РОЛЕВАЯ ИГРА КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
© Гудакова Е.В.* *, Зиновьева Т.А.*
Белгородского государственного университета, г. Белгород
В статье затрагивается тема методов обучения иностранным языкам, в частности метод ролевой игры. Выделяются и описываются основные виды и структура ролевой игры, история ее возникновения. Особое внимание уделяется ее значимости в педагогической деятельности.
Ключевые слова иностранный язык, методы обучения, ролевая игра, виды ролевой игры, структура ролевой игры.
В настоящее время потребность в изучении иностранных языков значительно расширяется, увеличиваются области их использования и применения в повседневной жизни. Английский язык начинают преподавать уже во многих детских садах и школах с первого класса, появляется большое количество курсов и факультетов иностранных языков в высших учебных заведения. Следовательно, нам необходимы эффективные методы обучения иностранным языкам. Их существует немалое количество (проектный метод, метод ассоциаций, дискуссионный метод, сопоставительный метод, метод ролевых игр и т.д.), но значимость и результативность их не всегда ясна. Разработкой методов обучения иностранным языкам занимались А.Н. Щукин, Г Лоза-нов, М. Берлиц, Г. Пальмер, О. Есперсен и многие другие ученые.
В данной работе мы уделим особое внимание ролевой игре как методу обучения иностранным языкам. Ее историю возникновения мы можем проследить в трудах Д.Б. Эльконина. Согласно его взгляду, невозможно выделить определенное историческое время возникновения ролевой игры. У разных народов оно зависит от условий их существования и форм перехода на более высокую ступень развития общества. На ранних ступенях дети вступали в жизнь взрослых без подготовки, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. На более поздних ступенях развития общества детям требовалась специальная подготовка для включения в наиболее важные области трудовой деятельности. Для этого придумали уменьшенные по своим формам орудия. Появляются символические игрушки, с помощью которых дети воссоздают те сферы трудовой деятельности, в которых они еще не участвуют, но стремятся к ним [6, с. 106]. Здесь уместно высказывание А.С. Макаренко «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [5, с. 58].
* Студент.
* Студент.
Современные методы и модели в преподавании иностранных языков
173
Сегодня игра рассматривается как один из главных методов в обучении иностранным языкам. Проблемой мотивации обучающихся к изучению материала с помощью игр занимаются многие ученые: И.Л. Бим, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В.М. Филатов, С.Т. Занько и другие. Ролевая игра является наиболее простым и доступным методом в обучении иностранным языкам. Она оптимально позволяет сочетать парные, групповые, а также индивидуальные формы общения на уроке. Ценность ее также заключается в том, что, во-первых, она поддерживают интерес к изучаемому материалу, во-вторых, обеспечивает коммуникативную функцию языка. В процессе игровой деятельности можно легко и успешно вовлечь учеников в устную коммуникацию, создав тем самым приближенную к реальности среду общения. При участии в ролевой игре у обучающихся формируются основы коммуникативной компетенции, что является одной из самых главных задач в обучении иностранному языку. Во многих случаях игра может явиться началом творческой деятельности. По мнению Миролюбова ролевая игра - это метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком [4, с. 203]. Гальскова определяет ролевая игру как простой и естественный способ познания человеком окружающей действительности, наиболее доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками [1, с. 87]. Оллер ДжВ. отмечает, что ролевая игра делает человека более гибким. Добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых ситуациях [2, с. 79].
Ролевую игру, как метод обучения иностранным языкам, можно разделить на несколько видов: контролируемая, умеренно-контролируемая, свободная.
При контролируемой ролевой игре обучающиеся вместе с учителем отрабатывают базовый диалог. Затем на его основе они создают свой диалог, но только с другим накоплением слов, другими вопросами и ответами. Данный вид ролевой игры является наиболее простым.
Что касается второго вида ролевой игры, то в этом случае учитель дает ученикам текст, на основе которого ученики создают диалог. При этом ученики могут задавать свои собственные вопросы в рамках данной темы.
Наиболее сложной является свободная ролевая игра. Ученикам дается только тема игры, а они уже сами должны придумать ситуацию. Им также необходимо самостоятельно продумать все действия, роли и лексику, которую они будут использовать в своей речи.
Кроме этого, ролевая игра бывает длительной и эпизодической.
Также ролевые игры можно разделить на две группы. В первую группу входят фонетические, лексические, орфографические, грамматические игры. Основная цель данных игр - научить учеников правильной и красивой речи. Например, с помощью фонетических игр корректируется произношение, с помощью лексических расширяется словарный запас, необходимый для реализации речевой деятельности и т.д. Вторая группа - это творческие
174
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ролевые игры. Основная цель - развить у учеников быструю реакцию на ту или иную ситуацию в общении, а также организовать способность использовать свои навыки и умения в дальнейшем изучении иностранного языка.
В структуре ролевой игры выделяются три основных этапа: подбор и распределение ролей, выбор исходной ситуации и сами ролевые действия.
Наиболее важные требования к созданию и проведению ролевых игр были выдвинуты В.П. Мильрудом в его работе «Организация ролевых игр на уроке». Во-первых, ролевая игра должна вызывать интерес у учащихся, она должна стимулировать мотивацию в изучении нового материала. Ситуация, выбранная для ролевой игры, должна быть максимально приближена к реальному общению. Во-вторых, ролевая игра должна быть хорошо продумана и подготовлена как с точки зрения содержания, так и формы. В процессе ролевой игры должен быть максимально отработан изученный речевой материал. Только тогда речь учащихся будет убедительной и свободной. В-третьих, ролевая игра должна быть одобрена всей группой и носить доброжелательный характер. К последнему требованию относится умение учителя устанавливать контакт с учениками, создавать благоприятную обстановку на уроке, самому верить в результат ролевой игры и участвовать в ней, но только играя второстепенные неглавные роли [3, с. 10].
Ниже приведены образцы ролевых игр для школьников младших классов.
Игра 1. «Прием на работу»
Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии.
Ход игры: играющие делятся на группы. Один из участников должен найти самую подходящую кандидатуру на предлагаемую работу. Методом устного анкетирования он определяет возможности и умения каждого из участников. Затем, выбирает наиболее достойного и обосновывает свой выбор.
Игра 2. «В универмаге»
Цель: активизация лексики в проблемных ситуациях.
Ход игры: в процессе подготовки к игре обучающиеся готовят «товар для продажи»: изображают на карточках различные предметы одежды, каждая карточка снабжается этикеткой - «Label». На этикетке имеются обозначения: наименование предмета одежды, цвет, размер, материал, название страны изготовителя, цена. Пример: Item - T-shirt, colour - light blue, size -42, material - cotton, country - China, price - 100 roubles. Затем они повторяют изученную лексику: цвета, страны, в которых произведен тот или иной продукт, материалы (wool, cotton, leather и т.д.) начинают игру. Образец диалога:
- Good morning. Can I help you?
- Do you have any Т-shirts in your shop?
- Yes, of course. What size do you need?
- I need size...
Современные методы и модели в преподавании иностранных языков
175
Данные виды ролевых игр способствуют не только запоминанию изучаемого материала, но и эмоциональному подъему в классе, так как обучающиеся, играя ту или иную роль, видят возможность применения данной ситуации в реальной жизни.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ролевая игра - это активный метод, представляющий собой условное воспроизведение реальной практической деятельности. Она может быть контролируемой, умеренно-контролируемой, свободной, длительной и эпизодической. В ее структуре выделяются роли, ситуация и ролевые действия. Значимость ролевой игры в процессе овладения языком велика: она помогает общению, развивает речевой этикет, способствует получению новых знаний и умений, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. В процессе ролевой игры создаются вполне естественные ситуации общения между ее участниками, реализуется речевая и коллективная деятельность.
Список литературы:
1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: ACDE-MIA, 2006. - 336 с.
2. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Луховицкий, А.А. Миролюбов [и др.]. - М.: Высшая школа, 2009. - 345 с.
3. Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - М., 1987. - № 3.
4. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие для учителей / А.А. Миролюбов, И.В Рахманов, В.С. Цейтлин. - М.: Наука, 2003. - 366 с.
5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 505 с.
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ)
© Жарникова И.П.* *, Ткаченко И.А.*
Братский государственный университет, г. Братск
В статье рассматриваются вопросы формирования навыков письменной речи у студентов неязыковых вузов, а также необходимости целена-
* Доцент кафедры Иностранных языков.
* Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат педагогических наук, доцент.