Научная статья на тему 'Россия и азиатско-тихоокеанский регион: проблемы внешней политики, экономики и международной безопасности'

Россия и азиатско-тихоокеанский регион: проблемы внешней политики, экономики и международной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3075
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пузиков Владимир Георгиевич, Тимофеев Анатолий Федорович

В статье рассматриваются взаимоотношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в условиях глобализации, возможные сценарии развития событий в АТР, геополитические и геоэкономические вопросы национальной безопасности РФ и безопасного мирового развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и азиатско-тихоокеанский регион: проблемы внешней политики, экономики и международной безопасности»

УДК 327 © В. Г. Пузиков, А. Ф. Тимофеев, 2012

В. Г. Пузиков, А. ф. Тимофеев

россия и азиатско-тихоокеанский регион: проблемы внешней политики, экономики и международной безопасности

В статье рассматриваются взаимоотношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в условиях глобализации, возможные сценарии развития событий в АТР, геополитические и геоэкономические вопросы национальной безопасности РФ и безопасного мирового развития.

После распада СССР у России резко уменьшилось ее геополитическое пространство: она как бы оттеснена дальше на Восток и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью. Здесь слабая инфраструктура, низкая плотность населения, отрицательный демографический баланс. В то же время для России открывается ряд благоприятных факторов, которые следует использовать:

• страна занимает центральную позицию в системе Запад-Восток, является «сердцевиной» Земли (по аналогии с «Поднебесной»);

• центр тяжести в глобальном мировом развитии переносится в АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион), и Россия в перспективе может стать для данного региона надежным партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования (особенно по отношению к странам Юго-Восточной Азии);

• глобальная миссия России - роль связующего звена между Западом и Востоком, между странами Западной Европы и Тихоокеанского региона.

Интерес России к странам АТР обусловлен тем, каким образом в слабо развитых странах (Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, а также яркий китайский пример) произошел рывок в будущее, переход на новое инновационное развитие. Опыт этих и других стран говорит о том, что, несмотря на сложнейшую социально-политическую и экономическую ситуацию, реформы, ведущие к ускоренному развитию, провести можно (в Китае под руководством Дэн Сяопина - в течение 23 лет, в Южной Корее - 20 лет под эгидой Чон Ду Хвана, в Сингапуре - 27 лет под началом Ли Куан Ю, в Чили - 15 лет правления Аугусто Пиночета и т.д.) [1]. В каждой конкретной стране эти реформы различны, но общее у них одно - они должны производиться решительно, несмотря на сопротивление незаинтересованных в них групп и элит, но без революционных потрясений, без гражданской войны. Пример Китая и других стран свидетельствует также о том, что для проведения радикальных реформ необходимо использование мирового опыта и зарубежных инновационных технологий, поэтому внешняя политика должна быть направлена на поддержание дружественных отношений и экономических связей со всеми соседями и крупными мировыми держава-

ми независимо от того, в какой части света они находятся. При этом вполне возможно и необходимо решительно отстаивать собственные коренные национальные интересы.

В развитии отношений со странами АТР Россия должна соблюдать пять известных принципов «Панча шила»:

• невмешательство во внутренние дела народов;

• движение суверенитета государств;

• развитие экономических и культурных связей между странами;

• отказ от войны как средства решения спорных вопросов;

• право каждого народа защищать свою свободу и независимость.

Исключив идеологические схемы, ложно понятые либеральные ценности, поставив во главу угла экономический и технологический прагматизм.

Особая роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе принадлежит Китаю. На наших глазах КНР становится главным игроком, доминирующей региональной державой в зоне АТР и приближается к статусу мировой державы. По уровню ВВП Китай вышел на второе место в мире после США, оттеснив Японию на третье место. Темпы прироста ВВП за 2011 год составили 8,4%, а России - 4,3%. Прогнозы развития КНР еще более впечатляют: ожидается, что к 2025 году объем ВВП достигнет 17 трлн. долларов и станет вторым между 21 трлн. долларов США и 15 трлн. долларов Евросоюза. Россия к этому времени будет иметь 4 трлн. долларов. Темпы роста Китая составят 10-12% ежегодно [2, с.17].

Китай не будет довольствоваться своим экономическим могуществом, возрастающий потенциал позволит Китаю приобрести военную мощь такого уровня, что он станет реальной угрозой для всех своих соседей, а также для территориально более удаленных географически противников. Укрепив свои позиции благодаря присоединению Гонконга и Макао и, возможно, уже в самой ближайшей перспективе политически подчинив Тайвань, Великий Китай превратится в мировую державу высшего ранга. Ежегодный доход 60 млн. китайцев, проживающих в странах АТР, приближается к ВВП самого Китая. То есть 60 млн. «засланных казачков» китайцев контро-

лируют более 90% экономики Индонезии, 75% экономики Таиланда, 60% экономики Малайзии, а также полностью, на 100% - экономику Тайваня, Гонконга и Сингапура [3].

Вместе с тем Китай как любая крупная страна в мире в недалеком будущем столкнется с рядом мировых факторов, глобальных рисков, связанных с современным развитием мира. К ним относятся:

• в ближайшие 20-25 лет Китаю сложно будет сохранять высокие темпы роста (на уровне 10-12% в год) в силу удачного сочетания политической стабильности, эффективного инновационного менеджмента, социальной дисциплины народа, высоких иностранных инвестиций;

• ограниченность источников сырья и нехватка энергоресурсов, когда исчерпаны возможности их внутреннего воспроизводства. При нынешних темпах экономического роста разрыв в производстве и использовании энергоресурсов будет увеличиваться;

• продовольственная безопасность страны при продолжающемся росте населения, при котором импорт продовольствия приобретает все более важное значение для внутреннего благополучия и политической стабильности;

• проблема использования ресурсов морского дна Южно-Китайского моря и проблема Парасельских островов. Гегемонизм КНР в этом районе вызывает беспокойство ряда государств Юго-Восточной Азии;

• скрытые (до поры до времени) территориально-этнические конфликты: российско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские пограничные вопросы, а также китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ [2, с.17-25].

Однако до сих пор китайскому руководству удается достаточно успешно справляться с политическими и экономическими трудностями. Для противостояния американской стратегии сдерживания Китай стремится расширить свои политические связи с Россией, Пакистаном, Бирмой, Северной Кореей, а также активизировать свое участие в рамках БРИКСа.

Китай поддерживает союз с Пакистаном и развивает военное присутствие на Бирме, чтобы создать противовес влиянию Индии в регионе. Необходимость военных контактов с Бирмой объясняется просто: Китай стремится получить доступ к прибрежным островам в Индийском океане, принадлежащим Бирме. Это позволит Поднебесной контролировать Малаккский пролив, чтобы удерживать под своим контролем подходы Японии к ближневосточной нефти и европейским рынкам. Китай ревностно относится к судьбе КНДР: существование сегодня разделенной Кореи (Север-Юг) вполне устраивает Китай. Поэтому он неизменно выступает за сохранение северокорейского режима.

Сегодня Россия и Китай «в один голос» тандемом резонируют за демократический многополяр-

ный мир, в котором каждая страна имеет право отстаивать свои национальные интересы. В то же время Россия и Китай нуждаются не только в международной стабильности, но и в финансовых ресурсах, технологиях и западных управленческих навыках, особенно из США. Стратегию КНР на международной арене определил еще Дэн Сяопин: «Первое - противостоять гегемонизму, политике силы и защищать мир; второе - создать новый международный экономический и политический порядок». Проявлением этой стратегии служат совместные действия России и Китая по отношению к Афганистану, Ираку, а в настоящее время к Сирии. Однако «командование парадом» в АТР принадлежит США.

Возрастание роли стран АТР в мировой политике резко усиливает конкурентную борьбу в регионе с потенциально возможной военно-силовой составляющей. Во многих странах обостряются национально-этнические и социально-экономические проблемы, возникает опасность гонки вооружений, распространения оружия массового уничтожения (ОМУ), терроризма, наркобизнеса. Опасный вызов региональной и международной стабильности - рост национального и религиозного экстремизма.

На ситуацию в АТР сильное влияние оказывает развернувшаяся в мире неконтролируемая гонка вооружений. Среди главных причин новой глобальной гонки вооружений - нарастающая дестабилизация международных отношений, а также политика США по «принуждению к миру» и «навязыванию демократии». Инициирование конфликтов в Ираке, Египте, Ливии, а в настоящее время политика свержения президента Сирии Башара Асада продемонстрировали призрачность надежд на международные гарантии безопасности, заставляют многие страны искать защиту государственной целостности и суверенности в укреплении своих вооруженных сил. Вооружаются «на всякий случай» Малайзия, Вьетнам, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты и ряд других стран.

Сами США по-прежнему выступают лидером мировой гонки вооружений в количественном и качественном отношении. При этом о «гонке за лидером» никто и мечтать не может, поскольку нынешний военный бюджет США составляет примерно 50% всех мировых расходов на оборону. В 2007 г. общие военные расходы Пентагона составляли 700 млрд. долларов (в то время как расходы России на оборону превышали чуть больше 30 млрд. долларов). При этом американские военные расходы носят инновационный характер и направленность: на разработку и испытание новых модернизированных систем вооружений инвестировано 76 млрд. долларов. Активно разрабатываются новые виды вооружений на новых физических принципах - геофизическое, ноосферное, ЭМИ-оружие и др.

Перефразируем один из законов механики Исаака Ньютона: на всякую изначально действующую силу (США), возникает сила противодействующая (исламский экстремизм). Серьезным вызовом в

мировой политике является возрастание исламского экстремизма, что чревато «конфликтом цивилизаций». Самая пугающая перспектива здесь - захват власти исламистами в Пакистане либо в результате военного переворота, либо через легитимную процедуру выборов. Тогда в их руках окажется ядерное оружие. Нарастание «Веймарского синдрома» (приход к власти демократическим путем лидеров типа Бен Ладена) означает возрастание в данном регионе резкой террористической активности. Чтобы обезопасить себя, ряд стран пытаются приобщиться к «ядерному клубу», в том числе Южная Корея, Япония, Тайвань, Ливия, Сирия, Египет, Алжир, Турция, Бразилия и другие страны. Все это вызывает острое соперничество между новыми центрами силы в АТР. В связи с чем необходим анализ рисков, вызовов и угроз в развитии стран, пролонгация вызовов, угроз и возможностей перевода угроз в вызовы, а вызовов - в реальные риски.

Общеизвестно, что в последние десятилетия пальму первенства по темпам экономического роста прочно удерживают страны АТР - Китай, Япония, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Вьетнам. Стремительный рывок стран АТР на рубеже XXI в. сделал этот район земного шара важным геополитическим центром силы, где пересекаются интересы «главных игроков», крупнейших мировых держав. Предыстория достигнутого рывка такова: несколько десятилетий назад, в 70-е гг. XX в., доля Восточной Азии (включая Японию) составляла лишь около 4% мирового ВНП, в то время как Северная Америка занимала ведущее положение в мире и ее доля составляла 40% мирового ВНП. Но уже в середине 90-х гг. оба региона имели примерно равные результаты (около 25%) [4].

На рубеже XXI в. темпы роста стран Юго-Восточной Азии особенно впечатляют: за последние десять лет ежегодно - 8,3% , прямые инвестиции -3,5%, приток финансовых средств на уровне 600-700 млрд. долларов. Известно, что в начальный период индустриализации Великобритании потребовалось более 50 лет, а США чуть менее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то время как и КНР, и Южная Корея добились этого результата за 10 лет. Современные эксперты считают, что если в регионе не произойдет каких-либо экстремальных катаклизмов (природных или социальных) то в ближайшие 25 лет Азия, по-видимому, по показателям ВНП значительно превзойдет Северную Америку и Европу (данный прогноз принадлежит Збигневу Бжезинскому, мэтру американской футурологии) [5].

Экономика и политика в странах АТР тесно переплетены: «полихромное» развитие, отсутствие идеологических догм («пекинский консенсус»), использование модели «регулируемого рынка». Все эти нововведения сводятся к следующим постулатам:

• стремление сохранять целостность государственного суверенитета и национальной идентично-

сти (китайцы и корейцы не желают стать японцами и тем более американцами);

• экономический рост достигается на основе рыночного механизма - наиболее эффективного инструмента в конкурентной борьбе: участие в ВТО, снижение торговых барьеров и т.д.;

• сочетание экономической и политической власти, при котором соблюдение допустимых пределов рынка контролируется государством. Коррекция рыночных сил «снимает» социальные протесты, способствует выравниванию доходов и снижению неравенства;

• либеральная демократия не является необходимым политическим фактором экономического роста, так как она не ведет в этих странах к подлинной стабильности;

• новый средний класс служит социальной базой для режимов регулируемого рынка (по мнению западных либералов, средний класс выступает как надежный проводник демократии). Средний класс в АТР в большей степени склонен поддерживать технократическое авторитарное руководство.

Таким образом, экономический рост стран АТР сопровождается широким спектром в развитии существующих режимов: сочетание рынка с государственным регулированием экономики, демократии с технократическим управлением. Современный мир не является «монохромным», имеет место широкий и диверсифицированный набор жизнеспособных моделей, появившихся в ответ на его глобальные вызовы.

Азиатско-Тихоокеанский регион как никакой другой подвержен глобализации. Глобализация - это процесс, в результате которого национально-государственные границы становятся наиболее прозрачными, аморфными. Глобализация означает развитие информационных технологий, приводит к модернизации современных средств связи и транспорта, позволяет проводить мгновенные финансовые операции на мегарасстояния. Все это на руку транснациональным корпорациям (ТНК), их превращению не просто в компании, имеющие филиалы в АТР, а во влиятельных игроков на мировом рынке, способных оказывать серьезнее воздействие на политику и экономику ряда государств региона. Пространство АТР оказывается в состоянии «сжатия», регион превращается в единую зону со своей массовой культурой, стандартами потребления, со своими ценностями.

Глобализация - противоречивый процесс, она открывает не только новые возможности для развития стран АТР, но и создает или углубляет целый ряд проблем, оказывающих негативные воздействия на мировое развитие, на стабильность всего АТР, в результате чего и возникают:

• неравномерность в развитии стран АТР. Одни страны вырываются вперед в своем развитии, например, Япония, Южная Корея, Китай, Малайзия, Сингапур, а другие в силу политической изоляции, слабых технологических и экономических возмож-

ностей оказываются на периферии глобальных процессов (Северная Корея, Бруней, Перу и т.д.). Все это усиливает и закрепляет неоднородность в развитии региона;

• увеличение разрыва между богатыми и бедными странами, когда неравенство все более углубляется, тем самым сохраняются и приумножаются потенциальные источники региональных конфликтов;

• обострение противоречий между ТНК, которые борются за сферы влияния, за сверхприбыли, за благоприятные вложения капиталов и тем самым создают дополнительные трудности в развитии национальных государств;

• появление «теневых» игроков на глобальном экономическом пространстве в лице международных криминальных синдикатов, занимающихся торговлей оружием, наркотиками, «живым товаром», отмыванием «грязных» денег, а также международных террористических организаций и преступных групп.

Таким образом, на политическое, экономическое и социальное развитие этих стран действует множество факторов. Многое зависит от того, какие из них являются постоянно действующими, а какие ситуационными. Вектор развития стран зависит от конфигурации этих факторов, от их взаимодействия и взаимовлияния.

В полноправные политические и экономические отношения со странами АТР Россия «де-юре» вступила в ноябре 1998 года в Куала-Лумпура (Малайзия). Участие России в делах АТР отвечает стратегическим интересам нашей страны, так как способствует не только социально-экономическому развитию Севера и Дальнего Востока, но и всей России и усиливает ее национальную безопасность. Реальное участие России в сотрудничестве со странами АТР позволяет решать следующие задачи:

• развитие двусторонних связей с отдельными странами для решения вопросов безопасности, экономического и технического сотрудничества, для понимания специфики рыночных механизмов в конкретных странах;

• решение региональных и национальных проблем в разных странах и их использование для российского Дальнего Востока;

• установление стратегического взаимодействия с Китаем для совместной оппозиции американской гегемонии в АТР и в мире в целом;

• активизация внешнеполитического сотрудничества России и Индии как сдерживающего фактора Китая от его латентных, подсознательных территориальных притязаний к России и реальных к Индии;

• ускоренное развитие традиционных военно-политических отношений России с Вьетнамом для стабилизации ситуации в АТР.

В геополитическом развитии стран АТР в ближайшие десятилетия XXI века специалисты прогнозируют два наиболее вероятных сценария.

Сценарий 1. Формирование «континентального блока» против «морской силы» - Китай и Россия против США, Японии и объединенной Кореи. В рамках этого сценария предполагается укрепление существующего союза США и Японии, что приведет к объединению двух Корей под эгидой американского влияния. В результате значительно обострятся противоречия как на российском Дальнем Востоке, так и внутри АТР, между Китаем, Японией и США. В итоге геополитические интересы заметно сблизятся и для защиты от американского давления в регионе они вынуждены будут пойти на более тесный военно-политический союз.

Сценарий 2. Противостояние США, Японии и объединенного Китая (КНР - Тайвань) против России и Индии. Это американский сценарий, разработанный З. Бжезинским, который утверждал, что процесс объединения Китая невозможно остановить и он будет развиваться быстрыми темпами, а в случае благоприятного завершения может привести к тому, что США и Япония не смогут ему противостоять, и им останется только держать процесс под контролем через стратегическое сближение с Китаем.

В результате осуществления первого сценария в АТР могут образоваться две сферы влияния - американо-японо-корейская (западная) и китайско-российская (восточная). Трудно предположить, что это равновесие окажется мирным и устойчивым. Скорее всего, такой геополитический раскол может способствовать гонке вооружений и стимулировать образование более обширных военных блоков, что чревато эскалацией напряженности в данном регионе.

Итогом реализации второго сценария может стать необычайное усиление роли объединенного Китая в АТР, что неминуемо приведет к развитию противоречий в самом «стратегическом треугольнике». США будут провоцировать Китай на расширение его геополитической экспансии за счет давления на Россию и Индию в зонах пересечения жизненно важных интересов. В свою очередь, такой расклад сил может привести Индию и Россию к более тесному военно-политическому сотрудничеству в рамках БРИКСа. Таким образом, расстановку сил в АТР будут определять два соперничающих центра глобальной силы: США - Япония - КНР - Тайвань против России - Индии.

Как общий итог: сложившееся неустойчивое двустороннее геополитическое противостояние будет достаточно динамичным и, в конечном счете, может привести к развязыванию серьезных конфликтов во всем АТР.

В настоящее время геополитическое равновесие в АТР определено «стратегическим параллелограммом» - Японией, США, Китаем и Россией. Стремление США единолично доминировать в регионе - главная стратегическая задача США. Решение этой задачи включает следующие направления:

• использование в своих целях старого колонизаторского принципа «разделяй и властвуй»:

Китай и Тайвань, Северная и Южная Корея, Индия и Пакистан, Вьетнам и Лаос, Вьетнам и Кампучия, есть и другие примеры практической политики США в этом регионе;

• США собираются усилить двусторонний союз с Японией, создают тихоокеанское «мини-НАТО» (Япония - Южная Корея - Австралия - Новая Зеландия);

• США всячески препятствуют возвращению Тайваня континентальному Китаю, оказывают существенную экономическую и военную помощь в обороне тайваньскому режиму, предоставляя последнему большое количество современных вооружений;

• Япония в настоящее время стала важным глобальным союзником США в данном регионе, создавая трехстороннее геополитическое регулирование, которое предполагает мировое могущество США, региональное преобладание Китая, международное лидерство Японии.

Все это свидетельствует о том, что США проводит политику, направленную на формирование однополярного мира, создание международной модели безопасности под своей военно-политической эгидой, США стремятся в одностороннем порядке ликвидировать всю Ялтинско-Потсдамскую систему международной безопасности. США не препятствуют распространению территориальных претензий к России со стороны некоторых государств (Япония, Грузия и др.). Имеют место попытки открытого вмешательства во внутренние дела России под флагом борьбы «за демократию», «за права человека», «за освобождение политзаключенных». США стремятся к развертыванию воинских контингентов на территориях, сопредельных с Россией и ее соседями. Все эти вызовы создают новые угрозы России, ее безопасности.

Добиваясь абсолютной безопасности на европейском атлантическом направлении, США стремятся к такой же модели неуязвимости и в АТР, нарушив существующий баланс сил и сложившегося равновесия. Однако такое стремление США в этом районе мира недостижимо не только в силу пространственного фактора, но и ввиду наличия тех новых сил, включая и «нерегиональных игроков», которые задействованы в этом регионе.

Эффективность внешней политики во многом зависит от имеющихся ресурсов влияния. В связи с чем можно выделить несколько критериев данной эффективности. Первый - это степень достижения открыто поставленных стратегических целей. Второй - успешность в реагировании на возникающие форс-мажорные обстоятельства в достижении целей. Третий - ресурсозатратность предпринимаемых действий по сравнению с полученными результатами. Четвертый - соразмерность внешнеполитических усилий (независимо от затраченных ресурсов) и достигнутых результатов. Пятый - приемлемость складывающейся в результате предпринятых действий новой между-

народной ситуации для руководства государства.

Рейтинговый опрос экспертов, проведенный Российской ассоциацией международных исследований (всего экспертов, N - 50) по данным критериям показал, что в потенциале влияния лидируют направления внешней политики России, связанные со странами постсоветского пространства и сопредельными государствами. Наибольший потенциал влияния Россия имеет в продвижении своих интересов и реализации внешнеполитических целей в рамках ОДКБ и ЕврАзЭС. Далее следуют продвижение интересов в сопредельных государствах, миграционная политика в отношениях со странами СНГ. Далее следует развитие отношений со странами АТР.

Характеризуя потенциал международного влияния России на страны АТР, практически все специалисты признают ограниченность имеющихся наличных экономических и военно-технологических ресурсов. При этом многие высказали мнение о том, что наличные ресурсы расходуются нерационально, в частности, на тех направлениях, которые не являются приоритетными для России в стратегическом отношении. В качестве примеров могут служить совместные военно-морские маневры с Венесуэлой, планы строительства авианосных крейсеров. В то же время Россия имеет ряд преимуществ, которые следует использовать:

• Россия территориально и геополитически занимает положение «посредника» между Европой и Азией;

• Россия имеет природные богатства, в первую очередь энергоресурсы (газ, нефть, уголь и т.д.);

• Россия имеет достаточно высокий креативный и интеллектуальный потенциал;

• Россия обладает высоким качеством дипло-магической службы и опытом работы на международной арене.

Россия в состоянии существенно повысить влияние в АТР, переопределить подобающее место в мире, предложить оригинальное видение решения международных и геополитических проблем, подкрепить инициативы своими ресурсами.

В целях укрепления международных позиций Российской Федерации и устранения угроз ее безопасности необходимо:

• поскольку Запад (прежде всего, в лице США) практически объявил войну вновь избранному президенту В. В. Путину и вмешивается во внутренние дела РФ, раскручивая у нас «оранжевые» интриги и активно поддерживая в нашей стране «пятую колонну» радикальных либералов, следует переориентироваться на восточное направление - Китай и Индию с последующим продолжением этой линии на Южную Корею, Вьетнам, Малайзию и другие страны Юго-Восточной Азии;

• установить более тесные отношения с Германией, Италией, Францией для создания геополитической оси Берлин - Москва - Пекин - Дели, которой США трудно будет что-либо противопо ставить;

• существенно трансформировать российско-американские отношения, превратив их в подобие американо-китайских, где 90% - это экономика и технологии (торговля, атомная энергетика, космос, кораблестроение, освоение Арктического шельфа) и только 10% - политика и идеология (вопросы демократии, права челове-

ка, совершенствование избирательной системы);

• глобальная политика по отношению к Западу должна быть взвешенной, крайне осторожной, без жесткой риторики; по отношению к Востоку - активной, целеустремленной, позитивной, кон-венциальной и консенсуальной, но вдумчивой и толерантной.

Библиографический список

1. Кара-Мурза С. Г. Матрица Россия. М., 2010. 255 с.

2. Страх перед «желтыми» // Эксперт. 2009. С. 17-25.

3. Ратленд П. Россия и Китай: Сага о двух переходах к рыночной экономике // Полис. 2009. № 3. С. 162-176.

4. Шейнис В. Л. Национальная безопасность России. Испытание на прочность (Часть II) // Полис. 2010. № 1. С. 35-54.

5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2002. 254 с.

6. Ланцов С. А., Усмонов Ф. И. Проблемы безопасности в теории международных отношений: сравнительный анализ основных направлений // Политическая экспертиза. Политэкс. Том 4. 2008. № 2. С. 151-163.

7. Мельвиль А. Ю., Ильин М. В., Макаренко Б. И. и др. Российская внешняя политика глазами экспертного сообщества // Полис. 2009. № 4. С. 84-98.

8. Кобзева С. В., Халтурина Д. А., Коротаев А. В., Качков Д. М. Имидж России в мире: количественный и качественный анализ // Полис. 2009. № 5. С. 128-140.

9. Кортунов С. В. Диалектика национальной и международной безопасности: некоторые методологические проблемы // Полис. 2009. № 1. С. 7-28.

10. Патрушев С. В. Устроение современного мира. Что мы узнали и что хотели бы узнать в эпоху кризиса // Полис. 2009. № 3. С. 184-189.

11. Радиков И. В. Архитектура безопасности в системе международных отношений: эволюция и перспективы обновления // Политическая экспертиза: Политэкс. Том 6. 2010. № 4. С. 229-248.

12. Шейнис В. Л. Национальная безопасность России. Испытание на прочность // Полис. 2009. № 5. С. 141-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах:

Пузиков Владимир Георгиевич - доктор философских наук, профессор Омского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected] (г. Омск, Росийская Федерация);

Тимофеев Анатолий Федорович - кандидат философских наук, доцент Омского филиала Всероссийского финансово-экономического института (г. Омск, Российская Федерация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.