Научная статья на тему 'К изучению романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"'

К изучению романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5836
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К изучению романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Г. Я. Шишмаренкова

К ИЗУЧЕНИЮ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА11

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" включает в свое строение три мира: древний, ершалаимский, вечный, потусторонний и современный московский. Такая сложность романной структуры и обусловливает определенный "барьер" в восприятии романа школьниками. Даже те учащиеся, которые с интересом прочли текст, не в состоянии разобраться со смысловым контекстом. Вот почему важно организовать самостоятельную работу школьников с текстом, что поможет им осмыслить одно из сложнейших произведений русской литературы XX века.

В преподавательской практике традиционно рассматриваются все три основные пласта романного пространства текста. Наибольшие трудности связаны с философским смыслом романа. Постепенному приближению к постижению этого смысла и служит данная система уроков.

1. Предлагаем, исходя из анализа текста, изучение романа начать с московских страниц и организовать деятельность учащихся как работу с текстом. Задания могут быть для всего класса или группы, могут быть индивидуальными.

- Докажите, что Булгаков обращает внимание на технический прогресс.

- Как Булгаков характеризует быт Москвы? Сделайте подборку текста.

- Почему, по Булгакову, квартирный вопрос является главным для москвичей?

- Что представляет собой творческая интеллигенция в изображении М. Булгакова?

- Как на московских страницах решается проблема взаимоотношений человека и системы?

- Какую роль в произведении играет сеанс черной магии?

- К каким выводам М. Булгаков подводит читателя?

2. Рассмотрение ершалаимских страниц следует осуществить несколько иначе. На этом занятии в центре внимания должны быть образы персонажей, ибо без их анализа учащимся будет трудно выйти на решение Булгаковым философских проблем. Ключевые фигуры этого занятия - Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат -прокуратор Иудеи, мыслящий, умный человек, наделенный властью; больной, уставший человек, жаждущий покоя; его характеризует лю-

бовь к животным, но он непреклонен в мести; Пилат наделен властью, но он же оказывается зависимым от обстоятельств, закона, толпы. Га-Ноцри - бродячий философ, он отличается человечностью, верой в людей; слаб телом, но силен духом; он умеет прощать всех и вся; верен истине, независим (свободен от всех и вся). Какие грехи Га-Нодри считает самыми страшными?

3-е занятие тоясе предполагает скрупулезную работу с текстом, ибо оно посвящено Воланду и его свите, т. е. мистическим страницам романа. Познавательная деятельность учащихся направлена на представление свиты Воланда, его характеристику, точнее: на определение его функций (он выступает как судья, прорицатель, врач, который ставит диагноз), на определение мотивов, по которым Воланд наказывает людей, выявление главной задачи, которую он поставил перед собой, на осмысление идейного содержания бала у сатаны, осмысление вечных истин, которые преподносит героине, а следовательно, читателю, Воланд и его свита.

На заключительном этапе школьники должны подойти к выводу, с какой целью Булгаков показывает, что за метаморфоза произошла со свитой Воланда и почему? Связаны ли эти метаморфозы каким-то образом с московским миром? Характеристика ведущих образов ершалаимских страниц выводит учащихся на обобщающие выводы по вопросам: Как, по Булгакову, можно искупить предательство? Почему свет, а не покой у Булгакова является высшей наградой? Какие еще проблемы поднимает и решает Булгаков на ершалаимских страницах? Найдите связь между московскими и ершалаимскими страницами. Что этим сопоставлением хочет сказать М, Булгаков читателю? Вопросы предлагаются после обсуждения результатов освоения образов Понтия Пилата и Га-Ноцри в самостоятельной домашней работе.

4-е занятие предполагает обращение к героям романа, чьи имена вынесены в заглавие, Однако на этом занятии есть смысл рассмотреть в целом образную систему романа, Это можно осуществить, приглашая к размышлению класс. Учитель предлагает определить триады, которые отчетливо просматриваются в романе М. Булгакова. Изучив три мира в романе М.А. Булгакова, предлагается рассмотреть образную систему. Можно говорить о взаимосвязи миров (роль связки принадлежит миру Воланда), они связаны еще и во времени. Миры имеют "коррелирующие" между собой ряды основных персонажей, причем представители различных миров формируют триады, объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего мира, а в ряде случаев и портретным сходством.

1. Первая триада: прокуратор Иудеи Понтий Пилат, "князь тьмы" Воланд, директор психиатрической клиники профессор Стра-

винский. Это власть имущие, но власть их ограничена. Пилат неудачно пытается спасти Иешуа, Воланд спасает Мастера только в потустороннем мире, а Стравинский делает попытку спасти Мастера в московском мире.

2. Афраний, первый помощник Пилата, Коровьев-Фагот, первый помощник Воланда, врач Федор Васильевич, помощник Стравинского.

3. Кентурион Марк Крысобой, командир особой кентурии, Азазелло, демон-убийца, Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана в Грибоедове. Они выполняют палаческие функции, причем последний только "в воображении превращается в капитана пиратского судна. У всех есть смягчающие обстоятельства: Марк стал таким из-за уродства, Азазелло убил Майгеля, зная, что того ждет смерть, Арчибальд Арчибальдович совершает воображаемое убийство.

4. Банга, собака Пилата, кот Бегемот, шут Воланда, милицейский пес Тузбубен. Триада животных в той или иной степени очеловечена. Причем в мире московском идет снижение персонажей.

5. Низа, агент Афрания, Гелла, агент и служанка Фагота-Коровьева, Наташа, домработница Маргариты. Единственная женская триада, их функция - заманивание: Низа - Иуды, Наташа - Ивана Николаевича, Гелла - барона Майгеля. На этом заканчиваются триады свит Воланда, Пилата и Стравинского.

6. Иосиф Кайфа, "исполняющий обязанности президента Синедриона», первосвященник иудейский, Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа и редактор "толстого" литературного журнала, неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца. Они противостоят Пилату и Воланду, стремятся погубить Мастера и Иешуа. Здесь дано максимальное снижение персонажей современного мира.

7. Иуда из Кириафа, служащий в меняльной лавке и шпион Иосифа Каифы, барон Майгель, служащий Зрелищной комиссии в должности «ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы", Алоизий Могарыч, журналист, осведомляющий публику о новинках литературы. Все трое предатели. Первый предал Иешуа, второй хотел предать Воланда, третий - Мастера.

8. Левий Матвей; будущий евангелист и бывший сборщик податей, ставший единственным последователем Га-Ноцри, поэт Иван Бездомный, друг Берлиоза и член МАССОЛИТа, ставший единственным учеником Мастера, а позднее превратившийся в Профессора Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева, поэт Александр Рюхин, член МАССОЛИТа и бывший друг Бездомного, неудачно пытающийся встать вровень с А. С. Пушкиным и отчаянно ему завидующий. Это триада учеников.

9. Это диада: Иешуа Га-Нодри и Мастер. Мастер принадлежит как современному, так и потустороннему миру. Иешуа совершает жертвенный подвиг во имя истины и убеждения, что все люди добрые, ценой жизни заплатив за желание говорить правду и только правду. Мастер же совершает подвиг творческий, но оказывается сломлен гонениями и озабочен уже не художественной истиной, а поиском покоя, что снижает московского героя по сравнению с ершалаимским.

10. Состоит из уникального образа, стоящего особняком и не имеющего аналогов в романе, - образа Маргариты. Подчеркивается ее уникальность, неповторимость ее любви, она символ милосердия и женственности.

Обращение к образной системе необходимо, потому что она помогает разобраться:

1) в сложности романного жанра у Булгакова в данном произведении;

2) в композиции и в смешении реалистических, фантастических (и мистических) и библейских мотивов;

3) в осознании своеобразия романа;

4) в ориентировании читателя на решаемые автором философские проблемы.

Образная система Булгакова убеждает, что в жизни у каждого человека свои функции, которые он принимает на себя в силу обстоятельств или натуры, иногда в силу того и другого. Но Булгаков склонен утверждать, что на первый план выступает натура. Именно поэтому в центре внимания Мастер и Маргарита.

Таким образом, учащиеся подводятся к осмыслению образа Мастера, который следует рассматривать в сопоставлении с Га-Ноцри. Пристальное внимание к образам Мастера и Маргариты определяется их ключевыми позициями в романе. Они пограничны в двух мирах: мистическом и реальном. Впервые мы видим Мастера глазами Бездомного в клинике: "С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми" До своей писательской деятельности он был историком, наверно, потому его и заинтересовала эта библейская история. Он измучен гонением на роман, непризнанием, тем, что засаленные рукописи были не допущены в печать. Этот факт говорит о том, что роман Мастера был интересен и имел некую художественную ценность, но в силу расхождения с доктриной власти был отвергнут. В судьбе романа Мастера видна аналогия с жизнью самого писателя, М. Булгакова, и мы можем говорить об автобиографизме образа. Газетная кампания подобна травле, которой подвергся в свое время Булгаков.

Мастер (по складу ума, по своей натуре) философ, ставящий перед собой общечеловеческие проблемы, которые пытается решить: взаимоотношения человека и власти, счастья, добра и зла и др.

Как и любой философ (герой Булгакова наделен чертами И. Канта), Мастер отрешен от быта, далек от семейных уз, у него нет детей, он безразличен к комфорту. Его квартирка: "...две комнаты в подвале маленького домика в садике... совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой,., маленькие оконца над самым тротуарчиком.., во второй, совсем малюсенькой комнатке... так... вот диван, а против другой диван, а между ними столик, а на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате громадная комната, 14 метров, книги, книги и печка.."

Трагическую роль в судьбе Мастера сыграло неприятие его романа - главного дела его жизни. Он был сломлен духовно, душевный надрыв отразился на физическом состоянии. Главным для него становится поиск покоя, тишины, потому он и спрашивает Ивана в клинике: не из шумных ли он больных? Мастер ненавидит свой труд как источник всех своих бед и болей. Обретению покоя мог помочь Стравинский, но в этом он был бессилен, и Мастер не обрел покоя в московском мире. Только Воланд способен спасти Мастера и дать ему покой, но это возможно лишь в мистическом мире, где его будет оберегать любимая, оставшаяся верной ему и в беде.

Покой - это свобода творчества, свобода от памяти и страданий: "...неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта", - говорит Воланд. Вот он, этот покой, и в словах Маргариты: "Слушай беззвучие... слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, тишиной... я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит... Беречь твой сон буду я,,.» - и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу Мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя". Мастер освободил Пилата, тем самым освободив и самого себя, одним словом, закончив роман и повествование Воланда и отпустив свое прошлое, Мастер не достиг света, т.к. отрекся от своего романа. Образы Мастера и членов МАССОЛИТа помогают М. Булгакову решить проблему творчества, искусства и таланта, проблему назначения художника. Ранее мы говорили об обществе МАССОЛИТа, Мастер же творческая личность, отдельная от системы, свободная от влияния извне. Он погружен в себя, слова его романа исходят из сердца, пропущены через душу. Он верит в то, о чем пишет, об этом

свидетельствуют слова комментария к рассказу Бездомного: "Но только, ради всего святого, не пропускайте ничего!.. О, как я угадал! О, как я угадал!" Именно поэтому Мастера Булгаков противопоставляет МАССОЛИТовцам.

Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:

1) у человека искусства должен быть настоящий талант: " Чтобы убедиться в том, что Достоевский писатель, неужели мне нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любые пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем". Воланд говорит, что "рукописи не горят", и говорит это о настоящем искусстве;

2) писатель (художник) должен быть свободен от обыденности, от воли других;

3) должен владеть свободой творчества: главное воля своего сердца, а не заказа;

4) необходимы покой и уединение от шума толпы;

5) рядом должен быть верящий в мастера человек, любящий и помогающий;

6) автор в ответе за свои произведения, а общество в ответе за мастера.

Итак, Мастер: положение Мастера, его жизненное кредо (цель

- ставить и решать философские проблемы, т. е. он прежде всего философ), отрешенность от быта и семейных уз, душевный надрыв (из-за неприятия романа и стремления к покою). В коллективной работе учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

- Что означает покой для Мастера? (свобода творчества, свобода от памяти и страданий).

- Чем Мастер отличается от членов МАССОЛИТа?

- Почему автор не дает своему персоналу имени, а называет его Мастером? (он должен иметь настоящий талант, быть свободен от обыденности, от воли других, но рядом должен быть любящий человек. При этом Мастер в ответе за свои произведения, а общество в ответе за Мастера).

- Почему Мастер у Булгакова образует диаду с Га-Ноцри?

Подготовка к разговору о Маргарите тоже осуществляется по опережающему заданию, состоящему из следующих вопросов:

1. Прошлое Маргариты, Как оно ее характеризует? (цельность, чувство собственного достоинства, независимость от материальных благ, гордость)

2. Её взаимоотношения с Мастером (преданность в любви, готовность к самопожертвованию)

3. Отношение к другим людям (милосердие).

Маргарита - сложная личность, цельная и многосторонне развитая. До встречи с Мастером у нее было все, что можно только желать в этой жизни: "многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, что. бы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны" Она независима от материальных благ, она не знала счастья в жизни до Мастера. Узнав этого человека, она готова бросить все и пойти за ним, даже уже больным и раздавленным жизнью. Она воплощение женственности и красоты: "Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!" В этом вся Маргарита. У неё нет настоящей семьи: нет детей, а от мужа она далека. Имя героини вызывает ассоциации с именами французских и испанских королев, ее прабабкой, как сообщает ей Азазелло, была Маргарита Наварская - гордая, красивая и величественная королева Франции. Отсюда и истинно королевская черта героини гордость, которая не позволит ей просить награды у Воланда: "Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал... Попросить, что ли, самой, как иску-шающе советовал Азазелло в Александровском саду? "Нет, ни за что" Она имеет чувство собственного достоинства, за что ее и ценит Во-ланд: "Мы вас испытали... никогда и ничего не просите!., в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами дадут все! Садитесь, гордая женщина!" Она из тех редких сильных натур, которые способны отдать все ради других.

Маргарита честна, отзывчива, милосердна. Свое единственное желание, которое готов исполнить Воланд, она отдает в пользу Фриды, которой дала надежду. Она стремится сердцем к справедливости, о чем свидетельствует эпизод на лунной дорожке: "Двадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?.. Отпустите его», - вдруг пронзительно крикнула Маргарита". Она милосердна даже к своим врагам: Латунского Азазелло предлагает убить за все зло, причиненное Мастеру, но она останавливает его. Но главное, что отличает героиню от всех других, верность и преданность в любви, готовность к самопожертвованию. Она бросает все ради него, Мастера, она остается, когда он гонит ее от себя, она идет на сделку с дьяволом из любви и готова умереть: "...мысль... вернуться в особняк, вызвала в ней внутренний взрыв отчаяния", она готова умереть, если не может быть с любимым, не может помочь ему. Она оберегает роман, подбадривает Мастера. Этот роман был и ее детище, которому она дала выход в мир. Боль Мастера - ее боль, его судьба - ее судьба. Обгоревшие остатки романа о Пилате - остатки ее счастья, ее жизни,

хранимые ею. Это она своей верой добилась признания Мастера, и пусть это произошло не в московском мире, который несовершенен, но это ее заслуга. Вслед за Мастером она отказалась от жизни на Земле, уходит в небытие, умирает, выпив вина Азазелло. Её ум, сильный и быстрый, помогает осознать происшедшее и понять, что сделал Азазелло. И там, в потустороннем мире, Маргарита охраняет Мастера. С другой стороны, она является для Мастера наградой за его труд, перенесенные им боль и страдания. Ход событий в романе у М. Булгакова имеет свой смысл. События развиваются от знакомства с героями к балу у сатаны, от спасения романа о Пилате к желанию отдать жизнь за Мастера. Этой последовательностью автор показал всю важность и неповторимость чувства любви. Таким образом, особое место Маргариты определяется верностью слову, чести и гордости, верностью в любви, огромным милосердием и справедливостью.

Итожит самостоятельную работу учащихся вопрос: "Чем определяет Булгаков особое место Маргариты в системе образов?" Как он это подчеркивает?

Предложенная система уроков основана на самостоятельной работе старшеклассников с текстом, навыки которой они получили в процессе обучения. Каждое занятие предвосхищается занятием на дом, которое ведет учащихся к определенным страницам романа и обращает к образам, обстоятельствам, проблемам. Такие задания позволяют организовать занятия как уроки-диалоги, где учитель выполняет роль ведущего и задающего тон беседе. Фиксация результатов совместной работы в тетради, чтение текстов вслух помогает закрепить материал в памяти, а задание подготовить связный рассказ по тому или иному миру развивает образное воображение и речь. Выбранный подход к изучению романа М. Булгакова соотносится с композицией и своеобразием жанра, что уже само по себе позволяет учащимся выйти на решение многих вопросов, которые могут возникнуть у них, и способствует их нравственному обогащению.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. БоборыкинВ. Г. М. Булгаков: Кн. для учащихся ст. классов. М,, 1991 (Биография писателя).

2. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгахсова // Москва. 1987. № 6-8; 1988. № 11-12.

3. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова, М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.