Научная статья на тему 'Ролевые игры на уроках английского языка'

Ролевые игры на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1566
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / РОЛЬ / СЮЖЕТ / ROLE-PLAYING GAMES / ROLE / PLOT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Анна Александровна

Статья посвящена идее использования ролевых игр на разных этапах обучения английскому языку с целью развития коммуникативных навыков. Автор делает акцент на педагогической целесообразности использования данного вида игр на уроках английского языка в разных возрастных группах. Актуальность проведения ролевых игр на уроках объясняется тем, что это метод, при котором участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в разных ситуациях обучаются эффективному способу поведения на основе жизненного опыта. В результате повышается эффективность учебного процесса, развиваются коммуникативные навыки обучающихся и появляется мотив для дальнейшего изучения английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE PLAYING GAMES AT ENGLISH LESSONS

This article focuses on the use of role-playing games in different stages of English learning with a view to developing communication skills. Author place emphasis on effectiveness and pedagogical feasibility of using this kind of games in English lessons in different age groups. The relevance of conducting role-playing games in the lessons is explained by the fact that it is a method in which participants of the game, by playing certain roles in different situations, learn an effective way of behavior based on life experience. As a result, the efficiency of the educational process is increased, the communicative skills of students are developed and a motive appears for further study of the English language.

Текст научной работы на тему «Ролевые игры на уроках английского языка»

2. Vinogradov V.S. Lexical questions of translation of fiction. M.: Publishing house of Moscow University, 1978. 172 p.

3. Komissarov V.N., Chernyakovskaya L.A., Latyshev L.K. Text and translation. M.: Science.

4. Fedorov A.V. Fundamentals of the general theory of translation. M.: Higher school, 1983. 303 p.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Филиппова А.А. Email: Filippova685@scientifictext.ru

Филиппова Анна Александровна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 46 им. Героя Советского Союза Георгия Невкипелого,

г. Краснодар

Аннотация: статья посвящена идее использования ролевых игр на разных этапах обучения английскому языку с целью развития коммуникативных навыков. Автор делает акцент на педагогической целесообразности использования данного вида игр на уроках английского языка в разных возрастных группах. Актуальность проведения ролевых игр на уроках объясняется тем, что - это метод, при котором участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в разных ситуациях обучаются эффективному способу поведения на основе жизненного опыта. В результате повышается эффективность учебного процесса, развиваются коммуникативные навыки обучающихся и появляется мотив для дальнейшего изучения английского языка. Ключевые слова: ролевые игры, роль, сюжет.

ROLE PLAYING GAMES AT ENGLISH LESSONS Filippova A.A.

Filippova Anna Aleksandrovna - English Teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL OF GENERAL EDUCATION № 46 ВУ HERO OF THE SOVIET UNION

GEORGE NEVKIPELY, KRASNODAR

Abstract: this article focuses on the use of role-playing games in different stages of English learning with a view to developing communication skills. Author place emphasis on effectiveness and pedagogical feasibility of using this kind of games in English lessons in different age groups. The relevance of conducting role-playing games in the lessons is explained by the fact that it is a method in which participants of the game, by playing certain roles in different situations, learn an effective way of behavior based on life experience. As a result, the efficiency of the educational process is increased, the communicative skills of students are developed and a motive appears for further study of the English language.

Keywords: role-playing games, role, plot.

Согласно ФГОС одним из основных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетентность ориентирована на достижение практического результата владения английским языком, на образование, воспитание и

развитие личности школьника. Актуальность выбранной темы в том, что в этом нам может помочь использование ролевых игр на уроках английского языка.

Ролевая игра может быть рассмотрена как самая верная модель общения, так как она имитирует реалии окружающего мира в самых существенных чертах, кроме того, в ролевой игре имеет место речевое и неречевое поведение коммуникантов [30; с. 69].

Для ролевой игры мы можем брать реальных людей, а можем вымышленных персонажей, героев мультфильмов, сказок и т.д. Существует много разновидностей ролей, которые могут играть дети. Это роль взрослого или ребенка, роль человека определенной профессии, семейные роли, роли сказочных персонажей и т.д. Мы можем разыгрывать ситуации типичные для окружающей среды или придумывать нереальные сюжеты, более театрализованные. Это могут быть военизированные сюжеты, бытовые, фантастические по мотивам книг и т.д.

Учитель рассматривает ее, как форму диалогического общения в процессе обучения. Но ребенок в данной ситуации даже не осознает учебный характер игры. Роль учителя незаметно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся, следить, чтобы на уроке был благоприятный психологический климат, в случае возникновения конфликта среди участников игры, урегулировать его. Очень важна психологическая компетентность преподавателя, чтобы не получить негативный исход игры. Важно следить, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в процессе игры. Во время таких упражнений происходит не только обучение, но и социализация детей. Непринужденная обстановка приводит к тому, что даже неуверенные учащиеся начинают раскрываться и становятся активными в речевом общении. Исчезает психологический барьер, снижается эмоциональная напряженность.

Перед началом игры можно проводить для разминки упражнения пантомимического характера: Покажите удивление, радость, злость... Можно поиграть в игру «Ассоциация». Учащиеся встают в круг. Ведущий игрок молча передает другому загаданный предмет, пытаясь его изобразить жестами, второй ученик изображает и передает этот предмет следующему. И так до последнего игрока. Потом проверяют догадки о том, какой предмет они получили, начиная с конца цепочки. Тот, кто ошибся первым, начинает новую игру. Также можно провести игру «Крокодил». Ведущий называет шепотом задуманный предмет главному игроку, которого в игре называют «Крокодил». Остальные дети не должны слышать загаданное слово. Задача «Крокодила», не разговаривая изобразить жестами и мимикой этот предмет так, чтобы остальные учащиеся отгадали его. Тот, кто отгадает слово, становится «Крокодилом». Другой вариант игры, это когда участники делятся на две команды. Сначала играет первая команда. Ведущий выдает одному игроку карточку с десятью простыми названиями предметов и засекает 2 минуты. За это время игрок должен успеть показать без слов как можно больше предметов, а участники его команды угадать их. Если он не знает, как показать какой-то предмет, то пропускает его и показывает следующий. Потом приступает к игре вторая команда. Выигрывают те, кто угадал большее количество названий предметов. В этих играх не обязательно загадывать предметы, можно явления природы, настроение, черты характера и т.д.

Этапы ролевой игры:1) постановка цели или задачи; 2) обозначение игровых ситуаций; 3) разработка сценария; 4) подготовка необходимого реквизита, ролевых карточек; 5) инструктаж участников; 6) проведение игры; 7) рефлексия и выработка рекомендаций на будущее.

Ролевые игры можно использовать на всех этапах обучения. В начальной школе без ролевой игры не обойтись. Дети должны все прочувствовать, увидеть, понять на примере. Сюжеты могут быть такие, как поход в магазин (покупатель покупает вещи, продукты у продавца); вызов врача на дом (разговор между больным и доктором) и т.д. Также можно разыгрывать известные сказки, а также придуманные самими детьми. В данных ситуациях можно применять маскарадные реквизиты (маски,

костюмы). Необходимо раскрывать детей, учить их изображать своего героя, входить в его образ (походка, жесты, мимика, голос).

Обучающиеся младших классов могут играть куклами, плюшевыми мишками вместо того, чтобы применять роль на себя. Надо учитывать тот фактор, что у каждого ребенка есть свои любимые игрушки, которые они с удовольствием принесут на уроки и будут играть именно с ними.

Для обучающихся среднего школьного возраста чаще всего используются сюжетные ролевые игры бытового содержания. Чтобы справится со своей ролью, учащийся должен взаимодействовать с другими, используя эффективные социальные навыки. Разыгрываемые ситуации должны быть максимально приближены к реальной жизни. У школьников данного возраста возникает повышенный интерес к межличностному общению, поэтому ролевые игры с одноклассниками вызывают у них особый интерес.

Для обучающихся старшего школьного возраста необходимо применять имитационные ролевые игры познавательного содержания, подготавливающие их к будущим социальным ролям. Здесь можно уже устраивать дискуссии, конференции, распределив заранее роли. В процессе игры искать проблемы и находить пути их решения. Со старшими учащимися можно уже обсуждать и проблемы политического, экономического социального и экологического характера.

Использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, развивает коммуникативные навыки учащихся и мотивирует их на дальнейшее изучение английского языка. Во время ролевой игры учащийся чувствует свою принадлежность к коллективу. Он старается, чтобы не подвести остальных участников действия. Происходит максимальная занятость каждого учащегося, вовлеченность его в учебный процесс. Развивается творческая деятельность, инициативность, логическое мышление, умение общаться друг с другом, оказывать поддержку участникам игры.

Список литературы /References

1. Эльконин Д.Б. Э53 Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

1999. 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.