Т. В. Филимонова
РОМАН В ТВОРЧЕСТВЕ МАРГАРЕТ ДРЭББЛ 1960-х ГОДОВ
(ТРАДИЦИИ ЖАНРА)
Работа представлена кафедрой зарубежной литературы.
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Н. Я. Дьяконова
Вопрос о специфике жанра романа в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х гг. остается открытым в современном литературоведении. Исследование, предпринятое в данной статье, помогает выявить традиционные черты романа «малой темы» в раннем творчестве английской писательницы.
The question touching upon the genre peculiarity of Margaret Drabble's novels of the 1960s is still open in the modern philology. The research undertaken in the article helps to clarify the traditional features of the «local theme» novels in early works of this writer.
Начало XX столетия в английской литературе ознаменовано бурными обсуждениями особенностей и задач романа. Именно в этот период он становится ведущей жанровой разновидностью в английской литературе, воплотив как традиции классического романа XIX столетия, так и стремление раскрыть центральные проблемы своего времени.
В современном литературоведении нет единого мнения о романе как жанре, о его особенностях и разновидностях; также неоднозначно определяется жанровая специфика большинства литературных произведений второй половины прошлого века. Теоретики литературы стремятся классифицировать и дать определение важнейших видов романа: исторического, семейного, так называемого романа карьеры.
В начале XX столетия известный английский писатель и критик Арнольд Бен-нетт писал, что не считает правильным определять разновидность романа и тем самым ограничивать тематику произведений, противопоставляя роман семейный приключенческому, историческому и др. Он возражал против предлагаемых ограничений, считая, что они сковывают удивительно богатые возможности этого жанра. Через полвека ему вторит его соотечествен-
ница - писательница Маргарет Дрэббл, которая также не считает справедливым творить в рамках определенной разновидности романного жанра и ограничиваться шаблонными схемами построения произведения. Она писала: «Я не считаю себя обязанной придерживаться той или иной формы. Не выношу теорию романа. Надо работать вслепую...»1 Настояние на «работе вслепую» становится ее творческим кредо: его она считает решающим у тех писателей, которых она называла своими учителями (в первую очередь Арнольда Беннетта и Томаса Гарди).
Но еще большее распространение в английской критике и литературоведении XX столетия получает вопрос о важности реалистического или, наоборот, нереалистического, модернистского воспроизведения действительности на страницах произведений. Литературная борьба реалистов и модернистов в первой половине века вылилась в конечном итоге в дискуссии о рома -не как жанре и его специфике.
Основным положением, разъединяющим ведущих мэтров этого жанра в английской литературе первых десятилетий XX в., становится вопрос о принципах изображения человека и жизни. Писатели-модернисты (Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Дэ-
Роман в творчестве Маргарет Дреббл 1960-х годов (традиции жанра)
вид Герберт Лоренс, Томас Стернз Элиот) утверждали, что искания и достижения современного поколения реалистов (Беннет-та, Уэллса, Голсуорси) решительно устарели. Понятие «реальности» Вирджиния Вулф ограничивала миром ощущений и чувств; поэтому «в произведениях романистов реалистической школы ее раздражала та «примесь чуждого и внешнего», которая проявлялась во всем многообразии связей с окружающей действительностью»2.
Более ясно и четко проблему «правильного» изображения мира и человека в рамках романного жанра раскрыл английский литературовед, критик и писатель Малькольм Брэдбери3. В своих критических эссе он обосновывает предпочтение романа всем другим разновидностям, так как жанр романа позволяет сочетать любые формы реалистического и нереалистического письма. Критик понимает, что литературный процесс после Второй мировой войны сильно отличается от общественной модернистской тенденции эволюции литературы в начале XX столетия. Кардинально изменилось мироощущение большинства людей, поэтому так остро вновь встал вопрос о романе как жанре, способном раскрывать важные стороны внутреннего мира человека. Брэдбери основывается на позиции «критической школы» выдающегося литературоведа Ф. Р. Ливиса4, который впервые сказал о «великой английской традиции», назвал имена тех писателей, на творчестве которых строится современный литературный процесс Англии.
Внимание Ливиса к роману основывается на понимании этого жанра как наиболее соответствующего общей моралистической направленности его критического мышления. Ливис, а позже и Брэдбери много говорили о необходимости сохранить традиции жанра романа в прозе XX в.
В отличие от современных ему критиков (Б. Бергонци, А. Альвареса, Р. Хогар-та и др.) Брэдбери убежден, что литература есть и остается одним из важнейших способов познания мира; она одна дает необ-
ходимые социальные и нравственные критерии жизненного существования. Ведущим жанром литературы он всегда считал именно роман и не признавал суждение испанского культуролога и критика Ортега-и-Гасета5 о вырождении и гибели классического реалистического романа.
В своей статье «Собака, затянутая песками»6 Брэдбери размышляет о важности реалистического воспроизведения действительности в современных произведениях искусства, о пагубности вырождения лучшего - классического романа. Ортега-и-Гасет призывал писателей не сосредотачиваться только на гуманистическом содержании своих произведений; Брэдбери же, наоборот, призывает к «гуманизации» современного искусства. Он полагает: многое, что является фактом современного состояния литературы - в первую очередь дегуманизация, - унаследовано от модернизма начала XX в.; глубинными слоями связано с философскими и художественными идеями и концепциями, которые разрабатывались именно в начале столетия. Реализм, как справедливо считает Брэдбери, подвергся «серьезным, исторически обусловленным изменениям»7. И реализм в современном обществе пытается прокладывать себе путь в мире, где дегума-низация стала фактом реальности.
Теоретические размышления критиков в той или иной степени воплощены в творчестве писателей-современников. Одним из таких авторов является Маргарет Дрэббл, творчество которой направлено на сохра-нение и развитие лучших черт романного жанра.
Творчество Маргарет Дрэббл не раз было предметом внимания отечественных литературоведов. Критики ставят ее рядом с разными по художественной значительности авторами современного английского романа: Грэмом Грином, Джоном Фа-улзом, Айрис Мёрдок, Мюриел Спарк, Пирсом Полом Ридом, Берил Бейнбридж, Сьюзен Хилл, Барбарой Пим, Дорис Лес-синг и др. Рассматривая наследие Дрэббл
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
в рамках то психологической прозы, то женского (феминистического) романа, то произведений философских по своей природе, исследователи тем самым неодноз-начны в определении специфики ее творчества в целом; это вносит неопределенность и в раскрытие жанровой принадлежности ее романов раннего периода (1960-е гг.).
Отечественный литературовед Е. Ю. Гениева ранние произведения писательницы определяет как романы «малой темы». Для этого жанра, как известно, характерен целый набор признаков: камерный характер изображения, малый охват действительности, небольшое число персонажей и очень распространенный прием повествования от первого лица. Однако посвящение романа «малой теме» не подразумевает узости и односторонности раскрытия его проблематики. Сосредоточение на узких, локальных проблемах бытия позволяет Маргарет Дрэббл сказать о важных нравственных и духовных проблемах своего времени; через малое раскрыть большое.
Для английской литературы 60-х гг. характерна активизация романа «малой темы». Внимание к данной разновидности романного жанра свидетельствует, с одной стороны, о своеобразном веянии времени; с другой стороны, о желании и способности авторов раскрывать важные проблемы современности через «узкие» рамки жизненного пути героев, их житейских буден.
В своем раннем творчестве Дрэббл (романы «Вольер для птиц» («A Summer Bird-Cage»), «Один летний сезон» («The Garrick Year»), «Камень на шее» («The Millstone»), «Мой золотой Иерусалим» («Jerusalem the Golden») и «Водопад» («The Waterfall»)) говорит о жизни молодой англичанки, своей современницы, и о цепочке событий ее будничного существования. В этих романах героини только начинают свой жизненный путь, стремясь занять место во взрослом мире. Только роман «Один летний сезон» («The Garrick Year») повествует о молодой англичанке Эмме Эванс, связанной семейными узами, матери двоих детей. При
внешнем различии своего положения внутренне героини Дрэббл близки.
В романе «Один летний сезон» («The Garrick Year») Эмма Эванс замкнута в мире семейно-бытовых вопросов и последова-тельного их решения. Последние годы ее жизни сосредоточены на воспитании детей (Джозефа и Флоры) и сохранении семейного порядка и благополучия. Ее муж - молодой актер Дэвид Эванс, стремящийся реализовать свое артистическое «эго». Это приводит к тому, что очередной летний сезон его семья вынуждена провести в провинциальном городке Хорефорд, где известный театральный режиссер Уиндом Фер-рер организовал провинциальный театр. Стремление Эммы осуществить свои внутренние и профессиональные потребности не находит отклика в душе мужа. Сосредоточенность на семейно-бытовых трудностях - при полной невозможности заняться иными вопросами - угнетает Эмму, стремящуюся быть нужной не только мужу и детям, но и обществу.
Театральный сезон в Хорефорде становится временем осознания героиней своего истинного предназначения, нравственного и духовного смысла бытия. В своем стремлении доказать мужу и самой себе, что она может быть не только хозяйкой дома и матерью своих детей, но и увлекательной женщиной, Эмма многое осознает и переосмысливает. К тяжелой плате за свои «поиски» она, как сама понимает потом, внутренне не готова. Поглощенная увлечением режиссером Уиндомом Феррером, она забывает о своих материнских обязанностях и осознает их только тогда, когда дочь, предоставленная самой себе, едва не погибает. Только тогда героиня понимает, что значит для нее семья, счастье и благополучие детей. Через это счастье и благополучие она достигает своего внутреннего благополучия. Характерны ее слова о «собственном невежестве», в котором она «могла бы пребывать и до сих пор»8.
Пройдя через серьезные испытания, героиня романа «Один летний сезон» («The
Garrick Year») все же смогла понять и себя, и свое истинное предназначение: «Все это было изменой и моей природе и судьбе, со всем этим мне было не по пути. ...не защищаться, а защищать от себя других, своих же детей, в первую очередь, да и всех окружающих - вот что было написано мне на роду»9. Небольшой отрезок жизни героини Эммы Эванс в изображении Дрэббл оказывается «поворотным» в жизни героини и ею самой именно так осознается.
Дрэббл сохраняет в своем творчестве лучшие традиции классического английского романа «малой темы» (в разной мере проявившихся в сочинениях Джейн Остен, сестер Бронте, Элизабет Гаскелл и даже Ар -нольда Беннетта и Томаса Гарди). Бытовые будни героини романа «Один летний сезон» («The Garrick Year») становятся важными
и значимыми в контексте ее жизненного бы -тия - нравственным ориентиром, помогающим обрести правильный путь. За ежедневным и обыденным Дрэббл раскрывает основные проблемы современной женщины; ее стремление отстоять одновременно волнующие ее женское, семейное, профессиональное и общественное начала. Но окончательный выбор героиня делает в пользу благополучия семьи и счастья своих детей; несмотря на долгие колебания, она принимает решение и не жалеет о своем выборе.
Таким образом, проблему гуманизации романа, поставленную такими крупными мастерами, как Арнольд Беннетт и Томас Гарди, Маргарет Дрэббл решает по-своему, в узких рамках, но в своем решении видит путь к нравственному совершенствованию личности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ивашева В. В. Эпистолярные диалоги. М., 1983. С. 277.
2 Михалъская Н. П. Арнольд Беннетт - романист / А. Беннетт. Повесть о старых женщинах. М., 1989. С. 11.
3 Малькольм Брэдбери известен прежде всего как исследователь современной английской литературы, которую рассматривает в социальном и историко-культурном контексте. Его работы: «Ивлин Во» (1962), «Что такое роман?» (1969), «Современная английская литература в социальном контексте» (1971), «Возможности: Эссе о состоянии романа» (1973).
4 Ливис Ф. Р. - литературный критик, культуролог и педагог. Автор знаменитого труда «Великая традиция: Джордж Элиот, Генри Джеймс, Джозеф Конрад»; сторонник и проповедник традиционной гуманистической культуры.
5 Ортега-и-Гасет X. - испанский культуролог и филолог, ввел понятие «дегуманизация», автор работ «Дегуманизация искусства» и «Мысли о романе».
6 Иностранная литература. 1980. № 1. С. 215-221.
7 Гениева Е. Ю. Берега Малькольма Брэдбери // Иностранная литература. 1980. № 1. С. 215.
8 Дрэббл М. Один летний сезон. М., 1972. С. 176.
9 Там же. С. 174.