал: «Последовательная линия, направленная на укрепление связей со странами Африки, их региональными и субрегиональными организациями, расширение взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, остается неизменной... Приоритет при этом отдается укреплению политического взаимодействия, опирающегося на близость позиций африканских государств и России в мировых делах, становлению партнерских отношений в торгово-экономической сфере». В сфере политических интересов, межгосударственных двусторонних и в целом международных отношений Россия и страны Магриба в настоящее время занимают во многом схожие позиции по ближневосточному конфликту, в вопросах укрепления безопасности в районе Средиземноморья, урегулирования региональных и межгосударственных конфликтов на Африканском континенте, по различным аспектам многостороннего сотрудничества в интересах преодоления экономической отсталости и слаборазви-тости, скорейшего решения других актуальных международных проблем. Россия наряду с США, странами ЕС и при участии ООН содействует политическому урегулированию конфликта на Ближнем Востоке в качестве коспонсора мирного процесса. В рамках Большой восьмерки РФ поддерживает Проект Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки - инициативу, выдвинутую в Си-Айленде (США, 2004 г.) и направленную на содействие проведению политических и экономических реформ в странах региона с целью скорейшего формирования гражданского общества и современной рыночной экономики - основы стабильного и устойчивого прогресса в государствах РБВСА. РФ занимает сбалансированную конструктивную позицию в отношении решения одной из острейших международных проблем региона - урегулирования за-падно-сахарского конфликта. Она предусматривает проведение в Западной Сахаре под контролем ООН плебисцита с целью определения самими коренными жителями этой территории ее политического статуса. Имеющиеся расхождения между РФ и странами Магриба по отдельным аспектам современных международных отношений партнеры стремятся решать в духе сотрудничества, путем взаимных консультаций и совместного поиска каналов сближения различных точек зрения в соответствии с нормами международного права, уважения решений ООН, учета позиций сторон. С целью
137
решения возникающих проблем, сближения позиций по вопросам двусторонних межгосударственных отношений и международным вопросам РФ использует практику подписания протоколов о межмидовских консультациях, выработки и принятия протоколов о стратегическом партнерстве, развивает делегационный обмен и другие полезные и эффективные формы взаимодействия.
Экономическое сотрудничество является одной из важнейших составных российско-арабских отношений. Оно охватывает самые различные области, включая традиционные - торговлю, добывающую промышленность, электроэнергетику, сельское хозяйство, подготовку кадров, а также новейшие - аэрокосмическую, передовые технологии, взаимные инвестиции и т.д. Целям развития торгово-экономического сотрудничества служит заключение двусторонних соглашений в различных областях экономики - в области торговли, о научно-техническом сотрудничестве, о (взаимных) поставках различных категорий машин и оборудования, о воздушном сообщении, о морском судоходстве, об избежании двойного налогообложения, в области сельского и водного хозяйства (или в иных отраслях, например в морском рыболовстве, в области космических исследований и т.п.). В этих же целях заключаются межправительственные соглашения (например, о создании межправительственной смешанной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству), соглашения между торгово-промышленными палатами и т.д. Соглашения формируют современную правовую базу, необходимую для успешного взаимодействия в хозяйственной сфере. В последние 5-10 лет постепенно восстанавливаются объемы взаимной торговли, расширяется сотрудничество в реконструкции и сооружении новых народнохозяйственных и социально-культурных объектов. В частности, по объему взаимной торговли с Россией в текущем десятилетии (540 млн. долл., 2005 г.) Марокко заняло второе место среди африканских государств. Удалось нарастить объемы взаимной торговли РФ с другими государствами региона, хотя достигнутый прогресс все еще не соответствует реальным возможностям партнеров.
Значительные резервы расширения взаимовыгодного делового сотрудничества кроются в более полном использовании конверсии внешнего долга арабских государств России, в приобретении акций приватизируемых предприятий российскими партнерами, закупку местных товаров, в увеличении масштабов взаимных инвестиций. Исключительно важное значение для перспектив развития
138
торгово-экономических отношений имеет участие российских организаций и компаний в наукоемких, технологически передовых отраслях экономики стран региона, на росте которых в последний период делается особый акцент в экономическом курсе стран Магриба. О том, что здесь имеются реальные возможности для прогресса, свидетельствуют, в частности, запуск в 2001 г. с космодрома «Байконур» марокканского спутника, расширяющееся участие российских компаний в реализации нефтегазовых проектов, модернизации действующих и строительстве новых электростанций, заключение контрактов на сотрудничество в развитии мирной атомной энергетики и т.д. Пока же позиции российских коммерческих организаций и структур в ряде ключевых отраслей стран региона невелики или незначительны. Это относится к банковской сфере, телекоммуникациям, инновационным секторам ключевых отраслей, где особенно динамично идет внедрение новейших высокопроизводительных технологий, где особенно сильна экспортная ориентация производства товаров и услуг, а также к сотрудничеству на «площадке» специальных экономических зон (СЭЗ). Недостаточно используются для «освоения» отдельных сегментов наиболее перспективных отраслей экономические, технологические, политические и другие преимущества, на которые российские компании и фирмы могли бы опереться в своей инвестиционной политике в странах региона. В этом отношении разрыв между позициями структур российских и промышленно развитых стран пока огромен - порой на 1-3 порядка. И это при том, что имеется значительный потенциал и простор для развития взаимных торгово-экономических связей - от сотрудничества в космосе и отраслях машиностроения до подготовки национальных кадров специалистов, реализации крупных проектов в сфере энергетики, производственной инфраструктуры, в ключевой для североафриканских стран отрасли - сельском хозяйстве. Это в немалой степени предопределило и важнейшую деловую сторону визитов президента В. Путина в последние годы в страны региона (Алжир и Марокко), заключение пакетов соглашений о сотрудничестве. Они позволяют диверсифицировать номенклатуру взаимной торговли, активизировать прямые контакты между деловыми кругами, создают современную устойчивую договорно-правовую основу сотрудничества. Наконец, в числе подписанных документов - соглашение о предоставлении гарантий взаимным инвестициям, что исключительно важно для придания двусторонним партнерским деловым отноше-
139
ниям масштабного и устойчивого характера сотрудничества, не подверженного изменчивому влиянию политической или экономической конъюнктуры.
Алжир - первое арабское государство, заключившее с Россией соглашение о стратегическом партнерстве. Следует отметить, что, как и Россия, Алжир - один из крупнейших мировых экспортеров нефти и газа. Именно поэтому одно из приоритетных направлений российско-алжирского сотрудничества - участие российских компаний в освоении нефтегазовых ресурсов Алжира: разведка, добыча, строительство нефте- и газопроводов, переработка углеводородов, а также координация политики как экспортеров энергоносителей. Имеет значительные перспективы участие российских коммерческих структур в разработке мирового значения сырьевых ресурсов Марокко, в сооружении современных энергетических объектов в этой стране, которая в отличие от Алжира не имеет собственных природных запасов энергоносителей. Марокко обладает самыми большими в мире разведанными запасами фосфатов, крупными ресурсами морепродуктов, другими ценными природными ресурсами. Российские и алжирские нефтегазовые компании, похоже, нашли подходящие «площадки» сотрудничества и готовы к инвестированию в нефтегазовую отрасль партнеров с учетом тех особых преимуществ, которыми каждый из них реально обладает. Алжирские структуры готовы инвестировать в разработку российских газовых месторождений, российские компании - в участие в предприятиях по сжижению газа, в чем Алжир весьма преуспел за последние десятилетия.
В последние десятилетия, в особенности на рубеже XX-XXI вв. в условиях глобализации хозяйственных процессов, становления глобальной «интернет-экономики», формирования единого информационного пространства в системе отношений, связывающих РФ и страны Магриба, исключительное значение приобретает сотрудничество в культурной и гуманитарной областях. Причем под влиянием выше отмеченных тенденций сегодня наблюдается тесное переплетение международных экономических, политических, культурных и гуманитарных связей и отношений. Этот процесс затронул и российско-магрибские отношения. В частности, заметно возрос поток туристов, направляющийся из России в страны региона, главным образом в Тунис и Марокко. Алжир и Ливия также стремятся расширить связи с РФ по линии туризма в различных его формах, включая бизнес-туры. Участились связи и
140
контакты выпускников российских (советских) вузов - граждан стран Арабского Магриба с теми институтами и университетами, в которых они обучались; активизируются контакты по линии семейных связей (смешанные браки). Динамичное становление индустрии туризма в качестве одной из ведущих отраслей национальных экономик стран Магриба и важной сферы хозяйственной деятельности в современной России существенно расширяет масштабы и формы сотрудничества РФ со странами региона. О растущем интересе к развитию современных полномасштабных связей между РФ и странами Магриба во всех областях свидетельствуют участившиеся контакты, взаимные визиты глав государств: Президент России В. Путин, как отмечалось, посетил Алжир и Марокко, на саммите глав государств в ООН встретился с Президентом Туниса Бен Али, намечаются его визиты и в другие страны региона. Президент Алжира А. Бутефлика, король Марокко Мохаммед VI посетили Российскую Федерацию. Стабильный характер носят обмены парламентскими делегациями, сотрудничество субъектов Федерации с городами и провинциями североафриканских государств.
«Ближний Восток и современность», М., 2008 г., № 34, с. 334-343.
Эльдар Касаев,
политолог
АЛЖИР - ЦЕНТР СИЛЫ?
Высокоразвитый человеческий потенциал и богатые природные ресурсы Алжирской Народной Демократической Республики определяют особую роль этого государства в региональных делах Северной Африки и Средиземноморья, а также самобытный путь его политического и экономического развития. С 1962 г. (года завоевания своей независимости) Алжир переживал непростые времена, которые характеризовались внутренней борьбой различных общественно-политических сил за определение оптимального пути решения актуальных политических и социально-экономических проблем. В середине 90-х годов алжирское общество погрузилось в пучину кровавого гражданского противостояния между исламистами и военными. Лишь с конца этого периода после прихода к власти А. Бутефлики страна начала постепенно выходить из затяж-
141