Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе'

Интерактивные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1278
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / МАЛЫЕ ГРУППЫ / SMALL GROUPS / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / "КРУГЛЫЙ СТОЛ / ROLE GAMES / "ROUND TABLE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абзалова С.А., Нелюбина Е.А.

В новой образовательной ситуации основной целью обучения иностранным языкам в неязыковом вузе становится формирование коммуникативной компетенции. Интерактивные методы, метод работы в малых группах, ролевые игры, дискуссия, «круглый стол», способствуют эффективному достижению этой цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абзалова С.А., Нелюбина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of communicative competence is becoming now the main goal of foreign languages teaching in non-linguistic institutes. Interactive methods such” as work in small groups, role games, discussion, “round table” contribute to effective achievement of this goal.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе»

УДК 378.147:801

С. А. Абзалова, Е. А. Нелюбина ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, малые группы, ролевые игры, дискуссия, «круглый стол.

В новой образовательной ситуации основной целью обучения иностранным языкам в неязыковом вузе становится формирование коммуникативной компетенции. Интерактивные методы, метод работы в малых группах, ролевые игры, дискуссия, «круглый стол», способствуют эффективному достижению этой цели.

Key words: communicative competence, small groups, role games, discussion, "round table".

The formation of communicative competence is becoming now the main goal of foreign languages teaching in non-linguistic institutes. Interactive methods such " as work in small groups, role games, discussion, "round table " contribute to effective achievement of this goal.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реформирование высшего образования, связанное с интеграцией страны в мировое образовательное, информационное и экономическое пространство, поставило перед всеми российскими вузами новые цели и задачи, которые потребовали более эффективных способов их достижения.

В новой образовательной ситуации при подготовке специалистов любой профессии акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций. В связи с этим основной целью обучения иностранным языкам в неязыковом вузе становится формирование коммуникативной компетенции, что соответствует компетентностному подходу, который становится во главу угла современного высшего образования. Компетентностный подход предполагает обучение самому главному - умению самостоятельно мыслить и самостоятельно приобретать знания. Практической реализацией принципов компетентностного подхода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе является овладение студентами коммуникативной компетенцией [1]. Это означает владение таким уровнем знания иностранного языка, который позволяет использовать его для удовлетворения различных профессиональных потребностей, а именно: для квалифицированной иноязычной деятельности по изучению зарубежного опыта в профилирующей и смежных областях науки и техники, для деловых контактов и для совместной с деловыми партнерами производственной и научной работы, для обмена опытом с зарубежными коллегами и для дальнейшего самообразования.

Новые цели образования требуют изменения методов и форм организации образовательного процесса, совершенствования традиционных технологий обучения и разработки новых. Основные методические инновации в российском высшем профессиональном образовании связаны сегодня с использованием интерактивных методов обучения. Инновационные методы преподавания разрабатываются и в зарубежной высшей школе [2]. Наглядным свидетельством неэффективности традиционных методов для формирования речевых навыков служит неспособность выпускников неязыковых вузов к эффективной

иноязычной профессиональной коммуникации. При традиционных методах обучения преподаватель управляет ходом занятия и является основным действующим лицом. Студенты выступают в роли пассивных слушателей, которые выполняют указания преподавателя. Связь преподавателя со студентами осуществляется в виде устных опросов, контрольных работ и тестов. Традиционные методы нацелены на освоение и воспроизведение определенной суммы знаний. Они сохраняют свою актуальность при работе по расширению словарного запаса и осмыслению грамматического материала, но не способствуют формированию коммуникативной компетенции. И именно интерактивные методы обучения стали широко применяться в практике преподавания иностранных языков в неязыковом вузе для достижения новых целей и задач, поставленных перед высшим образованием, так как они способны обеспечить высокую степень активности и самостоятельности студентов.

Термин интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (компьютером, например). Соответственно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого, а также взаимодействие студентов друг с другом, что способствует повышению активности студентов в процессе обучения, причем студенты не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый [3]. По мнению ряда авторов, интерактивное обучение обеспечивает не только взаимодействие, но и взаимопонимание, взаимообогащение [3,4]. При таком обучении студенты выступают не как пассивные слушатели, а как активные участники, субъекты учебного процесса. В то время как традиционные пассивные методы базируются на автократическом стиле, где преподаватель выполняет руководящую функцию, интерактивные методы основаны на демократическом стиле взаимоотношений.

Как было отмечено выше, интерактивные методы обучения отличаются взаимодействием студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Они способствуют вовлечению студентов в активный процесс получения и переработки знаний. А преподаватель направляет деятельность студентов, создает комфортную рабочую атмосферу и стимулирует их творческие способности, познавательную активность, самостоятельность и желание практически использовать иностранный язык.

Итак, при обучении иностранному языку с помощью интерактивных методов акцент перемещается с усвоения определенной суммы знаний по иностранному языку на формирование умений и навыков речевой деятельности и способности применять их в профессиональной деятельности. В условиях профессионально - ориентированного обучения иностранному языку используются следующие методы интерактивного обучения: работа в малых группах, ролевые игры, дискуссии, «круглые столы» ,конференции и т. д.

Метод работы в малых группах. Согласно этому методу для достижения поставленных преподавателем учебных задач студенты делятся на несколько малых групп. Желательно формировать группы обучаемых с учетом психологической совместимости, так как при определенном эмоциональном настрое, в атмосфере доверия и взаимоуважения, где отсутствует страх перед ошибкой, студенты спокойно и уверенно берутся за трудные и ответственные задания. Групповая работа подразделяется на два вида: единую и дифференцированную. В рамках единой работы все группы выполняют одинаковые задания. При дифференцированной работе группы выполняют разные задания при общей для всех студентов теме. Задание выполняется всей малой группой под руководством лидера группы. Лидером малой группы становится самый знающий студент, так как в группу входят студенты с разным уровнем владения иностранным языком. Во время аудиторного занятия преподаватель наблюдает за работой студентов, переходя от группы к группе, подсказывает где требуется, поддерживает рабочее настроение студентов. При возникновении затруднений у студентов преподаватель ненавязчиво предлагает подсказку или стимулирует их на самостоятельный поиск ответа наводящими вопросами, а иногда и сам выступает в качестве участника группы.

Большим достоинством этого метода является тот факт, что помощь «слабым» студентам оказывается не только преподавателем, но и самими студентами. При реализации взаимопомощи «сильные» студенты актуализируют и закрепляют свои знания при объяснении материала «слабым» студентам. В результате такой совместной работы «слабые» студенты обретают большую уверенность в своих силах и вносят свой посильный вклад в решение поставленных задач.

Для успешной деятельности студентов в малой группе требуется как большая подготовительная работа преподавателя, так и его контроль в процессе всей работы малых групп. Преподаватель учитывает и оценивает вклад каждого члена группы.

По окончании работы преподаватель осуществляет контроль знаний методом фронтального и индивидуального опроса. Работа каждого студента оценивается как преподавателем, так и членами других малых групп [5].

Использование метода малых групп исключает пассивность студентов, так как одни выступают в качестве консультантов, другие обучают и обучаются. И все студенты в ходе работы оценивают знания друг друга. Таким образом, комфортная обстановка при работе в малых группах способствует практической реализации и раскрытию творческого потенциала студентов, проявлению самостоятельности и инициативы, снятию речевых барьеров у особо стеснительных студентов.

Результат деятельности студентов выше, так как метод работы в малых группах предполагает совместную деятельность в процессе обучения, взаимопомощь и коллективную ответственность за качество работы отдельных членов группы. Все отличительные характеристики этого метода способствуют лучшему усвоению учебного материала и достижению поставленных целей и задач.

Следующий метод, который способствует вовлечению студентов в активный процесс получения и переработки знаний, является ролевая игра.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.

Ролевая игра - это обучение в действии, речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Ролевая игра носит искусственный, условный характер (представь себе, что ты инженер, экономист, судья или представь себе, что ты проходишь собеседование при устройстве на работу и т.д.).

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях, определяя тем самым выбор языковых средств, и способствует развитию речевых навыков и умений, Ситуации, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на занятиях по иностранному языку к реальному общению. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, доказать, выяснить, чем-то поделиться с собеседником. Студенты наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Ролевая игра представляет собой точную модель общения, так как подражает действительности в самых существенных чертах, в ней как в жизни переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров [6].

Основная цель ролевой игры в неязыковом вузе - формирование и развитие речевых навыков и умений студентов в сфере профессиональной деятельности, тренировка неподготовленной речи.

С позиции преподавателя ролевую игру рассматривают как форму обучения диалогическому общению. Одно из основных требований к ролевым играм состоит в том, что игра организуется таким образом, чтобы студенты могли в активном речевом

диалоговом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал. Процесс обучения приближен к процессу общения и таким образом направлен на практическое пользование языком. Все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику. При этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее.

Успешное проведение ролевой игры требует подготовки и преподавателя, и студентов как по содержанию, так и по форме. Описание роли дается в ролевой карточке, при этом информация может быть представлена детально: даны сведения о человеке (reliable, flexible, considerate) , о его жизненном и речевом опыте. Однако информация не должна быть слишком подробной, так как в этом случае участник игры лишается возможности проявить творчество, домыслить образ персонажа. Роли распределяет преподаватель, но и сами студенты могут их выбрать. Это зависит от особенности группы и личностных характеристик студентов, а главное, от степени владения ими иностранным языком. Отбор лексического материала в ролевой игре ведется с учетом профессиональной направленности обучения.

Для успешного проведения метода ролевой игры преподавателю нужно создать комфортную творческую обстановку и мотивировать студентов. В процессе ролевой игры он управляет общением, подходит то к одному, то к другому студенту, который нуждается в помощи, тем самым осуществляя дифференцированный подход, вносит необходимые коррективы в работу.

При использовании этого метода все обучаемые освобождаются от боязни ошибок, повышается эмоциональный тонус учебного процесса, а подключение эмоциональных факторов к обучению иностранному языку способствует наиболее эффективному овладению иноязычной коммуникативной компетенцией [7].

Игра активизирует стремление к контакту друг с другом и преподавателем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между преподавателем и студентом. Ролевая игра дает возможность робким студентам преодолевать барьер неуверенности, так как, например, в дискуссии студенты-лидеры захватывают инициативу, а стеснительные предпочитают отмалчиваться. А в ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером. Игровое поведение приближается к естественному, если участники овладевают типичными способами речевого взаимодействия.

В ходе игры нецелесообразно сразу исправлять ошибки. Наиболее типичные ошибки студентов рекомендуется записывать и исправлять после игры. По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка, которая ставится за участие каждого студента в проведении ролевой игры. Кроме языковой правильности преподаватель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность студентов на всех этапах работы. Для анализа

игры можно записать необходимую информацию на видео. Студенты увидят, что именно не получилось в игре, какие языковые формы были использованы неадекватно ситуации.

Ролевая игра служит средством закрепления приобретенных речевых навыков и умений, позволяет проконтролировать усвоение лексического и грамматического материала, умение задавать и правильно реагировать на поставленные вопросы.

Ролевая игра положительно влияет на формирование познавательных интересов студентов, способствует осознанному освоению иностранного языка, содействует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Если занятие студентам нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.

Являясь моделью межличностного общения, правильно организованная ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и тем самым выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Дискуссия является, по нашему мнению, наиболее трудоемким методом, так как требует тщательной подготовки как преподавателя, так и студентов. Преподаватель должен внимательно подойти к разработке круга проблем, которые целесообразно вынести на обсуждение. Проблемы должны быть актуальными, затрагивать профессиональные аспекты и тем самым вызывать интерес у студентов, желание участвовать в дискуссии. Ход обсуждения проблем должен способствовать столкновению различных мнений, а, следовательно, развитию дискуссии. Для успешного проведения дискуссии студенты также должны обладать определёнными знаниями, умением самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке. Весь языковой материал, который включается в дискуссию, должен быть предварительно хорошо усвоен студентами. Сама подготовка к такому занятию активизирует познавательную деятельность студентов, стимулирует их самостоятельность в поисках нужной информации. По ходу дискуссии студентам даётся возможность оценить свой уровень владения иностранным языком, применить знания и умения в новой ситуации. Преподаватель должен всегда принимать участие в проводимой дискуссии, стараться стимулировать студентов к речемыслительной деятельности, побуждать их к спонтанному высказыванию, учить умению аргументировать и отстаивать свое мнение.

Метод «круглого стола» целесообразно проводить на итоговых занятиях по иностранному языку. Необходимо заранее составить сценарий занятия, выделить те вопросы, которые следует раскрыть в беседе по теме или проблеме. Нужно отметить, что далеко не все темы позволяют организовать занятие в форме «круглого стола». Для обсуждения подойдут те темы, которые позволяют учащимся обменяться своими впечатлениями, мнениями. При проведении «круглого стола» должна пре-

обладать неподготовленная речь. Конечно, это во многом зависит от уровня подготовки студентов и от обсуждаемой темы. При использовании метода «круглого стола» студенты учатся активно обсуждать заданные темы и проблемы, задавать вопросы, высказывать своё мнение.

Итак, интерактивные методы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, самостоятельность, творчество и фантазию обучаемых, коммуникабельность, активную жизненную позицию, взаимосвязь индивидуальной и групповой формы работы студентов, свободу самовыражения, желание совершенствовать изучаемый иностранный язык. Неоспоримым достоинством интерактивных методов является то, что они имитируют проблемные ситуации, которые встречаются в профессиональной деятельности в реальных условиях, побуждают студентов к принятию решений и достижению поставленных задач. Интерактивные методы обучения иностранным языкам способствуют созданию позитивной комфортной творческой обстановки в учебной аудитории, что позволяет устранять барьеры тревожности и страха говорения на иностранном языке. Эти методы позволяют также реализовать принцип профессиональной направленности обучения, что в свою

очередь, повышает интерес студентов к занятиям по иностранному языку и оптимизирует учебный процесс. При таких методах обучения иностранный язык в неязыковом вузе становится одним из средств активизации познавательной деятельности, изучения специальности и готовности целенаправленно использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности.

Литература

1. Д.Р.Гилязова, Вестник Казанского технологического университета, 16, 24, 291-294 (2013).

2. Н.Ш. Валеева, Э.М. Муртазина, Г.Г.Амирова, Вестник Казанского технологического университета, 16, 20, 361- 365 (2013).

3. И.П. Подласый, Педагогика (книга 1), изд-во Владос, Москва, 1999.576 с.

4. Г.Н. Калабухова, Вестник «ТИСБИ», 2, 47-53 (2013).

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С.Полат, изд-во Академия, Москва, 2002. 272 с.

6. И. Д. Муталапов, Вестник Казанского технологического университета, 16, 11, 289-291 (2013).

7. Г.А. Китайгородская. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика, изд-во Высшая школа, Москва, 2009. 277 с.

© С. Р. Абзалова - канд. ист. наук, доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, sofiko_luck@mail.ru; © Е. А. Нелюбина - канд. филол. наук, доц. кафедры языкознания иностранных языков КФ ФГБОУВПО «РАП», fekla37@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.