Научная статья на тему 'Роман-миф об Иосифе Прекрасном. Обзор'

Роман-миф об Иосифе Прекрасном. Обзор Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
349
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роман-миф об Иосифе Прекрасном. Обзор»

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

И.Л. Галинская

РОМАН-МИФ ОБ ИОСИФЕ ПРЕКРАСНОМ

Обзор

Тетралогия «Иосиф и его братья» немецкого писателя Томаса Манна (1875-1955) состоит из четырех романов: «Былое Иакова», «Юный Иосиф», «Иосиф в Египте», «Иосиф-кормилец». Они написаны по мотивам ветхозаветной Книги Бытия.

Автор знаменитых романов «Будденброки» (1901), «Королевское высочество» (1913), «Волшебная гора» (1924), «Доктор Фаустус» (1947), новеллы «Тонио Крёгер» (1903), повести «Смерть в Венеции»» (1913), статей о классиках мировой литературы, Томас Манн в 1929 г. стал лауреатом Нобелевской премии. Т. Манн активно критиковал германский фашизм, а с 1933 г. он находился в антифашистской эмиграции в Европе и в США. Последние годы жизни Т. Манн провел в Швейцарии, в Цюрихе, где и скончался.

В 1942 г. в докладе о своей тетралогии Томас Манн подробно рассказал о работе над этим монументальным эпическим циклом романов об Иосифе Прекрасном (он называет его Иосифом Египетским). Думая о создании романов на основе библейской легенды, Томас Манн мысленно цитировал то место в мемуарах Гёте «Поэзия и правда», где поэт вспоминает, как, будучи подростком, он сочинил пространную повесть об Иосифе, но затем предал ее сожжению, считая слишком «бессодержательной» (4, с. 702).

Первый роман из цикла об Иосифе Т. Манн написал, еще живя в Мюнхене, и его очень позабавили слова машинистки, перепечатавшей роман: «Ну, вот теперь хоть знаешь, как все это было на самом деле!» (4, с. 703). Она имела в виду точность и конкретность деталей «Былого Иакова». Ведь Томас Манн добился впечатления

И.Л. Галинская

реальности и достоверности происходящего, причем «подоплекой всего этого кажущегося правдоподобия является юмор» (4, с. 703).

Томас Манн включил в «Былое Иакова» всю предысторию легенды, историю отцов и праотцов Иосифа вплоть до Авраама и далее в глубь веков, «вплоть до сотворения мира» (4, с. 707). Вторая книга тетралогии «Юный Иосиф», как и «Былое Иакова», от начала до конца писалась еще в Германии. Остальную, большую часть тетралогии Томасу Манну суждено было дописать, уже живя в изгнании. Работа над третьим томом тетралогии, т.е. над «Иосифом в Египте», осуществлялась во Франции, а четвертая книга («Иосиф-кормилец») писалась «от начала до конца под небом Америки, главным образом, под ясным небосводом Калифорнии» (4, с. 709).

Хотя в энциклопедиях дата создания текста произведения «Иосиф и его братья» определяется 1933-1943 гг., Томас Манн пишет, что отдал размышлениям над содержанием тетралогии и ее написанию больше времени, целых 15 лет. В тетралогии сплетаются еврейская, вавилонская, египетская и греческая мифологии в такой пестрый клубок, что все человеческое представлено в ней как нечто единое. Писатель стремился в своей истории Иосифа воссоздать символический образ спасителя человечества. Ведь христианские авторы видели в Иосифе Прекрасном как невинном и целомудренном страдальце «прообраз Иисуса Христа» (1, с. 255). Об этом писала в свое время и Библейская энциклопедия (2, с. 366).

Редактор десятитомного собрания сочинений Томаса Манна, вышедшего на русском языке1 (М., 1959-1961), критик и литературовед Б.Л. Сучков во вступительной статье к изданию тетралогии об Иосифе Прекрасном писал, что Томас Манн хотел на основе библейской легенды об Иосифе и его отце Иакове решить вопрос о становлении человеческой личности, ее природе и о том, «какое начало господствует в человеке - доброе или злое» (3, с. 6).

Томас Манн весьма подробно описывает духовную жизнь человека, опираясь не только на историю первобытного общества, но и на современную антропологию. В соответствии с замыслом писателя в тетралогии «существуют два плана: собственно мифологический и реалистически-бытовой» (3, с. 8).

1 Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. - М.: Гос. изд-во худ. лит-ры. - 1959-1961.

Роман-миф об Иосифе Прекрасном

В прологе к тетралогии, названном «Сошествие в ад», Томас Манн «возводит многие мифологические представления к сказочным культурам Атлантиды, Гондваны и Лемурии - легендарным материкам якобы погрузившимся в воды Мирового океана» (3, с. 9). Б.Л. Сучков считает, что Т. Манн в своей тетралогии намеренно соединял прошлое и настоящее, «сообщая событию, о котором рассказывается в мифе, непосредственную актуальность, сиюминутность» (3, с. 10). Всем содержанием своей тетралогии писатель показал, по мнению Б. Л. Сучкова, что человек всегда должен стоять перед проблемой выбора, чтобы не вступить в стихию зла, вовлекающую его в свою власть. Но сама история Иосифа Прекрасного - это чудесная легенда, рассказанная Томасом Манном с чувством изумления и с оттенком иронии, полагал Б. Л. Сучков.

Завершая свою статью, критик пишет, что эти романы Т. Манна не просты для чтения, но того, «кто погрузится в пестрый, переливчатый рассказ о превратностях жизненного пути одного из самых прекрасных и привлекательных героев народных легенд, омоют могучие волны подлинного, мудрого и высокого искусства, обогащающего и очищающего человеческую душу» (3, с. 26).

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Иосиф Прекрасный // Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - С. 253-255.

2. 1осифъ // Библейская энциклопедия. - М.: ТЕРРА, 1990. - С. 363-366. -Репринтное издание.

3. Сучков Б. Роман-миф // Манн Т. Иосиф и его братья. - М.: Правда, 1991. -Т. 1. - С. 3-26.

4. Манн Т. Иосиф и его братья: Доклад // Манн Т. Иосиф и его братья. - М.: Правда, 1991. - Т. 2. - С. 702-715.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.