Научная статья на тему 'РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация образования / ролевые позиции / функции / педагогическая деятельность / функциональный анализ педагогической деятельности / педагог / цифровизация образования / modernization of education / role positions / functions / pedagogical activity / functional analysis of pedagogical activity / teacher / digitalization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.М. Гибадуллина

Статья посвящена изучению проблемы ролевой позиции и выполняемых функций педагогом, актуальность которой обусловлена модернизацией образования, созданием инновационной и конкурентоспособной системы обучения с актуальным содержанием учебных предметов, внедрением в образовательный процесс игровых, информационно-коммуникационных, цифровых технологий. Рассмотрено содержание основных понятий: ролевая позиция, функция, педагогическая деятельность, функциональный анализ педагогической деятельности. Дана содержательная характеристика ролевой позиции педагога, представлен спектр функций и соответствующие им роли. Одним из условий, влияющих на расширение ролей и функций современного учителя, является цифровая образовательная среда. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению уровня знаний о ролевой позиции и ведущих функций, выполняемых современными молодыми педагогами, а также коммуникативных и организаторских склонностей, влияющих на выполнение роли и функций. Полученные результаты позволили определить перспективное направление для дальнейшего исследования – формирование функционально-ролевой позиции современного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.М. Гибадуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE-RELATED POSITIONS AND FUNCTIONS OF A MODERN TEACHER IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF EDUCATION

The article studies a problem of role-based positions and the functions performed by a teacher, the relevance of which is due to the modernization of education, the creation of an innovative and competitive learning system with relevant content of academic subjects, the introduction of gaming, information and communication, and digital technologies into the educational process. The content of the basic concepts is considered: a role position, function, pedagogical activity, functional analysis of pedagogical activity. A meaningful description of the teacher’s role position is given, a range of functions and their corresponding roles are presented. One of the conditions influencing the expansion of the roles and functions of a modern teacher is the digital educational environment. The article presents results of an empirical study to identify the level of knowledge about the role position and leading functions performed by modern young teachers, as well as communicative and organizational inclinations that affect the performance of roles and functions. The obtained results make it possible to determine a promising direction for further research, which is forming of a functional and role-related position of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 31.05.2021. № 286. Available at: https:// shkolapeschanskaya-r45.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2104/MP_FGOS_NOO_ot_31.05.2021_286_1.pdf

2. Муратова А.А. Феномен ранней профориентации обучающихся. Вестник Оренбургского государственного университета. 2023; № 2 (238).

3. Кузнецов Ю.Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики. Специальное образование. 2006; № 6: 29-38.

4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

5. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. Санкт-Петербург: Речь, 2006.

6. Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного университета, 2013.

7. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р Анализ образовательного квеста как педагогической технологии. Преподаватель XXI век. 2016; № 4-1: 253-259.

8. Калугина Ю.В., Новикова О.Н. Образовательный потенциал цифрового сервиса myQuiz. Наука. Образование. Профессия. Science. Education. Profession: материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Уфа: Башкирский ГАУ, 2023. 166-169. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_54266148_93479287.pdf

9. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р, Эделева И.В. Использование потенциала дисциплин кафедры иностранных языков при проведении профориентационной работы. На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2021; № 1 (19): 175-179.

10. Шпар Т.В. Использование песен при изучении грамматики немецкого языка. Современное вузовское образование: теория, методология, практика: материалы Международной учебно-методической конференции. Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2013: 94-97. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_20643735_40165383.pdf

11. Азнабаева А.Ф. Компетентностный подход к изучению иностранного языка для делового общения в неязыковом вузе. Российский электронный научный журнал. 2017; № 4 (26): 164-173 Available at https://journal.bsau.ru/upload/iblock/ac5/ac54b99e9d505df0211456dc793c2611.pdf

12. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1983.

13. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Москва: Просвещение, 1986.

14. Зубина К.Р Возрастные особенности второклассников. Образовательная сеть nsportal.ru. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2023/01/04/vozrastnye-osobennosti-vtoroklassnikov

15. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва: Школа-Пресс, 1997.

16. Кузьмичева А.Ю., Милованова Л.А. Профориентационная экскурсия как один из путей изучения профессии в начальных классах. Студенческий научный форум: материалы IX Международной студенческой научной конференции. Available at: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032307?ysclid=lutyvyeyqv116957710

17. Садовская И.Л. Методы обучения: новая концепция. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2007; № 1: 56-61. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_11781495_86375253.pdf

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandartnachal'nogoobschegoobrazovaniya. Prikaz Minobrnauki ot 31.05.2021. № 286.Available at: https://shkolapeschanskaya-r45. gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2104/MP_FG0S_N00_ot_31.05.2021_286_1.pdf

2. Muratova A.A. Fenomen rannej proforientacii obuchayuschihsya. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023; № 2 (238).

3. Kuznecov Yu.F. Deyatel'nostnyj podhod k ucheniyu i osnovnye kategorii pedagogiki. Special'noe obrazovanie. 2006; № 6: 29-38.

4. Stolyarenko L.D. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2003.

5. Solomin I.L. Sovremennye metody psihologicheskoj 'ekspress-diagnostikiiprofessional'nogo konsul'tirovaniya. Sankt-Peterburg: Rech', 2006.

6. Ovsyannikova S.K. Organizaciya proforientacionnojraboty v shkole: metodicheskoe posobie. Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013.

7. Kalugina Yu.V., Mustafina A.R. Analiz obrazovatel'nogo kvesta kak pedagogicheskoj tehnologii. Prepodavatel'XXI vek. 2016; № 4-1: 253-259.

8. Kalugina Yu.V., Novikova O.N. Obrazovatel'nyj potencial cifrovogo servisa myQuiz. Nauka. Obrazovanie. Professiya. Science. Education. Profession: materialy II Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ufa: Bashkirskij GAU, 2023. 166-169. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_54266148_93479287.pdf

9. Kalugina Yu.V., Mustafina A.R., 'Edeleva I.V. Ispol'zovanie potenciala disciplin kafedry inostrannyh yazykov pri provedenii proforientacionnoj raboty. Naperesecheniiyazykovi kul'tur. Aktual'nye voprosy gumanitarnogo znaniya. 2021; № 1 (19): 175-179.

10. Shpar T.V. Ispol'zovanie pesen pri izuchenii grammatiki nemeckogo yazyka. Sovremennoe vuzovskoe obrazovanie: teoriya, metodologiya, praktika: materialy Mezhdunarodnoj uchebno-metodicheskoj konferencii. Ufa: Bashkirskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2013: 94-97. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_20643735_40165383.pdf

11. Aznabaeva A.F. Kompetentnostnyj podhod k izucheniyu inostrannogo yazyka dlya delovogo obscheniya v neyazykovom vuze. Rossijskij 'elekironnyj nauchnyj zhurnal. 2017; № 4 (26): 164-173 Available at https://journal.bsau.ru/upload/iblock/ac5/ac54b99e9d505df0211456dc793c2611.pdf

12. Chistyakova S.N. Osnovyprofessional'nojorientaciishkol'nikov: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1983.

13. Klimov E.A. Kak vybirat'professiyu. Moskva: Prosveschenie, 1986.

14. Zubina K.R. Vozrastnye osobennosti vtoroklassnikov. Obrazovatel'naya set'nsportal.ru. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2023/01/04/ vozrastnye-osobennosti-vtoroklassnikov

15. Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Shkola-Press, 1997.

16. Kuz'micheva A.Yu., Milovanova L.A. Proforientacionnaya 'ekskursiya kak odin iz putej izucheniya professii v nachal'nyh klassah. Studencheskij nauchnyj forum: materialy IX Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Available at: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032307?ysclid=lutyvyeyqv116957710

17. Sadovskaya I.L. Metody obucheniya: novaya koncepciya. VestnikKrasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva (VestnikKGPU). 2007; № 1: 56-61. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_11781495_86375253.pdf

Статья поступила в редакцию 03.04.24

УДК 371.15

Gibadullina Yu.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, D.I. Mendeleev Tobolsk Pedagogical Institute, Branch of Tyumen State University

(Tobolsk, Russia), E-mail: ylia9008@mail.ru

ROLE-RELATED POSITIONS AND FUNCTIONS OF A MODERN TEACHER IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF EDUCATION. The article studies a problem of role-based positions and the functions performed by a teacher, the relevance of which is due to the modernization of education, the creation of an innovative and competitive learning system with relevant content of academic subjects, the introduction of gaming, information and communication, and digital technologies into the educational process. The content of the basic concepts is considered: a role position, function, pedagogical activity, functional analysis of pedagogical activity. A meaningful description of the teacher's role position is given, a range of functions and their corresponding roles are presented. One of the conditions influencing the expansion of the roles and functions of a modern teacher is the digital educational environment. The article presents results of an empirical study to identify the level of knowledge about the role position and leading functions performed by modern young teachers, as well as communicative and organizational inclinations that affect the performance of roles and functions. The obtained results make it possible to determine a promising direction for further research, which is forming of a functional and role-related position of a modern teacher.

Key words: modernization of education, role positions, functions, pedagogical activity, functional analysis of pedagogical activity, teacher, digitalization of education

Ю.М. Гибадуллина, канд. пед. наук, доц., Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский

государственный университет», г. Тобольск, E-mail: ylia9008@mail.ru

РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена изучению проблемы ролевой позиции и выполняемых функций педагогом, актуальность которой обусловлена модернизацией образования, созданием инновационной и конкурентоспособной системы обучения с актуальным содержанием учебных предметов, внедрением в образовательный процесс игровых, информационно-коммуникационных, цифровых технологий. Рассмотрено содержание основных понятий: ролевая позиция, функция, педагогическая деятельность, функциональный анализ педагогической деятельности. Дана содержательная характеристика ролевой позиции педагога, представлен спектр функций и соответствующие им роли. Одним из условий, влияющих на расширение ролей и функций современного учителя, является цифровая образовательная среда. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению уровня знаний о ролевой позиции и ведущих функций, выполняемых современными молодыми педагогами, а также коммуникативных и организаторских склонностей, влияющих на выполнение роли и функций. Полученные результаты позволили определитьперспективное направление длядальнбйшего исследования - формирование функционально-ролевой позиции современного учителя.

Ключевые слова: модернизация образования, ролевые позиции, функции, педагогическая деятельность, функциональный анализ педагогической деятельности, педагог, цифровизиутя обраловения

Актуальность исследования проблемы развития ролевойпозициипедагога и выполняемых им функций обусловлена модернизацией образования, направленного на создание инновационной и конкурентоспособнай сйстемеоГдчения с актуальным содержанием учебных предметов, использованием интегрированных форм обучения и внедрением новых технологий: игровых, информационно-коммуникационных, цифровых, с одной стороны, иасвыми трчбдвандяеи к личности современного учителя, педагогическая деятельность которого направлена на обеспечение достижение целей и выпеннение задав по пеегдоовкй качественного выпускника школы, с другой стороны. Обозначенные выше факторы современного образования определяют сасшанегиедыполняемыд ролай и функций учителя: от транслятора знаний до наставника, от образовательной функции до содействующей. Однако модернизация образования подразумевает сохранение и умножение лучших традиций в аччетадидп навымг иннавадгон-ными подходами в обучении и воспитании обучающихся, что также определяет освоение новых ролей и функций современныевдда-зззн1[Г].

Цель исследования - изучение и выявление ролевых позиций и функций современного педагога в педагогической деятельности. ОНъекнисследевания-ролевая позиция и функции, выполняемые современным учителем, предмет исследования - педагогическая деятельность учителя в общеобразовательной школе. Задачи исследования: проанализиров атыоено ваызпавяоия-«ролевио позиция», «функция», «функциональный анализ педагогической деятельности»; определить спектр ролевых позиций и функцийновдоманно-оиеда-неед здыд-ставить их соотношение в педагогической деятельности; провести исследование уровня знаний педагогов о ролевой позиции и сдидлеаиюысдущидфувидгй.вы-полняемых современным педагогом в педагогичдишй даеыесьносте Впдечевсе исследования использованы следующие методы: теоретические: анализ литературы и нормативных документов; эмпирическиа-епаои атвееичввание; вдасмэд тические - ранжирование и количественный анализ.

Теоретическая значимость исследованиы: дтодзонч соденжаниа повятдИ «ролевая позиция» и «функциональный анализ педагогической деятельности», что дополняет понятийный аппарат общей и профессиональной педагогики; определено соотношение функций и ролевыxпсзицне совдыменногападдгога. Практическая значимость исследования состоит в выявлении функций и ролей, выполняемых современными педагогами в пееагсмичecкыйдeятeльисюан, вдсм числе в условиях цифровой образовательной среды. Полученные результаты исследования могут быть использованы молодыми педапогамн н разеатии доб-ственной ролевой позиции в процессе выполнения определенных функций в педагогической деятельности.

Анализ научных исследований (В.С. Авдиесав, А.ЕЗ. Бapыпзипcтa и др.); раскрывающих механизмы развития рассийскага абразавания, пазвалил апреде-лить следующие праблемные паля:

- зависимасть качества абразавания ат спо-сабнасти и вазмажнасти учителя;

- наличие препятствий для индивидуаль-на-арганизаваннага абразавания и самообразования в связи с жесткими учебными планами, программами и учебна-метадическими дакументами;

- наличие выработанного ориентира образования на обучающегося со средними показателями обучения;

- недостаточность условий в системе образования для учения, познания и самопознания обучающихся;

- несоответствие выполняемых ролей и функций педагогами современным требованиям образования [2].

Обозначенные проблемные поля, требующие определенного решения, подчеркнули значимость рассмотрения содержания основных понятий в рамках данного исследования. Ролевая позиция как самостоятельная категория выделена на ос-

паве двлхеянятий-италоевь пдзиция.кеоерыезеняютси обьренаучными и рассмотрены в области психологии, педагогики, философии, культурологии и т. В.Вллеьаяоевицье- эти п-онятиептвелдпеодечиестзюевыпвен—ие роли в процессе взаимодействия; предписания и требования к личности, выполняющей определенную роль [3].

лнплпилитеро^ры, педагогическихяньпхслаппчвдкихславтрпй позволил нам определить содержательные характеристики ролевой позиции педагога в пе-еагогаческой даятельнапои- эдт знтнио (аТлекул-ю^кэнь^^сэ.пвьпот^н^го-педагогические, предметные, специальные); профессиональные и личностные качества; яедагаги чеокиетзаие оде стисе в еозее йств ие.

Отметим, что в исследованиях Л.Б. Ительсона выделена педагогическая позиция с выполнением определенных ролей: информатора, друга, вдохновителя , слветчик-кдотаонвкап др. В ус^лз^Е^ееои^с^в^нимцио ираьовиния можно наблюдать расширение ролей и выполняемых педагогом функций. Н.Я. Сайгу-шев.О^П^.ве.цехел, A.C.Baлуриуaвcмoдр-лкфтнкцио coяоулрннаго педагога через изучение и анализ содержания понятия «функциональный анализ педа-roгокeвкaй идятеливасзк» [4].Ферeти-,л-oн-пятиe«фyнкция»-лта «явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления; роль, значение чего-нибудь; обязанность и круг деятельности» (С.И. Ожегов).

Впроцесвькентьнтс-нализтпо ноке-вятта гтгииecплялтетeльн ость» выделены следующие компоненты с частотой встречаемости: профессиональная ддеттлйоoсть- ИСО.педе^ч^ oнытаoдпoкллрния к пеюлеаию-й%, подготовка обучающихся к жизни в современном обществе - 52%. Основная функция «подaroвичecкой-эятеФйности» - этолокпидание, разпитиеиотуьение - 64%. Исеедя ян ьышеСозя^н^еенного. отметио, дто пеэфегог^ческаедеотеленость - это вид профессиональной деятельности, включающей выполнение педагогами тпррoалтнзыо-р»кликиоaлe-никрсреeнкыo на кетедачеоныят с целью подготовки обучающихся к жизни в современном обществе посредством воспитания, ррзспяья и о-учрнгя.лтунномялде диот^льеоствкеждая фуикриядолжна быть осознанной учителем с целью достижения конкретных результатов. Поэтому мы соглашаемся с мнением вышеуказанных авторов, что «функциональный анализ зУфaгогзчдепoй деьеильхосли - это ocлыевькзeсвoйx оТязaузocртй. понимание своей роли, значимости данной деятельности и вместе с тем анализ, ведущий к качественному изменению педагогической деятельности» [4].

Функции педагогической деятельности представлены двумя видами: обще-педа гогииуезими■oспвин ым —ииoпo■^nчу^J^^ ыми (ппе^ ал ьньэ^рлк^г^гэи с. 1).

Из представленных функций традиционными являются образовательная, развивающая и воспитательная. Однако изменение парадигмы образования и варение -ифрового oраaгтвяпвяаткФ-рилoипeдтт фупеций современного учителя.

Рис. 1. Виды функций педагогической деятельности

Коммуникативная Исследовательская Управленческая

Таблица 1

Спектр функций и ролевых позиций современного учителя

№ Авт.р Функции Ролевые позиции

1. А.И. Аербаков развии^эюд.^а^.^ии^с^бпть^иаеная.чри ентацбеннта, искледчкательсгая ин новатор, исследователь, MйTOКOЛOГ

2. Н.В. Кузьмина В.А. Мижериков М.Н. Урмоненио оаостическая, организаторская, проектировочная, конструктивная, коммуникативная/ стимулирующая Тьютор, фасилитатор, игропедагог

3. Б.Т. Л ихачев цдревая, аксиологическая/творческая, саморегуляционная, контpетьнoгCцн-ночная/ аналитико-оценочная модератор, менеджер, консультант

4. М.Р Леонвьсву соци альная, воспитательная, эмоциональная, информационная, управленче- наставник, мeгeонeи. руководитель

5. Н.М.Никитина, Н.В. Нислинская онррзокапиб, обyнeииe,вocпртакиe,coасaииикцся, збщииа и охцасадититпа, здоровье и др. у читали, воспитатель, классный руководитель, метоирсн защитник

Представим на основе анализа исследова ний ряда авторов спектр функций и ролевыкаориций учителя (табл.1).

Мете|еиадытаблицы стидекели^ткдют й рнобозначеодииродаяочео обширном спектре функций и ролевых позиций, выполняемых современными педагога ми. Для болрегтублко

намбкроббден очлоссредл г^н^б^б^еггони^ целью1^еи расжирования

покгачироетя и частоте ряатенни^и. Нсггк р ип|:^г^лн^иллш-^ет^т^^ 65 моло-К-прелмстаиков ^илждаС^з< г.Тобааес^л^л и льского района, в том числе выполняющих с^Тза^ь^^(^таа1^сзного рикбвочителн.

Рис. 2. Результаты опроса по ранжированию и частоте реализации функций, %

Проанализируем полученные результаты. Высокий ранг определен учителями (37%) обучающей и информационной функции, которые интегрированы между собой, так как качественное выполнение обучающей функции зависит от владения учителем информацией по своему предмету. Все учителя отметили значимость информационной функции в условиях использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий.

Следующие значимые функции выделены у 30% учителей - это развивающая и воспитательная. В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие у обучающихся умений анализа и обобщения, классификации и систематизации, усвоение новых понятий и закономерностей. Важность воспитательной функции усилена Стратегией воспитания в РФ до 2025 года (2015), ФООП каждого уровня образования и Федеральной рабочей программой воспитания (2022). Подчеркнем, что воспитательная функция обозначена в инвариантной части ФРПВ в урочной деятельности, потому актуально выражение, что «обучение носит воспитывающий характер, а воспитание - обучающий».

23% учителей выделили в качестве приоритетных функций целевую, исследовательскую и проектировочную. Целевая функция позволяет учителю определить цель, перспективы развития личности и конечный результат. В связи с этим считаем, что учитель должен обладать умением целеполагания и знать объект и предмет педагогической цели. Исследовательская функция учителя связана с постоянным совершенствованием в области педагогической деятельности, воспитания и обучения, что позволяет обобщать свой и существующий педагогический опыт и находить новые пути решения педагогических задач.

10% учителей выделили в числе значимых организаторскую и коммуникативную функции, связанные с умением организовать обучающихся и взаимо-де йстваватьс субъектами п.о цессов обучения ив чспитания.Ком муникативн ая функция, по мнению Н.В. Кузьминой, - это «действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педаго-гичесвогв процесса»!0]. еысор давныхф^ие^сезначитальным количеств ом респондентов объясняется загруженностью педагога, а именно - заполнением Вчльшокв киличиниез дояоментов.овсм тнкжесчидапгньстврюа полсчснаые результаты по методике КОС: для 45,1% респондентов характерен высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, умение занимать определенные педагогические позиции: дистанционную, уровневую, кинетическую по отношению к своим ученикам. Это педагоги творческие, созидающие, социально анаосные, с выеиксйморнеыциео и спосыСиыч прснимань салоиоотгеиснореше-ния различных педагогических ситуаций. Респонденты со средним уровнем обладают достаточным потенциалом для организации деятельности обучающихся. ОМоВщвнные результаты по методике КОС представлены на рис. 3.

Рис.3. н^огомсалисомсаодире КОС (е.В. (Синявский, ВАФессвошин), %

Учителями названы также такие функции, как:

- аксиологическая, проявляющаяся в системе профессиональных ценностей, смыслов и ценностей педагогической деятельности;

- caвloвагyщяциoняац, связанная сцефлексией учителя, способностью к самооценке и самоанализу собственной педагогической деятельности;

- контрольно-оценочная, обеспечивающая контроль и оценку результатов oбучeноеиссрпитан иаеМамоюыцихся;

- управленческая, раскрывающая стратегии управления образовательным процессом, классным коллективом, родителями и обучающимися.

Одним из важнейших условий, способствующих введению новых ролей и функций педагога, является цифровизация образования, в условиях реализации которой функции современного учителя расширены, от обучающей и воспитательной до руководящей (модерирующей) и организаторской, а также владение навыками тьюторской работы по сопровождению обучающихся в цифровой образовательной среде.

Одной из ведущих технологий в условиях цифровизации выступает «перевернутый класс - модель смешанного обучения традиционной кпассно-урочной системы и современного цифрового дистанционного образования», требующая от учителя включения различных функций в организацию образовательного процесса. Значимость формирования новых функций в цифровой образовательной среде у учителя подчеркнута в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (2013). В трудовых действиях педагога обозначено «формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно» [6].

Цифровая образовательная среда сегодня изменила не только функции педагогической деятельности учителя, но и выдвинула новые действия, связанные с ведением электронного журнала, использованием специализированных программ по преподаваемому предмету, представлением своего опыта в сетевых педагогических сообществах:

Согласно исследованиям Е.С. Жаворонко, А.А. Ниязовой, на формирование новых функций педагога влияет цифровая образовательная среда, которая определяет новый функциональный ролевой репертуар - это «организатор проа ектного обучения, игромастер, координатор образовательной онлайн-платфор-мы, валидатор знаний, разработчик образовательных траекторий, распаковщик/ упаковщик образовательного контента. Для формирования вышеуаазащных функций и ролей необходимо формирование цифровых компетенций и компетентности» [7]. Согласно исследованиям Л.Р Эльбиева, «цифровые комкетенции связаны с ИКТ-компетенциями» [8]. Цифровые компетенции включают в себя набор способностей человека, связанных с использованием информааионно-ком-муникационных технологий в различных видах деятельности с целью повышения её результативности.

Компоненты цифровой компетенции представлены на рис. 4.

Цифровая компетентность педагога - это новая концепция, вкпюаающаяк себя следующее: умение использовать ИКТ и цифровые технологии, в том числе в подготовке учебно-методических материалов; способность разрмКакывааь новые информационные инструменты, повышающие эффективность процесса обучения, организовывать обучающихся в цифровой образовательнойаре/е.гае основными функциями определены организация обучения, поиск и работа с информацией; коммуникация и кооперация; управление информацией и данными; безопасность в Интернете; саморазвитие в условиях цифровизации.

Для изучения понимания ролевой позиции и выполнения определенных ролей молодым педагогам был предложен тест (авторский), который показал, что для 45,1% респондентов характерен высокий уровень, для 30,6% - средний и для 24,3% - низкий. Респонденты с высоким уровнем показали з наааоМалее 10 ролей, соотношения роли и выполняемых функций, технологий модерации и

умения осмысленно использовать цифровые технологии в различных видах деятельности

мотивация к участию в цифровой культуре

Г

технические навыки

использования цифровых технологий

умения критически оценивать цифровые технологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.4.Компонентыцифровой компетенции

тьюторскогосопрово>едения;понимани ев ыполняемых ролей и их значимостив различных видах деятельности как в учебной, так внеучебной; умение использо-ватг соанся офуткциятмрвиях впеда гиг и ческойтмятсл ьнссто.

Таким образом, проведенный теоретический анализ и эмпирическое исследование по изучению и выявлению ролевых позиций и функций современного падагога в успвтояхмоде^изациисфазцтания фузвфоилисдвиатйследующие выводы:

- и^фнауизс^вяны уснмяныесоняися иыкледоваомо:«фвиь»«роисвря позиция», «функция», содержание которых показывает их соотношение в педа-гигичеткоа дистнлоногои; пpoвокeафyнд^иоойияоMaнсдилтeдагогическойдс-ятельности современного учителя с раскрытием видов функций и их содержания;

-oдпом из аасгеошиисолотой, оснечоющутиозапсосы ооввименного образования и влияющих на изменения ролевых позиций, функций современного сод ас грятуяетиициф рауaа0Mцрл00Pт елоча^е^;

- выявлены уровни знаний о ролевой позиции и ведущие функции, выпол-няемыисоовсмемныфд молодымипйомгогрм^о также изучены коммуникативные и организаторские склонности, влияющие на выполнение роли и функций в пeыирoгочоcуoT дегтилоно сыт.

Полученные результаты исследования определяют значимость и необходимость разработки программы развития ролевой позиции у молодых педаго-гoвовсуюоeндeуйиотцмынлcнaвнн чеимвРйФсоодон сlпвмагяккв-мeсидсcдo вв преподавателей вузов. Проведенное исследование позволило выделить одно мз нийcпeптивсоlxяaф0рвлкнайммрлaкьндошегоизученой - эноДосмицование функционально-ролевой позиции современного учителя.

Библиографический список

1. Чумакова Я.В., Гиголаева А.Т., Вегера А.А. Модернизация российского образования: тренды и перспективы. Молодой ученый. 2023; № 28 (475): 150-153. Available at: https://moluch.ru/archive/475/104830/

2. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школывпроцессепрофессиональнойподготовки. Москва,1976.

3. Гибадуллина Ю.М. Развитие ролевой позиции будущего педагога в образовательном процессе вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2016.

4. Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А., Валеев А.С. К вопросу о функциях педагогической деятельности. Проблемы современного педагогического образования. 2019. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-funktsiyah-pedagogicheskoy-deyatelnosti?ysclid=ls0fbkrk40373517712

5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.Ленинград:ИздательствоЛГУ, 1970.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf

7. Жаворонко Е.С., Ниязова А.А. Формирование функциональных ролей будущего педагога в цифровой образовательной среде. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2022; № 04: 79-94. Available at: http://e-koncept.ru/2022/221025.htm

8. Эльбиева Л.Р, Джабраилова Л.Х., Уруджева Н.У. Структура и содержание цифровых компетенций педагога как этико-педагогическая проблема. Журнал прикладных исследований. 2022; Т. 1, № 7: 66-71.

References

1. Chumakova Ya.V., Gigolaeva A.T., Vegera A.A. Modernizaciya rossijskogo obrazovaniya: trendy i perspektivy. Molodoj uchenyj 2023; №28(475): 150-153. Available at: https:// moluch.ru/archive/475/104830/

2. Slastenin V.A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoj shkoly vprocesseprofessional'nojpodgotovki. Moskva,1976.

3. Gibadullina Yu.M. Razvitie rolevojpoziciibuduschego pedagoga v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2016.

4. Sajgushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Valeev A.S. K voprosu o funkciyah pedagogicheskoj deyatel'nosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-funktsiyah-pedagogicheskoy-deyatelnosti?ysclid=ls0fbkrk40373517712

5. Kuz'mina N.V. Metody issledovaniya pedagogicheskoj deyatel'nosti. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, 1970.

6. Ob utverzhdenii professionai'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nosf v sfere doshkoi'nogo, nachai'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'). Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (s izm. ot 25.12.2014) (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 06.12.2013 № 30550). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf

7. Zhavoronko E.S., Niyazova A.A. Formirovanie funkcional'nyh rolej buduschego pedagoga v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Koncept. Nauchno-metodicheskij "elektronnyj zhurnal. 2022; № 04: 79-94. Available at: http://e-koncept.ru/2022/221025.htm

8. "El'bieva L.R., Dzhabrailova L.H., Urudzheva N.U. Struktura i soderzhanie cifrovyh kompetencij pedagoga kak "etiko-pedagogicheskaya problema. Zhurnalprikladnyhissledovanij. 2022; T. 1, № 7: 66-71.

Статья поступила в редакцию 14.04.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.