Научная статья на тему 'Роман Михаила булгакова «Мастер и Маргарита» - «Зеркальные миры» в когнитивных моделях'

Роман Михаила булгакова «Мастер и Маргарита» - «Зеркальные миры» в когнитивных моделях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
880
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ РОМАНА / ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА РОМАНА / ПРИНЦИП "ЗЕРКАЛЬНОЙ СИММЕТРИИ" / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ / ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ / КООРДИНАТЫ / A PRINCIPLE OF "MIRROR SYMMETRY" / IDEA OF THE NOVEL / FIGURATIVE SYSTEM OF THE NOVEL / A PEDAGOGICAL PROBLEM / COGNITIVE MODELS / LOGIC-SEMANTIC MODELS / CO-ORDINATES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Андреева Татьяна Александровна

В статье дана авторская концепция анализа известного романа М. Булгакова. Приводится опыт реализации средств когнитивной визуализации знаний в практике преподавания школьного курса литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICHAEL BULGAKOV'S NOVEL «MASTER AND MARGARITA» ARE « MIRROR WORLDS» IN COGNITIVE MODELS

The paper presents the author's concept of the analysis of the famous novel by M.Bulgakov as wells as an attempt of realization of cognitive visualization means in teaching literature at school.

Текст научной работы на тему «Роман Михаила булгакова «Мастер и Маргарита» - «Зеркальные миры» в когнитивных моделях»

РОМАН МИХАИЛА БУЛГАКОВА

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» - «ЗЕРКАЛЬНЫЕ МИРЫ»

В КОГНИТИВНЫХ МОДЕЛЯХ

Ключевые слова: идея романа, образная система романа, принцип «зеркальной симметрии», педагогическая задача, когнитивные модели, логикосмысловые модели, координаты.

Keywords: idea of the novel, figurative system of the novel, a principle of "mirror symmetry", a pedagogical problem, cognitive models, logic-semantic models, co-ordinates.

Аннотация: В статье дана авторская концепция анализа известного романа М. Булгакова. Приводится опыт реализации средств когнитивной визуализации знаний в практике преподавания школьного курса литературы.

Abstract: The paper presents the author's concept of the analysis of the famous novel by M.Bulgakov as wells as an attempt of realization of cognitive visualization means in teaching literature at school.

Литературный шедевр М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к самым великим и самым загадочным романам XX века, вызывает к себе живой интерес со стороны читателей и со стороны литературоведов-ученых. Во-первых, интерес обусловлен тем, что текст «Мастера и Маргариты» многомерен, не поддается однозначной расшифровке, открыт различным интерпретациям, как и всякое значительное произведение искусства. Это побуждает задумываться над «загадками» и «тайнами» романа. Во-вторых, интерес и неоднозначное отношение к роману объясняются тем, что в нем затронуты важнейшие вопросы философии, христианства, демонологии и оккультизма. Причем М.А. Булгаков не следует канонам, а создает в романе свою собственную религиозно-мистическую систему.

Современным школьникам роман интересен и полезен в наше непростое время, так как затрагивает «вечные вопросы»: Смерть и Бессмертие, Истина и Ложь, Добро и Зло, Власть и Справедливость, Любовь и Милосердие.

Использование дидактических когнитивных моделей визуализации знаний на уроках литературы при изучении романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11-м классе помогает ученикам выстроить собственную полноценную интерпретацию этого произведения, не противоречащую авторской концепции. Логикосмысловые модели типа «координатор» и «персонификатор» способствуют преодолению затруднений школьников в восприятии структуры романа, его композиции, образных связей, осмыслении сложной авторской этической и философской концепции бытия.

Введение в образовательный процесс когнитивных моделей наглядного представления знаний инициировало применение проблемного подхода в обучении школьников анализу литературного произведения. В качестве основных методов и приемов его изучения были выбраны методы стилистического и композиционного анализа, прием сопоставления данного литературного произведения с другими.

Объем произведения и необходимость решения большого числа сложных педагогических задач обусловили разработку дидактического обеспечения процесса интенсивной мыслительной деятельности учащихся наглядными средствами управляющего типа. Для целостного и системного представления основных проблем, поднимаемых автором романа, был построен комплекс когнитивных логико-смысловых моделей: «Роман «Мастер и Маргарита», «Образная система», «Зеркальные образы» в романе М.А. Булгакова», «Во-ланд», «Бегемот», «Азазелло», «Понтий Пилат», «Иешуа Га-Ноцри», «"Зеркальные миры" М.А. Булгакова», «Изменилось ли человечество?», «Мир без любви?», «Маргарита».

Ряд уроков, посвященных изучению данного произведения, направлен на достижение педагогической цели - формирование у учащихся представления о сложной системе образов романа, о принципах создания литературно-художественных образов Булгаковым и взаимосвязи созданных образов. В соответствии с данной дидактической целью была разработана когнитивная логикосмысловая модель «Система образов» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (рис. 1), которая должна способствовать:

- развитию способностей учащихся к анализу и синтезу знаний;

- формированию навыков анализа художественного текста, умению давать сравнительную характеристику героев, навыков аргументации и доказательства в процессе работы с матрицей для определения роли каждого персонажа в произведении;

- погружению в творческую лабораторию писателя, приближению школьников к пониманию авторского замысла, осознанию роли композиции в реализации идеи произведения;

На всех этапах учебной деятельности на уроке большое значение имеет раскрытие содержания, обозначенного в свернутом виде на каждой координате когнитивной модели нового типа, которая называется «Персонификатор» (рис. 1).

Рис.1

Координата 2. Работа с данной координатой позволяет сделать выводы о том, что три основных мира романа «Мастер и Маргарита» - древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский - связаны между собой. Все основные события, ко-

торые когда-то происходили в Древнем Ершлаиме (предательство Иуды, казнь Иешуа и так далее), повторяются теперь в современной Москве через 1900 лет (предательство барона Майгеля, казнь Берлиоза и так далее), но в более приниженном виде, как в кривом зеркале. Что являлось трагедией в прошлом, стало более похожим на комедию или даже фарс. Каждое пространство, где разворачиваются события, обладает собственной шкалой времени. В потустороннем мире время вечно и неизменно, как бесконечно длящаяся полночь на Великом балу у сатаны. Можно предположить, что в потустороннем мире время отсутствует вообще, там царит «безвременье». Может быть, поэтому Маргарита в момент превращения в ведьму и перехода из реального мира в потусторонний роняет баночку с волшебным кремом и разбивает часы - время останавливается. В ершалаимском мире - время прошедшее, в московском мире - настоящее.

Координата 3. Каждая из групп образов создается автором в различных ключах: образы современных москвичей - в сатирическом, ершлаимские - в героическом, образы Мастера и Маргариты -в романтическом.

Координаты 4, 5 и 6 образуют сдвоенное матричное поле, обеспечивающее поддержку для проведения анализа и сравнительной характеристики персонажей, действующих в трех основных мирах романа. Координата 6 включает основные «ролевые» признаки и составляет опору для проведения сравнительного анализа. На координаты 4 и 6 выведены основные группы образов романа М.А. Булгакова - мистические, мифологические, современные (московские), мнимые. Данные группы образов выделяются в связи с наличием в структуре романа трех слоев повествования: библейского (или ершалаимского, или легендарноисторического), современного московского и демонического (или мистического).

Для организации аналитической работы и заполнения оценочной матрицы (узлы помечаются маркерами) учащимся предлагаются следующие вопросы:

Какова роль персонажа в развитии сюжета романа?

Какие герои выполняют похожие роли?

Какие герои романа уникальны по своей роли в развитии сюжета?

Каково место персонажа в общей иерархии героев того или иного временного пласта романа?

Как герой связан с основной сюжетной линией, с жизнью Мастера?

Каковы особенности портретной характеристики героя? Какова роль художественной детали?

Каковы особенности речевой характеристики героя?

В результате аналитико-оценочной деятельности учащиеся устанавливают следующие связи между всеми героями романа на основе общих признаков, триадные и тетрадные группы.

Первую и наиболее значимую триаду образуют прокуратор Иудеи Понтий Пилат - «князь тьмы» Воланд - директор психиатрической клиники профессор Стравинский. В ершалаимских сценах события развиваются благодаря действиям Понтия Пилата. В московских сценах все происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в потустороннем мире, проникающем в мир московский всюду, где нарушены моральные и нравственные устои. Стравинскому же в его клинике вынуждены беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами Воланда и его свиты.

Между персонажами первой триады существует портретное сходство. Воланд - «по виду - лет сорока с лишним» и «выбрит гладко». Стравинский - «тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти». У сатаны есть традиционный отличительный признак - разные глаза: «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», «правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, а левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней».

Вторая триада: Афраний, первый помощник Понтия Пилата, -Коровьев-Фагот, первый помощник Воланда, - врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского. Связь между Афранием и Фаготом устанавливается на основе замечательного соответствия их имен. В статье «Фагот» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона указывается, что изобретателем этого музыкального инструмента был итальянский монах Афранио. Между персонажами есть и внешнее сходство. У Афрания «маленькие глаза... под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими веками», в них «светилось незлобное лукавство», и вообще начальник тайной стражи «был наклонен к юмору». У Коровьева «глазки маленькие, иронические и полупьяные», и он действительно неистощимый шутник, своими шутками наказывающий тех, кто прогневил Воланда. Афраний же по негласному приказу Пилата карает Иуду из Кириафа за предательство смертью.

Третья триада: кентурион Марк Крысобой, командир особой кентурии, - Азазелло, демон-убийца, - Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана Дома Грибоедова. Все трое выполняют палаческие функции. Члены данной триады обладают и портретным сходством. Марк Крысобой и Арчибальд Арчибальдович высокого роста и широкоплечи. Как у Азазелло, так и у Крысобоя - изуродованное лицо и гнусавый голос.

Четвертая триада - это животные: Банга, любимый пес Пилата,

- кот Бегемот, любимый шут Воланда, - милицейский пес Тузбубен, современная копия собаки прокуратора. Банга, единственное существо, понимающее и сочувствующее Пилату, в московском мире вырождается пусть в знаменитую, но милицейскую собаку.

Пятая триада - единственная в романе, которую формируют персонажи-женщины: Низа, агент Афрания, - Гелла, агент и служанка Фагота-Коровьева - Наташа, служанка (домработница) Маргариты. Низа заманивает в ловушку Иуду из Кириафа, Гелла завлекает на гибельный для него Великий бал у сатаны Барона Майгеля.

Шестую формируют Иосиф Каифа, «исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский», - Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа и редактор «толстого» литературного журнала, - неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца. В Ершалаиме Каифа делает все, что в его силах, для гибели Иешуа. Берлиоз, девятнадцать веков спустя, как бы вторично убивает Иисуса Христа, утверждая, что его никогда не существовало на свете.

Седьмую триаду также образуют враги Иешуа и Мастера: Иуда из Кириафа, служащий в меняльной лавке и шпион Иосифа Каифы,

- Барон Майгель, служащий Зрелищной комиссии «в должности оз-накомителя иностранцев с достопримечательностями столицы», -Алоизий Могарыч, журналист, осведомляющий публику о новинках литературы. Все трое - предатели. Иуда предает Иешуа, Могарыч -Мастера, а Майгель пытается, но не успевает предать Воланда вместе со всеми участниками Великого бала у сатаны.

Последнюю, восьмую триаду в романе формируют те, кто выступает в роли учеников Иешуа и Мастера, а ранее - Каифы и Берлиоза: Левий Матвей, будущий евангелист и бывший сборщик податей, ставший единственным последователем Га-Ноцри, -поэт Иван Бездомный, друг Берлиоза и член МАССОЛИТа, ставший единственным учеником Мастера, а позднее превратившийся в профессора Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева.

Два таких тесно связанных друг с другом персонажа как Иешуа Га-Ноцри и Мастер образуют не триаду, а диаду. Иешуа Га-Ноцри совершает жертвенный подвиг во имя истины и убеждения, что все люди добрые, ценой жизни заплатив за желание говорить правду и только правду. Мастер же совершает подвиг творческий, создав роман о Понтии Пилате.

Маргарита, в отличие от Мастера, занимает в романе уникальное положение, не имея аналогов среди других персонажей романа. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость любви героини к Мастеру и делает ее символом милосердия и вечной женственности. Любовь Маргариты становится высшей ценностью на свете.

В результате решения педагогических задач, направленных на познание и усвоение системы образов в булгаковском романе, учащиеся приходят к выводу: три мира - древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский - имеют три взаимосвязанных между собой ряда основных персонажей, причем представители различных миров формируют триады и тетрады («квартеты»), объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего мира, а в ряде случаев - и портретным сходством.

В понимании способов реализации творческих замыслов М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» большое значение имеет формирование представления о принципе «зеркальной симметрии» образной системы романа. Дидактическая когнитивная модель «Зеркальные образы» не преподносится учащимся в готовом виде, а ставится задача построить ее непосредственно на уроке. Спроектированная совместно с учащимися модель наглядно демонстрирует как реализуется данный принцип особого «перевернутого» отражения, на котором основывается образная система и композиция всего романа.

Следующая когнитивная логико-смысловая модель, «Во-ланд» (рис. 2), способствует достижению цели - определению учащимися роли образа Воланда, самого загадочного из всех персонажей, способов создания художественного образа и раскрытия основной идеи романа. Данная модель представлена в виде «конструкции темы», где каждая координата связана с решением определенного проблемного вопроса, связанного с темой урока, каждый узел - шаг к разрешению частного проблемного вопроса.

Рис.2

Координата 1 содержит разные «грани» - штрихи к многомерному портрету Воланда, которые в совокупности образуют «ключ» к пониманию сущности данного художественного образа. Перейти непосредственно к анализу образа поможет обращение к эпиграфу к роману, первая часть которого буквально повторяет вопрос читателя: «...так кто ж ты, наконец?..» Анализ портретных описаний героя позволяет сделать вывод о том, что Воланд в разных эпизодах имеет разные обличья: профессор-иностранец, фокусник - маг, мессир (для своей свиты), «повелитель теней и дух зла» (так его называет Левий Матвей) и так далее. Эта неопределенность рождает новую проблемную ситуацию и серию вопросов:

- С какой целью герой появляется в различных эпизодах в разных обличьях?

- В каких эпизодах Воланд предстает в своем настоящем облике? Почему?

- С какой же целью автор романа сохраняет внешнее сходство своего героя с традиционным сатаной?

- Кто из персонажей романа узнает при встрече с профессором дьявола? Почему?

- Координата 2 позволяет обсудить следующие вопросы:

- Какими атрибутами власти наделен Воланд и о чем они говорят читателю?

- Каковы цели и возможности Воланда?

Для выявления атрибутов, связанных с образом Воланда, учащиеся обращаются к эпизоду «Великий бал у сатаны». Одиннадцатиклассники отмечают, что рядом с хозяином бала Маргарита замечает «странный, как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус». Глобус позволяет видеть все, что происходит на нашей планете, причем в деталях. Показывая глобус гостье, Воланд произносит важную фразу: «...события мне нужно знать точно». Чуть позже, разговаривая с головой Берлиоза, хозяин бала утверждает: «...факт - самая упрямая в мире вещь». И уже в финале звучит еще один тезис Воланда: «Все будет правильно, на этом построен мир». Глобус - атрибут власти Воланда: власти над Землей. Учащиеся делают вывод, что нашим миром управляет этот могущественный и загадочный «дух». Но управление Воланда весьма необычно: он наблюдает земную жизнь, но не изменяет ее течения и сущности.

Подтверждает ранее сделанные выводы о Воланде и другой атрибут власти - золотой портсигар с украшением в виде треугольника, который видят в руках у Воланда Берлиоз и Иван Бездомный на Патриарших прудах. Магический треугольник - традиционный элемент ритуалов, инструмент магических операций, символизирующий власть над душами. В финале романа Левий Матвей называет Воланда «дух зла, повелитель теней». Посмертную судьбу Пилата, Фриды, Мастера и Маргариты определяет именно Воланд. Не случайно, что посланец «света» Левий Матвей передает мессиру просьбу, а не повеление Иешуа даровать Мастеру и Маргарите покой. Именно этот атрибут власти объясняет, почему Иешуа сам не может решить посмертную судьбу двух влюбленных, а обращается к Воланду.

Набалдашник трости в виде головы пуделя вызывает у учащихся литературные ассоциации. Мефистофель является Фаусту в виде черного пуделя. Гетевского сатану напоминает и то, что Воланд при знакомстве с Берлиозом и Иваном Бездомным на Патриарших прудах говорит о себе «... пожалуй, немец».

Координата 3 позволяет учащимся определить роль данного персонажа в романе: он производит бесстрастное наблюдение за жизнью людей, обнажение добра или зла, уже имеющихся в жизни,

заслуженное воздаяние за добрые поступки, справедливое наказание за отступление от нравственных норм и принципов человеческой жизни, восстановление справедливости.

Координата 4 способствует учащимся в осмыслении истинной цели появления этого загадочного персонажа в современной Москве. Вопрос «Какова истинная цель пребывания Воланда и его свиты в Москве?» побуждает школьников вспомнить сцены из романа, в которых Воланд и его свита прямо сообщают о цели своего визита в столицу. В эпизоде «Встреча Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным на Патриарших прудах» профессор-иностранец говорит, что приехал для изучения редкой древней рукописи. Степе Лиходееву и Босому - для проведения сеанса черной магии, буфетчику Сокову - «повидать москвичей в массе», Маргарите - провести единственный бал в полнолуние. Воланд представлен в романе в различных обличьях и поэтому он каждый раз называет различные причины пребывания в Москве. Говорит он правду или лукавит? Поиски ответа на вопрос приводят к выводу, что об истинной цели своего появления Воланд и его свита все-таки умалчивают. Истинная причина - спасение Мастера, именно его увозит Воланд из Москвы в ночную грозу и дарует ему вечный покой. Все, что говорит Воланд и его свита перечисленным выше персонажам является только частными задачами для достижения главной цели.

Координата 5 оказывает учащимся поддержку в анализе эпизодов романа, в которых изображается жизнь москвичей и содержатся выводы о моральном и нравственном состоянии современного общества в различных аспектах. Воланд исследует все сферы человеческой жизни: бытовую, семейную, деловую, общественную, творческую и так далее. В результате анализа сцен, посвященных МАССОЛИТУ, работе зрелищной комиссии, сеансу черной магии в театре Варьете, клинике Кузьмина, жилищному кооперативу, Дому Грибоедова, учащиеся делают вывод, что современное общество страдает серьезными пороками - лихоимством, жульничеством, карьеризмом, пьянством, обжорством, жадностью, жестокостью, ложью, лицемерием, доносительством, предательством и так далее. В современном обществе нарушаются моральные, нравственные, этические, юридические, правовые нормы. Кто же виноват в этом? Воланд и его свита? Ведь именно с их появлением в Москве начинаются невероятные события. Обсуждая данные вопросы, учащиеся приходят к пониманию того, что булгаковский сатана решительно никого не провоцирует на дурные поступки, а лишь «регистрирует»

их. Источник добра и зла в мире не Воланд или кто-либо, а сам человек.

Координата 6 помогает организовать обсуждение вопроса нравственного выбора человека и личной ответственности человека за сделанный выбор. Данный вопрос является важным для понимания авторской идеи произведения. Воланд и его свита, как уже отмечалось, ничего не решают за человека, не заставляют его совершать добрые или дурные поступки против его воли. Задача булгаковского сатаны - создание ситуации, когда человек оказывается перед нравственным выбором. Именно в такой ситуации человек раскрывает свои истинные духовные возможности.

Практически все герои романа, с кем сталкивается Воланд, оказываются перед нравственным выбором. Например, Маргарита Николаевна, которая сначала делает выбор между обеспеченной жизнью в богатом доме с нелюбимым мужем и жизнью в бедном подвальчике с возлюбленным, Мастером, затем между возможностью спасти от страданий несчастную Фриду и обрести счастье и покой с Мастером. Мастер - смириться с судьбой, отказаться от творчества или бороться за истину. Понтий Пилат сталкивается с выбором -вынести справедливый приговор бродячему философу, но возможно, пострадать самому или отправить невиновного человека на смерть, но сохранить собственное благополучие и власть. Наконец Степа Лиходеев, доктор Кузьмин, буфетчик Соков, Никонор Босой и им подобные оказываются перед выбором - жить честно, по совести или брать взятки, пользоваться служебным положением, обманывать и воровать.

Таким образом, герои романа оказываются перед выбором между Истиной и Любовью или Ложью и Эгоизмом.

Координата 7 сопровождает ребят в поиске ответов на следующую серию вопросов: «По каким критериям оценивается человек и его последующая судьба?», «Как определить правильность или ошибочность сделанного человеком выбора?», «Как сказываются последствия выбора на дальнейшую судьбу героев произведения?», «Как определить, что заслуживает человек - воздаяния или возмездия?»

Для получения ответов на эти вопросы необходимо рассмотреть этическую систему мироздания, созданную М.А. Булгаковым в романе - «небытие», «покой», «свет».

Кто из героев романа заслуживает «небытие»?

Человек, стоящий на самой низкой ступени в этической системе Булгакова, любит только самого себя, он находится во вла-

сти Эгоизма и Лжи. Стремясь к собственным выгодам, он никогда не думает, как его поступки отразятся на судьбах окружающих. Его поступки лишь увеличивают зло в мире, «разливая» в нем корысть, похоть и пошлость. Примеров подобных отношений между людьми в романе множество, и не только в «московских», но и в «ершалаимских» главах: от наивно стремящегося к наслаждениям Иуды и фанатичного Каифы до московских граждан -Михаила Берлиоза, барона Майгеля, руководства Варьете, членов МАССОЛИТа, Прохора Петровича, Аркадия Аполлоновича Семплеярова, Сергея Герардовича Дунчиля и т.д.

Кто из героев романа заслуживает «покой»?

Необходимо отметить, прежде всего, Мастера и Маргариту. Автор, открывая вторую часть романа знаменательным обращением к читателю, обещает показать ему «настоящую, верную, вечную» любовь - любовь Маргариты к Мастеру. Живая, бесстрашная, всеобъемлющая любовь Маргариты деятельна и неотступна. Со способности любить ближнего больше, чем самого себя, начинается восхождение человека по лестнице Любви. И на балу у Воланда Маргарита поднимается на еще более высокую ступень, жертвуя своей любовью ради прощения Фриды - абсолютно чужого ей человека. Мастеру дарован «покой» за служение Истине и Талант.

Кто из героев романа заслуживает «свет»?

Высшее проявление любви - это любовь Иешуа, любовь и вера в человечество. Иешуа не просто любит всех, но каждого. В каждом видит Иешуа природное добро, свет и любовь. В своем чувстве к каждому человеку Иешуа становится равным Богу, и в награду ему дарован «свет».

Понтий Пилат, когда-то совершивший тяжкое преступление-предательство, в финале также обретает «свет». Путь данного героя к «свету» лежит через раскаяние, покаяние, жестокие муки совести и прощение Мастера.

Учащиеся убеждаются, что в романе универсальным критерием оценки человека и его дальнейшей судьбы выступает его способность любить. Эгоизм, по мнению Булгакова - это самый страшный порок.

Координата 8 в обобщенной форме содержит основные выводы о роли образа Воланда в раскрытии основной идеи произведения. В романе зло и справедливость становятся синонимами: именно так воспринимают справедливость жители Москвы. Поэтому Воланд может утверждать, что хочет зла (понимай - справедливости). Но это зло оказывается благом, не для отдельного человека, конечно, а

для человечества, ибо справедливое воздаяние за грехи является этической основой жизни. «Все будет правильно. На этом основан мир», «Никому никакого преимущества» - основополагающие принципы Справедливости и Добра.

В итоге учащиеся приходят к заключению: образ булгаковского сатаны не похож на классический, традиционный образ нечистой силы, булгаковский сатана является покровителем Мастера, его истинного таланта, носителем принципа абсолютной справедливости в мире.

Дидактический комплекс когнитивных моделей к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» создавался при научной поддержке Научной лаборатории дидактического дизайна в профессионально-педагогическом образовании ГОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы. Реализация идей инструментальной дидактики в образовательном процессе школы при изучении литературы позволила наиболее эффективно воплотить авторскую концепцию преподавания романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и получить положительные результаты обучения.

1. Барков А.Н. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Альтернативное прочтение. - Киев, 1994.

2. Безродный М. Об одном источнике романа «Мастер и Маргарита» // Русская литература. - № 3. - 1988. - С. 205-208.

3. Белобровцева И., Кулъюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: опыт комментария. - Таллин, 2004.

4. Белобровцева И., Кулъюс С. Михаил Булгаков в 1934-1936 годах: на пути к мифу. Текст. Поэтика. Стиль. - Екатеринбург, 2004. С. 207-217.

5. Кулъюс С, Хютт В. О поэтике М. Булгакова: «Мастер и Маргарита» как «трансцендентальный» роман // Булгаковский сборник. - Таллин, 1994. - С. 20-25.

6. Соколов Б.В. Введение в комментарий. Комментарий. - М. Булгаков. Мастер и Маргарита. - М. : Высшая школа. - 1989. С. 483-558.

7. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. - М. : Наука, 1991.

8. Соколов Б.В. Андрей Белый и Михаил Булгаков // Русская литература. - № 2. - 1992. - С. 42-55.

9. Соколов Б.В. Энциклопедия булгаковская. - М. : ЛОКИД-МИФ. 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.