Научная статья на тему 'МЕТАМОДЕРНИЗМ В НОВЕЛЛЕ И. МАКЬЮЭНА "ТАРАКАН"'

МЕТАМОДЕРНИЗМ В НОВЕЛЛЕ И. МАКЬЮЭНА "ТАРАКАН" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАМОДЕРНИЗМ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС / ИСТОРИЧНОСТЬ / ФОРМЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / И. МАКЬЮЭН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меркулова Майя Геннадиевна

Статья посвящена систематизации теории метамодерна и рассмотрению новеллы И. Макьюэна «Таракан» в качестве показательного примера обращения современных писателей Великобритании к стилю метамодернизма. «Таракан» - сатира на британскую политику Брекзита. Автор статьи определяет ведущие метамодернистские стратегии И. Макьюэна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAMODERNISM IN I. MCEWAN'S NOVELLA THE COCKROACH

The article is devoted to the systematization of metamodern theory and McEwan's novella The Cockroach reviewing as an example of contemporary British writers' address to the metamodern style. The Cockroach is a satire on Britain's Brexit policy. The author of this article identifies the leading metamodern strategies of I. McEwan's.

Текст научной работы на тему «МЕТАМОДЕРНИЗМ В НОВЕЛЛЕ И. МАКЬЮЭНА "ТАРАКАН"»

Научная статья УДК: 82-311.1

DOI: 10.25688/2076-913X.2021.44.4.01

МЕТАМОДЕРНИЗМ В НОВЕЛЛЕ И. МАКЬЮЭНА «ТАРАКАН»

Меркулова Майя Геннадиевна

Институт иностранных языков

Московского городского педагогического университета, MerkulovaMG@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0054-5647

Аннотация. Статья посвящена систематизации теории метамодерна и рассмотрению новеллы И. Макьюэна «Таракан» в качестве показательного примера обращения современных писателей Великобритании к стилю метамодернизма. «Таракан» — сатира на британскую политику Брекзита. Автор статьи определяет ведущие метамодер-нистские стратегии И. Макьюэна.

Ключевые слова: метамодернизм; реконструкция; субъективность как процесс; историчность; формы повседневности; И. Макьюэн.

Для цитирования: Меркулова М. Г. Метамодернизм в новелле И. Макьюэна «Таракан» // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2021. № 4 (44). С. 7-15. DOI: 10.25688/2076-913X.2021.44.4.01

Original article

METAMODERNISM IN I. MCEWAN'S NOVELLA THE COCKROACH

Mayya G. Merkulova

Institute of Foreign Languages, Moscow City University,

MerkulovaMG@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0054-5647

Abstract. The article is devoted to the systematization of metamodern theory and McEwan's novella The Cockroach reviewing as an example of contemporary

© Меркулова М. Г., 2021

British writers' address to the metamodem style. The Cockroach is a satire on Britain's Brexit policy. The author of this article identifies the leading metamodern strategies of I. McEwan's.

Keywords, metamodernism; reconstruction; subjectivity as a process; historicity; forms of everyday life; I. McEwan.

For citation: Merkulova M. G. Metamodernism in I. McEwan's novella The Cockroach. MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education. 2021; № 4 (44), 7-15. DOI, 10.25688/2076-913X.2021.44.4.01

Объектом нашего рассмотрения стала современная новелла известного британского писателя И. Макьюэна «The Cockroach» («Таракан») [1]. Опубликованная в Британии в 2019 г., она была переведена на русский язык Д. Шепелевым и в 2021 г. вышла в издательстве «Эксмо» [2].

Дискуссии об обозначении современного направления культуры постепенно утрачивают остроту. Среди множества его определений1 «метамодернизм» (metamodernism) как новая культурная доминанта обрел лидирующее положение ввиду универсальности заключенного в нем смысла.

В качестве определения стиля современной культуры, искусства (и литературы) термин получил распространение после выхода в свет эссе голландских философов Т. Вермюлена и Р. ван ден Аккера «Notes on Metamodernism» («Заметки о метамодернизме», 2010), а также статьи британца Дэвида Джеймса и представительницы американской научной школы Урмилы Сешагири «Metamodernism: Narratives of Continuity and Revolution» («Метамодернизм: нарративы преемственности и революции», 2014). В октябре 2015 г. в университете Неймегена (Нидерланды) проходил международный семинар по обсуждению указанных теоретических работ и возможности исследования в ключе нового стиля метамодернизма литературных стратегий ряда современных писателей, среди которых — британцы И. Макьюэн, Д. Митчелл, Т. Маккар-ти, З. Смит. Важным событием культуры России стало появление в 2015 г. русскоязычного сетевого издания «Metamodern — журнал о метамодернизме», который и сегодня остается ведущим спикером новостей об указанном

1 «Сверхмодерн» (supermodern) — термин предложен французским антропологом Марком Оже; «постгуманизм» (post-humanism) — американским литературоведом Ихабом Хасса-ном; «гипермодернизм» (hypermodernism) — канадскими политическими теоретиками Артуром Крокером и Дэвидом Куком; «иной модернизм» (altermodernism) — итальянским искусствоведом Николя Буррио; «перформатизм» (performatism) — американским теоретиком театра и режиссером Ричардом Шехнером и немецким театроведом Эриком Фишер-Лихте; «новая искренность» (new sincerity) — американским писателем Дэвидом Фостером Уоллесом; «псевдомодернизм» (pseudomodernism), «диджимодернизм» (didjimodernism), «цифромодернизм» (digimodernism) — британским литературоведом и теоретиком культуры Аланом Кирби; «автомодернизм» (automodernism) — американским социальным теоретиком Робертом Сэмюэлсом, «космодернизм» (cosmodernism) — американским философом Кристианом Морару; «постпостмодернизм» (post-postmodernism) — общеупотребительный термин.

направлении. Редакция журнала заявляет: «Миссия нашего проекта — сформировать площадку для освещения новой культурной эпохи, свидетелями которой мы становимся. Нам важно создать живой ресурс, поле диалога, где будут размещаться материалы как зарубежных, так и русских культурологов, философов, искусствоведов, художников и людей иных профессий, заинтересованных в изучении и развитии метамодернизма, имеющих уникальный взгляд в исследовании этого феномена» [3].

Вышедшие позже монографические работы, среди которых «Utopia Sort of a Case Study in Metamodernism» («Утопия: своего рода пример метамодернизма», 2015) Т. Вермюлена и Р. ван ден Аккера, докторская диссертация Дж. ван дер Мерве «Notes Towards a Metamodernist Aesthetic with Reference to Post-Millennial Literary Works» («Заметки к метамодернистской эстетике с отсылкой к литературным работам пост-миллениума», 2017), серьезно упрочили теоретическое обоснование метамодернизма, в том числе как литературного стиля. Так, например, в своей работе Дж. ван дер Мерве выделяет и исследует следующие аспекты метамодернизма: аффект, аутентичность, этическая обеспокоенность, миф, оптимизм, реализм, искренность, субъективность [4]. В декабре 2019 г. Робин ван ден Аккер приезжал в Москву на презентацию русского перевода книги «Metamodernism Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism» («Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма», 2017) [5].

Знаковым для изучения теории метамодернизма в России, прежде всего в отечественной философии2, можно назвать 2019 год.

Начало изучения литературоведческих аспектов метамодернизма на материале творчества англоязычных авторов представлено в статьях Т. Н. Красавчен-ко [17], Б. М. Проскурнина [18], Л. Ф. Хабибуллиной [19] и др. Поэтому у нас появилась возможность взвешенно, с учетом разработанных теорий доказать, что новелла «Таракан» может рассматриваться в качестве показательного примера обращения современных писателей Великобритании к метамодернизму. В контексте нашей работы мы будем характеризовать метамодернизм как литературный стиль представления автором современности.

В исторической диахронии стилей «модернизм - постмодернизм - метамодернизм» четко прослеживается мысль «о наследии модернистской и постмодернистской стилистической практики и реабилитация этического сознания» [17, с. 213] в современной литературе. Фабула повести И. Макьюэна строится на принципах модерна и постмодерна: «"Таракан" — развернутая сатирическая аллюзия на ставшую хрестоматийной новеллу Ф. Кафки "Превращение". Аллюзия эксплицитна, композиционно и сюжетообразующа от начального

2 Серия статей сотрудников Института философии РАН Н. Б. Афанасова, А. В. Павлова [6-10], Э. Е. Сафронова [11]), статьи доцента кафедры психологии Крымского инженерно-психологического университета А. А. Гребенюка [12-14], ученых Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова А. С. Марковой, Г. И. Мамукиной [15; 16]).

"That morning, Jim Sams, clever but by no means profound, woke from uneasy dreams to find himself transformed into a gigantic creature"» [1, p. 1]. Если у Кафки человек превращается в неконкретизированное насекомое и умирает в этом обличье, то у И. Макьюэна весьма конкретный представитель Blattodea — таракан — сначала превращается в премьер-министра Великобритании, выполняет миссию разворотизма, а затем снова возвращается в свое тело. Выраженная телесность в субъективном повествовании является существенной частью мета-модернистского культа повседневности. Символично с позиций нового стиля это обратное превращение с последующим возвращением к себе: через превращение в человека — к таракану. В сравнительном аспекте названия данных повестей Ф. Кафки и И. Макьюэна также показательны. Чтобы подчеркнуть идею сатирического превосходства над человеческим опытом И. Макьюэн нашел удачный образ таракана. Примечательно, что в русскоязычной рецепции он также ассоциируется с политическим вождем. Достаточно вспомнить «тараканьи смеются усища» в известной характеристике И. Сталина из стихотворения О. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны...» (ноябрь 1933), ставшей для поэта приговором.

Однако произведение И. Макьюэна трудно свести исключительно к пасти-шу. «Таракан» — сатира на феноменологический критицизм и одновременно его утверждение, свидетельствующее о кризисе универсального антропоморфизма литературы модернизма, интересе к стилистике игры постмодернизма и возвращении утраченных ролей в метамодернизме.

В новелле И. Макьюэна — своеобразном метамодернистском перформан-се — автор на основе постиронии органично объединяет два художественных контекста: реалистический (исторический) и новый — мифологический (восходит к реконструкции кафкианского сюжета о превращении). По мнению автора термина «постирония», доцента кафедры английской литературы Мэриленд-ского университета Ли Константину (его статья «Четыре лика пост-иронии» содержится в сборнике Р. ван ден Аккера 2019 г.), «сторонники пост-иронии. хотят сохранить постмодернистские критические озарения (в различных сферах), при этом преодолев их тревожные измерения» [20].

Основу вымышленного сюжета двойного превращения в новелле И. Макьюэна составляет метафора разворотизма — реальная проблема британской политики Брекзита. Характерно авторское посвящение «Таракана» Тимоти Гар-тону-Эшу — британскому автору работ о современной политике и истории Центральной и Восточной Европы, среди которых «Free World: Why a Crisis of the West reveals the Opportunity of our Time» (2004) и «Facts are Subversive: Political Writing from a Decade Without a Name» (2009), члену трех королевских обществ: исторического, литературного, искусств. Постмодернистская стратегия фантасмагорической игры намечена И. Макьюэном в кратком предисловии ("This novella is a work of fiction. Names and characters are the product of the author's imagination and any resemblance to actual cockroaches, living

or dead, is entirely coincidental" [1, p. 1]) и при метамодернистском сочетании с объективным повествованием становится скорее историко-литературным фоном, нежели самой игрой. Кроме того, реконструкция кафкианского сюжета о превращении у И. Макьюэна обогащается метамодернистским перформан-сом, когда Джим Самс вдруг осознает, что почти все члены кабинета министров — бывшие тараканы. «Far more important than that, and he had not known this until now, they shared his origins. <...> A couple of dozen, a little swarm of the nation's best, come to inhabit and embolden a faltering leadership» [1, p. 20] Исключение составил министр иностранных дел Бенедикт Сент-Джон: «Nothing there. Merely human. A fake. A collaborator. An enemy of the people. Just the sort who might rebel and vote to bring down his own government» [1, p. 21]. Наличие языковых клише политического дискурса «a faltering leadership», «a collaborator», «an enemy of the people» и др. делает картину заседания кабинета министров фантастичной только по форме ее представления.

От перформанса фокус внимания автора-метамодерниста заметно смещается к осмыслению реальных фактов политики Брекзита, историчности повествования. «If only they knew, the momentous event had already slipped from their control, it had moved beyond analysis and debate and into history. It was already unfolding, here at this table. The collective fate was being forged in the heat of the Cabinet's quiet passion. Hard Reversalism was mainstream. Too late to go back!» [1, p. 22] — так заканчивается глава «Один». Известно, что до вступления в должность премьер-министра 24 июля 2019 г. Бориса Джонса Британский парламент трижды отвергал проект соглашения стран ЕС с Великобританией о ее выходе из состава сообщества от 25 октября 2018 г. Исторический контекст главы представлен реконструкцией событий подготовки к встрече и проведения новым премьером заседания кабинета министров по вопросу политики Брекзита. Идейный акцент в реалистическом повествовании последующих глав автор делает на сложных перипетиях политической игры при подготовке к внеочередным выборам, включая написание премьером речей, проведение интервью, взаимоотношения с членами кабинета министров, внешнеполитические связи со странами членами ЕС и американским президентом — формах повседневности политического лидера.

Политическая стилистика исторического контекста в новелле И. Макьюэна разнопланова и преобладает над мифологической. Она документальна в авторском повествовании об исторических фактах (например, экономические истоки политики Брекзита в начальном фрагменте главы «Два»: имена экономистов XVII в. Джозефа Муна и Джосии Чайлда, XIX в. — Фрэнсиса Амасы Уокер, учреждение Международного валютного фонда и т. д.); псевдоисторична в обозначении дат событий повествования (реальные выборы 12 декабря 2019 г., в повести 19 декабря). Речь премьера и членов кабинета министров при их личном общении намеренно снижена, подчас даже ненормативна, но призывно-возвышенна, аффективна в служебных и публичных обращениях.

Реалистически и психологически мотивирована в новелле И. Макьюэна метамодернистская «новая искренность» (Д. Ф. Уоллес), основанная на постиронии. Например, глядя вслед уходящему министру иностранных дел, Джим Самс «was amazed at how it was possible to feel such joy and such hatred at the same time. A human heart, of which he was now in full possession, was a wondrous thing» [1, p. 43]. Последнее заседание кабинета министров «возвращенных» тараканов проходит на феромонном языке. Премьер-министр в состоянии аффекта произносит речь, в которой звучит и голос автора: «There will be hardship. It might be punishing in the extreme. I don't doubt that enduring it will harden the people of this great country. But that is no longer our concern. Now that we have cast off our temporary, uncongenial forms, there are deeper truths that we may permit ourselves to celebrate» [1, p. 97]. Пока тараканы «did not see the little creature scurrying towards Number Ten to resume its life» [1, p. 99] (реального премьер-министра), однако важны сами факты превращения в человека и его возвращения. Последнее подчеркивается автором и на уровне символики цифры 4 (у превращенного таракана «a mere four» конечности, повесть состоит из четырех частей, так лаконично и названных: «Один», «Два», «Три», «Четыре»), и упоминания числа 10 (резиденция премьер-министра на Даунинг-стрит, 10) как стремления современности вновь обрести гармоничную цельность человечности, приблизившись к сакральному. В метамодернизме происходит не только возвращение к человеку (маленькому человеку в контексте новеллы), но и к самому повествованию автора об опыте субъективных переживаний человека, предстающем как процесс. При этом обновляется роль аксиологического аспекта знания о человеке [21].

Таким образом, И. Макьюэн реконструирует, переосмысливает идею превращения с целью возвращения человека благодаря интертексту Ф. Кафки. Ведущими метамодернистскими стратегиями автора в новелле «Таракан» являются политическая сатира на основе постиронии, мифологическая реконструкция кафкианского сюжета о превращении, перформанс, историчность в формах телесной, политической и экономической повседневности, субъективность как процесс, «новая искренность», этическая обеспокоенность и оптимизм в связи с будущим нации.

Список источников

1. McEwan I. The Cockroach. London: Jonathan Cape; 2019. 100 p.

2. Макьюэн И. Таракан [пер. с англ. Д. Шепелева]. М.: Эксмо; 2021. 128 с.

3. Metamodern. Журнал о метамодернизме. URL: http://metamodernizm.ru/ about/

4. Van der Merwe J. Notes towards a metamodernist aesthetic with reference to post-millennial literary works. Doctoral diss. in Philosophiae Linguistics and Literary Theory. Potchefstroom : North-West University; 2017. 312 p.

5. Ван ден Аккер Р. Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма [пер. с англ. В. М. Липки]. М.: Рипол-Классик; 2019. 494 с.

6. Афанасов Н. Б., Павлов А. В. Образы современности в XXI веке: космодер-низм. Знание. Понимание. Умение. 2019; № 2: 46-62. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-kosmodernizm/viewer

7. Павлов А. В. Образы современности в XXI веке: гипермодернизм. Философский журнал. 2019; № 2 (12): 20-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-gipermodernizm/viewer

8. Павлов А. В. Образы современности в XXI веке: метамодернизм. Философ-ско-литературный журнал «Логос». 2018; № 6 (127): 1-19. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-metamodernizm/viewer

9. Павлов А. В. Образы современности в XXI веке: сверхмодернизм. Знание. Понимание. Умение. 2019; № 1: 69-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-sverhmodernizm/viewer

10. Павлов А. В. Постгуманизм: преодоление и наследие постмодернизма. Вопросы философии. 2019; № 5: 27-35.

11. Сафронов Э. Е. Что будет после постмодерна? Диджимодернизм как культурная доминанта. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2019; № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-budet-vmesto-postmoderna-didzhimodernizm-kak-kulturnaya-dominanta/viewer

12. Гребенюк А. А. Культурно-исторический анализ переживаний человека эпохи метамодернизма. АНИ: педагогика и психология. 2019; № 1: 326-330. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskiy-analiz-perezhivaniy-cheloveka-epohi-metamodernizma/viewer

13. Гребенюк А. А. Культурно-психологический анализ причин неадаптивного поведения человека эпохи метамодернизма. АНИ: педагогика и психология. 2019; № 3: 326-328. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-psihologicheskiy-analiz-prichin-neadaptivnogo-povedeniya-cheloveka-epohi-metamodernizma/viewer

14. Гребенюк А. А. Основы метамодернистской психологии. Metamodern. Журнал о метамодернизме. Дата публикации: 31 октября 2017. URL: http://metamodernizm.ru/ metamodernism-psychology/

15. Маркова А. С., Мамукина Г. И. Метамодернизм: преодоление дискретности и индивидуализма. ВестникМГОУ. Сер.: Русская филология. 2019; № 1: 89-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metamodernizm-preodolenie-diskretnosti-i-individualizma/viewer

16. Маркова А. С., Мамукина Г. И. Самотрансценденция как отличительная черта героя метамодернистского произведения. Вестник МГОУ. Сер. : Русская филология. 2019; № 3: 146-156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samotranstsendentsiya-kak-otlichitelnaya-cherta-geroya-metamodernistskogo-proizvedeniya/viewer

17. Красавченко Т. Н. Постмодернизм мертв? Дискуссии в англоязычной критике. (Обзор). Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. Реферативный журнал. 2018; № 3: 207-217. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-mertv-diskussii-v-angloyazychnoy-kritike-obzor/viewer

18. Проскурнин Б. М. Реализм? Модернизм? Постмодернизм? Пост-постмодернизм? Размышления о современной британской прозе. Вестник Пермского университета. 2010; № 6 (12): 209-214.

19. Хабибуллина Л. Ф. Иен Макьюэн: метамодернизм или новый облик реализма. Два века английского романа: коллективная монография. К 70-летию профессора Б. М. Проскурнина. СПб.: Изд-во «Маматов»; 2021: 246-261.

20. Константину Л. Четыре лика пост-иронии. Metamodern. Журнал о метамодернизме. Дата публикации: 26 июля 2019. URL: http://metamodernizm.ru/four-faces-of-postirony/

21. Zheltukhina M. R., Vikulova L. G., Serebrennikova E. F., Gerasimova S. A., Borbotko L. A. Identity as an element of human and language universes: axiological aspect. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; № 17 (11): 10413-10422.

References

1. McEwan I. The Cockroach. London: Jonathan Cape; 2019. 100 p.

2. Mak' yue' n I. Tarakan [per. s angl. D. Shepeleva]. M.: E'ksmo; 2021. 128 s. (In Russ.).

3. Metamodern. Zhurnal o metamodernizme.URL: http://metamodernizm.ru/about/ (In Russ.).

4. Van der Merwe J. Notes towards a metamodernist aesthetic with reference to post-millennial literary works. Doctoral diss. in Philosophiae Linguistics and Literary Theory. Potchefstroom: North-West University; 2017. 312 p.

5. Van den Akker R. Metamodernizm: istorichnost\ affekt i glubina posle postmo-dernizma [per. s angl. V. M. Lipki]. M.: Ripol-Klassik; 2019. 494 s. (In Russ.).

6. Afanasov N. B., Pavlov A. V. Obrazy' sovremennosti v XXI veke: kosmodernizm. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2019; № 2: 46-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-kosmodernizm/viewer (In Russ.).

7. Pavlov A. V. Obrazy' sovremennosti v XXI veke: gipermodernizm. Filosofskij zhurnal. 2019; № 2 (12): 20-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-gipermodernizm/viewer (In Russ.).

8. Pavlov A. V. Obrazy' sovremennosti v XXI veke: metamodernizm. Filosofsko-literaturnyj zhurnal «Logos». 2018; № 6 (127): 1-19. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-metamodernizm/viewer (In Russ.).

9. Pavlov A. V. Obrazy' sovremennosti v XXI veke: sverxmodernizm. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2019; № 1: 69-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-sovremennosti-v-xxi-veke-sverhmodernizm/viewer (In Russ.).

10. Pavlov A. V. Postgumanizm: preodolenie i nasledie postmodernizma. Voprosy" filosofii. 2019; № 5: 27-35. (In Russ.).

11. Safronov E'. E. Chto budet posle postmoderna? Didzhimodernizm kak kul'turnaya dominanta. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2019; № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/chto-budet-vmesto-postmoderna-didzhimodernizm-kak-kulturnaya-dominanta/viewer (In Russ.).

12. Grebenyuk A. A. Kul'turno-istoricheskij analiz perezhivanij cheloveka e'poxi meta-modernizma. ANI: pedagogika i psixologiya. 2019; № 1: 326-330. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskiy-analiz-perezhivaniy-cheloveka-epohi-metamodernizma/viewer (In Russ.).

13. Grebenyuk A. A. Kul'turno-psixologicheskij analiz prichin neadaptivnogo povedeniya cheloveka e'poxi metamodernizma. ANI: pedagogika ipsixologiya. 2019; № 3: 326-328. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-psihologicheskiy-analiz-prichin-neadaptivnogo-povedeniya-cheloveka-epohi-metamodernizma/viewer (In Russ.).

14. Grebenyuk A. A. Osnovy' metamodernistskoj psixologii. Metamodern. Zhurnal o metamodernizme. Data publikacii: 31 oktyabrya 2017. URL: http://metamodernizm.ru/ metamodernism-psychology/ (In Russ.).

15. Markova A. S., Mamukina G. I. Metamodernizm: preodolenie diskretnosti i indi-vi-dualizma. VestnikMGOU. Seriya: Russkaya filologiya. 2019; № 1: 89-98. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/metamodernizm-preodolenie-diskretnosti-i-individualizma/viewer (In Russ.).

16. Markova A. S., Mamukina G. I. Samotranscendenciya kak otlichitel'naya cherta geroya metamodernistskogo proizvedeniya. Vestnik MGOU. Seriya: Russkaya filologiya. 2019; № 3: 146-156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samotranstsendentsiya-kak-ot-lichitelnaya-cherta-geroya-metamodernistskogo-proizvedeniya/viewer (In Russ.).

17. Krasavchenko T. N. Postmodernizm mertv? Diskussii v angloyazy'chnoj kritike. (Obzor). SociaFny'e i gumanitarny'e nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 7: Literaturovedenie. Referativnyj zhurnal. 2018; № 3: 207-217. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/postmodernizm-mertv-diskussii-v-angloyazychnoy-kritike-obzor/viewer (In Russ.).

18. Proskurnin B. M. Realizm? Modernizm? Postmodernizm? Post-postmodernizm? Razmy'shleniya o sovremennoj britanskoj proze. Vestnik Permskogo universiteta. 2010; № 6 (12): 209-214. (In Russ.).

19. Xabibullina L. F. Ien Mak'yue'n: metamodernizm ili novy'j oblik realiz-ma. Dva veka anglijskogo romana: kollektivnaya monografiya. K 70-letiyu professora B. M. Proskurnina. SPb.: Izd-vo «Mamatov»; 2021: 246-261. (In Russ.).

20. Konstantinu L. Chety're lika post-ironii. Metamodern. Zhurnal o metamodernizme. Data publikacii: 26 iyulya 2019. URL: http://metamodernizm.ru/four-faces-of-postirony/ (In Russ.).

21. Zheltukhina M. R., Vikulova L. G., Serebrennikova E. F., Gerasimova S. A., Borbotko L. A. Identity as an element of human and language universes: axiological aspect. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; № 17 (11): 10413-10422.

Информация об авторе

Меркулова Майя Геннадиевна — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английской филологии Института иностранных языков МГПУ.

Information about the author

Mayya G. Merkulova — Doctor of Philology, professor, full professor of English Philology Department Institute of foreign languages MCU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.