Научная статья на тему 'Романовские кельи в Костромском Ипатьевском монастыре: музей в сценариях власти Российской монархии'

Романовские кельи в Костромском Ипатьевском монастыре: музей в сценариях власти Российской монархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМОРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ / MEMORIAL MUSEUMS / МИФОЛОГИЯ ВЛАСТИ / MYTHOLOGY OF POWER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никифорова Лариса Викторовна

Статья посвящена предыстории особого типа мемориальных музеев музеев династии Романовых, первым из которых стали палаты Романовых в Костромском Ипатьевском монастыре. Главными аргументами мемориального отношения к ним являются не исторические источники, подтверждающие место жительства будущего царя, а мифология власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Romanov’s cells in Ipatievsky monastery in Kostroma: Museum in the power scenarios of the Russian monarchy

The article is dedicated to the prehistory of a special type of memorial museums formation the museums of Romanovs’ dynasty history. The first one was the Romanovs’ cells in Ipatievsky monastery in Kostroma. Not the historical sources confirming the fact that future tsar lived there became the first argument in support of memorial attitude to this object but the mythology of power.

Текст научной работы на тему «Романовские кельи в Костромском Ипатьевском монастыре: музей в сценариях власти Российской монархии»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2009. Вып. 2

Л. В. Никифорова

РОМАНОВСКИЕ КЕЛЬИ В КОСТРОМСКОМ ИПАТЬЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ: МУЗЕЙ В СЦЕНАРИЯХ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ МОНАРХИИ*

В Костромском Ипатьевском монастыре посетителям показывают палаты Романовых, в которых Михаил Федорович со своей матерью жили накануне наречения на царство. Не существует исторических источников, указывающих именно на эти палаты как на место пребывания в Ипатьевском монастыре будущего царя. По мнению современных исследователей, строение, названное в XIX в. Романовскими палатами, могло служить гостиными кельями, предназначенными для почетных гостей, возможно, для пребывания во время богомолья ктиторов монастыря Годуновых. В этом корпусе мог жить будущий царь Михаил Романов1. Причиной мемориального отношения к палатам послужили не документы. Палаты были «узнаны» в начале XIX в. в качестве царского жилища, «назначены» на роль мемориального объекта. Их статус в дальнейшем только укреплялся и никакими сомнениями уже поколеблен быть не мог.

Сохранилось сообщение о том, что великий князь Михаил Павлович в 1817 г. осматривал «Романовские кельи» и произнес: «Так вот каковы были царские чертоги!»2 К этому времени вопрос о месте жительства Михаила Федоровича в монастыре уже был поставлен, и ответ на него найден. Представляются важными причины возникновения интереса к месту жительства Михаила Федоровича.

Долгое время память о воцарении Романовых связывалась отнюдь не с жилищем, а со Святыми воротами монастыря, где инокиня Марфа Иоанновна и Михаил Федорович встретились с Великим Посольством Земского собора, и происходило многочасовое «умоление» принять скипетр, с Троицким собором, где состоялся чин наречения на царство, и, наконец, с Западными воротами, откуда происходило «исшествие» нареченного государя в Москву. Почитанием пользовалась чудотворная Федоровская икона Божьей матери, хранившаяся в Успенском соборе Костромы, — перед ее ликом инокиня Марфа Иоанновна не смогла более упорствовать и благословила сына. Только в начале XIX в. в число Ипатьевских святынь оказались включены т. н. Романовские кельи.

Вплоть до рубежа XVIII-XIX вв. память о воцарении новой династии была частью христианской традиции почитания святынь. Да и нельзя сказать, чтобы эта память была отчетливо выражена. Ипатьевский монастырь жаловали деньгами и землями, он стал к концу XVII в. одним из самых богатых монастырей, но специальных паломничеств не совершали, лишь один раз в 1619 г. там побывал Михаил Федорович — на обратном пути из Макарьево-Унженского монастыря. Следующей после него царственной гостьей стала только Екатерина II.

Внимание государей, точнее государынь, XVIII в. к Ипатьевскому монастырю было связано с явлением, которое, используя выражение Р. Уортмана, можно назвать личным сценарием власти. Если в XVII в. православное благочестие было само собой разумеющимся

* Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 08-04-00370а. © Л. В. Никифорова, 2009

и единственно возможным способом манифестации власти, то в XVIII в. ситуация коренным образом изменилась. «Семиотическая реформа» Петра I принесла новые формы репрезентации, апеллирующие к триумфальной мифологии античного (европейского) мира. Каждый монарх, начиная с Петра, имел в своем распоряжении два значимых языка власти — триумфальный европейский (петербургский) и благочестивый (московский). Создавая свой сценарий власти, монарх или монархиня то усиливали европейский компонент языка репрезентации, то акцентировали православный. Так, строгое соблюдение постов и «русские обычаи» при дворе Елизаветы Петровны были «ответом» на возвышение «курляндского двора» и бироновщину. В царствование Елизаветы регулярные паломничества к Троице превратились в важнейший государственный ритуал. Елизавета же проявила явно выраженную заботу и об Ипатьевском монастыре.

«Сценарий власти» начала царствования Екатерины II создавался в рамках стратегии персонального утверждения в династии Романовых. Для него значимы были оба языка власти — триумфальный петербургский, свидетельствовавший о преемственности Петру, и благочестивый московский, благодаря которому она утверждалась как преемница династии московских царей. Важную роль в процедуре семиотической легитимации власти Екатерины II сыграл Ипатьевский монастырь. В путешествии по Волге 1767 г., которое рассматривается как ритуал, воспроизводящий базовый миф о происхождении власти, посещение Костромы и Ипатьевского монастыря должно было знаменовать утверждение на троне законной наследницы русской земли. Посещение Костромы символизировало объединение программы императорского триумфа и поклонения святыням, связанным с началом династии. Если первый сюжет был задан Екатерине российской императорской традицией, то второй она создала самостоятельно.

Триумфальным было само путешествие на судах «распещренных флагами», под гром пушечной пальбы и духовую музыку, полковые смотры с преклонением знамен и барабанным боем, фейерверки, триумфальные ворота. На ступенях Успенского собора «девицы в белых пастушеских платьях сыпали цветы к стопам Ее Величества»3.

Особый церемониальный ряд был посвящен Ипатьевскому монастырю. У стен монастыря Екатерину приветствовал епископ Дамаскин, в речи которого Михаил Федорович был назван предком императрицы. Литургию в Троицком соборе императрица слушала на царском месте — том самом, которое в 1613 г. было прислано в монастырь новонареченным царем. До середины XVII в. оно стояло в старой Троицкой церкви. Потом церковь разрушилась, отстроили новую, а царское место осталось в монастырской кладовой. Его извлекли на свет по случаю прибытия Екатерины. «Тогда на сем достопамятном, искусною резьбою украшенном месте видела Кострома приемлющаго Державу к обновлению сил изнемогшия России кроткаго Государя, и потом на том же самом древнем и священном месте узрели Великую Его Правнуку», — писал мемуарист4. Костромские триумфальные ворота украшала «картина, представляющая избрание на престол Государя Царя Михаила Феодоровича, c иносказательным изображением о избавлении России от злоключений; c надписью: Слава Империи»5.

Исследователи полагают, что вопрос о том, где именно жил Михаил Федорович в монастыре, мог быть задан Екатериной. Это весьма правдоподобное предположение, подтвержденное не документами, а основными сюжетами мифологии Екатерининского царствования. Для него среди прочих был очень важен сюжет обретения права на трон. Значение его объясняется и конкретными обстоятельства воцарения, и риторической оппозицией простоты, бедности и знатности, богатства, в которой положительным значением наделена

первая составляющая, и просветительская идея достоинства, не зависящего от сословного происхождения. «Записки» Екатерины, составленные в самом конце ее жизни, являются развернутым комментарием к мифологеме получения трона по заслугам; они служили не только оправданием начала царствования, но, возможно, приуготовлением к следующему — Екатерина намеревалась вручить трон внуку, а не сыну. «Счастие не так слепо, как обыкновенно думают. Часто оно есть не что иное, как следствие верных и твердых мер, не замеченных толпою, но тем не менее подготовивших известное событие. Еще чаще оно бывает результатом личных качеств, характера и поведения»6.

Не только литературными аналогиями может быть объяснен интерес Екатерины к месту, где жил будущий государь. К моменту посещения Ипатьевского монастыря Екатерина уже воздвигла своеобразный монумент простому жилищу мудрой и кроткой девы, которой сама судьба уготовила императорский трон. Во время путешествия по Волге завершалось строительство Китайского дворца в Ораниенбауме. Нам уже приходилось писать о том, что строительство Китайского дворца имело актуальный политический подтекст, связанный с задачей семиотической легитимации права на престол7. Эта мемориальная суть Китайского дворца была очевидна еще и в середине XIX в. «Как бы провид свое высокое призвание в будущем, Екатерина по-возможности, удалилась от придворного шума и 17-ть лет провела в этом уединенном жилище, посвящая большую часть своего времени науке, чтению и размышлению»8. Под семнадцатью годами уединения подразумевалось время от заключения брака с великим князем Петром Федоровичем до «принятия» российского престола. Для Китайского дворца была важна не историческая достоверность жилища — он и построен-то не великой княгиней, а императрицей, — но общий легендарный фон, зафиксированный «Записками» и, надо полагать, неоднократно пересказанный в беседах с гостями, которых Екатерина возила из Петергофа в Ораниенбаум.

Словом, Екатерина действительно могла проявить интерес к жилищу «юного сына, воспитанного в мирном уединении и не знакомого с великой наукой — царствовать»9; этот интерес соответствует законам исторического «автопортрета», который Екатерина творила сознательно и активно.

Тогда же, в екатерининское время, складывается т. н. «сусанинский сюжет». Под этим понимается сложение литературной версии подвига костромского крестьянина, ее канонизация и превращение в идеологический аргумент, подтверждающий национальный характер монархии10. До рубежа XVIII-XIX вв. история Сусанина существовала только в юридических документах — указах, подтверждавших привилегии его потомков.

Сусанинский миф создавался из материала своей эпохи. Для его становления отправной точкой служит посещение Екатериной Ипатьевского монастыря. В приветственной речи архиепископа Дамаскина воцарение Михаила непосредственно связывалось с подвигом Сусанина; в том же 1767 г. Екатерина подтвердила указ о привилегиях потомков Сусанина. Тем самым, как пишут М. Велижев и М. Лавринович, «сусанинская история» оказалась включена в контекст идеологии екатерининского царствования. В беллетризации сусанинского сюжета сыграла роль не только идеологическая задача, но и романтизация отечественной истории, поиск примеров, соответствовавших античному героическому канону (Сусанин стал русским Горацием), сентименталистская популярность сюжетов о благородном поведении простых людей.

Для нашего рассказа важно следующее: образ Сусанина и «убежище царя-отрока, самопожертвованием Сусанина спасенного»11 оказались теснейшим образом связаны. История Сусанина, со всеми ее героическими и чувствительными коннотациями, стала

в XIX в. основным объяснением тому, почему Михаил Федорович оказался в Ипатьевском монастыре накануне прибытия Великого посольства. Спасение будущего царя было понято как действие Промысла, а «романовские кельи» превратились в живого свидетеля подвига. Не случайно накануне визита в Кострому Николая I костромское дворянство выступило с инициативой установить памятник Сусанину в монастыре.

Настоящее внимание к Романовским палатам проявил Николай I. Его посещение Костромы в 1834 г. воспроизводило в основных чертах визит Екатерины II с одним существенным дополнением — осмотром палат Романовых — и стало сценарием всех последующих посещений. В дальнейшем визиты в Кострому вошли в программу воспитания великих князей и государевых наследников. Начиналось посещение всегда с Успенского собора и поклонения чудотворной иконе Федоровской Божьей матери. После богослужения протоиерей вручал царственным гостям список иконы (малую икону Федоровской Богоматери) с объяснениями древности иконы, ее чудотворений и роли в воцарении династии Романовых. Затем следовал отъезд в Ипатьевский монастырь. Настоятель монастыря встречал высоких гостей приветственной речью, которая в основных сюжетах повторяла речь епископа Дамаскина 1767 г. Затем следовало богослужение в Троицком соборе, осмотр ризницы и «романовских келий». Программы визитов разнились в деталях. Так, юные гости оставляли собственную подпись на «благовременно приуготовленном листке» с записью о посещении. Первым это сделал цесаревич Александр Николаевич (1837), затем великие князья Николай и Михаил Николаевичи (1850).

По распоряжению Николая I начались работы по реставрации палат или, точнее, «по их обновлению в древнеподражательном виде»12. Он же прислал в монастырь из Оружейной палаты посох и серебряный ковш царя Михаила Федоровича, закрепив мемориальный статус. В 1863 г. палаты были освящены, в них были помещены иконы, прежде всего, в покоях — Федоровская Богоматерь «в меру чудотворного образа», да в передней хромолитографические Федоровские иконы.

Для Николаевской эпохи важны были новые значения уединенного жилища. В это время эстетически значимой стала оппозиция приватного и публичного. Ни в Екатерининскую, ни в Александровскую эпоху она такого значения не имела — жизнь при дворе была исключительно публичной. Николай I стал монархом, который начал выстраивать сценарий семейной дружбы, семейной идиллии. Декорацией частной жизни царской семьи стал Коттедж в Петергофе — «Сельский домик ея Величества», построенный в 1826-1829 гг. Большой дворец в Петергофе превращался отныне в официальное публичное пространство, где Николай выступал в роли императора; Александрия стала семейным домом, где император становился любящим супругом и заботливым отцом.

Романовские палаты в Ипатьевском монастыре, открытые после реставрации в 1863 г., были осмыслены именно в роли частного жилища. Они делились на две половины: левая часть стала половиной Михаила Федоровича, правая — его матери. Дальняя большая комната на половине матери стала столовой. Палаты обставили мебелью, были устроены изразцовые печи во вкусе XVII в., и мемориальный музей получил свой законченный образ, а весь мемориальный ансамбль приобрел необходимую завершенность и полноту.

Со времени Николая I зазвучала метафора «колыбели дома Романовых». В Указе Св. Синода 1842 г. Ипатьевский монастырь был назван «колыбелью необъятной славы»13. А. Н. Муравьев назвал его «первоначальным гнездом, отколе с такою славою воспарил птенец орлий»14, в речи настоятеля монастыря, обращенной к цесаревичу Николаю Александровичу, он именовался «колыбелью дома царственного ко благу, величию и славе

России» (1863). Одновременно с обновлением Романовских келий шла работа над созданием еще одного династического музея — палат бояр Романовых в Москве на Варварке. Среди экспонатов была резная люлька в детской — собственно «колыбель».

1 Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. М., 2003. С. 61.

2 Вознесенский Е. П. Воспоминания о путешествиях высочайших особ благополучно царствующего Императорского Дома Романовых в пределах Костромской губернии в XVII, XVIII и текущем столетии. Кострома, 1859. С. 44.

3 Протасьев Н. Пребывание Екатерины Второй в 1767 году в Костроме [Публ. А. Н. Протасье-вой] // Русский вестник. 1810. Ч. 9. № 2. С. 92.

4 ПротасьевН. Указ. соч. С. 83.

5 Там же. С. 98.

6 Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Записки императрицы Екатерины II. Репринтное воспроизведение. М., 1990. С. 1.

7 Никифорова Л. В. Дворец в истории русской культуры: опыт типологии. СПб., 2006. С. 112-119.

8 Иллюстрация, еженедельное издание всего полезного и изящного. 1847. Т. IV, № 7. С. 102.

9 Островский П. Ф. Указ. соч. С. 61.

10 Киселева Л. Н. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) // Лотмановский сборник 2. М., 1997. С. 279-302; Велижев М., Лавринович М. «Сусанинский миф»: становление канона // Новое литературное обозрение. 2003. № 63. С. 186-204; Булкина И. О случаях и характерах в русской истории: Мужество киевлянина // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. VI (Новая серия): К 85-летию П. С. Рейфмана. Тарту, 2008. С. 43-53.

11 Самарянов В. А. Указ. соч. С. 6.

12 Там же. С. 51.

13 Там же. С. 9.

14 Муравьев А. Н. Мысли о православии при посещении святыни русской. СПб., 1850. С. 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.