Научная статья на тему 'Роман О. Токарчук «Бегуны» как метамодернистский феномен'

Роман О. Токарчук «Бегуны» как метамодернистский феномен Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метамодернизм / постмодернизм / модернизм / фрагмент / человек / мировоззрение / metamodernism / postmodernism / modernism / fragment / human / worldview

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Челя Джои

Введение. В XXI веке происходят большие изменения в культуре, жизни и обществе, в результате которых эпоха вездесущего постмодернизма подходит к концу, и его место занимает совершенно новое явление. Предпринимались многочисленные попытки дать этому название, и одним из предложенных был «метамодернизм». Метамодернизм возник как реакция на постмодернизм, как и в свое время постмодернизм был реакцией на модернизм. Метамодернизм по праву считается веком Интернета. В данной статье дается практическое объяснение методов метамодерна в книге «Бегуны» О. Токарчук. Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать метамодернистские элементы в романе «Бегуны» и таким образом дать возможность читателю понять термин «метамодернизм» на практике, выявить некоторые наиболее важные элементы, отличающие метамодернизм от предшествующих периодов, акцентировать внимание на понятии «Я». Объектом исследования является сам роман «Бегуны». Предметом исследования выступают приемы метамодернистского повествования, использованные в романе. В ходе работы автор опирался на описательный, сравнительный и аналитический методы. Практическая значимость данного анализа заключается в применении результатов умозаключений в университетских курсах современной русской литературы, теории и истории русской и зарубежной литературы. Новизна исследования содержится в отражении анализа использованных в романе элементов метамодерна, что помогает читателю лучше выявить и понять саму теорию метамодерна на практике. В статье достигается заявленная цель глубокого анализа метамодернистских элементов в романе. Посредством этого анализа удалось рассмотреть структуру метамодернистского романа, метамодернистского героя, важность рассказчика и важность постоянных колебаний. Примеры из метамодернистского романа Ольги Токарчук «Бегуны» являются ярким отражением нарративных элементов метамодернизма. В выводах было показано, что в современной литературе уже начинают использоваться элементы метамодернового метода с перспективой превращения этого процесса в систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

O. Tokarczuk’s novel “Flights” as a metamodern phenomenon

Introduction. The 21st century is witnessing great changes in culture, life and society, as a result of which the era of ubiquitous postmodernism is coming to an end and a completely new phenomenon is taking its place. Numerous attempts have been made to give it a name, and one of the proposed ones was “metamodernism”. Metamodernism arose as a reaction to postmodernism, just as in its time postmodernism was a reaction to modernism. Metamodernism is rightfully considered the age of the Internet. This article provides a practical explanation of the methods of metamodernism in the book “Flights” by O. Tokarczuk. The purpose of the study is to analyze the metamodernist elements in the novel “Flights”, and thus enable the reader to understand the term “metamodernism” in practice, to identify some of the most important elements that distinguish metamodernism from previous periods and to focus on the concept of “Me”. The object of the study is the novel “Flights” itself. The subject of the study is the techniques of metamodern narrative used in the novel. In the course of the work, the author relied on descriptive, comparative and analytical methods. The practical significance of this analysis lies in the application of the results of inferences in university courses in modern Russian literature, theory and history of Russian and foreign literature. The novelty of the study lies in the reflection of the analysis of the metamodern elements used in the novel, which helps the reader to better identify and understand the very theory of metamodernity in practice. The article achieves the stated goal of an in-depth analysis of metamodern elements in the novel. Through this analysis, it was possible to look at the structure of the metamodern novel, the metamodern hero, the importance of the narrator, and the importance of constant fluctuation. Examples from Olga Tokarczuk’s metamodern novel “Flights” are a clear reflection of the narrative elements of metamodernism. As a result of the article, it was shown that modern literature is already beginning to use elements of the metamodern method with the prospect of transforming this process into a system.

Текст научной работы на тему «Роман О. Токарчук «Бегуны» как метамодернистский феномен»

УДК 821.161.1

DOI 10.30914/2072-6783-2023-17-4-577-582

Роман О. Токарчук «Бегуны» как метамодернистский феномен

Челя Джои

Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В XXI веке происходят большие изменения в культуре, жизни и обществе, в результате которых эпоха вездесущего постмодернизма подходит к концу, и его место занимает совершенно новое явление. Предпринимались многочисленные попытки дать этому название, и одним из предложенных был «метамодернизм». Метамодернизм возник как реакция на постмодернизм, как и в свое время постмодернизм был реакцией на модернизм. Метамодернизм по праву считается веком Интернета. В данной статье дается практическое объяснение методов метамодерна в книге «Бегуны» О. Токарчук. Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать метамодернистские элементы в романе «Бегуны» и таким образом дать возможность читателю понять термин «метамодернизм» на практике, выявить некоторые наиболее важные элементы, отличающие метамодернизм от предшествующих периодов, акцентировать внимание на понятии «Я». Объектом исследования является сам роман «Бегуны». Предметом исследования выступают приемы метамодернистского повествования, использованные в романе. В ходе работы автор опирался на описательный, сравнительный и аналитический методы. Практическая значимость данного анализа заключается в применении результатов умозаключений в университетских курсах современной русской литературы, теории и истории русской и зарубежной литературы. Новизна исследования содержится в отражении анализа использованных в романе элементов метамодерна, что помогает читателю лучше выявить и понять саму теорию метамодерна на практике. В статье достигается заявленная цель глубокого анализа метамодернистских элементов в романе. Посредством этого анализа удалось рассмотреть структуру метамодернистского романа, метамодернистского героя, важность рассказчика и важность постоянных колебаний. Примеры из метамодернистского романа Ольги Токарчук «Бегуны» являются ярким отражением нарративных элементов метамодернизма. В выводах было показано, что в современной литературе уже начинают использоваться элементы метамодернового метода с перспективой превращения этого процесса в систему.

Ключевые слова: метамодернизм, постмодернизм, модернизм, фрагмент, человек, мировоззрение

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Челя Джои. Роман О. Токарчук «Бегуны» как метамодернистский феномен // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 4. С. 577-582. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-4-577-582

O. Tokarczuk's novel "Flights" as a metamodern phenomenon

Cela Xhoi

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

Abstract. Introduction. The 21st century is witnessing great changes in culture, life and society, as a result of which the era of ubiquitous postmodernism is coming to an end and a completely new phenomenon is taking its place. Numerous attempts have been made to give it a name, and one of the proposed ones was "metamodernism". Metamodernism arose as a reaction to postmodernism, just as in its time postmodernism was a reaction to modernism. Metamodernism is rightfully considered the age of the Internet. This article provides a practical explanation of the methods of metamodernism in the book "Flights" by O. Tokarczuk. The purpose of the study is to analyze the metamodernist elements in the novel "Flights", and thus enable the reader to understand the term "metamodernism" in practice, to identify some of the most important elements that distinguish metamodernism from previous periods and to focus on the concept of "Me". The object of the study is the novel "Flights" itself. The subject of the study is the techniques of metamodern narrative used in the novel. In the course of the work, the author relied on descriptive, comparative and analytical methods. The practical significance of this analysis lies in the application of the results of inferences in university courses in modern Russian literature, theory and history of Russian and foreign literature. The novelty of the study lies in the reflection of the analysis of the metamodern elements used in the novel, which helps the reader to better identify and understand the very theory of metamodernity in practice. The article achieves the

stated goal of an in-depth analysis of metamodern elements in the novel. Through this analysis, it was possible to look at the structure of the metamodern novel, the metamodern hero, the importance of the narrator, and the importance of constant fluctuation. Examples from Olga Tokarczuk's metamodern novel "Flights" are a clear reflection of the narrative elements of metamodernism. As a result of the article, it was shown that modern literature is already beginning to use elements of the metamodern method with the prospect of transforming this process into a system.

Keywords: metamodernism, postmodernism, modernism, fragment, human, worldview

The author declares no conflict of interest.

For citation: Cela Xhoi. O. Tokarczuk's novel "Flights" as a metamodern phenomenon. Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 4, pp. 577-582. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-4-577-582

За последние 30 лет способ письма в литературе изменился. Эти новые методы творчества не лишены актуальности. Похоже, эпоха постмодернизма в самом деле заканчивается и возникает необходимость новой концепции, более адекватно отражающей ход времени. На данный момент у нас есть двусмысленность и разногласия по поводу одного термина, который стремится описать переживаемые в области литературы события и не только [1, с. 40]. Многие предложенные концепции были отставлены из-за отсутствия исследований, но с метамодернизмом этого не произошло. Недавно выяснилось, что представляет собой само это понятие, каковы его характеристики и чем оно отличается от модернизма и постмодернизма.

Ученый-культуролог Тимотеус Вермеулен и профессор философии Робин ван ден Аккер были одними из первых, кто рассмотрел и представил метамодернизм как сентиментальную структуру в своей статье «Заметки о метамодернизме» [2]. Они увидели метамодернизм, помещенный между современной искренностью и постмодернистской иронией.

В мире происходит множество изменений, которые, зачастую, опасны для развития общества, влекут за собой фатальные последствия, такие как экономический кризис, войны и болезни. Совсем недавно мир переживал социальные, экономические и политические трудности. Эти изменения отражены в литературе.

Необходимость как-то обозначить новую эпоху возникла в результате усиливающихся разговоров о смерти постмодернизма, вернее, его отсутствия в современных художественных текстах. Метамо-дернизм - это «философия культуры», логическая система, в которой мы пытаемся понять, как все устроено. Метамодернизм помогает нам понять наши эмоциональные реакции на то, что происхо-

дит сейчас - как наши индивидуальные реакции, так и реакции целых сообществ и даже наций, - и в этот момент мы можем рассматривать метамодер-низм как «структуру чувств».

Метамодернизм стремится быть позитивным, двигаться к счастью и надежде. Нельзя сказать, что сегодня мир переживает безграничное счастье. Мир находится в хаосе, который заставляет постоянно двигаться, чтобы быть счастливым.

В метамодернизме читателю нужно показать и научить, что перед ним нет традиционного романа. Меняется структура текста; иногда это простая история, а иногда ироничная и глубокая история. [2] Текст представляет собой воплощение элементов, взятых из прошлого и оригинально донесенных до читателя. Произведения искусства колеблются между двумя полюсами модерна и постмодерна, соответственно между: энтузиазмом и иронией, наивностью и хитростью, целостностью и фрагментарностью, надеждой и отрицанием, чистотой и двусмысленностью.

В метамодернистском романе нет единого сюжета, как в традиционном романе. Современному читателю показываются микротексты, из которых выстраивается ткань сюжетного полотна. Чтобы лучше понять, как работает метамодернистский роман, проанализируем роман Ольги Токарчук «Бегуны». Польская писательница Ольга Токарчук получила Международную букеровскую премию в 2018 г., а потом и Нобелевскую премию с формулировкой: за «ее повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни»1.

Для начала представим структуру романа. Роман разделен на 116 подразделов, где читатель

1 Баттерсби Э. Сложные гармонии: О «Бегуны» Ольги Токарчук / Лос-Анджелесский обзор книг. 2018. С. 12-15.

сталкивается с дневниковыми воспоминаниями, сфабрикованными историями, перепиской и картами. Как элемент метамодерна, главы короткие, как абзац, но могут достигать нескольких страниц, таким образом создавая отдельную историю, образуя роман. Мини-главы часто не связаны друг с другом, истории, начатые в одной главе, остаются незавершенными, продолжаясь в других главах. В своих новеллах рассказчица часто стремится облегчить читателю локацию, представляя карты аэропортов, различных маршрутов [3, с. 896]. Эта новая структура также напоминает путеводитель, где есть информация о местах, которые турист хочет посетить. Мини-главы имеют соответствующие заголовки, где заголовок содержит некоторую информацию о событиях в главе.

В теории метамодернизма имеется мысль о колебании между двумя полюсами, модерном и постмодерном1 , соответственно, между иронией и искренностью, чистотой и двусмысленностью, целостностью и фрагментарностью. Сосредоточив внимание на последнем, в романе Токарчук мы видим, что структура формируется в основе элемента-фрагмента2.

Элемент фрагментации, конечно, можно наблюдать и в постмодернизме, где фрагментация как бы соединяла образы, персонажей и идеи. В романе Токарчук границы неясны. Роман построен на отдельных камнях, образующих мозаику, то есть текст романа. Эта фрагментиро-ванная структура делает роман полилинейным по своей оси, образуя собой гипертекст.

Одна из проблем современной литературы состоит в том, что в ней отсутствует оригинальное повествование о будущем или настоящем. Усилий много. Одним из предпринятых усилий является нарратив сам по себе, или, как его называет О. То-карчук, полифонический нарратив. Книга начинается с себя, представляя себя. Значение, придаваемое единице сегодня, является одним из элементов метамодернизма3. Повествование от первого лица,

1 Думитреску А. Что такое метамодернизм и зачем нам это знать? / пер. М. Барановой и др. // Newochem. URL: https://newochem.ru/kultura/chto-takoe-metamodernizm-i-zachem-nam-eto-znat/ (дата обращения: 11.02.2023).

2 Грей Т. Книга Ольги Токарчук «Бегуны» набирает обороты // The New York Times. 2019. С. 22.

3 Мюррей Т. Метамодернизм, простота и сложность: Исцеление моделей развития посредством инволюционного

спуска // Посланиях из времен между мирами: кризис и появление в метамодерне / под ред. Д. Роусона и П. Леймана. Нью-Йорк : Барнс и Ноубл. 2021. C. 39.

как правило, вызывает у читателя доверие, рассказ становится более ярким и правдивым. Таким образом, повествование открывает место для всех тех, кто хочет озвучить свою историю. Ведь мы и в самом деле каждый день рассказываем короткие истории о своем опыте в социальных сетях.

Исповедь от первого лица может помыслиться и как «противоречие между собой и миром»4, но может быть и пробуждением сознания рассказчика. Метамодернистский рассказчик - это голос одного человека, создающего связь между личным событием и читателем. Голос от первого лица имеет более эмоциональный, более автопоэтический характер (не забудем, что Токарчук является также и поэтессой), здесь метамодернизм колеблется в сторону современной эмоциональности. Рассказчик, строя свободный текст, требует от читателя открытия этого текста, получения эмоций от оставленных на полпути фрагментов.

Рассказчика первого «Я» не всегда следует рассматривать индивидуально. Исповедь от первого лица парадоксально делает текст столь же личным, сколь и универсальным [4, с. 89]. Язык, используемый в метамодернизме, не является традиционным. В романе элемент полифонии голосов характерен для теории метамодернизма [2]. Михаил Бахтин первым выдвинул идею этой теории. Эта теория была опровергнута, когда Бахтин прочитал Достоевского и увидел, что в романе есть множество голосов, имеющих свои точки зрения, повествовательный вес в романе. Текст предстает как взаимодействие различных точек зрения или идеологий, которые несут разные персонажи [5].

В книге Токарчук мы имеем рассказчика, который повествует о событиях в путевом дневнике, затем становится рассказчиком события, произошедшего на острове, переходит из роли пассивного рассказчика в рассказчика актуального, полностью перевоплощаясь в другого человека. Эта одежда и раздевание лиц в книге осуществляются бессознательно, в этот момент нарушаются границы повествования, здесь происходит полифония голосов. Каждый голос в романе является главным рассказчиком и единственным для каждого фрагмента [6].

В теории метамодернизма часто речь идет о чувствах. Теоретики Тимотеус Вермеулен и Робин ван ден Аккер предложили рассматривать

4 Петрига М. Переводчик как автор по избранным фрагментам романа Ольги Токарчук «Бегуны» // Исследования по теории, практике и дидактике перевода. 2020. № 15. С. 287-305.

метамодернизм именно как структуру чувств. Такое особое чувство у них выстраивает культурную логику глобального капитализма.

Метамодернизм также не следует рассматривать как философию или политическое движение. Структуру чувства можно понять только через искусство, которое передает эмоцию и создает восприятие.

«Мы не хотим сказать, что все постмодернистские тенденции повторяются. Но мы верим, что многие из них обретают иную форму, а главное, новый смысл, новый смысл и направление» [7].

Такого же мнения была и Ольга Токарчук. В 2019 году она дала интервью, в котором рассказала об эмоциях, которые активируются в тот момент, когда мы читаем. Литературу она считает «очень изощренным языком общения, который относится к эмпатии и эмпатическому общению с другим человеком».

По словам О. Токарчук, роман - это большой мир, «чудо», путешествие, из которого читатель выходит с чувствами, новыми мыслями и даже может время от времени изменять свои представления о мире.

О. Токарчук имитирут путешествие, которое читатель испытывает при чтении романа, то есть путешествие в путешествии. Как было сказано выше, книга насыщена страницами путевого дневника, где вместо нудного монолога - описательный монолог, есть и несвязанные между собой куски историй, в которых преобладают повествование от третьего лица и диалоги между персонажами, а также три письма. Этот метод изменения фокуса на истории создает то, что мы выше назвали многолинейными осями. В этих линейных осях персонажи ведут диалог. Диалог в романе «Бегуны» отличается от современного или постмодернистского диалога. Здесь герои ищут открытия не для другого, а для себя.

«Она делает это, чтобы показать, что в эпоху Интернета мы часто чувствуем себя как бы разными людьми - разными версиями одного и того же человека или одним человеком, окруженным личностями других людей, когда мы начинаем чувствовать себя комбинацией того, как мы видим себя, и того, как видят себя другие»1.

В романе Токарчук мы имеем постоянно движущееся географическое пространство, где мо-

1 Хатчон Л. Запоздалые мысли о постмодерне. Обзор современной поэзии и художественной литературы Васканы. 2002. С. 5-12.

бильность и неопределенность преобладают над стабильностью. В обособленных рассказах автор направляет свое внимание на «бытие», на познание себя как в метафизической, так и в метафорической форме.

«Я ребенок. Сижу на подоконнике, вокруг меня во все стороны разбросаны игрушки, кирпичи, опрокинутые игрушечными башнями, куклы с вырванными глазами. В доме темно, воздух в комнатах медленно сгущается и остывает. Здесь ничего нет; они ушли, они ушли, до сих пор

слышны их голоса, приходящие и уходящие, эхо

" 2 шагов и далекий смех»2.

Персонажи романа также находятся в постоянном движении; поиски пропавших жены и сына таинственным образом заставляют Куника перебраться на хорватский остров и на все побережье; Доктор Блаут постоянно путешествует, чтобы найти идеальную формулу пластификации тканей человека; Сестра Шопена тайно вывозит сердце своего брата за пределы Франции, пряча его под платьем, чтобы сердце было похоронено в ее родной Польше.

Все движение, происходящее в романе, будь то обычные туристические походы, должно иметь отправную точку. На что идут эти персонажи? Этот вопрос задают не только для того, чтобы узнать путь персонажа, причину, но и для того, чтобы узнать истинную цель, так сказать, предприятия, внутреннюю цель; самопознание.

Человек проходит изменения в развитии, и каждый раз, когда происходят это развитие, изменяется и окружающая его среда. В движении, которое мы делаем, мы что-то меняем, будь то мгновенное изменение, не фундаментальное. Это происходит потому, что мы хотим исполнить свое желание, мы удовлетворяем что-то неосязаемое, желание, волю. Другими словами, в более широком плане осязаемое и видимое имеет тенденцию двигаться к неосязаемому и невидимому. В случае с персонажами это физические тела, которые направлены в реальные места для достижения цели, познания себя не в форме или размере, а в духе, в неосязаемом и невидимом.

Как уже отмечала Токарчук, роман написан для того, чтобы читатель мог лучше узнать часть биографии автора. Книга посвящена познанию этого путешественника, где метафорических описаний недостаточно, чтобы узнать его, но,

2 Там же.

чтобы сделать его еще более реальным, с плотью, костями, проблемами со здоровьем, она дает описание анализа:

"Гемоглобин - 12,7. Лейкоциты - 4,5. Гемато-крит - 41,6. Тромбоциты - 228. Холестерин - 180. Креатинин - 1,0. Билирубин - 4,2 и так далее. IQ, если верить этому, у меня 121; Достаточно"1.

Читатель не обязан знакомиться только с такими фактами, но он входит в роман, напоминающий большую энциклопедию. В романе часто встречаются курьезы, приносимые рассказчиком как по частям человеческого тела (роман напоминает анатомию человека), так и по местам, математике, физике и многим другим областям науки.

Это экспериментальная форма метамодерниз-ма. Роман может быть только рассказом, вымыслом, двумя или более персонажами, пытающимися передать сообщение или довести историю до конца. В метамодернизме роман должен быть всем. Читателя не огорчать, а держать в замешательстве, и не розовыми историями, а всей психологией и физикой.

Что же касается метамодернистского героя, то он не видит себя героем. Он обычный человек, прячущийся за экраном телефона, где он выражает свои чувства в социальных сетях, как это делает учитель-мужчина или пятнадцатилетний ребенок. В метамодернизме каждый является героем, который делится своими оригинальными историями, хочет, чтобы его голос был услышан. Метамодернистский герой - не идеальный пример. Это тысячи примеров, которые объединяются, чтобы дать новую эру и где союз не следует

1 Хатчон Л. Запоздалые мысли о постмодерне. Обзор современной поэзии и художественной литературы Васканы. 2002. С. 5-12.

правилам [8]. Метамодернизм сам по себе есть эксперимент, конечный результат которого неизвестен, но известно, что придет что-то новое.

Метамодернизм до сих пор остается малоисследованным, и подобные анализы помогают развивать и уточнять эту концепцию. Метамо-дернизм больше связан с шоком, чем со стабильностью; это продолжающаяся дискуссия, дебаты без пока четких ответов. После краха возложенных на постмодернизм надежд, метамодернизм кажется балансом между ними и представляет собой серьезный авторитет в области эмоциональной выразительности с ее ясностью и простотой.

В конце статьи мы подтверждаем, что поставленные задачи выполнены. В статье анализируется роман «Бегуны», в котором отражены основные элементы метамодерна, такие как фрагмент, размах, повествование от первого лица, метамодернистский герой. Благодаря прочтению этой статьи читатель, надеемся, лучше поймет особенности метамодернизма в литературе. Метамодернистский герой анализировался с точки зрения нового подхода к теории литературы. В статье использованы примеры из романа «Бегуны», цитаты различных исследователей и сделан вывод о том, что книга Ольги Токарчук представляет собой типичный метамодернистский роман, прекрасно выполнивший роль объекта научного исследования.

Данная статья будет способствовать дальнейшему развитию теории метамодернизма, оставляет место для анализа других метамодернист-ских романов и ставит задачу дальнейшего исследования по поиску новых повествовательных элементов метамодернизма.

1. Andersen L. R. Metamodernity: Meaning and hope in a complex world. Copenhagen : Nordic Bildung. 2019. Pp. 40-45.

2. Vermeulen T., Akker van den R. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. Vol. 2. No. 1. DOI: https://doi.org/10.3402/jac.v2i0.5677

3. Sarwat S., Imran M., Shahzad W., Sadia H. Thematic analysis of the novel "Flights" by Olga Tokarczuk using the pragma-stylistics approach // Journal of Positive School Psychology. 2023. No. 2. Pp. 893-906. URL: https://journalppw.com/index.php/jpsp/article/view/15792 (дата обращения: 11.02.2023).

4. Калинюшко О. А. Жанровые модификации травелога в романе Ольги Токарчук «Бегуны» // Молодий вчений. 2020. № 6-2 (09). С. 88-92.

5. Павлов А. В. Образы современности в XXI веке: метамодернизм // Философско-литературный журнал «Логос». 2018. Т. 28. № 6. С. 1-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-metamodernizm (дата обращения: 12.02.2023).

6. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л. : Прибой, 1929. 244 с.

7. Эпштейн М. Прото-, или Конец постмодернизма // Знамя. 1996. № 3. С. 196-209.

8. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М. : Новое литературное обозрение, 2004. C. 512-540.

9. Завгородняя Г. Ю. Дом - космос - тело: мифопоэтика славянской прозы 1990-х гг. (О. Токарчук и Г. Петрович) // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 185-197. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dom-kosmos-telo-mifopoetika-slavyanskoy-prozy-1990-h-gg-o-tokarchuk-i-g-petrovich (дата обращения: 12.02.2023).

10. Richards I. A. Principles of Literary Criticism. London: Routledge. 2017. 296 p.

Статья поступила в редакцию 08.06.2023 г.; одобрена после рецензирования 18.09.2023 г.; принята к публикации 23.10.2023 г.

Об авторе Челя Джои

аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, Российский университет дружбы народов (117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), celaxhoi@gmail.com

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Andersen L. R. Metamodemity: Meaning and hope in a complex world. Copenhagen, Nordic Bildung, 2019, pp. 40-45. (In Eng.).

2. Vermeulen T., Akker van den R. Notes on metamodernism. Journal of Aesthetics & Culture, 2010, vol. 2, no. 1. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.3402/jac.v2i0.5677

3. Sarwat S., Imran M., Shahzad W., Sadia H. Thematic analysis of the novel "Flights" by Olga Tokarczuk using the pragma-stylistics approach. Journal of Positive School Psychology, 2023, no. 2, pp. 893-906. Available at: https://journalppw.com/index.php/jpsp/article/view/15792 (accessed 11.02.2023). (In Eng.).

4. Kalinyushko O. A. Zhanrovye modifikatsii traveloga v romane Ol'gi Tokarchuk "Beguny" [Genre modifications of travelogue in the novel "Flights" by Olga Tokarchuk]. Molodii vchenii = Young Scientist, 2020, no.6-2 (09), pp. 88-92. (In Ukr.).

5. Pavlov A. V. Obrazy sovremennosti v XXI veke: metamodernizm [Images of modernity in the twenty-first century: metamodernism]. Filosofsko-literaturnyi zhurnal "Logos" = Logos, 2018, vol. 28, no. 6, pp. 1-19. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-metamodernizm (accessed 12.02.2023). (In Russ.).

6. Bakhtin M. M. Problemy tvorchestva Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky's creativity]. L., Surf Publ., 1929, 244 p. (In Russ.).

7. Epstein M. Proto-, ili Konets postmodernizma [Proto-or the end of postmodernism]. Znamya = Banner, 1996, no. 3, pp. 96209. (In Russ.).

8. Epstein M. Znak probela: O budushchem gumanitarnykh nauk [Space sign: On the future of the humanities]. M., New Literary Review Publ., 2004, pp. 512-540. (In Russ.).

9. Zavgorodnyaya G. Yu. Dom - kosmos - telo: mifopoetika slavyanskoi prozy 1990-kh gg. (O. Tokarchuk i G. Petrovich) [House - cosmos - body: mythopoetics of Slavic prose of the 1990s (Olga. Tokarczuk and Goran Petrovic)]. Vestnik slavyanskikh kul'tur = Bulletin of Slavic Cultures, 2018, vol. 49, pp. 185-197. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dom-kosmos-telo-mifopoetika-slavyanskoy-prozy-1990-h-gg-o-tokarchuk-i-g-petrovich (accessed 12.02.2023). (In Russ.).

10. Richards I. A. Principles of literary criticism. London, Routledge, 2017, 296 p. (In Eng.).

The article was submitted 08.06.2023; approved after reviewing 18.09.2023; accepted for publication 23.10.2023.

About the author Cela Xhoi

Postgraduate Student of the Department of Russian and Foreign Literature, Peoples' Friendship University of Russia (6 Miklukho-Maklaya St., Moscow 117198, Russian Federation), celaxhoi@gmail.com

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.