Научная статья на тему 'Ролевая игра как активный метод обучения иностранным языкам'

Ролевая игра как активный метод обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ВИДЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ / СТРУКТУРА РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудакова Е. В., Зиновьева Т. А.

В статье затрагивается тема методов обучения иностранным языкам, в частности метод ролевой игры. Выделяются и описываются основные виды и структура ролевой игры, история ее возникновения. Особое внимание уделяется ее значимости в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ролевая игра как активный метод обучения иностранным языкам»

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

© Гудакова Е.В.* *, Зиновьева Т.А.*

Белгородского государственного университета, г. Белгород

В статье затрагивается тема методов обучения иностранным языкам, в частности метод ролевой игры. Выделяются и описываются основные виды и структура ролевой игры, история ее возникновения. Особое внимание уделяется ее значимости в педагогической деятельности.

Ключевые слова иностранный язык, методы обучения, ролевая игра, виды ролевой игры, структура ролевой игры.

В настоящее время потребность в изучении иностранных языков значительно расширяется, увеличиваются области их использования и применения в повседневной жизни. Английский язык начинают преподавать уже во многих детских садах и школах с первого класса, появляется большое количество курсов и факультетов иностранных языков в высших учебных заведения. Следовательно, нам необходимы эффективные методы обучения иностранным языкам. Их существует немалое количество (проектный метод, метод ассоциаций, дискуссионный метод, сопоставительный метод, метод ролевых игр и т.д.), но значимость и результативность их не всегда ясна. Разработкой методов обучения иностранным языкам занимались А.Н. Щукин, Г Лоза-нов, М. Берлиц, Г. Пальмер, О. Есперсен и многие другие ученые.

В данной работе мы уделим особое внимание ролевой игре как методу обучения иностранным языкам. Ее историю возникновения мы можем проследить в трудах Д.Б. Эльконина. Согласно его взгляду, невозможно выделить определенное историческое время возникновения ролевой игры. У разных народов оно зависит от условий их существования и форм перехода на более высокую ступень развития общества. На ранних ступенях дети вступали в жизнь взрослых без подготовки, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. На более поздних ступенях развития общества детям требовалась специальная подготовка для включения в наиболее важные области трудовой деятельности. Для этого придумали уменьшенные по своим формам орудия. Появляются символические игрушки, с помощью которых дети воссоздают те сферы трудовой деятельности, в которых они еще не участвуют, но стремятся к ним [6, с. 106]. Здесь уместно высказывание А.С. Макаренко «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [5, с. 58].

* Студент.

* Студент.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

173

Сегодня игра рассматривается как один из главных методов в обучении иностранным языкам. Проблемой мотивации обучающихся к изучению материала с помощью игр занимаются многие ученые: И.Л. Бим, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В.М. Филатов, С.Т. Занько и другие. Ролевая игра является наиболее простым и доступным методом в обучении иностранным языкам. Она оптимально позволяет сочетать парные, групповые, а также индивидуальные формы общения на уроке. Ценность ее также заключается в том, что, во-первых, она поддерживают интерес к изучаемому материалу, во-вторых, обеспечивает коммуникативную функцию языка. В процессе игровой деятельности можно легко и успешно вовлечь учеников в устную коммуникацию, создав тем самым приближенную к реальности среду общения. При участии в ролевой игре у обучающихся формируются основы коммуникативной компетенции, что является одной из самых главных задач в обучении иностранному языку. Во многих случаях игра может явиться началом творческой деятельности. По мнению Миролюбова ролевая игра - это метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком [4, с. 203]. Гальскова определяет ролевая игру как простой и естественный способ познания человеком окружающей действительности, наиболее доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками [1, с. 87]. Оллер ДжВ. отмечает, что ролевая игра делает человека более гибким. Добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых ситуациях [2, с. 79].

Ролевую игру, как метод обучения иностранным языкам, можно разделить на несколько видов: контролируемая, умеренно-контролируемая, свободная.

При контролируемой ролевой игре обучающиеся вместе с учителем отрабатывают базовый диалог. Затем на его основе они создают свой диалог, но только с другим накоплением слов, другими вопросами и ответами. Данный вид ролевой игры является наиболее простым.

Что касается второго вида ролевой игры, то в этом случае учитель дает ученикам текст, на основе которого ученики создают диалог. При этом ученики могут задавать свои собственные вопросы в рамках данной темы.

Наиболее сложной является свободная ролевая игра. Ученикам дается только тема игры, а они уже сами должны придумать ситуацию. Им также необходимо самостоятельно продумать все действия, роли и лексику, которую они будут использовать в своей речи.

Кроме этого, ролевая игра бывает длительной и эпизодической.

Также ролевые игры можно разделить на две группы. В первую группу входят фонетические, лексические, орфографические, грамматические игры. Основная цель данных игр - научить учеников правильной и красивой речи. Например, с помощью фонетических игр корректируется произношение, с помощью лексических расширяется словарный запас, необходимый для реализации речевой деятельности и т.д. Вторая группа - это творческие

174

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ролевые игры. Основная цель - развить у учеников быструю реакцию на ту или иную ситуацию в общении, а также организовать способность использовать свои навыки и умения в дальнейшем изучении иностранного языка.

В структуре ролевой игры выделяются три основных этапа: подбор и распределение ролей, выбор исходной ситуации и сами ролевые действия.

Наиболее важные требования к созданию и проведению ролевых игр были выдвинуты В.П. Мильрудом в его работе «Организация ролевых игр на уроке». Во-первых, ролевая игра должна вызывать интерес у учащихся, она должна стимулировать мотивацию в изучении нового материала. Ситуация, выбранная для ролевой игры, должна быть максимально приближена к реальному общению. Во-вторых, ролевая игра должна быть хорошо продумана и подготовлена как с точки зрения содержания, так и формы. В процессе ролевой игры должен быть максимально отработан изученный речевой материал. Только тогда речь учащихся будет убедительной и свободной. В-третьих, ролевая игра должна быть одобрена всей группой и носить доброжелательный характер. К последнему требованию относится умение учителя устанавливать контакт с учениками, создавать благоприятную обстановку на уроке, самому верить в результат ролевой игры и участвовать в ней, но только играя второстепенные неглавные роли [3, с. 10].

Ниже приведены образцы ролевых игр для школьников младших классов.

Игра 1. «Прием на работу»

Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии.

Ход игры: играющие делятся на группы. Один из участников должен найти самую подходящую кандидатуру на предлагаемую работу. Методом устного анкетирования он определяет возможности и умения каждого из участников. Затем, выбирает наиболее достойного и обосновывает свой выбор.

Игра 2. «В универмаге»

Цель: активизация лексики в проблемных ситуациях.

Ход игры: в процессе подготовки к игре обучающиеся готовят «товар для продажи»: изображают на карточках различные предметы одежды, каждая карточка снабжается этикеткой - «Label». На этикетке имеются обозначения: наименование предмета одежды, цвет, размер, материал, название страны изготовителя, цена. Пример: Item - T-shirt, colour - light blue, size -42, material - cotton, country - China, price - 100 roubles. Затем они повторяют изученную лексику: цвета, страны, в которых произведен тот или иной продукт, материалы (wool, cotton, leather и т.д.) начинают игру. Образец диалога:

- Good morning. Can I help you?

- Do you have any Т-shirts in your shop?

- Yes, of course. What size do you need?

- I need size...

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

175

Данные виды ролевых игр способствуют не только запоминанию изучаемого материала, но и эмоциональному подъему в классе, так как обучающиеся, играя ту или иную роль, видят возможность применения данной ситуации в реальной жизни.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ролевая игра - это активный метод, представляющий собой условное воспроизведение реальной практической деятельности. Она может быть контролируемой, умеренно-контролируемой, свободной, длительной и эпизодической. В ее структуре выделяются роли, ситуация и ролевые действия. Значимость ролевой игры в процессе овладения языком велика: она помогает общению, развивает речевой этикет, способствует получению новых знаний и умений, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. В процессе ролевой игры создаются вполне естественные ситуации общения между ее участниками, реализуется речевая и коллективная деятельность.

Список литературы:

1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: ACDE-MIA, 2006. - 336 с.

2. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Луховицкий, А.А. Миролюбов [и др.]. - М.: Высшая школа, 2009. - 345 с.

3. Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - М., 1987. - № 3.

4. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие для учителей / А.А. Миролюбов, И.В Рахманов, В.С. Цейтлин. - М.: Наука, 2003. - 366 с.

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 505 с.

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ)

© Жарникова И.П.* *, Ткаченко И.А.*

Братский государственный университет, г. Братск

В статье рассматриваются вопросы формирования навыков письменной речи у студентов неязыковых вузов, а также необходимости целена-

* Доцент кафедры Иностранных языков.

* Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.