Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 28 (209).
Экономика. Вып. 30. С. 16-22.
Л. С. Бычкова
РОССИЯ: ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ МИРОВОГО КРИЗИСА
Рассмотрена сущность экономического цикла как формы развития рыночной экономики, определены особенности цикличности применительно к российским условиям. Приведённые данные могут быть использованы для анализа фаз экономического цикла, а также при выборе инструментов антициклической и антикризисной политики.
Ключевые слова: кризис, антикризисное управление, программа стабилизации, риск, доходность.
Особенностями развития рыночной системы хозяйствования выступает её цикличность, которая выражается в чередовании подъёмов и спадов экономической конъюнктуры. В силу своей сложности проблема экономической цикличности остаётся дискуссионной с начала XIX в. Экономические циклы изучают с целью выявления их основных причин и факторов, для прогнозирования развития экономики как основы существования любого государства. Сложность изучения в данном случае связана с тем, что экономику творят люди со своими целями, устремлениями и ожиданиями. Экономический цикл имеет свои особенности в каждой отдельно взятой стране.
Многие отечественные и зарубежные учёные обращались к проблеме циклических колебаний: С. Де Сисмонди, К. Маркс, К. Жугляр, Г. Хаберлер, А. Шпитгоф, Й. Шумпетер. Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Э. Хансен, Ф. Хайек, Д. Робертсон, С. Кузнец, Н. Кондратьев, М. Туган-Барановский, Д. Китчин, Дж. М. Кейнс и другие. Многообразие теорий экономического цикла (денежные; нововведений; изучающие действие эффектов мультипликатора и акселератора; политического делового цикла; реального делового цикла...) свидетельствует о значимости данного вопроса для экономики.
Проблема циклического развития экономики многогранна, но подавляющая часть исследований в этой области посвящена кризису. Среди экономистов распространено мнение о том, что кризис — фундаментальная фаза всего экономического цикла. В процессе кризиса не только разрушаются существующие хозяйственные связи, но и формируются направления будущего развития экономики. Фаза кризиса — наиболее интересный и сложный период в цикле, завершающийся переходом её в качественно новое состояние. Кризис нарушает равновесие в экономике, но вместе с тем в этот период формируются перспек-
тивные тенденции; кризис несёт «очистительную» функцию, удаляя экономически отжившие элементы хозяйства. Как конфликты в процессе развития взаимодействий людей, так и кризисы неизбежны в рамках экономического развития. Кризис обладает определённой спецификой в зависимости от его длительности, глубины, сферы действия, влияния экзогенных и эндогенных факторов. Характер цикла со второй половины XX в. изменился под влиянием процессов интеграции и глобализации. Классический цикл
XIX в., модифицируется на конкретном историческом этапе развития общества и приобретает определённые особенности.
Экономическая цикличность — форма развития рыночной экономики, поэтому необходимо фундаментальное исследование особенностей экономического цикла для разработки мер по сглаживанию таких фаз цикла, как рецессия и кризис, а также для модификации инструментов эффективного воздействия на цикличность, чтобы уменьшить негативные последствия кризиса для общества.
Классическая структура экономического цикла представлена четырьмя фазами: кризис, депрессия, оживление и подъём. Каждой из них свойственны определённые количественные характеристики и качественные особенности. Начинается цикл с фазы кризиса. Она характеризуется ухудшением основных экономических показателей, падением производства, увеличением объёмов нереализованной продукции, ростом инфляции, безработицы. В результате происходит снижение цен, падение прибыли предприятий, доходов населения, госбюджета, рост ссудного процента, сокращение объёмов кредитования, общее ухудшение уровня жизни граждан. Но тем самым кризис снимает противоречия, накопившиеся в экономике, путём технологического обновления производственных фондов и обновлением прежней микро- и макроэконо-
мической структур. Обновление сопровождается банкротством предприятий с устаревшими основными фондами, реорганизацией предприятий. Фаза депрессии характеризуется застоем в экономике, прекращением падения инвестиционного и потребительского спроса, объёма нереализованной продукции; сохраняется безработица и достаточно низкий уровень цен. Начинается процесс реструктуризации, обновления основного капитала, идёт переподготовка и повышение квалификации рабочей силы. Создаются предпосылки оживления народного хозяйства. Фаза депрессии сменяется оживлением, когда растёт скорость обновления основного капитала, снижается ссудный процент, увеличиваются объёмы реализации продукции, цены растут, а безработица сокращается за счёт возникновения новых рабочих мест. За оживлением следует подъём (бум), характеризующийся пределом экономического развития, максимальным объёмом ВВП. Строятся новые предприятия, модернизируются старые, банки снижают процентные ставки, что увеличивает объём кредитования, растут цены, доходы населения, госбюджета, продолжает сокращаться безработица. Высшего уровня достигает производительность труда, техника и технология, позволяющие снизить издержки. Производство характеризуется прибыльностью, предложение определяет спрос, но формируются тенденции для последующего спада [3. С. 472].
Но, как уже говорилось выше, экономический цикл приобретает специфические особенности в зависимости от ступени развития общества, науки и техники. На экономический цикл XXI в. огромное влияние оказывают такие факторы, как:
1) государственное регулирование экономики;
2) научно-технический прогресс;
3) монополистическая структура современного рынка;
4) процессы интеграции и глобализации [Там же].
Для минимизации кризисных последствий государство должно проводить стабилизационную политику. Антикризисная политика может осуществляться в следующих формах. Стимулирующая макроэкономическая политика, направленная на увеличение совокупного спроса. В целях стимулирования роста производства расширяются государственные заказы предприятиям, осуществляется строительство инфра-
структуры за счёт средств госбюджета. Также используется налоговая политика для регулирования капиталовложений и потребительского спроса. Чередование подъёмов и спадов в экономической конъюнктуре неизбежно, но для уменьшения потерь, вызванных кризисом и рецессией, необходимо стремиться к сглаживанию этих фаз цикла, разрабатывать меры антициклического воздействия на экономику. Антициклической формой налогового регулирования выступает сокращение налогов в периоды кризисов и их увеличение в периоды подъёмов. Во время спадов налоговые поступления сокращаются, а расходы государства растут. Денежно-кредитная политика. Снижение учётной ставки ведёт к понижению ставок по кредитам, что способствует увеличению инвестиций и объёму продаж, как следствие — росту производства продукции. В условиях подъёма проводится сдерживающая политика, направленная на предотвращение «перегрева» экономики. «Перегрев» экономики — это граница, отделяющая экономический подъём и развитие от состояния спада, если экономика «перегрета», значит, темпы её роста не поддаются контролю, она в больших объёмах поглощает все имеющиеся ресурсы.
На развитии экономики и характере экономического цикла не могло не отразиться развитие науки и техники в XX в. Скорость научно-технического прогресса увеличивает темпы обновления основного капитала как необходимого условия повышения эффективности работы предприятия. Перепроизводство товаров, ранее характеризовавшее фазу кризиса, сменяется перепроизводством капитала и недозагруз-кой мощностей. Как результат — размывание классической динамики экономического цикла. Монополистическая структура современных рынков порождает изменения в структуре цикла. Даже в периоды спада и сокращения производства цены на продукцию остаются высокими. Это даёт возможность предприятиям получать прибыль даже при меньших объёмах производства. В то же время высокий уровень цен затрудняет процесс обновления капитала, и современный кризис не может в полном объёме выполнить свою очистительную функцию, т. е. часть старых производственных мощностей и предприятий не обновятся по его истечении. До XX в. хозяйство каждой страны функционировало как самовоспроизводящаяся система. Теперь изолированное развитие невозможно, экономики всех
стран взаимосвязаны и образуют мировое хозяйство в целом. Поэтому колебания экономической конъюнктуры приобрели мировой характер. Кризис в одной стране порождает кризисные тенденции в других странах, в результате чего всё мировое хозяйство оказывается подвержено циклическим колебаниям. Так, мировой экономический кризис 1957-1958 гг. начавшийся в США, вызвал мировой структурный кризис перепроизводства сырья на всём мировом рынке. Это говорит о том, что преимущества процессов интеграции и глобализации имеют оборотную сторону в виде экономических потрясений, пришедших в страну извне. СССР в этом отношении был в безопасности по причине своей закрытости.
Кризисная фаза экономического цикла характеризуется наибольшим числом различных форм: кризис перепроизводства, промежуточный, частичный, отраслевой, структурный. Промежуточный кризис прерывает фазу оживления, отличается меньшей продолжительностью во времени, но не является основой нового цикла и не приводит к существенным разрушениям. Частичный кризис охватывает какую-либо часть экономики; его разновидностями выступают валютные, финансовые, банковские кризисы. Отраслевой характерен для определённой отрасли народного хозяйства. Структурный кризис распространяется на различные структуры экономики страны, возникает по причине расхождений в экономической системе и хозяйственном механизме, он более длителен по времени и может выйти за рамки одного цикла.
Теперь обратимся к особенностям цикла в трансформационной экономике.
1. Фаза кризиса более продолжительна, чем в рыночной экономике. Переход от государственной к частной собственности обусловлен появлением нового класса собственников, что сопровождается первичным накоплением капитала. Этот процесс требует времени. Также возникает временной лаг между образованием денежного и промышленного капитала, а нестабильность функционирования экономики в период трансформации приводит к бегству денежного капитала за рубеж; всё это увеличивает продолжительность трансформационного спада.
2. Кризис переходной экономики более глубок, что обусловлено:
1) структурными и технологическими дисбалансами. Постплановая структура экономи-
ки характеризуется разнообразными дисбалансами (приоритетное развитие отраслей тяжёлой промышленности над сельским хозяйством, сферой услуг; огромная доля ВПК). Преодоление неуравновешенности экономического развития осуществляется через ликвидацию устаревших производственных мощностей, но страна лишается самых передовых технологий производства, что углубляет кризисные тенденции трансформационной экономики; 2) неблагоприятный инвестиционный климат.
Для экономики переходного периода характерен спад производства, замедление темпов экономического роста, что отпугивает как зарубежных, так и отечественных инвесторов. Неблагоприятный инвестиционный климат способствует массовому оттоку капитала за пределы национальной экономики;
3) развитие теневой экономики. Предприниматели начинают скрывать свои доходы, т. к. издержки соблюдения закона выше, чем выгоды. Фискальная политика увеличивает налоговое бремя — бюджету нужны доходы. Как следствие — массовые уклонения от уплаты налогов. Также одной из причин развития теневой и криминализированной экономики в переходный период является либерализация цен.
3. Асинхронность циклов. Страна с переходной экономикой может переживать кризис, а страны, имеющие развитую рыночную экономику,— подъём.
4. Потеря кризисом функции очищения. В рыночной экономике кризис способствует формированию нового равновесия, преодолению противоречий, накопленных предыдущим циклом, а трансформационным спадом переходной экономики разрешаются противоречия, накопленные целой системой хозяйствования. Масштабы разрушения при этом гораздо больше, кризис теряет свою «очистительную» функцию, углубляя экономический спад. Кризис преодолевается с помощью рыночного механизма и некоторой доли государственного вмешательства. Но в переходной экономике плановый механизм уже не работает, рыночный ещё не сформировался, а роль государства не определена.
5. Повышена роль экзогенных факторов. Одним из них выступает экспортоориентированный характер экономики. Тесная привязка к мировым ценам на сырьё повышает уязвимость экономики от внешних воздействий, которые легко
могут вызвать неустойчивость всего хозяйства страны. В частности, падение мировых цен на нефть провоцирует кризисные явления в трансформационной экономике.
Многие из перечисленных особенностей можно наблюдать в отечественной экономике и в настоящее время, что ставит под сомнение развитость рынка и требует особого подхода к разрешению кризисных ситуаций и специальных антикризисных мер воздействия на российскую экономику. Рыночная экономика циклична последние 200 лет, и кризис — это одно из естественных её состояний, но мировой кризис — явление не столь частое. Это результат глобализации, активизировавшейся во второй половине
XX в. Россия, как многие страны, придерживающиеся рыночного способа хозяйствования, оказалась втянута в водоворот экономических потрясений. Но рынок в России слишком молод по сравнению с развитыми странами. Долгое время наша страна развивалась как самовоспроизводя-щаяся система. Радикальные реформы 1990-х гг. направившие развитие России по западному пути, имели цель построить рыночную экономику как наиболее эффективную форму ведения хозяйства. Последствия реформ хорошо известны и ощутимы по сей день. Несмотря на осуществление заданной программы (приватизацию, жёсткую денежно-кредитную политику, трансформацию налоговой системы, либерализацию цен), осуществить переход от планового хозяйства к саморегулируемой рыночной экономике не удалось. Административно-командная экономика была разрушена, полноценная рыночная не построена, российская экономика приобрела переходный характер.
Переходной экономике также свойственны циклы и кризисы, но они значительно отличаются от циклов и кризисов в рыночном хозяйстве. Последствия экономических реформ выразились в значительном сокращении ВВП, производства сельскохозяйственной продукции, объёма инвестиций. Падение производства сопровождалось инфляцией, высоким уровнем безработицы, ухудшением уровня жизни населения. Столь глубокий и продолжительный спад в национальной экономике не является в полной мере циклическим, он имеет исторические предпосылки, кроющиеся в советской модели хозяйствования. Экономика СССР наряду с подъёмами пережила и ряд спадов. Главной причиной кризисов в СССР выступает государственная эконо-
мическая политика. Экономические колебания в рамках административно-командной системы нельзя рассматривать как циклические, т. к. они не носят регулярный характер. Российский кризис 1990-х гг. был обусловлен переходом от плановой экономики к свободной рыночной, его можно назвать структурным, который трансформировался в системный, характеризующийся нарушением функционирования систем в экономическом хозяйстве.
Избавилась ли российская экономка от черт переходной экономики, является ли она рыночной на современном этапе развития? Для ответа на этот вопрос рассмотрим ряд положений.
Трансформационная экономика носит экспортоориентированный характер. Внутренний рынок испытывает дефицит отечественных товаров, а на внешнем рынке наблюдается прочная зависимость от экспорта. Понижение мировых цен на нефть провоцирует кризисные явления в трансформационной экономике. Яркий пример — падение цен на нефть в 2008 г. Можно констатировать, что современный кризис в России начался позже, чем в странах Запада, что обусловлено именно прочной зависимостью от мировых цен: пока они держались на высоком уровне, никто в России не ощущал кризиса. Основу любой экономики составляют ресурсы и производство. Парадоксально, что страны, имеющие гораздо меньший ресурсный потенциал, чем Россия, обгоняют её по многим экономическим показателям и уровню жизни населения в частности. Причина кроется в организации производства. Торговля ресурсами менее перспективна, чем развитие производства на территории страны: рано или поздно ресурсы будут исчерпаны. Не развивая производство, нельзя получить добавленную стоимость. В настоящее время все расходы бюджета в нашей стране покрываются за счёт доходов от экспорта сырья, а не за счёт реального производства и добавленной стоимости. В данном случае нельзя говорить о полноценной рыночной экономике.
Многие отрасли российской экономики имеют низкие адаптационные возможности [5. С. 183]. Основная причина — наследие советской системы хозяйствования. В условиях плановой экономики, когда государство содержало множество нерентабельных предприятий, искусственно поддерживая занятость, предприятиям не было нужды перепрофилировать и версифицировать производство. Исключения составляет военный
период, но даже тогда инициатива исходила от государства. При отсутствии конкуренции, защищённости от банкротства, но наличии государственных гарантий спроса на продукт у предприятий не было необходимости в какой-либо адаптации. Одним из факторов эффективного ведения рыночного хозяйства является эффективность производства, минимизация издержек, качество продукции. В России, если предприятие производит не пользующуюся спросом продукцию, оно становится банкротом и закрывается, отсутствует адаптация фирмы к изменяющимся условиям рынка. В развитых странах большинство компаний переориентируют свой бизнес, не уходя с рынка.
Следующее обстоятельство, характеризующее Россию как страну с неполноценной рыночной экономикой,— это низкая инновационная составляющая. Возможности интеллектуального и инновационного развития в нашей стране постоянно снижаются из-за ухудшающегося
состояния науки, низкого уровня инвестиций в данную область. Доля инвестиций в российскую науку составляет 1 % от ВВП, тогда как в США — 2,7 %, в Японии — 3 %, в Европейском Союзе — 2 %. На первый взгляд, цифры не очень различаются, но необходимо учитывать объёмы ВВП в развитых странах. В ниже приведённой таблице можно увидеть, что в 2009 г. Россия находилась лишь на 12-м месте по объёму ВВП.
Обратим внимание, что показатели Индии и Бразилии выше, чем России. Экономическое процветание страны без постоянного экономического роста невозможно. Здесь необходимо вспомнить модель экономического роста Р. Солоу [2. С. 512], который в числе прочих факторов сбалансированного экономического роста выделяет технический прогресс. По Солоу, именно технический прогресс вызывает повышение эффективности труда с определённым постоянным темпом и только наличие технического прогресса в стране обеспечива-
Рейтинг стран по объему ВВП
Ранг Субъект Объём ВВП, млн долл. Рост (падение) к предыдущему году, %
- ЕС 16 447 259 -4,08
1 США 14 256 275 2,44
2 Япония 5 068 059 5,20
3 Китай 4 908 982 8,74
4 Германия 3 352 742 4,97
5 Франция 3 075 915 2,19
6 Великобритания 2 183 607 4,92
7 Италия 2 118 264 5,04
8 Бразилия 1 574 039 0,19
9 Испания 1 464 040 3,64
10 Канада 1 336 427 2,64
11 Индия 1 235 975 5,67
12 Россия 1 229 227 7,90
13 Австралия 997 201 1,33
14 Мексика 874 903 6,54
15 Южная Корея 832 512 0,20
16 Нидерланды 794 777 3,98
17 Турция 615 329 4,74
Источник: www.insee.fr
ет ей постоянный экономический рост. Низкие инвестиции в развитие науки и техники оборачиваются отсталостью экономики. В России имеются отдельные инновационные успехи, но они не дают гарантии решения задач, поставленных перед страной современным кризисом. Большинство производств неконкурентоспособно не только технологически, но организационно; отличается низким стимулированием и мотивацией к труду.
Россия обладала огромным научным потенциалом, о чём свидетельствует значительный вклад советских учёных в мировую науку, нельзя отрицать наличие потенциала в настоящее время, но можно констатировать второстепенную приоритетность развития данного направления, недопонимания важности её развития для страны.
Экономика России не является эффективной, не стала рыночной, она имеет признаки незаконченной трансформации. Политика развитых стран в отношении преодоления кризиса не может быть использована Россией для стабилизации своего положения, поскольку существует опасность возникновения последствий, затрудняющих развитие страны на пути к рынку, как это произошло после реформ 1990-х гг. Приведём некоторые примеры современных зарубежных антикризисных мер и оценим их актуальность для российских условий.
Во Франции в целях стабилизации кризисной ситуации осуществлялась политика стимулирования совокупного спроса. Гражданам, имеющим доход менее 2000 евро в месяц, была оказана материальная помощь в виде денежной выплаты, нижний предел которой составлял 200 евро. Тем самым правительство побуждало население больше тратить, а не сберегать. Другой мерой стабилизации были действия в области налоговой политики: произошло снижение налогов на доход в сфере ресторанного бизнеса, доход предпринимателя на каждого работника. Цель налоговой политики — понижение цен на предприятиях ресторанного бизнеса. Как следствие — повышение спроса на ресторанные услуги, новые рабочие места и сокращение безработицы. Развитие инфраструктуры, строительство новых объектов стимулировало спрос на рабочую силу, уменьшая безработицу в стране. Но эффективность кейнсианской политики носит временный характер, что придаёт кризису отсроченный характер с неизбежным переходом
в депрессию. Правительство Франции потратило 180 млрд евро на ликвидацию кризисных явлений. В настоящее время официально объявлено, что кризис кончился.
Можно ли подобными мерами стабилизировать ситуацию в нашей стране? Ответ будет отрицательным. Для стимуляции совокупного спроса существует слишком мало возможностей. Средства бюджета ограничены. Системы налогообложения Франции и России имеют серьезные отличия. При прогрессивной системе налогообложения Франции стимуляция спроса через денежные выплаты может быть эффективной, но в наших условиях это невозможно. Вследствие ограниченности средств и отсутствия информации о доходах нашего населения нельзя определить группы людей, денежные выплаты которым способствуют повышению спроса. Получение информации о доходах российских предприятий и граждан — сложный процесс. Налоговая политика Франции не может использоваться также и для национальных предприятий. Российская система налогообложения более мягкая, чем во Франции. Предприятия Франции несут значительную налоговую нагрузку: 33 % — подоходный налог, налог на работодателя — 45 %, налог на социальное обеспечение — 12,8 %, профессиональный налог — 16 % (был отменён в 2008 г.) и т. д. Сравнение даже одного подоходного налога (33 % у них и 20 % у нас) свидетельствует о том, что ещё более мягкая налоговая политика в России приведет не к выходу страны из кризиса, а к дефициту государственного бюджета. Для российских предприятий уменьшение налоговой нагрузки не будет стимулом расширения штата рабочей силы, что сократило бы уровень безработицы в стране. Способом повышения доходов государства в кризисный период во Франции стало удорожание дополнительного медицинского страхования. Процент возмещения стоимости оказанной медицинской услуги страховой компании государством уменьшился, т. е. расходы страховых компаний возросли, как следствие, увеличились расходы населения на страхование. Данная мера является антикризисной с точки зрения повышения благосостояния государства. В России этот метод не применим по причине низкого уровня прогресса и технологий. Во Франции медицинский полис заменён электронной картой, которой оплачивается оказанная услуга. Внедрение в России подобной
системы позволило бы повысить доходы государства на современном этапе кризиса.
Специфичность российской рыночной экономики требует особых мер антикризисного управления. В сложившихся условиях мирового кризиса необходимо детально исследовать проблемы цикличности экономики, фазы кризиса как циклообразующей, выявить отличительные черты цикличности в трансформационной экономике (при ограниченных возможностях рыночных механизмов к саморегуляции) для разработки мер антициклического и антикризисного воздействия. Принятие западного пути развития, использование методов развитых стран для преодоления настоящего кризиса возможно только при условии их адаптации к особенностям российской экономики. В рамках национальной экономики дол-
жен быть разработан особый подход к преодолению кризисных тенденций на современном этапе.
Список литературы
1. Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель, Б. Бер-нанке. 2008.
2. Бункина, М. К. Макроэкономика / М. К. Бун-кина. М., 2000.
3. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика / С. Н. Ивашковский. М., 2002.
4. Социально-экономическое положение России. М., 2009.
5. Чебанов, С. В. Мировой кризис: угрозы для России / С. В. Чебанов. М., 2009.
6. Figaro. 2008. Apr.
7. Institut National de la Statistique et des Etudes Economiques [Электронный ресурс]. URL: www. insee.fr