Научная статья на тему 'Романтический "дух" как идея разума: контуры и новые контексты идентификации в свете принципа дополнительности'

Романтический "дух" как идея разума: контуры и новые контексты идентификации в свете принципа дополнительности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
РОМАНТИЧЕСКИЙ "ДУХ" КАК ИДЕЯ РАЗУМА / ИДЕЯ "ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ" МЫШЛЕНИЯ / "ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ" И ЕГО КОММУНИКАТИВНАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / "МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СТРАХ" / "МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ВИНА" / СОПРЯЖЁННАЯ С ДУХОВНЫМ СТРАДАНИЕМ И СВОБОДОЙ ЧЕЛОВЕКА / ROMANTIC "SPIRIT" AS CONCEPT OF REASON / IDEA OF "COMPLEMENTARITY" OF REASONING / "TRANSCENDENTAL SUBJECT" UND ITS COMMUNICATIVE AND EXISTENTIAL FUNCTION / EXISTENCE OF MAN / "METAPHYSICAL FEAR" / "METAPHYSICAL GUILT" / RELATED TO SPIRITUAL ANGUISH OF MAN AND HIS FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гареева Эльвира Абдулгалимовна, Лукьянов Аркадий Викторович

В настоящей работе выявлены контуры и новые контексты идентификации понятия "романтического духа" в свете идеи, или принципа "дополнительности" мышления. Авторы раскрывают эту "дополнительность", которая, в свою очередь, движется между самой устремлённостью субъекта и к "универсальному сознанию" и попыткой субъекта обрести земные формы своего бытия. Идея "дополнительности", её всесторонний анализ, направляет исследователей романтики и романтического "духа" по пути развития теории "трансцендентального субъекта" как точки единства "феноменологического сознания" и "эмпирического Я". В статье показано, что выдающиеся немецкие романтики Гёльдерлин, Новалис, Шлейермахер исходили из рассмотрения самого "трансцендентального принципа", т.е. они одними из первых сформулировали концепцию поиска критериев истины в её целостности и полноте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Romantic "spirit" as concept of reason: contours and new contexts of identification in light of the principle of "complementarity"

The article elicits contours and new contexts of identification of the "romantic spirit" notion in light of the idea, or principle, of "complementarity" of reasoning. The authors reveal this "complementarity", which in its turn moves between subject's aspiration for universal mind and subject's attempt to find earthly forms of his being. The concept of "complementarity", its thorough analysis, takes people involved in studying romanticism and romantic "spirit" along the way of developing the theory of "transcendental subject" as a point of unity of "phenomenological mind" and "empirical self". This article shows that outstanding German romanticists, like H?lderlin, Novalis, Schleiermacher, regarded the "transcendental principle", i.e. they were among the first to enunciate the concept of finding the criterion of truth in its wholeness.

Текст научной работы на тему «Романтический "дух" как идея разума: контуры и новые контексты идентификации в свете принципа дополнительности»

дентальной диалектике, в сочинении Канта под общим названием"Критика практического разума". Исследование системы критической философии делает вполне возможным систематическое понимание сущности правового знания как духовной и социальной ценности.

Литература:

1. Хомски Н. Прибыль на людях: пер. с англ. - М., 202.-С. 188-200.

2. Лукьянов A.B. "Философия откровения" Ф.В.Й. Шеллинга и её эвристический смысл / A.B. Лукьянов. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2011. - 316 с.

3. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания РФ о состоянии законодательства в Российской Федерации в 2004 году. - Электронные данные - Режим доступа: http:mironov.ru/ images/

uploaded_images/forder487/Report_on_ the_Law(shott)/doc.

4. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. -22-е, новое, переработ, изд. / под ред. Г. Шмикоффа; пер. с нем.; общ. ред. В.А. Малинина. - М.: Республика, 2003.-575 с.

5. Ойзерман Т.Н., Нарский И.С. Теория познания Канта. - М.: Наука,1991. - 208 с.

6. Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. - М.: Мысль, 1964.-Т. 3.-799 с.

7. Лукьянов А.Б. Философия Иоганна Готлиба Фихте. - Оренбург: Издательский центр ОГАИ, 1997. -236 с.

8. Фихте И.Г. Избранные сочинения. - М.,1916. Т.1.

9. Helmut Girndt. Das "Ich" des ersten Grundsatzes der GWL in der Sicht der Wissenschaftslehre Von 1804//Fichte-Studien. Bd. 10.-Amsterdam-Atlanta, GA, 1997.-S.325.

ROMANTIC "SPIRIT" AS CONCEPT OF REASON: CONTOURS AND NEW CONTEXTS OF IDENTIFICATION IN LIGHT OF THE PRINCIPLE OF "COMPLEMENTARITY"

Gareyeva Elvira Abdulgalimovna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Department of Philology and Cross-cultural Communication, Bashkir State Pedagogical University namedafter M. A khmulla, Ufa, Republic of Bashkortostan Lukyanov Arkadii Viktorovich, DSc of Philosophy, Professor, Department ofPhilosophy and Political Science, Bashkir State University, Ufa, Republic of Bashkortostan

The article elicits contours and new contexts of identification of the "romantic spirit" notion in light of the idea, or principle, of "complementarity" of reasoning. The authors reveal this "complementarity", which in its turn moves between subject's aspiration for universal mind and subject's attempt to find earthly forms of his being. The concept of "complementarity", its thorough analysis, takes people involved in studying romanticism and romantic "spirit" along the way of developing the theory of "transcendental subject" as a point of unity of "phenomenological mind" and "empirical self". This article shows that outstanding German romanticists, like Holder/in, Novalis, Schieiermacher, regarded the "transcendental principle", i.e. they were among the first to enunciate the concept of finding the criterion of truth in its wholeness.

Keywords: romantic "spirit" as concept of reason; idea of "complementarity" of reasoning; "transcendental subject" und its communicative and existential function; existence of man; "metaphysical fear"; "metaphysical guilt", related to spiritual anguish of man and his freedom.

РОМАНТИЧЕСКИЙ "ДУХ" КАК ИДЕЯ РАЗУМА: КОНТУРЫ И НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ В СВЕТЕ ПРИНЦИПА ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

В настоящей работе выявлены контуры и новые контексты идентификации понятия "романтического духа"в свете идеи, или принципа "дополнительности" мышления. Авторы раскрывают эту "дополнительность", которая, в свою очередь, движется между самой устремлённостью субъекта и к "универсальному сознанию" и попыткой субъекта обрести земные формы своего бытия. Идея "дополнительности", её всесторонний анализ, направляет исследователей романтики и романтического "духа"по пути развития теории "трансцендентального субъекта"как точки единства "феноменологического сознания" и "эмпирического Я". В статье показано, что выдающиеся немецкие романтики - Гёльдерлин, Новалис, Шлейермахер - исходили из рассмотрения самого "трансцендентального принципа", т.е. они одними из первых сформулировали концепцию поиска критериев истины в её целостности и полноте. Ключевые слова: романтический "дух"как идея разума; идея "дополнительности" мышления; "трансцендентальный субъект"и его коммуникативная и экзистенциальная функция; экзистенция человека; "метафизический страх"; "метафизическая вина", сопряжённая с духовным страданием и свободой человека.

В статье нашли своё применение "трансцендентальный" принцип и идея "дополнительности". Авторы исходили в своём анализе

УДК 130.2 ВАК РФ 09.00.13

© Гареева Э.А., 2019 ©ЛукьяновA.B., 2019

романтического "духа" из той мысли, что трансцендентальное "Я" отлично от "Я" абсолютного и именно тем, что первое есть некий "регулятивный" принцип, упорядочивающий формы и структуры "рассудочной деятельности" (И.Кант). Концепция "дополнительности", её историко-методологический анализ, показывают, что сам "трансцендентальный субъект" представляет собой некую "точку" единства "феноменологического сознания" и эмпирического "Я", что очень важно для развития современного сознания, расколотого властью пропасти между докантовским "критицизмом" и самим "духом" трансцендентальной, или "критической философии" и, в то же время, "очарованного" этой властью.

Человек, с одной стороны, стремится к "неземной красоте", к тому, что возвышается над примитивно-рассудочными формами его бытия, а с другой - он пытается как бы ограничить себя "крышей" своего дома, "орбитами" планет, циклами млечного пути. Такое стремление весьма актуально в эпоху, когда сама "романтика", понятие, возникшее в Англии к середине XVII века, проникшее затем во Францию, Италию и Германию, вновь заявляет о себе посредством обращения людей к народной поэзии, к литературе, к истокам самой культурной и духовной жизни людей.

Развитие немецкой классической философии, вершину айсберга которой составляют системы И. Канта, И.Г Фихте, Ф.И.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, являлось одним из выражений эпохального подъема духовной и интеллектуальной культуры, начавшегося с середины XVIII века в германских государствах. Философия романтизма связана не только с именами И.И. Гёте и Ф. Шиллера, но и с именами Ф. Шлегеля, А. Шлегеля, В.Г. Вакенродера, Новалиса, Л. Тика, Ф.Д. фон Шлейермахера, но и Гёльдерлина, которые осмыслили пустоту современного социального времени, раскрыли саму метафору свободы и глубоко поставили вопрос о современности. Последняя связана с борьбой против наступления технократического духа, с осмыслением сложности поворота к "духу" запада. Тем самым романтизм и романтическая поэзия сделали ставку на наступление более счастливого времени [1].

Романтический "дух" и связан, на наш взгляд, с идеей, которая обозначала сначала "приподнятую" в сферу Абсолютного "народную поэзию" (в отличие от латинизированной образовательной поэзии и музыки).

Народный "дух" становится сегодня чем-то выдуманным и наполненным фантазией, хотя и наполненным волей. В то же время в конце XVIII века этот "дух" определяется как нечто "мечтательное", весьма нереальное. Такое "определение" идеи "романтического" существовало в Йенском кружке романтиков (братьев Шлегелей, наконец, Ф.Д. фон Шлейермахера).

Романтикой, на наш взгляд, является некий идеалистический "универсализм" и "дух" "энциклопедизма"; но такое понимание, тем не менее, не даёт представления о сущности романтики, представленной именем Гёрреса. Отталкиваясь от Аристотеля, Й. Гёррес развил собственную оригинальную философию, где выступил решительным противником всех не основанных на знании философских направлений (неоплатонизма, философии Канта, немецкого трансцендентального идеализма и т.д.).

Й. Гёррес как публицист и философ был противником прусской реакции. Под влиянием Ф.В.Й.Шеллинга он создал систему католической мистики [2]. Но романтический "дух" всё-же, на наш взгляд, сторонится самой мистики. Хотя "романтическое" и можно опреде-

05

1-Н

О

со к

Q-<

"Z

о со

171

ГАРЕЕВА Эльвира Абдулгалимовна, кандидат философских наук, доцент кафедры Методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка, Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Республика Башкортостан

ЛУКЬЯНОВ Аркадий Викторович, доктор философских наук, профессор кафедры Философии и политологии, Башкирский государе твенный университет, Уфа, Республика Башкортостан

лить как мечтательное и нечто нереальное, но данное понятие, видимо, движется в пределах "разума", т.е. трансцендентальной философской программы, основанной И.Кантом. Далеко не случайно, некоторые последователи Канта, особенно те, кто обратился к сфере эстетического, мы имеем ввиду, прежде всего, братьев Шлегелей, под романтикой понимали идеалистический универсализм и дух "энциклопедизма". Хотя нам следует сказать, что романтический "дух", на самом деле, представляет собой более сложное явление.

Романтические философы - Ф.В.И. Шеллинг, И.Г. Фихте, Ф.Д. фон Шлейермахер, Ф. Шлегель - стремились к исследованию "Я" и глубин самой "души" человека.

Заметим, что сам феномен романтики исчезает, если приблизиться к нему с точки зрения вырастающей из естествознания идей развития. Конечно, сам "дух" романтики, можно подумать, является прежде всего чисто немецкой проблемой. Но, при этом, возникает вопрос о том, а являются ли сами немцы романтиками?! Ф. Ницше называет немцев "позавчерашними" и "послезавтрашними" людьми, которые то отдаляются, то приближаются к романтическому духу [3]. Немцы - это "позавчерашние" и "послезавтрашние" люди. Ведь немецкий "дух" основательности несовместим с бытием настоящего; он оказывается устремлённым либо в будущее, либо в прошлое. Однако сколько проблем возникает в связи именно с такой постановкой проблемы самого понимания "немецкой романтики"! О. Вгеагеа1е совершенно верно связывает понимание романтического духа с мгновенным пониманием происходящего, а это, в свою очередь, видимо, сопряжено с самим актом человеческой воли к действию и существованию. Так рождается тема самой интродукции философии [4].

Романтический "дух", вобравший в себя всё лучшее, что было задействовано собственно гегелевской философской программой, связан с предвосхищающей функцией самого философского знания. Некоторые философы сегодня усматривают в "натурфилософии" Гегеля спекулятивное предвосхищение некоторых результатов "теории относительности", а также "квантовой механики" [5].

Конечно, сам романтический "дух" устремлён к крайностям, к предельным основаниям бытия и познания. Но эта крайность всё же свидетельствует об изменениях в отношении к "натурфилософии" со стороны учёных XX века.

Романтический "дух" как идея человеческого разума состоит в обобщающем рассмотре-

нии всего естествознания как некого единого целого [6, 350,365]. На наш взгляд, это, в принципе, романтическая мысль, граничащая с осмыслением достижений "натурфилософии", связана с рефлексией над последней. Натурфилософия всегда заменяла "неизвестные ещё ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении" [7,304].

Воображение, тем не менее, есть величайший конструктор. Наше время при помощи самых разнообразных учений стремится к обществу, которое состояло бы из "людей-объектов". Романтический же "дух", находясь в оппозиции к социальным, политическим и экономическим условиям, направлен на то, чтобы торжествовал именно "мир людей", представителей человеческого рода и духа "человечности", нравственности и гуманности. В этом, возможно, и заключена самая большая дерзость романтического духа.

Мы отстаиваем интересы свободных людей, людей творческого "духа", который преодолевает противоречие между "сущим" и "должным". Должное стремится, зачастую, к никогда ещё не бывшему и, таким образом, здесь делается акцент на факторе воли, которая, зачастую, разрушает, подавляет "душевный" мир человека. Сущее, напротив, раскрывает "экзистенцию" человеческого "я", преодолевает ненависть к самому человеку.

Нам думается, сколько иллюзий ещё придётся преодолеть на данном пути. Ведь, свобода есть наследиедуха западного либерализма. Эта свобода "легковесна, беззаботна, легко ранима" [8, 78]. При этом речь идёт о таком сознании свободы, которая "осознаёт себя как свободу неучастия, отказа, вызова" человека, его стремления к неземной красоте и царству духовных смыслов, связанных с миром творчества.

Между тем, свобода, её "дух", не может претерпевать бесконечные изменения. Идея свободы перестаёт быть "идеей", т.е. "духовной жизнью", если понимается лишь как свобода "присоединения" к какому-либо общественному и политическому движению, к политическому режиму, причём, независимо от того, что толкает людей к такому решению: речь идет о самом душевном подъёме или же об определённом сознательном выборе. Но "дух" романтики открыт возможности для творческой деятельности человека. Естествоиспытатель видит своей задачей лишь изложение самих яв-

лений природы; он, зачастую, рассматривает последнюю как наблюдатель. Он представляет её как "материю", лишённую духовного импульса, т.е. как "мёртвый механизм" [9, 54-55]. Конечно, естествоиспытатель всеми своими силами пытается понять природу осмысленным образом. Но он только, зачастую, умерщвляет природу своими же руками, тогда как поэт вдохновляет само восприятие природной действительности своей поэзией и музыкальными ритмами. Романтик устремлён к высшему "Я", которое познаёт себя несколько иначе, чем обычное, повседневное, поскольку это "Я" существует во всех явлениях мира как истина самой природы [10,167]. Романтический "дух" как бы приподнимает "покрывало" природы, где сходятся в "одной точке" разобщённые миры, как "параллели в бесконечном" [11,384].

Если ранний "дух" романтизма, скорее, ориентировался на оптимизм, на дух "штурма" и "натиска", то поздний романтизм характеризуется пессимизмом, ощущением катастрофы. По мнению Ф.П. Фёдорова, последний возникает с осознания реальности как объективной, вне человеческого сознания существующей. Такой романтизм представлен в сочинениях Гофмана [12,101-103]. Но, как бы там ни было, романтический "дух" призван попытаться изменить внешние вещи (для достижения личной "идентичности"). Человек приближается к своей духовной идентичности только в том случае, если он развивается сам и в то же время развивает внешний ему мир. В результате человек сам непосредственно находится в историческом процессе практического преобразования внешнего мира. Для И.Г. Фихте этот процесс "окультуривания" внешней реальности есть чувственное осуществление нравственности в культуре [13, 25].

Мы считаем, что романтический субъект есть, в сущности, "трансцендентальный субъект", или некое "универсальное сознание", объединяющее в себе "чувственность" и "разум". Но данные категории должны быть дополнительными друг к другу. Конечно, наиболее сильным аргументом в пользу "разумности" самой идеи дополнительности выступает тезис о выводимости данной идеи из области самой физики (речь, конечно, идёт о квантовой физике) [14,191].

Но мы здесь сразу же заметим, что, во-пер-вых, трансцендентальное "Я" есть некое "общественное сознание"; во-вторых, сам "трансцендентальный субъект" есть "всечеловеческий субъект", или "универсальное сознание", обладающее коммуникацией и экзистенцией; в-

третьих, "трансцендентальный субъект", видимо, есть некая "точка" единства "феноменологического сознания" и эмпирического "Я". Всё это и есть, в принципе формы конкретизации "романтического субъекта" или "духа". В противном случае философские обобщения идеи "дополнительности" постигает фатальная судьба [15, 715]. Ведь, ситуации, на которые обобщается "дополнительность", обязаны, отныне, обладать логическими характеристиками квантовой "дополнительности", что затрудняет осмысление реалий земного мира, который вырывается за границы всякого анализа.

Заметим, что в понимании Гегеля культура неразрывным образом связана с трудовой деятельностью и ее непреклонным прогрессом. Если на базе многообразия интересующих человека определений развивается "теоретическая культура", то в процессе труда приобретается "практическая культура", которая заключается в самой привычке трудиться [16, 321]. И. Кант в данном отношении указывал на "добродетели обхождения": "приятность в обществе", вежливость, мягкость и гостеприимство [17,393,396,415,417]. Кант видел необходимость культивирования человеком своего "практического разума" во имя достижения морального совершенства. В связи с этим И. Кант ставил перед человеком задачу приподнять "культуру своей воли до самого чистого добродетельного образа мыслей, когда закон становится также мотивом его сообразных с долгом поступков ..." [17, 321,421].

И. Кант полагает, что пока "моральные понятия" не являются достаточно очищенными и определёнными и пока сами цели человека не выступают как системные, сама "культура разума" способна вырабатывать "лишь грубые и смутные понятия о божестве". Но главное состоит в том, чтобы мы не проявляли "к этому вопросу удивительное равнодушие" [18, 670].

Сама метафизика, согласно И. Канту, "есть также и завершение всей культуры человеческого разума, необходимое даже и в том случае, если мы будем игнорировать её влияние как науки на некоторые определённые цели" [18,692].

Мы полагаем, что сам по себе романтический "дух" превосходит уровни научного и религиозного описания действительности, да и квантовая физика исходит из той мысли, что идея "дополнительности" не является универсальной панацеей от всех сложностей, представляя собой соотношение, которое всё же имеет определённые ограничения, которые ещё, видимо, предстоит авторам исследовать.

> <

X

ш S

ЪС U

e

о u о с s

e

#

* 174

Нам думается, что концепция "дополнительности", пробившая себе дорогу в физике и в иных сферах познания (лингвистике, социологии, культурологии, политике и т.д.), представляют собой определённую форму существования романтического "духа", который ещё предстоит идентифицировать, т.е. соотнести с самим "трансцендентальным принципом".

Этот "принцип", выполняющий регулятивную функцию в культуре и в познании, оказывается, в то же время методом синтеза западных и восточных традиций, дополнительности культур. Однако немецкие романтики (Гёль-дерлин, Новалис, Тик, Шлейермахер и другие) считали, что "всеобщая нормативность, идея заданности бытия и жизни мешает реализации свободы индивида" [1,87]. Но парадокс их творчества заключается в том, что риторические нормы оживают в самой социальной реальности. Романтики стремятся достичь действительности посредством обнаружения подлинности слова. Они воспринимают мир как "текст", в котором как бы струятся смысловые "энергии".

При этом сама поэзия, согласно романтикам, есть некое "лоно", из которого произросла культурная история Запада. Музыка и поэзия как бы "выталкивают" нас к идее единства, множественности и дополнительности культур. Отсюда, видимо проистекает сама романтическая идея вечного обновления мира и человека, очарованного приближающейся властью пропасти, пустоты, пониманием мира как болезненного, но вечного движения, соотносимого с миром свободы. В этом плане сама идея единства "Логоса" и гласа "трансцендентального субъекта" постепенно перетекает в проблему дополнительной связи между миром и человеком.

В заключение, исследовательский интерес к понятию "духа" романтики обусловлен, прежде всего, современным господством узко-прагматического духа и ценностей с ним связанных. В работе выявлены "контуры" идентификации романтического "духа", связанные с принципом идеалистического "универсализма" и "энциклопедизма". Однако ориентация на данные принципы приводит к мистическому восприятию реальности, что выражается в процессе конструирования теоретических (философских!) систем знания. Авторы настоящей работы обратились к анализу новых контекстов самой "идентификации" романтического "духа" в свете идеи "дополнительности" мышления. Новое прочтение "трансцендентального субъекта" как субъекта романтического позволяет в свете идеи "дополнительно-

сти" объединить "чувственность" и "разум", что очень важно для мировоззренческих поисков современности, озабоченной глобальными проблемами, решение которых возможно лишь на путях диалога между людьми, правительствами и народами. Выводы:

1. Романтической "дух" обладает более широким культурным полем, чем "трансцендентальный", или чисто "гносеологический" субъект. Если последний означает некий "регулятивный принцип", упорядочивающий формы рассудочной деятельности, то "дух" романтизма предполагает введение в исследовательский обороттакого понимания "трансцендентального субъекта", которое предполагает анализ коммуникативной и экзистенциальный функций трансцендентального "Я".

2. В этом плане выявлено, что романтики существенным образом расширили гносеологическое пространство "субъекта", вплоть до понятий экзистенциального и коммуникативного разума. В этом плане, само трансцендентальное "Я" предстает как более богатое в содержательном плане, духовное образование, чем чисто "гносеологический субъект", т.е. "чистое" понятие. Ведь "дух", или трансцендентальное "Я" обладает, как нами показано, коммуникативной, экзистенциальной и феноменологической функциями.

3. Обнаружено, что "трансцендентальный субъект" романтиков позволяет вывести нас на саму структуру "экзистенции" человека, содержательными компонентами которой выступает "метафизический страх", т.е. страх-бо-язнь утратить самое дорогое для социальной жизни, затем, "метафизическая вина", сопряжённая с духовным страданием человека и его свободой.

Литература:

1. Лукьянов A.B. Немецкий романтизм конца XVIII

- начала XIX в. и его философский анализ : монография / A.B. Лукьянов. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2018. -218 с.

2. Gorres J. Die christliche Mystik, 4 Bde, 1836-1842.

2. Auflage in 5 Banden. München Regensburg: Manz 1879.

3. Wiedmann A.K. Romantic Art Theories, Gresham Books. 1986.

4. Breazeale D. (Lexington, Kentucky). "Der Blitz der Einsicht" and "Der Akt der Evidenz". A Theme from Fichte's Berlin Introductions to Philosophy// Fichte

- Studien. Bd. 31. - Amsterdam - New York, NY 2007. -S.1 - 15.

5. Готт B.C., Дерюшев В.В., Перетурин А.Ф. Гегель и некоторые идеи современной физики // Философские науки. - 1968. - №4.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 20. - М.: Издательство политической литературы, 1961 -858 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - М.: Госполитиздат, 1961. - 745 с.

8. Мунье Э. Что такое персонализм?/ пер. с франц., примеч. И.С. Вдовиной. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. - 128 с.

9. Pouvreau R. Schöpferische Weltbetrachtung. Zum Verhältnis von Einbildung und Erkenntnis in Texten der Deutschen Romantik. Rodopi. Amsterdam - New York, NY, 2002.

10.Wanning B. Novalis zur Einfuhrung. Junius. Hamburg, 1996.

11. Novalis Werke. Herausgegeben und Kommentiert von Gerhard Schulz. Verlag C.H.Beck. - München, 2001.

12.Фёдоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: структура и семантика. - М., 2004. - 366 с.

13.0esterreich P.L., Traub Н. Der Ganze Fichte. Die populäre, wissenschaftliche und metaphilosophische Erschließung der Welt. Verlag W. Kohlhammer. 2006, GmbH, Stuttgart.

14. Feyerabend P. Problems of microphysics. - In: Frontiers of Science and Philosophy. - Pittsburgh, 1962.

15.Grunbaum A. Complementarity in quantum physics and its philosophical generalization. - J.Phil., 1957, vol.55, №23.- p.715.

16. Кузнецов, B.H. Немецкая классическая философия: учеб. / B.H. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк„ 2003. - 438 с.

17. Кант И. Сочинения. В 6 т. Вступительная статья Т.И. Ойзермана, A.B. Гулыги, В.Ф. Асмуса. - М„ 1963 -1966.

18. Кант И. Сочинения в шести томах. - М.: Мысль, 1964. Т.3.-799 с.

05

1-Н

О

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а. <

о

со

THE SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF A RESEARCH OF INFORMATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF ; ^ SCIENTIFIC INFORMATION ACTIVITIES K^'' v

Goncharov Vadim Nlkolaevlch, DSc of Philosophical science, Associate Professor, Professor of Department of Philosophy, North-Caucasian Federal University, Stavropol Berkovsky Vyacheslav Aleksandrovlch, PhD of Sociology, Associate Professor Kuleshln Maxim Georgiyevich, PhD of Historical sciences,

Department of Philosophy and Cultural Studies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

In society scientific information contributes to the development of research process. The main form of scientific information - knowledge, is a basis of information processes. The quality to the available researcher of information is the major komponenty scientific research. The insufficient attention to the organization of information support leads to notable decrease in efficiency of all scientific information activities in a public system.

Keywords: society; knowledge; information; scientific activity; scientific and information research.

175

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В обществе научная информация способствует развитию научно-исследова-тельского процесса. Основная форма научной информации - знания, составляют основу информационных процессов. Качество доступной исследователю информации является важнейшей компонентой научного исследования. Недостаточное внимание к организации информационного обеспечения приводит к ощутимому снижению эффективности всей научно-информацион-ной деятельности в общественной системе.

Кпю чевые слова: общество; знания; информация; научная деятельность; науч-но-информационное исследование.

УДК 101

ВАК РФ 09.00.11

© Гончаров В.Н., 2019 © Берковский В.А., 2019 © Кулешин М.Г., 2019

В контексте информационно-научной деятельности, научная информация предметно воплощается в сферу материального производства, способствуя повышению уровня знаний области образования в обществе и формированию знаний о научной деятельности, учитывая "особенности информационных потоков в науке, в процессе общественного развития" [4,5049-5052], "различные социальные и природные факторы, под влиянием которых протекает процесс формирования идентичности индивида как социального субъекта" [1,694].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.