Научная статья на тему 'Россия – Беларусь: проблемы миграционных взаимосвязей'

Россия – Беларусь: проблемы миграционных взаимосвязей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отношения России и Беларуси / демографические процессы / международные миграционные взаимосвязи.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия – Беларусь: проблемы миграционных взаимосвязей»

Гришанова А. Г.

к.э.н., в.н.с. Института социально-политических проблем народонаселения РАН

[email protected]

РОССИЯ - БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

Ключевые слова: отношения России и Беларуси, демографические процессы, международные миграционные взаимосвязи.

Современная Россия представляет собой средоточие многих демографических проблем, в том числе - в области миграции населения. Возрастающий спрос на мигрантов в условиях общемировой тенденции снижения рождаемости в развитых странах представляет собой одну из важнейших проблем и для нашей страны. Модернизация России, при рассмотрении этого процесса с точки зрения его ключевых проблем и их решений, с миграцией населения неразрывно связана. Особенно - в первую очередь, с международной миграцией между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Актуальность изучения именно этих взаимосвязей, с позиций определения и рассмотрения миграционного потенциала Республики Беларусь для нашей страны, определяется, в том числе, следующими моментами. Во-первых, возможностью реализации миграционного потенциала Республики Беларусь не столько в целом в рамках государств нового зарубежья, сколько в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, что важно и для России, и для Республики Беларусь. Объясняется это тем, что именно с этой союзной республикой еще в рамках СССР для нашей страны складывались благоприятные для России миграционные взаимосвязи. На наш взгляд, межреспубликанский миграционный обмен с тем же Казахстаном, на наш взгляд, в советский период был более благоприятен для Казахстана. А Россия, наоборот, несла значительные миграционные потери, которые до сегодняшнего дня все еще имеют некоторые нежелательные демографические и социально-экономические последствия. Во-вторых, в составе СССР Белорусская ССР являлась одной из самых высокоразвитых в производственном, научно-техническом и культурном отношении республик, и все эти взаимосвязи с Россией как в советский период, так и в настоящее время, характеризуются в той или иной мере традиционной устойчивостью во времени и пространстве. И, в-третьих, в настоящее время необходимо рассматривать вышеназванные взаимосвязи в более широких исторических рамках. Это важно для того, чтобы можно было проследить весь «путь становления белорусского этноса, национальности, самосознания на всем протяжении тысячелетней истории - от удельных княжеств в составе Киевской Руси, в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой, Российской империи и, наконец, Союзе Советских социалистических Республик»1. В этом случае можно увидеть «сложную диалектику становления белорусов и Белоруссии в условиях триединства восточнославянского племени (белорусы, украинцы, русские) и в ходе ожесточенной борьбы геополитического, национального и внутринационального контекста»2.

Этот последний момент, на наш взгляд, чрезвычайно важен именно в настоящее время. Особенно - в контексте социально-политических событий последних лет на Украине. Современные военные действия на территории Республики Украины, противостояние с Российской Федерацией, особенно - попытки «объяснения» их правомерности со стороны руководителей Республики Украины, фактически «перечеркивают» даже память об общем историческом прошлом Украины, Российской Федерации и Республики Беларусь.

Все эти факторы играют особую роль в связи с созданием Таможенного Союза, в том числе и в отношении его дальнейшего расширения в результате вхождения в него с 2015 года Армении и Киргизии.

На сегодняшний день вопросы миграционных взаимосвязей между всеми вышеназванными государствами и особенно, подчеркнем еще раз, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, приобретают первостепенную значимость. Поэтому обратимся к рассмотрению миграционного взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в современных условиях.

За последние четверть века, в условиях перехода к рыночным отношениям, по сравнению с другими, так называемыми государствами нового зарубежья на постсоветском пространстве только с Республикой Беларусь в целом за 1989-1999 гг. для Российской Федерации совокупный миграционный баланс был отрицательным, составив убыль в 4424 человек. Интересно, что если брать в расчет только 1990-е годы, тогда за 1990-1999 гг. совокупный миграционный баланс представлял бы положительную, хотя совсем незначимую величину в 141 человек. При этом в 1989-1999 гг. в разрезе отдельных годов для трех случаев из четырех фиксировался именно отрицательный миграционный баланс для нашей страны с Республикой Беларусь. В 2000-х годах сохранилась эта же ситуация. Однако в ней наметились и определенные позитивные моменты - если с 1997 года вплоть до 2005 г., совокупное сальдо было постоянно отрица-

1 Антонович И.И. Беларусь в глобальном мире. Диалектика становления и интеграции. -

2 Там же.

Мн.: Книжный дом, 2014. - С. 2.

тельным, то в 2005 г. из Республики Беларусь в нашу страну прибыло больше, чем выбыло. В 2006 г. опять уехало больше, чем приехало в Россию из Республики Беларусь на 763 человека. Но начиная с 2007 г. ситуация, наконец-то, стала для Российской Федерации уже стабильно позитивной - в нашу страну не только в 2007 г. приехало на 728 человека больше, чем уехало в Республику Беларусь, но преобладание въехавших над выехавшими сохранялось и по сей день. И хотя это были относительно небольшие положительные величины совокупного миграционного сальдо с Республикой Беларусь, они были важны с позиций «перелома» негативной для Российской Федерации тенденции сохранения отрицательного совокупного сальдо миграции только с данным государством постсоветского пространства.

Проанализируем величину вклада в негативный тренд сальдо миграции с Республикой Беларусь для Российской Федерации лиц их титульных национальностей: белорусов и русских. Начнем с обмена русскими. С 1989 г. обмен русскими между Российской Федерацией и Республикой Беларусь вначале характеризовался разнонаправленными результатами - в одни годы русских в Республику Беларусь уезжало больше, чем приезжало (1989, 1991, 1992, 1998 и 1999 гг.), а в другие годы - наоборот. В результате, в общем, с 1989 по 1999 гг. обмен русскими и их вклад в совокупное сальдо миграции для Российской Федерации с Республикой Беларусь был положительным и характеризовался следующими параметрами. Всего из Беларуси в нашу страну за этот период приехало 391 176 человек, в том числе 199 770 - русских. Они составили среди прибывших 51,1%. Среди всей совокупности выбывших - 395 600 человек, русских было 185 605 человек, или 46,9%. Соответственно, в отрицательное совокупное сальдо миграции за этот период русские внесли свой позитивный вклад в размере 14 165 человек. Белорусы, наоборот, за счет превышения числа выбывших (166777) из российских территорий по сравнению с прибывшими (147 724) на них за эти годы, сформировали миграционную убыль в размере 19053 человек, превысив тем самым вышеназванную величину положительного вклада русских на 4888 человек. А поскольку совокупное сальдо миграции составило убыль всего в 4424 человека, то становится ясно, что именно белорусы сформировали и внесли свой поистине «львиный вклад» в формирование отрицательной величины совокупного сальдо миграции. Для лиц остальных национальностей вклад в совокупное сальдо миграции между Республикой Беларусь и Российской Федерацией составил по прибывшим 3682 человека. Это составило только 11% всех прибывших, а по выбывшим -43 218 человек, и только 10,6% всех выбывших. Таким образом, в совокупное сальдо миграции лица прочих национальностей внесли позитивный вклад в 6464 человек.

С целью количественной оценки вклада миграционного взаимодействия с Республикой Беларусь Российской Федерации рассмотрим долю (сначала за 1989-1999 гг.) всех прибывших в нашу страну из нее. Доля Республики Беларусь составила за этот период среди всех прибывших в Российскую Федерацию всего 4,6%. Доля же среди выехавших за тот же период была в два с лишним раза больше - 9,6%.

Для Российской Федерации вклад в совокупное сальдо миграции за этот период (в 1989-1999 гг. составившее 4 301 412 человек) убыли в 4424 человека вроде бы мало значим по количественным параметрам, составив всего 0,1%, но, на наш взгляд, он значим с качественных позиций. Для нашей страны и в 1990-е годы, и в настоящее время особенно важен именно этнический состав совокупного сальдо миграции. И тот факт, что для Российской Федерации в 1990-е годы миграционный обмен с Республикой Беларусь носил негативный характер, определяется не только и не столько его величиной - отрицательной по знаку, и небольшой по абсолютным масштабам, сколько тем, что этот сальдовый результат сложился за счет активного выезда на историческую родину именно белорусов. Более того, он более чем на 110% сформировался за счет белорусов.

В период 2000-2007 гг., миграционные взаимосвязи между Российской Федерацией и Республикой Беларусь несколько изменились, хотя в этом обмене результирующим осталось по-прежнему совокупное отрицательное сальдо миграции. Но не только количественно, но и качественно за этот период видоизменились миграционные связи между Российской Федерацией с Республикой Беларусь. Количественно - потому что абсолютная величина убыли для Российской Федерации значительно возросла (до 10 581 человек), что в среднегодовом исчислении, соответственно, составило величину, более чем в 3 раза большую, чем в 1989-1999 гг. Качественно - потому что изменилось соотношение вклада русских и белорусов в этот процесс, и это изменение состояло в том, что не просто возросла доля русских, но она стала доминирующей в этом сальдовом результате.

Повышающийся отток русских в Республику Беларусь для Российской Федерации должен характеризоваться как процесс на первый взгляд явно неблагоприятный. Рассматривая его в целом период и 1989-1999 гг., и 2000-2007 гг., необходимо констатировать следующее. Прежде всего, имела место одна общая тенденция. Она состояла в том, что начиная с 1994 г. фактически неуклонно снижались ежегодные количества всех прибывших и всех выбывших в нашу страну из Республики Беларусь, а также отдельно - прибывших и выбывших из нее и русских, и белорусов, а также лиц прочих национальностей. Кроме того, наблюдались и разнонаправленные тенденции. Например, соразмерность этого снижения для русских и белорусов в период 1989-1999 гг. и 2000-2007 гг. относилась, в первом случае, к процессам эмиграции из Российской Федерации. Во втором случае - к проблемам иммиграции в Российскую Федерацию. Таким образом, в этнической структуре миграционного взаимообмена в 1990-е годы русскими и белорусами в Российской Федерации по отношению к Республике Беларусь наблюдалась соразмерность масштабов снижения числа выбывших по обоим этносам, то есть относительной близостью характеризовались, прежде всего, этнические аспекты эмиграции из Республики Беларусь. В 2000-е годы, наоборот, для Российской Федерации соразмерными стали процессы снижения количества прибывших из Республики Беларусь и для русских, и для белорусов. В этот период относительной близостью характеризовались этнические аспекты процессов иммиграции в Российскую Федерацию.

Чтобы показать это более наглядно, проанализируем коэффициент результативности миграционных связей (КРМС) Российской Федерации с Республикой Беларусь за периоды 1989-1999 гг. и 2000-2007 гг. То есть в рамках имеющейся статистической информации об этническом составе мигрантов, которая, к сожалению, имеется только до

2007 г. включительно. Этот ряд имеет за период 1989-1999 гг. следующий вид: КРМС всего: в 1989 г. - 1082, и далее, соответственно: 677, 1102, 1588, 1328, 640, 714, 901, 1077, 1383, 1658, а в целом за 1989-1999 гг. - 1011. КРМС для белорусов: в 1989 г. - 909, и, далее по годам, соответственно: 543, 1098, 2216, 2233, 1003, 1027, 1197, 1305, 1555, 1933, а в целом за 1989-1999 гг. - 1129. Для русских КРМС: в 1989 г.- 1262, а далее по годам, соответственно, 811, 1095, 1229, 943, 482, 565, 749, 949, 1308, 1623, а в целом за 1989-1999 гг. - 929. Данный коэффициент показывает, сколько на 1000 прибывших выбывает. Поэтому, по приведенным выше рядам наглядно видно, что хотя в целом, негативный обмен Российской Федерацией с Республикой Беларусь в 1989-1999 гг. и сохранялся, но степень негативности, остроты этого обмена для нашей страны несколько смягчилась, и произошло это, в первую очередь, за счет русских.

За период 1989-1999 гг. для Российской Федерации процесс снижения результативности миграционного обмена с Республикой Беларусь объяснялся негативными параметрами за счет белорусов. В то время как результативность по русским и в целом за период, и в большей части по отдельным годам была хотя и низкой, но оставалась в рамках положительных сальдовых результатов.

Чтобы правильнее оценить приведенные данные, рассмотрим особенности миграционного взаимодействия Российской Федерации с другими государствами постсоветского пространства с точки зрения обмена лицами титульных национальностей. Если в 1989 г. Россия имела положительный миграционный обмен с лицами титульной национальности только Белорусской ССР, Армянской ССР, Украинской ССР, Узбекской ССР, и Молдавской ССР, то в 1990 г. -уже только с Белорусской и Украинской. Характерно, что в канун распада - на протяжении 1991 г. - уже не было ни одной союзной республики, титульная национальность которой имела бы для России положительный итог миграционного обмена с ней. В 1992 г. для Российской Федерации параметры положительного обмена лицами титульной национальности имели уже 4 новые государства постсоветского пространства: Армения, Грузия, Таджикистан, Эстония. В 1993 г. этим положительным обменом для Российской Федерации характеризовалась уже половина новых государств постсоветского пространства, а именно: Армения, Грузия, Азербайджан, Эстония, Латвия, Литва и Таджикистан. В 1994 г. уже большинство государств постсоветского пространства имели для Российской Федерации результативный обмен своей титульной национальностью. К числу «аутсайдеров», которые сохраняли отрицательное сальдо миграции для Российской Федерации, относилась, по-прежнему, Республика Беларусь, Киргизия и Литва. В 1995 г. «аутсайдером» остались только Республика Беларусь и Литва. Они же сохраняли свои позиции и в 1996 г. В 1997 г. к ним присоединилась и Эстония. В 1998 г. и 1999 г. эти же страны по-прежнему сохраняли свои позиции - негативные параметры обмена для Российской Федерации лицами их титульной национальности.

Что касается русских, то баланс обмена ими с Российской Федерацией всех государств постсоветского пространства с 1989 г по 1999 г. был положительным. Исключение - это Украина, но на непродолжительный срок - с 1989 г. по 1992 г. включительно, когда русские уезжали на Украину в большем количестве, чем приезжали. Начиная с 1993 г., наоборот, русские с территории Украины в Россию приезжали стабильно больше, чем уезжали.

Именно Белоруссия приобрела в обмене с Российской Федерацией особое положение, поскольку, как отмечалось выше, только в 1990, 1993-1997 гг. русские из Республики Беларусь приезжали в Российскую Федерацию больше, чем уезжали.

Исходя из сказанного, наглядно видно, что, с одной стороны, надо выделить Республику Беларусь по исключительности характера миграционного обмена с Российской Федерацией, с другой стороны, в отдельную группу по характеру миграционного обмена с Российской Федерацией стоит отнести в 1989-1999 гг. страны Балтии. Они или (как Литва) стабильно имели для Российской Федерации отрицательный баланс по своей титульной национальности, или (как Латвия и Эстония) - устойчиво имели его в 1/2 этого периода.

Анализируя сальдо миграции с Украиной по русским, можно отметить, что начиная с 1994 г. русские из Украины стали приезжать больше, чем туда уезжать, и на основе этого можно было бы, по аналогии с концом 1980-х годов, предположить, что что-то «назревает», что уже начинают проявляться определенные предпосылки для возникновения серьезных межгосударственных проблем между Россией и Украиной. Ведь по социально-политической сути (и об этом в то время писали многие исследователи миграции в Российской Федерации) ситуация между Азербайджаном и Арменией также была «предвосхищена» этническим характером потока беженцев из Азербайджана в Россию конца 1980-х годов. Поэтому можно предположить, что миграционные процессы являются достаточно надежной, но главное -быстро реагирующей «лакмусовой бумажкой», которая предупреждает о приближении негативных социально-политических ситуаций. Когда на горизонте только сгущались социально-политические проблемы в Азербайджане и Армении, первые беженцы в Россию уже прибыли.

Таблица 1

Прибывшие и выбывшие из Беларуси (чел.)*

Годы Прибыло Выбыло Миграционный прирост КРМС

2007 6030 5302 728 879

2008 5865 3954 1911 674

2009 5517 2573 2944 466

2010 4894 2899 1995 592

2011 10 182 2622 7560 257

2012 16 564 6315 10 249 381

2013 15 748 12 031 3 717 764

*Стат. сборник «Численность и миграция населения Российской Федерации» в 2008-2014 гг. - М.: Госкомстат.

Что касается миграционных взаимосвязей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь после 2007 г., то они характеризуются волнообразно повышающейся их эффективностью для Российской Федерации, поскольку и сальдо миграции для нашей страны стало устойчиво положительным, а коэффициент результативности миграционных связей волнообразно снижается, следовательно, повышается приживаемость иммигрантов из Республики Беларусь на российских территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.