УДК 130.2(470)
К. Ф. Комаровских, Н. И. Комаровских Святая Русь - с давних времен до наших дней1
В статье идет речь о древнерусской духовности и преемственности традиций.
Ключевые слова: Святая Русь, «Повесть временных лет», «северная традиция»
K. F. Komarovskih, N. I. Komarovskih The Holy Russia for ages up to now
This article tells us about the ancient Russian spirituality and eligibility of traditions.
Keywords: the Holy Russia,"Primary Chronicle", "north tradition"
В Санкт-Петербурге в Михайловском замке (филиал Русского музея) в конце 2011 года была открыта замечательная выставка «Святая Русь», где можно было узнать много интересного и важного о жизни нашей страны после Крещения Руси. Примечательно, что переход от язычества к православию сопровождался бережным отношением к волхвам и идолам: не уничтожали идолы, а как бы отпускали их по течению рек, предавали воде, как порой поступали и с иконами.
Из «Велесовой книги»2 (записана на дощечках Изенбека) узнаем о более раннем периоде нашей истории от ~3 тыс. лет назад3. Здесь описаны события, подтвержденные археологическими открытиями. Тогда была эпоха монотеизма, а другие боги были помощниками верховного Бога. Люди не знали войн, не было распрей, поскольку все поклонялись Единому Богу. Повествуется о затонувшей сказочной стране Арктиде близ Северного полюса.
Можно считать доказанным4, что «Северная традиция» охватывает как индуизм, так и «древнеправославие» русов. К сожалению, не сохранилось таких дощечек и рукописей более древних времен, но на помощь приходит Каменная книга жизни. Наши исследования памятников Гипербореи в Белом море5 посвящены до-велесовому периоду, когда Арктида ушла под воду.
Результатом наших экспедиций явилось обнаружение сказочной «живой воды» и кристаллов для биоактивации воды, с помощью которых удалось изменить структуру воды в Ладоге и сообщающихся водоемах и реках6. В итоге два года назад вся вода, за исключением локальных водоемов и источников, приобрела свойства крещенской7.
Но как показано в работе8, все живое воспринимает с водой высокочастотные вибрации из Космоса, расширяется сознание, и люди движутся к просветлению. Не случайно слова «Святая Русь» получили в последнее время все более широкое
хождение. Мы измерили силу различных молитв9, и оказалось, что слова «Святая Русь» по энергетике превзошли все известные молитвы.
Парацельс, живший на грани XV и XVI вв., написал: «Есть один народ, который Геродот10 называет гипербореями. Нынешнее название этого народа - Московия. Нельзя доверять их страшному упадку, который будет длиться много веков. Гипербореи познают и сильный упадок и огромный расцвет... В этой стране гипербореев, о которой никто никогда не думал как о стране, в которой может произойти нечто великое, над униженными и отверженными воссияет ВЕЛИКИЙ КРЕСТ»11.
В сюите Н. Рериха «Богатырский фриз» есть панно «Микула Селянинович», где, по словам Рериха, «великий пахарь выоривает (вспахивает) красоту всенародную»12, это собирательный образ, олицетворяющий созидательные силы народа.
Особенно дорог и близок Рериху образ святого Сергия Радонежского. На картине Сергий держит в руках храм - символ будущей возрожденной России, знак триединства на плате святого говорит о том, что он охраняет и ведет Россию и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
Настало время, повидимому, предсказанное в пророчествах Л. Андреева («Роза мира»), что Святая Русь, которую он прозрел на тонком плане, воплотится в нашем земном мире.
Святая Русь - это российские поселки, деревни, города. Особенно города «золотого кольца» России. Например, Кострома, Ярославль. Ярославль в 2010 году отметил свое 1000-летие, немного времени осталось и до 1000-летия Костромы.
Нам повезло: в сентябре 2011 года, наконец, удалось осуществить давнюю мечту - побывать в этом, лежащем в стороне от государевых дорог, уголке России.
Удивительное впечатление - ходить по этим городам (по старинной части), где красивые двух-трех-этажные дома, ухоженные улицы, длинные одноэтажные торговые ряды, изящные в отличие от столичных - монотонных. И везде видны купола церквей, только церквей! Так и хочется говорить «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Высокие берега Волги, тишина, редкие машины.
Кострома - древний православный город. Здесь на 280 тыс. населения 40 действующих храмов, до революции было 70 храмов на 80 тыс. чел. И еще в Костромской области 11 монастырей.
На стрелке рек Костромы и Волги - главная достопримечательность - Свято-Троицкий мужской Ипатьевский монастырь.
На воротах главного входа показано явление Богородицы в окружении апостола Филиппа и Священномученика Ипатия Гангрского мурза, который принял христианство и основал монастырь.
В монастыре есть Церковный историко-археологический музей, директор музея - наместник Ипатьевского монастыря. Отсюда Н. М. Карамзин в 1814г. привез знаменитую Ипатьевскую летопись, (теперь она в Санкт-Петербурге в Библиотеке Академии Наук), где и была обнаружена «Повесть временных лет», которая начи-
нается с рассказа «Откуда есть пошла земля русская», где подробно описываются походы князя Олега, княжение Владимира.
К князю Владимиру приходили представители магометанской веры, иноземцы из Рима, хазарские евреи. Послушали всех и «избрали мужей славных и умных числом 10 испытать веру их... И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, гдеслужат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо»13. Дальнейшее приспособление языческих традиций к православным привело к созданию на Руси самобытной православной традиции.
В Ярославле главная достопримечательность - Спасо-Преображенский мужской монастырь 13 века. Спасо-Преображенский собор, Святые ворота, Ярославский историко-археологический музей. Граф Мусин-Пушкин обнаружил здесь «Слово о полку Игореве». Н. А. Заболоцкий, когда делал перевод, написал: «Читаешь это «Слово» и думаешь: «Какое счастье, Боже мой, быть русским человеком»14.
Н. К. Рерих: Лежит передо мною «Слово о полку Игореве», отлично украшенное палехским мастером. Само «Слово» как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнет строение. Великому народу русскому ничто не страшно. Все победит: и лед, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво»15.
Есть такое выражение «От Ипатьевского монастыря до дома Ипатьева», то -есть до дома купца Ипатьева в Свердловске. Таков 300-летний путь династии Романовых. Время СМУТЫ начала XVII века А. С. Пушкин назвал «величественной драмой, начавшейся в Угличе и закончившейся в Ипатьевском монастыре». Польско-литовские интервенты были не только в Москве, в Кремле, но и на Волге. Грабили монастыри, убивали множество людей.
Город Ярославль фактически выполнял функции столицы российской. Сюда князь Пожарский и Кузьма Минин привели из Нижнего Новгорода ополчение, в Ярославле был организован сборный пункт ополчения со всех городов. Город был переполнен, начались эпидемии. Крестный ход с чудотворной иконой спас город и ополчение. Отсюда начался судьбоносный поход на Москву. Русь сумела преодолеть страшнейший кризис Смутного времени именно при опоре на самоуправление (ополчение, Земский собор) в условиях отсутствия законного Государя и единого государства. Проявилась сила национального единства благодаря осознанию себя «Святой Русью», хранительницей благочестия.
Весной 1611г. ополчение подошло к Москве. 22 октября (4 ноября по новому стилю) - дата освобождения Москвы. Теперь мы отмечаем День Народного Единства 4 ноября, когда бойцы народного ополчения штурмом взяли Китай-город. Интервенты отступили в Кремль, но вскоре подписали капитуляцию.
Часовня Казанской Божией Матери в память о ярославском ополчении Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, как и памятник основателю города князю Ярославу Мудрому - изображена на нашей 1000 - рублевой купюре. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с выразительным горельефом.
После изгнания врагов из Кремля в Москве собрался Земский собор для избрания Всенародного царя. Земский собор 1613 - самый представительный собор за всю средневековую историю России (800 человек из 53 городов). Среди кандидатов - польский королевич, шведский королевич, сын Лжедмитрия II. 21 февраля выбрали16-летнего Михаила Романова. Собор наказал великому посольству «ехати к Государю-царю и великому князю Михаилу Федоровичу в Ярославль или где он государь будет»16.
Он к этому времени с матерью укрывался в своем имении в селе Домнино в Костромской губернии. Отряд поляков узнал об этом, искал проводника. Иван Сусанин послал верного человека в Домнино с предупреждением об опасности, а сам отдал ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ, как и озаглавил М. И. Глинка свою оперу. Главная в городе площадь - площадь Сусанина с памятником Ивану Сусанину. От нее веером расходится 7 улиц, бульвар и нарядный спуск к Волге, к городской пристани.
Предупрежденные Михаил с матерью инокиней Марфой (Романовой) скрылись в Ипатьевском монастыре. Сюда и пришло Великое посольство из Москвы по льду Волги с чудотворной Владимирской иконой, а с берега Костромы пошел крестный ход из города с чудотворной иконой Феодоровской. Это было 16 марта 1913 года, Михаил с матерью после долгих испытаний, гонений долго от трона отказывались, но согласились только ради спасения Отечества. 11 июля в московском Кремле состоялось венчание на царство. На следующий день юному царю исполнилось 17 лет.
Сейчас в Ипатьевском монастыре Троицкий собор (1652г.) восхищает великолепием - пятиярусный золоченый иконостас высочайшего художественного уровня и удивительной сохранности, фрески костромской школы живописи, чтимый список с Тихвинской иконы; фрески отражают события 17 века, на фресках есть несколько избражений Ипатия Гангрского. Именно он явился во сне Михаилу Романову, как рассказали нам в монастыре, посоветовал укрыться от поляков именно в этом монастыре. «Святитель Ипатий - среди самых чтимых подвижников Церкви ярко воссиял в сонме дивных святых. почитается как великий заступник и избавитель от многих бед и напастей. Ипатий быстро возвращает здоровье больным»17.
Каждый год Романовы приезжали в Ипатьевский монастырь. На внешней стороне ворот главного входа- вариант Троицы и вензель Екатерины II. И другие мо-
нархи России посещали и опекали монастырь. Особенно пышно и торжественно праздновалось 300-летие дома Романовых. Были здесь и наши президенты.
В Костроме и Ярославле есть и женские монастыри с прекрасными иконостасами, с экскурсоводами - монахинями.
В Костроме Богоявленско - Анастасиин женский монастырь несколько раз разорялся врагами и горел в пожарах. Здесь находилась Костромская духовная семинария - одна из старейших духовных школ России, позже монахини организовали лазарет для раненых, богадельню, приют для девочек, учат их разным художествам. В монастыре хранится явленная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежащая к числу древнейших наиболее почитаемых на Руси икон Божией Матери, с ней связано много чудес.
В Ярославле, вернее недалеко от города на берегу Волги - Свято-Введенский Толгский монастырь. С начала 14 века здесь был мужской монастырь, основанный на месте явления Иконы Образа Божией Матери при впадении речки Толга в Волгу. Монастырь приобрел широкую известность благодаря явленной чудотворной Толгской иконе. В1988г. здесь появилась женская обитель, заново возрожденная, успешно здравствует и помогает людям. Здесь находятся и мощи святителя Игнатия (Бренчанинова).
В Костроме и Ярославле есть, конечно, и другие достопримечательности, очень много церквей. Едешь на троллейбусе, например, по Ярославлю, объявляют остановки - все площади. И везде церкви, даже среди новых построек. Вот Советская площадь - огромный памятник Ленину, у подножья много цветов. Рядом Церковь Ильи Пророка - жемчужина храмовой архитектуры с золоченым иконостасом. Сохранили в советские годы, превратив в антирелигиозный музей, теперь это храм-музей. Сейчас есть и другие церкви, открытые как храмы-музеи.
На стрелке р. Которосль и Волги - Успенский собор, перед собором - первая попытка изобразить Троицу в скульптурном варианте.
Николай Рерих: «В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление... Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и схороненную, как силушка Ильи Муромца».
Е. И. Рерих (В письме В. Л. Дудко): «У меня одна молитва, это - чтобы Россия сберегла свою чистоту и не заразилась бы язвою пошлости и растления, разъедающей целые страны»18.
Примечания
1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2012. № 50, дата публикации: 05. 06. 2012. URL: http: // grani. agni-age. net (дата обращения: 29. 11. 2014), а также на сайте «Адамант». URL: http: // lomonosov. org (дата обращения: 29. 11. 2014).
2 Свято-Русские веды. Книга Велеса / пер., поясн. А. Асова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Фаир, 2007.
3 Прим. ред.: Представители академической науки в подавляющем большинстве своем, вопреки точке зрения автора статьи, полагают, что Велесова книга это фальсификация, вероятным фальсификатором которой является русский эмигрант Ю. П. Миролюбов, публиковавший эти тексты в 50-х гг. XX в. в Сан-Франциско.
4 Жарникова С. В. Золотая нить. Вологда, 2003.
5 Комаровских К. Ф. От прошлого к будущему. СПб.: Гамма, 2011.
6 Там же.
7 Там же.
8 Комаровских К. Ф., Стафеев В. И. О зависимости свойств воды от космофизических воздействий и состояния социума // Неразрушающий контроль и диагностика окружающей среды: межвуз. сб. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. С. 25.
9 Комаровских К. Ф. От прошлого к будущему.
10 Геродот Галикарнасский (ок. 484 - ок. 425 до н. э.).
11 URL: http: // yperboreia. org (дата обращения: 17.12.2014). Прим. ред.: Цитата из «Оракулов» (?) Парацельса крайне сомнительная.
12 Рерих Н. К. Жизнь и творчество: сб. стат. М.: Изобраз. искусство, 1978.
13 Повесть временных лет. СПб.: Наука. Ленингр. отд-ние, 2007. Год 6495 (987).
14 Из письма Н. А. Заболоцкого Н. Л. Степанову от 20 июня 1945 г. URL: http: // literatura5. narod.ru (дата обращения: 23. 10. 2014).
15 Рерих Н. Листы дневника. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1995. Т. 2. С. 372.
16 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. [Б. м.]: Бизнессофт, 2007. Т. 9, гл. 1. Аудиокнига.
17 Бугаевский А. В. Священномученик Ипатий, епископ Гангрский. М.: Скиния, 2008.
18 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2007. Т. 7: 1940-1947. С. 139.