Научная статья на тему 'Романтическая новеллистика и начало детективной прозы в Дании'

Романтическая новеллистика и начало детективной прозы в Дании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
356
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЛЛЫ / РОМАНТИЗМ / ДАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТЕКТИВ / СЮЖЕТ / ПРОЗА / NOVELLAS / ROMANTICISM / DANISH LITERATURE / DETECTIVE / PLOT / PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коровин Андрей Викторович

В статье рассматривается вопрос о становлении детективной литературы в Дании в XIX веке. Романтическая новелла стала той литературной формой, в рамках которой и формировался детективный сюжет, связанный с преступлением и его расследованием. Первые датские авторы, в творчестве которых наблюдается формирование детективной прозы: Л. Крузе, Б.С. Ингеманн, С.С. Бликер. Их произведения появились раньше, чем новеллы Э.А. По, что говорит об их значимости для мировой литературы. Датская и скандинавская литература в целом тяготеет к психологическому детективу, хотя сам детектив как форма воспринимается скорее как нечто импортированное: слово «ditektiv» воспринимается как иностранное, более распространенным термином оказывается «kriminalroman» (криминальный роман) или «krimi».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Romantic Short Stories and the Beginning of the Detective Prose in Denmark

The article focuses on the problem of genesis of the detective literature in Denmark in 19th century. The Romantic short story was a basic form for the development of detective plot connected with the crime and the investigation. The fist Danish authors who developed the detective genre were Lauritz Kruse, Bernhard Severin Ingemann, Sten Steensen Blicher. Their works were published decades earlier than Edgar Allan Poe’s tales, which is significant for understanding the world literary process. Generally speaking, Scandinavian literature has more psychological detective narratives than purely detective ones. More than that, the word «detektiv» and the corresponding form are looked at as something foreign; the more habitual Danish term is «kriminalroman» (literally criminal novel), or «krimi».

Текст научной работы на тему «Романтическая новеллистика и начало детективной прозы в Дании»

УДК 821(43).09"19"

Коровин Андрей Викторович

кандидат филологических наук, доцент Институт мировой литературы РАН, г. Москва avkorovin2002@mail.ru

РОМАНТИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛИСТИКА И НАЧАЛО ДЕТЕКТИВНОЙ ПРОЗЫ В ДАНИИ

В статье рассматривается вопрос о становлении детективной литературы в Дании в XIX веке. Романтическая новелла стала той литературной формой, в рамках которой и формировался детективный сюжет, связанный с преступлением и его расследованием. Первые датские авторы, в творчестве которых наблюдается формирование детективной прозы: Л. Крузе, Б.С. Ингеманн, С.С. Бликер. Их произведения появились раньше, чем новеллы Э.А. По, что говорит об их значимости для мировой литературы. Датская и скандинавская литература в целом тяготеет к психологическому детективу, хотя сам детектив как форма воспринимается скорее как нечто импортированное: слово «ditektiv» воспринимается как иностранное, более распространенным термином оказывается «krimmаlmmаn» (криминальный роман) или «krimi».

Ключевые слова: новеллы, романтизм, датская литература, детектив, сюжет, проза.

Становление детективной прозы в Дании происходит лишь в ХХ веке и связано с именем П.А.В. Росенкранца (Palle Adam Vilhelm Rosenkrantz, 1867-1941), чья книга «Что скрывало лесное озеро» (Hvad Skovs0en gemte, 1903) «по праву может считаться первым датским современным криминальным романом» [3]. В Дании учреждена премия имени Росенкранца, вручающаяся сочинителям детективов. Датская и скандинавская литература в целом тяготеет к психологическому детективу, хотя сам детектив как форма воспринимается скорее как нечто импортированное: слово «ditektiv» воспринимается как иностранное, более распространенным термином оказывается «kriminalroman» (криминальный роман) или «krimi», что звучит совсем по-датски. Очевидно, что подобное словоупотребление может отражать и читательское ожидания от данного конкретного текста, если в англоязычной литературе (как и в русской) главным в детективе становится образ героя, ведущего расследование (детектива), то в датском восприятии гораздо важнее обстоятельства преступления, психологическая коллизия, исследование внутренних интенций персонажей.

Между тем мотив преступления и расследования появляется в датской и скандинавской литературе значительно раньше, чем новеллы Э.А. По о Дюпене, которые традиционно считаются положившими начало детективной прозе, или сочинения Э.Т.А. Гофмана. К. Букер, анализируя различные способы построения сюжета, прямо указывает на связь произведений По с новеллой Гофмана «Мадмуазель де Скюдери» [2, с.507], датируемой 1818 г. В Дании еще в 1801 г. малоизвестный писатель Лауритс Крусе (Lauritz Kruse, 1778-1839) издает книгу «Эстетические изыскания» (^sthetiske Fors0g), где помещается текст «Убийца с холодным разумом и еще человек, заслуживающий уважения. Психологическое исследование» (Morderen med kold Overlsg og dog en Mand, der fortjener Agtelse, et psykologisk Fors0g). В этом рассказе очевиден интерес автора к психологии героев, попытке разобраться в хитроспле-

тениях душевных переживаний, но не остается и без внимания событийная сторона повествования, что свидетельствует о явном тяготении к традиции готической литературы, делающей акцент на необычных, захватывающих происшествиях. В 1822-23 гг. он публикует сборник рассказов «Криминальные сцены» (Сптша1-Айег), в котором содержатся истории уголовных преступлений. В сочинениях Крусе в основном идет речь именно о самих преступлениях, а не о том, как проходит расследование, авторский интерес более лежит в области психологии и необычной ситуации. Но сочинения Крусе оказались практически не востребованными в его время и в последующие эпохи.

Начиная с Крусе, именно в романтической новеллистике тема преступления - чаще убийства -получает весьма широкое распространение, что фактически закладывает основы национальной криминальной литературы (кпт1). Детектив как особая литературная форма недаром зарождается именно в ту эпоху, когда романтизм с его тягой к необычному, загадочному является доминирующим направлением. Новелла же оказывается самым подходящим жанром, поскольку изначально характеризуется динамизмом повествования и необычным, эффектным финалом. Э.А. По также использует все возможности этого жанра, создавая свои произведения. Таинственность и непро-ясненность происходящих событий - наследие готической прозы - в датской романтической новелле становятся непременным атрибутом рассказа о преступлениях. Фактически к ней можно отнести слова Е.М. Мелетинского о новеллах Клейста: «Новелла как бы выходит за узкие рамки изолированного происшествия и в сферу личного сознания, и одновременно в большой мир, выражая присущее романтизму сочетание индивидуализации и универсализации» [4, с.170]. В конечном итоге все разъясняется, становятся явными причины преступления, а часто и само преступление, которое убийца тщательно скрывает. Конечно, сам процесс расследования пока не занимает центрального места в повествовании; предмет изображения - не-

72

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 3, 2016

© Коровин А.В., 2016

Романтическая новеллистика и начало детективной прозы в Дании

понятная, зловещая ситуация, в которой оказались герои, а разрешение конфликта связано как раз с выявлением самого факта преступления, что дает ключ к пониманию происходящего.

Одним из первых датских авторов, экспериментировавших с подобного рода сюжетами, стал Бернхард Северин Ингеманн (Bernhard Severin Ingemann, 1789-1862), в чьих новеллах проявляется романтически раздвоенная личность, а все повествование строится на контрастах и сложных психологических коллизиях. М. Анкхёй-Нильсен отмечала: «Через все его творчество от первых до последних текстов пробивается более зловещий свет, исходящий из демонических глубин жизни. Эта другая сторона Ингеманна особенно заметна в его сказках и рассказах и проявляется в раздвоенности человека и его фрагментарной реальности» [1, с. 223]. Уже в сборник «Сказки и рассказы» (Eventyr og Fortellinger, 1820) вошли новеллы с криминальным сюжетом: «Тетя Мария» (Moster Мапа) и «Алтарный образ в Сорё» (Altertavlen i Sorae), где центральным событием становится выяснение обстоятельств загадочной смерти.

Особое место в развитии национальной «криминальной литературы» отводится Стену Стенсе-ну Бликеру (Sten Stensen Blicker, 1782-1848) - одному из значительнейших писателей в Дании, чьи произведения характеризуются сочетанием общей романтической направленности с интересом к обычным простым людям и повседневной жизни, но практически все сюжеты строятся на экстраординарном событии, нарушающем обычное течение жизни. В целом ряде произведений таким событием становится убийство, что позволяет их соотнести с зарождающейся детективной литературой. Это согласуется со словами Г.К. Честертона: «Первое важнейшее достоинство детектива состоит в том, что это - самая ранняя и пока что единственная форма популярной литературы, в которой выразилось некое ощущение поэзии современной жизни»[5, с. 16].

Тема преступления не становится для писателя главной, в центре повествования всегда остается герой и его внутренний мир, переживания и страсти, что характерно в целом для романтической литературы, но герои Бликера - это не романтические герои в традиционном понимании, а скорее простые люди, которые поднимаются над окружающими, лишь испытав жестокие удары судьбы, столкнувшись с преступлением, смертью, имевших для них роковые последствия. Писатель привносит в свои новеллы элемент недосказанности, таинственности, разгадка тайны часто наступает спустя многие годы, что можно характеризовать как начало детективной прозы. В композиционном отношении внутреннее время большинства новелл обычно разделено на два пласта, отделенных друг от друга годами, а иногда и повествова-

телями. В статье «Новелла тайн» В. Шкловский указывает на «временную перестановку» как непременное условие создание произведения, где рассказывается так, «что происходящее будет непонятно, в рассказе окажутся "тайны", потом только разрешаемые» [6, с. 125]. Новеллы Бликера по своей структуре вполне соответствуют типу «новеллы тайны», к которому Шкловский относит детективную новеллу. Первый из них, как правило, содержит завязку, а изложение разворачивающихся событий носит внешний характер, многое остается непроясненным, неизвестна дальнейшая судьба героев. Второй повествовательный пласт необходим, чтобы завершить историю, пролить свет на внутренние механизмы происшедшего: все таинственное и непонятное находит свое объяснение.

Еще одним из самых распространенных в литературе мотивов преступления является безумие персонажа, совершающего убийства. Задача детектива в этом случае значительно усложняется, поскольку необходимо постичь аномальную логику. У Блике-ра тема безумия тоже находит свое отражение, что в целом свойственно романтической литературе, но безумие у датского писателя страшно во всех своих проявлениях: это уход в иной мир, поскольку этот мир несовершенен, но далеко не избавление, героев преследуют тени прошлого, и нет конца их страданиям. Такова Сесилия, совершившая убийство, но не отдающая себе в этом отчета, в новелле «Галантерейщик» (Hosekreemmeren, 1829). Убийство в этой новелле является центральным эпизодом, определившим необычность ситуации, но причины, к нему приведшие, выявляются только при сопоставлении событий, разделенных годами.

Самой знаменитой новеллой писателя, в которой усматривается сугубо детективная фабула, является «Пастор из Вайльбю. Криминальная история» (Рг^еп i Vejlbye. Еп Criminalhistorie, 1829). Она имеет подзаголовок «Криминальная история», что можно расценить и как некое жанровое обозначение. В ней излагается полная драматизма история пастора, несправедливо обвиненного в убийстве. В этом произведении уже есть мотив расследования как вполне самоценный компонент повествования. В новелле два временных пласта и два рассказчика - одному ведомо начало истории, а второму - ее конец. Один проводил дознание, а второй раскрыл тайну. В этой новелле присутствует традиционная для детективной литературы схема: убийство и расследование этого убийства, правда, следствие идет по ложному следу, поскольку опирается на недостоверные свидетельские показания. Невинный человек обречен на смерть, а настоящий преступник торжествует.

В датской романтической новелле наблюдаются тенденции, нашедшие отражение в мировой детективной литературе. Они содержат рассказ о событии, выходящем за рамки обычного течения

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 3, 2016

73

жизни, иногда таким событием становится убийство, где преступление совершается, когда его ничего не предвещает. Такие новеллы вполне могут быть названы «kriminalnoveller» (криминальными новеллами), что соотносится с современным представлением о детективной литературе.

Библиографический список

1. Ankh0j Nielsen M. Efterskrift // Ingemann B.S. Fjorten Eventyr og Fortellinger / Ved M. Ankh0j Nielsen. - Kabenhavn: DSL/Borgen, 1989. - S. 223-249.

2. Booker Ch. The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories. - New York: Bloomsbrny, 2004. - 728 p.

3. Michaelis B.T. Baronen som gik sine egne veje// Politiken. - 2003. - 8 nov.

4. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. - М.: Наука, 1990. - 280 с.

5. Честертон Г.К. В защиту детективной литературы // Как сделать детектив / сост. А.Ф. Строев. - М.: Радуга, 1990. - С. 16-19.

6. Шкловский В. О теории прозы. - М.: Изд. Федерация, 1929. - 268 с.

УДК 821.161.1.09''19/20''

Королева Вера Владимировна

кандидат филологических наук, доцент Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

queenvera@yandex.ru

ГОФМАНОВСКИЙ ПЛАСТ «ЧУЖОГО СЛОВА» В РОМАНЕ А. БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ»

В статье рассматривается гофмановский пласт «чужого слова» (на основе романа Гофмана «Эликсиры дьявола») в романе А.Белого «Петербург», находящий выражение в темах рока, двойничества и кукольности. В «Петербурге» Белого, как и у Гофмана, два мира: реальный и зеркально расположенный - ирреальный. Границы между ними стерты, поэтому персонажи романа двойственны: они обычные люди, но и они же фантомы, и граница между ними размыта. Важной составляющей романа Белого, как и ряда произведений Гофмана, является маскарадность, которая характеризуется тотальным смещением границ и выражается в присутствии масок домино и кукольности. Гофмановская стилистика проявляется у Белого в иронии и гротеске. Присущая роману Белого музыкальность играет значительную роль в «сцеплении» сюжета и имеет свои истоки в творчестве Э.Т.А. Гофмана.

Ключевые слова: А. Белый, роман «Петербург», Э.Т.А. Гофман, «чужое слово», двойничество, маскарад, куколь-

ность, музыкальность, ирония и гротеск.

Роман А. Белого «Петербург» неоднократно привлекал внимание исследователей своей многогранностью, многоаспектно-стью проблематики и необычным стилем. Он сочетает в себе черты символистской, романтической, реалистической и футуристической поэтики.

Н. Пустыгина причину такой сложности «Петербурга» видит в том, что автор использует обилие цитат, реминисценций, аллюзий, которые создают многозначность образов и смыслов. Она полагает, что роман представляет собой некий «синтетический комплекс» «чужого слова», которое «переплавляется» в «Петербурге» в «свое», в слово А. Белого» [13, с.80].

Н. Пустыгина считает, что организующая роль «сатирического смысла» в «Петербурге» проявляется в виде авторской «игры» с «чужим текстом» и предлагает разграничить использование цитат в романе и выделить «цитатность на уровне "чужой поэтики"» (связанная с тем, что А. Белый сам называл «свободой в формах искусства») и цитат-ность на уровне «чужого содержания» [13, с. 81].

В связи с этим становится очевидной проблема поиска источников этого синтеза в романе, одним из которых, на наш взгляд, является творчество Э.Т.А. Гофмана и, в частности, его роман «Эликсиры дьявола».

Н.А. Бердяев первым обратил внимание на близость романа Белого поэтике Гофмана: «В европейской литературе предшественником творческих

приемов А. Белого можно назвать Гофмана, в гениальной фантастике которого также нарушились все грани и все планы перемешивались, все двоилось и переходило в другое» [4, с. 43]. Среди русской литературы главными учителями А. Белого Н.А. Бердяев называет Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского: «А. Белый - прямой продолжатель Гоголя и Достоевского. Подобно Н.В. Гоголю видит он в человеческой жизни больше уродства и ужаса, чем красоты и подлинного, твердого бытия» [4, с. 43].

Как известно, Э.Т.А. Гофман оказал большое влияние на формирование творческого метода Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, поэтому можно говорить о двух источниках восприятия А. Белым Э.Т.А. Гофмана: непосредственно через его произведения и через творчество Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского. О последнем факте свидетельствуют упоминания А. Белым имени Э.Т.А. Гофмана в своих критических работах «Трагедия творчества Достоевского и Толстого» и «Мастерство Гоголя».

А. Белый в мемуарах «На рубеже двух столетий», описывая процесс формирования своего творческого метода, также упоминает имя Гофмана: «Мы - постоянные импровизаторы, мифот-ворцы сюжетов, рисующие драматические борьбу света и тьмы (начала с концом), мифологические события, происходящие с нами и с нашими знакомыми... перелагая знакомых в свой миф, мы выращиваем всякую фантастику в стиле Гофмана и Э. По: фантастику реализма» [4, с. 535-536].

74

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 3, 2016

© Королева В.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.