Научная статья на тему 'Ролевой конфликт студент-работник: влияние вторичной занятости на состояние и успеваемость студентов'

Ролевой конфликт студент-работник: влияние вторичной занятости на состояние и успеваемость студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ / РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ФРИЛАНСЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / STUDENT EMPLOYMENT / ROLE CONFLICT / ACADEMICS / PERSONALITY SOCIALIZATION / FREELANCER / PROFESSIONAL GROWTH / SECONDARY EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеджемов Г.А., Захарова А.А.

Исследуется влияние совмещения обучения с работой на академическую успеваемость и эмоциональное состояние студентов. Выделяются проблемы выбора приоритетов, нехватки времени, снижения успеваемости и активности личности. Пассивность и подавленность противопоставляются профессиональному становлению личности и активизации, развитию навыков и получению опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role conflict student-empoyee: the influence of the secondary employment on state and academics off students

There are research the influence of the combining study with work on academics and emotional state of students. We distinguish the problems of choosing priorities, lack of time, reduction the academics and personal activity. Passivity and depression are opposed to professional growth and activation, development the skills and gaining experience.

Текст научной работы на тему «Ролевой конфликт студент-работник: влияние вторичной занятости на состояние и успеваемость студентов»

Ролевой конфликт студент-работник: влияние вторичной занятости на состояние и

успеваемость студентов

The role conflict student-empoyee: the influence of the secondary employment on state and

academics off students

Чеджемов Г. А,

старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет,

РФ, г. Самара e-mail: irongerman@mail. ru

Chedzhemov G. A.,

senior lecturer Samara State Economy University Russia, Samara, e-mail: irongerman@mail.ru

Захарова А. А.,

студент 1 курса, ф-т «Мировая экономика» Самарский государственный экономический университет,

РФ, г. Самара e-mail: zaharova.zaarina2013@ya.ru

Zakharova A. A.

1st year student, faculty of World Economy, Samara State Economy University Russia, Samara, e-mail: zaharova. zaarina2013@ya. ru

Аннотация.

Исследуется влияние совмещения обучения с работой на академическую успеваемость и эмоциональное состояние студентов. Выделяются проблемы выбора приоритетов, нехватки времени, снижения успеваемости и активности личности. Пассивность и подавленность противопоставляются профессиональному становлению личности и активизации, развитию навыков и получению опыта.

Annotation.

There are research the influence of the combining study with work on academics and emotional state of students. We distinguish the problems of choosing priorities, lack of time, reduction the academics and personal activity. Passivity and depression are opposed to professional growth and activation, development the skills and gaining experience.

Ключевые слова: студенческая занятость, ролевой конфликт, академическая успеваемость, социализация личности, фрилансер, профессиональное становление, вторичная занятость.

Key words: student employment, the role conflict, academics, personality socialization, freelancer, professional growth, secondary employment.

Совмещение работы и учебы студентами университетов становиться все более актуальной темой в исследованиях многих экономистов, социологов и психологов. Исследователи отмечают тенденцию к существенному росту численности студентов, совмещающих учебу и работу, во многих странах мира и к увеличению количества времени, которое они уделяют работе 1. Конечно, чаще всего работают студенты заочники, но в современных условиях роста стоимости образования и затрат на различные обучающие курсы, материалы, проживание все чаще и чаще стали работать и студенты очники. По данным опроса, проведенного НИУ ВШЭ совместно с «Левада-центром» в рамках проекта «Мониниторинг экономики развития» в 2013 году, более 60% студентов имеют опыт совмещения учебы и работы, причем более

40% работает постоянно2. Отметим, что сочетание работы с учебой считается вторичной занятостью, хотя во многих случаях она переходит в первичную.

Причин для поиска работы студентов весьма четки и понятны и в рамках данной статьи не имею основополагающего значения. Чаще всего студенты устраиваются на работу по причине нехватки денежных средств, а также из-за несоответствия качества образования и требований рынка труда. Так как во многих организациях для устройства на работу требуют опыт и определенные навыки, которые университетское образование дать не может. Многие таким способом оплачивают свое образование и жилье, другие помогают родителям и совсем в редких случаях копят на определенные цели. Исследование всех этих причин представлено в социологических опросах.

Для детальной оценки состояния студентов необходимо обратить внимание на тенденцию к поиску работу в большей степени у старшекурсников (3-ий и 4-ый курсы) Именно в этой социальной группе наибольший процент работающих (рис 1). Что связанно с более свободным графиком обучения и соответственно наличием времени. Из этого вытекает следующее положение о важности влияния как графика обучения и успеваемости (рис 2) 6., так и графика работы, на формирование загруженности студента, т. е. его физического, эмоционального состояния.

Таким образом, основываясь на данных обследования в рамках Мониторинга образования можно представить вероятность года обучения и совмещения работы.

Год обучения Доля работающих студентов (%)

1 15,74

2 26,05

3 27,44

4 19,41

5 5,62

6 0,15

Магистратура 5,74

Среднее число лет обучения до выхода на рынок труда 2,7 года

Рисунок 1. Зависимость кол-ва работающих студентов от курса обучения.

Распределение обучающихся в отношении условий совмещения учебы и работы

50%

40%

30%

20%

10% 0%

Наличие свободного Хорошая успеваемость в Иные условия

времени/ Понимание и учебе

поддержка со стороны преподавателей, деканата

Рисунок 1. Распределение обучающихся в отношении условий совмещения учебы и работы

Кроме того, большое значение имеет и специализация труда. Конечно, каждый стремится найти работу по своей специальности, но, к сожалению, в современных условиях рынка труда им это удается очень редко. Поэтому большинство учащихся, не предъявляя к уровню квалификации особых требований, занимаются низкоквалифицированным трудом. Т. е. выбирают вид работы, позволяющий совмещать с учебой: работа неполный день, с гибким, сменным или свободным графиком. Как правило такая работа предполагает большие физические затраты и не требует больших интеллектуальных затрат, что может вызывать раздражение, усталость и неудовлетворенность от работы, т. е. изнурять морально3.

В противовес первому положению, студенты, работающие по специальностям, для которых работа является средством для применения университетской теории на практике, для продвижения по карьерной лестнице, не испытывают практически никаких сложностей. Такая работа не оказывает негативного влияния ни на учебу, ни на моральное и физическое состояние. Она, наоборот, кроме дохода, приносит еще и удовлетворение, спокойствие и уверенность. Такие студенты более мотивированны, они стремятся привнести что-то новое в работу и проявляют более высокую продуктивность.

Особенно популярным среди студентов становится течение фрилансеров. 59% всех фрилансеров составляют люди от 18 до 26 лет из них 87% это студенты3. Это наиболее удачный вариант для работы, так как предполагает самостоятельное составление графика и объема работы, удобность работы практически в любом месте и в любое время, независимость как юридическая, так и налоговая.3 Стоит еще отметить и возможность более высокого дохода, чем при работе в организации. Таким образом студенты работаю себе в радость, так как занимаются любимым делом, профессией или хобби. Соответственно здесь стоит отметить и позитивное влияние такое как улучшение успеваемости, продуктивности, активности и удовлетворенности студента.

В любом из трех случаев можно отметить, что работающие студенты характеризуются энергичностью, работоспособностью, высокой самооценкой, малыми требованиями к содержанию работы. Они активны, отличаются энтузиазмом, производительностью и новизной. Условия совмещения формируют в них выносливость, динамичность и большую социальную зрелость4.

Конечно, в данном контексте опыт работы приносит студенту только положительный эффект:

1) Получение дополнительного заработка;

2) Формирование умения time-management;

3) Трудовая адаптация и самореализация;

4) Профессиональная социализация;

5) Формирование ценностных ориентация.

Но существенными, как также отмечалось выше, являются недостатки совмещения учебы и работы:

1) Падение успеваемости;

2) Отсутствие свободного времени;

3) Усталость, подавленность, депрессия;

4) Большое количество пропусков;

5) Академические долги;

6) Конфликт приоритетов и интересов личности.

Так образом в результатах проведенного Забайкальским институтом предпринимательства СибУПК опроса учащихся этого университета на вопрос о недостатках совмещения учебы и работы чуть больше половины респондентов ответили, что это усталость, каждый третий - сложность совмещения (т.е. одно мешает другому) и каждый четвертый - отсутствие свободного времени. Большая часть респондентов (57%) признались, что пропускают занятия из-за учебы6

При определении же уровня успеваемость при вторичной занятости все также основополагающим критерием является работа по специальности (рис. 3)7. Полученные из таблицы результаты дают основание предполагать, что соответствие работы специальности, приобретаемой в вузе, является основополагающим фактором, определяющим влияние совмещения учебы с работой на успеваемость. Продолжая логическую связь можно и говорить об эмоциональной составляющей студентам, т. к. здесь наблюдается прямая зависимость. Настроение, наличие проблем, грусть, раздраженность - все эти составляющие сказываются на успеваемости. Ведь студент в большинстве случаем находясь в таком негативном состояние предпочтет отдых учебе и подготовке к семинарам.

Типы совмещения учебы с работой и успеваемость, %

Учусь удовлетворительно, но бывают пересдачи или "хвосты"

Учусь хорошо, пересдач и "хвостов" не бывает

■ Получаю высшие баллы по большинству предметов

Только учеба 44,9 42,1

Неполный день не по... ННЦ^Н 49,1 35,7

Полный день не по... 49,2 24,9

Неполный день по... ■■!■ 41,5 47,3

Полный день по специальности 34,8 46

0 20 40 60 80 100

Рисунок 2.Типы совмещения учебы с работой и успеваемость

Можно сделать вывод, что работающие студенты каждый день находятся в состоянии ролевого конфликта, когда две роли предъявляют противоречивые требования и тогда выполнение одной из них исключает выполнения части или всех функций другой. Выбор между работой и учебой является выбором направления развития дальнейшей жизни и карьеры студента. Как известно ролевые конфликты человек воспринимает болезненно. Они приносят различную эмоциональную и психологическую нагрузку, делают его более уязвимым.8 В нашем исследовании студент, осваивая роль работника, проходит ролевую подготовку (овладевает новой ролью, адаптируется к ее требованиям, отделяет ее от других ролей, и т. д.). И все это выражается в изменениях его успеваемости, посещаемости, физических, моральных и психологических негативных

изменениях. Но мы доказали и тот факт, что данный ролевой конфликт оказывает не только негативные изменения на личность, но и положительные, приводящие к формированию социально-значимых качеств у студентов, развитию и становлению личности.

Список используемой литературы:

1. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов. 2014. №2 С.

153

2. Красова Е. В. Основные черты студенческой занятости в регионах России (на примере Владивостока и других городов) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. С. 267

3. Стребков Д. О., Шевчук А. В. фрилансеры на российском рынке труда. 2010. С. 49

4. Арискин М. В., Медведев Л. М., Загарина М. С. Совмещение учебы с работой: мотивация и проблемы реализации. // Topical issues of humanities and social sciences 2015. № 5 (50) С. 22

5. Короткова М. С. Социальный портрет работающего студента. (Московский гуманитарный университет) №5 2016 С. 48

6. Бахар Т. Д. Совмещение учебы и работы в современных условиях. Забайкальский институт предпринимательства - филиал ЧОУВО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации», г. Чита. С. 79

7. Янбарисова Д. М. Работа во время учебы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость? №1 2014

С. 226

8. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология (Ростов-на-Дону 2000) С. 187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.