Научная статья на тему 'Информационная культура в информационном обществе'

Информационная культура в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4171
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колин К. К.

Problems of formation of new information culture of a society in modern conditions of his globalization and complex information are examined. Social and economic, linguistic and ethical aspects of this problem are analyzed and its urgency and close connection with a problem of maintenance of national safety of the country are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура в информационном обществе»

- подсистема ведения базы тестовых заданий и формирования вариантов тестов;

- подсистема проведения автоматизированного тестирования знаний;

- подсистема оценки качества базы тестовых заданий.

Работа с автоматизированной системой оценки качества базы тестовых заданий может быть представлена следующими этапами: разработка новых тестовых заданий (рис. 12 - см. цв. вставку) и разработка вариантов тестов; проведение тестирования автоматизированных знаний; задание параметров редуцирования (рис. 13 - см. цв. вставку); просмотр редуцированной базы тестовых заданий; вычисление валидности и

надежности тестов (рис. 14 - см. цв. вставку) ; вычисление коэффициентов корреляции оценок (рис. 15 - см. цв. вставку).

Система критериев, представленная в работе, учитывает динамику процесса формирования ответов на тестовые задания закрытой формы, что обеспечивает корректную оценку знаний при дистанционном тестировании. Математическая модель оценки ответов на тестовые задания закрытой формы, представленная в работе, отличается от существующих тем, что оценка ответа определяется динамикой процесса его формирования.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ИНФОРМАЦИОННОМ

ОБЩЕСТВЕ

К.К. Колин, д.т.н., проф., главный научный сотрудник Тел.: (495) 306-42-31, E-mail: kolinkk@mail.ru Институт проблем информатики РАН http://www.ipiran/ru

Problems of formation of new information culture of a society in modern conditions of his globalization and complex information are examined. Social and economic, linguistic and ethical aspects of this problem are analyzed and its urgency and close connection with a problem of maintenance of national safety of the country are shown.

1. Информационная культура общества и национальная безопасность.

Современный период развития цивилизации многими исследователями вполне обоснованно квалифицируется как начальный этап становления глобального информационного общества. Средства информатики, новые информационные и компьютерные технологии все более широко проникают сегодня практически во все сферы жизнедеятельности сотен миллионов людей, изменяют условия их труда и быта, становятся атрибутами новой информационной культуры общества.

Достижения в области информатики уже сегодня являются весьма впечатляющими. Они не только открывают беспрецедентные в истории человечества возможности для социальных коммуникаций, проведения

научных исследований, развития системы образования, экономики и культуры, обеспечения безопасности и устойчивого развития общества, но в значительной степени изменяют и самого человека, так как формируют у него новые потребности, стереотипы поведения, а также новые представления о качестве жизни, пространстве и времени.

Информационные ресурсы общества становятся сегодня определяющим фактором его научно-технического и социально-экономического развития. Поэтому способность той или иной страны формировать, сохранять, распределять и эффективно использовать эти ресурсы в значительной степени определяет сегодня конкурентную способность этой страны в мировом сообществе и сегодня рассматривается в качестве одного из необходимых условий обеспечения ее национальной безопасности.

По экспертным оценкам отечественных и зарубежных специалистов, информационное развитие России идет достаточно быстрыми темпами [1]. Объем отечественного информационного рынка ежегодно растет более чем на 20%, а прирост компьютерного

парка составляет не менее 25%. Увеличивается также и объем информационно-коммуникационных услуг населению. И, тем не менее, в рейтинге готовности к "электронному развитию", который содержится в докладе «Мировые информационные технологии 2005-2006», подготовленном для Всемирного экономического форума, Россия сегодня занимает только 72 место из 115 стран, обследованных с точки зрения их готовности и способности внедрять новые информационные технологии. Три года назад Россия занимала в этом списке 55-е место, а еще годом раньше 52-е. В качестве значимых причин отставания нашей страны в этой сфере зарубежные эксперты называют реорганизацию системы образования и административную реформу.

Действительно, по оценкам многих экспертов, в том числе, и отечественных, система образования России все еще существенно отстает от современных требований процесса глобальной информатизации общества. В частности, она не обеспечивает подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов для создаваемой в нашей стране новой информационной отрасли информационных технологий, особенно с учетом ее планируемого существенного расширения. Сегодня имеется острый дефицит квалифицированных программистов, специалистов среднего звена, а также руководителей информационных проектов. Но все же главная проблема информационного развития общества заключается не в этом. Проблема эта является гуманитарной и состоит в необходимом изменении менталь-ности самого общества.

Исследования показывают, что одной из важнейших задач развития цивилизации в XXI веке является формирование новой информационной культуры общества, которая была бы адекватной достижениям научно-технического прогресса в области средств информатики и информационных технологий. История человеческого общества убедительно свидетельствует о том, что лишь те изобретения, открытия и новшества, которые были восприняты культурой общества и стали ее неотъемлемой частью, довольно быстро находили свое практическое применение. Внедрение же других нововведений нередко откладывалось на длительное время.

Поэтому именно информационная культура общества является ключевым фактором его успешного информационного раз-

вития, которое в современном мире рассматривается как важнейшее условие социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности той или иной страны [2].

2. Информационная компетентность и проблема социализации личности в современном обществе.

Информационная компетентность является необходимым условием успешной социализации личности в современном обществе. Результаты развития научно-технического прогресса, которые мы можем сегодня наблюдать в передовых странах мирового сообщества, свидетельствуют о том, что условия повседневной жизни и профессиональной деятельности миллионов людей на нашей планете, в том числе, и в России, уже в первом десятилетии XXI века становятся принципиально отличными от тех условий, в которых мы жили и работали в конце минувшего века. И эти отличия обусловлены, главным образом, революционными изменениями в информационной среде общества, стремительным развитием новых средств информатики и информационных технологий и их проникновением во все другие сферы жизнедеятельности общества: экономику, науку, образование, политику и культуру. Поэтому информационная компетентность становится сегодня необходимым условием успешной социализации личности в новой информационной среде общества. Ранее же это условие нужно было относить не ко всем членам общества, а лишь к тем из них, кто готовил себя к профессиональной деятельности именно в информационной сфере.

Это вывод является принципиально важным, так как именно он должен стать концептуальной основой для нового взгляда на роль информационной культуры в развитии современного общества. Иначе говоря, для того, чтобы выпускник образовательного учреждения (средней школы, лицея, колледжа или вуза) не чувствовал себя «человеком второго сорта» в информационном обществе, а хорошо в нем ориентировался и имел бы достаточно высокие шансы найти удовлетворительно оплачиваемую работу, он должен уже в процессе своего образования получить существенно более высокую, чем это имеет место сегодня, информационную компетентность. И эту компетентность должна сформировать у него система образования, которая для этого сама должна претерпеть соответствующую содержатель-

ную, научно-методическую и инструментально-технологическую перестройку.

3. Информационная культура специалистов в современном обществе.

Актуальной проблемой для многих стран мира, включая Россию, является проблема формирования новой информационной культуры специалистов во всех областях социальной практики. Она предполагает не только их способности хорошо ориентироваться в новом информационном пространстве, но также и умения использовать его возможности в своей профессиональной деятельности. Решение этой проблемы требует существенной перестройки существующей системы образования и должно стать одной из первоочередных задач государственной политики в сфере образования.

Исследования последних лет показывают, что информатизация профессиональной деятельности становится сегодня ведущей тенденцией развития современной цивилизации. Нет никаких сомнений в том, что это не краткосрочное социальное явление, а устойчивый долгосрочный процесс, который станет одной их отличительных особенностей развития цивилизации в XXI веке. Уже в первом десятилетии нового века использование средств информатики, телекоммуникационных систем и информационных технологий станет в информационно развитых странах практически повсеместным. Причем не только в промышленности, экономике и финансах (как это было в конце XX века), но также и в сфере административного управления, политике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, других сферах жизнедеятельности общества.

Таким образом, профессионально квалифицированным специалистом в XXI веке будет считаться лишь тот человек, который помимо своих профессиональных знаний, умений и навыков будет обладать также и способностью эффективно использовать в своей деятельности те новые возможности, которые открывает ему информационное общество. Прежде всего, это возможности использования различного рода информационных ресурсов, доступ к которым обеспечивают корпоративные, национальные и международные информационные сети. Для обеспечения таких возможностей необходимо, в первую очередь, развитие информационной инфраструктуры российского общества, а также равноправное вхождение России в международное информационное пространство.

Однако, этого мало. Необходимо обеспечить своевременную подготовку и переподготовку специалистов самого различного профиля (в первую очередь - педагогов) по эффективному использованию отечественных и зарубежных электронных ресурсов при помощи современных информационных и телекоммуникационных технологий. Тем более, что положительный опыт такой подготовки в нашей стране уже имеется [3].

О масштабах и значимости проблем, возникающих в области формирования новой информационной культуры специалистов, можно составить представление, если рассмотреть в качестве примера некоторые положения концепции информатизации инженерного образования, которые неоднократно обсуждались на научных конференциях в Московском инженерно-физическом институте, Московском энергетическом институте, а также в МГТУ им. Баумана. Речь идет о том, что в условиях информационного общества современная парадигма инженерного образования оказывается уже несостоятельной, так как она не учитывает последних достижений в области микроэлектроники, фундаментальной информатики и новых информационных технологий. А, самое главное, эта парадигма не учитывает тенденций и темпов развития новых средств информатики и перспектив их использования в инженерной практике.

Дело в том, что высококвалифицированный инженер XXI века должен уметь эффективно использовать эти средства не только в качестве инструментария для своей повседневной деятельности, но также и в качестве обязательных компонентов проектируемых им изделий, систем и оборудования. Другими словами, сама конечная продукция индустриального производства в XXI веке будет в максимально возможной степени начиняться различного рода микроэлектронными и нанотехнологическими информационными устройствами и системами, что и должно позволить существенным образом повысить ее функциональные возможности, надежность и долговечность, резко сократить габариты и энергопотребление, повысить удобство в эксплуатации.

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что мир находится на пороге нового этапа научно-технической революции, которая произойдет в сфере инженерной деятельности, благодаря ее радикальной и всеобщей информатизации. Инженерам предстоит в очередной раз удивить человечество,

создав для него совершенно новый облик техносферы, который обязательно изменит и всю жизнедеятельность общества, и его культуру, традиции, и даже этику, которая, по мнению В.В. Налимова, является результатом развития культуры общества и поэтому существенным образом зависит от содержания этой культуры. Короче говоря, мир стоит на пороге новой, информационной цивилизации, первым этапом которой станет формирование глобального информационного общества.

4. Задачи системы образования по формированию новой информационной культуры общества

В информационном обществе, основанном на знаниях, новой информационной культурой должны будут обладать не только специалисты, но, в определенной степени, и все дееспособное население. Это предполагает повышение его общего интеллектуального уровня, более широкое знакомство с достижениями научно-технического прогресса и возможностями их использования в социальной практике. Иначе говоря, в процессе информационного взаимодействия между наукой и обществом, которое в последние десятилетия становится все более тесным и интенсивным, а в XX веке будет, безусловно, еще больше возрастать, очень важно обеспечить определенный уровень информированности общества о социально значимых тенденциях развития научно-технического прогресса. Общество должно быть заранее подготовлено к восприятию новых достижений науки, техники и технологий. В первую очередь, это касается информационной сферы общества, в которой изменения осуществляются наиболее быстро и являются наиболее радикальными.

Способность общества достаточно быстро воспринимать и практически использовать в интересах обеспечения своей жизнедеятельности новые знания, технологии, технические средства и информационные ресурсы мы и будем называть новой информационной культурой общества. Уровень развития этой культуры, по нашему мнению, может служить важным интегральным показателем уровня развития самого общества в информационном веке.

На рубеже XX и XXI веков ЮНЕСКО введено новое понятие - «информационной бедности». Это понятие характеризует положение информационно отсталых стран в мировом информационном пространстве и является одной из характеристик уровня их

социального развития, а также качества жизни в этих странах. Борьба с информационной бедностью становится одной из глобальных проблем мирового сообщества в XXI веке, и решение этой проблемы видится на пути развития системы образования и его опережающей информатизации. Только так можно развить у людей новые информационные потребности, которые и должны послужить стимулом для формирования новой информационной культуры общества.

Следует также ожидать, что в ближайшие годы будет возрастать значение лингвистических аспектов информационной культуры личности, способностей человека получать и передавать информацию на тех языках, на которых будут представлены знания, а также будут осуществляться информационные коммуникации в деловой и повседневной жизни. Поэтому лингвистические аспекты проблемы информационного неравенства, вероятнее всего, будут обостряться и потребуют принятия специальных мер на уровне государственной политики развития страны.

Таким образом, современная информационная культура общества предполагает также и достаточно высокий уровень развития его лингвистической культуры. Прежде всего, здесь необходимо отметить все более широкое распространение в мире английского языка, который сегодня не только становится самым распространенным языком международного общения, но также и базовым языком глобального информационного общества. Ведь на английском языке сегодня представлено около 90 % научных знаний и более 80 % электронных баз данных. Поэтому, нравится это кому-нибудь или нет, но без хорошего знания английского языка любой специалист в информационном обществе будет чувствовать себя человеком второго сорта, а ученый или общественно-политический деятель просто не сможет эффективно работать.

По данным ООН, сегодня в мире английским языком свободно владеют около 500 млн человек (около 8 % населения нашей планеты), а еще 1200 млн человек (около 20 % населения Земли) изучают и знают его в качестве первого иностранного языка. В ближайшие десятилетия, благодаря развитию процессов глобализации и информатизации общества, тенденция к дальнейшему распространению английского языка не только сохранится, но и, вероятнее всего, будет нарастать. Исходя из этого, можно

сделать вывод о том, что для формирования современной информационной культуры общества, отвечающей основным тенденциям процессов мирового развития, в российской системе образования необходимо усилить внимание к изучению английского языка и, прежде всего, на уровне общеобразовательной школы.

Это требование является вполне объективным и обоснованным и уже сегодня внимательно изучается педагогическим сообществом ряда стран Запада. Так, например, в Германии проводится педагогический эксперимент по изучению основ английского языка в системе дошкольной подготовки детей младшего возраста. Немецкие педагоги считают, что такая подготовка позволит уменьшить количество учебных часов, которые затрачивают на изучение английского языка студенты университета и таким образом высвободить им дополнительное время для научно-исследовательской работы. Нам представляется, что над результатами этого эксперимента стоило бы призадуматься и российским педагогам.

Одной из актуальных проблем формирования современной информационной культуры общества в России в последние годы становится проблема формирования у всех ее граждан хорошего знания русского языка. Уровень его изучения в общеобразовательной школе за последнее десятилетие значительно снизился и продолжает падать. Несмотря на то беспокойство, которое уже давно проявляют по этому поводу ученые и преподаватели общеобразовательных школ России, количество часов на изучение русского языка и русской литературы в программах российских школ неуклонно снижается. Вместо этого в программу школьного образования включается большое количество второстепенных предметов, не являющихся необходимыми для формирования фундаментальных основ образования. Кроме того, в ряде национальных республик Российской Федерации изучение языка коренной национальности осуществляется именно за счет сокращения программы изучения русского языка, что и приводит в конечном итоге к снижению общего уровня русскоязычной лингвистической культуры населения России.

Все это свидетельствует о том, что в органах законодательной и исполнительной власти нашей страны еще не сложилось четкого понимания стратегической значимости сохранения высокой лингвистической куль-

туры российского общества, не только как важнейшего условия сохранения его самобытности и традиционной культуры, но также и выполнения тех новых требований, которые выдвигает информационное общество по отношению к интеллектуальному развитию личности. Ведь именно богатство русского языка, его метафоричность и образность стали основой формирования у русскоязычного населения хороших способностей к абстрактному мышлению, что и явилось одним из факторов успешного развития отечественной науки. В то же время сегодня мы видим, что и в нашей стране, и во многих республиках бывшего СССР уже выросло новое поколение, гораздо хуже владеющее русским языком, чем их родители, и поэтому имеющее существенно худшие перспективы для получения образования и профессиональной деятельности в научной или же в информационной сфере.

Именно это явление и является еще одним фактором формирования на постсоветском пространстве принципиально новой проблемы развития общества в XXI веке -проблемы информационного неравенства. Эта проблема было одной из главных при обсуждении проблем формирования глобального информационного общества на международном саммите, который состоялся в конце 2005 года в Тунисе и проходил под эгидой ООН. Наши исследования показывают, что проблема информационного неравенства не является инструментально-технологической и не должна сводиться к проблеме так называемого «цифрового разрыва», суть которого состоит в неравенстве доступа к информационным технологиям. Эта проблема гораздо шире. Она самым тесным образом связана с информационной культурой личности, в том числе - и с ее лингвистическими аспектами [4].

5. Проблема информационной культуры личности в международном ракурсе.

В ноябре 2006 г. в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Информационная культура личности: вызовы информационного общества». (см. фото на 3-ей стр. обл.) Эта конференция была проведена в рамках российской части Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», а ее инициатором явился Российский программный комитет этой Программы, который активно функционирует в нашей стране, начиная с 2000-го года. Несмотря на то, что количество участников этой конференции было сравнительно небольшим (по-

рядка 150 человек), актуальность и значимость рассмотренной на ней проблемы оказались настолько высокими, что с участниками этой конференции встретился помощник Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации г-н Абдула Вагид Хан, который для этого прилетел в Москву из Парижа.

Наиболее ярким событием на этой конференции явилась презентация новой монографии «Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины» [7], подготовленной группой специалистов Кемеровского государственного университета культуры и искусств во главе с академиком Международной академии наук высшей школы Н.И. Гендиной. В этой монографии (см. цв. вставку 3) излагается концепция формирования информационной культуры личности, разработанная в Институте информационных технологий социальной сферы Кузбасса, который входит в состав упомянутого выше университета. В ней также предложена типовая модель новой учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», которую предлагается изучать на разных стадиях обучения, начиная с первого класса средней школы и кончая подготовкой аспирантов вузов культуры и искусств.

Отличительной особенностью данной концепции является ее направленность на развитие общей культуры личности на основе органического единства технократической и гуманитарной культур. По мнению авторов этой концепции, информационная культура личности - это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий. Они предлагают практическую методику решения данной проблемы в системе образования, которая уже в течение ряда лет используется вузами Кемеровской области. Думается, что Министерству образования и науки РФ, а также многим учебным заведениям высшей и средней школы нашей страны стоило бы изучить и использовать этот опыт кемеровских ученых и педагогов.

Предложенная в России концепция формирования новой информационной культуры личности, безусловно, имеет также и важное международное значение. Ее авторы вполне обоснованно утверждают, что идея информационного образования и

повышения информационной культуры личности в настоящее время уже переросла национальные границы и приобрела глобальный характер, знаменующий вхождение человека в информационное общество.

6. Этические аспекты новой информационной культуры личности и общества.

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что глобальная информатизация общества с неизбежностью приведет к формированию новой культуры общества, а также к ее все более широкому распространению в мировом масштабе. Исследования показывают, что эта культура оказывается весьма агрессивной по отношению к традиционным национальным и этническим культурам [5]. Под ее воздействием происходит их деформация и эрозия. Ведь новая культура несет с собой не только новый язык и новые стереотипы поведения людей, но также и новые духовные ценности. Она активно формирует новые взгляды на мир, общество, человека, цели и смысл его жизни.

Следует ожидать, что при этом будет формироваться и новая этика - этика глобального информационного общества. Какой она будет? Сегодня на этот вопрос еще очень трудно дать достаточно обоснованный ответ. Здесь нужны глубокие и комплексные научные исследования. Однако уже сегодня со всей определенностью можно сказать, что развитие новой культуры общества в XXI веке с неизбежностью породит и новую этику, которая и будет в значительной степени определять те предпочтения, правила, моральные нормы и ограничения, которыми будут руководствоваться миллионы жителей нашей планеты.

Многие стороны жизни и деятельности людей в информационном обществе будут становиться все более «прозрачными» и уязвимыми для внешнего воздействия. Уже сегодня в компьютерных сетях и электронных банках данных различного назначения накапливается и хранится большое количество разнообразной информации о деятельности предприятий, государственных и общественных организаций, отдельных граждан. Анализ и несанкционированное использование этой информации создают реальные возможности для политического и промышленного шпионажа, манипуляции общественным сознанием, тотального контроля над личностью. Появляются новые виды информационных преступлений против личности и общества, отдельных организаций. В даль-

нейшем, по мере развития процесса информатизации и глобализации общества, эти возможности будут быстро расширяться. Ведь не только деятельность людей в информационном обществе становится все более «прозрачной», но и само общество становится все более тесно связанным современными информационными коммуникациями. Особенно сильно содействуют этому такие факторы, как широкое распространение электронной формы оплаты товаров и услуг, развитие электронной почты, Интернет-телефонии и мобильной телефонной радиосвязи. Все эти новые средства информационного взаимодействия людей оказываются уязвимыми для несанкционированного доступа к информации и поэтому легко могут быть использованы конкурентами, политическими противниками и криминалитетом.

В этих условиях многие завоевания демократии, такие, как неприкосновенность личной жизни, тайна переписки, врачебная и служебная тайны и т.п., могут стать пустыми декларациями, которые не будут иметь ничего общего с реальной жизнью. Ведь узнать чужие секреты можно будет, не выходя из своего дома. Нужно лишь иметь соответствующую подготовку по использованию компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей.

Такая перспектива развития человеческого общества весьма ярко и образно описана в известном футурологическом романе Александра Зиновьева «Глобальный чело-вейник». Человек выглядит в нем бездушным и безвольным элементом глобальной информационной машины, которая его полностью поработила и безраздельно контролирует. Нужна ли человечеству такая перспектива, которая, благодаря его собственным усилиям, становится все более реальной? Пора бы нам уже серьезно задуматься над этой проблемой, особенно в части ее социально-психологических аспектов и их

возможных последствий для обеспечения информационной безопасности человека и общества. Ведь это уже реалии сегодняшнего дня.

Думается, что никакими техническими и организационно-правовыми методами данную проблему в полном объеме решить не удастся. Здесь должны действовать моральные ограничения, своего рода нравственный императив. Ведь доверяем же мы сегодня свою переписку почтовым работникам, сознавая при этом, что реальной гарантией тайны этой переписки является не прочность почтового конверта, а этические принципы, которые, как мы надеемся, этими работниками соблюдаются.

Поэтому, исключительно важно, чтобы аналогичные нравственные принципы воспитывались и у нового поколения людей, которым предстоит жить и работать в условиях глобального информационного общества. При этом привычные нам с детства моральные категории «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «стыдно» должны обогатиться новым, информационным содержанием, адекватным новой реальности информационного общества. Только это и может стать реальной гарантией обеспечения информационной безопасности человека и общества в информационную эпоху развития цивилизации. Поэтому формирование новой этики информационного общества является сегодня актуальной и важной задачей обеспечения его информационной безопасности [6].

Таким образом, проблема формирования новой информационной культуры общества является комплексной, многоаспектной проблемой, которая самым тесным образом связана с проблемой обеспечения национальной и информационной безопасности страны, а также всего мирового сообщества, которое уже сегодня существует в принципиально новой информационной среде обитания.

Литература

1. Колин К. К. Россия и мир на пути к информационному обществу//Открытое образование. -2006. -№ 4. - С. 89-96.

2. Колин К.К. Культура как объект информационной безопасности//Сб. н. тр. «Синергетика, философия, культура». - М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 146-154.

3. Хорошилов А.В. Управление информационными ресурсами: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с.

4. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство//А1та mater (Вестник высшей школы), . -2000. - № 6 . - С. 27-30.

5. Колин К.К. Глобализация и культура//Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразиию . - 2004. - № 1 . -С. 12-15.

6. Колин К.К. Информационная безопасность как гуманитарная проблема//Открытое образование, . -2006. - № 1. - С. 86-93.

7. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. -М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. - 512 с.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

П.И. Мунин, к.т.н., доц. каф. Философии и естествознания,

Директор Экологического образовательного центра. Тел./ Факс: (495) 530-9466 /530-9442, E-mail: mounine@miba.ru Московский государственный институт делового администрирования http://www.educom.ru/ru/institutes/mgida

UN decade of education for sustainable development started in last year. But the theory of sustainable development (SD) and more over the education for sustainable development (EduSD) are not created now. This article is devoted by author to elementary theory of SD and EduSD based on the uncertainty principle and simple model of the demograph-ical transition.

ному прошлому, на информационную мен-тальность будущего.

В этой связи образование оказалось под двойным давлением обнаруженных необходимых операций преобразования общества. С одной стороны, жизненно необходимо срочно внедрить в сознание членов сообщества понятие «устойчивое развитие» в определениях, достаточно далеких от информационной терминологии. С другой стороны, стремительная технологическая информатизация общества требует от системы образования коренной перестройки как терминологии, так и методов.

В то же время, исходя из необратимости процесса развития общества, можно сделать вывод о том, что, антропоцентрическое «устойчивое развитие», сформированное и сформулированное на закате индустриальной эпохи как апогей вещественно-энергетических представлений о развитии процессов, необходимым образом должно быть приведено в соответствие с терминологией и смыслом грядущей информационной эпохи.

В поисках информационного смысла устойчивого развития обнадеживает тот факт, что язык битов и кодов представляется более естественным для нашего мозга, чем язык непосредственных физических и иных воздействий, оказываемых окружающей средой на наши органы чувств. Еще в середине XIX века был сформулирован универсальный психофизический закон Вебера-Фехнера, который гласит, что сила ощущения любого из наших органов чувств, ответственных за слух, зрение, вкус, обоняние и

Индустриальный период развития общества завершился созданием техносферы, потребляющей природные вещественно-энергетические ресурсы в громадных количествах для того, чтобы, в конечном итоге, превратить их в отходы, загрязняющие окружающую человека природную среду. Эти антропогенные отходы и загрязнения были обнаружены повсеместно в атмосфере, почве и гидросфере в количествах, превышающих разумные пределы, поставили человечество на грань экологической катастрофы.

Попытки гармонизировать этот индустриальный вещественно-энергетический процесс, предпринятые в последней трети XX века привели, как известно, к созданию образа стратегической цели, названной «устойчивое развитие». Однако на начальном этапе обнаружилась весьма низкая социальная, экономическая и экологическая эффективность затрат, понесенных в интересах перехода к устойчивому развитию.

Оказалось, что для перехода к устойчивому развитию требуется кардинально изменить представления людей об окружающем мире и их месте в этом мире. Иными словами, необходимо сменить образ мыслей, обусловленных и адекватных индустриаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.