Научная статья на тему 'Россия - демократическое федеративное правовое государство (программа повышения квалификации)*'

Россия - демократическое федеративное правовое государство (программа повышения квалификации)* Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия - демократическое федеративное правовое государство (программа повышения квалификации)*»

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ: Ректор_Мустафин А.Г.

« » 2010 г.

Россия - демократическое федеративное правовое государство (Программа повышения квалификаций)*

* Программа утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010г. №1759.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее - программа):

Преподаватели высших юридических учебных заведений.

1.2. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний

В процессе преподавательской деятельности.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ

2.1. Нормативный срок освоения программы - 72 часа.

2.2. Режим обучения - 36 часов в неделю.

2.3. Формы обучения - с полным отрывом от работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Слушатель, освоивший программу, должен:

3.1. Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность

ПК 1. Разобраться в сущности современного конституционного демократического федеративного правового государства, складывающегося в мировой практике и в Российской Федерации.

ПК 2. Раскрыть объективную потребность в модернизации реального российского государства до уровня демократического федеративного правового государства.

ПК 3. Показать конкретные шаги России к демократическому правовому государству.

3.2. Владеть:

Сущностной характеристикой терминов, употребляемых в конституциях, международных правовых документах; навыками анализа такого конституционного словосочетания как «демократическое федеративное правовое государство»; технологией реализации конституционных положений в реальную жизнь.

3.3. Уметь:

Оперировать конституционными положениями, терминами; анализировать юридические факты, приводящие к движению конституционно-правовых отношений; правильно оценить принимаемые решения и юридические действия в части точности соответствия их конституционным положениям.

3.4. Знать:

Природу и значение конституционных положений о демократичном федеративном правовом государстве; роль государства в современной общественной жизни; понятийный аппарат теории государства, чтобы четко передать его студентам в процессе обучения юридических специалистов.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает изучение следующих модулей:

- государственная политика в образовании и теоретические вопросы демократического федеративного правового государства;

- от формационного подхода к цивилизационному - основа теории перехода от социалистического (капиталистического) государства к демократическому правовому государству;

- психолого-педагогические аспекты формирования демократического федеративного правового государства в России: история и современность;

- формирование новой системы юридического образования в свете демократического правового государства;

- соответствие качества подготовки студентов в современной России к условиям демократического правового государства;

- общественно-политические трудности реализации положений Конституции РФ на практике.

Структура программы представлена в таблице 1.

Таблица 1.

_Структура программы._

В том числе

№ п/п Наименование модулей Всего, час. Лекции Практ. занятия (семинары), лаб. работы Выездные занятия

1 2 3 4 5 6

1 Модуль 1. «Государственная политика в образовании и теоретические вопросы демократического федеративного правового государства» 12 8 4 -

2 Модуль 2. «От формационного подхода к цивилизационному - основа теории перехода от социалистического (капиталистического) государства к демократическому правовому государству» 12 8 4 -

3 Модуль 3. «Психолого-педагогические аспекты формирования демократического федеративного правового государства в России: история и современность» 12 6 4 2

4 Модуль 4. «Формирование новой системы юридического образования в свете демократического правового государства» 12 6 4 2

5 Модуль 5. «Соответствие качества подготовки студентов в современной России к условиям демократического правового государства» 12 6 4 2

6 Модуль 6. «Общественно-политические трудности реализации положений Конституции РФ на практике» 12 4 4 4

Итоговая аттестация экзамен

Итого 72

5. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

5.1. Форма учебно-тематического плана программы представлена в таблице 2.

Таблица 2

Учебно-тематический план программы

В том числе

№ п/п Наименование модулей, разделов и тем Всего, час. Лекции Практ. занятия (семинары), лаб. работы Выездные занятия

1 2 3 4 5 6

Модуль 1. «Государственная политика в образовании и теоретические вопросы демократического федеративного правового государства» 12 8 4 -

Раздел 1. Современная государственная политика в области юридического образования.

Тема 1. Конституция РФ, законы РФ, Послания Президента РФ и другие современные источники об образовании.

1 Тема 2. Общетеоретические вопросы демократического федеративного правового государства в системе современного образования.

Раздел 2. Качество юридического образования.

Тема 1. Качественные аспекты усвоения основных положений демократического федеративного правового государства.

Тема 2. Общекультурные и профессиональные компетенции юриста в свете формирования в России демократического федеративного правового государства.

2 Модуль 2. «От формационного подхода к цивилизационному - основа теории перехода от социалистического (капиталистического) государства к демократическому правовому государству» 12 8 4 -

Раздел 1. Формационный подход к природе государства и практические его результаты.

Тема 1. Историко-правовые условия возникновения формацион-ного подхода к типологии государств.

Тема 2. Практические результаты реализации формационной типологии государств.

Раздел 2. Россия на пути к фор-мационному и цивилизационному подходу в типологии государств.

Тема 1. Реализация формаци-онной типологии государств в российской действительности.

Тема 2. Проблема модернизации российской государственности в истории Росии.

Раздел 3. Объективные предпосылки модернизации российской государственности в современных условиях

Тема 1. XXI век и новые вызовы к состоянию роли и места государственности в общественной жизни.

Тема 2. Мировой экономический кризис и роль государства в его преодолении

Тема 3. Практика деятельности российского государства в период современного мирового экономического кризиса.

Модуль 3. «Психолого-педагогические аспекты формирования демократического федеративного правового государства в России: история и современность» 12 6 4 2

3 Раздел 1. Государственность в ментальной системе россиян.

Тема 1. Ментальность и государственность в сознании россиян: история и современность.

Тема 2. Развитие государственности в России и изменение мен-тальности россиян.

Раздел 2. От права силы к силе права в России.

Тема 1. Развитие в России правовой государственности.

Тема 2. Проблемы правового государства в России

Модуль 4. «Формирование новой системы юридического образования в свете демократического правового государства» 12 6 4 2

Раздел 1. Модернизация системы юридического образования: цели и задачи.

Тема 1. Состояние юридического образования в стране в свете задач модернизации общественно-политической системы России.

4 Тема 2. Совершенствование структуры и содержания юридического образования в России

Раздел 2. Проблема обновления наименования и содержания юридических дисциплин.

Тема 1 От правоведения к юриспруденции - основное направление развития юридического образования в России.

Тема 2. Формы взаимодействия юридического образования и практики

Модуль 5. «Соответствие качества подготовки студентов в современной России к условиям демократического правового государства» 12 6 4 2

5 Раздел 1. Качество знаний студентов в соотношении с проблемами модернизации общественной жизни.

Тема 1. Проблемы качества подготовки кадров в условиях реализации модернизационных процессов.

Тема 2. Модернизация государственно-правовых институтов в России и подготовка юридических кадров.

Раздел 2. Пути повышения качества подготовки юридических специалистов.

Тема 1. Современные нормативные основы повышения качества подготовки юридических кадров

Тема 2. Основные методы и способы повышения качества подготовки юридических специалистов.

Модуль 6. «Общественно-политические трудности реализации положений Конституции РФ на практике» 12 4 4 4

Раздел 1. Пути реализации положений Конституции о демократическом правовом государстве.

Тема 1. Современные технологии реализации положений Конституции РФ о демократическом правовом государстве.

6 Тема 2. Совершенствование мер ответственности высших государственных чиновников за отклонение от положений Конституции РФ.

Раздел 2. Мировая практика преодоления общественно-политических трудностей в обеспечении конституционных требований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 1. Развитие мировой практики преодоления общественно-политических трудностей в обеспечении конституционных требований

Тема 2. Современная мировая практика в обеспечении конституционных требований.

Тема ^.Российская практика обеспечения требований Конституции и проблемы ее совершенствования.

Итоговая аттестация экзамен

Итого 72

5.2. Форма учебной программы по модулю представлена в таблице 3.

Таблица 3.

_Учебная программа по модулю._

№ п/п Наименование модулей, разделов и тем Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы

1 2 3

1 Модуль 1. «Государственная политика в образовании и теоретические вопросы демократического федеративного правового государства»

Раздел 1. Современная государственная политика в области юридического образования.

Тема 1. Конституция РФ, законы РФ, Послания Президента РФ и другие современные источники об образовании. 1. Найти, прочитать и прокомментировать современные источники, закрепляющие образовательные отношения. 2. Как оценил уровень юридического образования Президент РФ Д.А. Медведев на заседании Ассоциации юристов России? 3. Государственные образовательные стандарты по специальности «юриспруденция»: анализ и оценка.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Конституция РФ. М., 1994 2. Комментарии к Конституции РФ. М., 1994 3. Юридическое образование и наука: проблемы модернизации. Саратов? 2006

Тема 2. Общетеоретические вопросы демократического федеративного правового государства в системе современного образования. 1. Развитие представлений о демократии. 2. Демократия в современной России. 3. Особенности российского федерализма 4. Развитие представлений о правовом государстве

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Керимов Д.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2007. 2. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2007. 3. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа, 2010

Раздел 2. Качество юридического образования.

Тема 1. Качественные аспекты усвоения основных положений демократического федеративного правового государства. 1. Степень понимания россиянами вопросов, связанных с демократическим правовым государством. 2. Есть ли для России альтернативы демократическому правовому государству? 3. Если не правовое, то какое государство следует построить в России?

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2007. 2. Раянов Ф.М. Правовое государство -судьба России. Уфа, 2007. 3. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2007.

Тема 2. Общекультурные и профессиональные компетенции юриста в свете формирования в России демократического федеративного правового государства. 1. Почему юристу необходимо знать методологию, культурологию, экономику и другие общесоциальные науки? 2. Как соотносятся юриспруденция и другие социальные науки? 3. В каких сферах юридической деятельности больше всего приходится использовать общекультурные компетенции юриста? 4. Профессионализм - основной критерий при выборе юристом конкретной специализации

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., 1994 2. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006. 3. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2007. 4. Раянов Ф.М. Правовое государство -судьба России. Уфа, 2007

2 Модуль 2. «От формационного подхода к цивилизационному -основа теории перехода от социалистического (капиталистического) государства к демократическому правовому государству»

Раздел 1. Формационный подход к природе государства и практические его результаты.

Тема 1. Историко-правовые условия возникновения формацион-ного подхода к типологии государств. 1. В какой период истории и в связи с чем возникла необходимость в фор-мационном подходе к изучению общественных явлений? 2. Типология государств: понятие и подходы. 3. Роль и значение права в типологии

государств

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1990 2. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2003 3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000

Тема 2. Практические результаты реализации формационной типологии государств. 1. Государства, выделенные по форма-ционному подходу. 2. Историческая судьба формационного подхода и государств, выделенных по нему.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Проблемы общей теории права и государства. М., 1999 2. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденции). М., 2003

Раздел 2. Россия на пути к фор-мационному и цивилизационному подходу в типологии государств.

Тема 1. Реализация формаци-онной типологии государств в российской действительности. 1. Россия в историческом типологическом измерении. 2. Трудности перехода в России от фор-мационного подхода к цивилизацион-ному подходу государственности.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Проблемы общей теории права и государства. М., 1999 2. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа, 2010

Тема 2. Проблема модернизации российской государственности в истории России. 1. Попытка модернизации государственности в российской истории. 2. Современная постановка модернизации российской государственности

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года. 2. Раянов Ф.М. Правовое государство -судьба России. Уфа, 2007

Раздел 3. Объективные предпосылки модернизации российской государственности в современных условиях

Тема 1. XXI век и новые вызовы к состоянию роли и места государственности в общественной жизни.

1. Роль и место государства в организации общественной жизни: российский и мировой опыт.

2. Новые вызовы современности относительно сильного и слабого государства.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года.

Тема 2. Мировой экономический кризис и роль государства в его преодолении

1. Мировой экономический кризис 2008-2009 годов и усилия государств в его преодолении

2. Изменение представлений о роли государства в экономической жизни в современных условиях.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

Материалы Первого Российского экономического конгресса, прошедшего 712 декабря 2009 г. в МГУ. М., 2010 г.

Тема 3. Практика деятельности российского государства в период современного мирового экономического кризиса.

1. Российское государство в ходе мирового экономического кризиса 20082009 годов.

2. Меры российского государства по преодолению неблагоприятных последствий мирового экономического кризиса 2008-2009 годов._

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

1.

2.

Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. Уфа, 2010 Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа, 2010

Модуль 3. «Психолого-педагогические аспекты формирования демократического федеративного правового государства в России: история и современность»

Раздел 1. Государственность в ментальной системе россиян.

Тема 1. Ментальность и государственность в сознании россиян: история и современность.

1. Понятие ментальности народа и его влияние на государственное строительство.

2. Можно ли усовершенствовать (модернизировать) ментальность народа.

3. Особенности ментальности российского народа и их влияние на здешнюю государственность._

3

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2003. 2. Раянов Ф.М. Государственно-правовые болезни: исторический диагноз. Уфа, 2005

Тема 2. Развитие государственности в России и изменение мен-тальности россиян. 1. Изменение государственности в истории России с влиянием на мен-тальность россиян. 2. Современные проблемы модернизации государственно-правовых институтов России и их влияние на мен-тальность россиян.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М. 2000. 2. Раянов Ф.М. Правовое государство -судьба России. Уфа, 2007 3. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002

Раздел 2. От права силы к силе права в России.

Тема 1. Развитие в России правовой государственности. 1. Историческое соотношение права и государства в России. 2. В.С. Соловьев о переходе в России от права силы к силе права. 3. Проблемы правовой государственности в советском обществе.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов 2004. 2. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа, 2010 г. 3. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993, № 7

Тема 2. Проблемы правового государства в России 1. Истоки появления идеи о правовом государстве в России. 2. Кризис идей правового государства в России. 3. Современные проблемы формирования правового государства в России

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Раянов Ф.М. Правовое государство -судьба России. Уфа, 2007. 2. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа, 2010. 3. Формирование правового государства в России: путь к справедливому

обществу. Саратов, 2008.

4 Модуль 4. «Формирование новой системы юридического образования в свете демократического правового государства»

Раздел 1 . Модернизация системы юридического образования: цели и задачи.

Тема 1. Состояние юридического образования в стране в свете задач модернизации общественно-политической системы России. 1. Становление и развитие юридического образования в России. 2. Состояние юридического образования в России сегодня. 3. Проблема модернизации системы юридического образования в России

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов, 2006. 2. Видные ученые-юристы России. М., 2006

Тема 2. Совершенствование структуры и содержания юридического образования в России 1. Система учебных заведений в России, готовящих юридические кадры. 2. Состояние юриспруденции в России и его оценка с позиций модернизации. 3. Проблема обеспечения юридических вузов преподавательскими кадрами.

Перечень рекомендуемых учебных изданий 1. Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов, 2006. 2. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденции). М., 2003

Раздел 2. Проблема обновления наименования и содержания юридических дисциплин.

Тема 1 От правоведения к юриспруденции - основное направление развития юридического образования в России. 1. У юристов России нет юриспруденции. Почему? 2. Проблема совершенствования наименования и содержания учебных дисциплин. 3. Современная юриспруденция: опыт зарубежных стран.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Раянов Ф.М. От правоведения к юриспруденции // Государство и право. 2003. №9 2. Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов. 2006.

Тема 2. Формы взаимодействия юридического образования и практики

1. Понятие юридической (правовой) работы и подготовка специалистов.

2. Соотношение теории и практики в юриспруденции.

3. Производственная практика студентов-юристов.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

1. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. М., 2003

2. Раянов Ф.М. Юриспруденция. Уфа, 2001.

3. Правовая жизнь в современной России. Саратов, 2005_

Модуль 5. «Соответствие качества подготовки студентов в современной России к условиям демократического правового государства»

Раздел 1. Качество знаний студентов в соотношении с проблемами модернизации общественной жизни.

Тема 1. Проблемы качества подготовки кадров в условиях реализации модернизационных процессов.

1. Проблема перехода от количества подготовки юридических кадров к качеству.

2. Модернизация общественной жизни - основа совершенствования системы юридического образования.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. М., 2003

Тема 2. Модернизация государственно-правовых институтов в России и подготовка юридических кадров.

1. Модернизация государственно-правовых институтов в России через внедрение электронно-технических средств управления.

2. Актуализация порядочности, интеллигентности, честности в поведении юридических кадров.

3. Проблемы в конкурсном отборе юридических кадров на работу._

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

1.

2. 3.

Клёмин А.В. Время на науку, которого нет, или наука как занятие после работы // Евразийский юридический журнал. 2009. №12. Российские юристы. М., 2004 Проблемы общей теории права и государства. М., 1999_

Раздел 2. Пути повышения качества подготовки юридических специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

Тема 1. Современные нормативные основы повышения качества подготовки юридических кадров 1. Правовая экспертиза современных нормативных актов, определяющих общественные отношения в сфере образования. 2. Качество образования как нормативное требование для выполнения вузами.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция». М., 2010

Тема 2. Основные методы и способы повышения качества подготовки юридических специалистов. 1. Организационно-правовые методы повышения качества подготовки юридических кадров. 2. Правовые средства обеспечения качества подготовки юридических кадров.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000. 2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М., 1997 3. Правовая жизнь в современной России. Саратов, 2005

6 Модуль 6. «Общественно-политические трудности реализации положений Конституции РФ на практике»

Раздел 1. Пути реализации положений Конституции о демократическом правовом государстве.

Тема 1. Современные технологии реализации положений Конституции РФ о демократическом правовом государстве. 1. Совершенствование механизмов реализации положений Конституции в современных условиях. 2. Изъяны демократии и проблемы их устранения. 3. Совершенствование системы сдер-жек и противовесов в государственном строительстве.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000. 2. Раянов Ф.М. Правовое государство -судьба России. Уфа, 2007 3. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного су-

да РФ // Государство и право. 1996. № 10

Тема 2. Совершенствование мер ответственности высших государственных чиновников за отклонение от положений Конституции РФ. 1. Парламентский контроль за соблюдением Конституции и проблемы его совершенствования. 2. Совершенствование общественного контроля за соблюдением Конституции. 3. Проблемы ответственности государственных чиновников за нарушения требований Конституции РФ.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002 2. Законодательство России в XXI веке. М., 2002 3. Чиркин в.Е. Государствоведение. М., 2000 4. Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. СПб., 2002

Раздел 2. Мировая практика преодоления общественно-политических трудностей в обеспечении конституционных требований.

Тема 1. Развитие мировой практики преодоления общественно-политических трудностей в обеспечении конституционных требований 1. Мировая практика по обеспечению соблюдения требований основного закона страны. 2. Деятельность конституционных судов и проблемы их эффективности. 3. Практика привлечения институтов гражданского общества за обеспечением требований Конституции.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Боботов С.В. Правосудие во Франции. М., 1994 2. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2001 3. Морозова Л.А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1998. №7-10

Тема 2. Современная мировая практика в обеспечении конституционных требований. 1. Международно-правовые институты за обеспечением требований Конституции в национальных государствах. 2. Международные суды и проблемы эффективности их деятельности.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2001 2. Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. Спб., 2006. 3. Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. М., 1 998 4. Раянов Ф.М. Правовое государство -судьба России. Уфа, 2007

Тема З.Российская практика обеспечения требований Конституции и проблемы ее совершенствования. 1. Практика обеспечения соблюдения требований Конституции и законов в истории России. 2. Современные проблемы совершенствования практики обеспечения требований Конституции Российской Федерации.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов 1. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000. 2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. 3. Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии. М., 2000. 4. Раянов Ф.М. Правовое государство -судьба России. Уфа, 2007

7 Самостоятельная работа: Важно подчеркнуть, что повышение квалификации по этой программе, прежде всего, опирается на активную самостоятельную работу слушателя. Самостоятельная работа, в первую очередь, предполагает выяснение различных точек зрения, трактовок того или иного вопроса, включенного в программу. Чтобы выявить различные трактовки одного и того же вопроса необходимо проанализировать различную литературу. Например, чтобы разобраться в наличии нескольких трактовок по вопросам становления и развития в России правового государства необходимо проанализировать соответствующие главы нескольких учебников по теории государства и права, выявить различия в трактовке вопросов правового государства, определить и обосновать свое мнение. Кроме того, следует проанализировать специальную литературу, посвященную проблемам становления и развития правового государства. В частности, рекомендуется изучить следующие работы: 1. Алексеев С.С. Правовое государство - судьба социализма. М., 1988. 2. Батурин Ю.М., Ливиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., 1989. 3. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа, 2010. 4. Раянов Ф.М. Правовое государство - судьба России. Уфа, 2007. 5. Формирование правового государства в России: путь к справедливому обществу. Саратов, 2008. По такой же схеме необходимо проанализировать и другие вопросы, включенные в программу.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения модулей содержатся в таблице 4

Таблица 4.

_Формы и методы контроля и оценки результатов освоения модулей_

Наименование модулей

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки

Модуль 1. «Государственная политика в образовании и теоретические вопросы демократического федеративного правового государства»

По пятибалльной системе

Итоговый экзамен

Модуль 2. «От формационного подхода к цивилизационному - основа теории перехода от социалистического (капиталистического) государства к демократическому правовому государству»_

По пятибалльной системе

Итоговый экзамен

Модуль 3. «Психолого-педагогические аспекты формирования демократического федеративного правового государства в России: история и современность»

По пятибалльной системе

Итоговый экзамен

Модуль 4. «Формирование новой системы юридического образования в свете демократического правового государства»_

По пятибалльной системе

Итоговый экзамен

Модуль 5. «Соответствие качества подготовки студентов в современной России к условиям демократического правового государства»

По пятибалльной системе

Итоговый экзамен

Модуль 6. «Общественно-политические трудности реализации положений Конституции РФ на практике»_

По пятибалльной системе

Итоговый экзамен

Разработчик программы повышения квалификации:

Раянов Фанис Мансурович, д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права

Составитель учебно-тематического плана программы повышения квалификации: Раянов Фанис Мансурович, д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.