Научная статья на тему 'Россия, Белоруссия и Украина: что нас сближает и что разъединяет'

Россия, Белоруссия и Украина: что нас сближает и что разъединяет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
328
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петухов Владимир Васильевич

Vladimir V. Petukhov in his article "Russia, Belarus, Ukraine: Our Commonalities and Differences" analyzes the data of surveys conducted in April—May 2004 by VCIOM, the Donetsk Information Analytical Center (DIAC) from Ukraine and "Novak" laboratory from Belarus. The polls studied public opinion in three countries on a number of foreign and domestic policy issues. The data is compared with the figures of Eurobarometer (Autumn 2003). The authors conclude that the mass thinking of three nations contains the drive towards Europe combined with the desire to keep hands free at the international arena. These peoples are not against integration into any international institutions in principle, but they want to be sure that such integration may have positive impact on their lives. Besides, since the levels of satisfaction with life, confidence in state institutions and democracy as such in Russia, Belarus and Ukraine are much lower than in the EU countries, one may assume that high indicators of life satisfaction may be reached only through development of democracy and not vice versa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia, Belarus, Ukraine: Our Commonalities and Differences

Vladimir V. Petukhov in his article "Russia, Belarus, Ukraine: Our Commonalities and Differences" analyzes the data of surveys conducted in April—May 2004 by VCIOM, the Donetsk Information Analytical Center (DIAC) from Ukraine and "Novak" laboratory from Belarus. The polls studied public opinion in three countries on a number of foreign and domestic policy issues. The data is compared with the figures of Eurobarometer (Autumn 2003). The authors conclude that the mass thinking of three nations contains the drive towards Europe combined with the desire to keep hands free at the international arena. These peoples are not against integration into any international institutions in principle, but they want to be sure that such integration may have positive impact on their lives. Besides, since the levels of satisfaction with life, confidence in state institutions and democracy as such in Russia, Belarus and Ukraine are much lower than in the EU countries, one may assume that high indicators of life satisfaction may be reached only through development of democracy and not vice versa.

Текст научной работы на тему «Россия, Белоруссия и Украина: что нас сближает и что разъединяет»

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО

В.В. Петухов РОССИЯ, БЕЛОРУССИЯ И УКРАИНА:

ЧТО НАС СБЛИЖАЕТ И ЧТО РАЗЪЕДИНЯЕТ

В апреле—мае 2004 г. ВЦИОМ в сотрудничестве с социологическим центром "Новак" (Белоруссия) и Донецким информационно-аналитическим центром (Украина) осуществлен проект, связанный с изучением общественного мнения россиян, белорусов и украинцев по ряду внутри- и внешнеполитических вопросов. В каждой из стран исследования проводились по общенациональной репрезентативной выборке (всего опрошено 1600 человек в России, 1062 — в Белоруссии и 2096 — на Украине).

Для полноты сопоставительного анализа использовались и результаты исследований "Евробарометр", проведенных в 15 странах Европейского Союза в 2003 г. Хотя данное исследование несколько отличается в методическом отношении, тем не менее, такое сопоставление выявляет общие тенденции, прежде всего, через такие интегративные показатели, как "удовлетворенность жизнью" и "удовлетворенность "работой" демократии", которые традиционно и достаточно успешно используются в межстрановых сравнениях.

Реализация программы исследования предусматривала решение трех основных задач. Во-первых, выяснить, как россияне, белорусы

и украинцы оценивают экономическую ситуацию в своих странах и свое собственное положение. Во-вторых, получить реалистичную картину того, что они думают о политических институтах и состоянии демократии в своих странах. В-третьих, выявить их отношение к перспективам сотрудничества трех славянских государств друг с другом и со странами Европейского Союза.

Социальное самочувствие

жителей России, Белоруссии и Украины

Хорошо известно, что и в России, и в Белоруссии, и на Украине важное значение придается интеграции (прежде всего экономической), на постсоветском пространстве, а также отношениям с объединенной Европой. Известно также, что интеграционные процессы идут достаточно сложно и противоречиво, поскольку и у элит, и у населения этих стран за годы независимого существования сложились собственные представления об окружающем мире и ближайших

ПЕТУХОВ Владимир Васильевич — кандидат философских наук, директор по исследованиям ВЦИОМ.

соседях. Кроме того, все сильнее начинают сказываются различия в характере и темпах общественных преобразований, в уровне экономического и социального развития России, Украины, Белоруссии.

С этой точки зрения интерес представляет анализ социальной ситуации в этих странах и то, как она оценивается их населением.

Социальная ситуация в России, Белоруссии, на Украине в оценках их жителей выглядит неоднозначной. Ее нельзя назвать катастрофической, но, судя по полученным данным, жизнь россиян, украинцев и белорусов далека от процветания. Во всяком случае, большинство респондентов оценивают жизнь, которую они ведут, скорее со знаком "минус". При этом степень удовлетворенности ею в России и

Белоруссии несколько выше, чем на Украине (46% и 44% в России и Белоруссии и 34% на Украине). Причем, на Украине доля тех, кто совершенно не удовлетворен своей жизнью, примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель в России и Белоруссии (31% против 17 и 13%). Учитывая общий европейский вектор интеграционных процессов, в том числе и на постсоветском пространстве, интересно сопоставить полученные данные с результатами исследований "Евробарометр". Как следует из табл. 1, сравнение с данными Евробарометра 2003 г. показало, что уровень удовлетворенности жизнью среди граждан стран ЕС существенно выше, чем среди жителей трех славянских государств.

Таблица 1

В целом, удовлетворены ли Вы жизнью, которую ведете?, %

Варианты ответов Россия Украина Белоруссия Страны ЕС

Полностью удовлетворен 9 6 8 19

Скорее удовлетворен 37 28 36 60

Скорее не удовлетворен 36 33 40 17

Совершенно не удовлетворен 17 31 13 4

Затрудняюсь ответить 1 2 3 1

Разумеется, в отдельных странах Европейского Союза эти показатели заметно расходятся со средним по ЕС. Наиболее высокий уровень удовлетворенности жизнью зафиксирован в Дании, Швеции, Нидерландах и Финляндии (соответственно 96, 93, 91 и 91%), а неудовлетворенности — в Г реции и Италии (33 и 34%).

Сравнительно низкий уровень удовлетворенности жизнью граждан славянских государств связан, как и следовало ожидать, с невысоким уровнем их материального положения, а также с экономической си-

туацией в этих странах. Большинство россиян, украинцев и белорусов оценивают свое материальное положение скорее как среднее (соответственно 55, 47 и 50%). При этом среди россиян чуть больше, чем среди украинцев и белорусов, тех, кто считает свое материальное положение хорошим и очень хорошим (11%), и соответственно меньше, — плохим и очень плохим (33%). Среди украинцев, напротив, больше, чем среди россиян и белорусов, тех, кто считает материальное положение своей семьи плохим — 45%.

Таблица 2

Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи и экономическое положение Вашей страны?, %

Россия Украина Белоруссия

Варианты Матери- Экономиче- Матери- Экономиче- Матери- Экономиче-

ответов альное по- ское поло- альное по- ское поло- альное по- ское поло-

ложение семьи жение страны ложение семьи жение страны ложение семьи жение страны

Очень хорошее 1 1 1 - 1 1

Хорошее 10 8 6 2 7 6

Среднее 55 49 47 27 50 49

Плохое 27 34 34 50 33 31

Очень плохое 6 4 11 18 8 8

Затруд- няюсь ответить 1 5 1 3 2 6

Что касается оценок экономического положения своей страны, то украинцы его видят в еще более негативном свете — 68% оценивают как плохое или очень плохое, 27% — как среднее и лишь 2% — как хорошее. Россияне и белорусы в этом смысле менее критичны. Здесь средние и позитивные (58 и 56% соответственно) оценки в сумме превышают негативные (38 и 39%) (табл. 2).

Чем лучше материально обеспечены респонденты, тем в более "радужных" тонах воспринимают они экономическую ситуацию в своей стране. Но на Украине, в отличие от России и Белоруссии, даже в скорее хорошо материально обеспеченной группе опрошенных преобладают негативные оценки. При этом во всех возрастных группах наблюдается практически полное единодушие: всего 1—2% опрошенных в каждой группе оценивают экономическое положение Украины как скорее хорошее и 67—72% — как скорее плохое. В России негативные оценки усиливаются в старших возрастных группах, в Бело-

руссии же наиболее критичны представители средних возрастных групп (26—34, 35—44 года) (табл. 3).

Обращает на себя внимание, что и на Украине, и в России (и в этом заключен своеобразный парадокс) уровень собственного материального положения люди оценивают выше, чем экономическую ситуацию в своих странах. В Белоруссии же эти оценки практически совпадают.

В чем-то совпадают, а в чем-то существенно расходятся мнения респондентов России, Белоруссии и Украины о тех проблемах, которые представляются им наиболее актуальными и, соответственно, вызывают наибольшую тревогу. Так, во всех трех странах более 20% опрошенных отметили рост цен и инфляцию, неблагоприятное экономическое положение, безработицу. Причем безработица намного больше беспокоит белорусов и украинцев, а рост цен — россиян и белорусов. Что касается специфических проблем, то для России ими являются преступность (34% при 23 и 9% на Украине и в Белоруссии) и

терроризм (15% против 1 на Украине и в Белоруссии). На Украине, кроме того, серьезную озабоченность вызывают пенсионная система и здравоохранение (21 и 16%), а в Белоруссии — жилищная проблема (20%).

Несмотря на то, что степень удовлетворенности жизнью населения стран ЕС существенно выше, чем в России, на Украине и в Белоруссии, "проблемное поле" трех славянских государств во многом сопоставимо с Европейским Союзом. Единственной "европейской" проблемой, которая не входит в круг актуальных вопросов славянских стран, является иммиграция. Кроме того, европейцев в большей степени волнуют безработица и примерно на уровне России — терроризм и преступность (табл. 4).

В каждой из стран ЕС существует своя иерархия проблем. Так,

иммиграцией более других обеспокоены жители Великобритании (32%), преступность особенно тревожит жителей Нидерландов, Великобритании, Ирландии (52, 48,

41%); терроризм — жителей Испании (51%). Респонденты из Швеции, Финляндии и Ирландии в большей степени обеспокоены состоянием системы здравоохранения (49, 42 и 38%). Экономическое положение своей страны чаще вызывает тревогу в Германии и Нидерландах (41 и 40%). Проблема безработицы наиболее остро стоит в Германии и Г реции (61 и 65% соответственно) — заметно острее, чем в России, на Украине или в Белоруссии.

Безусловно, было бы неправильно, сопоставляя оценки жителей России, Белоруссии и Украины тех проблем, которые вызывают у них беспокойство, со странами ЕС, делать далеко идущие выводы о том,

Таблица 3

Оценка экономического положения своей страны среди респондентов разного возраста и уровня материальной обеспеченности, %

Экономическое Экономическое Экономическое

положение России положение Украины положение Белоруссии

Группы Скорее Среднее Скорее Скорее Среднее Скорее Скорее Среднее Скорее

хорошее плохое хорошее плохое хорошее плохое

Уровень матери- альной обеспечен-

ности

Скорее 32 54 12 10 56 32 46 40 11

хороший Средний 6 59 31 1 37 58 6 67 23

Скорее 3 31 59 1 13 83 1 30 63

плохой

Возраст

18—25 10 62 24 1 28 72 5 52 40

СО со 2 10 59 29 2 28 68 2 45 51

35—44 10 52 34 2 27 67 4 43 50

45—59 8 43 44 1 27 69 4 51 39

Старше 60 6 38 46 2 28 67 15 52 22

что социальная ситуация в Европейском Союзе мало чем отличается от ситуации на постсоветском пространстве. Неправильно, однако, и другое — считать, что Рос-

Таблица 4

Какие две, на Ваш взгляд, самые важные проблемы стоят в настоящее время перед Вашей страной?, %

сию, Украину и Белоруссию отделяет от стран ЕС как социальная, так и цивилизационная "пропасть", которую в принципе невозможно преодолеть.

Проблемы Россия Украина Белоруссия Страны ЕС

Преступность 34 23 9 28

Рост цен, инфляция 30 23 39 19

Экономическое положение 26 38 32 27

Безработица 22 40 39 42

Жилищная проблема 16 7 20 4

Терроризм 15 1 1 12

Система здравоохранения 12 16 10 16

Пенсии 12 21 13 11

Система образования 6 3 4 7

Оборона, внешняя политика 4 2 5 2

Общественный транспорт 3 1 1 2

Защита окружающей среды 3 3 7 2

Налоги 3 9 9 7

Иммиграция 1 2 1 14

Затрудняюсь ответить 3 1 3 1

Отношение к политическим институтам и демократии

Устойчивый образ "другой Европы", по мнению некоторых аналитиков, связан с особенностями функционирования политических институтов России, Белоруссии и Украины, с уровнем развития демократии в этих странах. Однако исследование, в ходе которого выяснялось отношение респондентов к основным государственным институтам (президенту, правительству, парламенту) и к демократии в целом, показало, что и здесь многое выглядит не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Прежде всего исследование выявило еще большую "разноголосицу" в оценках функционирования политических институтов, даже по сравнению с оценками экономической и социальной ситуациии. Так, если большинство россиян одобряют деятельность президента В.Путина (74%), то большинство украинцев, напротив, отрицательно относятся к работе президента своей страны Л. Кучмы (65%). Мнения белорусов относительно главы государства разделились почти поровну: проводимый А. Лукашенко курс имеет примерно равное число сторонников и противников — 37 и 33% соответственно (рис. 1).

80 60 40 20 о

Россия Украина Белоруссия

74 65

у

37 33 30

✓ 17 18 17 /

/ /

лш У /

□ Одобряю ПНе одобряю □ Затрудняюсь ответить

При этом деятельность Президента России чаще находит поддержку среди молодежи, в то время как Президента Белоруссии — среди старшего поколения. Отношение же к Президенту Украины практически одинаково во всех возрастных группах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как и при оценке работы президента, мнения белорусов относительно правительства разделились почти на равные доли. Среди укра-

инцев большинство (65%) не одобряет работу своего правительства. Значительная часть россиян (41%) еще не составила определенного мнения о деятельности нового правительства своей страны, возглавляемого М. Фрадковым; среди тех, у кого мнение уже сложилось, несколько преобладают не довольные действиями этого государственного института (рис. 2).

Рисунок 2

Одобряете ли Вы деятельность правительства Вашей страны?, %

80-, 60

40

20

33

41

65

15

20

31

36 33

Г:

Россия

Украина

Белоруссия

□ Одобряю ■ Не одобряю □ Затрудняюсь ответить

Деятельность законодательной ветви власти во всех трех славянских государствах оценивается скорее негативно. Особенно распространены отрицательные оценки работы парламента на Украине (72%). В России почти половина

респондентов не одобряет деятельность Государственной Думы. В Белоруссии негативные оценки также преобладают над позитивными, однако разрыв между ними не столь значителен — соответственно 36 и 25%.

80 60 40 20 о

Россия Украина Белоруссия

□ Одобряю ВНе одобряю □ Затрудняюсь ответить

Во всех трех славянских странах тов тем ниже, чем ниже уровень

степень одобрения деятельности материальной обеспеченности опро-

ведущих государственных институ- шенных (табл. 5).

Таблица 5

Степень одобрения деятельности президента, правительства и парламента респондентами разного уровня материальной обеспеченности, %

(1 — президент, 2 — правительство, 3 — парламент)

Уровень материальной Россия__________Украина_________Белоруссия

обеспеченности 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Скорее хороший 86 47 38 29 24 14 62 48 48

Средний 78 26 20 22 18 10 43 36 29

Скорее плохой 62 20 11 13 11 4 26 22 16

В целом можно констатировать, что на Украине все государственные институты находятся в зоне недоверия, тогда как россияне и белорусы, доверяя своим президентам, не доверяют правительству и парламенту.

Естественно, это не могло не сказаться на оценках удовлетворенности "работой" демократии в целом. На Украине они ниже, чем в России и Белоруссии, и тем более в странах ЕС. Если в странах ЕС удовлетворены 42% населения, то в Белоруссии — 38%, России — 34%, а на Украине — только 16%. Тем не менее, считать, что в Евро-

пе все довольны функционированием демократических институтов, было бы неправильно — 39% европейцев в той или иной степени ею не удовлетворены. И все же степень удовлетворенности граждан "работой" демократии — это самое существенное отличие объединенной Европы от славянских республик.

Особенно высок уровень позитивных оценок "работы" демократии в Ирландии и Люксембурге (65 и 60% соответственно), неудовлетворенность же состоянием демократии чаще других высказывают в Финляндии, Швеции и Германии (55, 48 и 42%).

Таблица 6

В целом насколько Вы удовлетворены тем, как демократия работает в Вашей стране?, %

Варианты ответов Россия Украина Белоруссия Страны ЕС

Полностью удовлетворен 5 - 10 4

Отчасти удовлетворен 29 16 27 38

Не очень удовлетворен 33 31 30 28

Совсем не удовлетворен 22 40 20 11

Затрудняюсь ответить 11 12 13 19

Исследование показало наличие кратией тем выше, чем выше уро-

определенной зависимости между удовлетворенностью функционированием демократических институтов в той или иной стране и социальным и материальным положением ее граждан. Иными словами, эффективность демократии население оценивает прежде всего по тому, насколько демократические институты реализуют базовые права и свободы граждан, и в первую очередь право на достойную жизнь. И в России, и на Украине, и в Белоруссии удовлетворенность демо-

вень материальной обеспеченности, и наоборот. Так, в России 68% оценивающих уровень своего материального положения скорее как хороший удовлетворены тем, как "работает" демократия, а 77% оценивающих скорее как плохой — не удовлетворены ею. На Украине и в Белоруссии дифференциация оценок выражена менее ярко, что связано, по всей видимости, с тем, что и социальная дифференциация в этих странах не так отчетливо, выражена, как в России (табл. 7).

Таблица 7

Уровень удовлетворенности демократией

респондентов разного уровня материальной обеспеченности, %

Уровень материальной Удовлетворены тем, Не удовлетворены тем, обеспеченности как в их стране работает как в их стране работает

демократиядемократия

Россия

Скорее хороший 68 26

Средний 37 53

Скорее плохой 19 77

Украина

Скорее хороший 32 61

Средний 22 68

Скорее плохой 11 77

Белоруссия

Скорее хороший 56 34

Средний 42 45

Скорее плохой 28 59

В то же время было бы неправильным считать, что россияне, белорусы, украинцы или жители стран Европейского Союза оценивают уровень демократии исключительно по "толщине своего кошелька". Особенно наглядно это видно в Европе, где на фоне высокого уровня удовлетворенности жизнью отношение к состоянию демократии доста-

Таблица 8

Удовлетворенность респондентов и тем, как "работает" демократия

точно критичное. В России, на Украине и в Белоруссии уровни удовлетворенности и жизнью, и тем, как "работает" демократия, находятся "в минусе", но, тем не менее, и здесь удовлетворенность жизнью выше, чем удовлетворенность "работой" демократии. Особенно существенен этот разрыв на Украине (табл. 8).

жизнью в целом в их странах, %

Оценки удовлетворенности

Россия Украина Белоруссия Страны ЕС

1. Удовлетворены жизнью в целом 46 34 44 79

2. Не удовлетворены жизнью в целом 53 64 53 21

Коэффициент удовлетворенности жизнью (1-2) -7 -20 -9 +58

3. Удовлетворены тем, как в их стране "работает" демократия 34 16 37 54

4. Не удовлетворены тем, как в их стране "работает" демократия 55 71 50 43

Коэффициент удовлетворенности тем, как работает демократия (3-4) -21 -55 -13 +11

Безусловно, столь критичный настрой по отношению к реальной демократии связан со многими причинами и в первую очередь с особенностями политической и экономической ситуации в той или иной стране, восприятием ее различными группами населения. Так, если в России удовлетворенность развитием демократии демонстрируют прежде всего молодые и высоко образованные люди, то в Белоруссии, напротив, скорее старшие возрастные группы и лица с низким уровнем образования, а не удовлетворены, соответственно, молодежь и люди со средним и высшим образованием. На Украине же недовольство распространено практически во всех возрастных и образовательных группах. Следует отметить, что

в России общий вектор различий во мнениях возрастных и образовательных групп по данному вопросу совпадает с вектором в странах ЕС: молодежь и высоко образованные респонденты в целом более удовлетворены состоянием демократии, чем менее образованные и старшие возрастные группы; хотя в странах ЕС эти различия не столь заметны.

Несмотря на имеющиеся различия, и в "развивающихся демократиях", и в "демократически развитых" странах есть и нечто общее. Это — неудовлетворенность граждан функционированием большинства традиционных демократических институтов и процедур, таких, например, как выборы, парламенты, профсоюзы, политические партии, СМИ и т. д. Особую обеспокоенность на этом

фоне вызывает кризис "демократии участия", т. е. рост политической апатии, конформизма, который наблюдается практически повсеместно.

Интеграционные процессы России, Украины, Белоруссии и их отражение в массовом сознании

В ходе исследования выявлялось отношение представителей трех славянских народов к возможностям и перспективам их интеграции как на постсоветском пространстве, так и в рамках Единой Европы.

Подавляющее большинство опрошенных во всех трех странах считают, что для сближения народов России, Украины и Белоруссии есть основания, и только по 6% респондентов из России и Украины и 10% из Белоруссии заявили, что никаких оснований для этого нет. Основными "точками соприкосновения" между нашими народами, по мнению опрошенных, являются общее историческое прошлое, родственные связи между жителями этих стран, совпа-

дение экономических интересов (эти позиции отметили 22—42% респондентов). Но если у россиян на первом месте стоит общее историческое прошлое, то в ответах жителей Белоруссии и особенно Украины лидирует общность экономических интересов. "Второй план" сближения трех славянских народов составляют близость культуры, языка и политическая компонента интеграции — совпадение политических интересов стран и воля их руководителей (эти позиции отметили 8—19% респондентов). Для россиян более важной, нежели для белорусов и украинцев, оказалась культурная, языковая близость наших народов, тогда как братья-славяне чаще акцентируют политические интересы. Таким образом, при общей палитре оснований для сближения народов России, Украины и Белоруссии выявляются некоторые особенности — в основе "русского вектора" сближения лежат культурно-исторические основания, а его украинский и белорусский аналоги в большей степени опираются на рациональные — экономические и по-

Таблица 9

Что больше всего может способствовать сближению народов России, Украины и Белоруссии в настоящее время?, %

Варианты ответов Россия Украина Белоруссия

Общее историческое прошлое 33 22 30

Родственные связи между жителями этих стран 28 30 25

Совпадение экономических интересов 25 42 33

Близость культуры 19 11 13

Близость языка 13 9 8

Совпадение политических интересов 13 17 17

Политическая воля руководителей стран 10 11 12

Внешняя угроза 7 4 9

Религия 5 6 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ничего не может способствовать сближению 6 6 10

народов наших стран Затрудняюсь ответить 6 7 6

литические — мотивы интеграции. Характерно также, что внешняя угроза в качестве мотива сближения стран славянского треугольника сегодня не актуальна и отмечается лишь 4—9% опрошенных (табл. 9).

Сопоставление мнений разных социальных групп показывает, что в России на совпадении экономиче-

ских интересов чаще фиксируют свое внимание наиболее обеспеченные группы населения, а в Белоруссии и на Украине, напротив — средне и плохо обеспеченные. Кроме того, именно эти группы белорусов и украинцев придают большее значение наличию родственных связей между жителями трех стран (табл. 10).

Таблица 10

Оценка важности совпадения экономических интересов и наличия родственных связей респондентами разного уровня материальной обеспеченности, %

Уровень материальной Совпадение Родственные связи между

обеспеченности экономических интересов жителями трех стран

Россия

Скорее хороший 33 27

Средний 26 27

Скорее плохой 20 29

Украина

Скорее хороший 36 23

Средний 44 30

Скорее плохой 41 31

Белоруссия

Скорее хороший 21 17

Средний 40 26

Скорее плохой 29 25

Любопытно, что россияне отмечают родственные связи в качестве оснований для сближения стран примерно в равной степени с украинцами и белорусами (28, 30 и 25%), хотя среди них вдвое меньше тех, у кого в этих странах есть родственники или друзья (34% при 57 и 69%).

Однако, несмотря на имеющиеся предпосылки сближения народов России, Белоруссии и Украины, отношение населения этих стран к тем или иным формам интеграции имеет свои отличия. Так, половина россиян (51%) хотела бы продолжать жить в собственной стране и не стремится к каким-либо государственным и надгосударственным союзам и объе-

динениям, в то время как украинцы и белорусы, напротив, в большинстве своем тяготеют к различным формам объединения стран (жить в собственной стране хотели бы только 32 и 28% соответственно). При этом белорусам наиболее привлекательной представляется объединенная Европа (28%), а украинцам — объединенный союз славянских государств и Казахстана (23%). Характерно, что возрождение СССР приветствовали бы 15—19% респондентов, тогда как СНГ в качестве его преемника пользуется значительно меньшей популярностью — жить в содружестве независимых государств хотели бы лишь 7—11% опрошенных (табл. 11).

Таблица 11

В настоящее время многие страны стремятся к объединению, другие, наоборот, к самостоятельности. Если бы Вы могли выбирать, то где бы Вы хотели жить?, %

Варианты ответов Россия Украина Белоруссия

В объединенной Европе 11 15 28

В объединенном союзе Белоруссии, Казахстана, 9 23 17

России и Украины

В Содружестве независимых государств 7 11 7

Во вновь объединенном СССР 19 19 15

В своей собственной стране 51 32 28

Затрудняюсь ответить 4 0,1 5

Во всех трех государствах желание жить в объединенной Европе чаще высказывают молодежь и высоко образованные люди, а во вновь объединенном СССР — представители старшего поколения и лица с начальным образованием. Причем, если в России и на Украине выбор в пользу объединенной Европы делают респонденты с более высоким уровнем материальной обеспеченности, то в Белоруссии — наоборот.

Что же касается вопроса о целесообразности вхождения России, Украины и Белоруссии в Европейский Союз, около трети населения каждой из стран высказалось за такое вхождение и примерно столько же — за установление партнерских отношений с ЕС, но без вхождения в него. От 10 до 14% выступают категорически против самой идеи интегра-

ции славянских республик в европейские структуры. При этом в России чуть больше "евроскептиков", а на Украине — "интеграторов". Примечательно, что значительное число респондентов — 18—21% — не

смогли определиться по этому, казалось бы, простому и понятному вопросу (табл. 12). Наверно, это связано с тем, что для россиян, украинцев и белорусов не очень ясна позиция самого Евросоюза. Во всяком случае, многие россияне, и об этом говорят исследования, сомневаются, что в Европе Россию кто-то ждет и позитивно настроен к перспективам ее интеграции в европейские институты.

Во всех трех странах полноправное членство в ЕС чаще поддерживают люди с высшим образованием, причем особенно заметен разрыв во мнениях в Белоруссии, где

Таблица 12

Как, на Ваш взгляд, Ваша страна должна строить свои отношения с Евросоюзом?, %

Варианты ответов

Россия Украина Белоруссия

Должна стремиться стать полноправным членом ЕС Должна стремиться к установлению равноправных, партнерских отношений с ЕС, но без вхождения в Европейский Союз Не должна стремиться к вхождению в ЕС Затрудняюсь ответить

32

34

14

21

36

32

14

18

35

34

10

21

за полноправное членство высказались 44% респондентов с высшим образованием и лишь 15% — с начальным. Кроме того, сторонниками полноправного членства чаще является молодежь. И здесь наиболее контрастными оказались мне-

ния разных возрастных групп в Белоруссии: от 50% сторонников среди 18—25-летних до 16% среди людей старше 60 лет. В России и на Украине чаще других заинтересованы в полноправном членстве своей страны в ЕС хорошо обеспеченные

Таблица 13

Сторонники полноправного членства в ЕС среди респондентов, удовлетворенных и не удовлетворенных развитием демократии в своих странах*, %

Варианты ответов Удовлетворены тем, Не удовлетворены тем,

как демократия как демократия

"работает" в их стране "работает" в их стране

Россия

Должна стремиться стать 37 31

полноправным членом ЕС

Должна стремиться к установ- 36 36

лению равноправных, партнер-

ских отношений с ЕС, но без

вхождения в Европейский Союз

Не должна стремиться 12 14

к вхождению в ЕС

Украина

Должна стремиться стать 44 36

полноправным членом ЕС

Должна стремиться к установ- 34 34

лению равноправных, партнер-

ских отношений с ЕС, но без

вхождения в Европейский Союз

Не должна стремиться 9 15

к вхождению в ЕС

Белоруссия

Должна стремиться стать 30 41

полноправным членом ЕС

Должна стремиться к установ- 34 37

лению равноправных, партнер-

ских отношений с ЕС, но без

вхождения в Европейский Союз

Не должна стремиться 14 8

к вхождению в ЕС

респонденты, а в Белоруссии, напротив, — плохо обеспеченные.

Результаты исследований показали, что отношение к ЕС и европейским структурам очень слабо коррелирует с оценкой эффективности функционирования демократических институтов. Во всяком случае, точка зрения о том, что в "большую Европу" прежде всего стремятся те, кто обеспокоены дефицитом демократии в собственной стране, не находит эмпирического подтверждения. Лишь в Белоруссии несколько больше тех, кто стремится в ЕС, будучи не удовлетворен развитием демократии в своей стране. В России и на Украине стремление в ЕС демонстрируют скорее те группы респондентов, которые в основном удовлетворены положением дел в этой области (табл. 13).

В целом результаты исследований свидетельствуют, что в массовом сознании населения трех стран имеет место, с одной стороны, стремление к сближению с Европой и одновременно желание "сохранить свободу рук" на международной арене. То же самое можно сказать и об интеграционных процессах в рамках постсоветского пространства. Население России, Белоруссии и Украины как бы сигнализирует власти, что оно в принципе не против интеграции в те или иные международные институты, в том числе и в институты, создаваемые на базе этих трех стран, но только при условии, если эта интеграция позитивно скажется на жизни внутри каждой из них. В то же время отчетливо видно, что и украинцы, и белорусы, и особенно россияне очень дорожат "своим собственным домом" и не хотели бы предпринимать поспешные попытки с "переездом" в какие-то иные государственные или межгосударственные образования.

Исследование также показало, что уровень удовлетворенности жизнью, доверия государственным институтам и демократии в целом в России, Белоруссии и особенно на Украине существенно ниже, чем в странах "большой Европы". В этой связи можно предположить, что достижение высоких показателей удовлетворенности жизнью будет возможно только в случае развития демократии и никак не наоборот. Поскольку стабильная демократия есть то условие, которое, судя по европейскому опыту, необходимо как для экономического роста, так и для роста благосостояния граждан.

Vladimir V. Petukhov in his article "Russia, Belarus, Ukraine: Our

Commonalities and Differences" analyzes the data of surveys conducted in April—May 2004 by VCIOM, the Donetsk Information Analytical Center (DIAC) from Ukraine and "Novak" laboratory from Belarus. The polls studied public opinion in three countries on a number of foreign and domestic policy issues. The data is compared with the figures of Eurobarometer (Autumn 2003). The authors conclude that the mass thinking of three nations contains the drive towards Europe combined with the desire to keep hands free at the international arena. These peoples are not against integration into any international institutions in principle, but they want to be sure that such integration may have positive impact on their lives. Besides, since the levels of satisfaction with life, confidence in state institutions and democracy as such in Russia, Belarus and Ukraine are much lower than in the EU countries, one may assume that high indicators of life satisfaction may be reached only through development of democracy and not vice versa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.