Россия и Китай: потенциал сотрудничества в области развития человеческого потенциала для обеспечения технологического суверенитета
Russia and China: Potential for Cooperation in the Field of Human Development to Ensure Technological Sovereignty
Колганов Андрей Иванович
Заведующий лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор
Andrey I. Kolganov
Head of the Laboratory for Comparative Research of Socio-Economic Systems, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Doctor of Economics, Professor
Маслов Глеб Андреевич
Научный сотрудник Центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник лаборатории сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук
Gleb A. Maslov
Researcher at the Center for Modern Marxist Studies, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Senior Researcher at the Laboratory for Comparative Research of Socio-Economic Systems, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, PhD in Economics
Яковлева Наталья Геннадьевна
Доцент Центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Центра институтов социально-экономического развития Института экономики РАН, доктор экономических наук, доцент
Natalia G. Yakovleva
Associate Professor at the Center for Modern Marxist Studies of the Faculty of Philosophy of Lomonosov Moscow State University, Leading Researcher at the Laboratory for Comparative Research of Socio-Economic Systems of the Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University, Leading Researcher at the Center for Institutes of Socio-Economic Development of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Associate Professor
Аннотация
Статья посвящена вопросу основных направлений сотрудничества между Россией и Китаем в области развития человеческого потенциала в современных геополитических и технологических реалиях. Отмечается важность продолжения взаимодействия двух стран в парадигмах «один пояс – один путь», сообщества единой судьбы человечества, а также в рамках решения задачи обеспечения технологического суверенитета с широким использованием во многом нерыночных экономико-политических инструментов. В заключении статьи представлены конкретные наиболее перспективные направления российско-китайского сотрудничества.
Abstract
The article is devoted to the issue of the main directions of cooperation between Russia and China in the field of human development in modern geopolitical and technological realities. The importance of continuing cooperation between the two countries in the "one belt, one road" paradigms, the community of the common destiny of mankind, as well as in solving the problem of ensuring technological sovereignty with the widespread use of largely non–market economic and political instruments is noted. In conclusion, the article presents the specific most promising areas of Russian-Chinese cooperation.
Ключевые слова
Человеческий потенциал, человеческий капитал, технологический суверенитет, научно-техническая революция, «один пояс – один путь», сообщество единой судьбы человечества.
Keywords
Human potential, human capital, technological sovereignty, scientific and technological revolution, "one belt, one road", the community of the common destiny of mankind.
Введение
В своем докладе «Об эффективном взаимодействии Китая и России в рамках инициативы «Один пояс - один путь» и стратегии Евразийского экономического союза» на Международном политэкономическом конгрессе им. А.В. Бузгалина, который проходил в рамках Московского академического экономического форума, академик Чэн Эньфу отметил, что «китайская экономика движется в направлении совместного развития стран и регионов «Один пояс - один путь», что свидетельствует о стойкой приверженности Китая концепции сообщества единой судьбы человечества. В отличие от неолиберальной политики и модернизации США и Запада, инициатива «Один пояс - один путь» выступает за то, чтобы каждая страна свободно выбирала свой собственный путь развития и стремилась к прагматичному сотрудничеству и общему развитию стран, поддерживая идею о множественности равноправных участников, имеющих право на выбор сотрудничества и совместное использование результатов деятельности, и представляет собой ценностную концепцию открытости, равенства и взаимной выгоды» .
На наш взгляд сотрудничество РФ и КНР должно проходить не только в областях торговли, строительства и инвестиций, но, в первую очередь, в области развития человеческого потенциала. Сотрудничество наших стран в этой сфере – это не только двусторонний процесс, но и пример открытого и равноправного взаимодействия цивилизаций, один из шагов формирования сообщества единой судьбы человечества [1]. Для России в сегодняшней геополитической ситуации особенно важным является разработка концепции сотрудничества РФ и КНР в области развития человеческого потенциала для обеспечения технологического суверенитета.
Образование в России и Китае: глобальные проблемы, национальные решения
Прежде чем в последующем в данной статье представить основные блоки концепции сотрудничества России и Китая в области развития человеческого потенциала, в том числе с акцентом на обеспечении технологической независимости, необходимо дать определение человеческого потенциала и характеристику сферы экономики, в которой он формируется.
В ряде публикаций было проведено подробное теоретическое исследование в разграничении понятия человеческий потенциал и «человеческий капитал» [2; 3]. Здесь лишь отметим, что исследование человека сквозь призму экономической теории, а также его роли в развитии общества проводят чаще всего применяя понятие «человеческий капитал». Появление данного понятия и его использование в теории и на практике, во-первых, говорит о признании роли человека как одного из основных факторов современного экономического развития. Но вместе с тем, во-вторых, это показывает сведение многогранного существования человека в обществе к фактору увеличения стоимостного богатства. Поскольку «в условиях современной экономики богатство в большинстве случаев имеет форму капитала, постольку возникает видимость, что человеческий потенциал реализуется всегда как «человеческий капитал» [2; c. 14]. При соотношении понятий «человеческий потенциал» и «человеческий капитал» последнее выступает как превращенная форма первого, отражающая лишь соотношение индивидуальных затрат на развитие человеческого потенциала и полученного в результате дополнительного дохода.
На наш взгляд если рассматривать понятие «человеческий потенциал» с позиции решения проблем социально-экономического развития и достижения технологической независимости, то оно не может быть сведено к относительно легко определяемым характеристикам рабочей силы – уровню квалификации, стоимости рабочей силы, продолжительности рабочей недели, численности экономически активного населения и т.д. Одной из основных составляющих человеческого потенциала в современной экономике выступают творческие (креативные) способности занятых, которые могут быть оценены лишь по косвенным признакам, таким, как число разработанных новых технологий, количество патентных заявок и выданных патентов, число научных публикаций и т.д.
В течение XX века роль и место человека в социальном и экономическом развитии общества существенно изменились, если в начале XX века главной производительной силой была – техника, то в конце – технологии, человек и его потенциал, особенно творческий. Основным пространством формирования и развития человека и его потенциала является социальная сфера, которая как самостоятельная сфера как раз-таки и выделилась в экономике XX века, в первую очередь в связи с изменением места и роли человека в социально-экономическом развитии . В социальной сфере с точки зрения формирования человеческого потенциала можно выделить ядро – социо-гуманитарный сектор, который включает образование, здравоохранение, науку, сферу культуры. Важную роль в формировании человека играет, в первую очередь, сфера образования, так как именно в процессе образования человек развивает свои личностные качества, творческие способности, приобретает необходимые профессиональные знания и навыки.
На современном этапе развития общества в труде человека возрастает значение творческих элементов, и возрастает численность занятых, в деятельности которых творческие элементы приобретают существенное значение [6]. Такие работники, обладающие творческими способностями, высоким уровнем образования и квалификации, возрастающими культурными и духовными запросами, нуждаются в социально-ориентированных условиях существования. Для достижения целей социально-экономического и технологического развития общества на современном этапе, образование должно быть для всех и через всю жизнь . Однако, достижению этой цели мешают проблемы и противоречия сферы образования, которые обусловлены ее рыночной ориентацией. Подчеркнем, что и образование, и другие сферы социогуманитарного сектора – здравоохранение, культура, наука – подчиняются в современной экономике рыночным механизмам, основным регулятором этих сфер становится рынок и в них развиваются рыночно-капиталистические отношения. В результате рыночной ориентации происходит трансформация целей организаций образования, здравоохранения, науки и культуры, которая заключается в уходе от социально и экономически ориентированных и переход к рыночно-коммерческим и, более того, капиталистическим. Также это приводит к прогрессирующему неравенству в доступе к определенным общественным благам (в рыночном понимании – услугам).
В связи с рыночной ориентацией системы образования существуют проблемы, которые носят глобальный характер и присущи многим странам, в том числе России и Китаю. В системах образования наших стран стали концентрироваться риски усиления социального и имущественного неравенства, в том числе проблемы неравенства доступа молодых граждан к различным уровням образования [8; 9]. Также можно отметить проблемы высокого уровня бюрократизации государственного управления системами образования России и Китая и региональной неравномерности финансирования образовательных организаций. Их углубление делает невозможным достижения целей формирования национального человеческого капитала, соответствующего высокому уровню социально-экономического развития наших стран.
Одним из направлений решения перечисленных выше глобальных проблем видится усиление социальной ориентации сферы образования и других сфер социо-гуманитарного сектора. Первыми шагами в этом направлении могут быть следующие: формирование образования, здравоохранения, культуры как общедоступных сфер, в которые человек включен на протяжении всей жизни не зависимо от его социально-экономического положения (в частности, дохода), что предполагает доминирование бесплатной формы потребления соответствующих благ, осуществляемое при поддержке государства; развитие эгалитарной системы отношений, предполагающей поддержку обществом социальных групп с низкими доходами и другими ограничениями доступа к качественным благам социо-гуманитарного сектора, в первую очередь образования и здравоохранения.
В Китае за последние 20 лет государством предпринят ряд мер по решению вышеуказанных проблем в сфере образования [9], в частности: реализация программы поддержки учителей в сельской местности; оказание адресной материальной помощи детям-выходцам из бедных, нуждающихся семей, обучение в средних профессиональных школах для них бесплатное; введение системы финансового обеспечения обучения детей трудовых мигрантов в городских общественных муниципальных школах по принципу «деньги следуют за учеником»; программа помощи испытывающим трудности с трудоустройством выпускникам вузов создавать собственные индивидуальные предприятия, стартапы, поощрение выпускников на работу в школах в сельской местности; унифицированы нормативы финансирования обязательного образования по всей стране, введено гарантированное бюджетное обеспечение сельских школ и др. Для России это пример активного и поступательного решения данных проблем.
Сотрудничество наших стран в направлении развития национального человеческого потенциала может проходить как в развитии программы «Один пояс-один путь», так и в рамках отдельных программ, в связи с новыми условиями, вызванными геополитической ситуацией. Для этого от наших стран необходимы взаимное поощрение взаимодействий, в частности в сфере образования. Например, Россия в образовательном диалоге открывает для китайских студентов, аспирантов, стажеров двери ведущих университетов страны [10]: МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, Казанский федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, СПбПУ Петра Великого, РГПУ им. А. И. Герцена, УрФУ им. Б. Н. Ельцина, РУДН. Однако в Китае с 2010-х гг. в сфере высшего образования стали проявляться важные изменения. Так, если «раньше иностранные студенты могли достаточно легко получить гранты и стипендии от китайских стипендиальных фондов для обучения в ведущих университетах мегаполисов КНР, то в настоящее время им предлагают выбирать лишь так называемые вузы «второго уровня». Также приглашая иностранных преподавателей, руководство китайских вузов отдаёт предпочтение англоязычным преподавателям, в первую очередь языковым носителям-гражданам тех стран, где английский является государственным языком…[11; c. 87]». Последние два аспекта являются барьерами для углубления сотрудничества России и Китая в направлении взаимного поощрения формирования национального человеческого потенциала наших стран.
По «данным Минобрнауки России на октябрь 2022 г. в российских высших учебных заведениях обучалось 37 081 студентов из Китая. Лидерами по количеству китайских студентов в мире являются США – 290 086, Австралия – 152 715, Великобритания – 150 720. По данным посольства России в КНР, в 2020/21 учебном году в китайских вузах насчитывалось 14 000 российских студентов и аспирантов» [10]. В сложившихся геополитических условиях нашим странам необходимо активно поощрять обмен студентами, в том числе за счет государственных грантов, в частности по специальностям, которые являются приоритетными для обеспечения технологической независимости.
Россией и Китаем накоплен большой опыт практики культурного обмена и научного сотрудничества в период 1949 – 1960 гг., когда были разработаны и реализованы новые формы сотрудничества не только в экономике, но и в самых разнообразных областях культуры - в сфере театрального и изобразительного искусства, кинематографа, архитектуры, а также в области науки и образования [12]. В этот период между нашими странами установились прочные дружественные связи и взаимовыгодное сотрудничество в научной, образовательной и культурных сферах. Это дает хорошие основания для продолжения сотрудничества в этих областях в настоящее время и в будущем.
Научно-техническое сотрудничества России и Китая: теоретические основания и практические рекомендации
В условиях обострения глобальной конкуренции на мировых рынках, усиления геополитической напряженности, экономическое сотрудничество между Россией и Китаем должно концентрироваться в первую очередь вокруг сфер высокотехнологичных производств. Именно данные отрасли с высокой добавленной стоимостью помимо того, что являются основой роста производительности труда во всей экономике, выступают также фундаментом обеспечения экономической безопасности и технологического суверенитета. Важно при этом выделить специфику современного технико-экономического этапа общественного развития.
Современные технологические трансформации, которые относят к четвертой промышленной революции, шестому технологическому укладу, по своему наполнению близки к научно-технической революции, описываемой еще во второй половине XX в. [13; 14]. Одной из ее ключевых характеристик выступает сращивание сфер науки, производства и образования. Наука становится непосредственной производительной силой, что означает тесное приближение, а порой и переплетение исследовательской и производственной деятельности. Образование, в свою очередь, являясь сферой, подпитывающей науку, также тесно сращивается с системой производства. В конечном счете развитие одного из элементов (производство, наука, образование) в настоящее время невозможно без развития остальных [15; 16; 17].
Следующей ключевой особенностью стоит выделить сферы приложения новых технологий. В отличие от предыдущих промышленных революций (если следовать концепции существования четырех промышленных революций) сам характер технологий в относительно большей степени «направлен» на решение задач, относящихся к более широким критериям качества жизни нежели исключительно на рост производительности. Так, особую роль играют биотехнологии, медицина, где экономические последствия в данном случае второстепенны. Более качественные и дешевые материалы по своему предназначению в большей степени, чем раньше, направлены не только на конечный рост производительности, но и на сохранение окружающей среды в условиях обострения экологических проблем. Характер новых технологий также позволяет высвободить трудовые ресурсы за счет не просто роста производительности, но и замены отдельных операций в различных профессиях. Это создает предпосылки для появления большего свободного времени, которое можно использовать для творческой самореализации, перехода к общественной системе, когда, по Марксу, труд (творческий) становится потребностью [18].
Кроме того, особый характер научно-технической революции состоит в переплетении различных областей научного знания. Растет значимость междисциплинарных исследований, что, в том числе, отражено в понятии NBICS-конвергенции. Это также находит свое отражение в производстве. К примеру, развитие космической отрасли, получающей в наше время новый виток, как и во второй половине XX века, невозможно без исследовательской интеграции в рамках многих научных областей. В свою очередь, это означает необходимость подготовки кадров, способных решать широкий круг задач с большой творческой компонентой, что противоречит ориентации на узкую специализацию. Тем самым социально-экономическое развитие даже в рамках какой-то одной сферы (границы которых становятся все более размытыми) предполагает необходимость комплексного системного подхода с использованием исследовательских и производственных результатов в других сферах.
Подобное переплетение в то же время не отменяет дискуссий о первенстве, направляющем характере определенной дисциплины в общем процессе научно-технического развития. Среди разных позиций стоит выделить акцент на ведущей роли автоматизации, пронизывающей, по сути, все сферы науки и производства [15; 16]. В результате последние развиваются не просто параллельно с автоматизацией, но во многом посредством нее. С таким подходом следует согласиться. Так, математизация, являющаяся основой компьютерного моделирования, распространилась во все научные дисциплины, в том числе и в те, где ранее количественные методы использовались в минимальной степени. В современной рыночной системе самые различные действия экономических агентов, от оптимизации производственного процесса до прогнозирования и формирования спроса, сопровождается активным использованием искусственного интеллекта, больших данных. В целом можно сказать, что современное общество живет в эпоху «цифры».
В нынешний трансформационный период особенно важным становится анализ соотношения теории и практики, поскольку многие казавшиеся стабильными основы воспроизводства общественных отношений в новых условиях могут перестать быть таковыми. Вырабатывая конкретные меры социально-экономической политики, важно принимать во внимание теоретическое описание логики динамичного исторического процесса. За ростом роли человека в системе производства естественным образом стоит значимость социальной сферы, воспроизводящейся по внерыночным законам (что, в частности, находит свое отражение в основной роли государства в данной области). Тем самым возникает противоречивая ситуация, при которой расширенное воспроизводство в рамках рынка ключевым образом обусловливается внедрением внерыночных начал, направленных на развитие человеческого потенциала.
В рамках теории нового индустриального общества второго поколения и ноономики С.Д. Бодрунова этот процесс описывается через призму подрыва старой индустриальной системы, основанной на конвейерном производстве со сравнительно низким уровнем автоматизации [19; 20]. В настоящий момент производство становится все более знаниеемким, что делает человеческий потенциал основополагающим фактором производства. Впоследствии рост производительности, позволив удовлетворить базовые потребности, создаст основы для «разумного», «ноо»-производства, где отношения уже перестанут быть экономическими как таковыми в современном их понимании.
В постсоветской школе критического марксизма используется понятие социализации капитализма [21; 22]. Его материальной основой выступают, во-первых, подрыв свободного рынка (крупные компании получают возможности самостоятельно навязывать остальному рынку ряд условий) и, во-вторых, новая, ключевая роль науки, образования и культуры в системе производства [23]. Пределы социализации капитализма ограничены, поскольку со временем количественные изменения могут перейти в качественные, где будет подорвана уже сама суть рынка. Вопрос о таких границах, в том числе, подошли ли уже некоторые западные общества вплотную к ним, остается дискуссионным, однако в рамках школы сохраняется императив продолжения приоритетного развития человеческого потенциала внерыночным инструментарием.
В конечном счете, принимая во внимание объективную логику современного научного и технического развития, международное сотрудничество в экономической сфере в наше время должно по умолчанию подразумевать и тесное взаимодействие в областях науки, образования, культуры, означающее в качестве главной цели развитие человеческого потенциала. При этом особо важным видятся контакты в области машинного обучения, искусственного интеллекта, больших данных. Данное взаимодействие предстоит развивать в условиях фундаментальных трансформаций, существенным образом корректирующих соотношение рыночных и нерыночных сторон воспроизводства общественных отношений. А именно, при решении даже сугубо экономических задач растет значимость использования нерыночного инструментария. В этой связи при принятии экономико-политических решений необходимо учитывать разработки теоретических направлений, рассматривающих различные стороны общественного развития на междисциплинарном уровне и не замыкающихся на узком «рыночноцентричном» подходе. К числу таких крупных направлений в первую очередь можно отнести политическую экономию и традиционный институционализм.
Переходя к конкретным аспектам научно-технического сотрудничества между Россией и Китаем, стоит отметить, что в настоящий момент уже существует ряд масштабных проектов и «дорожных карт» в этом направлении [24]. Важным является их среднесрочный характер до конца текущего десятилетия, однако впоследствии было бы продуктивно интенсифицировать разработку и более долгосрочных программ, учитывая сложность многих фундаментальных задач на современном этапе развития науки. Создаются совместные лаборатории и исследовательские проекты по направлениям искусственного интеллекта, квантовым вычислениям, аэрокосмической промышленности, ядерной энергетики, контроля углеродного баланса и другим.
В то же время следует констатировать меньшую развитость взаимодействия в социальных науках, хотя их значимость, как было отмечено выше, было бы некорректно недооценивать. При этом в качестве примеров такого сотрудничества в области экономики стоит выделить совместную работу Школы экономики Шанхайского университета и Института индустриального развития им. С.Ю. Витте, Всемирной политэкономической ассоциации (где ведущую роль занимают в том числе китайские экономисты) с Институтом индустриального развития им. С.Ю. Витте и с Центром современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Данные институты приоритетным образом исследуют направления развития человеческого потенциала преимущественно с политэкономических позиций. В качестве потенциально перспективных международных проектов стоит также предложить разработку информационной, библиографической базы, включающей научные материалы в различных сферах, поскольку свободный доступ к таким академическим работам и информации является необходимой предпосылкой развития научного знания . Последнее особенно актуально в связи с западными санкциями, ограничивающим доступ к институциональной подписке на зарубежные научные издания для российских исследователей.
Учитывая наличие схожего уровня во многих областях науки и близость интересов России и Китая с точки зрения необходимости перехода на новую, более знаниеемкую траекторию социально-экономического развития, сотрудничество между странами имеет прочные объективные предпосылки своего углубления. Данное взаимодействие также лежит в русле китайской концепции «сообщества единой судьбы человечества», отражающей в том числе снятие границ при развитии масштабных проектов в области развития человеческого потенциала. В целом же это согласуется с общей логикой развития научного знания на современном этапе.
Направления сотрудничества РФ и КНР в области развития человеческого потенциала: основные положения к разработке концепции
Отметим, что проекты сотрудничества РФ и КНР в деле развития человеческого потенциала должны быть открыты для участников и из третьих стран. Развитие человеческого потенциала должно основывается не только на образовательных процессах (на чем концентрируется концепция «человеческого капитала»), но и на развитии способностей людей в процессе практического применения их потенциала.
Учитывая изложенное в предыдущих разделах статьи предлагается проект концепции сотрудничества РФ и КНР в области развития человеческого потенциала.
Выделяются следующие цели и стратегические приоритеты сотрудничества.
Целями сотрудничества являются:
1. Развитие человеческого потенциала на основе взаимного обогащения культур РФ и Китая в их материальном, социальном, интеллектуальном и художественном выражении.
2. Формирование модели взаимодействия РФ и КНР в сфере развития и взаимного обогащения человеческого потенциала, как прообраза взаимодействия в сообществе единой судьбы человечества.
Стратегические приоритеты сотрудничества:
1. Укрепление научно-технологической независимости РФ и КНР от недружественных стран на основе сотрудничества в научно-технологической сфере.
2. Продвижение совместных проектов развития современных высокотехнологичных производств, в том числе для целей импортозамещения.
3. Создание условий для повышения качества жизни населения РФ и КНР за счет развития человеческого потенциала в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры.
4. Повышение качества и доступности образования.
5. Повышение качества и доступности здравоохранения.
6. Развитие и взаимное обогащение культур РФ и КНР; укрепление традиционных социально-культурных ценностей.
Основные направления сотрудничества:
1. Совместные фундаментальные и прикладные научные исследования, включая общественные и гуманитарные науки; в том числе совместные программы в области образования и научных исследований в сфере информационных технологий.
2. Кооперация в сфере развития новых сфер материального производства, обеспечивающих прогресс импортозамещения на основе совместных научных и образовательных программ.
3. Совместная деятельность по реализации общедоступного образования (в единстве обучения, воспитания и просвещения) для всех социальных групп и возрастов, ориентированного на развитие человеческих качеств.
4. Сотрудничество в сфере здравоохранения, направленное на увеличение продолжительности активной жизни, профилактику заболеваний и повышение качества жизни пожилого поколения.
5. Совместные проекты по поддержке гуманистической культуры, открытой для широкого круга граждан, по расширению и углублению знакомства граждан РФ и КНР с традиционными культурными и идейно-нравственными ценностями.
Принципами взаимодействия в сфере развития человеческого потенциала являются следующие:
1. Стремление к общедоступности базовых благ, обеспечивающих прогресс человеческого потенциала (образования, здравоохранения, культуры).
2. Ориентация вышеуказанных сфер на развитие человеческих качеств, а не на коммерческие результаты, эгалитарный принцип обеспечения доступа к этим благам, демократизм управления организациями и проектами в этой сфере.
3. Сочетание общественной инициативы (институты гражданского общества), действий научно-образовательных организаций и индивидуальных усилий с программным подходом.
4. Использование не только рыночных, но и плановых начал, с целью надежного достижения важнейших целей сотрудничества по развитию человеческого потенциала.
Формы сотрудничества.
В сфере образования:
совместные образовательные программы, для использования лучших достижений в области образовательных практик на благо обеих стран;
обмен студентами и преподавателями, с целью предоставить возможность как обучения студентов, так и передачи опыта преподавания по тем направлениям, которые в сотрудничающих стран находятся на наиболее высоком уровне (использование сравнительных преимуществ);
двойные дипломы, деятельность филиалов российских университетов, в частности, МГУ, в Китае;
обмен языковыми школьными группами.
В сфере научных исследований и разработок:
совместное проведение фундаментальных научных исследований;
обмен научными достижениями (через научные конференции и издание научных работ);
научные стажировки;
реализация совместных инновационных проектов в высокотехнологичных областях;
совместные программы импортозамещения для обеспечения технологической независимости и создания рабочих мест для высококвалифицированного труда.
В сфере культуры:
обмен кинофильмами и телевизионной продукцией;
совместные кинематографические и телевизионные проекты;
организация гастролей театральных и концертных коллективов, отдельных исполнителей;
организация международных конкурсов в сфере культуры;
совместные издательские проекты по всему спектру культурных достижений – от науки до поэзии;
проекты по сохранению и популяризации культурного наследия (археологические экспедиции; реставрационные работы; переиздание классической литературы; научно-популярные видео, аудио и печатные материалы, знакомящие с культурным наследием; совместные музейные и туристические проекты).
В сфере здравоохранения:
проекты, популяризирующие и способствующие распространению практик здорового образа жизни;
совместные противоэпидемические мероприятия (разработка вакцин, обмен опытом организации массовой вакцинации и карантинных мер);
обмен медицинскими технологиями и опытом организации здравоохранения;
организации медицинского туризма, в том числе для санаторно-курортного лечения.
Предполагаются следующие уровни участия:
межнациональные, национальные, и региональные государственные институты;
межнациональные, национальные, региональные и отраслевые организации в сфере науки, образования, культуры и здравоохранения;
межнациональные, национальные, и региональные общественные объединения.
Заключение
Необходим комплексный подход к совместным проектам развития человеческого потенциала (что важно также и на национальном уровне): соединение научных, образовательных и культурно-просветительских проектов (включая здравоохранение), так, чтобы они органично дополняли друг друга.
Этого нельзя обеспечить только путем централизованной выработки решений на государственном уровне. Координирующая роль государственных структур необходима, но она должна опираться на широкую общественную инициативу. Формой мобилизации такой инициативы могут быть различные форумы (конгрессы, симпозиумы), объединяющие работу государственных органов и учреждений (общенациональных, региональных и местных) с инициативой различных научных, образовательных, культурных организаций, общественных объединений и отдельных граждан. На основе таких форумов могут вырабатываться совместные проекты развития человеческого потенциала, инструментами реализации которых выступят созданные в ходе работы форумов рабочие группы и координационные комитеты.
Сотрудничество РФ и КНР в деле развития человеческого потенциала как путь к реализации концепции сообщества единой судьбы человечества требует идеологической поддержки и обеспечения. В тех, кто вовлечен в формирование и реализацию проектов и программ сотрудничества в деле развития человеческого потенциала, должна складываться целевая установка на такие подходы к сотрудничеству в этой области, которые могут быть положены в основу формирования сообщества единой судьбы человечества. Решение всех конкретных проблем сотрудничества должно рассматриваться под углом зрения этой целевой установки. Поэтому составной частью всех проектов и программ должно быть разъяснение замысла создания сообщества единой судьбы человечества, и соответствия этой концепции глубинным основам традиционных культурно-нравственных ценностей российской и китайской цивилизаций.
Позитивную роль в углублении сотрудничества РФ и КНР в деле развития человеческого потенциала может сыграть упрощение визового режима и развитие безвизовых поездок, обновление институтов сотрудничества (как национальных, так и двухсторонних) в данной сфере, а также действия государственных органов, институтов гражданского общества и научно-образовательных сообществ наших стран по дальнейшей разработке, популяризации, медийному продвижению программы сотрудничества наших стран.
Библиографический список
1. Чэнь Айжу, Колганов А.И. О философских и культурных истоках и социально-экономическом значении концепции «сообщества единой судьбы человечества» // Российский экономический журнал. 2023. № 3. С. 38-53.
2. Бузгалин А.В., Яковлева Н.Г., Барашкова О.В. Человек, человеческий потенциал, "человеческий капитал" в зеркале политической экономии (статья 1-я) // Российский экономический журнал. 2023. № 1. С. 4-21. DOI 10.52210/0130-9757_2023_1_4.
3. Бузгалин А.В., Яковлева Н.Г., Барашкова О.В. Человек, человеческий потенциал, "человеческий капитал": политэкономическая критика поведенческой экономики (статья 2-я) // Российский экономический журнал. 2023. № 3. С. 5-16. – DOI 10.52210/0130-9757_2023_3_5.
4. Бузгалин А.В. Практика и Истина: диалектика как метод снятия наваждений в мире превращенных форм // Философия хозяйства. 2009. № 4. С. 141-162.
5. Яковлева Н.Г., Бузгалин А.В. Социальная сфера в эпоху позднего капитализма: про/регресс человеческого потенциала // Российский экономический журнал. 2024. № 1. С. 4-22. DOI 10.52210/0130-9757_2024_1_4.
6. Латов Ю.В. Концепции и эмпирика формирования посткапиталистического «креативного класса» (класса профессионалов) // Вопросы политической экономии. 2024. № 2. С. 75-89.
7. Сайт ООН. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/.
8. Константиновский Д. Л. Неравенство в российском образовании: XX — начало XXI в. / в кн. Образование и социальная дифференциация / моногр. / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2018. 454 с.
9. Машкина О.А., Кузнецова В.В. Развитие системы образования в КНР: проблемы и пути их решения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 4. С. 18-36.
10. В российских вузах обучается 37 081 китайский студент // Ведомости. 22 марта 2023 г. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/22/967543-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-37-081-kitaiskii-student.
11. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Роль образования в реализации концепции «Один пояс - один путь». Политика Китая // Обозреватель. 2021. № 6. С. 86-98.
12. Калашников П.А. Советско-китайские культурные отношения: 1949-1964 гг.: автореферат дис. кандидата исторических наук : 07.00.02 / Калашников Павел Анатольевич; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. Москва, 2010. 27 с.
13. Bernal, J.D. Science in History. London: Watts & Co, 1954.
14. Гринин А.Л., Гринин Л.Е. Кибернетическая революция и исторический процесс (технологии будущего в свете теории производственных революций) // Философия и общество. 2015. № 1–2. С. 17-47.
15. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники. М.: Политиздат, 1976.
16. Камаев В.Д. Современная научно-техническая революция: экономические формы и закономерности. М.: Мысль, 1972.
17. Марков Н.В. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. Изд.2-е, доп. М.: Политиздат, 1973.
18. Маркс К. Критика Готской программы (1875) / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. М.: Изд-во политической литературы, 1961.
19. Бодрунов С.Д. Преодоление вызовов глобальной трансформации: НТП, знания, ноономика // Проблемы прогнозирования. 2023. № 4. С. 8-14.
20. Бодрунов С.Д. Рождение новой эпохи: вызовы для России и мира // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 235. № 3. С. 55-62.
21. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Большой сброс или выброс полуправды: станет ли постпандемический мир более справедливым? // Социологические исследования. 2021. № 8. С. 161-167.
22. Абдулов Р.Э. Тенденции социализации капитализма в условиях деглобализации мировой экономики // Вопросы политической экономии. 2024. № 1. С. 48-62.
23. Яковлева Н.Г. Образование: роль в формировании человеческого потенциала, технологической и социально-экономической модернизации России // Российский экономический журнал. 2022. № 4. С. 30-47. DOI 10.33983/0130-9757-2022-4-30-47.
24. Сайт Министерства науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/69523/.
25. Маслов Г.А. Противоречия информационной экономики как новое пространство для развития человеческого потенциала России и Китая // Экономическое возрождение России. 2023. № 1. С. 98-107.
References
1. Chjen' Ajzhu, Kolganov A.I. O filosofskih i kul'turnyh istokah i social'no-jekonomicheskom znachenii koncepcii «soobshhestva edinoj sud'by chelovechestva» // Rossijskij jekonomicheskij zhurnal. 2023. № 3. S. 38-53.
2. Buzgalin A.V., Yakovleva N.G., Barashkova O.V. Chelovek, chelovecheskij potencial, "chelovecheskij kapital" v zerkale politicheskoj jekonomii (stat'ja 1-ja) // Rossijskij jekonomicheskij zhurnal. 2023. № 1. S. 4-21. DOI 10.52210/0130-9757_2023_1_4.
3. Buzgalin A.V., Yakovleva N.G., Barashkova O.V. Chelovek, chelovecheskij potencial, "chelovecheskij kapital": politjekonomicheskaja kritika povedencheskoj jekonomiki (stat'ja 2-ja) // Rossijskij jekonomicheskij zhurnal. 2023. № 3. S. 5-16. – DOI 10.52210/0130-9757_2023_3_5.
4. Buzgalin A.V. Praktika i Istina: dialektika kak metod snjatija navazhdenij v mire prevrashhennyh form // Filosofija hozjajstva. 2009. № 4. S. 141-162.
5. Yakovleva N.G., Buzgalin A.V. Social'naja sfera v jepohu pozdnego kapitalizma: pro/regress chelovecheskogo potenciala // Rossijskij jekonomicheskij zhurnal. 2024. № 1. S. 4-22. DOI 10.52210/0130-9757_2024_1_4.
6. Latov Yu.V. Koncepcii i jempirika formirovanija postkapitalisticheskogo «kreativnogo klassa» (klassa professionalov) // Voprosy politicheskoj jekonomii. 2024. № 2. S. 75-89.
7. Sajt OON. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/.
8. Konstantinovskij D. L. Neravenstvo v rossijskom obrazovanii: XX — nachalo XXI v. / v kn. Obrazovanie i social'naja differenciacija / monogr. / otv. red. M. Karnoj, I. D. Frumin, N. N. Karmaeva. M.: Izd. Dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2018. 454 s.
9. Mashkina O.A., Kuznecova V.V. Razvitie sistemy obrazovanija v KNR: problemy i puti ih reshenija // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. № 4. S. 18-36.
10. V rossijskih vuzah obuchaetsja 37 081 kitajskij student // Vedomosti. 22 marta 2023 g. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/22/967543-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-37-081-kitaiskii-student.
11. Kuznecova V.V., Mashkina O.A. Rol' obrazovanija v realizacii koncepcii «Odin pojas - odin put'». Politika Kitaja // Obozrevatel'. 2021. № 6. S. 86-98.
12. Kalashnikov P.A. Sovetsko-kitajskie kul'turnye otnoshenija: 1949-1964 gg.: avtoreferat dis. kandidata istoricheskih nauk : 07.00.02 / Kalashnikov Pavel Anatol'evich; [Mesto zashhity: Ros. un-t druzhby narodov]. Moskva, 2010. 27 s.
13. Bernal, J.D. Science in History. London: Watts & Co, 1954.
14. Grinin A.L., Grinin L.E. Kiberneticheskaja revoljucija i istoricheskij process (tehnologii budushhego v svete teorii proizvodstvennyh revoljucij) // Filosofija i obshhestvo. 2015. № 1–2. S. 17-47.
15. Volkov G.N. Istoki i gorizonty progressa. Sociologicheskie problemy razvitija nauki i tehniki. M.: Politizdat, 1976.
16. Kamaev V.D. Sovremennaja nauchno-tehnicheskaja revoljucija: jekonomicheskie formy i zakonomernosti. M.: Mysl', 1972.
17. Markov N.V. Nauchno-tehnicheskaja revoljucija: analiz, perspektivy, posledstvija. Izd.2-e, dop. M.: Politizdat, 1973.
18. Marks K. Kritika Gotskoj programmy (1875) / Marks K., Jengel's F. Soch. 2-e izd. T. 19. M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1961.
19. Bodrunov S.D. Preodolenie vyzovov global'noj transformacii: NTP, znanija, noonomika // Problemy prognozirovanija. 2023. № 4. S. 8-14.
20. Bodrunov S.D. Rozhdenie novoj jepohi: vyzovy dlja Rossii i mira // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2022. T. 235. № 3. S. 55-62.
21. Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Bol'shoj sbros ili vybros polupravdy: stanet li postpandemicheskij mir bolee spravedlivym? // Sociologicheskie issledovanija. 2021. № 8. S. 161-167.
22. Abdulov R.E. Tendencii socializacii kapitalizma v uslovijah deglobalizacii mirovoj jekonomiki // Voprosy politicheskoj jekonomii. 2024. № 1. S. 48-62.
23. Yakovleva N.G. Obrazovanie: rol' v formirovanii chelovecheskogo potenciala, tehnologicheskoj i social'no-jekonomicheskoj modernizacii Rossii // Rossijskij jekonomicheskij zhurnal. 2022. № 4. S. 30-47. DOI 10.33983/0130-9757-2022-4-30-47.
24. Sajt Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija RF. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/69523/.
25. Maslov G.A. Protivorechija informacionnoj jekonomiki kak novoe prostranstvo dlja razvitija chelovecheskogo potenciala Rossii i Kitaja // Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2023. № 1. S. 98-107.
Контактная информация / Contact information
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46.
Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics, 119991, Moscow, Leninskie gory, 1-46.
Колганов Андрей Иванович / Kolganov Andrey I.
Маслов Глеб Андреевич / Maslov Gleb A.
Яковлева Наталья Геннадьевна / Yakovleva Natalia G.