Научная статья на тему 'Предмет теории федерализма в современной науке'

Предмет теории федерализма в современной науке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1223
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предмет теории федерализма в современной науке»

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Любая научная теория, в т.ч. и теория федерализма, имеет свой предмет исследования.

Предметом теории федерализма, ее ключевыми категориями являются феномены «федерализм», «федерация», «федеративное государство», которые необходимо отличать, и термин «федеративные правоотношения».

Важнейшей проблемой теории государства и права является проблема семантики в теории федерализма. Многие понятия не имеют точного определения, что вызывает неоднозначное толкование, путаницу терминов.

Канадский политолог У. Стюарт насчитал 267 определений термина «федерализм» [1.С.18].

Термин «федерализм» (фр. federalisme) используется в различных отраслях знания и является междисциплинарной категорией.

В самом широком понимании, это - «идеология и принцип взаимоотношений между различными государствами и (или) общностями людей и государством, вне зависимости от формы политико-территориального устройства (унитарной, федеративной, конфедеративной), содержанием которого является оптимальное и справедливое разделение публичной власти в обществе на основе децентрализации, учета интересов всех сторон этих связей и отношений» [2. С.ЗО]. Это - система идей и взглядов, используемых в организации формы государственного устройства. Федерализм - это понятие, которое имеет определенный смысл при сопоставлении с такими понятиями, как «унитаризм», «конфедератизм», которые также употребляются в связи с характеристикой формы государственного устройства [З. С. 68].

Федерализм - это образ жизни и способ сочетания единства и децентрализации в общественных отношениях различных форм государственности - от конфедераций и федераций до региональных государств* и местного

* К таковым следует отнести, например, Италию

ШАРИПОВ Ренарт Глюсович,

доцент Башкирского института социальных технологий Уфимского филиала Академии труда и социальных отношений

ХАЙРУЛЛИН Ильдус Радифович,

прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики прокуратуры РБ

самоуправления, в котором обеспечиваются интересы всех граждан, всех национальностей и народов [1. С.17-З7; S. С. 1О6-1О7].

и Испанию.

Федерализм может пониматься и как политическое движение за федеративное устройство [6. С. 730]. Данное понятие охватывает и процессы федерализации, которые происходят в недрах как унитарного государства, так и конфедерации, при ее переходе к федеративному устройству [7. С. 7].

Федерализм исследуется одновременно и как принцип, режим и форма государственного устройства. Как пишет И.А. Умнова, «если как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей на государственном уровне, то как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве» [8. С. 13].

Федерализм, по мнению М.В. Золотаревой, это - принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких органах» [9. С. 7].

Таким образом, федерализм рассматривается как теория федеративной формы государственного устройства, учение о федеративном государстве. Что касается конкретных федеративных государств, они понимаются в качестве его реализации и воплощения [2. С. 31].

Ряд исследователей понятия «федерализм» и «федеративное государство» отождествляют. Например, в известном научном труде «Федерализм: энциклопедический словарь» федерализм понимается как форма государственности, в основе которой лежат определенные принципы, такие, как формирование геополитического пространства государства как единого целого из территорий членов (субъектов) федерации, разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами союзной конституцией [10. С. 244-24S].

Как считает Ф. М. Раянов, понятие «федерализм», в отличие от термина «федерация», применимо только в государствоведческом смысле, при характеристике формы государственного устройства; федерализм означает практику конституционного закрепления взаимоотношений союзного государства с государственными образованиями (штатами, землями, республиками и т.д.), реальное соблюдение федеральных отношений в деятельно-

сти государства, системе законодательства и в повседневной жизни граждан [3. С. 68]. На подобных позициях стоят и такие ученые, как Р.Г. Абдулатипов и Л.Ф. Болтенкова [11.С. S-26].

Есть и иные мнения. Так, Н.М. Добрынин считает, что федерализм есть явление комплексное; данное понятие нельзя рассматривать в рамках одной науки. Необходимо системное, всеобъемлющее и всеохватывающее исследование с применением знаний, полученных посредством использования инструментария различных наук. Ученый справедливо считает, что при таком подходе федерализм исследуется как системное явление, включающее в себя политическую, экономическую, правовую и иную составляющие. Действительно, федерализм - слишком сложное и многогранное явление, и его восприятие через призму какой-либо одной науки, например юридической или политологической, таит в себе опасность скатывания к односторонности, даже предвзятости. Лишь комплексное изучение проблемы федерализма является условием постижения реальной сущности данного явления. Однако, с другой стороны, подобный подход может распылить предмет изучения и расстроить фокус исследования, втянув ученого в метание из одной проблемы в другую. Поэтому нам необходимо уяснить точный предмет исследования и определиться в дефинициях.

Как заявляет К.Б. Толкачев, федерализм -это теоретико-методологическая основа организации, политики и практики создания и развития федерального государства [7. С. 6]. А Л.М. Карапетян высказывается о том, что понятие «федерализм» содержит философию качественно определенного государственного устройства, оно составляет теоретико-методологическую основу организации федеративного устройства. Термин «федерация» обозначает тип реальной государственной организации, соответствующий всем принципам федерализма [12.С^]. При таком, как мы считаем, справедливом подходе, отождествляется понятие «федерализм» с теорией федерализма, а федеративное государство - с явлением объективной действительности в виде конкретного федеративного государства. Тем самым происходит последовательное, логическое и глубоко научное разграничение данных понятий.

Понятие «федерализм» вырастает именно из деятельности конкретных государств и по поводу деятельности конкретных государств, причем не обязательно федеративных. Когда мы оперируем понятием «федерализм», речь еще не идет о федеративном государстве. Федерализм как явление и тенденция может иметь место и в унитарных государствах.

Как мы считаем, федерализм - это, скорее, суждение о федеративном государстве вообще и в частности, понятие о нем. Это наука, теория о федеративном государстве, сложное междисциплинарное явление, выходящее за границы лишь государственного устройства. Это явление, проявляющееся и в общественном устройстве, поэтому «развитие федерализма...означает глубину, широту и качество проникновения в ткань общества идей и взглядов об особой форме государственного устройства, суть которой проявляется в двухуровневой государственно-правовой атрибутике» [З.С. 69]. Федеративное государство - это, с одной стороны, форма государственного устройства, характеризующаяся определенными чертами, а с другой - это конкретное, данное государство.

Поэтому мы будем вести речь о федеративном государстве как явлении наиболее близком к самой сути федерализма и использовать термины «федерализм» и «федеративное государство» как идентичные, однако подразумевать комплексность данного явления и полисемию их понимания. Говоря «федерализм», мы, прежде всего, также будем иметь в виду федеративное государство.

Понятие «федеративное государство» соотносится с понятием «федерация», и они зачастую употребляются как синонимы. Однако наука разграничивает данные термины.

К.Б. Толкачев считает, что понятие «федерация», в отличие от термина «федерализм», в значении которого мы определились выше, это «тип государства, соответствующего принципам федерализма, воплотивший в себе его философию, это реальный институциональный механизм жизнедеятельности данного государства» [7. С. 7]. Подобную точку зрения высказывает и В.А. Черепанов. По его мнению,

«федерация - это тип государственного устройства, основанный на принципе федерализма» [2. С. ЗS].

Федерация - это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы (земли, штаты, республики) имеют собственные конституции, уставы, органы государственной власти; при этом образуются единые для всех единиц органы государственной власти (федеральные), имеет место единое гражданство, денежная единица и т.д. [6. С. 7З2].

Термин «федерация» появился задолго до появления федеративного государства и отнюдь не для характеристики только государства. В историческом плане, например, федерацией мог быть и союз племен, но от этого трансформироваться к федеративному государству нельзя [З]. Здесь речь, скорее, идет о протофедерации.

Таким образом, понятие «федерация» шире понятия «федеративное государство».

В термине «федеративное государство» акцент делается на слово «государство» [З], а в понятии «федерация» - на его устройство. Федеративное устройство - это способ организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами государственной власти, а также между собой [6]*.

Как пишется в литературе, в отношении термина «государственное устройство» правомерно употреблять слово «федератизм», а не «федерализм» и «федеральное»; федеральны центральные органы государственной власти, общефедеративные законы. Государство же федеративно [1З. С. S7].

Понятие федерализма теснейшим образом связанно с понятием демократии. Еще Т. Дже-ферсон говорил о том, что федерализм - это форма территориальной демократии. Федерализм и демократия идут бок о бок и в сложных обществах являются условием друг друга, одна из другой проистекают. Ярким подтверждением этого тезиса является опыт нашей страны, когда демократизация общества в конце 198О-х годов, с одной стороны, обостри-

* Например, в соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции РФ 1993 г. федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

ла проблему федерализма в СССР, а с другой - обусловила его развитие.

Подобные мысли развиваются и у современных ученых. Например, Ф.М. Раянов считает, что «федеративное государство - это, прежде всего, правовое государство» [3], с чем трудно не согласиться.

Существуют различные определения понятия «федеративное государство». Различия в понимании данного термина объясняется несколькими факторами, среди которых множество конкретных федеративных государств, являющихся предметом исследования, влияние на ученого различных теорий федерализма, многообразие понимания суверенитета, различие тактики выделения основных признаков данной формы государственного устройства и прочие.

При определении любого понятия, в т.ч. и понятия «федеративное государство», можно идти двумя путями: посредством сравнения и нахождения наиболее приемлемых дефиниций данного понятия и выделения общих признаков этого термина. Как считает М.Н. Марченко, для обоих вариантов характерны свои преимущества и недостатки. Первый вариант может свестись к игре в дефиниции, второй с одной стороны, к субъективизму, с другой - к «утопанию» в эмпиризме. Поэтому необходимо выделить лишь наиболее общие признаки, общеродовые черты данного понятия [14. С. 198-199].

Необходимо начать с различных определений данного понятия в литературе.

В энциклопедическом словаре, в статье, посвященной федерализму, дано следующее определение данного понятия. Федеративное государство (от лат. foederatio - союз, объединение, договор) - это сложное, союзное государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования - субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в Германии, области и края в России) или суверенитетом (кантоны в Швейцарии, республики в России). Это то государство, в котором все его основные признаки представлены столько раз, сколько субъектов входит в союз [6. С. 731].

В другом энциклопедическом словаре под федерацией понимается «форма государственного устройства, когда из нескольких государств создается одно» [10. С. 2S8].

Классик российской юриспруденции, теоретик вопросов федерализма Д.А. Магеров-ский под федерацией понимал «сложное государство, включающее в свой состав другие государства, которые участвуют в органах центральной власти и обладают правом самоорганизации» [15].

Как считает В.М. Корельский, «федеративное государство (федерация) - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом.

М.И. Кукушкин и В.Д. Перевалов под федеративным государством, понимают «государство, объединяющее несколько государств (штатов, провинций, земель, республик и т.д.)» [16. С. 164].

Как считает В.А. Черепанов, «федерация -это форма политико-территориального устройства государства, которая заключается в единстве и разделении государственной власти между государством и составляющими его субъектами (государствами и государственными образованиями) на основе конституционного и иного нормативно-правового закрепления определенных объемов государственной власти за разными ее уровнями, процедуры сотрудничества и согласования их интересов при принятии решений, представительства субъектов в законодательных (представительных) органах [2. С. 40].

Ф.М. Раянов высказывает следующее мнение: федеративное государство - это особое государствоведческое понятие, возникшее в процессе совершенствования государственности, обобщения различных форм государственного устройства [3]. Ученый смешивает понятия «федеративное государство» и «федерация», сводя первое ко второму.

Таким образом, большинство ученых, сформулировавших определения понятия «федеративное государство», сходятся в том, что федерация есть, во-первых, сложное государство, во-вторых, оно состоит из нескольких государств, обладающих определенным суверенитетом.

Другим способом решения вопроса об определении понятия «федеративное государство», «федерация» является выделение и анализ их наиболее общих признаков, свойственных для каждой федерации. Если госу-

дарство не соответствует данным признакам, то оно нефедеративно.

М.Н. Марченко считает, что федерацию от унитарного государства и конфедерации отличают следующие признаки: федеративное государство - это единое союзное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств и (или) государственных образований; федерации возникают на добровольной основе, путем объединения; для подобного государства характерно равноправие составляющих его субъектов вне зависимости от экономического потенциала, размера территории, численности населения и проч.; для государств с подобным устройством характерны плюрализм и демократия во взаимоотношениях субъектов между собой и с гражданами; активное участие граждан в федеральных и региональных политических процессах; принципы (признаки) законности и конституционности, означающие строгое и неуклонное соблюдение федерацией и ее субъектами, иными организациями законов в отношениях между собой и с гражданами [14. С. 199-2ОО].

В.А. Черепанов выделяет три признака, характерных федеративному государству; наличие двух форм государственной власти - федерации и субъектов. [Ученый приводит пример России, в Конституции которой признак федерализма закреплен в статье 11(части 1 и 2)]; разделение компетенции между двумя формами государственной власти, которое на примере России выражается в форме разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; сочетание единства и целостности федеративного государства, закрепленное в части З статьи S Конституции РФ [2.С. З4].

Ряд авторов идут по пути выделения принципов федерализма. Например, А.И. Лепеш-кин к их числу относит: добровольность объединения в федерацию ее субъектов; равноправие объединившихся в федерацию субъектов; национально-территориальный принцип (характер) федерации; единство интернационального и национального в федерации; демократический централизм [17. С. 161]. Последний принцип потерял свою актуальность, однако остальные вполне отражают характерные черты современного федеративного государства.

Один из современных разработчиков данной проблемы В.В. Гайдук различает пять «достаточных» принципов: единство федерации; институциональная самостоятельность частей федерации; участие субъектов в реализации власти на федеральном уровне; субси-диарность; равенство прав субъектов. Он утверждает, что объем и качество воплощения данных принципов является различным в каждой модели федерации; это требует их глубокого анализа [18. С. 14], с чем нельзя не согласиться.

Р.Г. Абдулатипов выделяет следующие принципы федерализма: верховенство общефедерального законодательства, разделение полномочий и ответственности по вертикали, установление общепринятой правовой системы отношений в государстве, утверждение прав на самостоятельное развитие местных сообществ, в т.ч. и этнонациональных, уважение обычаев и традиций, укрепление общности нации-государства, строительство солидарного общества на основе демократических взаимоотношений социальных общностей, политических организаций и органов власти в государстве, установление общих правил, регулирующих общественные отношения в федеративном государстве, базирующиеся на принципах сотрудничества между федерацией в целом и ее составными частями [1. С. 26].

По нашему мнению, принципиальных отличий между данными понятиями нет, однако, с научной точки зрения, отличие признаков от принципов заключается в том, что признаки -это характерные черты, которые отличают федеративное государство от унитарного. А принцип - основополагающая идея, лежащая в основе правосубъектности участника федеративных отношений. Это то требование, которому должны соответствовать любое федеративное государство и иной участник федеративных правоотношений. Признак - это единица измерения федеративного государства, а принцип - это требование и эталон.

Какое же государство действительно является федеративным? В чем его сущность? Это важнейшая проблема в современной науке.

Классическим является представление о том, что федерация - это форма государственно-территориального устройства, антипод унитарного государства. Однако, как пишет В.В. Гайдук, в «современной литературе происходит размывание базового понятия «феде-

рация», системы его индикаторов и критериев. По мнению В.Е. Чиркина, в последние годы с подачи Д. Элейзера и А. Лейпхарта наметился отход от четкого представления о федерации как одной из классических форм государственного устройства. Происходит смешение представлений о государственном и негосударственном федерализме, вследствие чего само понятие «федерализм» становится крайне аморфным и нечетким» [18. С. 12-13]. Действительно, в зарубежной литературе федерацией стали называть достаточно широкий спектр различных форм взаимодействия -ООН, этнических групп, например, деятельность национально-культурных автономий и даже отношения элементов всякой политической системы.

Федерализм, в силу своей глубокой социальной обусловленности, является не просто формой государственного устройства, но и имеет тенденцию стать формой общественного устройства. Будучи характеристикой государственного устройства, он, по своей природе, должен стать характеристикой общественного устройства [19. С. 5-6]. Это не только теория и практика конституционного закрепления взаимоотношений союзного государства с государственными образованиями - субъектами федерации, не только реальное соблюдение федеративных отношений в деятельности государства и в системе законодательства, но и в повседневной жизни граждан [3].

Мы считаем ошибочными взгляды ученых, отрицательно оценивающих широкий подход к федерализму, критикующих выход федерализма за рамки государственного устройства, расширение пределов его влияния как важнейшего элемента территориальной демократии. Разрешение проблемы мы видим в правильном понимании терминов и понятий, исключении их смешения, четком определении их семантики.

Сущность любого государства, в т.ч. федеративного, раскрывается при уяснении вопроса о том, чьи интересы оно преследует. Любое государство должно действовать в пользу человека и гражданина, реализовывать его права и свободы. Особенность федеративного государства проявляется в том, что оно необходимо в сложных государствах, например, отличающихся крупной территорией, с целью более эффективного достижения идеалов демократии и прав человека.

Исторический опыт свидетельствует о том, что первые федеративные государства, отличающиеся географическими, социокультурными, этническими, экономическими особенностями, были образованы по территориальному принципу, без учета этнических, конфессиональных и иных различий, хотя с учетом компактного проживания. Однако в XX в. федерация стала рассматриваться как способ разрешения национального вопроса. Ярким примером является реформы 1965 г. в Индии.

Таким образом, сущность и социальное назначение федеративного государства проявляется и в том, что оно выражает интересы территориальных субъектов федерации в территориальных федерациях и интересы определенного этноса - в национальных и (или) смешанных.

Различные варианты современных федераций преследуют различные цели и сообразно этому являются территориальными, национальными и смешанными. Способ организации федерации свидетельствует о том, чьи интересы преследует существующая федерация.

Формальным выражением интереса является право, в котором отражена воля субъектов правоотношений. Так и федеративные правоотношения не являются исключением. В правовых актах, являющихся нормативной основой федеративных правоотношений, отражаются соответствующие интересы субъектов федеративных правоотношений. Например, разграничение предметов ведения и полномочий между соответствующими субъектами является, во-первых, формой разделения власти между федеральным центром и субъектами, во-вторых, чисто юридическим составляющим в системе федерализма и, в-третьих, средством реализации наличной сущности федеративного государства.

Федеративные государства отличаются от унитарных наличием законодательно установленной и непосредственно действующей системы учета прав и интересов субъектов федерации [20], а также механизмом федеральной ответственности [18]. К ответственности в федеративном государстве должны привлекаться и федеральные органы государственной власти, условием чего является четкое разграничение компетенции между федерацией и субъектами.

Важнейшим и комплексным началом, пронизывающим все остальные принципы, при-

знаком и свойством федеративного государства является система разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами. Она осуществляется путем создания системы сдержек и противовесов, посредством разграничения компетенции между центральной властью и субъектами, что является основой и условием нормального функционирования институциональных механизмов федерации.

Разграничение государственной власти между федерацией и ее субъектами предполагает наличие на каждом уровне власти определенных институтов правового обеспечения их деятельности, а также достаточных политических «сил» и финансовых средств для решения соответствующих задач [18. С. 14-16].

Важнейшей проблемой разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами является нахождение оптимальной модели взаимодействия разных уровней государственной власти, баланса между ними, отсутствие которого всегда опасно для государства. Так, чрезмерное усиление функций федеральной власти ведет к излишнему унитаризму, игнорированию интересов субъектов государственной власти. Ответной реакцией на это является рост протестных настроений и сепаратизм. Дисбаланс в пользу субъектов федерации ведет к ослаблению единого государства и создает условия для его распада [18].

Наличие разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами есть, в первую очередь, главная юридическая составляющая федерализма. Эта та самая чисто юридическая, которая позволяет нам с точностью сказать федеративно ли государство или нет.

Разграничение компетенции между федерацией и субъектами осуществляется разными способами: во-первых, путем закрепления определенных предметов ведения в федеральной конституции и, во-вторых, путем заключения договоров. Первый способ характерен, например, для США, второй, смешанный, - для России.

Важнейшей проблемой федерализма является проблема федеративных правоотношений. Нормативной основой федеративного права является федеральная конституция и конституции субъектов федерации, а также фе-

деративные договоры и двусторонние договоры межу субъектами федерации и федеральным центром.

По мнению В.В. Гайдука, субъектом федеративных правоотношений является федеративное государство в целом и его части -субъекты [18]. Как показывают исследования ученых [21], а также практика, субъектный состав федеративных правоотношений шире. Так, на сегодняшним день неотъемлемым субъектом соответствующих правоотношений являются и национально-культурные автономии. Этот вопрос признается и на нормативном уровне. В новом договоре о разграничении компетенции между Российской Федерацией и Татарстаном затрагивается вопрос о помощи Татарстаном национально-культурным автономиям татар.

В.А. Черепанов выделяет два уровня федеративных правоотношений. Для первого присущи такие участники, как федерация и ее субъекты, а для второго - органы государственной власти, а также народ [2].

Таким образом, предметом теории федерализма является весь многосложный комплекс рассмотренных категорий, начиная от государства и его устройства, и вопросов его правового регулирования, вплоть до общественных объединений.

Литература

1. Абдулатипов Р. Г. Федералогия. - СПб.: Питер, 2004.

2. Черепанов В.А. Теория российского федерализма: уч. пособие. - М.: МЗ-ПРЕСС, 200S.

3. Раянов Ф.М. Научные основы федерализма // Будущее федерализма в России: Россия и Башкортостан // Материалы межрегион. науч.-практ. конф. -Уфа, 2002.

4. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. - М., 2002.

5. ЭлейзерД.Дж. Сравнительный федерализм. -Полис, 1995.

6. Большой юридический энциклопедический словарь. - М: Книжный мир, 2006.

7. Толкачев К.Б. Федерализм и проблемы его развития в России в современных условиях // Будущее федерализма в России.

8. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 2000.

9. Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. - М., 1999.

10. Федерализм: Энциклопедический словарь. -М., 1997.

11. Абдулатипов Р.Г. Опыты федерализма. - М. 1994.

12. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. - М., 2001.

13. Юлдашбаев Б.Х. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-192S гг.): док. и материалы. В 4 т. Т. 1. - Уфа: Китап, 2002.

14. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. - М.: Проспект, 2001.

15. МагеровскийД.А. Союз Советских Социалистических Республик (обзор и материалы).

16. Кукушкин М.И. Перевалов В.Д. Конституционное право Российской Федерации. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 199S.

17. Лепешкин А.И. Советский федерализм: (теория и практика). - М., 1997.

18. ГайдукВ.В. Разделение государственной власти в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... к.ю.н.-М., 2002.

19. ТэпсД. Концептуальные основы федерализма. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

20. Чертков А.Н. Процедура федерального законодательного регулирования в сфере совместного ведения и порядок учета прав и интересов субъектов Российской Федерации в данном процессе // Право и политика. - 2003.12(48). - С. 71-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Хабриев Т.Я. Национально-культурные автономии в системе российского федерализма. - М., 2007.

К сведению читателей Вышла книга:

Евразийское пространство: цивилизационный потенциал тюркоязычных стран и российских регионов в XXI веке: Материалы IV Международного конгресса социологов тюркского мира. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. - 182 с.

Сборник содержит тезисы и выступлений участников IV Международного конгресса социологов тюркского мира «Евразийское пространство: цивилизационный потенциал тюркоязычных стран и российских регионов в XXI веке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.