Лаштабова Н.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
РОМАН Б.СТОКЕРА «УЩЕЛЬЕ ЗМЕИ» И «ИМПЕРСКАЯ ГОТИКА»
В статье исследуются изменения, произошедшие с каноном готического романа в конце XIX века, когда получает развитие разновидность классического готического романа - «имперская готика». В качестве примера рассматривается роман Б.Стокера «Ущелье змеи». В этом произведении традиционные формулы классической готики обогащаются новыми мотивами и образами.
Ключевые слова: готический роман, имперская готика, колониальный дискурс, мотив карты, мотив экспедиции.
Романтический готический канон сформировался на рубеже XVIII - XIX веков и нашел отражение в повести Г. Уолпола «Замок Отранто» (1764), в романах А. Радклиф, М.Г. Льюиса, М. Шелли. Эталоном (образцом) готического канона считается роман Ч. Мэтьюрина «Мель-мот скиталец» (1820) [1,11].
Готический канон включает ряд повторяющихся формул в изображении героя и героини, в воссоздании пространственно-временной модели, наличие такие концептов, как «тайна», «чудесное», «мистическое».
В конце XIX века традиционный романтический готический канон трансформируется в «имперскую готику». В западном литературоведении этот термин впервые вводит П. Брантлин-гер [2], когда характеризует разновидность приключенческого романа, появившегося в английской литературе. В жанре имперской готики созданы такие романы, как «Копи царя Соломона» (1885), «Она» (1887), «Айеша» (1905) Г.Р. Хаггарда, «Остров сокровищ» (1883) Р.Л.Стивенсона, «Ущелье змеи» (1890) Б. Стокера [3]. Используя этот термин, Брантлингер подчеркивает, что идеология империализма соединяется с оккультными идеями, и объясняет эту связь сложными и противоречивыми представлениями британцев о путях и результатах имперских захватов.
В конце XIX века территория Индии и Африки, еще не исследованная европейцами, не отмеченная на карте, приобретает особое значение для британцев, чьи колониальные экспедиции становятся хорошо спланированными предприятиями. Однако Англия имела в качестве колоний не только далекие африканские территории, но и близкие территории Ирландии. Вплоть до конца XIX века Ирландия была аграрной страной, в которой то и дело вспыхивали восстания. Катализатором волнений было тяжелое экономическое положение. Подавляя конфликты, Англия получала лишь временный перерыв в активной борьбе ирландцев за независимость. В 1829 году ирландские католики получили пас-
сивное избирательное право, в то же время имущественный ценз был увеличен в несколько раз. Несмотря на это в стране развернулось движение за разрыв англо-ирландских отношений. Значительную роль в политической жизни Ирландии играли «фении» - ирландские мелкобуржуазные революционеры-республиканцы, которые путем заговорщической тактики пытались достичь независимости Ирландии. В 1867 году было подавлено восстание фениев, и следующие 49 лет стали периодом мирной парламентской борьбы, основным тезисом которой была борьба за «гомруль» - самоуправление в рамках Британской империи. Это движение предполагало собственный парламент и органы самоуправления при сохранении британского суверенитета. Аналогичные права получали доминионы Британии в других территориях.
В романе «Ущелье змеи» (1890) Б. Стокер предлагает читателю в качестве неизведанной территории не далекую Африку или Индию, а страну, расположенную в Европейском пространстве, жители которой близки англичанам: они имели общую историю, язык, хотя политические и религиозные разногласия разделяли их долгое время. Этот роман появился в форме рассказов в конце 1889 года в нескольких провинциальных газетах, а в 1890 году он был напечатан компанией Sampson Low как отдельная книга. Местом действия этого романа является запад Ирландии. Главный герой романа англичанин Артур Северн во время поездки по Ирландии укрывается от грозы в трактире, где слышит местную легенду о Святом Патрике и короле змей. По воле случая он втягивается в борьбу между крестьянином Фелимом Джойсом, его дочерью Норой, в которую Артур влюбляется, против местного ростовщика Блэка Мердока, обманом завладевшего их землей. Артур встречает своего друга, Дика Сазерленда, которого нанимает Мердок с целью проведения инженерных исследований «движущегося болота», скрывающего, как гласит молва, сундук с золотом, потерянный
французскими войсками почти сто лет назад. В ходе исследований Дик выясняет, что местность богата залежами известняка. Они обнаруживаются после сильного дождя, во время которого всем героям угрожает опасность. Помимо естественного богатства, герои находят пещеру с древней ирландской короной, подтверждающей былое величие Ирландии.
В классическом готическом романе действие разворачивается в замкнутом пространстве - в замке, в руинах аббатства, к середине XIX века оно трансформируется в заброшенные английские усадьбы и темные закоулки большого города. В имперском готическом романе замкнутое пространство приобретает вид незнакомой местности, таящей опасность для ее завоевателя. В «Ущелье змеи» это Ирландия, незнакомая англичанину, долина, окруженная горами, в которых лежит ущелье Змеи.
В готическом романе прошлое и настоящее образует самые причудливые связи. В классической готике прошлое связано с тайным преступлением, незаконным лишением наследства, скрытым убийством, утерянным завещанием, портретом, на котором видно поразительное сходство между двумя поколениями героев, а в настоящем наступает разоблачение. В имперском готическом романе присутствует элемент сверхъестественного: спустя много лет сбывается предсказание колдуна, к которому попадает герой во время путешествия в экзотическую страну. В «Ущелье змеи» находит подтверждение старинная легенда. Она гласит, что Змей не покинет это место, до тех пор, пока там есть болото, и будет незримо присутствовать. Его перерождение можно увидеть в образе злодея -Мердока, который погибает, утонув в болоте. К тому же находка героев, золотая корона, демонстрирует мощь ирландской цивилизации, которую она растеряла в веках.
Героиня классических готических романов -слабая, беззащитная девушка, хрупкое создание. Она красива, мила, добродетельна, в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе. Она легко плачет, любит мечтать при луне у окна своей спальни, в решительную минуту падает в обморок. Злодей пытается повлиять на нее, испортить ее добродетельный образ в глазах других людей, но его попытки проваливаются. Она пассивна, не может постоять за себя. В имперском готическом романе героиня - экзотическая женщина, отличающаяся от англичанок внешностью и поведением. Она не дает себя в обиду, активно борется за свои права. В «Ущелье змеи» Нора Джойс -крестьянка, обладающая незаурядной внешнос-
тью. Когда Артур Северн видит ее в первый раз, она кажется ему удивительно красивой. Поскольку у нее черные волосы и загорелая кожа, Артур вспоминаются рассказы об испанских красавицах. В шуточном разговоре со своим гидом Энди, местным жителем, Артур высказывает предположение, что Нора - негритянка. Нора, бесстрашная и отважная, поздним вечером отправляется на поиски исчезнувшего отца, во время дождя спасает Артура, мужчину, который незадолго до этого спас ее. В память о ее героическом поступке мужчины воздвигают памятный камень с символической надписью. Героиня романа Стокера решает изменить свою судьбу. Прежде чем стать супругой Артура, Нора уезжает в Европу с целью получить образование, чтобы стать достойной английского джентльмена.
Что касается образа злодея, то в классическом готическом романе и в имперской готике он обладает сходными чертами: это мужчина, стремящийся в собственной выгоде, для получения которой он не пренебрегает никакими средствами. Он скрывает правду, пытается любыми способами получить желаемое. В конце романа его настигает возмездие, и он погибает или исчезает. Так, Блэка Мердока ненавидят все жители деревни, когда во время непогоды он появляется в трактире, только священник пытается переубедить его, но эта попытка остается безуспешной. Жители деревни думают, что легендарный Змей, которого Святой Патрик пытается изгнать из Ирландии, мистическим образом скрывается в его душе. Мердоком движет жажда выгоды, он нанимает Дика Сазерленда для проведения инженерных исследований, хотя на самом деле хочет найти сокровища, скрытые болотом. Он пытается очернить добродетельную Нору, выставить недостойной, но его попытки проваливаются. Злодей не принимает помощь героев, и во время дождя тонет в болоте.
Темой классического готического романа является раскрытие тайны. Она связана с прошлым, но разгадку следует искать в настоящем. В имперском готическом романе основная тема - это завоевание новых территорий, подчинение неизведанных земель, исследование природных богатств, поиск сокровищ. Н. Дейли [4], исследуя особенности романов в жанре имперской готики, отмечает наличие новых мотивов: мотива поиска сокровищ, экспедиции не только с целью обогащения, но и исследования завоеванных территорий, а также мотива карты.
В романе «Ущелье змеи» клад - это потерянный сундук с золотом французов. Единственный герой, цель которого золото, Блэк Мердок, становится жертвой собственной жадности, его поглощает болото, вышедшее из берегов во время дож-
дя. Тем не менее, другое «сокровище», ирландскую золотую корону, находит мужская «команда» - Дик Сазерленд, Артур Северн и Фелим Джойс. Несмотря на то, что искомое сокровище не обнаружено, золотая корона, которую находит Нора Джойс, радует героев намного больше, чем возможное денежное вознаграждение.
Карта является средством, чтобы в воображении представить местность, принадлежащую империи, служащую сферой для инвестиций, подлежащую контролю. Таким образом, выявляется соответствие между освоением новой территории, созданием представления о превосходстве над природой, над скрытыми сокровищами. Именно для этих целей Дик Сазерленд создает карту местности, на которой расположено болото. С ее помощью он надеется отыскать сокровище - сундук с золотом, потерянный французскими солдатами, которые в 1798 году во время операции по поддержке ирландского сопротивления против англичан проходили по этой местности. Но денежное вознаграждение его трудов так и не удается отыскать.
События имперского готического романа «Ущелье змеи» разворачиваются на фоне первозданного ирландского пейзажа, который поражает главного своей экзотичностью, он не похож на спокойную красоту Англии. Картины природы, первоначально открывающиеся взору Артура, провозглашают власть природы над человеком, она втягивает героя в приключения, заставляет его демонстрировать личные качества, о существовании которых он не подозревал до поездки в Ирландию.
Впоследствии Артур включается в борьбу за землю, намеревается начать инвестиции и превратить ирландские земли в цветущий сад.
Связь с прошлым, столь характерная для событийного ряда готических романов, представлена рассказом о потерянном сокровище.
Таким образом, используя формулы классической готики, имперский готический роман обогащается мотивами и образами, характерными для колониального дискурса, что и представлено в романе Б.Стокера «Ущелье змеи».
11.02.2011
Список литературы:
1. Поэтика готической новеллистики Дж. Ш. Ле Фаню: (на примере цикла «В зеркале отуманенном»): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.03 / Водолажченко Наталья Васильевна; [Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого], - С.11
2. Patrick Brantlinger. Rule of darkness: British literature and imperialism, 1830-1914 (Ithaca and London: Cornell University Press, 1988) - 230 pp.
3. The snake«s pass / by Bram Stoker. - 1st Valancourt Books ed. p. cm. - (Irish classics) - 218 pp.
4. Nicolas Daly. Modernism, Romance and the fin-de siecle. Popular fiction and British culture, 1880 - 1914 Cambridge university Press, 1999 - 211 pp.
Сведения об авторе:
Лаштабова Наталия Владимировна, ассистент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета, аспирант кафедры мировой литературы Оренбургского государственного педагогического университета
e-mail: [email protected]
UDC 82-313.3 Lashtabova N.V.
E-mail: [email protected]
«IMPERIAL GOTHIC» AND «THE SNAKE'S PASS» BY B.STOKER
In the article the changes that took place in gothic canon in the end of XIX century are investigated, when the variation of a classical gothic novel, called «imperial gothic» is developing.
«Snake's pass» by B. Stoker is investigated as an example. In this novel the traditional formulae of the
classical gothic novel are enriched by new motives and images.
Key words: gothic novel, imperial gothic, colonial discourse, a motive of a map, a motive of an expedition.
Bibliography:
1. The poetics of gothic short stories by G. Sh. le Fanu: (the collection «In a glass darkly» taken as an example): synopsis of a thesis for competition to acquire a scientific degree of candidate of philology: 10.01.03 / Vodolazhchenko Natalya Vasilievna; [Novgorod state university n.a. Yaroslav the Wise], - P. 11
2. Patrick Brantlinger. Rule of darkness: British literature and imperialism, 1830-1914 (Ithaca and London: Cornell University Press, 1988) - 230 pp.
3. The snake«s pass / by Bram Stoker. - 1st Valancourt Books ed. p. cm. - (Irish classics) - 218 pp.
4. Nicolas Daly. Modernism, Romance and the fin-de siecle. Popular fiction and British culture, 1880 - 1914 Cambridge
university Press, 1999 - 211 pp.