Научная статья на тему 'Ролевая игра на уроках иностранного языка в неязыковых вузах как катализатор развития лексических навыков'

Ролевая игра на уроках иностранного языка в неязыковых вузах как катализатор развития лексических навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
ролевая игра / мотивация / коммуникативная компетентность / лингвистические средства / социо-культурное и личностное развитие. / role-playing game / motivation / communicative competence / linguistic means / socio-cultural and personal development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягнич А. Я.

В статье говорится об использовании в преподавании иностранных языков в неязыковых вузах такого активного метода, как ролевая игра. Основное внимание уделено процессу подготовки игры, ее основным задачам и целям, ходу проведения и практической пользы. Целью является обоснование целесообразности введения ролевых игр на занятиях по иностранному языку как базового инструмента в приобретении и закреплении лексических навыков у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE GAME IN THE FOREIGN LESSONS LANGUAGE IN NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS A DEVELOPMENT CATALYST LEXICAL SKILLS

The article refers to the use of such an active method as role-playing in teaching foreign languages in nonlinguistic universities. The main attention is paid to the process of preparing the game, its main tasks and goals, the course of the conduct and practical benefits. The goal is to justify the feasibility of introducing role-playing games in foreign language classes as a basic tool in acquiring and consolidating students' lexical skills.

Текст научной работы на тему «Ролевая игра на уроках иностранного языка в неязыковых вузах как катализатор развития лексических навыков»

УДК 337

Ягнич А.Я.

Старший преподаватель Института Общественных Наук и Международных отношений, г. Севастополь, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11261

РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Yagnych A. Y.

Senior Lecturer, Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol, Russia

ROLE GAME IN THE FOREIGN LESSONS LANGUAGE IN NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS A DEVELOPMENT CATALYST LEXICAL SKILLS

Аннотация.

В статье говорится об использовании в преподавании иностранных языков в неязыковых вузах такого активного метода, как ролевая игра. Основное внимание уделено процессу подготовки игры, ее основным задачам и целям, ходу проведения и практической пользы. Целью является обоснование целесообразности введения ролевых игр на занятиях по иностранному языку как базового инструмента в приобретении и закреплении лексических навыков у студентов.

Abstract.

The article refers to the use of such an active method as role-playing in teaching foreign languages in non-linguistic universities. The main attention is paid to the process of preparing the game, its main tasks and goals, the course of the conduct and practical benefits. The goal is to justify the feasibility of introducing role-playing games in foreign language classes as a basic tool in acquiring and consolidating students' lexical skills.

Ключевые слова: ролевая игра, мотивация, коммуникативная компетентность, лингвистические средства, социо-культурное и личностное развитие.

Keywords: role-playing game, motivation, communicative competence, linguistic means, socio-cultural and personal development.

Рост интереса к овладению иностранным языком в последние годы обусловлен, прежде всего, развитием международных связей: туризмом, обменом научно-технической информацией, подготовкой высококлассных специалистов для работы за рубежом, а также непосредственным общением с носителями языка. Но это - причины объективные. К субъективным же причинам относится тот факт, что владение иностранным языком рассматривается обучающимися как важное свойство личности. На сегодняшний момент знание иностранного языка - одно из самых важных и необходимых качеств, предъявляемых конкурентоспособным специалистам.

Дисциплина «Иностранный язык» является одним из эффективных средств достижения профессиональной реализации личности, необходимым элементом системы образования. Это значит, что в современных условиях требуется такая политика в сфере иноязычного образования, которая была бы нацелена на удовлетворение как общественных, так и личностных потребностей студентов. Это, в свою очередь, предполагает поиск новых современных технологий в обучении иностранному языку, которые способствовали бы формированию у обучающихся навыков социально-культурной и профессиональной коммуникации, а также умению свободно оперировать их формами и средствами. (4)

Профессиональная коммуникативная компетентность включает в себя ряд компонентов: устное

и письменное иноязычное общение, монолог, диалог, решение различных коммуникативных задач, порождение и восприятие текста и т.д. Можно сказать, что она сводится к регулированию коммуникативного процесса. Исходя из этого, иноязычное образование рассматривается как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие обучаемого. (5)

Для порождения потребности в знаниях и их практического применения, для повышения личностной и познавательной деятельности студентов в условиях аудиторных занятий и в целях приближения их к реальным, методисты предлагают использовать активные методы обучения, а именно -ролевые игры. (6)

Ролевая игра - это одновременно и игровая, и учебная работа, в процессе которой обучающимся отведены определенные роли. Ролевую игру можно рассматривать как самую точную модель общения, т.к. она предполагает имитацию действительности в ее наиболее существенных чертах. Так же, как и в жизни, в ролевой игре тесно переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров.

Уроки иностранного языка рассматриваются как социальное явление, где аудитория - это определенная среда, в которой учебный процесс представляет собой взаимодействие всех присутствующих: студентов и преподавателя. Успех в обучении при этом - результат коллективного использования максимальных возможностей для обучения. А

<<шушетим-ши©мак>>#2(1!4)),2©2© / РИ1ШШ01СЛЬ 8С1Б1ЧСБ8

наиболее широкий потенциал для активации процесса обучения дает, как известно, использование ролевых игр. Ведь ролевая игра - это методический прием, который относится к группе самых активных способов обучения иностранному языку.

Ролевая игра представляет собой воспроизведение ее участниками реальной деятельности людей и создает условия практического общения. Она мотивирует речевую деятельность, поскольку обучающиеся оказываются в ситуации, когда возникает потребность что-то спросить, сказать, доказать, выяснить, либо поделиться какой-то информацией с собеседником. Игра активизирует стремление учащихся к речевому контакту как друг с другом, так и с преподавателем, создает благоприятные паритетные условия в общении, нивелирует традиционный барьер между обучающим и обучаемым.

В ролевой игре каждому отведена определенная роль, которую он должен исполнить. Это позволяет естественным образом преодолеть так называемый барьер боязни говорения на иностранном языке, поскольку учащиеся получают задание и овладевают такими навыками общения, как умение начать беседу, поддерживать ее, задать вопрос, согласиться, либо не согласиться с мнением оппонента, в нужный момент прервать собеседника и так далее.

Фактически все учебное время, отведенное ролевой игре, сводится к речевой практике. Причем максимально активны в ней как говорящий, так и слушающий, поскольку он должен понять фразу партнера, запомнить ее, соотнести с ситуацией и правильно среагировать. Ролевые игры учат быть чувствительными к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является тот, кто может более четко интерпретировать ситуацию, в которой пребывают партнеры, и выбрать наиболее эффективные для общения лингвистические средства.

Ролевая игра может быть использована как на начальном, так и на продвинутом этапе обучения. В детстве особое место отводится игре, в отрочестве - общению. А специфика предмета «Иностранный язык» подразумевает слияние этих двух составляющих в целях успешного овладения речью. (1)

Ролевые игры, применяемые на уроках иностранного языка в неязыковых вузах, должны соответствовать следующим требованиям:

1. Ролевую игру нужно тщательно подготовить с точки зрения как формы, так и содержания, чтобы учащиеся были заинтересованы в необходимости хорошего исполнения тех или иных ролей.

2. Игра должна выступать мотивационным стимулом обучения, вызывать у студентов интерес и желание с отдачей выполнять задания, т.е., проводить ее следует на основе ситуаций, приближенных к реальному общению.

3. Ролевая игра должна быть одобрена и принята всей группой.

177

4. Она должна проводиться в творческой, доброжелательной атмосфере, что позволит снять эмоциональное напряжение участников.

5. Ролевая игра строится таким образом, чтобы учащиеся смогли отрабатывать в активном речевом общении используемый языковой материал с максимальной эффективностью.

6. Огромное значение имеет фактор установления преподавателем контакта со студентами.

7. Преподаватель должен априори не сомневаться в особой значимости ролевой игры, передавая обучающимся, тем самым, на подсознательном уровне чувство уверенности в себе.

Выполняя эти требования, можно ожидать высоких результатов в достижении поставленных целей. Само собой разумеется, без предварительных ступеней претворение в жизнь ролевой игры не представляется возможным. Согласно мнению Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, технология ролевой игры предполагает наличие 3 этапов: подготовительного, непосредственно проведения и контроля. (3)

На подготовительном этапе рассматривается распределение ролей, составление плана, вопросы и ответы, а также сама ситуация в деталях. Он, естественно, предусматривает активную предварительную работу преподавателя и студентов и сводится к выбору темы и формулированию проблемы, повторению языковых средств, описанию речевых намерений: выражение согласия/несогласия, аргументации своего мнения, запросу информации и пр., к подготовке атрибутов игры: таблиц, наглядных пособий, карточек, фрагментов фильмов и т.д., и к уточнению конечной цели игры и результата. (7)

Активный этап проведения включает в себя анализ ситуации, использование в речи необходимых клише и выражений, усвоенной терминологии и других необходимых языковых средств. Предварять ролевую игру должна так называемая фонетическая разминка, способствующая формированию речевых навыков.

Заключительный этап контроля предполагает детальное обсуждение хода игры, а также непосредственное выявление сильных и слабых сторон.

В результате совместной деятельности в ролевой игре каждый студент обретает навыки социального взаимодействия. Игра, включенная в процесс как один из приемов обучения, способствует:

- активизации речемыслительной деятельности и закреплению ранее изученного материала;

- ситуативному моделированию общения обучающихся в различных речевых ситуациях;

- удовлетворению таких потребностей, как самовыражение, самореализация, самоутверждение;

- созданию благоприятного психологического климата в группе, а также эмоциональной вовлеченности обучаемых в этот вид деятельности;

- усилению когнитивного интереса и к коммуникативному взаимодействию;

- повышению качественного уровня профессиональной компетентности;

- формированию и развитию творческого начала у обучающихся.

В заключении хочется обратить внимание на то, что метод ролевых игр далеко не нов. Тем не менее, его необходимо познавать. Но осуществить это можно только при условии, если сам переживаешь этот метод как участник. Ролевая игра - это вид эмоционально-познавательного анализа проблемных и учебных ситуаций на научном уровне. В игре исследуется через симуляцию ситуаций поведение человека в семье, на работе, на улице. (8)

На основании вышеприведенного можно сделать вывод, что ролевая игра является одновременно не только достаточно эффективным способом усвоения знаний, развития различных навыков и умений, но и стимулом, мотивацией к участию в общении. Она демонстрирует умение пользоваться языковыми средствами, служит билингвистиче-скому и бикультурному развитию студентов. Метод ролевой игры вносит свой вклад в развитие коммуникативной компетенции обучаемых.

Таким образом, ролевая игра на уроках иностранного языка обладает большими возможностями как в практическом, так и в образовательном и в воспитательном отношениях.

Список литературы

1. Идиатуллин, А.В. Роль курса иностранного языка в вузах социально-культурного профиля и возможности его профилизации для подготовки современного специалиста. - Эйдос, 2011. - с.11.

2. Новгородова Е.Е. Основные подходы к определению понятия «коммуникативная компетентностью/Гуманитарные научные исследования. - Декабрь 2013. - № 12 [Электронный ресурс] URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5393

3. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. -Минск: ТетраСистемс, 2007. - 352 с.

4. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО - Пресс, 1999. - с. 354.

5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М., 2005. - 335 с.

6. Говене Э. Игра на уроке иностранного языка - Вопросы и методики обучения иностранному языку за рубежом. М. Просвещения, 1978, с. 130-134.

7. Schaller R. Das große Rollenspiel-Buch: Grundtechniken, Anwendungsformen, Praxisbeispiele / R Schaller. - München: Beltz Verlag Weinheim und Basel, 2001. - 208 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.