ВЕСТИ ИЗ МУЗЕЕВ
УДК 94(470); 069.4
ПАЛАТЫ БОЯР РОМАНОВЫХ
Г.К. Щуцкая1
В минувшем году исполнилось 160 лет со дня основания музея в «Палатах бояр Романовых», являющегося одним из старейших музеев России. Автор приводит информацию об историческом использовании здания музея, о формировании мемориального комплекса династии Романовых в XIX веке и о современном состоянии музея.
Ключевые слова: музееведение, история России, Романовы, культурное наследие.
THE CHAMBERS OF THE ROMANOV BOYARS
G.K. Schutskaya Head of The Chambers of The Romanov Boyars, Moscow
Last year saw the 160th anniversary of The Chambers of The Romanov Boyars foundation, one of the oldest Russian museums. In the article the author gives information on the history of the museum, organization of the memorial complex of the Romanov Dynasty in the 19th century and actual state of the museum.
Keywords: museology, history of Russia, Romanovs, cultural heritage.
Историческая справка. В центре Москвы сохранилось более 50 каменных зданий - палаты XVI-XVII веков. Одно из таких стоит на улице Варварке, недалеко от Кремля. В нем расположен музей «Палаты бояр Романовых» - филиал Исторического музея.
Палаты были построены еще в конце XV века, а в середине XVI века они вошли в состав городского двора боярина Никиты Романовича Юрьева.
На первом плане Москвы конца XVI - начала XVII веков он обозначен под № 15. В экспликации к плану, составленном в 1613 г., указано: «Двор Микиты Романовича, который был дедом ныне царствующего государя Михаила Фёдоровича».
1 Щуцкая Галина Константиновна - заведующая музеем «Палаты бояр Романовых», заслуженный работник культуры РФ, [email protected].
172 Жизнь Земли 39(2) 2017 172-179
Рис. 1. План Москвы, 1597 г. Зарядье.
От этой усадьбы сохранилась единственная постройка - палаты, которые не раз перестраивались и меняли свой облик. История этого дома тесно переплетается с судьбой его владельцев.
После смерти Никиты Романовича (1586) в этом дворе жили его четыре сына: Федор, Александр, Иван, Василий, а пятый сын - Михаил, жил в своем дворе в Китай-городе. Все братья «Никитичи», как их называли, слыли красавцами, но первым из них был Фёдор. По свидетельству голландского путешественника Исаака Массы, это был не только красивый мужчина, но он отличался изяществом, служил образцом для московских щеголей, был ловкий наездник, охотник, энергичный человек. В 1596 г. в этом дворе у Фёдора Никитича родился сын Михаил, который стал родоначальником новой царской династии Романовых.
В 1600 г. всех Никитичей постигла страшная беда: их обвинили в попытке отравить царя Бориса Годунова и в притязаниях на престол. У Александра Никитича в подклете обнаружили «корешки», которыми он, якобы, хотел отравить царя. По приказу Бориса Годунова всех братьев, их детей и родственников арестовали. 26 октября польские послы в Москве видели из окна своего дома, как «несколько сот стрельцов вышли из замка (Кремля - Г.Щ.) с горящими факелами, и слышали как они открыли пальбу», а дом на Варварке, в котором жили Романовы, подожгли. Под стенами усадьбы произошло настоящее сражение, «так как боярская свита оказала отчаянное сопротивление, некоторых опальных убили, некоторых арестовали и забрали с собой». В июне 1601 г. следствие завершилось. Согласно боярскому приговору братьев Романовых объявили государственными преступниками, лишили всех званий, имущества и сослали. Двор на Варварке, по-видимому, был отписан на государя.
В 1610-1612 гг. инокиня Марфа (Ксения Романова) с сыном Михаилом находились в Москве и испытали на себе все ужасы польской оккупации, а затем и кремлевской осады. После освобождения Москвы Михаил вместе с матерью отправился в костромскую вотчину, а затем в Ипатьевский монастырь, где их застало великое посольство Земского
собора с сообщением об избрании шестнадцатилетнего Михаила Фёдоровича царем.
Молодой царь поселился в Кремле, на «государевом дворе», а его мать - в Вознесенском монастыре Кремля. С этого времени родовую усадьбу на Варварке стали называть «старым государевым двором».
В 1631 г., после смерти инокини Марфы, царь и патриарх Филарет основали Знаменский мужской монастырь и передали ему усадьбу в Зарядье со всеми постройками.
Со временем эти постройки ветшали, рушились, и монахи монастыря обращались к государю за помощью: «...а нам богомольцам твоим убогим ныне построить нечем; место скудное; погибаем в конец...».
Многие цари и императоры Дома Романовых оказывали помощь в ремонте и содержании Рис. 2. Царь Михаил Фёдорович Романов. построек бывшей родовой усадьбы: Алексей Михайлович, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I. В 1668 г. сильный пожар опустошил Москву. Пострадал и Знаменский монастырь, особенно боярские палаты. Восстанавливать их начали в 1674 г., когда «по приказу игумена Арсения с братьею нанят каменных дел подмастерье Ярославского уезду Мелентий Алексеев с товарищи в монастыре на верхних погребах старые палаты разобрать по погребной свод и сделать палаты о двух жильях с крыльцом». Белокаменное основание и стены старого подклета сохранили.
В конце XVIII века рухнули все старые строения двора, кроме палат, выходивших на улицу Варварку. В виду ветхости палат их предполагали в начале XIX века снести и построить новые, но этому воспрепятствовал митрополит Московский Филарет.
Основание музея в палатах. В 1856 г. в Москве проходила коронация императора Александра II. Программа коронационного чина предполагала воссоздание какого-нибудь мемориального объекта, связанного с историей династии. Император Александр II принял решение о восстановлении палат своих предков на Варварке и создании в них музея. 26 августа 1856 г. последовал высочайший указ «О возобновлении прародительского Бояр Романовых Палаты при Московском Знаменском монастыре».
В это же время император задумал и впоследствии осуществил восстановление еще нескольких династических памятников: Теремного дворца Московского Кремля, палат Михаила Фёдоровича в Ипатьевском монастыре в Костроме, гробниц царских предков в Новоспасском монастыре.
В конце 1856 г. была создана Учёная комиссия из 6 человек: историка И.М. Снегирева, археолога, директора Оружейной палаты А.Ф. Вельтмана, управляющего гербовым отделением при Департаменте геральдики Правительствующего Сената Б.В. Кене, археолога А.А. Мартынова, академика архитектуры Ф.Ф. Рихтера. Председателем комиссии был назначен президент Московской дворцовой конторы, управляющий Московским главным архивом Министерства иностранных дел, гофмейстер, князь М.А. Оболенский. Комиссия должна была доказать государю, что дом этот, находящийся на территории Знаменского монастыря, действительно, является частью «старого государева двора» и его возможно восстановить. 174
Была проведена большая работа, в результате которой князь М.А. Оболенский составил царю докладную записку «О старинном доме при Знаменском монастыре». В ней говорилось, что «несмотря на разные переделки, в этом здании доселе уцелели данные, кои ясно говорят о его древности и по коим оно может быть успешно реставрировано».
Для того, чтобы начать работы, необходимо было выкупить палаты у Знаменского монастыря. Государь обратился с письмом к митрополиту Московскому Филарету с просьбой разрешить «приобрести дом сей у монастыря покупкою, чтобы поддержать его древнее достояние своих предков и сохранить их для потомства». Знаменский монастырь был готов для такого важного дела передать палаты и часть территории под музей безвозмездно. Однако 13 января 1857 г. последовало высочайшее повеление о пожаловании Знаменскому монастырю 20 тысяч рублей в качестве вознаграждения за «приобретенный Его Величеством от сего монастыря дом с принадлежащим оному двором, бывшим некогда бояр Романовых».
В 1857 г. по указанию императора Александра II началось возобновление палат. К этому времени перестройки и ремонты до неузнаваемости изменили облик старинного дома. На рисунке известного историка и археолога А.А. Мартынова палаты изображены до реставрации. Справа видна каменная жилая постройка с деревянным верхом, а слева 3-х этажный каменный дом, в котором едва улавливаются черты древнего здания. Это романовские палаты с поздней пристройкой. Интерьеры палат также пострадали от разных арендаторов.
Реставрация палат была поручена академику архитектуры Ф.Ф. Рихтеру. Он тщательно исследовал сохранившееся сооружение, выявил его древние части, провел обмеры и составил проект возобновления палат. Это был первый опыт отечественной научной реставрации. Ф.Ф. Рихтер при разборке поздних пристроек обнаружил, что палаты оказались встроенными в другое здание, «более твёрдой кладки». Пришлось с большой осторожностью ломать каменную стену пристройки. Историк и археолог И.М. Снегирёв отмечал: «Зодчий Рихтер Ф. старался сколько возможно удовлетворять
Рис. 3. Палата бояр Романовых на Варварке. Неизвестный художник.
законным требованиям археологии. Вся масса деталей, уцелевших в частях и в целом, восстановлены вполне, не пренебрегая и самыми малыми остатками».
О том, какое жалкое впечатление производили палаты бояр Романовых в середине XIX века, свидетельствует поэт Федор Иванович Тютчев. В августе 1858 г. он писал жене из Москвы: «В настоящую минуту происходит в присутствии государя освещение какой-то лачуги, находящейся в самом центре города и принадлежавшей семье Романовых, где первый из Романовых - Михаил - появился на свет. Аминь». Действительно 31 августа 1858 г. происходило священнодействие при возобновлении палат и император Александр II не только лично при этом присутствовал, но и утвердил составленное митрополи-
т°м Московским Филаретом предло- Рис. 4. Портрет архитектора Ф.Ф. Рихтера.
жение о церковном порядке священ- 2-ая половина XIX века.
нослужения.
Церемония освящения реставрационных работ прошла торжественно и пышно, на ней присутствовала царская семья, встречал их митрополит Московский Филарет «в полном облачении, с напрестольным крестом в руке, вкладом благочестивой матери царя Михаила Фёдоровича, великой инокини Марфы Ивановны». На освящении присутствовали также члены Государственного совета, министры, московский военный генерал-губернатор, чины Высочайшего двора, генералы, флигель-адъютанты, члены Учёной комиссии. Столь блестящее общество едва ли когда бывало в Знаменском монастыре.
Огромное количество народу собралось в самом монастыре, на улицах, в переулках; окна и крыши соседних домов были заполнены зрителями. Желающих увидеть государя и церемонию освящения было очень много.
В ходе освящения император Александр II, императрица Мария Александровна и великие князья положили в приготовленное закладное место медную вызолоченную доску с текстом и монеты: серебряную монету царствования Ивана IV (свидетельствующую, что здание было сооружено в XVI в.), золотую и серебряную монеты времен царя Михаила Федоровича (в память о том, что этом доме вырос сей государь), золотую и серебряную монеты чекана 1856 г. (год создания музея), золотую и серебряную монеты 1858 г. («во свидетельство действительного начала работ»). Затем архитектор, действительный статский советник Ф.Ф. Рихтер поднёс государю кирпичи, серебряный молоток, лопатку и растворённую известь для закладки. После этого царская семья проследовала во внутренние помещения палат, где осмотрела остатки древних частей здания, познакомилась с расположением и назначением комнат.
После освящения продолжились реставрационные работы и оформление интерьеров. Государь лично следил за ходом всех работ и неоднократно вносил изменения и уточнения в проекты реставрации. Так, на шпиле палат планировалось установить флюгер в виде прапора, но по указанию Александра II он был заменен гербом Дома Романовых - грифоном.
При оформлении интерьеров палат было решено расписать своды двух комнат: крестовой палаты и девичьей. За образец для крестовой палаты архитектор Ф.Ф. Рихтер взял растительный орнамент из грамоты об избрании на царство Михаила Федоровича, находящейся в хранилище Московского Кремля. Но по настоянию Александра II в роспись был включен герб рода Романовых, монограмма «МФР» и двуглавый орёл.
Отделка стен проводилась по старинному обычаю различными тканями, а светлицу решили отделать кожаными обоями в багетной раме. Эти фландрские кожи XVII в. император Александр II получил от барона Симолина для музея в палатах, но их не хватало, и государь распорядился докупить недостающее количество. Кожаные обои приобрели в Петербурге, у продавца древностей Паллацио. Они сохранились до нашего времени и украшают сейчас стены «кабинета боярина».
В создании экспозиции император Александр II также принял активное участие. Он приказал обставить дом не только предметами XVI-XVII вв., но и личными вещами первых Романовых. Основные памятники поступили из Оружейной палаты Московского Кремля: 185 предметов, среди них вещи патриарха Филарета, Михаила Фёдоровича и Марфы Ивановны. Музей также пополнился за счет даров и приобретений старинных вещей. В частности, в мае 1857 г. «император Высочайше повелеть изволил: из оставшейся после смерти генерал-адъютанта графа Перовского старинной мебели приобрести для возобновляемого дома Романовых». Вообще Александр II хотел, чтобы в этом музее было как можно больше подлинных памятников, чтобы «старинную мебель употребляли всю и лишь в добавок к ней требующуюся заказали новую». Члены Учёной комиссии выполнили указания императора: новую мебель заказывали лишь самую необходимую и по тщательно разработанным рисункам Ф.Ф. Рихтера.
Император также хотел, чтобы служащие в палатах Романовых носили старинные одежды, образцы которой он утвердил в 1857 г. Рекомендовалось в должности избирать лиц представительной наружности и имеющих награды. Однако форма не была введена и служители музея носили придворные мундиры. Как выглядели служители музея «Дом бояр Романовых» можно видеть на старинных фотографиях: на одной их них - Семен Васильевич Инштетов (служил в 1870-е гг.), на другой - Захар Федеевич Фадеев (служил в 1890-е гг.). Нам удалось разыскать их потомков, которые сохранили эти фотографии.
Незадолго до открытия музея «Дом бояр Романовых», в начале августа 1859 г., император утвердил билет и правила впуска посетителей в музей. На обратной стороне билета было написано, что обозревать музей дозволено 2 раза в неделю: в понедельник и четверг с 11 до 13 часов. В некоторых случаях посетители могли допускаться в музей и в другие дни, но при этом на билете должны стоять фамилия и дата. Одновременно впускалось не более 8 человек. Посетителям запрещалось дотрагиваться до мебели и вещей. Сопровождать посетителей при осмотре палат был обязан кто-нибудь из при-дворнослужителей.
Незадолго до окончания реставрации палат, 18 августа 1859 г., император Александр II неожиданно приехал осмотреть здание. Ему удалось увидеть палаты только снаружи, т. к. внутри еще шли работы. Император входил в подробности работ и спра-
2017, том 39, № 2
шивал о них у председателя учёной комиссии князя Оболенского и у архитектора Рихтера. В заключение он сказал: «Я доволен, очень хорошо».
Следуя примеру царя, Великий князь Михаил Александрович 20 августа также посетил палаты и с «оживленным любопытством» их осмотрел. Музей «Дом бояр Романовых» был торжественно открыт 22 августа 1859 г. Экспозиция воспроизводила древнюю обстановку, в которой родился и провел детские годы будущий царь Михаил Фёдорович, и в то же время она представляла боярский быт ХУ1-ХУ11 вв. После открытия музея вышло высочайшее распоряжение о роспуске Учёной комиссии, выполнившей возложенные на неё функции.
В мае 1860 г. Александр II рассмотрел и утвердил «Инструкцию для придворнослужителей «Дома бояр Романовых». Всего император утвердил 6 должностей в музее: гоф-фурьер, ключник, лакей, истопник и два дворника. Согласно этой инструкции, гоф-фурьер исполнял обязанности смотрителя здания, следил за прислугой, заведовал хранящимися предметами (т.е. был хранителем памятников), наблюдал за ремонт-но-реставрационными работами. У дворников было много обязанностей: они не только мели двор и мостовую, но и кололи дрова для топки, а в течение ночи должны были по очереди обходить палаты, как со стороны двора, так и со стороны улицы, т. е. охраняли музей. Все они были избраны из придворных служителей Московских Кремлевских дворцов.
Музей в наши дни. Музей «Дом бояр Романовых» был одним из первых мемориальных музеев в России, он просуществовал до 1917 г., затем его передали Оружейной палате Московского Кремля, а в 1932 г. палаты стали филиалом Исторического музея.
За свою историю музей в палатах не раз менял свое название. В настоящее время он называется «Палаты бояр Романовых», ему вернули первоначальное название. Интерьеры старого дома представляют боярский быт XVII в. Это единственный в России музей патриархального быта допетровской Руси. Здесь можно увидеть редкие памятники русской работы: затинную пищаль, кресла, шкафы, стеклянную посуду, образцы золотного шитья, вышивки жемчугом. Из привозных вещей того времени - турецкие полавочники, немецкие часы, голландские кожаные обои, паникадила. Это сочетание традиционного, исконно русского с «заморским», новым, еще не освоенным и чуждым, и отличало быт знати допетровской поры.
В экспозиции представлено более 20 памятников, связанных с Романовыми, среди них: евангелие Федора Кошки, родословная книга XVII века, переписка патриарха
Рис. 5. Современный вид Палат с южной стороны.
Филарета с инокиней Марфой и с сыном - царем Михаилом Федоровичем, портрет инокини Марфы и другие.
Дополнительные сведения по истории усадьбы удалось получить в результате археологических раскопок во дворе музея. Всего было найдено более 500 артефактов. Одной из наиболее интересных находок стала дворовая печь - поварня XVI века, являющаяся частью усадебного комплекса. Её решили сохранить, для чего построили на месте археологического раскопа первый в Москве подземный музей, который открыли в 1991 г.
Появление второго музея позволило расширить рамки экспозиции и представить Зарядье XII-XV столетий и усадьбу XVI века бояр Романовых в подземном музее.
В самих палатах навечно запечатлена дата основания музея и имя его создателя. В малом подвале XVI в. на своде есть несколько кирпичей с датой «1856», а на восточном фасаде палат во время реставрации расчистили закладную доску XIX в. с текстом: «Благочестивейший Государь император Всероссийский Александр Николаевич благоговеющий к памяти своих благоверных предков, в благословенное время священного венчания его на царство и миропомазания, лета Господня 1856, августа 26 Высочайше повелеть соизволил возобновить бояр Романовых Палату при Московском Знаменском монастыре... »
Митрополит Филарет в середине XIX в. высоко оценил деятельность императора: «... честь и слава Царю, чтущему доблестных предков...», а также справедливо заметил: «Да сохранят веки то, что похитили веки, - да сохранят памятник Михаила, долженствующий отныне быть вместе памятником Александра Второго».
УДК 069.01:55
НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «КРЫМ - ГЕОШЕДЕВР» В МУЗЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ
Н.Н. Колотилова, В.В. Снакин, И.М. Хусаинов, И.А. Исаев, Е.М. Лаптева, Т.Г. Смурова, А.В. Сочивко, Н.И. Крупина, В.Р. Хрисанов, Л.В. Алексеева1
С 27 февраля по 30 сентября 2017 года в Музее землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова (Главное здание МГУ, 31 этаж, Ротонда) проводится научно-художественная выставка «Крым - геошедевр», созданная в рамках сотрудничества Музея землеведения МГУ и открытого социального проекта «КРЫМ ШЕДЕВР» [3]. На ней представлено более 80 произведений изобразительного искусства, посвященных Крыму. В выставке приняли участие 39 художников из
1 Колотилова Наталья Николаевна - д.б.н., доцент кафедры микробиологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; в.н.с. Музея землеведения МГУ, [email protected]; Снакин Валерий Викторович - д.б.н., профессор, зав. сектором Музея землеведения МГУ; зав. лабораторией ландшафтной экологии Института фундаментальных проблем биологии РАН, [email protected]; Xусаинов Ильгиз Минлиханович - директор Ассоциации «Стройре-циклинг», [email protected]; Исаев Илья Александрович - художник Музея землеведения МГУ, [email protected]; Лаптева Екатерина Михайловна - н.с. Музея землеведения МГУ; Смурова Татьяна Геннадьевна - вед. инженер Музея землеведения МГУ; Сочивко Андрей Владимирович -художник Музея землеведения МГУ; Крупина Наталья Ильинична - к.б.н., с.н.с. Музея землеведения МГУ; Xрисанов Владислав Радомирович - к.г.н., с.н.с. Института фундаментальных проблем биологии РАН; Алексеева Любовь Викторовна - н.с. Музея землеведения МГУ, [email protected].
Жизнь Земли 39(2) 2017 179-188 179