Отечественный и зарубежный опыт
нии» позволяет стимулировать научные изыскания, что, в свою очередь, приводит к постоянному росту интеллектуального капитала университета.
Так, Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT) в 2005 году заработал $46 млн (http://web.mit.edu/tlo/www/fy05.html) на трансферте технологий, в том числе на получении роялти с патентов и лицензий ($35 млн). Общее количество изобретений, полученных институтом в 2005 году, - 512 шт., при этом заявок на патент - 312 шт., выданных в 2005 году патентов - 133, затраты на патентование составили $10,3 млн MIT традиционно входит в десятку ведущих американских университетов по числу патентов, пропуская вперед только университет Калифорнии (University of California) и Калифорнийский технологический институт (California Institute of Technology). По итогам 2004 года, опубликованным UPSTO (United States Patent and Trademark Office, www.uspto.gov), MIT занял третье место, получив 132 патента. Научно-исследовательские успехи MIT
Литература
1. 2005 Global R&D Report (http://www.rdmag.com)
2. Субанова О.С. Трансферт технологий: взаимодействие вузов и бизнеса//5-я Междунар. научн.-практич. конф. «Страны с переходной экономикой в условиях глобализации», РУДН, Москва.
обусловлены следующими факторами: атмосферой содействия изобретательству и инновациям, всесторонней поддержкой со стороны администрации вуза, профессионализмом и высококлассной экспертизой, гибкостью и эффективностью, успешным опытом трансферта технологий в Бостоне, тщательной регистрацией трансферта всех лицензий.
Ориентируясь на опыт ведущих университетов мира, следует активизировать деятельность по коммерциализации научных разработок, реализовав ряд организационных и финансовых мероприятий. Так, мониторинг результатов университетских исследований позволит выявить новые перспективные технологии, выработать стратегии их последующей коммерциализации. Привлечение сторонних инвесторов, помощь в заключении лицензионных соглашений, учет и четкая регламентация отчислений за пользование патентами будут способствовать росту интереса исследователей к коммерциализации научной деятельности.
РОССИЯ И МИР НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
К.К. Колин, д.т.н., проф., главный научный сотрудник Тел.: (495) 306-42-31, E-mail: [email protected] Институт проблем информатики РАН http://www.ipiran/ru
About a modern condition of process of becoming of a global information society as mainstream of development of a civilization in 21-st century and necessity of realization for Russia national project on formation of the information society based on knowledge.
1. Отличительные особенности современной глобальной информационной
революции
Происходящий на наших глазах лавинообразный процесс глобальной информатизации общества коренным образом изменяет привычный уклад жизни и профессиональной деятельности мил-
лионов людей практически во всех странах мира. Эти изменения столь глубоки и значительны, а их последствия столь судьбоносны, что современный период развития цивилизации с полным основанием можно квалифицировать как глобальную информационную революцию.
Информационные революции в истории человечества происходили и ранее. Однако та, которая происходит сегодня, в начале XXI века, является принципиально новой как по своему содержанию, так и по тем последствиям, которые она вызывает практически во всех сферах жизнедеятельности
общества. Многие из этих последствий мы наблюдаем уже сегодня.
Основными отличительными чертами современной глобальной информационной революции являются следующие:
1. Превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационной экономики, информационного рынка и бизнеса.
2. Всеобщий характер информатизации общества, ее распространение практически во все сферы жизни и деятельности человека.
3. Все большее распространение цифровой техники и цифровых технологий далеко за пределы информационной сферы общества, их проникновение в науку, образование, культуру и экономику.
4. Глобализация информационной среды мирового сообщества на основе развития глобальных сетей связи, телевидения и информационно - телекоммуникационных компьютерных систем.
5. Беспрецедентные в истории человечества новые возможности усиления интеллектуальных и творческих способностей человека на основе использования средств информатики и новых информационных технологий.
6. Формирование нового, информационного миропонимания и мировоззрения, которые существенным образом изменяют современную вещественно-энергетическую Картину Мира, научную парадигму и методологию научных исследований, а также традиционные представления о качестве жизни, пространстве и времени.
7. Возникновение нового комплекса проблем информационной безопасности человека и общества, а также всей биосферы нашей планеты, о которых человечество ранее не имело ни малейшего представления.
Необходимо подчеркнуть, что перечисленные выше особенности и проблемы современного этапа развития цивилизации, обусловленные ее глобальной информатизацией, являются принципиально новыми. Они возникли буквально в последние два десятилетия и не имеют аналогов в историческом прошлом человечества. К сожалению, эти проблемы еще не нашли адекватного отражения в массовом общественном сознании, которое существенным образом отстает от темпов процесса развития цивилизации. А эти темпы сегодня высоки, как никогда ранее, и продолжают возрастать. Наглядным примером здесь может служить
лавинообразный рост процесса телефонизации современного общества. Так, например, количество мобильных телефонов в России за последний год возросло с 75 до 130 млн, т.е. почти на 80%. При этом в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург количество действующих мобильных телефонов на каждые 100 жителей уже составляет 110-115 штук.
Вполне резонным представляется вопрос о том, почему это происходит. Почему в стране, где почти половина населения сегодня живет за чертой бедности, люди все же находят средства для того, чтобы приобретать и использовать мобильные телефоны? Причина здесь заключается в том, что мобильная связь позволяет экономить колоссальное количество социального времени, которое является сегодня не только важнейшим ресурсом развития всего общества, но также и личным ресурсом каждого конкретного человека.
Ведь в качество жизни в новой информационной среде общества, которая с каждым годом становится все более мобильной, в значительной степени определяется мобильностью самого человека, его реальными возможностями активно использовать информационный потенциал общества, а не только его материальные и энергетические ресурсы.
Изложенное выше позволяет сделать следующие краткие выводы:
1. Происходящая в настоящее время информационная революция формирует глобальное информационное общество с принципиально новыми возможностями и новыми проблемами, которые сегодня еще недостаточно осознаны и практически очень мало изучены.
2. В современном мире значимость информации и научных знаний в развитии человека и общества быстро возрастает. Отсюда следует, что необходима существенно большая, чем это имеет место сегодня, информационная ориентация экономики, науки и образования.
3. Информационная революция кардинальным образом изменяет общественное сознание и порождает новые формы информационного взаимодействия людей.
4. В информационном обществе возникает комплекс новых проблем информационной безопасности, с которыми человечество ранее никогда не встречалось и которые требуют не только научного изучения, но и конкретных действий.
5. Новые возможности и проблемы человека в информационном обществе требуют и философского осмысления, и комплексных научных исследований, которые на необходимом уровне еще не развернуты.
2. Национальные и международные программы информатизации общества
В настоящее время практически во всех развитых странах мира, а также во многих развивающихся странах существуют и практически реализуются национальные программы информатизации общества. Примерами таких программ являются:
•Национальные программы формирования информационного общества в Республике Сингапур, Малайзии, Великобритании, других странах ЕЭС.
•Национальная программа «Электронная Беларусь».
• Федеральная целевая программа «Электронная Россия».
Помимо национальных программ информатизации общества, в начале XXI века стали формироваться и соответствующие региональные программы, примерами которых являются:
•Комплексная программа «Электронная Европа», которая включает в себя около двух тысяч проектов, имеющих преимущественно социально-экономическую ориентацию.
•Программа формирования информационного рынка стран АСЕАН, направленная на формирование нового регионального рынка информационных продуктов и услуг в Юго-Восточной Азии.
3. Международные саммиты по проблемам информационного общества
В последние пять лет проблемы формирования глобального информационного общества стали регулярно рассматриваться на всемирных международных саммитах и международных конференциях с высоким уровнем представительства. Наиболее важными из них являются следующие:
1. Встреча стран «Большой восьмерки» в Окинаве (Япония), где была принята Оки-навская Хартия глобального информационного общества (2000 г.).
2. Всемирный саммит по проблемам глобального информационного общества в Женеве (2003 г.).
3. Всемирный саммит в Тунисе (ноябрь 2005 г.), в работе которого принял участие Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.
Окинавская Хартия глобального информационного общества явилась первым
концептуальным международным документом, в котором руководители ведущих развитых стран мира заявили о своих намерениях к сотрудничеству в области становления глобального информационного общества. Эта Хартия содержит следующие основные разделы:
•Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и их значение в развитии общества в XXI веке.
• Возможности ИКТ в области социально-экономического развития (в том числе, в области электронной торговли).
•Проблема преодоления «электронно-цифрового разрыва» в мировом сообществе.
• Всеобщее участие стран мира в развитии ИКТ (в области нормативных документов, обеспечения технической совместимости новых средств информатики и др.).
• Проблемы укрепления человеческого потенциала.
Необходимо отметить, что Окинавская Хартия была подписана также и Президентом России В.В. Путиным, после чего в Государственной Думе России состоялись Парламентские слушания, на которых обсуждались проблемы развития в России новых информационных технологий. Однако никаких реальных последствий для изменения стратегии развития нашей страны эти слушания практически не имели.
Одним из наиболее крупных событий в области международного сотрудничества стран мирового сообщества в области построения информационного общества следует признать Всемирный саммит 2003 года в Женеве, на котором были приняты следующие важные международные документы:
• Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии».
•«План действий по формированию информационного общества».
К сожалению, эти документы не обсуждались в российских средствах массовой информации и широкой аудитории российского общества до сих пор практически не известны.
Что же касается Всемирного саммита 2005 года в Тунисе, то он проходил под эгидой ООН, а его участниками стали более 150 стран мира. При этом выставку новой информационной техники и информационных технологий посетили около 15 тыс. человек.
На этом саммите был очень высокий уровень представительства. Правительственные делегации 50 стран возглавляли пер-
вые лица (президент или премьер-министр). Многие делегации возглавлялись министрами иностранных дел. Делегацию России возглавлял Министр информационных технологий и связи Л.Рейман.
Основными вопросами для обсуждения на саммите в Тунисе являлись следующие:
1. Проблема сокращения «информационного разрыва» между развитыми странами и странами «третьего мира».
2. Проблема международного контроля и управления сетью Интернет.
3. Выступление Кофи Аннана, в котором он указал на необходимость обеспечения свободного доступа в Интернет к 2015 году для всех жителей нашей планеты (сейчас такой доступ имеют лишь около 14% населения нашей планеты).
В проблеме сокращения «информационного разрыва» принципиально важным является ее гуманитарный аспект. Ведь ранее речь шла, в основном, о «цифровом разрыве», т.е. о неравенстве людей, стран и регионов мира в доступе к информационным сетям и технологиям.
Необходимо отметить, что в гуманитарном плане эта проблема впервые была поставлена в России именно как проблема информационного неравенства между людьми, странами и регионами мира в новой информационной среде общества [1]. В 1996 году по этому поводу автором данной работы была написана специальная записка в адрес ЮЕНЕСКО, в которой была изложена позиция Института проблем информатики РАН по данной проблеме. Сегодня мы видим, что эта позиция оказалась правильной и уже во многом начинает разделяться также и многими другими странами мирового сообщества.
Суть этой позиции состоит в том, что для снижения уровня информационного неравенства недостаточно развивать лишь инструментальную информационную инфраструктуру отдельных стран и мирового сообщества в целом. Одновременно с этим необходимо формировать и новую информационную культуру общества, включая также и ее лингвистические аспекты, и проблемы образования, без решения которых невозможно появление у людей новых информационных потребностей.
Хотелось бы отметить, что итоги Всемирного саммита в Тунисе, к сожалению, также не стали предметом обсуждения ни в российских СМИ, ни в Государственной Думе, ни в научном сообществе. Это свиде-
тельствует о том, что проблемы формирования глобального информационного общества не рассматриваются сегодня в российском обществе в качестве приоритетных проблем, решение которых будет иметь принципиально важные экономические, социальные и культурологические последствия [2,3,7].
Проведенный выше краткий анализ состояния процессов международного сотрудничества в области построения информационного общества позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование глобального информационного общества сегодня осуществляется не только по национальным и региональным программам, но также и под эгидой ООН.
2. Создаются новые международные механизмы координации действий мирового сообщества по развитию средств информатики и информационных коммуникаций.
3. Начинают осознаваться гуманитарные аспекты проблемы информационного неравенства как новой глобальной проблемы XXI века.
4. Дальнейшее отставание России от передовых стран в области формирования информационного общества недопустимо и является стратегически опасным для ее дальнейшего будущего.
4. Перспективные средства и технологии для информационного общества
Анализ показывает, что в ближайшие годы следует ожидать качественно нового этапа развития процесса становления информационного общества, который будет обусловлен созданием и широким распространением новых средств информатики и информационных технологий. Характерными примерами здесь являются следующие средства и технологии.
1. Новые виды персональных компьютеров для массовой компьютеризации общества (например, уже создан ноутбук стоимостью в 100 долларов, образец которого был представлен на Международном саммите по проблемам информационного общества в Тунисе).
2. Такие новые средства информатики,
как:
-гибкие органические экраны и дисплеи
[5];
-персональные цифровые коммуникаторы (смартфоны), сочетающие в себе функции мобильных телефонов, цифровых видеокамер, фотоаппаратов и даже телевизоров;
-встраиваемые интеллектуальные контроллеры, построенные на базе новой микропроцессорной техники;
- Супер - ЭВМ нового поколения, обладающие исключительно высокой производительностью за счет распараллеливания процессов обработки информации.
3. Новые интеллектуальные технологии, широкое применение которых в различных сферах социальной активности общества может существенным образом изменить привычный образ жизни и профессиональной деятельности многих миллионов людей.
По существующим прогнозам, появление указанных выше новых средств и технологий создаст принципиально новые возможности для повышения качества промышленной продукции, а также эффективности организации информационных процессов в самых различных сферах общества, что приведет к существенной экономии затрат социального времени на их реализацию.
Средства информатики и информационные технологии станут гораздо более доступными для массового использования, а социально-экономический эффект от этого резко возрастет. В частности, в ближайшие годы следует ожидать существенного повышения уровня информатизации образования и развития новых педагогических технологий, связанных с возможностью активизации работы правого полушария головного мозга человека [4].
5.Состояние и проблемы становления информационного общества в России
В настоящее время в процессе информатизации российского общества наблюдаются следующие приоритеты:
• Органы государственной власти.
• Финансовая сфера.
• Сфера образования.
• Наука и культура.
•Промышленность.
В 2005 году начался новый этап информатизации России на основе реализации общероссийских Концепций, предложенных Министерством информационных технологий и связи РФ, а именно:
•Концепции развития отрасли информационных технологий.
•Концепции развития рынка информационных технологий.
•Концепции использования информационных технологий в системе государственного управления.
В этих документах содержатся весьма интересные оценки и прогнозы развития информационных технологий в России на ближайшие годы. Так, например:
•Общий объем мирового рынка информационных технологий (ИТ) в конце 2004 года оценивался величиной порядка 1 трлн долл.
•Прогнозируется развитие рынка ИТ в России: от 7,5 млрд ( в 2004 году) до 30 млрд дол.( в 2010 году). Для сравнения -рынок ИТ в США составлял в конце 2004 года 500 млрд долл.
•Мировой рынок программного обеспечения (ПО) в 2004 году составлял 180 млрд дол. При этом доля Индии на этом рынке составляла 21%, а России - 0,9%.
•В случае успешной реализации предложенной концепции прогнозируется развитие рынка российского ПО - от 60 млн долл.(
в 2004 году) до 2,34 млрд долл. (в 2009 году ).
При этом показано, что Россия сегодня имеет достаточно высокие шансы для развития информационного сектора экономики, а этот сектор может дать существенный и достаточно быстрый вклад в увеличение ВВП. Однако для этого необходимо внести ряд поправок в российское законодательство, развернуть подготовку необходимых кадров и обеспечить экономические преференции для информационного сектора экономики.
К сожалению, пока все эти проблемы решаются крайне медленно, а, как показала практика, установленные Президентом России сроки нашими чиновниками, как правило, не выдерживаются.
Что же касается проблем развития системы образования, то необходимо отметить, что его информатизация новым руководством Министерства образования и науки РФ уже не рассматривается в качестве приоритетного направления модернизации образования, как это было определено ранее принятыми программными документами.
Таким образом, налицо явное расхождение в позициях Министерства информационных технологий и связи и Министерства образования и науки РФ, хотя оба эти министерства представили свои программные документы на рассмотрение кабинета министров практически одновременно в конце 2004 года.
Новым и весьма важным позитивным моментом в области информатизации России является то, что по личному указанию Президента РФ в нашей стране начали, на-
конец, создаваться первые отечественные технопарки по развитию информационных технологий. Первыми из них станут:
•Российский центр программирования в г. Дубне, Московской области, где уже начато создание технопарка, в котором будут работать 10 тыс. программистов, а для обеспечения их деятельности будет построен жилой городок на 30 тыс. жителей и соответствующая промышленная зона.
• Технопарки в городах: Новосибирске, Сарове (Нижегородская область), Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Сроки создания этих технопарков сегодня определены в пределах 2010-2012 гг. При этом будут широко (до 80%) использоваться и частные инвестиции, главным образом, в создание необходимой для их функционирования социальной инфраструктуры.
Работа над проектами создания вышеуказанных технопарков была начата в 2005 году и выявила ряд острых проблем. Одна из них - кадровая. Оказалось, что в нашей стране сегодня еще не готовятся в необходимом количестве специалисты нужного профиля (программисты, системные интеграторы, провайдеры, менеджеры информационных технологий и т.п.). И эту проблему необходимо срочно решать, причем в условиях, когда новая Программа развития образования и упомянутые выше Концепции Мининформсвязи, разработанные практически одновременно в конце 2004 года, между собой не согласованы, хотя и одобрены Правительством РФ.
Весьма пессимистические оценки вызывает сегодня и состояние информатизации российского образования. Так, например, проведенный в 2004 году региональный социологический мониторинг состояния информатизации образования в системе высшей школы Ростовской области показал, что этот процесс в России находится в самой начальной стадии развития и имеет целый ряд весьма существенных недостатков.
Социологический опрос студентов, преподавателей, а также руководителей вузов и чиновников системы управления образованием показал следующие результаты:
•Новая информационная культура в системе образования находится сегодня еще в начальной стадии формирования (такой ответ дали 77-87% опрошенных).
•У 50% студентов и преподавателей недостаточен уровень компьютерной подготовки, а 25% студентов не хотят его повышать.
• Только один из 10 преподавателей вузов имеет дома персональный компьютер.
•75% студентов и преподавателей не видят связи информатизации образования с экономическим развитием страны.
Эти результаты социологического мониторинга говорят сами за себя и вряд ли нуждаются в каких-либо дополнительных комментариях.
Уровень компьютеризации российских школ, по данным Минобрнауки, сегодня характеризуется соотношением 1: 40, т.е. на 40 учеников приходится всего лишь один компьютер. В ближайшие два года это соотношение планируется довести до значения 1:30. Причем на эти цели уже выделено порядка 750 млн руб. Кроме того, до конца
2006 года к сети Интернет планируется подключить около 10 тыс. школ, а до конца
2007 года - уже и все остальные школы.
16 февраля 2006 года, выступая на заседании Президиума Госсовета в Нижнем Новгороде, Президент России В.В. Путин вновь заявил, что развитие высоких технологий - это стратегическая задача России, решение которой должно обеспечить преодоление чрезмерной зависимости нашей экономики от природных ресурсов. Он также заявил, что высокие технологии должны стать в России мощной опорой и для роста экономики, и для модернизации управления.
Президент призвал повышать вклад информационных технологий в ВВП страны и устранить неравенство регионов России в развитии этой сферы. Он также поставил перед органами государственной власти и очень важные конкретные практические задачи: за три года обеспечить полную телефонизацию населения России, ликвидировать компьютерную безграмотность и активно использовать информационные технологии в реализации национальных проектов.
Все эти планы и поручения руководства страны, конечно же, дают некоторую надежду на то, что ситуация в области формирования информационного общества в России в ближайшие годы начнет, наконец, изменяться в нужном направлении. Однако, все мы давно и хорошо знаем, куда ведет дорога, устланная лишь одними благими намерениями. Для того, чтобы эти намерения могли практически осуществиться в России, мало одних призывов и указаний. Нужен комплексный национальный инновационный проект, нужна эффективная государственная политика по его реализации и, наконец,
нужна постоянная систематическая работа, как на федеральном, так и на региональном уровне по созданию необходимых условий по переходу России к информационному обществу.
Заключение
Проведенный выше краткий анализ современного состояния и актуальных проблем в области становления глобального информационного общества, а также особенностей этого процесса в России позволяет сделать следующие обобщающие выводы.
1. Формирование информационного общества, основанного на знаниях, - это главное направление развития цивилизации в XXI веке, по которому идут практически все развитые страны мира. Причем это дает им важные экономические и социальные преимущества по отношению к другим странам, где это направление еще не стало приоритетным в области национальной стратегии развития.
2. Для человека в информационном обществе возникают принципиально новые возможности и новые проблемы. Они требуют и философского осмысления, и комплексного научного исследования. Характерными примерами таких проблем могут служить следующие:
•Отставание общественного сознания от современных темпов развития цивилизации, в особенности, в информационной сфере общества.
•Глобализация сознания, обусловленная развитием процессов глобализации информационной сферы общества и все более широким распространением новых видов информационных коммуникаций.
•Информационное неравенство людей в новой информационной среде общества, которое с неизбежностью ведет и к обострению социального неравенства и поэтому представляет собой новую глобальную гуманитарную проблему XXI века.
•Новая научная парадигма, связанная с переосмыслением роли информации в развитии природы и общества.
• Новая философия образования в условиях становления глобального информационного общества, основанного на знаниях.
3. Что же касается состояния и основных проблем становления информационного
общества в России, то здесь можно сформулировать следующие основные положения:
• Социально - экономическое значение информатизации страны в России все еще остается непонятым и сегодня не рассматривается в качестве приоритетного направления государственной политики развития нашей страны.
•Современная система российского образования не ориентирована на новые условия и проблемы существования человека в информационном обществе. Поэтому России нужна новая государственная политика в сфере образования, которая была бы адекватной этим особенностям и проблемам.
•В стране недостаточно развит информационный сектор экономики, а меры по его развитию, хотя и принимаются в самое последнее время, но не носят комплексного характера и не соответствуют имеющемуся интеллектуальному потенциалу России.
• В сфере культуры и в средствах массовой информации современной России не осуществляется необходимой и очень важной работы по информационной поддержке процесса формирования информационного общества и связанной с этим ориентации общественного сознания. Даже крупные международные события, которые происходят в мире в области становления глобального информационного общества, российскими СМИ должным образом не освещаются. В то время, как здесь необходима не только объективная и достаточно полная информация, но также и широкая систематическая пропаганда.
• При дальнейшем сохранении существующего положения отставание России от передовых стран мира будет только нарастать. Поэтому нашей стране сегодня крайне необходимы и Концепция, и Национальная программа построения информационного общества, основанного на знаниях. Они могут стать хорошей альтернативой для современной государственной политики развития нашей страны, главным направлением которой все еще является сырьевая ориентация российской экономики.
Литература
1. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // Alma mater (Вестник высшей школы), . - 2000. -№ 6. - С. 27-30.
2. Колин К.К. Информационный потенциал и будущее России // Открытое образование. - 2004. -№ 3
3.Колин К.К. Инновационный прорыв России и проблема интеллектуальной безопасности. //Открытое образование. -2004. - № 6. -С. 62-69.
4. Колин К.К. Индустрия информационных технологий и проблемы информатизации российского образования. //Alma mater (Вестник высшей школы) . - 2005. - № 4. -С. 12-16.
5. Говард В. Органические дисплеи //В мире науки (Scientific American). -2004. -№ 5. - С. 68-73.
6. Колин К.К. Устойчивое развитие страны невозможно без мобилизации ее интеллектуальных ресурсов // Человек и труд, . - 2004. -№ 8. - С. 82-84.
7. Колин К.К. Информационные технологии как импульс к развитию инновационной экономики. // Человек и труд, . - 2006. - № 4. - С. 74-76.
8. Колин К.К. Информационная безопасность как гуманитарная проблема //Открытое образование . -2006. -№ 1(54) . - С. 86-93.
ДАЙДЖЕСТ
Рейтингование образовательных ресурсов
Агентство «РейтОР» составляет рейтинги вузов по критериям общественной оценки, опираясь на собственные социологические исследования и официальную информацию государственных органов. Деятельность по ранжированию осуществляется по двум направлениям:
- проводится опрос руководителей вузов, преподавателей, студентов и выпускников, работодателей и экспертов;
- осуществляется обработка и анализ данных по уникальной для России системе общественной оценки качества образования, состоящей из более 50 критериев, разбитых на три подсистемы: оценки работодателей, оценки старшекурсников (выпускников), оценки преподавателей и руководителей вузов.
Каждому участнику социологических исследований агентство «РейтОР» гарантирует конфиденциальность .
Результаты своих исследований «РейтОР» адресует, прежде всего, трем аудиториям:
- абитуриентам и их родителям для выбора вуза;
- вузам для повышения качества образования и своей конкурентоспособности;
- работодателям.
«РейтОР» ставит перед собой задачу провести в 2006 году независимую общественную оценку положения российских вузов, что поможет вузам повысить свой уровень и более эффективно конкурировать за привлечение финансирования, лучших студентов и ученых.
Технологии «РейтОРа» постоянно совершенствуются посредством привлечения экспертов федерального уровня в области права, социологии, экономики, образования и рынка труда.
Полученная в ходе социологических исследований информация обрабатывается и передается независимым экспертным группам в обобщенном виде для интерпретации. Результаты исследований широко публикуются в региональных и общероссийских СМИ.
Агентство «РейтОР» открыто для сотрудничества с вузами, работодателями и их ассоциациями, общественными организациями, которые заинтересованы в повышении качества российского образования. Подробности о методологии исследований на сайте «РейтОР»
Источник. Агентство «РейтОР» (http://www.reitor.ru)
Сериал: Homo Sapience в ближайшей перспективе
«Через 10-15-20 лет, т.е. еще при жизни основной части нынешнего поколения, сегодняшний цивилизованный НОМО превратится в еНОМО - новый вид, сохраняющий биологическую принадлежность к Homo Sapience, но качественно значительно отличающийся от него за счет симбиоза с продуктами стремительно развивающихся сверхвысоких технологий. В работе делается попытка представить, каким будет этот еНОМО и формирующаяся вместе с ним будущая е-цивилизация» - так начинается первая серия в 134 выпуске дайджеста РосНИИ Искусственного Интеллекта (автор А.С. Нариньяни).
Источник. Сайт Международной конференции ДИАЛОГ (http://www.dialog-21.ru)
Разработка наборов цифровых образовательных ресурсов
Конкурс ELSP/А 2/Gr/001-005 «Разработка наборов цифровых образовательных ресурсов, дополняющих учебники, рекомендованные (допущенные) к использованию в учебном процессе».