Научная статья на тему 'РОМАНСЫ ХАБИБУЛЛЫ РАХИМОВА В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА'

РОМАНСЫ ХАБИБУЛЛЫ РАХИМОВА В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНС / МУЗЫКА / КУЛЬТУРА / ПЕНИЕ / МЕЛОДИЯ / РИТМ / ИНТОНАЦИЯ / ТЕССИТУРА / ГОЛОС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саидмухамедова Л.З.

обращаясь к романсам Х. Рахимова, педагог должен тщательно проанализировать их перед тем, как начинать работу над ними со студентами. Выбор какого-либо конкретного романса определяется эмоциональным складом личности молодого певца, его темпераментом, уровнем профессиональной подготовки, артистическими способностями. Романсы Х. Рахимова содержат в себе определённые интонирование, метроритмические, технические трудности, которые необходимо учитывать при подборе учебного репертуара. Рекомендуя какой-либо конкретный романс студенту, педагог должен проиграть его, спеть и проанализировать его образное содержание, цели и задачи его изучения. Важно заинтересовать студента, пробудить в нем стремление понять смысл произведения, его художественную ценность и мелодическую красоту. Язык современной музыки требует особого внимания ко всем ее элементам, особенно к интонации и ритму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROMANCES BY KHABIBULLA RAKHIMOV IN THE ACADEMIC SINGING CLASS OF THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN

when referring to Kh. Rakhimov's romances, the teacher should carefully analyze them before starting work on them with students. The choice of a particular romance is determined by the emotional makeup of the personality of the young singer, his temperament, the level of professional training, and artistic abilities. Rakhimov's romances contain certain intonation, metro-rhythmic, technical difficulties that must be taken into account when choosing an educational repertoire. If a teacher recommends a specific romance to a student, the teacher should play it, sing it and analyze its figurative content, goals and objectives of its study. It is important to interest the student, to awaken in him the desire to understand the meaning of the work, its artistic value and melodic beauty. In modern music, language requires special attention to all its elements, especially to intonation and rhythm.

Текст научной работы на тему «РОМАНСЫ ХАБИБУЛЛЫ РАХИМОВА В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА»

РОМАНСЫ ХАБИБУЛЛЫ РАХИМОВА В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ УЗБЕКИСТАНА

Саидмухамедова Л.З.

Саидмухамедова Лола Зайнутдиновна - старший преподаватель, кафедра академического пения и оперной подготовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: обращаясь к романсам X Рахимова, педагог должен тщательно проанализировать их перед тем, как начинать работу над ними со студентами. Выбор какого-либо конкретного романса определяется эмоциональным складом личности молодого певца, его темпераментом, уровнем профессиональной подготовки, артистическими способностями. Романсы Х. Рахимова содержат в себе определённые интонирование, метроритмические, технические трудности, которые необходимо учитывать при подборе учебного репертуара. Рекомендуя какой-либо конкретный романс студенту, педагог должен проиграть его, спеть и проанализировать его образное содержание, цели и задачи его изучения. Важно заинтересовать студента, пробудить в нем стремление понять смысл произведения, его художественную ценность и мелодическую красоту. Язык современной музыки требует особого внимания ко всем ее элементам, особенно к интонации и ритму.

Ключевые слова: романс, музыка, культура, пение, мелодия, ритм, интонация, тесситура, голос.

ROMANCES BY KHABIBULLA RAKHIMOV IN THE ACADEMIC SINGING CLASS OF THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN Saidmukhamedova L.Z.

Saidmukhamedova Lola Zainutdinovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT ACADEMIC SINGING AND OPERA TRAINING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: when referring to Kh. Rakhimov's romances, the teacher should carefully analyze them before starting work on them with students. The choice of a particular romance is determined by the emotional makeup of the personality of the young singer, his temperament, the level of professional training, and artistic abilities. Rakhimov's romances contain certain intonation, metro-rhythmic, technical difficulties that must be taken into account when choosing an educational repertoire. If a teacher recommends a specific romance to a student, the teacher should play it, sing it and analyze its figurative content, goals and objectives of its study. It is important to interest the student, to awaken in him the desire to understand the meaning of the work, its artistic value and melodic beauty. In modern music, language requires special attention to all its elements, especially to intonation and rhythm.

Keywords: romance, music, culture, singing, melody, rhythm, intonation, tessitura, voice.

УДК 078

Изучение вокальной лирики современных узбекских композиторов является важным составным образовательным процессом в классе академического пения в консерватории. Большой интерес в этом отношении представляет романсы Хабибуллы Рахимова, отличающиеся глубоким художественным содержанием, богатством лирических образов, национальной почвенностью, ярким вокальным языком. В романсы Рахимова находит отражение духовный мир современного человека, его чувства, переживания, мечты, романтические чувства и настроения. На материале вокальных сочинений Рахимова педагог может успешно решать сложные проблемы технологий академического вокала и выразительности пения, добиваться качественного исполнения музыки, создания яркого художественного образа, глубокого воздействия слушателя, затрагивающую струны человеческой души. «Главная задача вокального образования, - подчеркивает профессор Г.И. Мухамедова, - воспитание квалифицированных, высоко профессиональных, конкурентоспособных певцов [1, 56]. В этом случаи романсы Х. Рахимова являются благодатным источником профессионального развития вокалиста, воспитания высокой культуры пения, высокого художественного вкуса.

Романс «Ёлгиз сени дедим» на слова М. Джаббарова рекомендуется давать студентам, обладающим высоким уровнем интеллекта, способным к глубокой рефлексии, самоуглубленность во внутренний мир глубоких чувств, размышлению, переживания с постепенным раскрытием страстной эмоциональности, напряженности высказывания. Романсы содержат три фазы музыкального развития: первая - постепенное возрастание эмоционального напряжения с последовательным повышением тесситуры. Вторая фаза -средняя часть романса - эмоциональные выражения, выражение звуковысотностей тесситурой. Третья фаза - постепенное возвращение к первоначальную стадию сосредоточенного размышления. В романсе не имеют обычной репризности на уровне повторенбия первой части. Композитор создает ощущение репризы

постепенным возвращением в начальную тесситуру среднего регистра. В этом заключается своеобразие трехчастной формы романса.

Романс характеризуется глубоким лирическим высказыванием вокальной речи, как бы повествованием, рассказав героя по своим чувствам, переживаниям. Постепенное воодушевленность, герой романса достигает эмоциональной вершины своим психологическим переживанием, достигающей кульминации. Характерно, что композитор не указал в вокальной партии динамические оттенков, предоставляя певцу право самостоятельно их выбора, где главным критическим является художественный вкус и творческая интуиция исполнения. Особого внимания при изучении вокальной партии следует изучить закругленность мотивов и фраз, паузам, частным смешением размера. Постепенно фразы становиться всё более обширным, преобразовав характер непрерывного развёртывания. Их укрепление требует правильного, рационального распределения дыхания, а также степени силы звучания голоса певца, применения вибрации, усиливающей эмоционально-психологический тонус вокальной речи.

Работа над данным романсом очень полезна для развития навыков выразительного интонирования отпевания устоев, плавного звукообразования. Воспитание высокой культуры вокального интонирования, чёткой дикции является одной из главных целей в изучении данного романса, формирующего идейно -нравственную жизненную позицию молодого певца.

Романс «Согинганда» на слова Народного поэта Узбекистана Хамида Алимджана предъявляет внимание художественные исполнительские и технические требования певцу, поэтому его рекомендуется давать студентам, имеющим крепкую вокальную подготовку, владение приёмами традиционного макомного пения, хорошо разработанной техникой дыхания. Данное произведение приближается к вокальной поэме. Его построение имеет контуры трехчастной формы, свободно трактованной композитором. Строфическая структура поэтического текста обогащается в романсе приёмами импровизации, драматизации в среднем разделе Piu mosso. Вокальная партия романса изобилует интонационными и метроритмическими трудностями, преодоление которых требует тщательной работы над каждым элементом фактуры. Синкопы, трелеобразные украшение требуют специального внимания и тщательной обработки. При этом технические трудности следует осмысливать музыкально.

В романсе «Согинганда» нотный текст является условной схемой, дающей певцу ориентир для его исполнительского творчества. В то же время педагог должен строго контролировать воображение ученика, не допуская произвольного искажения композиторской мысли. Интонирующая чистота тона и ритмическая точность исполнения должны быть постоянно в поле зрения педагога.

В среднем разделе романса Piu mosso тесситура постепенно повышается, приводя к драматической кульминации. В кульминации важно правильно раскрыть не только силу звукового голоса, но и дыхание, что положит певцу найти удобную форму звуковедения и ярко завершить средний раздел романса. Фортепианная партия здесь дополняет эмоциональный динамизм страстного изложения чувств певца и постепенно усиливать его к заключительному разделу романса Tempo I.

Романс «Узокда» на слова Р. Бабаджанова подобен восточной миниатюре своей устойчивой фортепианной фактуры, предельным лаконизмом вокального высказывания. Этот романс полезен для выработки чётности вокального произведения музыкальной мысли. Речитативно-декламационная вокальная партия развивается очень свободно при частой смене размера. Исполнение романса требует высокого художественного вкуса, осмысления каждого пропетого слова, каждого мотива и фразы.

Романс «Юлдузлар» на слова Р. Бабаджанова характеризующего мелодической подвижной вокальной партии. Образный мир романса лирико-романтической и мечтательный богат ассоциациями и семантическими метафорами. Поэтому это произведение надо добавить студентам для развития их творческих выразительных исполнительских способностей. Начиная работу над данным романсом, необходимо проанализировать его поэтическую структуру и её отражение в музыкальной форме, удачно созданной композитором. В своей основе построение романса двухчастное. Оно имеет структуру вопроса и ответа или модифицированного запева и припева, повторяющее на разных устоях.

В романсе «Фаввора» на слова Б. Байкобилова одной из главных целей является развитие вокальной кантилены в условиях быстрого темпа, требующего технической подвижности и свободы. Указание композитора dolce e cantabile ориентирует педагога на необходимость концентрации внимания на параметрах звукоизвлечения, связанных с выработкой лёгкости голоса образования, полётности вокального звука, красоты тембра, динамики ньюансов.

Данный романс содержит в себе ряд технических трудностей, связанных с его метроритмической организацией. Смены метра должны быть осмыслены обучающимися и подчинены логике развития мелодики вокальной речи.

Обобщая аналитические наблюдения над романсами Хабибуллы Рахимова, необходимо сделать вывод об их несомненно высоко художественной ценности и значимости в профессиональным развитии и духовно-нравственном воспитании молодых певцов, пропагандистов современного узбекского композиторского творчества.

Список литературы / References

1. Мухамедова Г.И. Вокалькое искусство Узбекистана в системе непрерывного образования // Uzluksiz ta'lim, 2020. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.