Научная статья на тему 'Ролевые игры при обучении иностранному языку'

Ролевые игры при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1123
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ПОЛИЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / SPEECH COMMUNICATION / FOREIGN COMMUNICATION SKILLS / POLYPHONIC SPEECH / LINGUISTIC MEANS / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярунина Светлана Алексеевна

Создавая на занятиях по иностранному языку реальные и воображаемые ситуации общения, преподаватель использует для этого разные приемы работы. Одним из таких приемов является ролевая игра, потому что именно в ролевой игре развиваются иноязычные коммуникативные навыки обучаемых в условиях максимально приближенных к условиям реального общения на иностранном языке. Использование игр на занятиях по иностранному языку усиливает потребность студентов в изучении иностранного языка и повышает эффективность обучения иноязычному говорению, так как в игре у обучаемых возникает желание что-либо сказать, спросить, переспросить, выяснить, подтвердить свою точку зрения, поделиться своими идеями с собеседниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating real and imaginative communication situations in a foreign language class, the teacher uses different methods of work for this. One of these methods is role games, because it is the role-playing games that develop communicative skills of the trainees in the conditions that are as close as possible to the conditions of real communication in a foreign language. The use of games in foreign language classes enhances the need to learn a foreign language and increases the effectiveness of teaching foreign language speaking, since in the game the students have a desire to say something, ask, ask again, find out, confirm their point of view, share their ideas with interlocutors.

Текст научной работы на тему «Ролевые игры при обучении иностранному языку»

УДК 378.01 (075.8) ББК 74.58 Я-78

Ярунина Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка для естественнонаучных специальностей института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, т.: 89047802089

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(рецензирована)

Создавая на занятиях по иностранному языку реальные и воображаемые ситуации общения, преподаватель использует для этого разные приемы работы. Одним из таких приемов является ролевая игра, потому что именно в ролевой игре развиваются иноязычные коммуникативные навыки обучаемых в условиях максимально приближенных к условиям реального общения на иностранном языке.

Использование игр на занятиях по иностранному языку усиливает потребность студентов в изучении иностранного языка и повышает эффективность обучения иноязычному говорению, так как в игре у обучаемых возникает желание что-либо сказать, спросить, переспросить, выяснить, подтвердить свою точку зрения, поделиться своими идеями с собеседниками.

Ключевые слова: речевое общение, иноязычные коммуникативные навыки, полилогическая речь, лингвистические средства, толерантность.

Yarunina Svetlana Alexeevna, Candidate of Pedagogy, an associate professor of the Department of English Language for Natural Science specialties of the Institute of Philology and Journalism of Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky, tel.: 89047802089.

ROLE GAMES IN TRAINING A FOREIGN LANGUAGE

(reviewed)

Creating real and imaginative communication situations in a foreign language class, the teacher uses different methods of work for this. One of these methods is role games, because it is the role-playing games that develop communicative skills of the trainees in the conditions that are as close as possible to the conditions of real communication in a foreign language.

The use of games in foreign language classes enhances the need to learn a foreign language and increases the effectiveness of teaching foreign language speaking, since in the game the students have a desire to say something, ask, ask again, find out, confirm their point of view, share their ideas with interlocutors .

Key words: speech communication, foreign communication skills, polyphonic speech, linguistic means, tolerance.

Обучение иностранному языку в вузе - это учебная деятельность, направленная на постоянное развитие коммуникативных навыков студентов в процессе их активной мыслительной и иноязычной речевой деятельности на занятиях [1].

Задача преподавателя заключается в том, чтобы создать в аудитории условия для осуществления студентами иноязычной речевой практики, а обучение иностранному

языку должно происходить адекватно реальному процессу речевого общения на бытовую и профессиональную тематику.

Преподаватель создает на занятии иностранного языка реальные и воображаемые ситуации общения, используя для этого разные приемы работы. Одним из таких приемов и одним из важнейших аспектов учебной деятельности для развития иноязычных коммуникативных навыков является ролевая игра.

Ролевая игра - это одна из активных форм организации совместной учебной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях максимально приближенных к условиям реального общения на иностранном языке.

Ролевая игра - это методический прием, который позволяет развить навыки и умения диалогической и полилогической речи, расширенного монологического высказывания, речемыслительной деятельности студентов, формирования навыков самостоятельного выражения своей мысли на иностранном языке с употреблением необходимых лексических единиц и грамматических структур.

Основой ролевой игры является организованное преподавателем речевое общение студентов на занятии в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом.

Игра - это одна из форм имитационного моделирования, в котором происходит взаимодействие партнеров по общению во время имитации условий будущей профессиональной деятельности студентов, при которой студенты развивают или совершенствуют профессионально-ориентированные коммуникативные умения и навыки на иностранном языке.

Кроме того, ролевые игры на занятиях иностранного языка в психологическом плане подготавливают студентов к реальному иноязычному общению, многократному повторению активных лексических единиц и грамматических структур, учат отбирать необходимые речевые иноязычные образцы для оформления своего монологического или диалогического высказывания.

Во время проведения игры происходит игровое моделирование содержания будущей профессиональной деятельности студентов, расширяется их познавательная активность, студенты учатся принимать согласованные решения в команде. Другими словами достижение поставленных целей игры приводит к всестороннему развитию личности студента - будущего специалиста.

Использование игр на занятиях по иностранному языку усиливает потребность студентов в изучении иностранного языка и повышает эффективность обучения иноязычному говорению, так как в игре у студентов возникает желание что-либо сказать, спросить, переспросить, выяснить, подтвердить свою точку зрения, поделиться своими идеями с собеседниками.

В игре студенты-собеседники находятся в равных условиях, и исчезает существующий на занятиях традиционный барьер между преподавателем и студентами. Неуверенные в своих знаниях студенты стремятся принять активное участие в общении, тем самым преодолевая свой барьер неуверенности. Уверенные в себе студенты проявляют большую инициативу в игре, но и менее уверенные в своих знаниях студенты стремятся быть активными партнерами в речевом общении.

В игре студенты овладевают такими элементами речевого общения, как умением начать общение, высказать свое мнение по теме общения, прервать собеседника, согласиться с мнением собеседника или возразить ему, умением слушать собеседника, задавать уточняющие и интересующие вопросы и т.д.

Наиболее интересными собеседниками в игре являются те студенты, которые максимально используют тематическую лексику и активные грамматические структуры, которые наиболее четко распознают заданную ситуацию или в состоянии изменять ситуацию, в которой находятся собеседники, которые могут принять во внимание ту информацию, которая уже известна им (из ситуации, из личного жизненного опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее необходимы для данной темы общения.

Учебное время в ролевой игре полностью отводится иноязычной речевой практике, при этом все участники игры проявляют максимальную активность, стараясь максимально адекватно понять и запомнить реплики других участников игры и соотнести их со своими высказываниями и с ситуацией общения.

Игры оказывают положительное влияние на формирование и развитие познавательных интересов студентов, способствуют мотивированному изучению и освоению иностранного языка, так как в играх студенты убеждаются в том, что они могут самостоятельно оформлять свое иноязычное высказыванию и становиться равноправными участниками реального общения на иностранном языке [2].

Основная подготовительная работа преподавателя заключается в том, чтобы максимально рационально подготовить проведение игры, распределяя роли среди студентов, учитывая их уровень владения разговорным иностранным языком и их знание достаточного количества лексических единиц и грамматических структур.

При распределении ролей преподаватель подробно разъясняет и описывает роль для каждого студента с детальной информацией о человеке, роль которого студенту предстоит играть, в то же время описание роли может быть достаточно кратким для того, чтобы участник игры мог проявить свое креативное мышление.

Тема игры должна быть интересна для студентов, только при этом условии иноязычное общение студентов будет естественным и убедительным.

Благоприятная и доброжелательная атмосферы на занятии, полное взаимопонимание между преподавателем и студентами способствует развитию инициативы студентов, развивает их чувство удовлетворенности от активного участия в игре.

Нельзя забывать о том, что в игре роль преподавателя иная, чем в традиционном учебном процессе, поскольку преподаватель, являясь участником игры наравне со студентами, не вмешивается в ход игры, а только управляет процессом общения, внося необходимые коррективы во время общения.

В ходе ролевой игры преподавателю не следует исправлять речевые ошибки студентов, чтобы не прерывать процесс общения, а лишь записывать наиболее типичные ошибки для последующей их корректировки на следующем занятии.

Обсуждая на последующем занятии проведенную игру, давая оценку участия в ней каждого студента, преподавателю следует быть максимально тактичным, чтобы стимулировать активность студентов при проведении следующей ролевой игры. Сначала

обсуждаются удачные моменты в общении, и только потом можно перейти к имевшимся недостаткам.

Ролевая игра будет только тогда максимально эффективным приемом обучения иноязычной речевой практике, если преподаватель правильно определит целесообразную продолжительность речевого общения. Сюжеты в играх могут быть весьма разнообразными, но при этом они, как правило, имеют одно и то же содержание, а именно: разнообразную деятельность человека и отношения людей в обществе.

Сама процесс игры увлекает студентов, поскольку реально позволяет каждому участнику игры принять активное участие в иноязычном общении. Участвуя в игре, студенты практически используют полученные знания, умения и навыки в речевой практике на иностранном языке в различных речевых ситуациях повседневного общения.

В игре развиваются межличностные отношения в студенческой группе, стимулируется их мотивация к изучению иностранного языка и побуждается желание студентов общаться на изучаемом иностранном языке.

Кроме того, во время проведения ролевых игр воспитываются и развиваются такие личностные качества студентов как толерантность, взаимопомощь, возрастает активность студентов, готовность включаться в разные ситуации общения, креативность, самостоятельность, умение высказать свою точку зрения, быть максимально инициативным, определять оптимальное решение имеющейся проблемы в зависимости от ситуации общения.

Ролевая игра является обучающей игрой, поскольку она предполагает в значительной степени отбор студентами необходимых лексических и грамматических языковых средств, развивает иноязычные речевые навыки и умения, позволяет создать на занятии условия для иноязычного общения студентов в различных повседневных ситуациях общения.

Ролевая игра позволяет студентам представить себя на месте другого человека и оценить себя партнерами по общению. Безусловно, игра ориентирует студентов на прогнозирование своего собственного речевого поведения и речевой реакции на поведение собеседников, развивает умение контролировать свое речевое поведение, объективно оценивать действия других участников игры.

Студенты охотно принимают участие в игре и стремятся к иноязычному общению. Ролевая игра позволяет им расширить или изменить свое представление об имеющихся у них необходимых речевых навыков и умений, значительно улучшить владение грамматическими структурами иностранного языка и продемонстрировать свое владение тематической лексикой.

Ролевая игра характеризуется боле высоким уровнем иноязычного общения по сравнению с обычным традиционным обучением, так как в ролевой игре реализуется конкретные виды деятельности такие, как презентация и обсуждение проекта, участие в международной научной конференции, круглый стол по проблемам научного исследования студентов, которые предполагают активное участие каждого студента.

Выполняя разнообразные задания в игре, студенты видят конкретный результат своего участия в общении, что дает возможность студентам почувствовать свое удовлетворение от совместных действий, возрастает их желание определять и решать возникающие новые задачи средствами иностранного языка.

В игре формируются и развиваются навыки установления межличностных контактов; правильного восприятия и оценивания собеседника с точки зрения его личностных качеств; вырабатываются стратегия и тактика общения, при этом выбираются наиболее подходящие лингвистические формы и средства.

Литература:

1. Буланкина Н.Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку // Иностранные языки. 2012. №3.

2. Семенова Т.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. №7. С. 25-37.

Literature:

1. Bulankina N.E. The system of developing tasks in teaching a foreign language // Foreign languages. 2012. № 3.

2. Semenova ТУ. Influence of educational motivation on students' progress: the role of educational activity //Higher education in Russia. 2016. № 7. P. 25-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.