Научная статья на тему 'Союз Арабского Магриба: задачи, проблемы, перспективы'

Союз Арабского Магриба: задачи, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5315
786
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЕ СТРАНЫ / СОЮЗ АРАБСКОГО МАГРИБА / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ПРОБЛЕМА ЗАПАДНОЙ САХАРЫ / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / ARAB COUNTRIES / ARAB MAGHREB UNION / INTEGRATION / ECONOMIC COOPERATION / FREE TRADE / POLITICAL CONTRADICTIONS / THE PROBLEM OF WESTERN SAHARA / "ARAB SPRING"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролова И. Б.

В статье рассматриваются интеграционные процессы в странах Северной Африки после получения ими независимости. Несмотря на популярность идеи единства, руководителям стран Магриба не сразу удалось договориться о формате и принципах деятельности Союза Арабского Магриба. Созданный в 1989 г., САМ, хотя и показал себя полезной и жизнеспособной организацией, но за прошедшие десятилетия развивался крайне неравномерно. В статье анализируются политические и экономические причины стагнации интеграционных процессов в странах Северной Африки. Исследуется влияние, оказанное событиями «арабской весны» на стремление стран региона к единству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARAB MAGHREB UNION: CHALLENGES, PROBLEMS, PROSPECTS

The article examines the integration processes in North African countries after their independence. Despite the popularity of the idea of unity leaders of Maghreb countries not at once have agreed about a format and the principles of activity of the Arab Maghreb Union. Created in 1989 AMU though has proved to be the useful and viable organization, but for last decades developed extremely unevenly. In article the political and economic reasons of stagnation of integration processes in the countries of North Africa are analyzed. The impact exerted by events of "the Arab spring" on aspiration of the countries of the region to unity is investigated.

Текст научной работы на тему «Союз Арабского Магриба: задачи, проблемы, перспективы»

УДК 327.7

СОЮЗ АРАБСКОГО МАГРИБА: ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Фролова И.Б.

В статье рассматриваются интеграционные процессы в странах Северной Африки после получения ими независимости. Несмотря на популярность идеи единства, руководителям стран Магриба не сразу удалось договориться о формате и принципах деятельности Союза Арабского Магриба. Созданный в 1989 г., САМ, хотя и показал себя полезной и жизнеспособной организацией, но за прошедшие десятилетия развивался крайне неравномерно. В статье анализируются политические и экономические причины стагнации интеграционных процессов в странах Северной Африки. Исследуется влияние, оказанное событиями «арабской весны» на стремление стран региона к единству.

Ключевые слова: арабские страны, Союз Арабского Магриба, интеграция, экономическое сотрудничество, свободная торговля, политические противоречия, проблема Западной Сахары, «арабская весна».

ARAB MAGHREB UNION: CHALLENGES, PROBLEMS, PROSPECTS

Frolova I.B.

The article examines the integration processes in North African countries after their independence. Despite the popularity of the idea of unity leaders of Maghreb countries not at once have agreed about a format and the principles of activity of the Arab Maghreb Union. Created in 1989 AMU though has proved to be the useful and viable organization, but for last decades developed extremely unevenly. In article the political and economic reasons of stagnation of integration processes in the countries of North Africa are analyzed. The impact exerted by events of "the Arab spring" on aspiration of the countries of the region to unity is investigated. Keywords: Arab countries, Arab Maghreb Union, integration, economic cooperation, free trade, political contradictions, the problem of Western Sahara, the "Arab spring".

С начала XX в. вопрос единства стран Магриба занимал важное место в политической жизни Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. В период колониальной зависимости он воспринимался в этих странах как лозунг освободительного движения, после обретения независимости - как жизненная необходимость для преодоления социально-экономической отсталости и зависимости от бывших метрополий. На современном этапе проблема достижения единства странами региона выглядит как шаг на пути к общеарабскому единству и как этап естественного процесса общей глобализации.

Идея единства стран Магриба начала оформляться в 1945 г., когда лидеры национальных партий Туниса и Марокко «Новый Дустур» и «Истикляль» подготовили проект Магрибин-ской хартии, в которой были определены принципы и заложены основы будущей федерации Алжира, Марокко и Туниса после обретения ими независимости. Сразу же после ликвидации колониального правления в Марокко и Тунисе в 1956 г. руководители молодых независимых стран король Мухаммед V и премьер-министр Х. Бургиба разработали план создания «Единого Арабского Магриба» [1, а 12]. В Конституции обоих государств были внесены положения о стремлении к единству [2, а 67]. Наиболее приемлемой формой объединения руководителями двух стран была признана федерация в составе

Туниса, Марокко, Алжира, Ливии, Мавритании и территории «Испанской» Западной Сахары после обретения всеми этими странами независимости. В 1958 г. по инициативе короля Марокко Мухаммеда V состоялась «конференция единства», на которой представители политических партий Марокко, Туниса и сражающегося за независимость Алжира договорились о создании консультативной ассамблеи Магриба, постоянного секретариата и представительных федеративных институтов. Была достигнута договоренность о принятии совместных решений в области внешних сношений и обороны.

Конкретные очертания идея единства Ма-гриба начала приобретать лишь после завоевания независимости Алжиром в 1962 г., поскольку только с этого времени стало возможно обсуждение вопросов, касавшихся налаживания экономического сотрудничества в регионе. Этому вопросу было посвящено совещание экспертов Марокко, Алжира, Туниса и Ливии в Танжере в 1964 г. Установление экономических связей между странами Магриба расценивалось участниками совещания как первый шаг к политическому единству. В осуществление рекомендаций совещания в 1966 г. были созданы Постоянный консультативный комитет Магриба, совет министров экономики стран региона, специализированные экономические комитеты и комиссии. Регулярными стали совещания министров

экономики стран Магриба, на которых рассматривались вопросы налаживания сотрудничества.

Однако на пути достижения экономического единства магрибинских государств возникли трудности, обусловленные тем, что они являлись производителями и экспортерами примерно одних и тех же товаров и продуктов, что обостряло конкурентную борьбу между союзниками и заставляло искать торговых партнеров вне Магриба. Попытки приблизиться к политическому единству также испытывали трудности. Причинами служили несходство режимов стран региона, конкуренция их руководителей за лидерство в Магрибе, взаимные территориальные претензии. Особую остроту вопрос об определении государственных границ приобретал по мере обнаружения и разработки на спорных территориях месторождений ценных полезных ископаемых. В 1960 - 1970-е гг. наиболее острыми были территориально-пограничные конфликты между Алжиром и Марокко, Тунисом и Алжиром, Марокко и Мавританией, Ливией и Тунисом.

Важную роль играли и личные взаимоотношения лидеров стран Магриба: период постколониального становления государственности стран Северной Африки не обходился без конфликтов, угроз, разрыва дипломатических отношений и отвержения даже самой идеи «единого Магриба». Самым конфликтным руководителем показал себя лидер ливийской революции М. Каддафи. Изначально будучи сторонником идеи «единого Машрика», он в 1970-х гг. настаивал на создании Федерации Арабских республик в составе Ливии, Египта и Сирии. Лишь разочаровавшись в этих планах, он склонился к активизации сотрудничества со странами Магриба [3, с. 109].

Серьезным испытанием для руководителей стран Магриба на пути к политическому единству стала проблема Западной Сахары. Возникшая в начале 1970-х гг., она породила территориальный конфликт и на десятилетия отравила политическую обстановку в регионе, разобщив соседей, поскольку Алжир и Ливия выступили на стороне фронта ПОЛИСАРИО, выдвинувшего притязания на спорную территорию. Тунис поддержал позицию Марокко и Мавритании.

Хотя сама идея единства в целом и не утрачивала актуальности и притягательности для магрибинских элит, но ликвидация груза противоречий и разногласий требовала немалого времени и политических усилий. Еще одна попытка такого рода была предпринята в 1973 г. Тунисский лидер Х. Бургиба выдвинул план

поэтапного объединения путем создания Соединенных Штатов Магриба в составе Туниса, Алжира и Ливии с возможностью присоединения Марокко и Мавритании [4, с. 35]. Руководители стран региона отреагировали на это предложение прохладно, ссылаясь на отсутствие в предложенном плане ясной программы объединения. Лидеры стран Магриба сошлись на том, что на данном этапе возможно говорить о достижении двустороннего единства, которое станет первым шагом к региональному. Так, уже в январе 1974 г. Тунис и Ливия подписали соглашение о союзе, строившемся на основе конституционных принципов, действовавших в каждой из стран. Предполагалось, что оба государства станут единой страной под названием Мусульманская Арабская республика (МАР), которая будет иметь единую конституцию, одного президента, общую армию [5, с. 37-38]. Но МАР не просуществовала и трех дней, формальной причиной стало несоответствие конституционным нормам Туниса. Истинными причинами провала попытки объединения были отсутствие объективных предпосылок и различные подходы руководителей стран к формату будущего единства.

Попытки объединения стран региона предпринимались и далее: в 1975 г. Ливия и Алжир подписали соглашение о создании политического, экономического и военного союза [6, с. 7]. В 1983 г. Договор о братстве и согласии подписали Алжир и Тунис, в 1984 г. Договор о союзе был заключен между Марокко и Ливией, в 1987 г. делегации АНДР и Ливии обсуждали проект Хартии единства, предусматривавшей создание федерации -Союза государств Арабского Магриба [7].

Руководители Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса собрались вместе 10 июня 1988 г. по завершении работы общеарабского совещания глав государств и правительств. Обсуждался вопрос о единстве стран региона. По итогам встречи была достигнута договоренность о создании специальной комиссии для выработки конкретного плана реализации идеи построения Великого Арабского Магриба. На этой же встрече обсуждался вопрос о создании организации подобной «Общему рынку» в Европе.

Руководители стран региона осознавали, что процесс создания магрибинского сообщества будет длительным и трудным в силу сохранявшихся различий в государственном устройстве, социально-экономических и политических условиях, общем уровне развития, разногласий

в подходах к тем или иным актуальным международным и региональным проблемам. Преобладало мнение, что союз стран Магриба сможет оформиться не ранее, чем через 5 лет. Однако итоговая встреча глав государств региона состоялась 16-17 февраля 1989 г. в Марракеше. В ходе этой встречи был подписан Договор о создании Союза Арабского Магриба (САМ), учреждены руководящие органы: Президентский совет, Совет министров иностранных дел, Консультативный совет, Верховный суд [8, с. 47].

Создание Союза Арабского Магриба отразило стремление и готовность руководителей стран региона к интеграции, желание совместными усилиями противостоять диктату транснациональных монополий стран Запада и США, защищать свои национальные экономические интересы от внешнего диктата. Главной целью являлось углубление процесса региональной интеграции, объединение экономических потенциалов стран-членов САМ, координация их усилий в решении насущных экономических проблем региона.

Создание САМ стало логичным завершением эволюции политических взглядов лидеров Магриба относительно формы объединения стран региона - от федеративного устройства к конфедеративному и от конфедеративного - к унитарному. Союз был призван обеспечить тесную координацию действий «пятерки» в области внешней политики, экономики, образования, обороны, свободы передвижения граждан и грузов; содействовать социально-экономическому развитию стран-членов САМ путем сбалансированного использования их природных, материальных и людских ресурсов.

Цели и задачи САМ были сформулированы в 19-ти основных статьях Договора о создании Союза и касались различных областей деятельности организации: экономики, политики, культуры, социальной сферы. Приоритетным направлением внешней политики стран-членов САМ было признано укрепление связей с арабскими государствами, а также со странами-членами ЕЭС в силу исторически сложившихся тесных экономических и политических связей с ними. В перспективе имелось в виду поднять контакты с этой группой государств на уровень взаимодействия двух сообществ [9].

В 1989-1990 гг. началась реализация договоренностей, достигнутых руководителями стран-членов САМ в рамках Марракешского договора. Начали работу вновь организованные ассоциации и союзы, в которых объединялись

усилия специалистов из пяти стран для решения общих задач Союза. Были выработаны законы, регламентирующие порядок инвестиций и упрощающий процедуры перемещения капиталов в пределах региона, заложены основы для перехода к единой финансовой системе. Было создано Магрибинское информационное агентство. Особое внимание уделялось координации политики в области здравоохранения и такой важной для региона сфере как добыча и транспортировка углеводородов.

Практическое осуществление совместных проектов по сооружению промышленных предприятий началось в 1993-1994 гг. Наибольшее значение для развития национальных экономик стран региона имели газопровод «Магриб -Европа» по маршруту Алжир - Марокко - Испания - Португалия, мощностью 9,8 млрд. куб.м. газа в год с последующим увеличением ее до 19 млрд. куб.м.; транссредиземноморский газопровод Алжир - Тунис - Италия, мощностью 12 млрд. куб. м. в год, которую позднее предполагалось увеличить до 24 млрд. куб. м. Еще один из крупных проектов САМ - трансмагрибинский газопровод протяженностью 400 км, шедший от г. Уэд-Саф-Саф в Тунисе через территорию Алжира до г. Эль-Зуара в Ливии, пропускной способностью 3,5 млрд куб. м. ежегодно. Для управления строительством и распределением газа была создана смешанная компания «Общество арабского Магриба по транспортировке природного газа». В рамках САМ был восстановлен ал-жиро-мавританский нефтеперегонный завод в Нуадибу мощностью 1 млн. т. нефти ежегодно, что позволило обеспечивать нефтепродуктами все страны-участницы Союза [10].

Организация совместных промышленных предприятий способствовала интеграции экономик стран Магриба. Так, совместный алжиро-ту-нисский завод по производству дизельных двигателей, принадлежащий «Магрибинскому производственному обществу», выпускал до 30 тыс. двигателей ежегодно. Продукция делилась в пропорции 37% - тунисской стороне, 63% - алжирской. Были организованы совместные ал-жиро-ливийские предприятия по изготовлению автомобильных узлов и сборке автомобилей, а также производство алюминия в г. Эль-Зуаре. Алжиро-тунисское предприятие цементный завод в Фериане (Тунис) производственной мощностью 220 тыс.т. в год снабжал своей продукцией Алжир, Тунис, Марокко и Ливию. Активно действовал на рынке стран-членов САМ «Ма-грибинский союз стекольной промышленности»

с участием тунисских, ливийских и марокканских бизнесменов [11, а 269].

Успешно развивалось сотрудничество в области транспорта, были созданы совместные компании по морским, железнодорожным и воздушным перевозкам. Рассматривались проекты создания авиакомпании «Эр-Магриб» и Магри-бинского агентства морского транспорта. Североафриканские страны подписали конвенцию о транзитных перевозках грузов и пассажиров наземным транспортом для обеспечения свободы передвижения внутри САМ. Стороны установили льготные тарифы на телеграфную и телефонную связь, наземный и морской транспорт. В соответствии с договоренностями была введена в эксплуатацию трансмагрибинская железнодорожная линия Тунис - Алжир - Касабланка протяженностью 2262 км и трансмагрибинская автострада Нуадибу - Тобрук, связавшая Ливию и Мавританию. Была также открыта авиалиния Тунис - Нуакшот [12, а 13].

Благодаря постепенно налаживавшемуся взаимовыгодному сотрудничеству, интеграционным процессам в регионе и расширению потенциального рынка сбыта за счет стран-соседей наметились определенные сдвиги в развитии их национальных экономик. Так, объем производства в машиностроении Туниса в конце 1990-х гг. увеличился на 28,2%. В то время как в 1987 г. он сократился на 14,9 % по сравнению с 1983 г. из-за низкой конкурентоспособности большинства предприятий этой отрасли тунисской промышленности сравнительно с аналогичными предприятиями соседних стран из-за невысокой серийности [12, а 14].

Несмотря на реальные достижения и постепенное совершенствование организационной структуры и юридической основы САМ, интеграционные процессы в регионе протекали неравномерно. Случались и периоды застоя по причине сохранявшихся разногласий и противоречий между руководителями стран-членов. В результате многие ранее принятые или находившиеся в стадии рассмотрения проекты так и остались на бумаге. В итоге за более чем 10-летний период существования Союза не была достигнута главная цель, поставленная при его создании, а именно: преодоление политических разногласий руководителей стран-членов САМ. Несмотря на взаимные уверения магрибинских лидеров в дружбе и желании сотрудничать, не было реализовано ни одно из 15-и соглашений, заключенных странами-участницами Союза, и даже главное из многих принятых ими решений - о создании общего

рынка. В результате сократился общий товарооборот магрибинских государств. Имевший и ранее незначительные объемы (в начале 1990-х гг. -всего 5% общего объема экспортно-импортных операций), концу 1990-х гг. он снизился до 3% и составил незначительную часть их товарообмена с государствами-членами Европейского Союза. Товарооборот с Марокко, например, был всего 0,7% внешнеторгового оборота Туниса. В то время как в середине 1990-х гг. на страны ЕС приходилось до 45% марокканского импорта и 54% экспорта; 60% тунисского экспорта и почти столько же импорта [13, а 45]. В последующий период общий объем внутримагрибинской торговли сократился еще более.

В результате лидеры стран Магриба стали задумываться о разумности и выгодности приоритетного развития экономических связей стран региона с ЕС, нежели друг с другом, поскольку в рамках САМ за время его существования было реализовано всего лишь несколько многосторонних проектов. И объяснялось это в большей степени не столько нехваткой финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных проектов, сколько сохранением политических разногласий между руководителями стран-членов САМ, прежде всего, по проблеме Западной Сахары. Основные участники сахарского конфликта - Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО - не проявляли готовности идти на компромисс, твердо отстаивали свои принципиальные позиции по проблеме. И если Мавритании и Марокко удалось договориться об урегулировании своих противоречий, то в отношениях Алжира и Марокко сохранялась напряженность.

Тем не менее, в начале 2002 г. появились признаки активизации деятельности САМ. На этот раз, как и в прошлом, инициатива исходила от тунисской стороны, от президента З.А. Бен Али и вновь избранного генерального секретаря САМ представителя Туниса Х. Булареса. В ходе переговоров с руководителями стран-членов Союза они предложили программу действий, направленных на создание общего рынка САМ, введение беспошлинного торгового обмена в рамках Союза, меры, направленные на достижение взаимодополняемости экономик стран Магриба, и предложили сосредоточить усилия на налаживании и активном развитии экономических связей в масштабах региона. Попытка договориться о конкретных мерах по оживлению деятельности организации была предпринята в январе 2002 г. в Алжире на встрече министров иностранных дел САМ. К сожалению, состоявшаяся встреча показала, что сохраняющиеся

разногласия и противоречия не позволяют магри-бинским лидерам идти на взаимные уступки и компромиссы в решении вопросов региональной интеграции.

Столкнувшись с трудностями по активизации сотрудничества в рамках Союза, страны Ма-гриба пошли по пути двустороннего сотрудничества, как это уже было в период, предшествовавший созданию САМ. Тунис и Марокко в 1996 г. подписали Соглашение о свободной торговле, которое открыло широкие возможности для развития торговых связей и инвестиций двух стран. Соглашением предусматривалась либерализация торговли товарами порядка 2000 наименований, которые подлежали свободному обмену и освобождались от уплаты таможенных пошлин. В марте 1999 г. Тунис и Марокко заключили еще более далеко идущее соглашение - о создании к 2007 г. зоны свободной торговли. Тунисская и марокканская стороны предоставляли на своих рынках более льготный режим товарам, производимым в странах Магриба, по сравнению с товарами из ЕС. Кроме того, подписанное соглашение расширяло возможности взаимного инвестирования капиталов. Налаживавшееся мароккано-тунис-ское торговое сотрудничество стало заметным шагом вперед в процессе региональной интеграции и могло служить стимулом для других стран региона для присоединения к Союзу [14, с. 68].

Однако серьезной проблемой на стыке тысячелетий стала нестабильность в регионе Ма-гриба, порожденная всплеском религиозного радикализма и экстремизма в Алжире, развернувшейся там кровавой гражданской войной (1991 -2002). Начавшаяся в 2011 г. «арабская весна» вместо ожидаемой демократизации обернулась для стран региона ростом угрозы религиозного экстремизма и терроризма. Реальность превращения Магриба в «горячую точку» усугубилась еще более после разгрома Ливии и Мали вооруженными силами международной коалиции стран западной Европы и США, главную роль среди которых сыграла Франция. В условиях сохраняющейся напряженности вопрос об интеграции стран Магриба отошел на второй план.

Следствием революционных событий в Северной Африке стал продолжительный политический и экономический кризис. Страны Магриба изыскивают возможности налаживания связей как с отдельными странами Европы, ЕС в целом и международными структурами. Так, Франция в рамках ЕС подписала ряд соглашений с Тунисом о предоставлении финансовой помощи в размере $

89 млн [15]. В декабре 2014 г. между САМ и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных наций был заключен договор и принята программа регионального развития на 2014 - 2017 гг. Она предусматривает создание благоприятных условий для повышения производительности сельского хозяйства стран Магриба, экономическую интеграцию Магриба через механизмы и программы сотрудничества, создание механизмов безопасности и устойчивого управления природными ресурсами региона.

Основное препятствие дальнейшему развитию интеграционного процесса представляют сохраняющиеся политические разногласия, главные из которых - между Алжиром и Марокко. Так, на заседании, состоявшемся в мае 2016 г. в Тунисе, министры иностранных дел стран Союза Арабского Магриба в очередной раз высказались решительно против военного вмешательства в Ливии. Также было принято решение избрать на пост Генерального секретаря САМ бывшего министра иностранных дел Туниса Аль-Таиба Аль-Бакуша. Все это происходило на фоне острых разногласий, возникших между Алжиром и Марокко, и завершились без принятия заключительного заявления. Алжир и Тунис несут большой политический груз в дополнение к нагрузке в области безопасности, которая легла на эти страны в результате проникновения террористов и оружия из Ливии в Алжир и Тунис. Примером этого могут служить события, произошедшие в районе Вади Суф на юге Алжира и в Бин Кардан на юге Туниса, что на границе с Ливией [16, с. 8].

Таким образом, проблема единства Ма-гриба, несмотря на политические осложнения и неразрешенные противоречия, продолжает оставаться на повестке дня стран Северной Африки. Союз Арабского Магриба за 26 лет существования, при всей неравномерности интеграционных процессов, смог доказать полезность своего существования прежде всего для экономического развития региона. Вполне возможно, что экономические препятствия на пути арабской интеграции будут устраняться по мере структурной перестройки национальных экономик, развития двусторонних связей в этом регионе, содействия европейского и других международных центров экономической силы в формировании межрегиональных интеграционных группировок. Экспортная диверсификация на основе производства продукции с высокой добавленной стоимостью подведет базу под имеющиеся интеграционные соглашения и позволит перейти от зон свободной торговли к более высоким формам объединения.

Список литературы

1. Жерлицына, Н.А., Сологубовский, Н.А., Филатов, С.В. Диалог цивилизаций. М.: Академия гуманитарных исследований, 2006. 94 с.

2. Конституции государств Африки. М.,1975. 236 с.

3. La logique unitaire libyenne. Le Maghreb dans le monde arabe ou les affinittes selectives. Paris, 1987. 367 c.

4. Le nouveau plan pour l'unité du Maghreb // Jeune Africue. Paris. 1973. № 666. P. 35.

5. L'accord de la Tunisie et de la Libye // Jeune Africue. Paris. 1974. № 693. P. 37-38.

6. La nouvelle union du Maghreb // Revolution africaine. 1976. № 619. P. 7.

7. L'union des États du Maghreb Arabe // El Moudjahid. Alger. 1988. 23 September.

8. L'accord sur l'unité est signé // Jeune Africue. Paris. 1989. № 1470. P. 47.

9.Traite instituant L'Union du Maghreb Arabe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maghrebarabe.org/en/marrakech.cfm

10. Deback Z. 20 ans de lUMA // Telquel. Casablanca. 2009. 21 fevrier.

11. El Mehdi Lamrani. L'Union du Maghreb ou l'invincible espoir // L'Année du Maghreb. Tunis. 2013. № IX. 263-276.

12.Скиба В.К. Страны Большого Магриба: промышленное развитие и проблемы экономической интеграции. М., 1992. 167 c.

13. Tahar Sioud. Les relation entre LUMA et LUE // Etudes Internationales. Tunis. 1999. № 2 (71). С.39-47.

14. Жерлицына Н.А. Перспективы российско-марокканского сотрудничества: потенциал и вызовы // Вестник университета. М., 2015. № 12. С.66-72.

15. Меркулов А. Франция будет финансировать создание новых рабочих мест в Тунисе // [Электронный ресурс]. Режим доступа: ТАСС-online. 18. 03. 2016.

16. Жерлицына Н.А. Северная Африка под прицелом терроризма // Азия и Африка сегодня. М., 2016. № 9. С.6-11.

Об авторе

Фролова Ирина Борисовна - кандидат исторических наук, ассистент кафедры зарубежной истории, Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.